Л. В. Луховицкий Гимнография Перенесение мощей свт. Никифора I, патр. К-польского. Пропись из кн.: С. Т. Большаков «Иконописный подлинник» Перенесение мощей свт. Никифора I, патр. К-польского. Пропись из кн.: С. Т. Большаков «Иконописный подлинник» В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 2 июня и 13 марта (перенесение мощей Н.); богослужение 2 июня совершалось с особой торжественностью: назначалась лития - торжественное шествие от Великой церкви к Форуму, а затем в храм св. Апостолов; последование Н. включало тропарь на входе, прокимен Пс 48. 4, Апостол - Евр 7. 26 - 8. 2, аллилуиарий Пс 36. 30, Евангелие - Ин 10. 9-16, причастен Пс 111. 6b; о составе последования Н. 13 марта особые указания отсутствуют ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 248, 302). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 167, XII в.,- 2 июня содержится служба Н., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл из 3 стихир и седален (на полях также сделана приписка (XIV-XV вв.) - кондак и икос Н.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 65-66). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, память Н. отмечается 2 июня и 13 марта. Служба Н. 2 июня включает канон авторства Феофана Начертанного 4-го гласа, цикл стихир-подобнов и седален; 13 марта (перенесение мощей) Н. назначаются канон и стихиры, составленные Игнатием , патриархом К-польским († 877), и седален; причем, поскольку 13 марта приходится на Великий пост, служба Н. поется в субботу или воскресенье (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428, 458). Свт. Никифор I, патриарх К-польский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Свт. Никифор I, патриарх К-польский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.)

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУНИЯ Апостолы Иуния и Андроник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Апостолы Иуния и Андроник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) [Иуния; греч. Ιουνα, Ιουνις], ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе апостолов от 70). В НЗ И. упоминается только в Послании к Римлянам: ап. Павел приветствует Андроника и И.- «сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим 16. 7). Имя И., к-рое могло принадлежать как мужчине, так и женщине, стоит в винительном падеже, и из-за отсутствия в греч. рукописях до VII-IX вв. ударений неясно, какого оно было рода: Ιουναν или Ιουνιν (в именительном падеже соответственно Ιουνα или Ιουνις). Визант. списки с проставленными надстрочными знаками дают форму жен. рода Ιουναν ( Arzt. 1993. S. 89-94; Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. Stuttg., 19942. P. 475; Epp. 2002. P. 264-265; Belleville. 2005. P. 238-239), которая сохранялась во всех изданиях греч. текста НЗ с 1516 (издание Эразма Роттердамского) до 1927 г. (13-е издание Э. Нестле), за исключением издания Олфорда 1852 г. ( Alford H. The Greek Testament: With Critically Revised Text. L.; Camb., 1852. Vol. 2. P. 467), и была восстановлена в 1993 г. в 4-м издании Объединенных библейских об-в (UBS Greek New Testament) и в 27-м издании Нестле-Аланда (Novum Testamentum Graece). Во всех сохранившихся ранних переводах НЗ (старолатинский, Вульгата, коптский (сахидский и бохарский) и сирийский) имя Иуния жен. рода ( Thorley. 1996. P. 20). В «Комментариях на Послание к Римлянам» Оригена в одном случае стоит жен. форма имени ( Orig. In Ep. ad Rom. X 21//PG. 14. Col. 1280), а в другом - мужская (Ibid. X 39//PG. 14. Col. 1289), которая зафиксирована лишь в неск. поздних списках (Der Römerbriefkommentar des Origenes: Krit. Ausg. d. Übers. Rufins. Freiburg, 1998. Bd. 3: Buch 7-10/Hrsg. C. P. Hammond Bammel. S. 836-837, 853), скорее всего данный текст был испорчен ( Moo. 1996. P. 922). В каталоге апостолов Псевдо-Епифания (V-VI вв.) фигурирует «Иуния... епископ Апамеи Сирийской» (Vitae prophetarum. 1907. S. 126). Однако подавляющее большинство визант. авторов считают И. женщиной: свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Rom. XXXI 2//PG. 60. P. 669), Феодорит Кирский ( Theodoret. In Rom. 16. 7//PG. 82. Col. 220), «Пасхальная хроника» (Chron. Pasch. 1832. Vol. 1. P. 421), прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. In epistolas S. Pauli: In epistolam ad Romanos. 16//PG. 95. Col. 565), Икумений ( Oecumenius. Comm. in ep. ad Rom. 20//PG. 118. Col. 629-632), Феофилакт Болгарский ( Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 16//PG. 124. Col. 551-552) и др. Представление о том, что спутник Андроника был мужчиной, распространилось в средневек. Европе, начиная с Эгидия Римского (1245-1316) (Aegidius Romanus. Opera exegetica. Opuscula 1. Franrfurt, 1968. S. 97).

http://pravenc.ru/text/1237889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ Мученики Акепсим, Иосиф и Аифал. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мученики Акепсим, Иосиф и Аифал. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 3 нояб., греч. 22 апр.). В конце великого гонения при шаханшахе Шапуре II (309-379) 80-летний старец А., еп. из Хенайты (Наессона), гористой местности в сев.-вост. части Адиабены (в верховьях Б. Заба), был схвачен и доставлен в Арбелу вместе с пресв. Иосифом и диак. Аифалом (Айталлахой). Там их допросил сасанидский наместник, приказавший затем заковать мучеников в цепи и отправить в Мидию (сев.-зап. обл. державы Сасанидов). После 3 лет, проведенных в темнице в страданиях от ран, голода и жажды, узники предстали перед судом мобедан-мобеда (верховного зороастрийского жреца) Адуршапура, к-рый вынес А. смертный приговор. Казнь через усечение мечом свершилась в окт. 378 г. Дочь царя Армении, пребывавшая в качестве заложницы в одной из мидийских крепостей, усыпив бдительность охраны, похитила тело священномученика и с почестями предала земле. Иосифа и Аифала Адуршапур также не смог принудить к отречению от веры и переправил их мобеду Адиабены, распорядившись, чтобы непокорных христиан забили камнями их же единоверцы. После новых допросов и истязаний со стороны властей Иосиф был насмерть забит камнями в Арбеле. Благочестивая горожанка, отказавшаяся от участия в экзекуции, разделила судьбу мученика. Тем же способом в 379 г. в ставке наместника провинции Бет-Нухадра был умерщвлен диак. Аифал. Над честными останками мучеников совершались многие чудеса. В версии жития, к-рую приводят болландисты , фигурирует св. Снандулия , навещавшая в тюрьме Иосифа и Аифала. А. и его сподвижники были последними жертвами страшных преследований персид. христиан, продолжавшихся в течение 40 лет, когда, по утверждению Созомена , погибло 16 тыс. чел. Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое жития включены под 3 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 129-130). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63854.html

3-25; см. ст. Аэндор ). Трактат был составлен Е. во время епископского служения в Берое и посвящен Евтропию, еп. (или буд. епископу) Адрианополя, впосл. сменившему Е. в его борьбе с арианством и, так же как и он, пострадавшему ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 3; Idem. Hist. arian. 5). Е. называет его «превосходнейшим священноглашатаем православия» ( Eust. Antioch. De engastr. 1). Свт. Евстафий, еп. Антиохийский. Миниатюра из греко-груз. руокписи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 116 об.) Свт. Евстафий, еп. Антиохийский. Миниатюра из греко-груз. руокписи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 116 об.) 1. Содержание. Не удовлетворенный оригеновским толкованием эпизода с аэндорской волшебницей, Евтропий захотел узнать мнение Е. по этому вопросу. Согласно Оригену, волшебница действительно вызывала душу прор. Самуила и Самуил пророчествовал Саулу. Е. вопреки Оригену доказывает, что волшебница не могла вызвать и не вызывала душу Самуила, что Саулу казалось только то, что делала чревовещательница, сам же Саул ничего не видел. Полемический характер трактата подчеркивает особенности антиохийского направления в экзегетике, к к-рому принадлежал Е. (он был первым, кто четко выразил эти особенности Антиохийской школы - см. ст. Богословские школы древней Церкви ). Е. решительно восстает против чрезмерной аллегоризации Свящ. Писания. 2. Рукописная традиция. В подавляющем большинстве рукописей «Диагностик» сохранился в составе 2 сочинений, написанных на ту же тему («трикнижие»): гомилии Оригена на 1 Цар 28 (CPG, N 1423(2)) и послания свт. Григория Нисского к еп. Феодосию (CPG, N 3146). Рукописная традиция трактата представлена древней рукописью (Monac. gr. 331, X в.), а также 12 более поздними (codices recentiores, XVI - нач. XVII в.), восходящими, по всей вероятности, к Monac. gr. 331 (подробное описание всех рукописей см.: Declerck. 2002. P. XXVIII-XLII). Соотношения между поздними рукописями были выявлены Х. Хёрнер при подготовке к публикации послания свт. Григория Нисского к еп. Феодосию (GNO. T. 3.

http://pravenc.ru/text/187408.html

Синоптики по-разному идентифицируют человека, нанесшего удар: ап. Марк называет его «одним из стоявших тут» (Мк 14. 47), из чего может сложиться впечатление, что ударивший принадлежал не к группе учеников Иисуса, а к некой др. группе - напр., зрителей, наблюдавших за происходившим ( Brown. 1998. Vol. 1. P. 266). Однако такая группа ни в одном из повествований не упоминается, и вряд ли можно было ожидать ее появления в столь поздний час ( Marcus. 2009. P. 993). Ап. Матфей называет ударившего «одним из бывших с Иисусом» (Мф 26. 51). С Матфеем согласен Лука (Лк 22. 50-51). Существуют разные объяснения того, почему синоптики предпочли скрыть П. под неким анонимным персонажем. Одно из них гласит, что исходный материал для синоптических повествований был составлен между 30 и 60-ми гг., когда основные участники драмы были еще живы и П. мог подвергнуться уголовному преследованию за удар, нанесенный рабу первосвященника ( Theissen. 1991. P. 186-188), ап. Иоанн же писал намного позже других, когда П. уже не нуждался в защитной анонимности ( Бокэм. 2011. С. 223). Вполне возможно, что авторы синоптических повествований не знали, кто ударил раба первосвященника, а Иоанн знал и потому решил внести уточнение в их рассказ. Кроме того, Иоанн мог упомянуть о смелом поступке П. в преддверии рассказа о его отречении, чтобы продемонстрировать его верность Учителю и готовность встать на Его защиту. Если учесть, что с Иисусом в Гефсимании были только 3 чел., и П. был одним из них, а Иоанн - другим, то свидетельство евангелиста выглядит правдоподобным. Отречение Отречение ап. Петра. Иисус Христос перед Понтием Пилатом. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 37 об.) Отречение ап. Петра. Иисус Христос перед Понтием Пилатом. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 37 об.) История отречения П. занимает особое место в Евангелиях. Об отречении П. рассказывают все 4 евангелиста, но только ап. Иоанн повествует о том, каким образом П. удалось проникнуть во двор первосвященника: он последовал за Иисусом вместе с «другим учеником; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра» (Ин 18. 15-16).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Свт. Вукол, еп. Смирнский и прп. Варсонофий Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. 0. I. 58. Л. 99) Свт. Вукол, еп. Смирнский и прп. Варсонофий Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. 0. I. 58. Л. 99) В. В. иногда путали с акефалом Варсануфием (см. ст. Варсонофиты ), и делались предположения, что В. В. был монофизитом-акефалом. Впервые это было высказано неким «нечестивым Памфилом, восточного происхождения» (PG. 99. Col. 1816). О Варсануфии-акефале упоминал прп. Анастасий Синаит, поместив его имя в перечне еретиков-монофизитов после Петра Гнафевса ( Anast. Sin. Hodegos. 6, 7//PG. 89. Col. 108, 112; Quaest. 117//PG. 89. Col. 769). Известно, что последователи Варсануфия-акефала были анафематствованы свт. Софронием I , Патриархом Иерусалимским, в соборном послании 634 г., адресованном Сергию, Патриарху К-польскому, где наряду с др. еретиками они названы «варсануфитами»: «… акефалов, варсануфитов… нечестивая ересь» ( Ακεφλων, τν Οερσουνουφιτν ... θελατος αρεσις - PG. 87/3. Col. 3193; перечень акефалов см.: Sophr. Hieros. Ep. syn. ad Sergium//PG. 87/3. Col. 3192-3193). На первый взгляд, данное предположение может найти нек-рую поддержку, если принять во внимание совет В. В., данный Павлу Отшельнику, следовать Никейскому Собору без упоминания о Халкидоне: «...держись царского пути, говорю, веры трехсот осмнадцати отцов, в к-рую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для тех, кто имеет совершенный образ мысли» (Отв. 58. С. 43/Ep. 58. 29-32). Прп. Феодор Студит , защищая преподобных В. В., Исаию и Дорофея от обвинений в монофизитстве, в согласии с К-польским Патриархом Тарасием (ср.: Tarasius, patr. Ep. 5//PG. 98. Col. 1461-1465) и др. вост. отцами писал в своем Завещании: «В учении их я не нашел ничего нечестивого, напротив, большую душевную пользу» ( Theod. Stud. Testamentum//PG. 99. Col. 1816). В качестве вещественного доказательства церковного признания В. В. прп. Феодор указал на то, что изображение В. В. находилось на облачении престола Св. Софии вместе с изображениями преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина и др. (Ibidem). Что касается неупоминания Халкидонского Собора, оно могло быть связано с нежеланием В. В. принимать участие в богословских спорах; он писал (имея в виду оригенизм и полемику с ним): «Горе нашему роду! Что мы оставили и что исследуем! …Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое!» (Отв. 606. С. 382/Ep. 600. 45-46, 53-54).

http://pravenc.ru/text/376982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНФИМ Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 303), сщмч., еп. Никомидийский (пам. 3 сент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.). О его мученической кончине свидетельствует Евсевий Кесарийский (Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1). В основу жития А., написанного Симеоном Метафрастом , были положены древние мученические акты (BHG, N 134-135). А. родился в Никомидии (Вифиния), с юных лет отличался добродетелью. Принял священнический сан и после смерти главы Никомидийской Церкви Кирилла был избран епископом. Когда при имп. Диоклетиане и Максимиане начались гонения на христиан, А. многих сподвиг принять мученическую смерть за Христа (см. Никомидийские мученики ). По просьбе паствы А. удалился из Никомидии в сел. Семана и оттуда обращался с посланиями к христианам, убеждая их не бояться смерти. Через нек-рое время имп. Максимиан узнал о месте нахождения А. и послал воинов, чтобы схватить его, но те, вняв проповеди святого, уверовали во Христа и готовы были отпустить его, однако А. пожелал предстать перед императором. Приведенный к Максимиану, он исповедовал Христа и был подвергнут пыткам: сначала А. били камнями по шее и проткнули ноги раскаленными кольями, положили на острые черепки и били палками, затем надели на ноги раскаленные медные сапоги, но святой с радостью принимал мучения за Христа. Тогда Максимиан приказал привязать его к колесу и вращать над огнем, но огонь поразил палачей. После этого А. заточили в темницу вместе с разбойниками, где святой обратил узников ко Христу. Узнав об этом, имп. Максимиан предложил ему стать первым из языческих жрецов. А. отверг предложение императора и был обезглавлен. В составе жития мучеников Индиса и Домны помещено письмо А. к христ. общине Никомидии (PG. 116. Col. 1073-1076). Приписываемый А. фрагмент соч. «О святой Церкви» (Anthimi Nicomediensis episcopi et martyris de sancta Ecclesia/Ed. G. Mercati//ST. 1901. T. 5. P. 87-98) принадлежит, по мнению М. Ришара, Маркеллу Анкирскому (Richard M. Un opuscule méconnu de Marcel d " Ancyr//MSR. 1949. N 6. P. 5-28).

http://pravenc.ru/text/114104.html

Именно этот устав стал регламентировать богослужение в к-польских мон-рях, в т. ч. и в Студийском. Существенные изменения произошли и в богослужении Св. Софии, где монастырское богослужение полностью вытеснило особый строй суточного круга и структурообразующие элементы древнего кафедрального обряда. Поэтому в к-польском богослужении так быстро был принят Устав Божественной литургии (Διταξις τς θεας λειτουργας), составленный Патриархом К-польским Филофеем Коккином в 1344-1347 гг., когда он еще был игуменом афонской Великой Лавры . Существенную часть этого текста составляло подробное описание совершения проскомидии, получившей окончательную интерпретацию в своих молитвословиях. Тогда же Патриарх Филофей составил и Устав священнослужения (Διταξις τς εροδιακονας), регламентировавший совершение служб суточного круга, и прежде всего совершение всенощного бдения, согласно Иерусалимскому уставу. И только в богослужении кафедрального собора в Фессалонике еще в нач. XV в. сохранялось «песненное последование», восходившее по своей структуре к древнему визант. кафедральному обряду. " Небесная литургия " . Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 33 об.). Фрагмент " Небесная литургия " . Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 33 об.). Фрагмент Распространение Иерусалимского устава сопровождалось как внесением различных дополнений в существующие редакции этого текста, так и появлением новых редакций; в одну из них, напр., были внесены различия в совершении служб суточного круга богослужения между келлиотскими и киновиальными мон-рями. В 1-й трети XIV в. в К-поле была создана др. редакция Иерусалимского устава, содержавшая в основном тексте статьи, ранее входившие в состав Марковых глав . Изменения в кафедральном богослужении сопровождались изменениями в совершении чинопоследований с участием визант. императоров. Вскоре новая версия имп. обряда была зафиксирована в «Книге церемоний» Псевдо-Кодина, составленной при имп. дворе в 1347-1368 гг.

http://pravenc.ru/text/158428.html

Усиление церковных и адм. позиций К-поля и Иерусалима в сер. V в. при постепенном ослаблении Антиохии привело к формированию 2 во многом самостоятельных литургических центров внутри «антиохийского литургического пространства» (подробнее см. ст. Антиохийское богослужение ) и «литургических областей», с ними связанных. Развитие богослужения в этих центрах определило дальнейшее развитие В. б. Тем не менее принадлежность обоих к «антиохийскому литургическому пространству», а также использование одного и того же греч. языка в качестве богослужебного предопределили возможность последующего взаимовлияния и взаимообмена литургическим материалом между ними в процессе развития В. б. Иерусалимское богослужение Центром формирования и развития богослужения в Иерусалиме был церковный комплекс, в состав к-рого входила ротонда Воскресения (Анастасис) и большая базилика (Мартириум). Этот церковный комплекс был построен имп. Константином на месте Крестных страданий и погребения Спасителя и освящен в 335 г. Подобно антиохийской литургической традиции, движущей силой развития иерусалимского богослужения были городские аскетические общины - «тагмы спудеев», существовавшие при храме Воскресения и др. иерусалимских храмах. Именно спудеи («монашествующие», греч. μονζοντες) обеспечивали регулярное совершение служб суточного круга богослужения в иерусалимских храмах. Основу этих служб составляло антифонное пение (см. Антифон ) «коротких» стихов иерусалимской Псалтири, однако употреблялись и сложные гимнографические сочинения, связанные по своей структуре и организации текста с античной лит. традицией. Иерусалимские спудеи использовали муз. систему, восходящую к античной муз. культуре. Прп. Савва Освященный. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 89 об.) Прп. Савва Освященный. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 89 об.) Годовой круг богослужения регламентировал иерусалимский Лекционарий , определявший праздники, места совершения богослужений, чтения из Свящ. Писания и содержавший краткие литургические рубрики. Иерусалимская литургическая традиция имела собственный набор евхологических текстов, входивших в иерусалимский Евхологий . Его составляли молитвы Божественной литургии ап. Иакова , служб суточного круга богослужения, чинопоследований таинств . Структуру служб суточного круга определял иерусалимский Часослов , содержавший неизменяемые псалмы и нек-рые молитвословия.

http://pravenc.ru/text/158428.html

Апр. Т. 1. С. 162). В каноне Родиону 10 нояб. говорится о том, что этот святой пострадал в Риме вместе с апостолами Петром и Олимпом (Μηναον. Νομβριος. Σ. 199; Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 246). В каноне того же автора на Собор 70 апостолов (4 янв.) И. и Родион также различаются (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 68; Минея (МП). Янв. Т. 1. С. 128). Несмотря на это, в кратких житиях, помещенных в Минее (МП), Родион и И. представлены как варианты имени одного и того же лица, сказания об их мученической кончине объединены в одно (см., напр.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 165). Ист.: BHG, N 2174; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Vitae prophetarum. 1907. P. 138; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 24//Ibid. P. 121; ActaSS. April. T. 1. P. 741 sqq. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 84, 88-89, 101-102; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор святых 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 96-98; Spadafora F. Erodione, Asincrito e Flegonte//BiblSS. Vol. 5. Col. 73-74; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988. (WBC; 38b). P. 895-896; Lampe P. Herodion//ABD. 1992. Vol. 3. P. 176; Jewett R., Kotansky R. D., Epp E. J. Romans: A Comment. Minneapolis, 2007. (Hermeneia). Иконография Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) И. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы короткие, борода средней длины, облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); в поздних памятниках знаком его апостольского служения становится омофор, одетый поверх хитона и гиматия, в руках - кодекс. В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. предписано изображать старцем (Ч. 3. § 7. 50). В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика И. встречается под 10 нояб. и 8 апр., в дни памяти других апостолов от 70. Так, в подлиннике, изданном С.

http://pravenc.ru/text/674095.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010