Сколько велик умом и талантами, столько же предан был Филарет святости. Благоговеинство пред Богом у него было насущной потребностью, господствующею. Преподобного Сергия он величал так искренно, как нежный сын привержен к добрым родителям. Он чтил его как своего воспитателя, оберегателя, руководителя; он приникал ко всем следам его и учил себя походить на него. И вся святая Лавра, столько храмов, из коих каждый имеет святую историю, даже вся площадь Лавры, ее прах и то, что под ним в пять столетий сокрыто и погребено, его возбуждали к великому благоговению. В Лавре Филарета я всегда видел восторженно умиленным. Видно было, что он носил рай в душе своей. Лавра в это время особенно наполнена богомольцами. Это не праздные люди, шатающиеся по бульварам, улицам, площадям, в садах, на рынках, на гульбищах. Самый рассеянный здесь мыслит, самый вольный сжимается, поникает взором, едва смеет дышать. Благочестивые же свободно изливают свои чувствия благоговеинства, кладут поклоны, обливаются слезами. Богобоязненному Архипастырю можно ли все сие видеть, и не сочувствовать, или паче не давать высших примеров благочестия своей личностью? Не смотря на толикие тысячи людей благоговейных, и беспрестанно сменяющихся, Владыка оставался сам при себе, один в изящных палатах Настоятеля: его не тревожил какой-нибудь нахал, пустослов, надменный, неверъ. Здесь их нет. У него бывают здесь только те, кому он сие дозволит, и тогда, когда назначит. Следовательно, здесь он Царь своего времени. Утреня протяженная в 4 часа утра, за тем девять литургий в девяти церквах, а там вечерня, и всегда с людьми, наполняющими все храмы до тесноты: вот что видит и слышит Владыка в Лавре. Стол его здесь бывал удивительно скромный, младенческий: не в постные дни он питался молоком, ягодами, в это время поспевающими, земляникою, черникою, малиною. Когда и я был в Лавре в это время (с 1826 по 30 годы), или близ нее (1818–26), мне казалось, что во время пребывания здесь Филарета, Лавра была дважды святой, и на самого Филарета смотрел как на святый ум, а не просто на ученого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Святейший Патриарх Алексий II поздравил Митрополита Лавра с тезоименитством и 75-летием Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле Москва, 31 августа 2005 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра с тезоименитством и 75-летием Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, сообщает Седмица.Ru. В поздравительном адресе говорится: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко! Сердечно поздравляю Вас и Вашу богохранимую паству со знаменательным 75-летием Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Долгие годы эта святая обитель является одним из центров православного монашества за пределами России, средоточием духовной жизни и евангельской проповеди. Братия монастыря, превозмогая трудности и лишения, несла возложенный на нее Промыслом Божиим особый подвиг – в изгнании сохранить сокровище Святого Православия, сберечь преемственность русской духовной традиции, передать опыт монашеского делания. В течение десятилетий здесь возносилась горячая молитва о спасении России. Нельзя обойти вниманием издательскую деятельность обители. Когда на Родине выпуск духовной литературы был практически невозможен, из монастырской типографии выходили книги, которые несли людям свет веры. Следует отметить и заслуги Свято-Троицкой семинарии, воспитавшей многих достойных пастырей русского Зарубежья. Отрадно, что ныне развиваются ее связи с духовными школами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Юбилей обители предваряется днем Вашего тезоименитства. Многие годы Ваши труды и вся Ваша жизнь тесно связаны со Свято-Троицким монастырем. В дни сугубого праздника молитвенно желаю Вашему Высокопреосвященству богатых милостей от Всещедрого Господа, доброго здравия и долгоденствия, а мудро управляемой Вами святой обители – мира и процветания. С любовью о Господе, +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ» 31 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14388.html

По Украине пройдет крестный ход с новоявленными чудотворными иконами Киев, 30 июня 2017 г.      В июле 2017 года во всех епархиях Украинской Православной Церкви состоятся торжества по случаю 25-й годовщины Харьковского Архиерейского Собора и молебны перед почитаемыми чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, которые были явлены в послесоборный период. Все эти святыни доставят в Киев к празднованию Дня Крещения Руси, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ . Во время пребывания чудотворных икон в храмах будут совершаться Божественные литургии, акафисты и молебны Божьей Матери с прошениями о Церкви и мире на Украине. Епархии посетят: – новоявленные образы Богородицы: «Боянская» (Боянский женский монастырь, Черновицкая область), «Радомышльская (Иверская)» (Николаевский храм г. Радомышль, Житомирская область), «Киевская-Барская» (Святая Успенская Киево-Печерская Лавра), «Владимирская-Десятинная» (Десятинный мужской монастырь, г. Киев), «Призри на смирение (обретение на стекле отражение образа)» (Введенский мужской монастырь, г. Киев), а также икона «Спас Нерукотворный» (Борисоглебский женский монастырь, Харьковская область). – древние чудотворные иконы: «Почаевская» (Успенская Почаевская лавра), «Святогорская» (Успенская Святогорская лавра), «Зимненская» (Успенский Зимненский женский монастырь, Волынская область), «Касперовская» (Успенский кафедральный собор г. Одесса), «Ахтырская» (Покровский храм г. Ахтырка, Сумская область). Чудотворные иконы будут доставляться в разные уголки Украины по графику: «Призри на смирение» Мукачево (2.07) – Хуст (9.07) – Ивано-Франковск (16.07) – Львов (23.07) «Владимирская-Десятинная» Черновцы (2.07) – Каменец-Подольский (9.07) – Тернополь (16.07) – Хмельницкий (23.07) «Касперовская» Луцк (2.07) – Владимир-Волынский (9.07) – Сарны (16.07) – Ровно (23.07) «Святогорская» Винница (1.07) – Шепетовка (9.07) – Житомир (16.07) – Белая Церковь (23.07) «Зимненская» Одесса (2.07) – Балта (9.07) – Тульчин (16.07) – Могилев-Подольский (23.07)

http://pravoslavie.ru/104796.html

Он переходит потом к описанию Успенского собора; останавливается перед гробами трех славных мужей: Иосафа Скрипицына , св. Серапиона , архимандрита Дионисия. Великие подвиги, святая жизнь Сергия заставляют благоговеть каждого перед той ракой, где почивают нетленные мощи его, куда притекают «поклонники от всех концов России: одни богатые благами земли; другие – только своею верою и странническим посохом». Небольшой сей собор весь украшен благочестием царей и признательностию людей, исцеленных предстательством чудотворца. Феодор Иоаннович, Иоанн Грозный, Борис Годунов, Михаил Феодорович, императрица Анна – все ревностно старались украшать храм, содержащий в себе эту святыню. Но выше всех драгоценностей две древние гробовые доски с двумя на них образами преподобного, из коих один написан царем Феодором; другой, который поменьше, сопутствовал во всех походах государям Алексию Михайловичу и Петру Великому и носился перед рядами русских ополчений в 1812 году, в знамение предстательства святого угодника за православное его отечество. От описания собора автор переходит к истории лавры. С умилением читаешь страницы, где он описывает отшельническую жизнь Сергия. Вот он благословляет Димитрия на великое дело избавления отчизны; вот к нему собираются ученики, которые впоследствии, по велению Сергия, становятся основателями обителей; монастыри: Андроньевский, Голутвинский, Высоцкий получают от него своих первых игуменов. Пафнутий Боровский , св. Иосиф Волоколамский , «сия духовная отрасль – говоря словами автора – постепенно происходит от св. Сергия, каждому поколению даруя великого мужа». Но всех роскошнее пустила ветви Симонова обитель основанная Феодором, племянником Сергия. Из нее вышел св. Кирилл Белозерский, апостол Северного края, учитель Савватия, основателя Соловецкой обители . Так распространялось благочестие, умножались монастыри, и центром этого круга была святая лавра. И вот лавра уже становится поприщем событий исторических. В соборе ее великий князь Василий Темный в 1446 году сделался жертвой измены, схвачен князем Иоанном Можайским, сообщником врагов его, Шемяки и Косого .

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-po...

Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года) 24 января, 2014 Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года) Я благодарю за приглашение на эту конференцию; темы, которые на ней рассматриваются, очень важны. Я хотел бы выразить удовлетворение в том, что Святая Русская Церковь особо занимается сейчас своей избранной частью, каковой является монашество. Я хотел бы извиниться также, что не буду зачитывать доклад, − к сожалению, у меня не было возможности заранее письменно его подготовить. Но я постараюсь говорить медленно и просто, чтобы было легче переводить. Тема, которая была мне предложена, − это монашеская традиция и современные монастыри. Вначале мы должны уточнить: что мы подразумеваем, когда говорим «монашеская традиция», и какие бывают различные монашеские традиции в разных Поместных Православных Церквах. Можно сказать, что каждая Поместная Православная Церковь и Святая Гора Афон имеют свои местные традиции, которые касаются как пастырской, так и особо монашеской сферы. Однако значение и смысл монашеской традиции для всех являются одинаковыми. Само слово «предание» [παραδοσις] в греческом языке означает нечто, что мы «принимаем и передаём следующим»; это слово происходит от глагола «парадигуме», т. е. «беру от одного и передаю другому». Апостол Павел в Первом Послании к коринфянам в 11-й главе, стихе 23-м, обращаясь к христианам, говорит: я принял от Господа то, что передаю и вам. Таким образом, предание, т. е. передавание монашеских традиций из поколения в поколение, является передачей искусства обожения человека. Известно, что преподобные отцы различают три формы, три ступени духовной жизни: очищение, просвещение и обожение. И цель каждого человека, в особенности же монаха, состоит в том, чтобы пройти все эти три ступени и стать достойным того, чтобы Христос снизошел к нему и вселился в него. Иными словами, достичь состояния обожения, стать единым по образу и подобию с Богом, чтобы вся жизнь была похожа на жизнь Христа.

http://pravmir.ru/monasheskaya-tradiciya...

Среди мрака и тления, которые в избытке расточены в мире, надо держаться святых мест, чаще бывать там, даже просто - прийти свечку поставить и погулять... Как верно подметил журналист Аркадий Мамонтов, Свято-Троицкая Сергиева Лавра - это Святая Троица в земном выражении, это сердце земли русской: «И слава Богу, что после атеистических времен она снова воссияла ярким бриллиантом веры и духа для нашего народа. Сегодня, во времена испытаний, чем больше мы рассказываем о Троице-Сергиевой Лавре и других святых уголках России, больших и малых, тем больше людей открывают для себя совершенно другой мир - другую жизнь и другую Россию, которая является духовным оплотом жизни вечной. Среди мрака и тления, которые в избытке расточены в мире, надо держаться этих святых мест, чаще бывать там, даже просто - прийти свечку поставить и погулять. Святая Лавра - это раскиданные по русской земле зерна истины, веры и правды, и ими надо " питаться " , чтобы остаться человеком». «Со Святейшим Патриархом рядом постояли, Президента увидели, на главной колокольне страны побывали, 18-го числа работали сутки, ни разу не присев, - счастья полные сердца!» - такое сообщение пришло уже постфактум от журналиста Дарьи, которая волонтерила у мощей преподобного Сергия в самые горячие дни, когда народ шел неиссякаемым потоком. Волонтерское движение заслуживает внимания общества, ведь это не только уникальная возможность потрудиться во славу Божию, но и приобщиться благодати Христовой. Даже бывалые волонтеры, которые прошли проверку Сочи-2014, отмечали, что подобной атмосферы они не видели еще нигде - столько было взаимной поддержки, бескорыстной помощи, подлинного счастья во Христе. А какие были встречи! Случайно-неслучайные! Уезжали со слезами на глазах... - Для меня самым большим чудом было то, что мы стояли по десять часов на жаре в течение пяти дней и не чувствовали усталости, - говорит черноокая красавица-экономист в православном издательстве Людмила, для которой это первый волонтерский опыт. - Впечатлений уйма, еще бродят и по полочкам не улеглись, - улыбается мой боевой товарищ Мария. - Главное - чувство причастности к чему-то большому и очень важному, невероятный душевный подъем!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Через месяц, в мае того года состоялся в Россию частный визит митрополита Лавра. В Мелехово под Подольском замечательным майским днем состоялась встреча Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра и президента Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного А.В. Мельника. Руководил переговорным процессом епископ Бостонский Михаил. Встреча, запланированная минут на 10-15, продлилась несколько часов. Перед началом разговора владыка Лавр внимательно и пристально посмотрел всем нам в глаза и благословил нас. Были определены сроки – 7 месяцев. Сопровождать святыни благословлено безотлучно, кроме прибытия на заседания Синода, епископу Бостонскому Михаилу и рабочей группе. Принесение мощей было запланировано на двадцатые числа июля 2004 года из Иерусалима в Москву. Принесение мощей священномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в пределы Русской Православной церкви стало настоящим национальным событием. В течение семи месяцев им поклонялись в разных уголках России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. 74 епархии. Как Божия милость воспринимался духовный порыв миллионов людей, которые встречали святыню, куда бы она ни прибывала. Ночью, ранним утром, в стужу, в дождь стояли млад и стар. Стояла эта святая молящаяся очередь, освещенная огоньками свечей, встречая святыню на вокзалах, в аэропортах, возле больших соборов и малых храмов, в домах престарелых, тюрьмах. На полустанках, мимо которых пролетал наш храм-вагон. Перед нею парадным шагом с развернутыми знаменами проходили воинские части в выцветших от забайкальского зноя гимнастерках. От нее засветилось неземным счастьем лицо мальчика-инвалида, который мог только ползком передвигаться в крошечном манеже почти заброшенного дома-интерната детей-инвалидов в селе Валдгейм Еврейской автономной области. Его из-за отсутствия необходимого кресла-каталки не смогли воспитатели отнести в актовый зал детского дома, в который почти невесомым ручейком в праздничных одеждах и бантах одетых по такому случаю шли деточки, которые могли ходить. Приложившись к святыне, они прижимали к себе маленькие иконки и что-то им шептали. А подросток Александр из-за тяжелого врожденного увечья сидел в детском манеже. И вдруг свершилось невозможное. Его коснулась святая десница великой милостивицы княгини Елисаветы. После того, как все воспитанники детского дома приложились, владыка Михаил поднял ковчег и стал обходить все палаты, где были лежачие деточки. Подходил к каждому увечному ребенку, благословлял, прикладывал и оставлял в изголовье иконку. Подошел и к Александру. Спросил, как его зовут. – Александр!

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/29/vo...

Среди мрака и тления, которые в избытке расточены в мире, надо держаться святых мест, чаще бывать там, даже просто – прийти свечку поставить и погулять… Как верно подметил журналист Аркадий Мамонтов, Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это Святая Троица в земном выражении, это сердце земли русской: «И слава Богу, что после атеистических времен она снова воссияла ярким бриллиантом веры и духа для нашего народа. Сегодня, во времена испытаний, чем больше мы рассказываем о Троице-Сергиевой Лавре и других святых уголках России, больших и малых, тем больше людей открывают для себя совершенно другой мир – другую жизнь и другую Россию, которая является духовным оплотом жизни вечной. Среди мрака и тления, которые в избытке расточены в мире, надо держаться этих святых мест, чаще бывать там, даже просто – прийти свечку поставить и погулять. Святая Лавра – это раскиданные по русской земле зерна истины, веры и правды, и ими надо “питаться”, чтобы остаться человеком». «Со Святейшим Патриархом рядом постояли, Президента увидели, на главной колокольне страны побывали, 18-го числа работали сутки, ни разу не присев, – счастья полные сердца!» – такое сообщение пришло уже постфактум от журналиста Дарьи, которая волонтерила у мощей преподобного Сергия в самые горячие дни, когда народ шел неиссякаемым потоком. Волонтерское движение заслуживает внимания общества, ведь это не только уникальная возможность потрудиться во славу Божию, но и приобщиться благодати Христовой. Даже бывалые волонтеры, которые прошли проверку Сочи-2014, отмечали, что подобной атмосферы они не видели еще нигде – столько было взаимной поддержки, бескорыстной помощи, подлинного счастья во Христе. А какие были встречи! Случайно-неслучайные! Уезжали со слезами на глазах… – Для меня самым большим чудом было то, что мы стояли по десять часов на жаре в течение пяти дней и не чувствовали усталости, – говорит черноокая красавица-экономист в православном издательстве Людмила, для которой это первый волонтерский опыт. – Впечатлений уйма, еще бродят и по полочкам не улеглись, – улыбается мой боевой товарищ Мария. – Главное – чувство причастности к чему-то большому и очень важному, невероятный душевный подъем!

http://pravoslavie.ru/72633.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прав. Гликерия Новгородская Гликерия Новгородская (+ ок. 1522 ), дева, праведная Память 13 мая Дочь Пантелеймона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась около 1522 года. В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания. 14 июля 1572 года тело ее было найдено нетленным через 50 лет после кончины. По свидетельству современника событий, «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...», и после погребения ее произошли чудесные исцеления. Новгородская летопись под 1572 годом повествует, что за церковью святых Флора и Лавра «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.о. цело) а не все». После открытия мощей архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра . В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова, после чего были и другие исцеления. Эти исцеления стали основанием для канонизации святой. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. Сверху иконы — изображение Софии — Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей , затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду — изображение преподобной Анны Новгородской , а в шестом ряду — святой праведной Гликерии. В Тихвинской церкви Московского Симонова монастыря в середине XIX века был устроен придел в честь святой Гликерии. Молитвословия Тропарь, глас 8 Вышния красоты желающи,/нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси/и, нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши,/ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Веселися, Великий Новград, великое сокровище стяжав,/мощи твоя, святая праведная дево Гликерие,/благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним./И ныне предстоя с ликом святых жен русских пред Престолом Святыя Троицы,/молися оставление грехов даровати//чтущим святую память твою. Использованные материалы Редакция текста от: 05.11.2018 07:58:58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5795.html

Именно этим путем и шли «Все Святые, в Земли Российстей просиявшие», память которых установлено нашей Русской Церковью праздновать в следующий воскресный день – в неделю 2-ую по Пятидесятнице. Но для чего установлено это особое празднование, сверх общего празднования в честь «Всех Святых», независимо от того, к какому народу они принадлежали, в какой стране они родились и жили? Конечно, смысл этого празднования, в том, чтобы начертать перед духовным взором всех русских людей высокие примеры святой жизни в лице наиболее близких им людей – их соотечественников. Такие примеры действуют особенно сильным, воодушевляющим образом. Вот почему празднество в честь «Всех Святых, в Земли Российстей просиявших» установлено с целью побудить всех православных русских людей стать на путь истинно-благочестивой жизни, ведущей к святости. Это – наш величайший национальный русский праздник, который должен быть особенно близок и дорог душе каждого православного русского человека, не отрекшегося от любви к Богу и своему Отечеству – Святой Руси. И самое это название «Святая Русь» объясняется и оправдывается именно тем, что Русская Земля на протяжении всей своей христианской истории дала целый величественный сонм святых угодников Божиих, вышедших из среды всех слоев и званий русского народа от иерархов и князей до простых иноков и рядовых верующих мирян. И весь русский народ в целом всегда благоговел перед идеалом святости и глубоко чтил своих родных угодников Божиих, воздавая им высокие почести и призывая их в молитвах. И многие, весьма многие старались, в меру сил своих, подражать подвигам их святой богоугодной жизни, а если и отступали, по человеческой немощи, от пути святости, то спешили приносить искреннее покаяние. И как любили прежде русские люди не только призывать в молитвах своих отечественных подвижников благочестия, но и совершать паломничества к их святым мощам, иногда идя пешком за сотни верст! Подлинными разсадниками духовного просвещения, очагами православной русской культуры были у нас многочисленные иноческие обители, основанные этими отвергшимися себя, по слову Христову, подвижниками благочестия, а в особенности наши славные лавры. Из них главным светочем духовного просвещения в Киевской Руси была прославленная подвигами многих святых наша знаменитая Киево-Печерская Успенская Лавра, а на северо-востоке в Московской Руси – Троице-Сергиева Лавра, распространившая вокруг себя множество новых иноческих обителей, основанных учениками преподобного Сергия, «игумена всея Руси», как его благоговейно называли верующие русские люди, во множестве стекавшиеся со всех концов русской земли на поклонение его святым мощам. На эту великую святыню русского народа не посмели посягнуть даже лютые безбожники, и доселе перед его святыми мощами возносятся непрестанные молитвы приходящими туда отовсюду богомольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010