Ибо о праведнике, впавшем в неправду, изрек Бог устами пророка: Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет ( Иез. 18:24 ). Валашский князь Радул был человеком праведным и творил много добрых дел. Он вывел святого Нифонта из заключения в Адрианополе, привез его в Бухарест и поставил архиепископом. Но однажды совершил он страшное беззаконие: отдал свою сестру в жены распутному молдавскому князю Богдану, когда еще была жива жена сего последнего. Не захотел Радул прислушаться к резким возражениям святого Нифонта. Святой Нифонт предрек ему злую кончину, всенародно отлучил его от Церкви и удалился из Валахии. Вскоре та область была поражена засухой и ужасным голодом, а Радул впал в неизлечимую болезнь: всё его тело покрылось язвами и от смрада никто не мог к нему приблизиться. Когда похоронили его, то его гробница тряслась три дня, как некогда гробница царицы Евдоксии, гонительницы святителя Иоанна Златоуста . Созерцание Да созерцаю своеволие еврейского народа (1 Цар. гл. 8), а именно: 1) как евреи требовали от Самуила, чтобы поставил он им царя; 2) как Самуил противился этому от имени Господа, возвещавшего им, что Он – единственный [их] Царь; 3) как народ пребыл непреклонным, отвергая волю Божию и советы Самуила. Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь... вместо красоты – клеймо. Ис.3:23 Здесь речь идет о женщинах, роскошествующих в своем беспутстве [в серб. букв.: роскошных и беспутных. – Ред.], и о дочерях сионских, которые возгордились и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах. Что сделало гордыми еврейских женщин? Добродетель ли? Но добродетель никогда не приводит к гордыне, а напротив – врачует ее. Сила ли народа и прочность государства? Нет, как раз наоборот: пророк предвещает именно близкое рабство народа и гибель государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). Теперь Новый Израиль – Божий и новые дети Авраама  – это православные христиане. Прежний Израиль отпал от благодати и соделался быти неверными и отступниками. Но и новый народ Божий, народ христианский, хромает, как сын без благодатного царя Саула, на две ноги сразу. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о Православной церкви в России, что она, как зеленое дерево, которое внутри изъедено червями и при первом натиске бури сразу и обрушится. Вывод очевиден: теперь погибающий Израиль – это мы, православные, и призыв «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» для православных проповедников более чем актуален. Теперь не время помогать «чужим» погибающим, все усилие православной миссии должно быть обращено внутрь нашего собственного народа (народа православного). Можно, конечно, помочь найти путь спасения непьющему соседу – «свидетелю Иеговы», но не надо забывать о собственном члене семьи – хроническом алкоголике. Мало бить себя в грудь и кричать: «я православный»; Православие – это не клеймо на породистом телке, а высочайшая ответственность в глазах Бога. Православие – это образ жизни, к которому мы еще и не приблизились. Мы только примазались все к Православию, а это вера святых, святых, а не книжников и фарисеев, в которых мы все давно превратились. И никакими пышными службами и напыщенными словами мы не скроем духовной наготы нашей. Только национальное покаяние может очистить и исправить нас. Теперь надо оставить «дар твой пред жертвенником» , оставить чисто внешнее, лишенное внутреннего смысла, сугубо обрядовое и пойти и примириться с Богом и ближним. Без этого все наши обряды и таинства будут нам только в погибель. Сказано о важнейшем из Таинств, о Святой Евхаристии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о Православной Церкви в России, что она как зеленое дерево, которое внутри изъедено червями и при первом натиске бури сразу и обрушится. Вывод очевиден: теперь погибающий Израиль – это мы, православные, и призыв «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» для православных проповедников более чем актуален. Теперь не время помогать «чужим» погибающим, все усилие православной миссии должно быть обращено внутрь нашего собственного народа – народа православного. Можно, конечно, помочь найти путь спасения непьющему соседу – «свидетелю Иеговы», но не надо забывать о собственном члене семьи – хроническом алкоголике. Мало бить себя в грудь и кричать: «Я православный»; Православие – это не клеймо на породистом телке, а высочайшая ответственность в глазах Бога. Православие – это образ жизни, к которому мы еще и не приблизились. Мы только примазались все к Православию, а это вера святыхсвятых, а не книжников и фарисеев, в которых мы все давно превратились. И никакими пышными службами и напыщенными словами мы не скроем духовной наготы нашей. Только национальное покаяние, к которому часто и призывает нас патриарх, может очистить и исправить нас. Теперь надо оставить «дар твой пред жертвенником» , оставить чисто внешнее, лишенное внутреннего смысла, сугубо обрядовое и пойти и примириться с Богом и ближним. Без этого все наши обряды и Таинства будут нам только в погибель. Сказано о важнейшем из Таинств, о Святой Евхаристии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28–30). Сейчас время оставить лицемерное служение и идти примириться с братьями нашими. Примириться с братом не означает сделать его соучастником наших грехов или подпасть под его грехи 17 . Для христианина обида – непростительная роскошь А что значит «ненавидеть брата»? Это значит делать ему зло. Причем порою случается так, что мы начинаем сильно ненавидеть человека именно потому, что сами первыми и сделали ему зло. А ненависть нужна нам как ширма: мол, он сам заслужил такое отношение к себе. И наговариваем и клевещем на человека, чтобы оправдать свое зло против него. Украл политик чужие голоса и говорит сам себе: «Они тупые и сами ничего не понимают, а я лучше их самих знаю, что им нужно», – и оправдался в собственных глазах. Блаженный Иероним писал: «Он не сказал: “Если ты имеешь что-нибудь против брата своего”, но: “Если брат твой имеет что-нибудь против тебя ”, чтобы необходимость примирения для тебя показалась более настоятельной» 18 . Ну а если ты на кого обижаешься, то сразу и прости ему – и дело с концом. Для христианина обида – непростительная роскошь.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Разделы портала «Азбука веры» Клеймо – прямоугольник, расположенный на иконе сбоку, сверху или снизу от основной, центральной её части (где представлено изображение главного сюжета иконы), заключающий изображение, связанное содержанием с центральным, дополняющее его или раскрывающее ту или иную сторону его содержания. Размер клейма значительно уступает размеру средника (главной, прямоугольной части иконы). Клейма могут располагаться по отношению к нему сверху, снизу, либо обрамлять его со всех четырех сторон. С развитием почитания святых в христианском искусстве появились не только изображения мучеников и подвижников, но и различные композиции, иллюстрирующие их жизнь, подвиги, кончину, прижизненные и посмертные чудеса. Развитие жанра жития в литературе оказало влияние на появление целого круга подобных сюжетов в настенной живописи и книжных иллюстрациях, что привело впоследствии к формированию «житийной иконы». Клейма в композиции иконы В центральной части иконы («среднике») расположено крупное изображение праздника или святого, которое окружено повествующими о нём сценами с пояснительными надписями. Каждая сцена может занимать как отдельное клеймо, так и его часть. В византийской иконописи использовались различные подходы к расположению сцен в клеймах. Анализ изображений аналогичен чтению книги и осуществляется слева направо и сверху вниз. Начинается чтение образов в левом верхнем клейме и продолжается до конца верхнего поля. Затем клейма следуют друг за другом попеременно на левом и правом поле иконы. Завершается чтение клейм в правом нижнем углу иконы. В некоторых случаях расположение сюжетов клейм может быть нарушено. В таких ситуациях тексты разных редакций житий позволяют прояснить замысел иконописца. Каждое клеймо сопровождает пояснительная надпись. Степень подробности текста зависит от времени написания иконы: в ранних иконах поясняющие тексты были краткими, позднее они становились более пространными. Источники сюжетов Основами сюжетов в клеймах выступают разные письменные источники: жития святых (как канонические, так и апокрифические), похвальные слова, сказания о чудесах, богослужебные тексты. Для икон библейских персонажей или событий привлекаются непосредственно тексты Священного Писания. К примеру, в клеймах иконы «Святая Троица в Бытии» последовательно говорится о событиях ветхозаветной истории, изложенной в книге Бытия. Если в изображении встречались чудеса, которые отсутствовали в житии святого, то это могло быть либо персональным требованием заказчика, либо вариантом сюжета, неизвестного в письменной традиции 1 . Устойчивый состав клейм изображал рождение, крещение, обучение святого грамоте, некоторые основные события его жизни, кончину, обретение мощей и посмертные чудеса. В житийных иконах святителей помещались клейма со сценами монашеского пострига и рукоположения во диаконы, пресвитеры и епископы. Клейма в православной иконописи

http://azbyka.ru/klejmo

И как на одну из главных причин рабства и гибели указывает он на тщеславную роскошь, духовное ничтожество и беспутство женщин. Итак, что же сделало их такими гордыми и надменными? Драгоценные украшения и вышивки, ожерелья и цепочки, шпильки и заколки, подвязки и пояса, кольца и ретушь, сумочки и зеркала. Вот что сделало их столь высокомерными и кичливыми! Собственно говоря, всё это – отражение их безумной гордости, а подлинная причина гордости – духовное ничтожество. От сего последнего и рождается гордость, а вся эта внешняя мишура, которой женщины обвешивают свое тело, есть лишь ясное выражение безрассудной гордости. Во что всё это обратится в конце концов? В смрад, в веревку, в плешь, в клеймо. Случится это тогда, когда народ поведут в рабство. Так это обычно и происходит: сперва дух порабощается плотью, а затем и плоть – внешним врагом. Но будет это и тогда, когда придет неотвратимый завоеватель наших тел – смерть. В могиле, в царстве смрада, не помогут благовония. Не нужны будут пояса для голого позвоночного столба. Не спасут и косы от плешивости черепа, а от черного клейма [смерти] угаснет вся красота. Это – неизбежная участь даже самых красивых, самых дородных [в серб, букв.: здоровых. – Ред.] и самых роскошных женщин. Впрочем, не в этом самое большое несчастье. Самая большая беда в том, что душа таких женщин – со смрадом, распоясанностью, плешью и клеймом – предстанет пред Богом и пред всем небесным воинством прекрасных Божиих Ангелов и праведников. Ведь смрад плоти свидетельствует о смраде души, разжигаемой блудной похотью; распоясанность тела означает ненасытную тягу души к плотским наслаждениям, плешивость тела – отрешенность души от добрых дел и чистых мыслей, клеймо на теле – признак сожженной совести и ума. О, как страшно видение Исаии, сына Амосова; страшным было оно в то время, страшно оно и сейчас: страшно, потому что истинно. Господи Святый и Пречистый, помоги женщинам, осеняющим себя крестом Твоим, вспомнить о душах своих и очистить их прежде Твоего праведного Суда, – дабы души их вкупе с их телами не стали добычей вечного смрада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний Свт. Игнатий (Брянчанинов), клеймо. Работа Алексея Козлова Духовный мир являет собой неизмеримую глубину пред теми, кто вступает в него. На нашем пути к Богу имеется множество препятствий, не распознав которые с самого начала, можно направить свою душу в иную сторону и вместо богообщения достичь прелести – самообольщения, бесовского обмана. И значит, необходимо заранее знать, какие ошибки нас могут поджидать при прохождении духовного пути. В этом отношении творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются прекрасным руководством, которое убережет христианина от вероятных преткновений, обнаружит подводные камни, скрывающиеся на нашем личном пути к Богу. Вообще в аскетической традиции началом всех зол и началом самообольщения единогласно признается принятая ложная мысль, доверие всем помыслам и ощущениям, рождающимся в нашем испорченном естестве. Святитель Игнатий разъясняет это, опираясь на антропологию: «Ум наш имеет способность мышления и способность воображения; посредством первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает себе образы предметов. Диавол, основываясь на первой способности, старается сообщить нам греховные помыслы, а основываясь на второй способности, старается запечатлеть соблазнительными изображениями» . Итак, мир падших духов, хотя и невидим, реально воздействует на нас чрез приносимые нам помыслы, образы и сердечные ощущения. И очень часто падшие ангелы вкладывают в нас помыслы, мечтания и ощущения таким образом, что мы воспринимаем их как собственные. Будучи же приняты и усвоены душой, вражьи внушения постепенно лишают человека духовной свободы, оставляя душу без подлинного богообщения (и значит, напрасно думать, что можно быть христианином и не обращать внимания на то, что происходит внутри нас). «Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения, – учит святитель, – тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себя. От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти, может вкрасться в душу неприметным образом прелесть» .

http://pravoslavie.ru/32921.html

ТРЕТЬЕ КЛЕЙМО Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. Желая более почтить святых, в данном случае иконописцы несколько отошли в композиции от древних традиций, дабы сохранить определенный уровень фактической действительности. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый – стоящим. Это соответствовало обычаям древности и средневековья. Намерение изобразить скамью “подсудимых”, кафедру “судьи” неправедного судилища потребовало значительной творческой переработки известных иконографических изводов, чтобы вписать современные реалии в традиционную иконографическую систему. Использован прием “мертвого угла”, когда две стороны – в данном случае подсудимые и судья – повернуты друг ко другу в три четверти, так, что они одновременно обращены и друг ко другу, и к зрителю. На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. Вся сцена окружена круглящейся стеной – это обычный прием ограничения внутреннего пространства, известный по крайней мере с XIV века. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма “Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Прихожанка. А акафист? Пресвитер. Позже сюда добавили еще и пение акафиста Страстям Господним. Но в раннем чине его не было. Сначала пассии были распространены только в южных областях России, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно. Прихожанка. То есть до XX века у нас пассии не совершались? Пресвитер. Представьте себе. И никто из известных мне святых на эту тему даже не рассуждал, если не считать святителя Афанасия, ограничившегося высказыванием, что заимствованные от латинян пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного устава 154 . Прихожанка. А что в них плохого? Ведь служение пассий помогает нам достичь конечной цели Великого поста – сораспятия со Христом – и лучше подготовиться к празднику Пасхи! Пресвитер. Это вы сами придумали или кто-то подсказал? Прихожанка. Это я усвоила из проповедей на пассии. Пресвитер. Ну что ж, давайте поговорим о сораспятии. Насколько я понимаю, употребляя этот термин, вы имеете в виду некое чувство к страдающему Христу. Правильно? Прихожанка. Не некое, а конкретное чувство сострадания. Вся обстановка на пассии располагает к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа. Этим мне пассии и нравятся. Пресвитер. А вас не настораживает тот факт, что сораспинаться со Христом, сопереживая Его крестную муку, есть едва ли не самое существенное в западной аскетической практике подражание Христу и что основной «добродетелью» католических святых является «компассио», т.е. сомучение со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации? Прихожанка. Я не знаю, что такое стигматизация… Пресвитер. Стигматизация – это как бы овеществленное сострадание Христу. В буквальном переводе с греческого языка стигматы означают укол, клеймо. Стигматами называют постоянно кровоточащие язвы, являющиеся на теле подвижников в местах крестных страданий Иисуса Христа, т.е. на голове, груди, ладонях и ступнях. Эти раны, как считают специалисты, появляются тогда, когда сознательная жизнь целиком поглощается каким-нибудь ярким образом, сопровождаемым мощным мысленным внушением, стремящимся перенести страдания воображаемого образа в физические ощущения тела 155 . По утверждению святителя Игнатия Брянчанинова , старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение» 156 . Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа. Первый стигматик, Франциск Азисский 157 , по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами 158 . Он же первый и стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Теперь я, слава Богу, имею возможность переписываться с ней и знать, как ей живется. Вы спрашиваете, где находится Сан-Пауло? Сан-Пауло находится в Бразилии – это большой город – центр кофейной промышленности. Жена у меня хорошая, русская, глубоко верующая женщина, и очень жаль ее, что в конце жизни ей приходится быть среди чужих людей, вдали от родины и близких людей. Но даст Бог, когда-нибудь мы с ней и встретимся. Сейчас очень много из лагерей возвращаются по домам, многие знакомые уже проехали. Недавно проводил Комлева, он поехал сначала к тетке в Павлово, городок около Москвы, а затем поедет в Сибирь в Красноярский край, где думает устроиться на стройку, он ведь инженер-строитель. Когда он устроится и если будет какое-нибудь приличное место и для меня, то он напишет, но я боюсь за то, что у меня нет подданства и трудовой книжки. Пока же я живу в инвалидном доме и думаю только о близких людях, а о себе не думаю, предоставляю думать о себе государству, которое меня довело до инв[алидного] дома. Все это лето прожил как на даче, ходил сначала за земляникой, а потом за грибами, сушили их и солили понемногу. Сейчас ходили по бруснику, но за последние дни были утренники холодные и выпадал иней, так что скоро прекратится хождение в лес, придется сидеть дома и заниматься домашними делами, читать книги и газеты. Дорогой Владыка, нельзя ли приобрести Евангелие, у нас здесь нет его, а иногда хочется почитать. Многих из здешних жителей реабилитировали, и они уехали домой. Сейчас ожидают реабилитации: Шифер, Ксения Германовна, фамилии ее не знаю, Барановский, Зинин и Альварец 676 , думают, что в октябре поедут к семьям. Арсений Серин шлет Вам привет, недавно он вернулся из больницы, вырезали аппендицит, сейчас уже поправился и уже ходит на Потьму и в лес. Жить у нас стало лучше, чем тогда, когда Вы были здесь, с нас сняли надзор и многие съездили к своим родным в гости в отпуск. Но все же какое-то клеймо висит на нас: нет-нет да приходят то прокуроры, то следователи и напоминают своим появлением пережитое.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Конечно, большинству из нас и действительно ничего не грозит, кроме заключения, потому что обвинения совсем не тяжки. Но я думаю, что, даже и принадлежа и к таким, я чувствовал бы себя очень дурно. Как бы то ни было, все-таки ты смертник, как здесь нас зовут, а это клеймо – тяжелое, несмываемое. Утро все-таки приносит некоторую бодрость духа и рождает оптимизм во взглядах. Хочется смотреть на будущее в розовые очки, хочется поверить, что все обойдется без крайней жертвы. О, если бы так и устроил Господь! Век бы славил Его богатую милость! Век бы воспевал перед престолом Его снисхождение! Всегда прославлял бы и твое заступление, святителю Николае, ибо тебе в особенности свойственно оказывать помощь в темнице сущим и избавлять от смерти напрасно осужденных. Прот. В. Соколов 24/V. Ночь под святых Кирилла и Мефодия, отдание Пасхи. Отовсюду несется звон церковный. Везде празднуют, молятся, радуются. А ты сидишь и думаешь только одну свою думу – скоро ли придут по твою душу. Господи, какая безотрадная доля! Трудно удержаться, чтобы не просить, не молить: «Изведи из темницы душу мою, внемли гласу моления моего». Истомилось, изболелось сердце в этом мучительном ожидании. И я не знаю, если даже «мимо идет меня чаша сия» 16 , буду ли я когда-нибудь на что-нибудь годен. Я превращусь в болезненного инвалида. Теперь я желаю одного, чтобы меня сослали куда-нибудь. Это невольное путешествие, оно, может быть, оживило бы меня, подняло бы мой дух, укрепило бы мои силы. А без этого все равно едва ли я буду в состоянии перенести этот тяжелый удар. Боюсь и за вас, мои дорогие детки, боюсь, как бы и вы с горя да слез не нажили себе чего-нибудь. Печаль для думчивого человека вещь очень опасная. Хорошо то, и это поможет вам, что у вас много забот и трудов, и все разнообразных. За ними все-таки рассеетесь, развлечетесь. А потом, около вас люди, которые все-таки отвлекают ваше внимание от больного места и дают передышку. Вот в этом отношении наше положение здесь – самое ужасное. Сиди день и ночь один-одинешенек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010