Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Никифору (Хотееву), епископу Отрадненскому и Похвистневскому 1 апреля 2012 г. 15:40 1 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, за Божественной литургией в храме свт. Николая в Кузнецах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Никифора на служение и вручил ему архиерейский жезл.  Преосвященный епископ Никифор! Промыслом Божиим, явленным в определении Священного Синода, ныне наитием Святаго Духа, «духа не боязни, но силы и любви и целомудрия»  (2 Тим. 1:7), чрез возложение архиерейских рук ты сопричислен сонму епископов. По уставу и чину церковному, прежде чем принять архипастырский жезл, тебе надлежит услышать и твердо запечатлеть в памяти и в сердце слово напутствия, призванное помочь в ответственном и многотрудном служении, которое предстоит тебе совершать в богоспасаемой Отрадненской епархии . В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, что два возлюбленных ученика и апостола просили у Спасителя даровать им престолы славы в грядущем Царстве (см. Мк. 10:37; Мф. 19:28). Господь ответил им: «Не знаете, чего просите… Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:38-39). Исполняя их прошение, Он сподобил их участия в Своих страданиях, которыми уготовляются обители вечные. Он указал путь, следуя по которому, великое множество святых с тех пор достигли Царства Небесного: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-45). Не убойся и ты идти по этому пути, взирая на «начальника и совершителя нашей веры»  (Евр. 12:2) Господа Иисуса Христа и подражая Ему в попечениях о пастве. Благодать, которую ты ныне восприял в таинстве хиротонии, соделала тебя звеном в непрерывной цепи епископского преемства. Внемли поучению апостола языков, обращенному к ученику его Тимофею и в его лице — к каждому вновь избранному архипастырю: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:14-15).

http://patriarchia.ru/db/text/2130673.ht...

Наречения в епископы архимандритов Иннокентия (Яковлева) и Игнатия (Депутатова) состоялось накануне праздника Преображения 19 августа, 2011. Новостная служба Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. 19 августа. ПРАВМИР. 18 августа 2011 года, по совершении всенощного бдения в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма г. Москвы возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Яковлева), наместника Александровского монастыря г. Суздаля и благочинного монастырей Суздальского округа Владимирской епархии, во епископа Нижнетагильского и Серовского, а также архимандрита Игнатия (Депутатова), проректора Рязанской духовной семинарии, во епископа Шахтинского и Миллеровского, сообщает Патриархия.ру. Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 г. (журнал 70). Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. Архимандрит Игнатий сказал в частности о том, что современный мир требует от нас незамедлительных и конкретных действий, и чтобы противостоять врагу рода человеческого и лжемиссионерам, необходимо использовать каждый момент для проповеди Евангелия. «Но прежде всего мы должны заботиться о воспитании молодого поколения, создавать для них такие условия, при которых они чувствовали бы себя нужными, востребованными и через это, постепенно, естественным образом, сами тянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Мы должны стать всем для всех, как говорит апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20-22).

http://pravmir.ru/narecheniya-v-episkopy...

При входе во вторую залу меня охватило сильное желание встать и идти дальше на ногах самостоятельно, без провожатого, но не удалась эта попытка, и я снова, также беспомощно, стал двигаться вперед. Таким образом, мои заверения спутнику о том, что я сам пойду без его помощи, потерпели неудачу. Удрученный скорбными мыслями, я тихо подвигался вперед. Так незаметно подползал я к завершающей мой путь стене. Эта стена закрывала следующую комнату – столовую Патриарха, в которой обычно происходят заседания Священного Синода. Во сне эта топографическая несуразность не бросалась мне в глаза и не вызывала недоумения. Вечерний мрак сгущался. Ни одного огонька лампадного я не заметил, отсутствовал также и электрический свет. Остановился я у широкого возвышения на семи ступенях, венчающихся стеной. Налево от этого возвышения не было ничего, только большое окно пропускало свет вечерний. Я обернулся направо и в конце семиступенчатого возвышения увидал Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ, сидящего в кресле в полном желтом облачении без митры и читающего Библию . Восковой огарок слабо освещал надвигающуюся темноту. Последние продвижения моих ног были особенно мучительны и физически, и морально, так как я воочию убедился в своей полной беспомощности... и все это было на глазах Святейшего и поэтому мне было особенно тяжело и стыдно. В этот момент я встал на ноги и подошел к нему вплотную. Он взглянул на меня вопросительно и выжидающе. Тогда я обратился к нему со следующими словами (приблизительно по точности их смысла): – Верьте мне, Ваше Святейшество, я окончательно смирился перед Вами и в Вашем лице перед нашей Православной Церковью и раскаиваюсь искренно в своих бывших оппозиционных высказываниях о судьбах Церкви нашей. Я пришел к Вам, чтобы сказать, что я буду служить назначенный Вами акафист... Далее я начал заверять его в искренности своих слов и просил прощения за все огорчения, которые причинил ему. Но Святейший прервал меня следующими словами: «Иисус сын Сирахов так говорит в XVII главе Книги Премудрости:...кающимся давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении» (ст. 20). И далее продолжал стихи этой главы с 21 по 23: «Обратись ко Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды и сильно возненавидь мерзость».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Магнитогорскому Феофилакту (Курьянову) 24 вересня 2006 р. 19:10 24 сентября в храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской и Златоустовской епархии . Предстоятель Русской Церкви обратился к новому епископу Феофилакту с напутственным словом. Преосвященный епископ Феофилакт! Благоволением Божиим, Определением Нашим и Священного Синода призван ты к великому апостольскому служению. Благодатью Святого Духа, как некогда Варнава и Савл, отделен ты от среды пресвитеров и через молитвы и возложение на тебя рук (Деян.13, 2-3) Собора епископов возведен на высшую иерархическую степень Православной Церкви. По долгу Предстоятеля Церкви побуждаюсь ныне напутствовать тебя словом назидания. Ты сам сегодня торжественно исповедал перед Богом и нами веру святую, православную, обещал хранить ее до конца своей жизни, обещал соблюдать каноны церковные, правила апостолов и Святых Отцов, сохранять послушание Святой Церкви и ее священноначалию. Епископское служение высокое, почетное, ответственное, но исполненное многих скорбей и трудностей. Оно, по словам святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота». И чтобы удержаться на этой высоте, не достаточно только исповедывать учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и уметь преподать его народу. Господь сказал ученикам Своим, апостольское служение которых продолжает епископ: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Добрые дела! Вот тот свет, который должен исходить от епископа, дабы чада церковные, вверенные его попечению, шли за ним по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Вместе с апостолом Павлом хочу сказать тебе: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3, 8).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203659...

Слово Святейшего Патриарха при вручении архиерейского жезла епископу Даугавпилсскому Александру 19 серпня 2006 р. 11:30 19 августа в московском кафедральном соборе Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. При вручении архиерейского жезла новому епископу Святейший Патриарх обратился к нему с Первосвятительским словом. ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР! Силой и действием благодати Пресвятого Духа, через возложение рук наших возведен ты ныне на епископскую степень служения Церкви Божией. Да возрадуется душа твоя о Господе, и да пребывает эта радость во все дни жизни твоей! То, что с тобой сегодня произошло — это прямое выражение воли Божией, подлинный призыв Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вхождение твое в сонм епископов есть не что иное, как продолжение сквозь века акта святых апостолов, сопричисливших некогда к своему собранию Матфия (Деян. 1, 15-26). Святая Церковь, сорадующаяся тебе, заповедует нам, послужившим твоему освящению, напутствовать тебя словом поучения и назидания. Мы слышали сегодня твое доброе исповедание веры, а два дня тому назад ты поведал нам о страхе перед величием и святостью епископского служения, перед всеми трудностями достойного прохождения этого подвига. В трепетном благоговении тебе хотелось воскликнуть вместе с древним пророком Божиим Иеремией, когда ему выпал жребий пророческого служения: «…Господи … я еще молод». Но Господь на это воздыхание сказал ему: «Не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь. Не бойся… ибо Я с тобою» (Иер. 1, 6- 8). В определении Священного Синода ты слышишь утешительные слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16) и апостола Павла: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5,4).  В смиренном сознании своей немощи, все упование возложи не на себя, а на Божественную благодать, вручающую немощные силы человеческие и оскудевающая восполняющую.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203431...

21 . И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала? 22 . Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств. 23 . Держите эти предания непорочно и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.5:23 ). Которому да будет слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2008. (Перепечатано с издания Московской Патриархии.) 2 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На церковнославянском языке с параллельными местами. Российское библейское общество, 2005. Репринтное издание. (Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1900 г. По благословению Святейшего правительствующего Синода.) Читать далее Источник: Поучения огласительные и тайноводственные/Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. - Москва : Благовест, 2010. - 349, с. ISBN 978-5-9968-0068-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

23. И какой народ земли равен народу Твоему, Израилю, для которого пришел Сам Бог, чтобы искупить его Себе в народ, соделать ему имя, сотворить для них дела великие, и чудныя для земли Твоей, в глазах народа Твоего, который Ты искупил Себе от Египта, от народов и богов его? 24. Таким образом Ты утвердил народ Твой, Израиль, Себе в народ на веки, и Ты, Господи, стал его Богом. 25. Итак Господи Боже! слово, которое Ты сказал о рабе Твоем, и о доме его, утверди на веки, и сотвори, как Ты говорил. 26. Дабы вечно величали имя Твое, говоря: Иегова сил есть Бог Израилев, и дом раба Твоего да будет тверд пред Тобою. 27. Ибо ты, Иегова сил, Боже Израилев! открыл во ухо рабу Твоему, говоря: Я построю тебе дом. От того рабу Твоему взошло на сердце молиться Тебе сею молитвою. 28. Господи Иегова! Ты Бог, и слова Твои истина; и Ты обещал рабу Твоему благо сие. 29. И так благоволи благословить дом раба Твоего, чтобы он был пред Тобою во век, так как Ты, Господи Иегова, сказал сие; и благословением Твоим да благословится во век дом раба Твоего 773 . Когда читаешь этот перевод и перевод, изданный через 50 лет после него (разумеем изданный по благословению Святейшего Синода), то почти и не замечаешь незначительной разности в языке перевода и в точности передачи слов еврейского подлинника русскою речью. Мало того, в некоторых случаях и отношениях перевод святителя Московского последовательнее выдерживает верность подлиннику, нежели перевод, сделанный через 50 лет после него. Прежде всего это должно сказать об именах Божиих, встречающихся в приведенном отрывке. Между тем как встречающиеся рядом имена: Adonai Iehovah (ст. 18. 19. 20. 28. 29) в Синодском издании безразлично переводятся именем: Господи мой, Господи 774 , у Филарета строго выдерживается ясное различение между ними в передаче их словами: Господи Иегова; еще более: между тем как имена: Iehovah Elohim (ст. 22. 25) в Синодском издании в одном случае переданы словами: Господи мой, Господи 775 , а в другом: Господи Боже 776 , у Филарета Elohim в обоих случаях передается именем: Боже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

44. Во дни Царей сих Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и над которым власть не будет дана другому народу; оно раздробит и уничтожит все оныя царства, а само будет стоять во веки; 45. так как ты видел, что от горы оторвался камень не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Таким образом Бог великий возвещает Царю, что будет после сего. Сон точно был сей, и истолкование его верно. 46. Тогда Царь Навуходоносор пал ниц, и поклонился Даниилу, и приказал принести ему дары и благовонное курение. 47. Царь отвечал, и сказал Даниилу: по истине ваш Бог есть Бог богов и Владыка царей; и Он открывает тайны, ибо ты мог открыть мне тайну сию. 48. После сего Царь возвысил Даниила, и дал ему много даров великих, и поставил его начальником над всею Вавилонскою областию, и главным настоятелем над всеми мудрецами Вавилонскими. 49. Но Даниил просил Царя, чтоб он управление Вавилонскою областию поручил Седраху, Мисаху и Авденагу, а Даниил сам жил при дворе Царском 784 . Всматриваясь ближе в характер отношения этого отрывка перевода к подлиннику еврейско-арамейскому, с которого он сделан, и сравнивая его с другими позднейшими переводами того же отрывка из книги пророка Даниила, напр. с переводом Макария и изданным по благословению Святейшего Синода в 1875 году, мы не можем не повторить вышесказанного о его качествах и достоинствах, то есть, что перевод Филарета, в общем, точно и ясно передает еврейско-арамейскую речь подлинника русскою речью и хотя в некоторых местах менее представляет точности, нежели перевод, сделанный через 50 с лишком лет после него, но зато в некоторых случаях даже точнее его передает значение слов и речи подлинника и в бóльшей части случаев точнее перевода Макария. Вот примеры в доказательство этого. В 1 ст. выражение подлинника: chalam Nebuchadnezar chalomoth передано у Филарета словами: видел Навуходоносор сны; у Макария: Невухаднецар видел сны; в Синодском же издании 1875 года: снились Навуходоносору сны. При этом не упустим из виду, что, хотя у LXX то же выражение передано словами: νυπνισθη Ναβουχοδονσορ νπνιον, но в славянском читается оно так: соние виде Навуходоносор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

651. Патерик Печерский. Жития преподобных Исаакия и Никиты. 652. Лествица. Слово 27, гл. 55. 653. Лествица. Слово 4, гл. 120. 653а. Слово 3, гл. 12, 13 и 14. 654. Заимствовано из вышеприведенных 12-й, 13-й и 14-й глав 3-го Слова преподобного Макария Великого; также см. 2-е Слово преподобного Нила Сорского, страница 100 по изданию Святейшего Синода, 1852 года. 655. 1 Тим. 1. 19 656. Слово 4, гл. 8. 657. Слово 55 и Слово 2. 658. Слово 1. 659. Патерик Скитский и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, глава 62. 660. Из 15-ти глав, гл. 5. Добротолюбие. Ч. 1. 661. Слово 7, гл. 14. 662. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 33. Добротолюбие. Ч. 1. 663. Там же. 664. Слово 106 по славянскому тексту. 665. Книга 11 о уставе ночных молитв и псалмов, гл. III. 666–672. Избрано из разных мест 55-го Слова. 673. 1 Кор 6. 16. 674. Patrologiae Graecae Tomus XXXIV, Macarii Aegiptü liber de libertate mentis, cap. 5 и 6. 675. Patrologiae Graecae Tomus XXXIV, Macarii Aegiptii liber de libertate mentis, cap. 5 и 6. 676. Patrologiae Graecae Tomus XXXIV, Macarii Aegiptii liber de libertate mentis, cap. 19. 677. Liber de patientia et discretione, cap. 19. 678. Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. 679. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 680. И вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их (Исх. 2. 23–24). 681. Пс. 136. 9. 682. Слово 2, в начале. 683. Мк. 10. 46–52. 684. Преподобный Нил Сорский. Слово 11. 685. Патерик Скитский, изречения Феодора Енатского. Также преподобного Симеона Нового Богослова. 686. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 687. Мф. 11, 29. 688. Наставления отца Серафима, издание 1844 г. 689. Слово о кресте… юродство есть (1 Кор. 1. 18). 690–691. Патерик Скитский. 692. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6. 18–20). 693. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей (Еккл. 11. 6). По объяснению преподобного Григория Синаита.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010