Закрыть itemscope itemtype="" > " Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте " - к сороковому дню кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра 24.04.2008 347 Время на чтение 9 минут Сегодня, в Великий четверток, святая Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь омыл ноги Своим ученикам и установил таинство причащения. Нынешний день - сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей. Вместо " откуда начну плакати " хочется сказать " откуда начну писати? " С одной стороны, Страстная седмица настолько свята, настолько Христоцентрична, что даже памяти святых отменяются на службах. Мы призваны Церковью отложить все попечения и каждую минуту следовать за нашим Господом. И вместе с тем, большая часть последних дней Спасителя связана с людьми, с Его учениками, друзьями, с теми, кто Его искал и желал с быть с Ним: Лазарем, Марфой и Марией в Вифании, апостолами на Тайной вечери, женщиной-блудницей помазавшей Его ноги, Симоном Киринейским на крестном пути, благоразумным разбойником на Голгофе, Иосифом и Никодимом и женами мироносицами у гроба, и другими последователями Христа. " Темже подражайте образ, егоже во Мне видесте " (первый тропарь шестой песни канона на утрени Великого четверга) Новопреставленный митрополит Лавр своей жизнью, своим участием в богослужениях Православной Церкви и своей верой был реальным последователем Господа нашего Иисуса Христа, подражателем Ему. Поэтому, как мне кажется, можно и нужно в нынешний сороковой день его кончины посвятить ему несколько слов, тем более, что у Господа нет " случайностей " , в том числе и тот факт, что Господь взял к Себе Своего верного служителя митрополита Лавра в Неделю православия, а сороковой день новопреставленного выпадает именно в Великий четверг. На Тайной вечери рядом с Спасителем " возлежал " Его любимый ученик, апостол Иоанн Богослов. Он был любимым учеником Христа в особенности, как нам думается, за свою чистоту, за свое целомудрие. Новопреставленный митрополит Лавр с юности возлюбил Господа, возлюбил всем сердцем, всем своим существом. Он в одиннадцатилетнем возрасте поступил в братство преподобного Иова Почаевского в Ладомирово и посвятил себя Господу. Всю свою жизнь он сохранил чистоту сердца. Один обозреватель в России отметил следующее свойство характера владыки Лавра: " Все, кто хоть раз сталкивался с владыкой Лавром, никогда не забудут взгляд его добрых глаз, который, несмотря на преклонность лет Владыки, до конца оставался взглядом богобоязненного ребенка. Он действительно был этим евангельским ребенком, по-детски не боящимся признавать собственную немощь, но именно поэтому и возвышавшимся над ней " (из статьи: " Ребенок, боящийся Бог " на сайте Правая.ру).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Также необходимо указать как непреложный факт, что в соответствии со святыми канонами Церкви, дискуссии о территориальной юрисдикции не могут продолжаться по истечении тридцатилетнего срока с момента принятия решения (VI Вселенский Собор, 25). Точно так же полную неискренность и неправдивость в высказываниях Патриарха Варфоломея видно из того, что за полгода до начала Критского Собора, т.е. в январе 2016 года в присутствии Глав Православных Церквей Патриарх Варфоломей убедил присутствующих, что Святая Константинопольская Церковь не намерена осуществлять какие-либо действия относительно церковной жизни на Украине, как на Святом и Великом Соборах, так и после него. Только тогда РПЦ согласилась снять вопрос об автокефалии с повестки дня критского собора. Признав позже автокефалию раскольнической Православной церкви Украины, Вселенский патриарх показал, что в то время он лгал, и тем самым потерял всякое доверие и достоинство, чтобы оставаться в положении «Первый среди равных - Primus inter pares». Это настолько серьезный вопрос, что мое личное мнение таково, что вопрос о продолжении пребывания Варфоломея I на посту Вселенского Патриарха должен быть рассмотрен на новой Всеправославной конференции, тем более что более чем очевидно, что западные политические центры через Константинопольский Патриархат действуют в направлении разъединения Православной Церкви. Именно такие обстоятельства были причиной сильного противодействия со стороны митрополитов Элладской Православной Церкви, среди которых митрополит Серафим Кифирский, Данило Кесарийский, Николай Месогийский, Серафим Пирейский, Андрей Дринопольский, Косма Этолийский, Симеон Новосмирский, Нектарий Корфу и другие. Вопрос: Почему Киево-Печерская Лавра так важна для русского национального сознания? Киево-Печерская Лавра – один из самых значимых для россиян памятников православной веры. Монастырь был построен во времена Киевской Руси на месте, где в 1015 г. монастырь располагался в пещере. Он занимает площадь 29 га на южных склонах Киева и внесен в список ЮНЕСКО. Монастырь был основан в 1051 году преподобным Антонием Печерским, уроженцем Киевской Руси из Любеча, жившим во времена Ярослава Мудрого. Соучредителем стал его ученик Феодосий Печерский из Курска. Воздвигнута на месте Печерской Лавры, основанной подвижником Иларионом Киевским из села Брестова, ставшим впоследствии митрополитом Киевским. Печерская Лавра была заброшена до прибытия с Афона Антония Печерского, который вернулся в Киевскую Русь в качестве миссионера. Из пещер открывается прекрасный вид на Днепр. Князь Киевский Изяслав Первый подарил всю площадь пещер инокам преподобного Антония Печерского.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помни: священник принадлежит только Церкви!» Беседы с Клавдией Филипповной Ситниковой 05.08.2020 688 Время на чтение 18 минут Источник: Православие.Ru Мы начинаем публикацию цикла воспоминаний Клавдии Филипповны Ситниковой, супруги бывшего настоятеля храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне, протоиерея Николая Ситникова. Из этого неторопливого, но подробного, очень личного, задушевного рассказа о судьбе своего батюшки и своей семьи вырисовываются многочисленные детали, которые раскрывают читателю неизвестные факты о событиях и лицах, многие из которых сегодня вписаны в новейшую историю Русской Православной Церкви. Это было сложное, противоречивое, но одновременно прекрасное время, когда Церковь возрождалась не только в видимых «бревнах» – новых храмах и реконструированных святынях, а в «ребрах» – в душах людских, в вере и благочестии простых прихожан и пламенной ревности по Богу их духовных наставников. В трапезном храме стояла статуя медведя Протоиерей Николай Ситников – Клавдия Филипповна, когда вы впервые приехали в Троице-Сергиеву лавру? – Я приехала в Сергиев Посад (тогда он назывался Загорском) в 1945-м году, осенью, из Томска. А весной следующего года лавру открыли. Я ведь сначала совершенно ничего не знала о Церкви, но когда уезжала из Сибири, бабушка мне сказала: «Там находится святая лавра, мы туда из Броварей пешком ходили. Обязательно ее найди!» Учась в женской школе, я сидела вместе с одной из девочек, у которой была очень плохая успеваемость по математике. Но я-то в Сибири была активной пионеркой! И обычно мы помогали семьям военнослужащих: возили дрова, пилили, кололи их. Когда я оказалась в Загорске вместе с братом, он мне через некоторое время вдруг говорит: «Сними с себя этот собачий ошейник! (пионерский галстук. – Н.Б.)» Я всегда очень внимательно слушала брата, и все, что он мне говорил, исполняла. Бабушка мне сказала: «Там находится святая лавра, обязательно ее найди!» И вот, разговорившись однажды с девочкой, у которой была плохая успеваемость по математике, Соней Портненко, я спросила у нее: «Скажи мне, пожалуйста, где у вас находится лавра?» Она, как-то испугавшись, говорит: «А ты разве верующая?» Я говорю: «Да, я верующая!» – «Тогда пойдем вместе в это воскресенье в церковь Илии Пророка (старейшая Ильинская церковь в Сергиевом Посаде, никогда не закрывалась. – Н.Б.)». В это время там служил отец Тихон Пелих.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/05/pomni_...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святая Гора — священный мост между землей и Небом и между православными народами Святая Гора — священный мост между землей и Небом и между православными народами     Доклад К.И. Стрезы, профессора Университета г. Сибиу (Румыния) на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (выездное заседание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22 сентября 2016 года). Святая Гора — это уникальное и завораживающее место. Еще задолго до того, как вы ступите на ее склоны, вы ощущаете ее неповторимость и притягательную силу. Смотрите ли вы на Гору издали, рассматриваете ли фотографии в интернете или в одном из недавно опубликованных альбомов, слушаете ли историю о чуде или встречаете монашествующего, это место — стоит лишь подумать о нем — порождает удивительные чувства в любой душе, жаждущей Бога. Однако чем объяснить такую неповторимость? Несравненной красотой природы? Необычной организацией жизни тех, кто живет здесь? Удивительной историей с бесчисленными легендами, уходящими корнями в далекое прошлое? Богатством реликвий и обилием мощей? Помимо богатой тысячелетней истории и уникального ландшафта, благодаря которому полуостров называют «садом Матери Божией», Гора Афон — это хранительница великой тайны будущего мира, на ней всё и всяк принимает участие в божественной жизни и радости в ожидании Конца времен. Гора Афон — воистину то место, где человек может ощутить милость и правду Божию, охватывающую каждое живое существо, вне зависимости от религии, национальности, культурных обычаев или особенностей характера. Там Бог проявляет Свою свободу и раскрывает свободу человека. Афон выражает универсальность Его любви и упраздняет закостенелость человеческих форм и восприятия. На Афоне со всей отчетливостью ощущается различие и индивидуальность языков Пятидесятницы Обычно тот, кто ступает на афонскую землю, сразу чувствует, что время здесь течет совсем иначе. И это ощущение становится только сильнее после даже небольшого знакомства с жизнью монахов. Становится понятно, что здесь существует другой взгляд на время, который задает тон всей жизни на Афоне. Настоящее не омрачено тревогой за будущее, как это обычно бывает в нашей повседневной жизни. Настоящее здесь преображается и становится сосудом вечности. Разрушение и упадок, которые несет время, здесь не воспринимают как непреодолимое несчастье, а скорее связывают их с духовной борьбой за реализацию божественного замысла времени

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2471

Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года) 24 января, 2014 Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года) Я благодарю за приглашение на эту конференцию; темы, которые на ней рассматриваются, очень важны. Я хотел бы выразить удовлетворение в том, что Святая Русская Церковь особо занимается сейчас своей избранной частью, каковой является монашество. Я хотел бы извиниться также, что не буду зачитывать доклад, − к сожалению, у меня не было возможности заранее письменно его подготовить. Но я постараюсь говорить медленно и просто, чтобы было легче переводить. Тема, которая была мне предложена, − это монашеская традиция и современные монастыри. Вначале мы должны уточнить: что мы подразумеваем, когда говорим «монашеская традиция», и какие бывают различные монашеские традиции в разных Поместных Православных Церквах. Можно сказать, что каждая Поместная Православная Церковь и Святая Гора Афон имеют свои местные традиции, которые касаются как пастырской, так и особо монашеской сферы. Однако значение и смысл монашеской традиции для всех являются одинаковыми. Само слово «предание» [παραδοσις] в греческом языке означает нечто, что мы «принимаем и передаём следующим»; это слово происходит от глагола «парадигуме», т. е. «беру от одного и передаю другому». Апостол Павел в Первом Послании к коринфянам в 11-й главе, стихе 23-м, обращаясь к христианам, говорит: я принял от Господа то, что передаю и вам. Таким образом, предание, т. е. передавание монашеских традиций из поколения в поколение, является передачей искусства обожения человека. Известно, что преподобные отцы различают три формы, три ступени духовной жизни: очищение, просвещение и обожение. И цель каждого человека, в особенности же монаха, состоит в том, чтобы пройти все эти три ступени и стать достойным того, чтобы Христос снизошел к нему и вселился в него. Иными словами, достичь состояния обожения, стать единым по образу и подобию с Богом, чтобы вся жизнь была похожа на жизнь Христа.

http://pravmir.ru/monasheskaya-tradiciya...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

131–132. Отчество Царской власти Сегодня открыл “Московские Церковные Ведомости” и сразу прочитал слова в записках архиепископа Леонида: “Русские смотрят на государство патриархально: государство – семья, Царь – Отец”. Я прибыл в родную Лавру, когда она была полна светлых воспоминаний от посещения Царскою Семьей. Иноки с умилением рассказывали разные подробности этого посещения. Более десяти лет прошло с того дня, как Государь посещал обитель Преподобного Сергия; много скорбей пережила бедная Русь за это время а с нею скорбела и святая Лавра. Ведь, если Москва есть сердце России, то обитель Сергиева есть один из жизненных нервов этого сердца. А Москва сама за это время была опозорена тою проклятою революцией, которая пыталась убить нашу мать – Русь православную. Тяжело было переживать эти смутные годы моей родной обители!.. И горячо молились иноки о мире всего мира, о Царе своем, о родной земле, молились и у гроба чудотворца, и во всех храмах, и по кельям своим. “Как будто наступило затишье, – говорят они – дай-то, Господи! Пошли мир людем Твоим!”. Не стану повторять то, что в свое время описано в газетах. Отмечу лишь то, что усколь­зает обыкновенно от зорких глаз газетных описателей. Говорят, были предприняты некоторые меры, чтобы массы народные не переполняли улиц Посада. Но народ проник в Посад такими путями, о коих полиция не думала: чрез посадские лощины или овраги, и все улицы по пути Государя оказались переполненными. Вся площадь пред Лаврой пестрела от головных уборов крестьянок, у вокзала всюду, где только было возможно, теснился народ. Когда Цесаревич показался из вагона и направился прямо в Царскую коляску, то буря народного восторга не поддавалась никакому опи­санию. Государь в эту минуту находился в царском павильоне: Он взглянул в открытое окно павильона, и радостным чувством озарилось Его лицо. Восторженными громовыми перекатами гремело “ура” по всему пути до Лавры, а лаврская колокольня приветствовала Царя чудными звуками четырехтысячепудового царя-колокола и его сорока медных детей. С крестным ходом Лавра встретила Помазанника Божия у святых ворот. Митрополит при­ветствовал Его сердечным словом. И вот Государь в древнем соборе Живоначальной Тро­ицы, у нетленных мощей великого печальника Русской земли, Преподобного Сергия. Он, самодержавный обладатель шестой части света, яко един от простых богомольцев, смиренно склоняет венчанную главу Свою пред гробом смиренного отшельника лесов Радонежских, молитвенно поручает ему своего сына – Наследника и всю свою Царственную семью. Тор­жественно идет молебен Преподобному, и горячо молится Царь, молится Царица, молятся их Дети у гроба чудотворца. Говорят, трогательно было видеть, как Государь-Цесаревич бла­гоговейно принял икону из рук митрополита и поцеловал ее, истово оградив себя крестным знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Во успении мира не оставила еси, Богородице». Эту великую истину всегда ощущали на себе православные русские люди, неустанно призывавшие Богоматерь в своих молитвах. И действительно – едва ли какой-нибудь другой народ так часто, так живо и ярко испытывал в истории своей всесильный покров над собой и дивное заступничество Божией Матери. Безчисленное множество чудотворных икон Ее, явленных во всех концах Земли Русской, и неисчислимое количество чудес, от них источавшихся, а, в особенности, поразительные случаи неожиданной помощи всему русскому народу в целом, в самые критические моменты его исторического бытия, убедительно свидетельствуют об этом. Потому-то и чтил так православный русский народ «Заступницу усердную рода христианского», и Отечество свое с благодарною любовью именовал «Домом Пресвятыя Богородицы», строя в честь Ее многочисленные храмы по всему лицу Земли Русской. А особенно почитал русский человек как раз нынешний великий праздник Успения, верно ощущая своим сердцем, что именно благодаря событию, воспоминаемому сегодня, Пречистая Матерь Божия стала так близка и дорога нам, сделавшись «неусыпающею» молитвенницею за нас и «в предстательствах непреложным упованием», как поет Церковь . Недаром в самом сердце державной Руси – в первопрестольном граде Москве, по завету великого печальника Русской Земли св. митрополита Петра, еще издревле был воздвигнут величественный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы – эта «святая святых» народа русского, – где венчались на царство цари русские и возводились на престол первосвятители Церкви Русской. Не случайно и первоначальное духовное средоточие Русской Земли – очаг духовного просвещения всей Руси Киевской, каковым безспорно является Киево-Печерская Успенская Лавра, посвящен тому же великому празднику. Нельзя не отметить, что и самый крайний оплот русского Православия – мощная цитадель его в борьбе против наседавшего на него латинства – Почаевская Успенская Лавра, где подвизался великий борец за Православие преподобный Иов, Игумен и Чудотворец Почаевский, была также посвящена празднику Успения.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Документы Речь митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра на открытии IV Всезарубежного собора 10.05.2006 15:13 Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, братие и отцы, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! В эти торжественные пасхальные дни не может быть иного обращения как радостное восклицание «Христос Воскресе» и мне весьма радостно слышать не менее исполненный торжества ответ «Воистину Воскресе». Да, Он воистину воскрес и мы ныне пожинаем плоды Его победы над злом. Сияние этого мироспасительного торжества да озаряет наш Церковный Собор, которого мы так долго ожидали, не зная, что он нам принесет в эти дни светлой радости. Радостно видеть здесь, у раки великого святителя Иоанна, представителей всей Русской Зарубежной Церкви. Я надеюсь, что в нашем общении и во взаимной любви мы в духе премудрости найдем путь, чтобы строить Церковь на правом пути. К сожалению, враг, всегда восстающий против Христовой Церкви, воздвиг целую бурю человеческих страстей вокруг алтарей Божиих. Одни «по зависти и любопрению» (Филип. 1, 15) «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но ни разумея ни того, что говорят, ни того, что утверждают» (I Тим. 1, 6-7), другие ревнуют доброй ревностью повидимому, но не по разуму и со своей стороны подливают масло в огонь. Мы стали «поношением соседям нашим, поруганием для окружающих нас» (Пс. 78, 4). Не дай Бог, чтобы взаимные пререкания, укоризны и свары превратили наше русское церковное зарубежье в царство, разделившееся на ся. Для устранения того, что порождало разделение и вражду, которые возникли в нашей среде, мы должны открыть себя действию благодати Божией. Прежде всего мы не должны гордиться, но не должны и впадать в уныние, смиряя себя и полагаясь на волю Божию. Да позволено мне будет вспомнить это разделение только для того, чтобы предостеречь всех вас на будущее время. Когда Святая Церковь враждою разделяется, близкие и родные друг другу превращаются как бы во врагов, которые ищут не общего блага и утешения, а вражды и злобы, как будто мы родились врагами друг для друга, а не для единства во Христе, в Его Церкви, которую Он «стяжал честною Своею Кровию».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010