Сыновья прав. Иосифа (кроме сцены на Fol. 220v) изображены с нимбами. Они показаны разновозрастными: старший - с темной короткой бородой, 2 средних - с бородой, едва показавшейся, и безбородый (И.?), младший - отрок (идентифицируется как Иаков, брат Господень). В памятниках монументальной живописи, включающих подробный Богородичный цикл, также встречаются изображения сыновей прав. Иосифа (напр., в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Ап. Фаддей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 118) Ап. Фаддей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 118) Сюжет из апокрифических «Деяний апостола Фаддея», связанный с принесением царю Эдессы Авгарю плата с Нерукотворным образом Спасителя, проиллюстрирован на створках триптиха «Ап. Фаддей и царь Авгарь, с избранными святыми» (Х в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; створки объединены рамой) - молодой, с едва показавшейся бородой апостол (по сторонам нимба сохр. фрагменты надписи с именем Фаддей) сидит в легком развороте влево на троне с красной подушкой, прямоугольной спинкой и широким подножием, персты правой руки сложены в жест благословения, левой указывает на средник (утрачен, очевидно, был изображен Мандилион). Один из примеров включения И. в состав т. н. апостольского Деисуса - икона с Деисусом и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в среднике представлена 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. В росписи мон-ря Матейче (ок. 1355) использован сюжет на тему преемственности первыми Иерусалимскими епископами священства от Иисуса Христа и родства с Ним по плоти. С развернутыми свитками в руках, в полиставриях, с надписью на греческом: «Ο συγγενς το κ(υρο)υ» (Сродники Господни) - представлены 1-й еп. Иерусалима Иаков и его преемники Симеон и И. В ц. Санта-Мария-ди-Англона в Базиликате, Юж. Италия (кон. XII - нач. XIII в.), в росписи к-рой отмечают близость иконографии к раннехрист. и сицилийским памятникам, а стиля - к монументальной живописи в храмах на территории от греч.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Обычно В. изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст, сближавший В. с др. апостолами, напр. с Иаковом Старшим или Варнавой. Редко В. могли изображать с короткими светлыми (седыми?) волосами и такой же бородой по подобию ап. Петра (купол баптистерия православных, сер. V в., Равенна). изображения В. известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников. В мозаиках Архиепископской капеллы (между 494 и 519 гг., Равенна), на зап. подпружной арке В. представлен, как и др. апостолы, в медальоне, погрудно, что свидетельствует об использовании иконографии рим. имп. портретов. Изображение В. в рост среди др. апостолов представлено в купольных мозаиках баптистерия православных и баптистерия ариан (ок. 500 г.) в Равенне. Ап. Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58 Л. 125 об.) Ап. Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58 Л. 125 об.) Размещение фигур апостолов, в т. ч. и В., традиционно было связано с украшением алтаря, свода, главного нефа, напр. мозаики в базилике Сант-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в., Равенна). среди памятников средневек. искусства христ. Кавказа В. представлен на литургическом сосуде 999 г. из церкви в Бедиа, к-рый был вложен абхаз. царем Багратом III и его матерью, царицей Гурандухт (ныне Гос. музей искусств Грузии). На сосуде, украшенном чеканкой, стоящая фигура В. представлена в арке, со свернутым свитком в руках, в числе др. апостолов по сторонам Христа на троне и Богоматери с Младенцем на престоле. образ В. встречается на окладах икон и богослужебных книг, как напр. медальон в технике перегородчатой эмали на окладе Евангелия (кон. X - нач. XI в., Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100) или на реликвариях, напр. из слоновой кости с изображением Деисуса, архангелов и 12 апостолов (2-я пол. X в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), или на серебряной ставротеке с чеканными полуфигурами апостолов в медальонах на полях (кон. XI - нач. XII в., ГЭ), как единоличная фигура - на реликвариях с частью его мощей, напр. на серебряном чеканном окладе мощевика X в. из г. Ван (Музей Эчмиадзинского кафедрального собора).

http://pravenc.ru/text/154389.html

В. в Андреевской ц. на Треске (1388-1389), где он размещен в ряду поясных «портретов» преподобных в юж. певнице- конхе, в кафоликоне афонского мон-ря Пантократор (ок. 1363-1380). Прп. Пахомий Великий с иноками, начальниками египет. монашества. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 189) Прп. Пахомий Великий с иноками, начальниками египет. монашества. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 189) В Минологиях П. В. изображали под 13 мая - в Евфимиевском (Захарии Валашкертского) Синаксаре (НЦРГ. A 648. Л. 56 об. (112), 1030 г.) или под 15 мая, как в Вознесенской ц. мон-ря Дечаны (1348-1350 - свод зап. травеи сев. нефа, в виде стоящей фигуры), в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. theol. gr. 1. Fol. 39v, 1322-1347) - поясной образ в зеленом облачении на 1-м плане; под тем же числом - с мон. Феодором, учеником, на фреске в притворе ц. св. Апостолов Печской Патриархии (1561, поздние прописи); в нартексе мон-ря Дечаны - П. В. в составе святых на юж. стене нартекса. В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) он изображен дважды: на л. 46 об.- в круглом медальоне, оплечно, с непокрытой головой, с недлинной бородой; на л. 114 - в минейной части, под 15 мая, в рост, с крестом в правой руке, левая рука развернута ладонью вовне. С П. могут ассоциироваться ктиторские портреты монахов, патроном к-рых он являлся, напр. редкая композиция, иногда называемая «Моление Пахомия Пресв. Богородице», на вост. стенке аркосолия в северо-вост. часовне в ц. Пресв. Богородицы Афендико мон-ря Вронтохион (ок. 1322) в Мистре - при погребении архим. Пахомия, одного из основателей мон-ря, в построенной им церкви. В средневек. росписях П. В. присутствует в минейном цикле в нартексе ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230), в афонских храмах - у сев. угла зап. стены наоса кафоликона мон-ря Пантократор, на входной (северной) пилястре в лити кафоликона Хиландара (ок. 1371), в наосе кафоликона Вел.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

А. Ю. Никифорова Иконография Самое раннее предположительное изображение А. ч. Б. сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте рим. ц. святых Вонифатия и А. ч. Б. на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика А. ч. Б. и св. Иоанна Предтечи : напр., на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской, Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Рус. иконописные подлинники XVI-XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., также говорится, что А. ч. Б. «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. 72). В Минологии за февраль-март (ГИМ. Син. гр. 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в К-поле, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина А. ч. Б. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук А. ч. Б. свиток с его жизнеописанием, в изголовье - священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах - скорбящий отец святого. изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в К-польский синаксарь. Это единственный в визант. искусстве пример сюжетной композиции, посвященной А. ч. Б. Впосл. в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327-1340 гг.- Охоп. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-груз. рукопись XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в.), в монументальных росписях XII-XV вв. (напр., ц. св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180-1190).

http://pravenc.ru/text/114016.html

О раннем примере размещения изображений И. и А. на церковных облачениях свидетельствует Liber Pontificalis, где упоминается, что папа Лев III (795-816) передал в рим. ц. Санта-Мария Маджоре одеяние с шитыми образами И. и А. и со сценой «Благовещение». В отличие от практически неизвестных отдельных образов И. сохранилось достаточно много самостоятельных изображений А. Одно из ранних дошло от 1-й пол. VIII в., этим временем датируется фрагмент фрески из кафедрального собора в Фарасе, Сев. Нубия (Национальный музей, Варшава), с изображением покрытой мафорием головы юной А., ее глаза преувеличенно большие, с темной обводкой. Интересной иконографической деталью является жест правой руки - палец прикасается к устам, что придает и без того юному образу А. детскую трогательность. Этот жест трактуют как намек на буд. непорочное зачатие Девы Марии. В росписи ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VII в.) известна уникальная композиция, включающая фронтальное в рост изображение А., стоящей с младенцем Марией на руках справа от трона Богоматери с Младенцем Христом. Слева от трона представлена фигура прав. Елисаветы с младенцем Иоанном на руках. Изображения этих ветхозаветных прав. жен в иконографии уподоблялись друг другу. На правой створке диптиха «Иисус Христос, Богоматерь с Младенцем, с 28 святыми на полях» (между 1367 и 1384, мон-рь Преображения Господня в Метеорах, Греция) - поясное изображение А. на верхнем поле, над образом Богоматери с Младенцем в среднике; она облачена в красный мафорий с изображениями четырехугольников, расположенных на челе и плечах (Byzantium: Faith and Power (1261-1557). N. Y., 2004. P. 51-52. Cat. 24B). По образцу первого в Метеорах или в К-поле был создан диптих из Музея кафедрального собора в Куэнке, Испания (1382-1384),- А. изображена в красном мафории, из-под к-рого видна горловина, проработанная ассистом, четырехугольники на мафории заменены золотыми звездами в виде крестиков (Ibid. P. 52-53. Cat. 24C). Известны изображения одной А. в минейных циклах под 25 июля, когда отмечается день успения святой. Соответствующая композиция «Успение прав. Анны» имеется на т. н. синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. На миниатюре в греко-груз. рукописи под тем же днем памяти помещено изображение А. с крестом в правой руке (РНБ. O. I. 58. Л. 122, XV в.). Под 9 сент., в празднование Зачатия А. Пресв. Богородицы, вместо сцены «Встреча у Золотых ворот» на миниатюре той же рукописи дано единоличное изображение А. в профиль, с воздетыми руками, обращающейся в молении к Господу («Моление Анны о чадородии») (Там же. Л. 89 об.).

http://pravenc.ru/text/468935.html

родителей Пресв. Богородицы, не входящие в сцены протоевангельского цикла, в монументальной живописи помещались вблизи образов Пречистой Девы или композиций, связанных с темой Боговоплощения в алтарной, реже в подкупольной зонах храма: на мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос - в куполе внутреннего нартекса образ Богородицы Оранты, в парусах И. и А.; на мозаиках в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) - медальоны с оплечными образами; в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), в конхе апсиды - Богородица Оранта, на пилонах триумфальной арки, под «Благовещением»,- ростовые фигуры И. и А. в легком развороте к центру, в правой руке А. крест, левая перед грудью ладонью вовне, в том же жесте правая рука И., левой он придерживает край гиматия; на мозаиках ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), полуфигуры И. и А. в жертвеннике и диаконнике фланкировали образ Пресв. Богородицы (не сохр.); в росписях ц. Спаса на Нередице - полуфигурные изображения в медальонах И. и А. на сев. и юж. подпружных арках под регистром с ветхозаветными пророками и др. В нартексе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре (ок. 1322) над входом в храм И. и А. представлены в молении образу Богоматери с Младенцем на лоне, названному в подписи «Живоносный Источник». Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. В визант. Минологиях, в книжной миниатюре, в иконописи и в росписях под 9 сент., в день памяти И. и А., может быть представлено парное изображение праотцев. Они изображаются обращенными друг к другу (на миниатюре Минология имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 13, 976-1025 гг.; на одной из 6 икон т. н. синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюре греко-груз. рукописи - РНБ. O. I. 58. Л. 77, XV в.); в рост фронтально (на миниатюре из Служебного Евангелия с Минологием - Vat. gr. 1156. Fol. 248r, 3-я четв. XI в.; на минейной иконе-диптихе (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в росписи ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386; в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1350); а также оплечно или по пояс (на миниатюре из Минология - Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 8r, 1327-1340; в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/468935.html

О разнообразии ранних изображений конного Д. С. свидетельствует роспись ц. Мацхвариши в с. Латали в Сванети, Грузия (1140), где святой представлен поражающим змея. Композиция, входящая в состав цикла из 3 изображений всадников (кроме Д. С. великомученики Георгий и Феодор), очевидно, имела патрональное значение: она размещена напротив сцены коронации груз. царя Деметре I. Конный Д. С. (вместе с Феодором) также представлен в росписи зап. фасада ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). В искусстве XIII-XIV вв. существуют изображения Д. С. на коне как триумфатора без побежденного противника: на золотой иконе из «сокровища гвельфов» (кон. XII - 1-я пол. XIII в., Гос. музеи Берлина); на стеатитовой иконе (рубеж XIII и XIV вв., ГММК) - Д. С. представлен на мерно шагающем коне, обращен к зрителю, меч воздет; в резной композиции на дверях из ц. св. Николая Больничного в Охриде (XIII в., Национальный исторический музей, София) - кроме Д. С. изображены еще 7 всадников; на бронзовой иконке (XIII в., ГЭ); на серебряной монете (полуставратон) Мануила II Палеолога (1391-1395) - с мечом в поднятой деснице. Необычную трактовку эта тема получила в росписи зап. фасада ц. Д. С. в Марковом мон-ре: конного Д. С. благословляет Христос Еммануил, рядом 6 летящих ангелов, подносящих святому предметы вооружения, по сторонам Д. С. представлены мученики Нестор и Лупп в светских одеждах. Редкий пример этого варианта типа триумфатора в поствизант. искусстве - икона рубежа XVI и XVII вв. (Музей при ц. Панагии Антивуниотиссы, о-в Керкира), на к-рой Д. С. показан фронтально, позади изображен укрепленный город, согласно надписи Фессалоника. В ряде случаев Д. С. представлен вместе с др. воинами-всадниками - вмч. Феодором (икона, написанная в мастерских крестоносцев, ок. 50-х гг. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; миниатюра из греко-груз. ркп. кон. XV в.- РНБ. О. I. 58. Л. 60 об.) или вмч. Георгием (рельефный образ XIV в., вставленный в житийную раму XVI в., из Созополя, ЦИАМ,- святые побивают змеев), а также с императором (медный торнесион Андроника IV, 1376-1379).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Вмч. Мина. Фреска ц. Николая Орфаноса в Фессалонике. Ок. 1320 г. Вмч. Мина. Фреска ц. Николая Орфаноса в Фессалонике. Ок. 1320 г. На миниатюре из рукописи мон-ря вмц. Екатерины на Синае представлена специфическая черта иконографии святого, к-рая станет своеобразным маркером для изображений святого в постиконоборческий период: в левой руке М. держит крест, в центре к-рого запечатлен оплечный образ Спасителя (о проблематике атрибуции такого изображения см.: Герасименко. 2008; Redigolo. 2011/2012); вариант этой иконографии - медальон с образом Спасителя на уровне груди святого. Один из ранних таких примеров можно видеть на кипрской иконе X в. (Китийская митрополия; см.: Sophocleous S. Icons of Cyprus 7th - 20th Cent. Nicosia, 1994. P. 124), схема композиции на ней аналогична изображению на миниатюре в Минологии из Синайского мон-ря с той разницей, что М. показан держащим перед собой, словно щит, изображение Христа Пантократора. Источником появления образа Иисуса Христа в иконографии М., видимо, стал эпизод посещения святого в темнице Спасителем. Об этом явлении и диалоге Христа с мучеником подробно рассказано в копт. и араб. версиях Мученичества. М. за исполнение Божия повеления получает мн. обетования (в т. ч. об устроении его гробницы, отпущении грехов всех, приходящих к его гробнице с молитвой, о том, что мученическое испытание (битва) будет продолжаться 20 дней) (NY Morgan. 590. Fol. 13v - 14v; пересказ на англ. языке см.: Drescher. 1946. P. 98-99). В варианте иконографии М. с образом Спасителя использован принятый в византийском искусстве прием сопоставления изображений, когда «функция центрального персонажа «раскрывается» через его соотнесенность с другим, более высоким по статусу» ( Бутырский. 2002). Образ святого на фреске в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.) словно подытоживает иконографию святого, сохраняя в ней наиболее показательные черты изображений ранне- и средневизант. времени: М. (поясной образ) показан как орант с воздетыми в молении руками, а на его груди в напоминающем сферу медальоне - Христос Вседержитель; М. седовласый, с короткими вьющимися волосами и короткой же округлой бородой (см.: Χατζηδακης Μ., Πελεκανιδης Σ. Καστορια: Ψηφιδωτα, τοιχογραφιες. Αθηνα, 1992. Σ. 58. Εικ. 10); так же представлен и в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 86 об.).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Николая мон-ря Анапавса (1527, Феофан Критский) и в ц. Преображения в мон-ре Русану (1546); в наосе собора Преображения монастыря Б. Метеоры (1552). Редкий пример изображения И. Л. с книгой можно видеть в росписи юж. стены ц. Успения в Каламбаке, Греция (XVI в.). На миниатюре в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, он написан с заостренной бородой средней длины, с крестом в правой руке (РНБ. Q.I.58. Л. 47 об., 107 об., XV в.). На Руси широкое почитание И. Л. существовало уже в домонг. период. Так, образ преподобного был включен в систему росписи ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199). Он изображен на фресках собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре в Пскове (1313); в ц. Успения на Волотовом поле (1363) - в медальоне на юж. стороне северо-зап. столба и в композиции «Сон Иакова», где И. Л. помещен у подножия лествицы с ангелами, в его руках развернутый свиток с текстом хвалы Богородице - «Небесной Лествице», к-рой Господь сошел на землю; в Троицком приделе ц. Спаса на Ильине улице в Вел. Новгороде (1378, Феофан Грек), в программе росписи были представлены образы столпников и аскетов - преподобных Макария Египетского, Арсения Великого, Пахомия Великого, Ефрема Сирина. Во фресках алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (1513-1515) И. Л. представлен с учительным жестом правой руки и свитком в левой руке, в ряду 20 преподобных. В соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря И. Л. изображен с обнаженной головой, со свитком в левой руке, рядом с прп. Ефремом Сирином, на сев. подкупольной арке (1502, Дионисий и сыновья). И. Л. представлен во мн. храмовых росписях XVII-XVIII вв.: в Троицком соборе Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1662-1668) - на сев.-зап. столбе; в ц. Воскресения Господня в Ростове (70-80-е гг. XVII в.) - в оконном проеме; в ц. ап. Иоанна Богослова (1683) Архиерейского дома в Ростове - в алтаре, рядом с прп. Иоанном Кущником, и в наосе и в др. Наиболее ранний из известных иконописных образов И. Л.

http://pravenc.ru/text/471351.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010