4). Против тех, которые говорят, что Сын не знал последнего дня Разъяснение Говорят также, что другие, услышав слова Христа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» 97 , самым неразумным образом заявляют, будто явившееся из сущности Бога и Отца Слово поистине не знает ни часа, ни дня того, так что Он оказывается в одном чине с ангелами и никоим образом, повидимому, не превосходит сотворенные через Него существа. Как в таком случае оказались в равном чине и в равной природе творение и Творец? Но разве не является непреодолимым средостение между ними? Ведь Он – по ту сторону всего, а оно – во всем. Если же они думают, что поистине не знал чего-то Христос, насколько Он мыслится Богом, то они несутся мимо цели, устремляются против скал и воздвигают рог 98 против Его славы. Ведь если Он таков, как они утверждают, то окажется, что Он больше не единосущен Богу и Отцу. В самом деле, если Отец знает, а Сын в неведении, то каким образом Он равен Ему, то есть единосущен? Ведь незнающий непременно должен быть меньше знающего. А что еще более несообразно, Сын наименован советом и премудростью Бога и Отца. Ведь Павел сказал о Нем: «Который сделался для нас премудростью от Бога» 99 , и еще: «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» 100 . И божественный Давид поет сущему на небесах Богу и Отцу: «Ты советом Твоим наставлял меня» 101 , называя Его советом рожденного от Него Сына. Тогда разве не нелепо полагать, будто не знает чего-нибудь из того, что в Отце, Его премудрость и Его совет? И как Тот единственный, Кто знает Отца 102 , не ведает дня кончины мира? В самом деле, что предпочтительнее, с точки зрения познания: знать, чем является Отец, или же знать последний день? Также написано, что Дух всё проницает, и глубины Божии 103 . Но когда Дух, знающий глубины Божии и всё, что в Нем, является Духом и Самого Сына 104 , тогда почему Тот не знает того, что в Его собственном Отце? Следовательно, раз имеется множество доводов, сводящих к нелепости их невежественное и обманное мнение, необходимо обратиться к домостроительству и сказать, что Единородное Слово Божие взяло на Себя вместе с человечеством и всё, что свойственно Ему, кроме одного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(53) «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» 73 . Если говорить, что Христос – не Бог по природе и истине, означает не что иное, как произнести анафему на Иисуса, тогда те, которые не допускают, чтобы Он был Богом поистине, делают это не Святым Духом. И если иногда он говорит, что разделение даров производит Дух, иногда – что один и тот же Господь, а иногда – что один и тот же Бог, стало быть, он знает, что Бог есть Христос, действующий как Бог через Духа и как Господь по природе раздающий с властью, как Ему угодно, вышние дары. Должно вспомнить также, как Павел сказал о Христе, что Он действовал силою Духа Святого 74 . (54) И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, (иным дал) силы (чудодейственные), также дары исцелений 75 . Хотя говорится, что Бог устраивает это, совершителем является Христос, ведь это Он поставил в Церкви апостолов и учителей, а также [даровал] способность производить силы. Ведь Он дал власть святым ученикам врачевать всякую болезнь и всякую немощь в народе 76 . (55) «Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа 77 , анафема, маран-афа» 78 . Кого же в этом месте он называет Господом? Ведь Господь, по общему признанию, и Сам Сын, а подобно тому и Дух, ведь Господь, сказано, есть Дух 79 . Взор же блаженного Павла в этом месте направлен на Самого Иисуса, ибо один, говорит он, Господь Иисус Христос 80 . Итак, он анафематствует того, кто не любит Его, а не любит Его тот, кто говорит, что Он не Сын Божий, ни по природе, ни по истине, но помещает Его как бы во втором разряде по сравнению со Словом от Бога и повреждает Таинство Домостроительства через рассечение надвое единого Господа и Сына. Из [Второго] послания к Коринфянам

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(59) «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы 88 не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога» 89 . Если Христос, как думают некоторые, есть обыкновенный человек, имеющий сочетание (συνφεια) со Словом Божиим лишь по единству лица (ибо так говорят они), то каким образом благовествование Божие закрыто для погибающих? Ведь язычники полагают, что Он не Бог, а такой, как мы, человек. Каким же образом ослеплены сатаною те, которые говорят о человеке, что он – человек? И какой же свет присущ благовествованию Христа, если Он – не Бог и будучи таковым – прославлен? Как же Он может быть и образом Бога, если достигает только того, что свойственно человечеству, не обладая тем, чтобы быть поистине Сыном и Богом? (60) «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое» 90 . Если вся забота у святых – угодить Богу, а мы ревностно стараемся явиться таковыми перед Христом, отвергая угождение людям, то разве не ясно, что Христос – Бог? И если Он будет судить вселенную, притом что есть один, как сказано, Законодатель и Судия 91 , то и через это очевидно, что Он – Бог, пусть даже Слово стало плотью. (61) «Ибо любовь Божия 92 объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Он 93 за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» 94 . Если все мы – одно и желаем жить для Него, возвеличивая, разумеется, свою жизнь надлежащим исполнением воли Его, а живем мы для Христа, как может не быть Богом Тот, перед Которым мы – должники и для Кого стараемся жить, поскольку Он умер за нас и всех купил ценой собственной крови? (62) «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» 95 . Обрати внимание, что, с одной стороны, они – посланники от имени Христова, а с другой – говорят, что через них нас увещевает Бог . Далее снова: от имени Христова просим, говорит он, примиритесь с Богом. Стало быть, Бог – Христос, примирившись с Которым, мы примирились с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(5, 13) Ибо до закона грех был в мире (V, B) Данный через Моисея закон, как я сказал 48 , был обличителем немощи тех, которые претыкались, а не избавителем от греха, и он скорее производил гнев (ср. Рим.4, 15 ), ибо неизбежно преступники подвергались определённым законом наказаниям. А где вообще есть разновидность преступления, там непременно будет и грех . И если грех – ходатай смерти, то по всей необходимости следует сказать, что вместе с ним усилилась и произросшая из него смерть и что с его очищением она непременно разрушается и словно бы погибает вместе со своей матерью. Итак, был до закона грех,говорит он, в мире,ведь когда был ещё положен закон, тогда усиливались обвинения в преступлении против тех, которые претыкались 49 . Но раз он уже упраздняется, с ним прекратилось и обвинение в преступлении; когда же прекратится грех, как сказал я, с ним прекратится и смерть. (5, 14) Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и т.д. (V, B) Но если так, каким же образом, могут спросить, смерть овладела теми, кто жил на земле и прежде закона? Дело в том, что если некоторые и не стали повинными в преступлениях закона, поскольку ещё не был установлен закон, однако и они погрузились в тление подобно преступлению Адама.Это почти то же, что сказать, например: «Смерть распространилась по подобию Адама на весь происшедший от него род, как и у растения, когда оно претерпит повреждение в корне, совершенно неизбежно засыхают происшедшие от него побеги». Ведь Адам, говорит он, является образом будущего,то есть Христа, хотя Он и явился уже, и до конца довёл таинство домостроительства с плотью. Тогда почему, могут спросить нас, он называет Его «будущим»? Дело в том, что, представив нам первого человека и напомнив о временах преступления, он грядущим после них и последним Адамом наименовал Христа. Ведь предопределён был в изволении и предвидении Бога Отца Спаситель и Искупитель, а явился Он в свои времена, в те, когда пожелал Владыка, а времена эти – последние и как бы на закате настоящего века. Итак, предложив в качестве образа первого Адама – второго, апостол чуть ли не расспрашивает слушателя, говоря со знаком вопроса следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(5, 15) Но дар благодати разве не как преступление? 50 (V, B) 51 Это то же, что сказать: «Мы осуждены на смерть по причине преступления в Адаме, поскольку вся человеческая природа претерпела это в нём, ибо он был начатком рода. Но во Христе мы снова возродились к жизни, Адам же был образом будущего, то есть Христа, Который доставляет нам благодать, соразмерную порочности предков. Так неужели, говорит он, заявляя об этом, я погрешаю против истины? Уклонился от надлежащего смысла? Но дар благодати разве не как преступление?Но если смерть через одного усилилась, то жизнь через одного оказалась слабой? Однако не истинно ли сказать следующее: ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих?Ведь будучи человеколюбивым, Творец менее всего потерпит, чтобы смерть через одного окрепла, а жизнь через одного Человека оказалась бездейственной, но благодать превзойдет последствия гнева». (5, 16) И дар не как за одного согрешившего (V, B) Существо дела и значение мысли Он как бы помещает на том, что более всего прилично Богу. Ведь если уж, говорит он, осуждение от одного, или за одного,Адама перешло на всех по его подобию, ибо он был корнем, как я сказал, претерпевшего тление рода, то разве не будет и для веры приятным, и для Бога угодным, что из-за праведности одного от многих преступленийдолжны оправдаться многие? Или не предпочтительней для Бога спасти, нежели погубить? Поэтому как был осуждён Адам и возобладала Моисеева сила проклятия, подчиняющая тлению тех, которые живут на земле, так же, поскольку оправдан Христос, второй Адам, первым путём непременно придёт и на нас оправдание. А что Христос оправдан, мы говорим не в том смысле, будто Он когда-то был неправедным и достиг праведности через преуспеяние к лучшему, но потому, что Он – первый и единственный Человек на земле, Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его( 1Пет.2, 22 ). (5, 17) Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одногои т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

5 . Вот почему и Сам Господь, когда творил на земле чудеса, упомянул о времени страдания, как будто вера в человеческих душах уже была утверждена, и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин. 17:1 ). Об этом вожделенном прославлении и праздновании страдания Он учит в другом месте, говоря: Пойдите, скажите этой лисице: Се, изгоняю бесов сегодня и совершаю исцеления завтра, и в следующий день совершу ( Лк. 13:32 ). Иисус совершает это для тех, кто уже стяжал начатки совершенства, и они сами могут поверить в полноту Его Божества и искупления. 6 . Поэтому мы исчисляем и день, и час в соответствии с тем, как нас наставляет Писание. Также и пророк Давид говорит: Время действовать, Господи ( Пс. 118:126 ), – прося, чтобы ему можно было обрести разум для познания свидетельств Господних. Екклесиаст говорит: Всему свое время ( Екк. 3:1 ). Иеремия восклицает: Горлица и ласточка, птицы полевые, знают время, когда им при­лететь ( Иер. 8:7 ). Но что очевиднее всего сказано о страдании Господа: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего ( Ис. 1:3 ). Так познаем и мы эти ясли Господни, которые нас питают, услаждают и укрепляют. 7 . Поэтому мы особенно хорошо должны знать то время, когда по всему миру согласно возносится моление святой ночи, потому что и молитвы совершаются в свое время, как написано: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе ( Ис. 49:8 ). Это время, о котором апостол сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор. 6:2 ). 8 . Сказать об этом было необходимо потому, что и после исчислений египтян и точного указания, предписания Александрийской Церкви, а также и епископа Римской Церкви, многие до сих пор ожидают моего суждения в письме: что я думаю написать о дне Пасхи. Хотя вопрос возник о предстоящем дне следующей Пасхи, однако думается, что и на будущее надо решить, чего держаться, если вдруг такой вопрос возникнет. 9 . В праздновании Пасхи следует соблюдать две вещи: это четырнадцатый день от новолуния и первый месяц, который называется «месяцем новых плодов». Итак, чтобы не показалось, что мы отступаем от Ветхого Завета, вспомним ту самую главу, где говорится о праздновании Пасхи. Моисей увещевает народ, говоря, что надо соблюдать месяц новых плодов, объявляет его первым месяцем и говорит: Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым между месяцами года ( Исх. 12:2 ), и совершай Пасху Господу, Богу твоему ( Втор. 16:1 ) в четырнадцатый день первого месяца ( Числ. 9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(5) Итак, все Писание богодухновенно и полезно 39 , ведь что бы ни произнес Бог , это непременно спасительно. И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению. (6) И я говорю это, поскольку не без тщательного испытания прочитал написанное твоим богочестием. ведь некоторые у вас там рассудили, пожалуй, что, в то время как один из козлов был предназначен для посвящения и жертвы Богу, Который над всеми, другой отсылался какому-то «отпущенному», скверному и нечистому демону в пустыне, причем делалось это рукой священника и согласно законному постановлению. Отсюда выходит, что дело это нелепое и достойное смеха, но можно спросить тех, которые поняли его в таком смысле: разве не следовало лучше подумать вот над чем, а именно: как Творец, пребывающий за пределами всякого ума и слова, будучи по природе единственным Богом и Господом, мог допускать, чтобы в качестве некоего причастника Его Царства и славы был принят отступник сатана? Впрочем, мы ясно слышим, что Он говорит через одного из святых пророков: Славы Моей не дам иному 40 . Если же закон, данный через премудрого Моисея, предписал, что посвящение, кто какое пожелает, необходимо приносить (Богу), и только Ему, и далее Сам изрекший закон возвестил, что скверным демонам также нужно воздавать славу, более всего подобающую (Богу), и только Ему, разве не противоречит Он собственным словам? Ведь от чего Он отрекался, это самое и повелел исполнять. Но крайне бессмысленно думать, будто Бог , властвующий над всем, пренебрегает надлежащей ему честью и славой и желает приписать ее другим, в то время как Он ясно вещает через Моисея: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи 41 , – и: Да не будет у тебя других богов кроме Меня 42 . (7) Поэтому и божественный Моисей тщательно сообразуется с суждениями вышними, от Бога, и говорит тем, кто от семени Израиля: И вот постановления и суды, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь Бог отцов ваших дает вам в наследие во все дни, что вы будете жить на этой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(63) «Но во всем мы являем себя как служители Божии» 96 . Те, о ком говорится, что они – служители Божии, названы и Христовыми; стало быть, Христос – Бог. (64) «Ибо мы 97 храмы Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом» 98 . Если мы – храмы Бога живого, поскольку в нас обитает Дух, о Котором также говорится, что Он – Христов (ибо сказано: «Если кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его» 99 ), то каким образом Христос – не Бог? (65) «Ниспровергаем замыслы, говорит он, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу 100 . Каким образом мы будем ниспровергать всякое превозношение, восстающее против познания Бога? Или как будем пленять всякое помышление в послушание Христу? Ведь Слово добровольно истощило Себя и было послушным Отцу до смерти 101 . Поэтому когда некоторые на основании того, что сделано или сказано по Домостроительству, из-за плоти и человеческого, будут превозноситься над познанием Сына, утверждая, что Тот, Кто явился в человеческом образе, не Бог истинный и Сын по природе, тогда мы ниспровергнем всякое восстающее превозношение, опровергая мнения тех, которые решили так мыслить, и обращая всякое помышление к Домостроительству послушания. Ведь нужно, чтобы, оказавшись в состоянии человечества, Сын не отвергал человеческого. Из Послания к Галатам (66) «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 102 . Необходимо рассмотреть, что именно говорит в этом месте божественный Павел. Был установлен закон от Бога гласом пророков, и он был такой: «Праведник верою жив будет» 103 . Был установлен и закон через Моисея. Так вот, он говорит: последовав закону веры, я умер для закона Моисея, уже не совершая того, что определено для древних в тени и образах. Ведь именно это означает умереть для закона Моисея, чтобы мы жили для Бога, прилепляясь к вере во Христа. Итак, если мы умираем для закона Моисея, предпочитая оправдание во Христе, каким образом не Бог – Христос, через Которого упраздняется закон, поскольку вера превосходит его? А если бы Христос был просто человеком, каким образом вера в Него могла стать лучше закона?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(67) «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?» 104 Если закон, данный через Моисея, хотя это был Божий закон, притом возвещенный через ангелов, не подавал Святого Духа и никому не доставлял способности совершать чудеса, но то и другое мы приобретаем через веру во Христа, то каким образом эта вера не лучше древнего закона? И если Он просто был человеком, таким как мы, то каким образом вера в Него упразднила Божественный закон? И если мы через веру находимся в лучшем состоянии, нежели жившие в те времена, когда был закон, то каким образом Христос – не Бог? (68) «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под (руководством) детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 105 . Если закон был детоводителем, возводя не к другому кому, как только ко Христу, будучи, однако, учителем истинного богопознания, то каким образом Христос – не Бог? И если закон упраздняется через веру в Него и Ему передает завершение детоводительства, поскольку Он возводит детоводимых к высшему благу, а конечное благо не может быть ничем иным, кроме познания истинного боговедения, то как можно сомневаться, что Он – Бог? Крестясь же в Отца, и Сына, и Святого Духа 106 , каким образом мы крестились во Христа, если Он не есть истинный Сын, хотя один есть истинный Сын по природе? Но мы действительно крестились в Него, стало быть, Он – Бог как единый Сын и единый Господь, поскольку по домостроительному единению Слово стало плотью. (69) «Но тогда, не знав Бога, вы служили (богам), которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам?» 107 Если мы познали Бога, исповедуя Христа, и, получив познание от Него, говорим, что получили познание от Бога, то каким образом Христос – не Бог?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

697 В греческом подлиннике – ξαγορζειν τν αιρν. Глагол ξαγορζειν (пользоваться) имеет также значение «скупать», «выкупать». Этому слову Палладий противопоставляет слово πωλεv (прοдавать). Таким образом, здесь имеет место игра слов: нужно покупать время для добродетели, а не продавать его греху. 702 Имеется в виду пророк Михей. См.: 3Цар. 22:24–27 : «И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе? И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться. И сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире». 704 Палладий неоднократно обращает внимание на анонимность обличений, с которыми св. Иоанн Златоуст обращается к своей пастве. Это один из основополагающих пастырских принципов, которым следовал константинопольский святитель. 705 Посвященный – μστης. Это слово не встречается ни в Послании к Ефесянам, ни вообще в Новом Завете. В христианскую лексику оно было введено Климентом Александрийским . (См.: Dialogue. T. 1. Р. 375, n. 4.) Можно предположить, что Палладий намекает на слова 1-й главы Послания к Ефесянам: «...прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну (τ μυστριον) Своей воли». (См.: Еф. 1:7–9 .) 706 В Посланиях к Фессалоникийцам слово «братолюбивый» (φιλδελφος) не встречается. Вероятно, Палладий намекает на слова: «О братолюбии (τς φιλαδελφας) нет нужды писать и вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга». (См.: 1Фес. 4:9 .) 711 О целительной силе плюновения Христова см.: Ин. 9:6 : «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». От прикосновения к краю одежды Христа исцелилась кровоточивая жена. См.: Мф. 9:20 : «И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулаеь к краю одежды Его». Оба этих евангельских текста говорят о человеческом смирении перед величием Христовым. Палладий обращается к этим евангельским примерам, чтобы подчеркнуть смирение св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010