Летопись Нестора передаёт нам, что „в лето 6545-е (1037) заложи Ярослав город великий Киев, у него же града врата суть златая, заложи же церковь святыя Софья, премудрость Божию, митрополью, посемь церковь на златых вратех каменну святыя Богородица Благовещение; посемь святого Георгиа монастырь и святыя Орины». Итак, по свидетельству летописца-современника, св.София каменная заложена в 1037 году и прежде заложения церквей Благовещенской на золотых воротах, Георгиевской и Ирининской. Летописи: позднейшая Новгородская, Воскресенская и Никоновская, Палинодиа, отчасти митрополит Евгений и протоиерей Скворцов – полагают в 1017 г. заложение и в 1037 году совершение св. Софии. Но ясное дело, что они смешивают два разновременный события: заложение Ярославом деревянной Софии после пожара в 1017 году и закладку тем же князем в 1037 г. каменного храма во имя св. Софии, упомянутые в древнейшей Новгородской (XIII века) летописи. Что св. София каменная не была заложена ранее 1037 года, это несомненно потому, что она заложена после победы Ярослава над Печенегами, бывшей в 1036 г., и притом на самом месте их поражения: „и сступишася», говорится в летописи, „на месте, где же есть ныне святая Софья, митрополия Русская, бе бо тогда поле вне града». Действительно, воюя за Киевский престол то с Святополком (1015–1020 г.), то с Мстиславом (1023–1026 г.), отражая нападения Брячислава на Новгород (1022 г.) и набеги Печенегов (1034 г.), Ярослав до 1037 года не имел ни времени, ни достаточно средств заняться украшением своей столицы: до 1026 года он не имел в Киеве и постоянного пребывания, управляя им из Новгорода чрез мужей, сидевших в Киеве. Только сделавшись единовластцем русской земли по смерти Мстислава (1034 г.), Ярослав мог уже придти к мысли расширить Киев и новую его часть украсить храмами, которые уподобляли бы русскую столицу Царьграду. Некоторые исследователи 2 утверждают: невозможно, чтобы заложение города Киева, св. Софии, золотых ворот с храмом Благовещения и церкви св. Георгия случились одновременно,–и потому заложение св. Софии Ярославом отодвигают на 20 лет раньше времени, указанного преподобным Нестором, полагая это событие в 1017 году. Но Нестор отнюдь не говорить, чтобы св. София, Благовещенский храм на золотых воротах, монастыри св. Ирины и св. Георгия строились одновременно. По словам его летописи, одновременно в 1037 году заложены только град, золотые ворота и св. София; храм же Благовещения на тех вратах заложен посем (после сего); посем еще заложены монастырь св. Георгия и св. Ирины. Следовательно нет никакой необходимости отодвигать заложение св. Софии к 1017 г., или даже к 1011 году в княжение св. Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В XI–XV веках Святой Иосиф – неизменный персонаж канонических композиций «Рождество Христово», «Сон Иосифа», «Сретение», «Бегство в Египет» монументальной византийской живописи храмов (Рождество Христово. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Принесение во храм. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Сон Иосифа. XI в. Фреска. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Атени Сиони, Грузия; Рождество Христово. 1100 г. Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни, Греция; Рождество Христово. 1143–1151. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо, Сицилия; Рождество Христово. 1143–1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сон Иосифа. Бегство в Египет. 1143-1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сретение. XII в. Фреска. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков; Путешествие в Вифлеем. 1316–1321. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1316–1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул; Сон Иосифа. 1316-1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1497. Икона. Кирилло-Белозерский художественный музей-заповедник, Кириллов). Из этого круга росписей и мозаик хотелось бы выделить фреску XII века из новгородской церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах), в которой отразилась во всей полноте сама суть Святого Иосифа. Источником торжественно-возвышенной композиции «Иосиф ведет Марию в свой дом» (1189 г. Фреска. Церковь Благовещения в Аркажах, Новгород), достаточно редко встречающейся в живописи, могли послужить не дошедшие до нас иллюминированные рукописи Константинополя X–XI веков или специально созданные книги образцов фресок Статная фигура Иосифа значительно выше по росту и крупнее по формам, чем детская фигурка юной Марии. Он представлен не молодым, но и не старым. Убеленный сединами, умудренный годами и опытом человек, с суровым выражением аскетического лица, властным решительным жестом берет за руку робкую и покорную Марию, увлекая ее за собой. Таким образом, выразительным языком поз и жестов подчеркивается значительность фигуры Иосифа в евангельской истории и важность его роли, как хранителя и защитника Девы Марии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Шарль Диль (французский историк) Иллюстрации 1 Медная монета Юстиниана, выбитая в Равенне в 560 г. Золотой солид Юстиниана Консульский диптих Юстиниана Печать (свинцовая булла) Юстиниана Серебряный медальон Юстиниана Император Юстиниан (мозаика в Равенне) Император Юстиниан (мозаика) Медная монета Юстиниана Золотой солид Юстиниана Золотая медаль Юстиниана Статуя Юстиниана на Августеоне, по рисунку Нимфириуса Серебряный диск с изображением императора, найденный в Керчи Медная монета. Юстиниан на троне Обрывок византийской ткани Императрица Феодора (мозаика) Византийская ткань из Египта Костюмы женщин в VI веке (мозаика) Византийская ткань из Египта Девы мудрые и девы неразумные. Миниатюра Золотая пластинка с изображением императрицы Бюст женщины VI века (Амалазунты?) Печать (свинцовая булла) Иоанна апоэпарха Костюмы женщин VI века Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Обрывок туники Византийская ткань из Египта Пилат и Евреи (Миниатюра из Codex Rossanensis) Христос перед Пилатом (Мин. из Cod. Rossan.) Отделка из мрамора и перламутра стен церкви в Паренцо Развалины дома Юстиниана в Константинополе Прошивка рукавов Христос на троне среди ангелов (мозаика) Св. дева Мария на троне среди ангелов (мозаика) Хитон мужчины Печать Трибониана Мозаика абсида церкви св. Виталия в Равенне Восточная ткань VI века Серебряная чаша, найденная в Березове, в Сибири Прошивка рукавов Кайма византийской ткани Женский хитон: отделка и прошивка Печать или свинцовая булла консула Павла Мозаика арки в церкви Космы и Дамиана Золотой солид Юстиниана Диптих Магнуса, консула 518 г. Вход И. Христа в Иерусалим (миниатюра) Дворец Теодориха в Равенне Благословляющий Христос (мозаика) Печать Траземунда, короля вандалов Серебряная монета Аталариха Теодат, изображение на медной монете Сереб. монета Витигеса с изобр. головы Юстиниана Гробница Теодориха в Равенне Обломки золотой брони Теодориха Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Древняя Новогородская летопись дважды упоминает об основании Ярославом Софийской церкви: первый раз под 1017 годом, в другой раз под 1037 годом. Архангелогородская летопись нашествие печенегов полагает в 1017 году, но основание Софийской церкви однажды только в 1037 году. Нестор нашествие печенегов описывает под годом 1036, основание же градских стен со златыми вратами и церкви Софийской под 1037; по сем, говорит он, заложи Ярослав церковь на златых воротах святыя Богородицы Благовещение; по сем святаго Георгия монастырь и святые Ирины. Но ничего не упоминает он, во сколько времени все сие построено и когда освящена Софийская церковь . В Софийской летописи сказано только, что в том 1037 году совершен бысть град Киев и церковь святая София свершена; а у града суть врата златы. Никонова под тем же годом говорит: свершен бысть град Киев, у него же врата златая и прибавляет: того же лета священа бысть церковь святая София в Киеве. 3ахарий Копыстенский в Палинодии своей, ссылаясь на Пролог Печерский под числом 4 ноября, пишет, что Софийская церковь освящена 4 ноября 1037 года: а Киевский иерархический каталог присовокупляет, что сия церковь основана и созидалась при митрополите Ионе или Иоанне I, правительствовавшем с 1008 до 1035 год, а освящена митрополитом Феопемитом в означенное Копыстенским время 23 ; о создании же и освящении Георгиевской церкви, или как Нестор называет, монастыря Георгиевского близ златых врат, в Прологе положено сказание под 26 ноября без означения года, а в старинных месяцесловах Киевских год освящения ее полагается уже 1045. Из сих разночтений чему верить, не известно. Конечно, столь многих и важных зданий не мог Ярослав окончить, в один 1037 год, и если с 1017 до 1037 года он производил их, то 20 лет не слишком долго для исполнения сих предприятий при других его занятиях. Уцелевшая доныне в Софийской церкви на стенах мозаическая живопись с греческими надписями, мраморные колонны при входе в церковь с запада и на хорах, фигурные из гранита выделанные плиты, оставшиеся также на хорах и по некоторым местам пола белый мрамор и красный лещедник доказывают, что он и художников, и строевые припасы должен был доставать из других земель, на что потребно было немалое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

толкователями в эпоху господства христианства, Иоанном Зонарой , Феодором IV Вальсамоном (XII в.), употребленное в послании именование «единоплеменники» было отождествлено с «христианами», а содержащиеся прещения в отношении отступивших от веры во время нападения врагов стали применяться к падшим во время гонений на христиан. Во всяком случае послание Г. Ч. могло служить основанием для выработки правил относительно принятия падших во время гонений в церковное общение. Свт. Григорий Чудотворец. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1037-1045 гг. Свт. Григорий Чудотворец. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1037-1045 гг. Послание было разделено на 10 правил. 11-е прав. признается позднейшей прибавкой к посланию Г. Ч. и заимствовано из канонических посланий (прав. 75) свт. Василия Великого ( Pitra J. B. Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. R., 1864. T. 1. P. 566); в слав. Кормчей книге этого дополнения нет. Тем не менее в разных канонических сборниках число правил различно: в Афинской синтагме - 11, в Книге правил и в «Пидалионе» - 12 (1-е прав. разделено на 2), в Кормчей - 13 (2-е и 4-е правила разделены на 2). Свт. Григорий Чудотворец. Икона. 2-я пол. XII в. (ГЭ) Свт. Григорий Чудотворец. Икона. 2-я пол. XII в. (ГЭ) 1-е прав. (по «Афинской синтагме») говорит о пленных христианах, к-рые ели с варварами, а затем о пленницах, над телами к-рых варвары надругались (отсюда и разделение этого правила в Книге правил и в «Пидалионе»). Г. Ч. защищает принимавших пищу вместе с варварами, не считая их согрешившими, тем более что ели они не от идоложертвенного («варвары, нашедшие на страны наши, не приносили жертв идолам») и только для утоления голода. Святитель приводит слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст...» (Мф 15. 11). Иоанн Зонара в толковании на это правило говорит, что св. отец, по всей видимости, воспользовался словами апостола (1 Кор 6. 13), «чтобы показать, что презренно и достойно епитимий то, что делается по роскоши и пресыщению, а не то, что бывает по необходимости и телесной нужде», к той же мысли ведет и изречение из Евангелия от Матфея.

http://pravenc.ru/text/168083.html

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Правда, между первым и вторым свидетельствами есть небольшое разноречие, именно по Иоакимовской летописи церковь св. Софии построена в Киеве до путешествия св. Ольги в Царьград, а по Синодальному Апостолу XIY века она не только построена, но и освящена за три года до этого путешествия 1 . Но при трёх летописных свидетельствах, к которым следует присовокупить и показание очевидца Дитмара, существование в X век в Киеве храма во имя св. Софии не может подлежать сомнению. В этой церкви вероятно была погребена св. Ольга, откуда мощи её в последствии перенесены в Десятинный храм Богородицы. По всей вероятности, Ольгин храм св. Софии был деревянный. На место сего храма, сгоравшего в 1017 году, в том же году заложен Ярославом новый храм во имя св. Софии, по свидетельству древней Новгородской летописи, в которой сказано, что в 1017 году „Ярослав иде к Берестью и заложена бысть св. Софья Киеве». В следующем 1018 году храм этот был уже окончен, так как, по сказанию Дитмара, в храм св. Софии, построенном на место сгоравшего, в 1018 году происходила церковная встреча Болеслава и Святополка. И этот новый храм, без сомнения, был также деревянный. Один храм сгорел, а на его место стал строиться другой. Если бы он был каменный, то не мог бы быть оконченным в 1018 году, до вступления Болеслава в Киев. Итак мы должны признать, что церковь св. Софии, построенная великой княгиней Ольгой в Киеве около 955 г., простояла до 1017 года; в этом году сгорела, а на её место в том же году заложена и в следующем 1018 году окончена новая деревянная церковь св. Софии–князем Ярославом. Замечательно, что в Новгороде до построения в 1049 году, сыном Ярослава, каменного храма во имя св. Софии, была уже церковь того же имени – соборная, деревянная, о 13-ти верхах, сгоревшая в 1045 году (Описание Софийского собора Евгения, стр. 42). По отсутствию летописных указаний и молчанию народных преданий, нельзя указать место первоначального храма св. Софии. Но по всей вероятности он был не далеко от городских ворот, в последствии золотых, которыми Болеслав вступил в Киев, и следовательно не далеко от места ныне существующей св. Софии. 2. Когда заложен сохранившийся до настоящего времени каменный храм св. Софии, созданный благовернейшим князем киевским Ярославом Владимировичем?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

а) к первым годам его относится год 1037; б) Собор посвящён создателем его В. Кн. Ярославом святой Софии, т. е. Премудрости Божией; в) сравнивается с Софийскою Церковью Константинопольской; г) был великолепно украшен, и д) имел при себе вежу или башню. Но эти сведения очень кратки и не так определённы, чтоб не оставляли места разным толкованиям и мнениям. § 3. Время основания и совершения Собора Год 1037, показанный у Пр. Нестора, есть ли год основания Собора или совершения его и освящения? Полагать первое справедливым кажется по самому течению речи у летописца: В лето 6545 заложи град… заложи же и церковь Св. Софии; в особенности же потому, что церковь поставил Ярослав на месте том, идеже Печенегов победи (слова Киевского Синопсиса), а это победа записана у Пр. Нестора под 1036 годом, и прямо у него же, сказано, что (воины Ярослава и Печенеги сступишась на месте, идеже есть ныне Св. София Митрополья Русская, бе бо тогда поле вне града (т. е. когда ещё не был заложен град великий) 5 . Если принять это мнение, то нельзя продолжать построение Собора далее 1051 г.; ибо в этом году летописец упоминает уже о поставлении митр. Илариона в Св. Софии. Но есть основание и другого мнения, т. е. что Собор начат прежде 1037 г., а в этом году завершён или освящён. Так именно сказано в некоторых летописях (Софийской, Воскресенской, Никоновой). Тот же год читается в старинных Прологах под числом 4 ноября, к которому дню относится, по преданию, освящение Собора Времени, благоприятного для построения этого величественного храма Ярослава, было немало прежде 1037 г. Таков, например, был год 1019, когда Ярослав, после борьбы со Святополком, пишет пр. Нестор, «седе в Киеве, утер потас дружиною своею, показав победу и труд велик» Еще благоприятнее 1026 год и далее, когда, по заключении мира с Мстиславом, преста усобица и мятеж, и бысть тишина велика на земли. Всё это является весьма вероятным, если слова пр. Нестора о сражении с Печенегами в 1036 г. разуметь так, что это сражение произошло не на месте, где Собор (тогда, быть может, уже почти совершенный), а там где Митрополья Русская, т. е. жилище митрополита, тогда здесь не существовавшее 6 . Что касается до сказания у Нестора: заложи град великий... заложи же и церковь Св. Софии и пр., и пр., то это можно почитать изображением не современности, а только однородности деяний Ярослава. (Затем, под тем же годом 1057, говорится о создании других церквей и даже о библиотеке в Св. Софии). И так год 1037, показанный у пр. Летописца, и повторяющийся в других древних сказаниях, мы будем почитать годом совершения Собора, а не основания, по тому особенно, что это мнение писателей наших древних 7 . § 4. Посвящение Собора Св. Софии

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Подавив недовольство мятежных сеньоров в Сев. Италии, Конрад II прибыл в Рим, где состоялась его имп. коронация. Активную политику по реформированию Церкви, в т. ч. в И., проводил герм. кор. Генрих III (1039-1056, император с 1046). Во время 1-го похода (1045-1047) король низложил Римских пап Сильвестра III (янв.-март 1045), Бенедикта IX (март-май 1045) и Григория VI (май 1045 - дек. 1046), возведя на Папский престол своего ставленника Суитгера, еп. Бамбергского, под именем Климента II (1046-1047), к-рый провел имп. коронацию Генриха III (25 дек. 1046). Этот понтифик стал первым из череды «германских» пап, к-рых назначал непосредственно император ( Дамас II (июль-авг. 1048), Лев IX (1049-1054) и Виктор II (1055-1057)). «Германские» папы, особенно Лев IX, проводили в жизнь идеи церковной реформы: боролись с симонией, с нарушениями соборных постановлений о целибате клира, с зависимостью церковных институтов от светской власти на местном уровне. Первый этап церковных реформ нашел отражение в решениях Соборов, созванных по распоряжению имп. Генриха III,- в Павии (1045), в Сутри и в Риме (дек. 1046) и во Флоренции (1055), где были рассмотрены насущные проблемы церковного управления, а также приняты меры против симонии. В отличие от своих преемников папы, возведенные на престол Генрихом III, не вступали в открытый конфликт с императором. Др. направлением политики Генриха III в И. стала борьба с норманнской экспансией в Юж. Италии: в 1047 г. император урегулировал отношения между ломбардскими и норманнскими правителями, приняв от них вассальную клятву. Греч. текст Литургии свт. Василия Великого. XIII в. (Mess. Salvad. gr. 175. Fol. 10) Греч. текст Литургии свт. Василия Великого. XIII в. (Mess. Salvad. gr. 175. Fol. 10) При герм. кор. Генрихе IV (1056-1106, император с 1084) отношения между Свящ. Римской империей и папством обострились. Требование независимости Церкви от светской власти, ранее реализовавшееся лишь на локальном уровне, теперь осмысливалось более широко - как независимость папства от любой светской власти, в т.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010