Пастыри Русской Церкви спешили пользоваться этим обстоятельством, чтобы через него поддержать и утвердить веру в народе. Нет сомнения, что переводная отеческая литература XV и XVI веков у нас была ещё не весьма богата: тогда не было переведено много замечательных отеческих творений; она не была тогда и повсеместною: во многих церквах не только приходских, сельских, но и монастырских, городских не было многих существовавших тогда переводов. Несмотря на это, переводная отеческая литература XV и XVI веков занимает более видное место в сравнении с литературой предшествовавшего времени: списков отеческих творений в XV и XVI веках несравненно больше, чем в прежнее время, – знак того, что она не оставалась без удовлетворения религиозному сознанию русских; взамен других сочинений, сочинения святителей Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория, как “книги столповыя”, сделались весьма доступными для русских. Инок Зиновий Отенский , обличая учеников Феодосия Косого, говорит, что они не могли видеть на Руси всех сочинений вселенских учителей: “рцыти ми в истину убо, где вся книги Великаго Василия видесте, или Богословля, или Златоустаго. В нашей убо стране Василия Великаго едина токмо ведома постническая его книга, шестодневника же его и иже противу ересей, и торжественныя и мученическия, и толкования его ветхому писанию и псалмом и пророчеством в наших странах не вем, где аще обретается; токмо на Рождество Христово едино его слово и о сорока мученик есть ведомы в стране нашей. Такоже и Григория Богослова всех его книг не вем, аще есть в стране нашей; едино токмо, шестнадцать торжественных слов его, ведомо. И Златоустаго такоже не вся его книги обретаются у нас” 48 . “Первых и великих учителей, якож Иерофея и Дионисия, Афинейских епископов, и Климента и Иринея и прочих святых списания не всем мощно якож прилучити обретати”. При всём том “тем же сих наместников и последователей почеж Василия Виликаго и Григория Богослова , и Иоанна Златоустаг о, светлых чистых учителей книгы, аще и не вся их священныя книги повсюду обретаются, обаче от части книгы их удобно всякому обрести” 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

  Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого О тайне богословия Божественная Литургия 12 февраля 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве - Бог наш, так и тайною Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви: учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы - " во имя Отца и Сына и Святаго Духа " . За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых - в Божественную Евхаристию. И прежде, чем приобщиться Святых Христовых Тайн, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим - тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, - к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. " Тайна богословия заключается в том, - учит преподобный Силуан, - что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог " . Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему - вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_11...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона трех святителей. Греция, о. Закинф. Византийский музей. XV век Свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Украинская икона (1-я пол. XVII в.) из церкви с. Липье Бещадского уезда Подкарпатского воеводства. Исторический музей в Саноке, Польша По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января - месяца в котором празднуется память каждого из трех святителей ( 1 января - Василия Великого ; 25 января - Григория Богослова и 27 января - Иоанна Златоуста ). Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко апостолов единонpавнии/и вселенныя учителие,/Владыку всех молите/мир вселенней даpовати//и душам нашим велию милость. Ин тропарь, глас 1 , из греческой Минеи Великия трие светильники трисолнечнаго Божества,/вселенную лучами учений своих божественных путеводящия,/медоточныя потоки премудрости,/всю тварь богоразумия водами оросившия,/Василия Великаго и Богослова Григория/со славным Иоанном, языком златоглаголивым,/вси иже словес их рачители,/сошедшеся, песньми почтим.//Тии бо ко Троице о нас приснии предстателие. Кондак, глас 2 Священныя и боговещанныя проповедники,/верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине прославляяй святыя Твоя. Использованные материалы    " Тропари еллинстии. Ианнуарий. С новым годом. Редактировано 1. 03. "http://Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) - http://ulita-n.livejournal.com/6585.html Редакция текста от: 20.03.2022 00:36:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4357.html

Итак, очевидно, что приводимое брошюрами место из Василия Великого не их мысль подтверждает, а скорее нашу. Приведу теперь другие места из писаний святого Василия, чтобы всякий сам увидел, каково учение сего вселенского учителя о естестве души и ангелов. Вот как святой Василий Великий учит о творении мира ангельского: «Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но сие, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование, как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцательных тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобресть для них наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли» ( Кол. 1, 16 )» (Беседа на шестоднев, стр. 7, 8). Прочитав это место, кто не уверится, что ангелы, по святому Василию, не могут иметь ничего вещественного и телесного. Они созданы прежде всякого вещества; потому и суть они у него силы премирные, мысленный свет, разумные природы, умосозерцаемые твари. Эта мысль одинакова у Василия Великого с Григорием Богословом и встречается не раз как у того, так и у другого: стало быть, это не случайно вырвавшаяся фраза, а обдуманное и в общую систему их учения вошедшее положение. Основываясь на этом, мы можем все, встречающиеся у Василия Великого , выражения, подобные вышеприведенным, считать за выражения понятия о них, как о духах невещественных и бестелесных. А таких выражений очень много. Перечислю их. В т. 2 на стр. 255 говорится: «Серафим есть некоторая премирная сила». Если премирная сила, то как он будет тело или какое-либо вещество? Превыше мира нет тел, и нет никакого вещества. То же самое слово приложено у него к серафимам немного повыше, на стр. 251, 250. На стр. 250, сверх того, всю совокупность тварей разделяет он на мысленные и чувственные, как и Григорий Богослов . А на 249 стр. ангелов, посылаемых на помощь святым, именует Божественными силами. Под мысленными тварями, конечно, не разумеет он ничего телесного и вещественного; ибо в теле и веществе какая мыслительность? Равно как и под божественными или богоподобными силами. В Боге нет ничего вещественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О святом Василии, «Шмыге» и гордом диаконе Иерей Алексий Спицын , настоятель Свято-Пантелеимоновского храма поселка Роза, Челябинская епархия: Иерей Алексий Спицын – В нашей семье очень почитается святитель Василий Великий. Однажды во время богослужения, будучи семинаристом, я засмотрелся на фреску с изображением знаменитого учителя Церкви. И задался вопросом: что он такого сделал, что Церковь удостоила его титула «Великий»? Я отправился в церковную лавку при соборе и начал активно искать книги, названием связанные с именем святителя Василия. Попалась толстая книженция с житием и трудами, которую издал Сретенский монастырь. Бегло просмотрел страницы, связанные с биографией святого, и меня посетило удивительное чувство. Слова Василия Великого так проникали в ум и сердце, что хотелось бросить все и бежать на молитву. Намечался мой день рождения, и на вопрос близких: «Что тебе подарить?» – ответ был один: труды святителя Василия. На день рождения я получил обещанную книгу. Кропотливо после занятий выписывал в тетрадочку поучения, наиболее задевшие душу. Со временем после утренних молитв я начал прибавлять краткую молитву ставшему дорогим мне святому. И не упускал возможности пополнить копилку своих знаний новыми сведениями о вселенском учителе и его трудах. По окончании училища стоял вопрос о моей хиротонии в диаконский сан. Наш архипастырь несколько месяцев присматривался ко мне, испытывал, разговаривал с моей супругой. В один прекрасный вечер во время послушания владыка подозвал меня, сказал молиться, готовиться к Причастию. В воскресенье меня ожидало рукоположение в храме святителя Василия Великого города Челябинска. Спустя полгода, в Крещенский сочельник, во время службы меня пригласил на разговор митрополит. Просто поговорить о жизни. Я вернулся к богослужению, еще ничего не подозревая. Продолжал выходить на солею, возглашал ектении. А перед малым входом митрополит вдруг сказал: «Пошли читать присягу». Так меня рукоположили в священники. В богослужении я отметил интересную деталь: чин Литургии был составлен святителем Василием Великим.

http://pravoslavie.ru/139092.html

Евагрий Понтийский Нравственно-аскетические труды Послания Евагрий Понтийский Монах, аскетический писатель, богослов. Биография На пути к монашеству К сожалению, твёрдых исторических памятников, сообщающих о жизни и деятельности Евагрия Понтийского, известно не много. Исходя из тех данных, что имеются в распоряжении современных исследователей, его жизнь представляется следующим образом. Местом рождения аввы Евагрия был небольшой понтийский город Ивора (располагавшийся недалеко от Аннисы, где находилось родовое имение братьев-святителей Василия Великого и Григория Нисского ). Дата рождения Евагрия традиционно определяется 345-м или 346-м годом. По всей видимости, отец Евагрия был хорепископом, рукоположенным самим Василием Великим. Не исключается, что он был знаком с Григорием Богословом и Григорием Нисским. В довольно молодом возрасте Евагрий был посвящен в звание чтеца и принят в состав клира святителя Василия Великого. В дальнейшем он стал ему близок как ученик и верный последователь. Эти отношения длились вплоть до смерти святого Василия, последовавшей 1 января 379 года. Обескураженный кончиной своего учителя и архиерея, но горевший желанием продолжать изучать Божественные догматы, Евагрий покинул Каппадокию. Вскоре духовные поиски привели его в столицу Византии, Константинополь, где он примкнул к сторонникам святителя Григория Богослова (вероятно, он знал его лично и прежде, как близкого друга святого Василия) В то время Константинополь был переполнен сторонниками арианства. В этой связи единомышленникам Григория Богослова, ревностного защитника Православия, приходилось испытывать множество трудностей и опасностей. Для осуществления богослужения и душеспасительных бесед они могли довольствоваться лишь небольшой домовой церковью Анастасии. Святитель Григорий взял Евагрия под своё пастырское окормление и стал его новым учителем. Со временем он рукоположил Евагрия во диакона. Состоявшийся в 381 году, в Константинополе, Второй Вселенский Собор утвердил Никейскую веру, дополнил Никейский Символ новыми членами. В спорах между арианами и Православными была поставлена важная догматическая точка: арианство было окончательно осуждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

В день памяти Собора вселенских учителей и святителей глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Никольском соборе Чимкента 12 февраля 2022 г. 20:56 12 февраля 2022 года, в день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в главном храме Чимкентской епархии — Никольском кафедральном соборе города Чимкента. Главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан сослужили: наместник главы Митрополичьего округа в Чимкентской епархии иеромонах Хрисанф (Коноплев), секретарь Чимкентской епархии архимандрит Вениамин (Рудый), ключарь Никольского собора Чимкента протоиерей Анатолий Абакук, руководитель пресс-службы Чимкентской епархии протоиерей Александр Могилевский, настоятель Михаило-Архангельского храма города Чимкента протоиерей Андрей Лебедев, руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, заместитель руководителя службы протокола митрополита диакон Димитрий Савченко, клирики Чимкентской епархии. Пел хор Никольского кафедрального собора города Чимкента под управлением Ю. Зориной. На сугубой ектении возглашались прошения о единстве Святого Православия, о мире на земле Казахстанской и об избавлении народа от моровой язвы. За Литургией возносились молитвы о упокоении приснопамятного архиепископа Елевферия (Козореза) и всех священнослужителей, монашествующих и мирян, подвизавшихся на земле Южного Казахстана. В завершение богослужения митрополит Александр подправил духовенство и прихожан с днем памяти великих иерархов и учителей Церкви и обратился к молящимся с архипастырским словом. По окончании Литургии владыка Александр совершил литию по архиепископу Елевферию (Козорезу), погребенному у алтаря храма. За заупокойным богослужением молились: иеромонах Хрисанф (Коноплев), архимандрит Вениамин (Рудый), иерей Георгий Сидоров, духовенство Чимкентской епархии, духовные чада почившего, прихожане городских храмов. Пел хор Никольского кафедрального собора под управлением Ю. Зориной. Перед началом молитвы митрополит Александр обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором с благодарностью вспомнил труды приснопамятного владыки. В завершение литии духовенство и верующие пропели вечную память. К месту погребения были возложены цветы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Наконец много было особенных чтителей достоинств и св. Иоанна Златоустог о. Слова или поучения его чрезвычайно любили слушать. Однажды он предоставил говорить вместо себя прибывшему из Галатии пастырю: «народ с воплями отступал, болезнуя, как будто оставаясь долгое время в голоде, и желал нашей речи, которая рассекала, укоряла; трогала, печалила, поступая точно так, как дитя, которое и тогда, когда его бьют и наказывают, не отстает от матери, но со слезами следует за нею, держась с боку за одежду матери и увлекаясь за нею с рыданиями». 202 Когда он несправедливо низложен был, то многие, ему преданные, отделились даже от Церкви под именем Иоаннитов 203 , и имели особенные богослужебные собрания. Это отделение прекратилось по перенесении мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь. 204 В обличение сих ревностных, но неразумных чтителей св. Иоанна Златоуста константинопольский патриарх Аттик, заботясь о единстве Церкви православной, установил в V веке, чтобы молитвенные поминовения как св. Иоанна, так и прочих епископов совершались равночестно. 205 В царствование Алексия Комнина, в конце XII века, особенно усилилась между верующими распря о заслугах трех св. великих Вселенских учителей и святителей. Одни превозносили Василия, другие возвышали Григория, иные предпочитали Иоанна. От этого произошло разделение между чтителями св. светильников мира, так что одни называли себя Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Этот спор решили сами святители: явясь все вместе Иоанну епископу евхаитскому, открыли, что «они все у Бога имеют одно равное достоинство. Итак объявили, чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как вовремя жизни старались, о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия верующих; установи для нас один праздник». Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех св. Вселенских учителей и святителей установлено общее торжество в 1076 году 30 января, совершаемое после раздельного в этом месяце празднования каждому, а именно после празднования в 1 день января св. Василию Великому , в 25 – св. Григорию Богослову и в 27 – св. Иоанну Златоусту . 206

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 12 февраля 2023 года 30. Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и  Иоанна Златоустог о. Сщмч. Ипполита. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба сщмч. Ипполита может петься «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителей, глас 4-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3. На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блуднаго глас…», и глас 8-й: «Иждих блудно…» (см. на хвалитех) . «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святители Христовы…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын…» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – святителей, глас тот же: «Днесь души земнородных…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара…» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь святителей, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…» . Величание святителей и избранный псалом . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителей, глас 5-й: «Яко царское украшение…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Светильницы пресветлии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 3-й: «Столп был еси Церкве…» (см. по 2-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Во цветнице писаний…» (см. по 2-м стихословии); седален святителей по полиелее, глас тот же: «Премудрии учителие…». «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же: «Празднует днесь Церковь …», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице необоримая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

ст. Монофизитство ). Борьба за утверждение в этих регионах правосл. вероисповедания и формирование иерархии, лояльной к Халкидону, тянулась неск. десятилетий и завершилась лишь компромиссом. В ходе ее в КПЦ впервые проявилась практика вмешательства в дела др. Восточных Церквей, что может рассматриваться как практически неизбежное следствие близости К-польского престола к визант. имп. двору. В 457 г. патриарх свт. Анатолий (449-458) получил от имп. Льва (457-474) распоряжение созвать Синод для разбора дела об убийстве в Александрии правосл. патриарха сщмч. Протерия (451-457) и о вступлении на Александрийский престол патриарха-монофизита Тимофея II Элура (457-460). Синод постановил низложить Элура, однако реализации этого решения удалось добиться лишь через неск. лет благодаря усилиям патриарха Геннадия I К-польского (458-471). В это же время КПЦ активно поддерживала сторонников халкидонского правосл. вероисповедания в Антиохийской Церкви. Ок. 479 г. патриарх Акакий К-польский (472-489) лично поставил на Антиохийскую кафедру правосл. патриарха Календиона . При патриархе Акакии и имп. Зиноне (474-491) начался поворот к компромиссной политике в отношении монофизитов, вызванный тяжелыми конфликтами, расколами и кровавыми столкновениями среди христиан на Ближ. Востоке. Во время краткого правления имп. Василиска (475-476) патриарх Акакий отказался присоединиться к его радикальным антихалкидонским мерам. Василиск же наряду с проч. решениями по отмене Халкидонского Собора предполагал лишить Патриархию КПЦ и ее высокого статуса, установленного 28-м соборным правилом. Непримиримая позиция патриарха Акакия в этом вопросе способствовала свержению Василиска и возвращению на престол имп. Зинона в 476 г. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Икона. Нач. XVI в. (частное собрание) Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Икона. Нач. XVI в. (частное собрание) В 482 г. Акакий разработал «Энотикон» - документ, призванный примирить сторонников и противников Халкидонского Собора, изданный от имени имп.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010