43       Два Борисовича, князья Волоцкие, завещали каждый вклады в Пафнутьев монастырь: «Федор десять рублей, Иван десять рублей да кожух камка – Есеев корень» (Собр. Гос. гр. и дог., т. I, 132 и 151). Князь Дмитрий Иванович в своей духовной просит великого князя Василия, не назначая что именно, дать по душе его и «в Боровск в Пафнутьев монастырь» (Собр. Гос. грам. и дог., т. I, 147). Великий князь Василий Иванович избрал восприемниками своего первого сына двух постриженников и учеников Пафнутьевых, Данила Переяславского и Кассиана Босого. Степенная книга (ч. 11, стр. 207) отметила этот случай, что царя Иоанна крестили старцы постриженники святого Пафнутия. Царь Иван Васильевич в послании к игумену Кирилло-Белозерского монастыря рассказывает о посещении Пафнутием обители Сергия преподобного; а в другом месте того же послания называет Пафнутия светильником наряду с Московскими святителями и преподобным Сергием (Акты истор., т. I, стр. 382 и 292). 44       В 1584 г. епископ Рязанский Леонид напоминает царю Федору Ивановичу, что отец его родился по молитвам Пафнутия (Акты истор., т. I, стр. 410). В связи с отношениями, какими были у Пафнутия с великими князьями московскими, находится и самая похвала ему, заключающая Вассианово жизнеописание Пафнутия: «Возвеличи тя сама Царица и Богородица мати Господня и показа тя знаема во всей рустей земли». «Радуйся, Пафнутие, благочестивому и христолюбивому самодержцу русския земля – теплой молебник к Богу» и далее о великом князе: «да венчает Бог его благородныя чади венцем царствия в род и род и да взыщут руце их на плеща врагов их и державу их мирну устроит Господь». 45       Повесть Иннокентия о преставлении Пафнутия начинается так: «Позва мя старец походити за монастырем. Егда же изыдох, тогда начать шествовати к пруду, его же сзда многим трудом своим. Егда же приидохом на заплот, узре поток водный явльшиися под мост и начат мя учити, како заградити путь воде». 47       См. похвальное слово митрополиту Ионе, в Сборнике XVI века, за 1419, указанном в описании рукописных сборников Новгородской Софийской библиотеки (См. Летопись занятий Археогр. ком., вып. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Чрез несколько лет, по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных [ 4 ]. Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, великий князь Василий Васильевич [ 5 ] созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской митрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский [ 6 ]: все знали его за мужа добродетельного и святого. Он отправился с посланием великого князя в Царьград к царю Иоанну Палеологу [ 7 ] и к святейшему патриарху Иосифу [ 8 ] принять поставление на митрополию. Но еще до его прибытия в Царьград зломудренный Исидор, из Фессалоник родом [ 9 ], уже принял посвящение на митрополию Российскую и был отпущен из Царьграда в Россию. По отъезде его, прибыл в Царьград и святой Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе: — Что мы можем теперь сделать тебе? Ты опоздал своим приходом к нам; мы уже поставили на Российскую митрополию Исидора и не можем изменить этого: Исидор уже теперь митрополит Российский. Возвратись на свою кафедру и жди, что устроит Бог о Исидоре. Когда он умрет или по какому-либо случаю его станут заменять, тогда, по благословению от Константинопольского патриаршего престола, ты будешь поставлен митрополитом Киева и всея России. Итак они отпустили святого Иону домой. Исидор же сначала прибыл в Киев; потом он отправился в Москву весною, и прожив там всю рабочую пору до осени, отправился на запад, на Флорентийский собор, как бы для утверждения православной веры. Пробыв там три года, он возвратился в Киев отступником от Восточной церкви, но не был принят там; тогда он отправился в Москву, чтобы распространять свое отступническое учение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Летом 1605 года войска Самозванца находились в Туле. Туда и прибыла делегация бояр. Самозванец приказал расправиться с семьей Годуновых и приготовить столицу к торжественному въезду нового царя. Бояре исполнили указания Самозванца, и Годуновы были казнены. Но Самозванцу противостал патриарх Иов. Он отказался признать в нем законного царя. Боярская дума поспешила исполнить еще одно указание Самозванца – в Успенском соборе, при стечении народа, боярин П. Ф. Басманов проклял патриарха. С него содрали святительское облачение и возложили черные одежды. Престарелого, слепнувшего патриарха заточили в Успенском монастыре в Старице, в котором он когда-то был игуменом. Стремясь придать своему воцарению законную форму, Лжедимитрий I созвал в Москве епископский собор, который утвердил смещение патриарха Иова, поскольку тот был стар и слеп. Патриархом был избран архиепископ Рязанский Игнатий, родом грек с острова Кипр. В свое время благодаря заступничеству Бориса Годунова он стал архиепископом Рязанским и первым из епископов предал семейство Годуновых. Никто из епископов не дерзнул поднять голоса против Игнатия. Одним из замыслов Лжедимитрия I было введение Унии 444 . Женившись на католичке Марине Мнишек и заручившись согласием патриарха Игнатия, Лжедимитрий принялся было проводить в жизнь свой замысел. И вот тогда прозвучал голос митрополита Казанского Гермогена. Он первым выступил против того, чтобы Лжедимитрий женился на католичке, чем вызвал гнев нового царя. Митрополит Гермоген был удален из Москвы, исключен из членов освященного собора и, как полагают, был лишен сана и заточен в одном из казанских монастырей. Его примеру последовал лишь епископ Коломенский Иосиф и некоторые протоиереи. Духовенство было также деморализовано во время кровавого правления царя Иоанна Грозного. Но Лжедимитрий I продержался на царском престоле менее года. В начале мая 1606 года Самозванец был убит. Игнатий лишен патриаршества и заточен в Чудовом монастыре в Кремле «на покаяние». По воле московских бояр и освященного собора царский престол занял престарелый князь Василий Иванович Шуйский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Слово архимандрита Василия (Данилова) при наречении во епископа Касимовского и Сасовского 25 октября 2018 г. 16:21 25 октября 2018 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Василия (Данилова) , клирика Рязанской епархии , во епископа Касимовского и Сасовского. При наречении архимандрит Василий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, благословением Вашего Святейшества и решением Священного Синода Русской Православной Церкви, определившим быть мне правящим архиереем Касимовской епархии , призываюсь ныне к высокому епископскому служению. Трепещет мое сердце перед великим таинством архиерейской хиротонии, стою перед вами, осознавая свои недостатки, и только надежда на Божественную благодать, всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую и ваши святительские молитвы, придают мне сил принять избрание на столь ответственное служение. Оглядываясь на свою жизнь, понимаю, что без воли Божией ничего не совершается. Воспитываясь в семье священнослужителя, я с раннего детства был при храме, пономарил в алтаре, пел в церковном хоре. Когда в старших классах перед моими сверстниками стоял вопрос выбора будущего призвания, для меня не было неуверенности и сомнений — я хотел служить Богу и людям. Видя труды своего отца, видя, как он посвящает всего себя храму и своим прихожанам, я осознавал, в чем сердцевина пастырства — служить Христу, отдавая всего себя, не имея оправдания усталостью или занятостью своими делами, когда в любое время дня или ночи нужно, не взирая ни на что, вставать и идти, выполняя свое пастырское предназначение. Тем паче служение епископское, преисполненное жертвенной любви к людям, готовности к любым испытаниям, открывает для принявшего архиерейскую благодать шествие по тернистому пути, дабы быть верным даже и до смерти (см. Откр. 2:10). Кто как не епископ должен быть примером для своих пасомых, исполняя завет апостола Павла: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

http://patriarchia.ru/db/text/5290162.ht...

В следующий 1856 год, ознаменованный венчанием на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, лавра и Академия светло ликовали, узрев Богом венчанных Царя и Царицу. В августе и сентябре этого года приезду Государя Императора в лавру предшествовал приезд туда миогих святителей, долженствовавших принять участие в священнодействии коронования, и многих иностранных посланников. Из архиереев были в лавре: Никанор митрополит новгородский, Иосиф митрополит литовский, Арсений архиепископ варшавский, Василий архиепископ полоцкий, Гавриил архиепископ рязанский и Филофей епископ костромский. Августа 22 обозревал храмы, ризницу и достопримечательности лавры принц прусский Фридрих Вильгельм. 1-го сентября посетила лавру великая Княгиня Мария Павловна, 6-го сентября – принцы Николай и Александр Ольденбургские; 13-го числа – великая Княгиня Мария Николаевна с князьями Романовскими, Николаем и Евгением; 14-го числа – принц Нидерландский Фридрих. Но самыми радостными и торжественными днями были 19 и 20 числа сентября. В 4 часа пополудни 19 числа изволили прибыть ко вратам лавры Государь Император с Государыней Императрицей, Наследник Цесаревич великий Князь Николай Александрович, великие Князья Александр, Владимир и Алексий Александровичи и Михаил Николаевич. Государь Император был встречен в св. воротах приветственной речью митрополита и потом изволил шествовать в Троицкий собор, близ которого на проспекте стояли студенты Академии, а при самом входе в собор наставники ее. Их Величества слушали молебен и после речи митрополита, обращенной к преп. Сергию, возложили на главу Преподобного пожертвованный Ими покров, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. После молебна у Их Величеств был обеденный стол, к которому вместе с митрополитом удостоены приглашения ректор Академии архимандрит Евгений и наместник лавры архимандрит Антоний. В 7 часов Их Величества и Их Высочества слушали в соборе всенощное бдение и на другой день 20 числа литургию. Возвратясь от литургии Государь Император удостоил принять от митрополита поднесенные Его Величеству от имени Академии некоторые из печатных сочинений студентов и два нарочито к сему случаю приготовленные, но по недостатку времени не могшие явиться в печатном виде, произведения: профессора А. В. Горского Историческое изложение обрядов Царского священного коронования и помазания и бакалавра С. К. Смирнова Стихотворение на пришествие в Троице-Сергиеву лавру Их Величеств после коронования Их 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Списатель жития Иоанна, архиепископа Новгородского, говорит о себе, что и он не верил святости этого Святителя и за то был наказан 233 . Зиновий Отенский упоминает о многих лицах, которые “завистию ятии болят о чести отца нашего” Зосимы Соловецкого 234 . В свою очередь и новгородцы стали чтить покровителя Москвы преподобного Сергия только при Василии Тёмном. В житие Михаила Клопского занесён рассказ о том, как однажды граждане Новгородские ехали на лодке из Перекома и хотели зайти в Клопский монастырь поклониться мощам угодника, но священник, ехавший с ними, “взбесне и возопи гласом, не повеле к брегу устремлятися, ниже к обители всходити: бе бо к святому неверием одержим” 235 . О Кассиане, епископе Рязанском и Муромском, есть предание, что он не оказал уважения мощам Димитрия Прилуцкого 236 ; к Иосифу Волоколамскому не питали большого уважения ни Нил Сорский, ни инок Вассиан Патрикеев 237 . В житие митрополита Ионы занесено несколько примеров неуважения к этому Святителю; ещё при его жизни не хотел слушать его определений известный подвижник того времени Пафнутий Боровский; один боярин Василий Кутуз “имяше неверие к Ионе” и потому не принимал его благословений; другой муж, также одержимый неверием к святому, не признавал чуда, совершённого им над больною царскою дочерью: “глаголаше — се недуг якоже прииде, тако и отиде, ино ничтоже есть, и некая словеса хульная изрече”; когда был призван к Святителю для вразумления “он наипаче нача хульныя глаголати” 238 . Плач Пермской земли о святом Стефане служит не менее сильным доказательством того, как каждая сторона дорожила своею местною святынею и недовольна была уменьшением её славы. “По смерти святаго Стефана в Москве мы стали поношением для соседей наших и для язычников — Лопи, Вогуличей, Югры, Пинеги. О епископе наш добрый! Зачем мы отпускали тебя в Москву, где почил ты! Лучше было бы нам, если бы гроб твой находился в земле нашей и пред очами нашими За что обидела нас Москва? Эта ли ея правосудие? Она имеет у себя своих митрополитов и святителей, а у нас был один епископ, и того она к себе взяла, и теперь мы не имеем даже епископского гроба” 239 .

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Разлученный с паствою и находясь в Москве, блаженный Питирим не переставал заботиться о пасомых: он лично ходатайствовал у великого князя о защите Перми от нападения врагов, но Василий Васильевич, при всем уважении к святителю, при всем желании исполнить его просьбу, мог сделать тогда только то, что сложил подати с пострадавших, а его семейство наделило Питирима разными вкладами и подарками для зырян. Отпущенный великим князем с честью, святитель поспешил выехать из Москвы в свою далекую епархию, чтобы обрадовать своих пасомых милостями государя. Но нерадостно было его возвращение в Устьвым. С прискорбием он узнал здесь, что во время его отсутствия Асыка изменил своим клятвам и снова, сделав нападение на ближайшие к Печере зырянские селения, захватил в плен беззащитных жителей и с награбленным имуществом удалился в верховья Печеры. Жители, лишенные крова и имущества, толпами собрались в Устьвым, оплакивая потерю кто отца или матери, кто жены и детей. Блаженный Питирим, вполне сочувствуя постигшему их бедствию, старался утешить их своими отеческими беседами, обнадеживал помощью и милостями великого князя и все, что привсз из Москвы, роздал раззоренным жителям, чтобы хотя сколько нибудь облегчить их несчастье. Среди этих трудов и отеческих забота о пастве святитель в 1448 году снова был вызван в Москву на поставление митрополита русской церкви, которого уже восемь лет не было в Москве, но причине смут, произведенных галичскими князьями, домогавшимися великого княжения. Епископы Ефрем ростовский, Варлаам коломенский, Авраамий суздальский и Питирим пермский прибыли в Москву, другие прислали грамоты, изъявляя свое согласие на избрание собора; по единодушному желанию всех рязанский епископ Иона был избран и посвящен в митрополиты московские. Личное присутствие на этом соборе святителя Питирима, не смотря на отдаленность его епархии, показывает то уважение, какое имели к нему современники и великий князь, который не решился без него приступить к столь важному делу, показывает также ревность самого святителя и его заботы о пользе церкви и отечества: святитель не ограничился посылкою грамоты, но счел долгом лично явиться на собор, не смотря на отдаленность и продолжительность путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Епископ Калужский; 1825 Архиепископ Рязанский; 1828 Казанский; 1836 Ярославский, а с 1837 Митрополит Киевский; умер в конце 1857 г. О. Б. 42 Филарет (в свете Василий) Дроздов, сын Диякона Кафедрального Богоявленского собора в городе Коломне, после Священника и Протоиерея; родился 26 Декабря, 1782 г., учился в Коломенской, а с 1803 года в Сергиевой Лаврской Семинариях, с Ноября Учитель Греческого и Еврейского языков, 1806 Пиитики, 1808 Риторики, Ноября 16 монах, потом Иеродиакон; в Марте 1809 Инспектор Петербургской Семинарии и Преподаватель Философии, с званием Академического Баккалавра; в Марте Иеромонах; 1810 Баккалавр Богословия в Академии; в Июле 1811 Архимандрит; 11-го Марта, 1812, Ректор Академии и Профессор Богословских наук; Августа 5, 1817 Епископ Ревельский и Викарий Петербургский; 1819 Марта 15, Архиепископ Тверской; 1820, Сентября 26, Ярославский; 1821, Июля 3, Московский; 1826, Августа 22, Митрополит; скончался 19 Ноября, 1867 г. и погребен в Троицкой Лавре. О. Б. 44 Речь идет о вызове в Петербург Гавриила из Рязани, для присутствования в Св. Синоде, 1841 г. О. Б. 48 На место Кирилла (в бельцах Константина) Платонова, Магистра Петербургской Академии 1-го выпуска (в списке 8-го), в коей быль по том 3 года (с Августа 1814 г.) Баккалавром Общей Церковной Истории; с 1817 Ректором Полтавской (в Переяславле) Семинарии; 1819 Ректором Московской Академии; с Октября 1824 Епископом Дмитровским и Викарием Московским; с Марта 1827 Вятским; 1832 Архиепископом Каменец-Подольским; скончался во время нахождения в Петербурге, для присутствования в Св. Синоде, 1841 г., и погребен в Лавре. О. Б. 49 В мире Иван Васильевский, сын Дьячка Васильевской церкви в Калуге, учился в Троицкой Семинарии, потом Священник в Калуге, по открытии Епархии Протоиерей; с 1807 г. монах и Законоучитель в Коммерческом Училище; за тем Архимандрит и Ректор Калужской Семинарии; с 1810 г. на чреде в Петербурге; с Генваря Инспектор Академии; 1812 Епископ Тамбовский, потом Архиепископ Астраханский и Екзарх Грузии; с 1828 Митрополит и Член Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Много значило для блаженной по­становление Трулльского собора об этом предмете 597 , а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор постановил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходить в иной» (пр. 21). Так блаженная Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не до­ зволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 598 ; тем более что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запре­тил монаху с монахинею говорить наедине 599 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посе­тителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 года. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Константинопольский собор 692 года писал: «Не сле­дует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась вос­поминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрите­ли думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 600 . Молитвы святой Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 601 12 апреля 811 го­да, на 57 году ее жизни. Память святителя Василия, епископа Рязанского В сказании «о граде Муроме и о епископии его» 602 читаем: «неколи- кое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010