Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Варсонофий Тверской, свт. - житие Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец (Память 11 апреля и 4 октября по старому стилю) Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания.

http://pravicon.com/info-1921

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Варсонофий Тверской, свт. Описания иконы Варсонофий Тверской, свт. - житие Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец (Память 11 апреля и 4 октября по старому стилю) Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как жи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. Около 1665.] Саккос митрополита Ростовского Ионы (фрагмент). Строгановские мастерские. Шитьё. Русь. Около 1665 г. Ярославский архитектурно- художественный музей - заповедник (инв. 5432). Файл 4602.jpg:   Размер: 512x1200, 0.61 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (134) , (1) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4606.jpg:   Размер: 654x1200, 0.78 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (0) . Описание: [Москва. 2004.] Казанские святители и свт. Никандр Мирский. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2004 г.Собрание иером. Никандра (Троице-Сергиева Лавра). Файл 4607.jpg:   Размер: 1108x1200, 1.33 MPix, 219 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (195) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1374

Отошла ко Господу почетная настоятельница Варсонофиевского монастыря Краснослободской епархии игумения Варсонофия (Кузьмичева) 28 апреля 2022 г. 14:02 В 4 часа утра 26 апреля 2022 года, во вторник Светлой Седмицы, на 86-м году жизни отошла ко Господу первая игумения и почетная настоятельница Варсонофиевского женского монастыря Краснослободской епархии игумения Варсонофия (Кузьмичева). Отпевание почившей состоялось 28 апреля после Литургии в Варсонофиевской обители. Богослужение возглавил епископ Краснослободский и Темниковский Климент . Игумения Варсонофия (в миру Валентина Кузьминична Кузьмичева) родилась в благочестивой семье 1 мая 1936 года в селе Степное Кучкинского района Пензенской области. Была крещена в детстве. В 1946 году семья переехала в Пензу, где Валентина окончила среднюю школу и в 1953 году начала работать на заводе «Электроприбор» слесарем-сборщиком. В 1967 году была переведена на должность переплетчицы, на которой проработала до пенсии. На протяжении многих лет во время отпуска переплетала книги в Псково-Печерском мужском монастыре. В 1992 году вышла на пенсию, несла послушание псаломщицы. 25 августа 1996 года была зачислена в число сестер Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия. 10 октября 1996 года иеромонахом Алексием (Дегаевым) была пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, в храме святителя Варсонофия Варсонофиевского женского монастыря. 3 марта 1997 года указом 28 епископа Саранского и Мордовского Варсонофия была назначена настоятельницей монастыря. Ко дню Святой Пасхи 2002 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была удостоена сана игумении. 17 октября 2011 года епископом Краснослободским и Темниковским Климентом награждена наперсным крестом с украшениями. 10 июля 2021 года в связи с достижением 85-летия и длительной болезнью подала прошение о почислении на покой. 24 марта 2022 года решением Священного Синода была освобождена от должности игумении Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи ( журнал 27 ) . Краснослободская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря Источник Более пятисот лет существует Николаевский Пешношский монастырь. Основанный преподобным Мефодием († 4-го июня 1393г.), учеником преподобного Сергия Радонежского вдали от городов и селений среди болот и лесов, он, несмотря на все невыгодные для своего существования условия, не только устоял, но сделался известным во всех концах православной России. Много бурь и невзгод пронеслось над ним: то пожары истребляли почти все его здания; то Ляхи напали, разграбили и убили в нем несколько иноков; то последовало закрытие и обращение его в приходскую церковь 1 . Но значительно более видел он светлых дней, когда по молитвам своего первоигумена, преподоб. Мефодия и всегдашнего покровителя Святителя Николая благословение Божие воочию разливалось на него. Одну из светлых страниц истории монастыря представляет время, когда был игуменом в нем Варсонофий, впоследствии прославленный Богом святитель и чудотворец Казанский. Представляем вниманию читателя описания деяний его, как настоятеля Пешношского. Святитель Варсонофий родился в 1495 году, в городе Серпухове, где родитель его был священником; во святом крещении наречен он был Василием. Недолго суждено ему было жить в родном городе, в родной семье. Получив первоначальное образование в доме родителя, он еще в юных годах (на 17году) был взят в плен татарами, где и находился около трех лет. Там безропотно перенося все неприятности своего положения, он приучил себя к труду и терпению, покорности и кротости. Выкупленный из плена отцом, он не захотел жить в его доме, но, получив благословение, отправился в Москву и в Андрониковой обители принял монашество с именем Варсонофия. Строгий к себе от юности, он еще строже держал себя в одежде инока. Здесь узнал его тверской епископ Акакий, взял к себе в Тверь и возвел в сан иеродьякона; долго ли служил он там, неизвестно. Но знаем, что из Твери он снова возвратился в Москву, опять поселился в Андрониевском монастыре и снова отдался подвигам высокой духовной жизни. Так прошло несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

и которым еще не было установлено чествование 17 . Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преп. Мефодий, – видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам, в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский 18 . С того времени имя преп. Мефодия стали вносить в русские месяцесловы 19 . Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда; а служба совершалась по особенной тетради, сочиненной монахом Мисаилом. До половины текущего столетия в обители не было устроено престола и храма во имя преп. Мефодия. Усердием настоятеля обители архимандрита Мефодия и это восполнено. В 1859 году, с разрешения Св. Синода, по благословению митрополита Филарета, близ самых мощей преподобного, почивающих под спудом под колокольнею, устроен алтарь с престолом во имя преп. Мефодия. А вскоре после сего, именно в 1885 году, при настоятеле архимандрите Дионисие, служба ему рукописная заменена печатною и даже составлен и напечатан в честь его особый акафист. Так и здесь, на земле, Господь возносит избранных Своих от славы в слава! II Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Пешношского монастыря Много бурь и невзгод пронеслось над обителью Пешношскою: то пожары истребляли почти все ее здания; то ляхи напали, разграбили и убили в ней несколько иноков; то последовало закрытие и обращение ее в приходскую церковь . Но значительно более видела она светлых дней, когда по молитвам своего первоигумена преп. Мефодия и всегдашнего покровителя святителя Николая благословение Божие воочию изливалось на нее. Одну из светлых страниц истории монастыря представляет время, когда был игуменом в нем Варсонофий, впоследствии прославленный Богом святитель и чудотворец Казанский. Представляем вниманию читателей описание деяний его, как настоятеля Пешношского. Святитель Варсонофий родился в 1495 году, в городе Серпухове, где родитель его был священником; во св. крещении он наречен был Василием. Не долго суждено ему было жить в родном городе, родной семье. Получив первоначальное образование в доме родителя, он в юных еще годах (на семнадцатом году) был взят в плен татарами, где и находился около трех лет. Там безропотно перенося все неприятности своего положения, он приучил себя к труду и терпению, покорности и кротости. Выкупленный из плена отцом, он не захотел жить в его доме, но, получив благословение, отправился в Москву и в Андрониковой обители принял монашество с именем Варсонофия. Строгий к себе от юности, он еще строже держал себя в одежде инока. Здесь узнал его тверской епископ Акакий, взял к себе в Тверь и возвел в сан иеродиакона; долго ли служил он там – неизвестно, но знаем, что из Твери он снова возвратился в Москву, опять поселился в Андрониковском монастыре и снова отдался подвигам высокой духовной жизни. Так прошло несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Варсонофий епископ Тверской; и, следовательно, св. Варсонофий в 1565 г. был уже Тверским епископом. Но это сказание не верно; потому что опричнина Царем Иоанном учреждена еще за год до сего события, при митрополите Афанасии, предшественнике митрополита Филиппа. Ибо в приговоре об избрании на Московскую митрополию Соловецкого монастыря игумена Филиппа сказано: «Лета 7074 (1566) июля 20 дня понужал Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, со архиепископы и епископы и со архимандриты и со всем Собором, боголепного Преображенья Господа нашего Иисуса Христа и великих чудотворцев Зосима и Саватея Соловецких игумена Филиппа на митрополию. И игумен Филипп о том говорил, чтобы Царь и Великий Князь оставил опришнину; а не оставит Царь и Великий Князь опришнины, и ему в митрополитех быти не возможно; а хотя его и поставит в митрополиты, и ему затем митрополья оставити» и проч. (см. Собр. Госуд. Грамм. Т. I, стр. 557 и 558). Таковой акт явно не согласен с сказанием, находящимся в рукописном житии Всероссийского митрополита Филиппа (см. также Истор. Госуд. Росс. Карамз. T.IX, прим. 174). 139 По нынешнему счислению месяцы февраль и октябрь принадлежат к одному 1567 году. – Этот предел несомненен; потому что 2 дня ноября 7076 (1567) г. святитель Варсонофий освящал в Тверском Оршине монастыре Вознесенский собор, что неоспоримо доказывает существующий там его св. антиминс. Этот древний св. антиминс, найденный на престоле означенного собора под срачицею, сохраняется в числе редкостей монастыря Оршина, где и может видеть его всякий желающий. Пролог о времени рукоположения св. Варсонофия в епископа не говорит ни слова. Список с рукописного жития св. святителя Варсонофия, хранящийся в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, сказывает, что св. Варсонофий рукоположен в 7070-м году. Тот же год показан в двух списках сего жития, находящихся в Казанском Благовещенском кафедральном соборе. Тот же год показан в двух списках жития св. Варсонофия в библиотеке графа Толстого, находящейся ныне в Императорской Публичной библиотеке, в С.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Варсонофий Тверской, прп. - житие Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника. При крещении младенец пол­учил имя Иоанн, по другим источникам Василий. Отличаясь трудолюбием и понят­ливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чте­ние Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Ря­зань, но «не успев ничтоже во взятии града Рязани» прошли быстрым и неожиданным опустошительным походом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Горь­ко было положение пленника, но молитва и богомыслие облегчали скорбь его и доставляли сердцу его такое утешение, какого не чувствовал он в доме роди­­тельском. В нем росла любовь к Богу, а с нею и пред­анность святой воле Его. В таком расположении души молодой Иоанн работал неверным со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и не­злобию. Пост, сперва невольный, обратился в дело его доброго произволения. Утомительные работы не­вольника занимали у него все время дня, и только ночь он посвящал мо­литве, которая стала потребностью души его. Уповая на Господа, будущий свя­ти­­тель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет пос­луш­ник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе ожес­точенные сердца ино­верцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным спо­собностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи.

http://pravicon.com/info-1920

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига. Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI b.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252). Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. 3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ.

http://pravenc.ru/text/164699.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010