В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVII-XVIII вв., М. называется святым и чудотворцем (Описание о российских святых. С. 222). М. был записан для поминания в синодик московского Успенского собора (ДРВ. Ч. 6. С. 434). Согласно описи владимирского Успенского собора 40-х гг. XVII в., «да в той же болшой церкви в приделе в Пантелеймонове лежит Максим митрополит» (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 39); аналогичную информацию содержат и др. описи собора 40-80-х гг. XVII в. (см.: Там же. С. 40-41; Виноградов. История. 1905. С. 66-67; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003. С. 37-39; Он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. ст. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 399-414). Придел св. Пантелеимона Успенского собора Владимира, в к-ром был погребен М., в 1774 г. был переосвящен во имя св. мч. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича и стал именоваться Георгиевским (в 1864 этот придел был перенесен в отдельное здание). Не позднее 1708 г. над гробницей М. была построена «сень, столпы резные золочены» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 274. Л. 28 об.; Тимофеева. 2013. С. 43). Новая сень, вероятно, была установлена при ремонте храма, в 1768-1774 гг., одновременно с устройством сеней над погребениями св. Владимирских князей. К сер. XIX в. погребение святителя находилось не в юж. галерее, где оно было еще в 1725 г. ( Виноградов. История. 1905. С. 56-57) и где располагался Георгиевский придел, а в западной (оно показано там на плане Ф. Г. Солнцева 1859 г.). Согласно Тимофеевой, погребение М. было перенесено в зап. галерею между 1725 и 1849 гг., после чего над ним была сооружена новая резная позлащенная сень, известная по описаниям 2-й пол. XIX в. Посередине на ней было клеймо, по зеленому фону к-рого имелась надпись золотыми буквами: «Максим грек священ бе в лето бытия 6791, Рожд. Христ. 1238 (sic!) в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский стольный град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812» (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 37). На белокаменной погребальной плите в золоченой раме имелось изображение М. с наложенным серебряным венцом, рядом в серебряной золоченой ризе находилась Максимовская икона Божией Матери (ныне в собрании ГВСМЗ), надпись о явлении которой святителю помещалась на лицевой стороне гробницы.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Юрьевское. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Из " Летописи церкви села Юрьевское " :  Существующий в настоящее время в селе Юрьевском каменный с таковою же оградою и колокольнею храм во имя святого великомученика Георгия устроен в 1792 году с благословения бывшего архиепископа Ярославского Арсения тщанием и иждивением покойного майора Афанасия Семеновича Давыдова. (На полях приписано: «Храмозданная грамота архиепископа Арсения. Клеймо на иконе святого Афанасия Александрийского против любого клироса»). До этого времени здесь был храм деревянный во имя святого пророка Илии с двумя приделами: 1) святителя и чудотворца Николая; 2) святых мученников Флора и Лавра. Построен в 1760 году тщанием прихожан и существовал до 1848 года. (На полях приписано: «Ведомость о церкви за 1853 год»). В этом, 1848 году, по указу Ярославской духовной консистории за 5529 означенный храм был нарушен бывшим отцом благочинным, священником села Шипилова Василием Ушаковым и тогда же сломан. На месте его устроена деревянная часовня. Престолов в существующей каменной церкви три: в настоящей холодной — святого великомученника Георгия: в приделах теплых: в 1-ом во имя Владимирской Божией Матери, во 2-ом во имя святителя Тихона Амафунтского чудотворца. Все они устроены при создании церкви в 1792 году тщанием вышеупомянутого майора Давыдова и освящены в сентябре того же года протоиереем Угличского собора Николаем Федоровым. (На полях приписано: «Надпись на храмозданных крестах»). «Ведомость о церквах Ростовской епархии, представленная епископом Георгием 13 марта 1723 года в святейшем Синоде: Углицкого уезда село Юрьевское; церковь деревянная, великомученника Георгия; в селе 8 дворов, при церкви поп, дьякон и дьячок. Церковь строена до патриарха Адриана (был патриархом в 1690-1700 гг.)». На западной стороне означенной церкви на расстоянии 200 сажен находится приходское кладбище. Оно занимает место в десятину и с трех сторон обнесено канавою и валом, а с четвертой северной — изгородью. Первоначально кладбище находилось при деревянной Ильинской церкви, чему памятниками служат виднеющиеся камни и насыпи, но потом перенесено на вышеуказанное место.

http://sobory.ru/article/?object=47194

Строительство несколько затянулось, и поэтому Иов Захаров исхлопотал в консистории позволение временно установить в Зуеве бездействующую деревянную церковь из села Войново-Гора, что и было исполнено. В целом зуевский пятикупольный храм общей площадью 1240 кв. метров был готов к 1890 году (колокольня была еще временной, деревянной). И в этот год главный придел церкви был освящен епископом Можайским Александром в честь празднования Рождества Божией Матери – как и первый приход зуевцев на речке Вырке. В начале XX века были освящены приделы святителя Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, затем, наконец, возведена трехъярусная колокольня. Надзор за постройкой осуществляли в разное время инженер Сергей Назаров и священник Феодор Орловский. Есть мнение, что в росписи храма принял участие знаменитый русский художник В. Васнецов. Сложно сказать, действительно ли некоторые росписи принадлежат его кисти, или же это реплика его работ, исполненная иным художником – но в том или ином случае, изображения четырех евангелистов на «парусах» под большим куполом и сцена крещения Руси над свечным прилавком восходят к васнецовским росписям киевского Свято-Владимирского собора. Между тем, в алтарной части храма существует клеймо, гласящее: «Сию живопись русско-византийскаго стиля, картины все и орнамент, исполнил художник Иван Григорьевич Кленов с сыновьями. 1929 год. Ноябрь». Приход советской власти ознаменовался конфискациями метрических книг и храмовой печати, а также церковного капитала, земли, дома священника Павла Архангельского, приходских школ. Еще до 1926 года в г. Орехово-Зуево создается викарное епископство: викарный епископ должен был исполнять в вверенном ему викариате функции правящего архиерея в случае ареста или гибели действующего. Первым викарным епископом Орехово-Зуевским стал прославленный в лике новомучеников епископ Никита (Делекторский; расстрелян в 1937 г.). Другой новомученик Орехово-Зуевской земли, протоиерей Василий Никольский, до 1934 г. был настоятелем собора Рождества Богородицы и Орехово-Зуевским благочинным (расстрелян в 1937 г.). В период с 1939 по 1943 гг. храм был закрыт, затем богослужения в нем возобновились. Очередная опасность нависла над храмом к 1985 году, когда, к столетию Морозовской стачки, возникла мысль представить Орехово-Зуево как показательный город «большевистской славы», в котором не должно было быть ни одной церкви. К счастью, замыслы нечестивых не стали реальностью, а затем изменилась и политическая обстановка. Прошло всего два десятка лет, и Богородицерождественский собор – центр крупного благочиния, средоточие духовной жизни города и района.

http://sobory.ru/article/?object=01741

По средине сени утверждено было в резной золоченой раме клеймо, на котором по зеленому фону было написано золотыми литерами: « Максим грек священ бе в лето бытия 6791, Рожд. Христ. 1238 в Киев прииде, частаго же ради нахожения татарскаго преселися из Киева в великороссийский стольный град Владимир, пас церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812». На самом гробе поверх белокаменной плиты возложено было, написанное на доске, окаймленной резною золоченою рамою, изображение святителя Максима, украшенное серебряным венцом, а на стене над гробом поставлена была, украшенная серебряною золоченою ризою, написанная в 1299 году, по видению, бывшему Митрополиту Максиму, икона Божией Матери, надпись же о сем видении укреплена была на лицевой стороне гроба 185185 . При устройстве нового грандиозного иконостаса и других описанных благоукрашений обновителями собора обращено было внимание и на самые стены внутри собора. Древнее греческое письмо, каким был благоукрашен собор, и которое по прежним чертам обновлено было в 1408 году знаменитыми художниками Иконниковым и Рублевым, в течение трех с половиною столетий обветшало и притом по своему стилю оказывалось уже не согласующимся со стилем письма, в каком написаны были новые иконы; посему Преосвященным Иеронимом и решено было устранить эту несогласность, и он распорядился древнюю стенопись закрыть новою живописью в одинаковом стиле с иконами иконостаса 186186 . Написаны были тогда по всему алтарю лицевые изображения из Евангельской истории, а на горнем месте сидящий на троне Спаситель в царской на главе диадеме. В самом храме по древней стенописи записана была только главная средняя под хорами арка. На ее своде изображены были летающие и трубящие Ангелы, а на стенах под этой аркой, на правой стороне, написано было изгнание Спасителем из храма торжников и на левой – Моисей пред горящею купиною. Все прочее древнее стенное письмо забелено было известью. Таким образом, по окончательном исполнении описанного благоукрашения, Владимирский Успенский собор в 1774 году во внутренних своих частях явился с благоукрашениями восемнадцатого своеобразного века и вместе с тем как бы похоронил под новыми благоукрашениями остатки своего древнейшего благоукрашения. После сего очевидно, что обновители собора не исполнили рекомендации мудрой Повелительницы. Преосвященный Иероним для усиления способов к украшению храма распорядился даже оклады и венцы с ветхих образов и с царских дверей с сенью и с двух столбцов употребить в сплав; так же поступлено было и с сохранившимися в ризнице не употребляемыми золотыми и серебряными вещами. С ветхих образов снято тогда серебра 5 пудов 18 фунтов 30 золотников и 12 долей. Из этого серебра сделано восемь больших лампад к местным образам и праздничный потир с прибором, а оставшееся затем серебро и золото обменено на монету и получено за серебро 1508 рублей 78 копеек, а за золото 382 рубля 50 копеек. Так отнеслись тогда к священным предметам древности 187187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

И. Хохлова и неоднократно повторявшихся др. палехскими мастерами (вариант этой иконографии представлен иконами с образом Христа Вседержителя в среднике; см.: Кропивницкая Н. О трех иконах Василия Хохлова из Палеха//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст.: Сб. ст./Ред.-сост.: М. М. Красилин. М., 2001. С. 201-210). Клеймо с «двоицей» самых чтимых московских юродивых занимает постоянное место на нижнем поле таких икон. Оно замыкает ряд изображений рус. святых на полях, располагаясь симметрично клейму с фигурами блаженных Исидора и Иоанна Большой Колпак рядом со сценой убиения св. царевича Димитрия Угличского ( Антонова. 1966. Кат. 114. Илл. 132-133; Святые образы. 2007. Кат. 93, 95, 96; Комашко и др.. 2009. Кат. 121). В этих и др. произведениях XVIII - нач. XX в. иконография М. сохраняет традиц. характер, однако его очень редко изображают в узком препоясании, встречающемся в памятниках XVI-XVII вв. Как правило, нагота М. прикрыта длинной набедренной повязкой, к-рая, как и аналогичный атрибут блж. Василия на его поздних изображениях, свидетельствует о желании сделать облик блаженных нагоходцев сравнительно «благообразным». Тем не менее акцент на этом атрибуте в ряде случаев помогал передать мысль о духовном родстве обоих юродивых и преемственности их подвигов. В XVIII - нач. XX в. сохраняется традиция изображения М. среди Московских святых. Известны гравюры XVIII в. с фигурами Московских чудотворцев (и нек-рых др. святых) вокруг изображений Владимирской иконы Божией Матери (гравюра М. Н. Нехорошевского) или Богоматери «Знамение» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1226, 1250-1252. С. 493, 503-505). Среди подобных изображений выделяется гравюра 1-й пол. XVIII в. с видом московского Успенского собора и образами Московских святых, представляющая своего рода путеводитель по столичным святыням (Там же. Кн. 2. 602. С. 289-293); блаженные М., Василий и Иоанн Московские показаны в правой группе. Московские чудотворцы - святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, прп. Сергий Радонежский, св.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Бейт-Джальские события — как раз то, что может помочь нам почувствовать, что святитель Николай тут, рядом, и скор на помощь. Господь ясно дает понять, что вечность действует сию минуту — а не наступит когда-нибудь потом. На то она и вечность. А святые — живые свидетели этому. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 46-48). Храм свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Новая мироточивая икона свт. Николая, Бейт-Джала Клеймо новой иконы свт. Николая Клеймо новой иконы свт. Николая, Бейт-Джала Мраморное изображение свт. Николая, Бейт-Джала У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 октября, 2023 8 октября, 2023 16 февраля, 2024 9 января, 2024 18 октября, 2023 11 октября, 2023 11 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 8 октября, 2023 16 февраля, 2024 9 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/chudo-svyatitel-nikola...

В указанной статье есть ещё оценки " слишком " обобщающие, я бы даже сказал " поразительно " обобщающие, но не стал уже писать об этом, а то можно так и клеймо " ревнителя " получить за внимание к деталям :) Виталий Мигузов, Воронеж 03 июля 2018г. 11:55 О. Авель, я не давал оценку//состояния Поместной Церкви//, а указал автору на неадекватную им оценку О.А. Седаковой и о. Георгия Кочеткова. Он не понял их, а обвинил в навязывании принципа//коллективной вины//. Сможет ли он тоже самое сказать о святителе Николае Сербском? Все они говорят об одном и том же. иеромонах Авель 03 июля 2018г. 23:13 Так и я не о вас. В статье упоминается о слишком обобщающих оценках о.Петра. Я не стал о них писать, потому что времени мало, да и слишком мелочным не охота становиться... Время есть (а на самом деле не очень) только писать по сути, только о том, что чётко увидел... иерей Сергей Пометнев 02 июля 2018г. 22:12 В православии покаяние (греч. μετνοια) подразумевает некую перемену в человеке, на что и указывает одно из значений греческого слова μετνοια – перемена мыслей (ума). Без изменения человека (по крайней мере, его внутреннего мира), не может быть покаяния. Каким образом и кому такое покаяние может принести пользу? Поэтому, покаяться за кого то невозможно по определению. За кого то можно принести себя в жертву, но изменить кого то своим сокрушением о чужих грехах… это не серьезно, кто бы это не говорил. Да и Писание нам говорит об этом: «Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез.14:13,14 и далее) Виталий Мигузов, Воронеж 03 июля 2018г. 11:46 Поверьте, эти азбучные истины святитель Николай Сербский знает, и Ольга Александровна тоже. Если у Вас есть дети, и они провинились - Вы идете в школу или к соседям и каетесь за их проступки, поскольку Вам больше дано и Вы всё понимаете.

http://bogoslov.ru/article/5899690

Еще скажите Вашим дочерям, что эти архиторговцы модой под именем культуры и просвещенности, красоты и эстетики рекламируют свои изобретения, думая только о прибыли и посмеиваясь в кулак. Эти слова, которые когда-то произносились с уважением, служат им теперь просто красочным торговым ярлыком для продажи товара. Некогда европейские царские дворы служили образцом красивой одежды, при этом они прежде всего заботились о том, что в устах Ваших дочерей звучит как пустословие, — о культуре, красоте и вкусе. Но сегодня, к сожалению, и королевские, и княжеские дворы подчинились модной тирании, которую навязывают лавочники. Эти красивые господские одежды еще можно иногда увидеть на некоторых благочестивых людях, особенно в Македонии и Черногории. Одна американка, преподаватель, недавно посетила Цетинье, и она мне рассказывала, что некое женское общество пригласило ее на чай. Черногорки пришли в своих прекрасных народных костюмах, а американка — в своем модном платье. «Мне было очень стыдно самой себя: я выглядела как цыганка среди цариц!» — говорила она. Еще вы можете прочитать Вашим дочерям предостережение пророка Исаии еврейским модницам: И сказал Гос­подь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне. И будут воздыхать и плакать… (Ис 3, 16–25), которое со временем вполне подтвердилось. От Господа мир Вам и здравия. Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в трех книгах , выпущенного издательством Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/36038.html

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.  Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. И будут воздыхать и плакать ворота [столицы], и будет она сидеть на земле опустошенная " ( Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиона, и ходиша высокою выею, и помизанием очес, и ступением ног, крупно ризы влекущыя и ногами купно играющыя. И смирит Господь начальныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их в день он. И отьимет Господь славу риз их и красоту их, и вплетения и тресны ризныя, и луницы , и срачицы тонкия, и красоту лица их, и состроение красы славныя, и обручи, и запястия, и сплетение , и перстни, и кольца, и усерязи , и багряницы , и утварь храмную, и светлая Лаконская, и виссоны, и синеты, и червленцы, и виссон со златом и синетою претыкан , и тончицы преиманы златом: и будет вместо вони добрыя смрад. И вместо пояса ужем перепояшешися, и вместо украшения главы твоея плешь имета будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя перепояшешися вретищем. Сия ти вместо благолепия . И сын твой добрейший, егоже любиши, мечем падет, и крепцыи ваши мечем падут, и смирятся: и восплачутся хранилища утварей ваших, и останешися едина, и о земле ударена будеши) (ст. 16–25). 8. Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею ( Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиона, и ходиша высокою выею). Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная» ( «Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущыя... и ногами купно играющыя: и смирит Господь начальныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их. В день он, и отьимет Господь славу риз их и красоту 53 их, и вплетения 54 и тресны ризныя, и луницы... и срачицы тонкия, и красоту лица их и состроение красы славныя, и обручи и запястия, и сплетение 55 ­reticulum, и перстни, и кольца, и усерязи 56 , и багряницы 57 , и утварь храмную и светлая Лаконская, и виссоны и синеты, и червленицы и виссон со златом и синетою претыкан 58 , и тончицы преиманы златом: и будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения главы твоея, 59 плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя перепояшешися вретищем. Сия ти вместо благолепия 60 . И сын твой добрейший, егоже любиши, мечем падет, и крепцыи ваши мечем падут и смирятся: и восплачутся хранилища утварей ваших, и останешися едина и о землю ударена будеши») ( Ис. 3:16–25 ). 8. Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею» ( «Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею»). Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010