А. А. Лукашевич Иконография Г. Б. изображается седовласым старцем с большими залысинами на лбу, с широкой бородой средней длины. Святитель облачен в фелонь (как правило, крещатую), омофор, в руках - Евангелие или развернутый свиток; в памятниках с нач. XVII в. встречаются изображения в саккосе и митре. Сцены из жизни свт. Григория Богослова. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. 880-883 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 452r) Сцены из жизни свт. Григория Богослова. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. 880-883 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 452r) в системе монументальной росписи изображение Г. Б. как отца Церкви и автора литургических гомилий уже в VII в. занимает особое место и представлено в чине прославленных святителей, размещаемом в алтаре (ц. Санта-Мария Антиква в Риме, ок. 649), святители показаны фронтально в рост, облачены в некрещатые фелони, с омофорами; изображение Г. Б. помещается в большинстве случаев рядом с образом свт. Василия Великого. Этот наиболее ранний тип изображения, несмотря на то что представлен в памятниках монументального искусства разного времени, характерен для ранней формы декорации центральной апсиды храмов: Панагии Халкеон в Фессалонике (1028); мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - в сев. конхе алтаря напротив образа свт. Афанасия Великого; Св. Софии Киевской (1037-1045) - в левой части святительского ряда вслед за фигурой свт. Николая Мирликийского; св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос (XI в.); Эски-Гюмюш в Каппадокии (XI в.) - среди святителей, представленных по сторонам фигуры Богоматери Оранты; в Палатинской капелле в Палермо (1146-1151). Известны примеры размещения святительского чина в др. частях храма, напр. роспись в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; не сохр., известна по рис. Г. Фоссати) - Г. Б. среди образов 14 святителей наряду с пророками. Изображение святительского чина этого извода в крещатых ризах (полиставриях) встречается с кон. XI в.: Атени Сиони (кон. XI в.); ц. Спаса на Нередице в Новгороде (1199; Г. Б. между святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим); в апсиде парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Особую заботу Архипастырей теперь составляет проект нового у нас суда. Сколько мне известно против проекта следующие владыки: Московский 1032 и Киевский 1033 , Казанский 1034 и Рязанский 1035 , Костромский 1036 и Владимирский 1037 . Московский поручил составить отзыв о проекте г. Лаврову 1038 , Киевскийособому Комитету из 3-х протоиереев и 3-х иереев, в числе коих и о. Флоринский 1039 , Рязанский – протоиерею Родосскому 1040 , занимавшемуся всю жизнь адвокатурой, наш – о. Митрофану 1041 ; в Московской Консистории писал отзыв Андрониевский Архимандрит Модест. – Все трактуют проект – противуканоническим, исполненным лжи и софизмов. – Костромский Владыка занимается с кем-то поверкой записки при помощи законоведения Иоанна 1042 и известной книжки Лаврова о реформе 1043 , справляясь с книгой Апост. Правил, хвалит профес. Лаврова и поносит проф. Б. составителя Записки, за неверность цитат в заииске. Думал ли г. Б., что Архиереи крайние невежды или люди так мало внимательные к двлу, что не потрудятся поверить? Во втором выпуске Лаврова о реформе отделали В., как нельзя» лучше. Жаль будет, говорить Преосвященный Платон, если наша братияархиереи поленятся прочитать обе книжки Лаврова. Против осуждения, высказанного на архиереев в проекте, надобно, говорит, привести в опровержение отзыв Архиепископа Анатолия в Страннике 1865 г. т. IV, стр. 122, и сослаться на Высочайшие Грамоты и Рескрипты, где наши иерархи превозносятся за их архипастырские подвиги. Михаил Измаилович Богословский 1044 указывает на Архиерейскую присягу, по коей архиереи должны быть и пастырями и судиями. Вчера Владыку посетил Тайный Советник Веселкин, участвовавший в реформе гражданского суда, и хвалил наш проект, но сказал, что многие архиереи против проекта; о Киевском сказал, что он действует уклончиво, о Ректоре же тамошней академии сказал, что он бранит проект. Владыка, слушая его, думал, не с подвохом ли пришел Веселкин, и от своего суждения удержался. Вы, Владыка, как смотрите на проект? Граф 1045 , как слышно, побранивает архиереев. Живут-де как сатрапы, думая только о себе. Семинарии все в гадком положении, особенно бранил Преосвящ. Нила 1046 – «это праздный человек». На сколько правды в таком отзыве, извольте судить сами. Я не видал и не знаю сатрапов».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Строился в 1743—1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года. Взорван и разрушен до основания в 1936 году Советской властью. Воссоздан в начале XXI века Православной Церковью. Чин великого освящения собора 30 сентября 2011 года возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Адрес: 210026 г.Витебск, ул.Крылова, 9. Телефон: (0212) 36-28-53 . Софийский собор (Полоцк) [ править править код ] Софийский собор (Полоцк) В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией. С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. Адрес: Полоцк, ул. Замковая, 1 Где остановиться [ править править код ] Расположен в историческом центре города на берегу Западной Двины в непосредственной близости от местных правительственных учреждений, торговых центров и амфитеатра, где ежегодно проходит фестиваль искусств «Славянский базар». В отеле 12 этажей и 219 номеров, в том числе: - номера люкс трехкомнатные двухместные; - номера полулюкс – двухкомнатные двухместные; - номера одноместные и двухместные, стандарт и эконом класса. Адрес: г. Витебск, ул. Замковая 5/2а

http://azbyka.ru/palomnik/Витебская_обла...

Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд др. текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, напр. пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ). В росписи ц. Кызылчукур (Каппадокия; 850-860) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.) и мозаиках ц. Успения Богородицы в Дафни (ок. 1100). В росписи собора Св. Софии Киевской (1037-1045) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «встреча Марии и Елисаветы», представлен в юж. апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского мон-ря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице (1199, фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения. В XIII-XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Из древних северных городов Господин Великий Новгород выделяется ярким и сильным характером (а города, как и люди, имеют свой характер, свою судьбу). Принято считать Киев матерью городов российских, но Великий Новгород был отцом Руси: только Ильменские поселенцы именовались в древности славянами, и это название перешло позднее ко всем славянам, и святой апостол Андрей Первозванный, по словам летописца Нестора, был у озера Ильмень – «прииде в Словены, идеже ныне Новгород». Именно новгородцы, убежденные советом своего старейшины Гостомысла, вместе с Кривичами, Весью и Чудью отправили посольство за море, к Варягам-Руси, сказав им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». И северная часть нашего отечества стала называться Русью, по имени князей Варяго-Русских, и старший из них Рюрик, по кончине братьев своих Синеуса и Трувора, основал Монархию Российскую. А уже после того единоземцы Рюриковы Аскольд и Дир отправились из Новгорода в Константинополь искать счастья и, увидев на высоком берегу Днепра маленький городок Киев, завладели им и стали княжить до тех пор, пока Олег не привел малолетнего князя Игоря, сына Рюрика... Великий Новгород на севере, Киев на юге, словно соперничая в богатстве и благочестии, почти одновременно стали возводить свою Святую Софию Премудрость Божию: Софийский храм в Киеве заложен в 1037 году прежним правителем Новгорода Ярославом Мудрым, София Новгородская – в 1045 году старшим сыном Ярослава, новгородским князем Владимиром. Отец Павел любил торжественную красоту Софийского собора, великолепно знал его историю и святыни. Удивительно, как юноша из провинциального Афанасьевского монастыря с образованием «один класс церковно-приходской школы» сумел так изучить и исследовать историю всех многочисленных храмов и обителей Новгорода. Но любовь к чтению, пытливый ум и превосходная память сформировали тот могучий запас знаний, который был в своем роде уникальным и восхищал всех, кому отец Павел хотя бы частично открывал его, хотя сам батюшка прикидывался «стариком-дураком». Еще в Мологе, когда после выхода известного указа закрыли все церковно-приходские школы, в том числе и Афанасьевскую, где выучились отец, тетки и вся груздевская родня, восьмилетний Павёлка, проучившись всего «полторы зимы», сам стал осваивать книжную-премудрость:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

    1032. Что обыкновенно поется пред Малым входом?    Пред Малым входом обыкновенно поются заповеди блаженства.     1033. Что знаменует Малый вход?    Малый вход знаменует пришествие Иисуса Христа на землю и Его проповедь.     1034. Что означает слово «Премудрость»?    Слово «Премудрость» означает, что святое Евангелие содержит в себе наивысшую мудрость для всего человечества.     1035. Что означает слово «Прости»?    Этим словом больные, слабые и старые приглашаются встать, если они перед тем сидели, и все приглашаются отрешиться от дел земных и вознести свои мысли к Богу, чтобы усердно внимать совершаемому при Святой Литургии. «Прости» значит: «станем прямо, благоговейно».     1036. Что обыкновенно поется при Малом входе по произнесении возгласа «Премудрость, прости»?    После возгласа: «Премудрость, прости» поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», причем верующие осеняют себя крестным знамением и кланяются.     1037. Что поется непосредственно после «Приидите, поклонимся»?    Поются тропари или краткие песнопения текущего дня, храма или вспоминаемых в тот день святых.     1038. Что такое прокимен?    Прокимен — это песнопение, состоящее обыкновенно из двух стихов, взятых из Священного Писания.     1039. Что означает слово «прокимен»?    Слово «прокимен» греческое и означает предшествующее пение, потому что прокимен поется перед чтением Апостола.     1040. Что следует за прокимном?    За прокимном следует чтение Апостола.     1041. Кто читает Апостол?    Апостол читает псаломщик, но не священник.     1042. Чем заканчивается чтение Апостола?    Чтение апостола заканчивается пением «Аллилуия».     1043. Что означает слово «Аллилуия»?    Слово «Аллилуия» означает «Хвалите Господа».     1044. Что следует за чтением Апостола?    За чтением Апостола следует чтение Святого Евангелия.     1045. Кто читает Святое Евангелие?    Святое Евангелие читает диакон или священник.     1046. Как должны вести себя верующие при чтении Святого Евангелия?    При чтении Святого Евангелия молящиеся должны стоять и в начале и в конце чтения осенить себя крестным знамением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Правда, на Юге Италии, в Кампании, в городе Беневенто есть древний Софийский храм, строительство которого относят к правлению лонгобардского князя Арехиса II во второй половине VIII века . Но дело в том, что Юг Апеннинского полуострова до завоевания его лонгобардами находился под протекторатом Константинополя, там служили по греческому чину. И вполне вероятно, что Софийский храм в Беневенто, в центральной конструкции которого присутствуют явные мотивы Софии Константинопольской, создавался христианами Юга Апеннин по греческому чину, тем более что в итальянских описания храма встречается указание на то, что князь Арехис II около 760 года храм возобновил или обновил, то есть сам храм был выстроен гораздо раньше, возможно в VI веке, когда возводился и Константинопольский храм. Санта-София Беневенто. В расчищенной кладке разных эпох видны греческие плинфы, да коринфские капители колонн указывают на восточную традицию Седьмой храм построили в Македонии, в Охриде во времена первого Болгарского Царства между 852–889 годами. Восьмой Софийский храм был заложен в Киеве при Святом Благоверном Великом Князе Ярославе Владимировиче Мудром в 1037 году на месте битвы с печенегами. Однако некоторые исследователи считают, что ещё в середине Х века в Киеве была небольшая домовая церковь во имя Божественной Премудрости при дворе Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги. Немецкий хронист Титмар Мерзебурский упоминает под 1017/1018 годами действующий Софийский монастырь, который мог разместиться в бывшем Дворце Святой Княгини Ольги. София Киевская. Рисунок Абрахама Ван Всестерфельда 1651 года Почти одновременно с Киевским Софийским на родине Матери Великого Князя Ярослава — Княгини Рогнеди-Гориславы Рогволодовны в Полоцке в конце 1030-х годов начали также строить Софийский Собор, его строительство было завершено в 1060-х годах. В 1045–1050 годах Великий Князь Ярослав вместе со Своей Супругой Ингигердой-Ириной создал Велико-Новгородский Софийский храм . И хотя Полоцкий храм начал строиться раньше Новгородского, его строительство затянулось до 1060-х годов. По нашему счету, Полоцкий и Велико-Новгородский Софийские соборы делят между собой на равных девятую и десятую очередь в мipe.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

«Слышав же Ярослав вълъхвы ты, и приде к Суждалю, изьима волъхвы, расточи, и другия показни, рек сице: “Бог наводить по грехом на куюждо землю гладом, или мором, или ведром, или иною казнью, а человек не весть ничтоже”» . Лучшим средством распространения и укрепления христианской веры Ярослав Мудрый считал храмостроительство, основание монастырей, умножение числа священнослужителей, их надлежащее обучение, поощрение книжного дела. Заботясь о поставлении священников в нужном числе, он распорядился выдавать на содержание храмов и служащих в них клириков ругу – средства из казны, от княжеских доходов. Священников он назидал «…учити людий, и приходити часто к церквамь, попови бо часто достоить учити людий, понеже тому есть поручено Богом. И умножишася прозвутери и людье хрестьяньстеи. И радовашеся Ярослав, видя многи церкви и люди крестьяныи зело» . В «Слове о законе и благодати», произнесенном в присутствии самого Ярослава Мудрого, блаженный Иларион особое значение придал построению в Киеве Святой Софии, заложенной в 1037 году великим князем, «…иже дом Божии великыи святыи его Премудрости създа на святость и освящение граду… юже с всякою красотою украси: златом и сребром, и камениемь драгыим, и съсуды честныими. Яже церкви дивна и славна всемь округьниим странам, яко же ина не обрящется въ всемь полунощии земнем ото въстока до запада. И славныи град твои Кыев величьством, яко венцемь, обложил, предал люди твоа и град святыи, всеславнии, скореи на помощь христианом Святеи Богородици, еи же и церковь на Великыих вратех» . По словам летописца, Ярослав и «ины церкви ставяше по градом и по местом» . В Новгороде в 1045 году сыном Ярослава удельным князем Владимиром взамен сгоревшей деревянной церкви был заложен еще один каменный Софийский храм, прекрасно сохранившийся в своем первозданном виде до наших дней. По воле Ярослава Мудрого, который «излиха же бе любя черноризьци» , в Киеве в 1030 году были основаны два княжеских ктиторских монастыря, церкви которых освящены в честь святых покровителей Ярослава и его супруги Ингигерды – Ирины: великомученика Георгия и благоверной царицы Ирины. По его указанию память святого великомученика Георгия – Юрьев день – стала торжественно праздноваться во всех церквах на Руси. В заботах об умножении числа священников Ярослав Мудрый оказывал особое покровительство школе, открытой в Киеве в правление его отца, а сам он в 1028 году основал подобную же школу в Новгороде, где тогда находилась его резиденция, и в ней обучалось около 300 детей священнослужителей и церковных старост. В этих школах преподавали по большей части не греки, хотя и они также, особенно выходцы из Херсонеса и других городов Тавриды, но славяноязычные болгары, речь которых в ту пору была вполне понятна их русским ученикам, не многим отличаясь и от книжного церковнославянского языка. Со временем лучшие выпускники этих школ, русские по происхождению, сами становились учителями.

http://pravoslavie.ru/158342.html

1020 См.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. С. 176–179. Текст: Concilium universale Constantinopolitanum tertium. P. 548–558. 1024 См.: Kreuzer G. Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit. Stuttgart, 1975. S. 61–63. Для преп. Максима было очевидно, что «монофелитская интерпретация» неудачных выражений Гонория выводит нас на ложный путь, поскольку папа мыслил вполне православно, хотя не всегда адекватно излагал свои православные мысли. См.: Larchet J.-C. Maxime le Confesseur médiateur entre l’Orient et l’Occident. Paris, 1998. P. 128–133; рус. пер.: Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004. С. 167–168. 1028 См.: Van Bavel T.J. Recherches sur la christologie de Saint Augustin. Fribourg, 1954. P. 64–65. . 1029 См.: Schwerdt P.K. Studien zur Lehre des heiligen Ambrosius von der Person Christi. Buckeburg, 1937. S. 92–93. 1030 См.: Nicolas M.J. La doctrine christologique de Saint Leon le Grand//Revue Thomiste. 1951. T. 51. P. 617; Arens H. Die christologische Sprache Leos des Grossen. Freiburg; Basel; Wein, 1982. S. 462–473. 1032 См.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. С. 140–163 (впрочем, перевод этого послания страдает рядом погрешностей). Текст: Concilium universale Constantinopolitanum tertium. P. 410–494. См. также комментарий к этому посланию X. Шенборна: Schönborn Chr., von. Sophrone de Jérusalem. P. 199–224. 1034 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды.Сб.8.М., 1972. С. 48. 1037 См. предисловие к изданию послания св. Софрония к Аркадию: Lettre de Sophrone de Jérusalem à Arcadius de Chypre. Version syriaque inedite du texte grec perdu/Ed. par M. Albert et Chr. Schönborn// Patrologia Orientalis . T. 39, fasc. 2. 1978. 179. P. 5–11. 1039 См.: Riedinger R. Aus den Akten der Lateran-Synode von 649//Byzantinische Zeitschrift. 1976. Bd. 69. S. 20. 1045 См.: RiedingerR. Zwei Briefe aus den Akten der Lateransynode von 649//Jahrbuch Österreichischen Byzantinistik. 1980. Bd. 29. S. 37–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010