Переходим, наконец, к учительному слову, к письменным творениям. О. Иоанну принадлежат, рядом с его дневником и с церковными поучениями обычного типа, «Беседы» для, народа катихизического содержания. Как бы подражая великим святителям вселенской Церкви IV века, о. Иоанн начинает свое словесное служение пастыря рядом чтений о Пресвятой Троице (4 беседы); за ними идут чтения о Боге Творце и Промыслителе мира (14 бесед). Кроме того, ему принадлежат 10 бесед на евангельския блаженства. В данном очерке мы сосредотачиваем внимание на одной группе этих чтений, на беседах о. Иоанна о Боге Творце мира или о шести днях творения мира. Здесь, на твердой почве письменных творений, легко видеть, как великий дух св. Василия воодушевил о. Иоанна и как отразился на его богословствующей мысли. Имеем в виду знаменитыя «Беседы на шестоднев» св. Василия. Каждому знакомому с творениями о. Иоанна известно, что он всегда самобытен, самостоятелен в своих писаниях. При прямоте, простоте и убедительной искренности его мысли не могло быть иначе. И при сравнении бесед о днях творения о. Иоанна с Шестодневом св. Василия не найдем текстуальной зависимости. Но мы увидим духовное сродство этих двух произведений: увидим в о. Иоанне следование идее, назидательной цели, а также и самому методу св. Василия. Великое творение св. Василия не может быть поставлено в одну линию, на одном уровне с чьими бы то ни было рядовыми пастырскими беседами. Не претендуют на это и проведенныя в обычной храмовой обстановке воскресных дней, находящияся среди длинного ряда догмтических поучений, и данныя беседы о. Иоанна. Но несомненно, дух св. Василия как бы витал при составлении о. Иоанном своих бесед. Сродство обоих этих творений состоит: В благоговении перед величием творения; В преклонении перед мудростию и благостию Творца; В богатых экскурсах в область природы и в данныя современных авторам естественно-научных знаний; В выводе нравоучительных истин. У обоих – та же любовь к Богу и любовь к людям, та же забота о пастве, о ея духовном, нравственном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В VIII веке от св. Иоанна Дамаскина , в XI от Иоанна Евхаитского и Нила Ксанфопула Церковь приняла многия священные песни в честь трех святителей Вселенских, поемые ныне Прав. Церковию в 30 день января. От Иоанна Евхаитского сохранилось также слово на день трех Вселенских святителей. Равночестно прославляя и вместе различая их, Церковь уподобляет их трем древним патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову; мужам мудрым, художным и смысленным; отцам, коих произволи Господь любити; праведным и избранным. 207 Василия называет Великим и священноявленным, Григория божественным и богоглого ливым, Иоанна зело златым языком: Василия церковным светилом и столпом непревратным, Григория умом небесным, архиереем превеличайшим, Иоанна златословом всезлатным: Василия, исполнил Дух Божий художества, Григория огнем высокоречия, Иоанна Христовыми устами: Василий столп огнем людем верным предваряющий и опаляющий враги, Григорий – услаждение слуха всякого, Иоанн – река духовных дарований. 208 На высоту Христовы любви восшед, Василий узрел неизреченные и божественные тайны, кои изъяснил людям, яко благочестия проповедник мудрый. Григорий разрешил связание ересей, мудростию словес и учений своих, и в единомыслии собрал православных, в благоразумии Христа хвалящих. Иоанна Христос утвердил неразоримым укреплением своей Церкви. Три суть высочайшие угодники Троицы и служители; троеострый меч благодати. 209 Паремии в день трех Вселенских учителей и святителей Церковь произносить – первую об исполнении обетования отцам народа еврейского дать им и семени их землю ханаанскую (Втор, 1:8–11, 15–17); вторую о любви к отцам народа Божия, которых особенно произвели Господь любити и избра семя их по них, паче всех язык (Втор, 10:14–21); третью о праведных, коих душа в руце Божией. Бог искуси их, и обрете их достойны Себе: благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его ( Прем. 3:1–9 ). Евангелие утреннее полагается в честь трех святителей то же, что в 1 день января; чтением апостольским на литургии Церковь возвещает о священстве Христовом, по чину Мельхиседекову ( Евр. 13:7–16 ); а Евангелие благовествует о высоком звании апостолов и их ближайших преемников в Церкви Христовой – святителей. ( Мф. 5:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Наконец много было особенных чтителей достоинств и св. Иоанна Златоустог о. Слова или поучения его чрезвычайно любили слушать. Однажды он предоставил говорить вместо себя прибывшему из Галатии пастырю: «народ с воплями отступал, болезнуя, как будто оставаясь долгое время в голоде, и желал нашей речи, которая рассекала, укоряла; трогала, печалила, поступая точно так, как дитя, которое и тогда, когда его бьют и наказывают, не отстает от матери, но со слезами следует за нею, держась с боку за одежду матери и увлекаясь за нею с рыданиями». 202 Когда он несправедливо низложен был, то многие, ему преданные, отделились даже от Церкви под именем Иоаннитов 203 , и имели особенные богослужебные собрания. Это отделение прекратилось по перенесении мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь. 204 В обличение сих ревностных, но неразумных чтителей св. Иоанна Златоуста константинопольский патриарх Аттик, заботясь о единстве Церкви православной, установил в V веке, чтобы молитвенные поминовения как св. Иоанна, так и прочих епископов совершались равночестно. 205 В царствование Алексия Комнина, в конце XII века, особенно усилилась между верующими распря о заслугах трех св. великих Вселенских учителей и святителей. Одни превозносили Василия, другие возвышали Григория, иные предпочитали Иоанна. От этого произошло разделение между чтителями св. светильников мира, так что одни называли себя Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Этот спор решили сами святители: явясь все вместе Иоанну епископу евхаитскому, открыли, что «они все у Бога имеют одно равное достоинство. Итак объявили, чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как вовремя жизни старались, о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия верующих; установи для нас один праздник». Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех св. Вселенских учителей и святителей установлено общее торжество в 1076 году 30 января, совершаемое после раздельного в этом месяце празднования каждому, а именно после празднования в 1 день января св. Василию Великому , в 25 – св. Григорию Богослову и в 27 – св. Иоанну Златоусту . 206

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

То, что некоторые византийские авторы задолго до Иоанна Мавропода воспринимали Трех Святителей как единое целое, исследователи заметили давно. Например, литургист Александра Никифорова приводит в пример житийный текст IX века «Чудеса святого Георгия» и «Слово на еретики и поучение от божественных книг» болгарского книжника Козмы Пресвитера (не позднее начала XI века). Легко привести и другие примеры. Но я бы предложил подойти к этому вопросу более системно и дать развернутую картину того, как трансформировалась формула упоминания Трех Святителей в византийских источниках. Для этого я приведу цитаты из этих источников в хронологическом порядке. А затем попытаюсь вывести некоторую закономерность. «Это нам передали не только апостолы и пророки, но и [авторы] писаний, толкующих их, Игнатий, Евстафий, Афанасий, Василий, Григорий, Иоанн, и иные светочи вселенной» (Блаженный Феодорит. Послания; V век). «Мы держимся догматов блаженных отцов, собравшихся в Никее, и тех, что после них выдающихся в учении, Евстафия Антиохийского, Василия Кесарийского, Григория и Иоанна, Афанасия, Феофила, Дамаса Римского и Амвросия Медиоланского…» (Деяния вселенского собора в Ефесе; V век). «С великим усердием богодухновенные и святые отцы, Афанасий, Василий, Григорий, Иоанн, Кирилл и Прокл… передают… невыразимое человеколюбие Слова Божьего» (Авраамий Эфесский. Слово на Благовещение; VI век). «Это догматы Афанасия, Василия, Григория, Иоанна, Феофила, Кирилла, и других прославленных и избранных отцов» ( Максим Исповедник . Разрешение апорий диакона Феодора; VII век). «Если привести им цитату или предложение из Петра, Павла, Евстафия, Григория, Василия, Иоанна, Афанасия, самого прославленного Кирилла или другого какого-либо отца, то они не примут ее, пока не посмотрят в «своде законов» Севира, то есть в составленной им книге, называемой Филалет» ( Анастасий Синаит . Путеводитель; VII век). «Так мы, то есть Соборная Церковь, веруем, как и великие светила и учителя Истины: Афанасий, Василий, Григорий, Иоанн и Кирилл из великого града Александрии» (Антиох Палестинский. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний; VII век).

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Василия. Тогда Валент отменил ссылку и просил святителя помолиться о его сыне. Василий сказал: «Если император будет воспитывать сына в православной вере, а не в еретической, то сын его выздоровеет». Император обещал, и сын выздоровел. Но когда Валент не хотел исполнить свое обещание, то сын снова захворал и умер. Труды и разные скорби скоро надломили довольно слабое здоровье св. Василия, и он не дожил до глубокой старости, – умер на 50 году от рождения. Перед смертью он обратил ко Христу одного знаменитого врача-еврея. Врач предсказал Василию смерть в следующую же ночь. «Но что ты сделаешь, – спросил Василий врача, – если я останусь живым до полудня следующего дня?» Врач отвечал, что он примет крещение. И действительно, св. Василий дожил до утра. Тогда врач крестился со всем своим семейством. В св. Василии вполне мирились философская мудрость, богословское знание и иноческое подвижничество. Он оставил множество сочинений: «Толкования на Священное писание», «Шестоднев» – беседы о сотворении мира в 6 дней, уставы для иноков, множество молитв, в том числе молитвы на Троицын день, правила христианской жизни и литургию, которая совершается 10 раз в год. Св. Церковь почтила его наименованием великого и вселенского учителя. Скончался св. Василий в 379 году. Глава святителя Василия хранится в Афонской лавре, правая рука в алтаре храма Воскресения в Иерусалиме. Часть мощей имеется в Почаевской лавре. Мученик Василий происходил из города Анкиры. Он пострадал в царствование Юлиана Богоотступника. За веру во Христа мучили его ужасным образом: повесив на дерево, тело его строгали железными когтями, затем растянули так, что кости вышли из своих мест; жгли тело раскаленным железом, наконец, бросили в разожженную печь. Но св. мученик, при помощи Божией, перенес все страдания и остался невредимым. После сего осудили его на съедение зверям. Св. Василий помолился, чтобы кончились его страдания, и львица растерзала его. Пострадал св. мученик около 362 года. 2-е число Св. Сильвестр жил в конце III и в начале IV столетий и был папой, или патриархом, в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В то время в Каппадокии и Армении был очень популярен монашеский идеал Евставфия Севастийского. Под его влиянием мать и сестра Василия Великого переселились в свое имение Анези, которое находилось в лесу на берегу реки Ирис. Вскоре к ним присоединился младший брат Василия Навкратий. Этот юноша вместе со своим другом выбрал для себя подвиг, очень характерный для своей семьи - он помогал старым монахам, подвизавшимся в этих лесах - обеспечивал их пропитанием, охотясь и занимаясь рыбной ловлей. Будучи наслышан обо всем этом, около 356 года Василий Великий покинул Афины ради того, чтобы «вступить в жизнь более совершенную». По болезни Василий не смог сразу отправится к Севастийскому епископу, и задержался сначала в Понте, а затем в Кесарии. Ему предложили сказать слово - оно имело успех, потом неокесарийцы захотели видеть его во главе училища красноречия... Похвалы сыпались, как из рога изобилия. И тут прозвучал отрезвляющий голос Макрины Младшей. Она считала, что брат чересчур увлекся риторством, стимулирующим в нем гордость и честолюбие, и стал с презрением смотреть на всех... К этому добавилась неожиданная трагическая смерть брата Навкратия - он попал в водоворот Ириса. Василию пришлось серьезно задуматься о жизни, вспомнить о том, что в Афинах его влекло к иночеству. «Если я посвятил много времени суете и провел почти всю мою молодость в бесполезных трудах, занимаясь отраслями мудрости неугодной Богу, если, наконец, как бы пробудившись от глубокого сна, я обратил свои взоры на чудесный свет, исходящий из Евангельской истины, и познал ничтожность и превратность мудрости правителей мира, то, оплакав многими слезами мою недостойную жизнь, я стал молиться о том, чтобы мне даровано было руководство в познании святых истин. Прежде всего, я должен был позаботится об исправлении моего характера, испорченного продолжительным сношением со злом...» Василий пошел в Египет где процветала иноческая жизнь. Здесь у некоего архимандрита Порфирия он нашел большое собрание богословских творений, в изучении которых провел целый год упражняясь в то же время в постнических подвигах. Есть предположение, что в Египет он отправился на поиски Естафия Севастийского и очень желал встретиться со святителем Афанасием Александрийским. Ни то, ни другое ему не удалось, но в Египте Василий наблюдал за жизнью знаменитых современных ему подвижников - Пахомия, жившего в Фиваиде, Макария Великого и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

– Не меньшее соответствие с истиною заключается в именах Богослова и Златоуста. Между апостолами только один Иоанн называется Богословом, между Отцами и Учителями Церкви одному Григорию Назианзину усвоено имя Богослова. Своими возвышенными духовными созерцаниями св. Григорий проникал в самые глубины Божества, насколько это возможно человеческому уму при свете божественного откровения. Особенно же мысль его, как и мысль Богослова апостола, обращена была к предвечному Слову. По возвышенности богословствования Григорий не имеет равного себе, и потому св. Иоанн Дамаскин , первый излагатель систематического Богословия, более чем кем-либо руководствовался учением Григория Богослова в своём Богословии. – Имя Златоустого усвоено Церковью третьему Вселенскому святителю за его красноречие, которым он так прославился, что имя Златоуста, ему собственно принадлежащее, переносится иногда на проповедников, в похвалу за успешное ему подражание: высшая похвала проповеднику состоит в том, когда о нём скажут: это второй Златоуст. Слова Златоустого по силе, по сердечности, по наглядности изложения, по свободе, по искусству приспособления ко всякому случаю, ко всякой духовной потребности, – в сравнении со словами других проповедников – то же что золото в сравнении с прочими металлами. Поистине Златоуст! Имена трёх Вселенских святителей всегда были дорогими именами для Христовой Церкви. И в наш холодный к благочестию век они с благоговением произносятся. Но чем поддерживается в большинстве это благоговение? Не тем ли только, что Церковь часто воспоминает в своих службах трёх Вселенских святителей и с нарочитою торжественностью чествует их во дни их памяти? Видно, заслужили они столь великой почести, – говорят про себя чтители их. Но в чём их заслуга? Что они сделали для Церкви? Для одних ли современников благотворна их деятельность, или и для последующих родов? – Вопросы, на которые затрудняются отвечать усердные чтители Вселенских святителей. От чего затрудняются? От того, что незнакомы с памятниками их деятельности (за исключением, конечно, литургии с именами Златоуста и Василия), с их богомудрыми писаниями, хотя эти писания все переведены на общепонятный русский язык и легко могут быть приобретаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Признание (approbatio) Церкви, т. е. удостоверение святости и православия церковных писателей, совершается как в форме церковного прославления св. отцов, так и на основании ссылок на них как на св. отцов на Вселенских Соборах. Напр., на III Вселенском Соборе были прочитаны свидетельства из творений сщмч. Петра I , еп. Александрийского, святителей Афанасия Великого, Аттика К-польского, Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Феофила I , архиеп. Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского; на IV Вселенском Соборе к ним добавлены ссылки на творения святителей Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского, Илария Пиктавийского и блж. Августина. На Вселенском V Соборе в качестве величайших наставников были перечислены 8 греч. О. Ц. (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский) и 4 латинских (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий) (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 13-14; ДВС. Т. 3. С. 302). На Западе одним из первых офиц. списков О. Ц., наиболее авторитетных в области раскрытия церковного вероучения, был перечень, содержащийся в приписываемом папе Римскому Геласию I «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (V-VI вв.). В качестве безусловно ортодоксальных авторов здесь названы Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, пресв. Иероним Стридонский , «благочестивейший муж» Проспер Аквитанский и Лев Великий. Впосл. в католич. традиции сложился перечень «великих отцов Церкви», получивших за выдающуюся ученость (eruditio eminens) наименование «великие учители Церкви» (magni ecclesiae doctores). К ним были отнесены 4 лат. О. Ц.- Амвросий, Иероним, Августин, Григорий I Великий (Двоеслов) и 4 греческих - Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; ряд др. восточных и западных церковных писателей получили титул «учитель Церкви» (подробнее см. в ст. Doctor Ecclesiae ). В правосл. традиции наименование «учитель Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно используется как почетный титул («великие Вселенские учители») для обозначения знаменитейших из О. Ц.- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в большинстве случаев его применяют к наиболее выдающимся церковным писателям, не удостоенным звания О. Ц. (напр., Климент Александрийский, Ориген , Тертуллиан , Иероним, Августин, Феодорит , еп. Кирский).

http://pravenc.ru/text/2581751.html

Не удивляйся им, ибо в основе их лежат слова Самого Спасителя Нашего, Милосердного Господа, Который такое отношение устанавливает ко всем отступникам от Церкви: «если церкви не послушает, то да будет он тебе, яко мытарь и язычник» ( Мф. 18:17 ). При том здесь и другие слова Нашего Спасителя: «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф. 12:30 ). Подумай, дорогой Друг, разве католики, протестанты и обновленцы не идут против Церкви Божией? Об этом свидетельствует и история, и современная жизнь. Католики и обновленцы считают себя тоже Церковью. Но если они – тоже Церковь , как и мы, то почему же они с нами в разрыве. Факт разрыва латинян и обновленцев с нами – налицо. Значит, они не в Церкви Божией, а вне ее. Значит, они не живут одною с нами благодатною жизнью. Значит, латиняне и обновленцы – это ветки, оторвавшиеся от единого древа церковного. Некоторые, на подобие В.В. Соловьева, лукавят, что так как не было еще вселенского собора по поводу латинской ереси, то латиняне еще находятся в Церкви. Но кто же будет отрицать тот факт, что между Церковью и латинянами нет общения. Также и между Церковью Православною и обновленчеством нет единения... На основе истины об единстве Церкви Божией рассуждай, дорогой Друг, и об отношении Церкви к обновленческому расколу. Принципиальный взгляд Церкви на отношения Ее ко всем отступникам от Церкви Ты можешь найти, дорогой Друг, в первом каноническом послании св. Василия Великого . Вот эти слова великого Святителя: «хотя начало отступления произошло чрез раскол, то отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа, ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали» (Прав. 1-е). Это взгляд не только великого вселенского учителя, но и голос всей Церкви, ибо канонические послания св. Василия Великого признаны были на VI-м Вселенском Соборе (Прав. 2-е) и на VII Вселенском Соборе. По смыслу указанного правила, все отпадшие от Церкви, кто бы они не были: еретик ли, как католики, протестанты, армяне и другие или раскольники, как современные нам обновленцы, – в силу одного лишь разрыва с Церковью Православной уже становятся мирянами, при том еще неправославными.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

В другой раз, находясь у митрополита Варлаама вместе с Коломенским епископом Митрофаном и встретив там одного из постриженников Иосифовых, Зосиму Ростопчина, Вассиан сказал ему: «Отступники-де есте Божии». И когда Зосима отвечал: «Мы-де, господине, не отступники Божии, христиане есмы», Вассиан еще настойчивее сказал: «Вси-де есте отступники Божии и со учителем вашим». Огорченный до глубины души как этою, так и другими обидами со стороны Вассиана, Иосиф обратился к знатному боярину, дворецкому государеву Василию Андреевичу Челядину и просил его ходатайства и защиты пред государем. «А ведомо, господине, многим добрым людям,— писал, между прочим, преподобный,— что он, Вассиан, похулил весь святительский и иноческий чин, архимандритов и игуменов и всех называет преступниками... И только б государь пожаловал позволил говорить и писать против его речей (значит, Вассиана боялись), то есть что говорить и писать против них. Мы по свидетельству святых седми Вселенских Соборов шли на еретиков да по свидетельству священных правил били челом государю Василию Ивановичу, как прежние святители на Вселенских Соборах били челом прежним православным государям... А Вассиан вопреки всем Божественным правилам стал с еретиками на нас. Но тех, кто на Соборах стоял на еретиков, Божественные писания похваляют и ублажают, а которые стояли за еретиков, тех святые отцы проклинали так же, как еретиков» . Но, видно, Вассиан не довольствовался одними хульными словами против Иосифа и святителей, не пощадивших на Соборе ереси жидовствующих; вероятно, еретики, пользуясь покровительством этого сильного временщика, начали смело поднимать свои головы и угрожать опасностию православию, потому что Иосиф в 1511–1512 гг. нашелся вынужденным снова со слезами умолять великого князя Василия Ивановича от лица всей своей обители и писал к нему: «Ради Бога и Пречистой Богородицы, попекись и промысли о Божественных церквах и православной вере и об нас, нищих твоих и убогих... Как прежде, боговенчанный владыко, ты поревновал благочестивому царю Константину и вместе с отцом своим до конца низложил скверных новгородских еретиков и отступников, так и теперь, если ты, государь, не позаботишься и не подвигнешься, чтобы подавить их темное еретическое учение, то придется погибнуть от него всему православному христианству...

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010