Почитание св. мученика в Русской церкви известно уже с XII в. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 г. В день памяти Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами, при Гангаузе в 1714 г. и в 1720 г. при Гренгаме. Великомученик Пантелеимон почитается в Русской церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя – Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при крещении – Пантелеимон, т.е. «всемилостивый», раскрывается из почитания святого как целителя. Мч. Параскева, нареченная Пятницею Память ее празднуется 28 октября/10 ноября Параскева Пятница одна из любимейших русским народом святых. С древности считалась покровительницей полей и скота, поэтому в этот день в храмах освящали приносимые крестьянами плоды, которые потом как святыню хранили весь год. А еще святая Параскева почиталась как врачевательница самых тяжелых телесных и душевных недугов. Ее житие на Руси знали и с малых лет читали детям. Родилась святая в богатой и благочестивой семье. Родители ее особенно почитали день страданий Господних – пятницу и поэтому дочь свою нарекли Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Когда девушка выросла, она решила себя посвятить Богу, дав обет безбрачия и выбрав путь приведения ко Христу язычников. За исповедание православной веры язычники предали святую великим мучениям: привязав к дереву, терзали тело святой мученицы железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей бросили в темницу. Господь не оставил своей рабы, чудесно исцелив ее за ночь. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить святую Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Преподобная Пелагия Память ее празднуется 8/21 октября Это было в середине V века. На собор в городе Антиохии собрались епископы; обсудив важные церковные вопросы, они пожелали услышать поучения блаженного Нонна, святителя Илиопольского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Икос 12 Поюще светлуя память твою, воспоминаем дивное обращение твое к Господу Богу, ублажаем честныя подвиги твоя, воспеваем святое успение твое, прославляем и переселение твое в небесныя обители, дивная невеста Христова Пелагия, сия припевая тебе: Радуйся, благую часть Христову избравшая. Радуйся, иго Христово с любовью понесшая. Радуйся, в час скорбей и напастей нам помогающая. Радуйся, носящих имя твое святое всегда окрыляющая. Радуйся, в Христовой радости пребывающая. Радуйся, Пелагие, голубице Христова предивная. Кодак 13 О святая и преподобная мати наша Пелагие! Приими сие малое наше молитвенно-хвалебное приношение, в честь и память святых подвигов твоих, от нашея любви тебе приносимые. Да молитвами твоими души наша убелим, белилом покаяния, вводящее в жизнь вечную, Богу поюще: Аллилуиа. Молитва преподобной матери нашей Пелагии О святая и богомудрая матерь наша преподобная Пелагия! Ты во едином часе возлюбившая Господа Иисуса, все земное оставила еси невозвратно, устремилася еси к великим и спасительным подвигам, иже и совершила еси Евангельски во много крат! Сего ради, мы, в сей день, в день твоей светлой памяти, ублажающи тя, просим: пролей твою всесильную молитву о нас грешных пред престолом Сеяться Троицы, о милости Божией к нам, еже зде пребывающим в плачевной юдоли земной: О еже достигнути и нам твоими молитвами жизни в селениих праведных, идеже ты пребывавши, со всеми святыми, во веки веков. Аминь. Родина пр. Пелагии – Антиохия. Кончина преподобной около 457 г. Епископ Нонн, св. был Епископом Илиопольским 451–458. Диакон Иаков, спутник еп. Нонна в Антиохию к Патриарху по церковным делам; в то время был съезд Епископов семи провинций Антиохийской Церкви. Память преп. 8 октября. Икона освящ. для Арх. Ц. 29/XI-42 со влож. частицы св. мощей преп. Пелагеи. Акафист святителю Павлу исповеднику, Архиепископу Константинопольскому память 6 ноября Кондак 1 Возбранный исповедниче Божий и угодниче Христов, миру всему возгласивый правыя веры исповедение. Восхваляем тя, святителю отче Павле: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бедственных обстояний защищай зовущих:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Он сказал даже как будто весьма суровые слова, которые тоже смущают многих: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Не может быть близким ко Христу, не может быть Его другом, Его учеником. Видите, какое огромное требование предъявляет Господь и Бог наш Иисус Христос: Он требует, чтобы мы любовь к Нему, служение Ему предпочитали всякой другой любви нашей, всякой другой привязанности нашей, чтобы Его любили гораздо больше, чем самых близких нам людей, ибо Дух Святой ревнитель, Он не желает разделения нашей любви к Богу с близкими нашими, Он требует всецелой любви к Себе. Что же значат суровые слова о ненависти к близким нашим? Конечно, не в подлинном смысле о ненависти говорит Христос! Ненависти Он никого никогда не учил. Это значит только поставить свою любовь к самому для нас драгоценному гораздо ниже любви к Богу. Можно любить, можно и должно любить близких своих, но не любить их больше Бога. И было огромное множество людей, которые по-следовали глубокому этому требованию Христову. Они подлинно оставляли домы свои, оставляли семью свою и уходили в дикие африканские пустыни или в северные русские леса. Таковы были все преподобные. А были и другие: были великие люди, которые во время гонений на христиан не останавливались пред тем, чтобы жизнь свою отдать за Христа, — и отдавали ее в страшных ужасных мучениях, которых вы и не представляете. Были матери — бесплодные жены, которые, умоляя Бога о разрешении неплодства их, давали обет посвятить младенца Богу. Такова была Нонна святая, мать великого святителя Григория Богослова, такова была святая Марфа, мать Симеона Дивногорца. Еще и в Ветхом Завете известна нам жена, которая умоляла Бога избавить ее от бесплодия, это была Анна, великая Анна, мать пророка Самуила. Видите, как полностью эти подвижники благочестия исполняли закон Христов, тот закон, зародышем которого было ветхозаветное посвящение первенцев Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Был он добрым по натуре человеком и до того как познал истину, поэтому Бог не мог оставить такую добрую душу без просвещения. После Крещения Григорий настолько просиял в добродетелях, что был рукоположен во епископа своего родного города Назианза. А достойная удивления Нонна настолько была предана Богу и имела такое благоговение, что, как говорит ее сын Григорий Богослов , никогда не поворачивалась спиной к восточной части церкви, то есть туда, где находилась Святая Трапеза, никогда не плевала на пол храма, никогда не разговаривала в церкви во время службы и в любое другое время, а только на улице, и то, если была крайняя необходимость. Да и что еще сказать?.. Достаточно уже и того, что примером своих добродетелей и молитвами к Богу денно и нощно она смогла привести своего мужа из нечестия в благочестие. Вот от такой святой матери родилась и была воспитана святая Горгония, с детства имевшая столь благочестивого учителя. Естественно, она стала подобна матери в добродетели. Другой Нонной в благочестии. Хотя ее и выдали замуж, но даже в этом законном и честном браке она превзошла всех женщин своего времени в целомудрии (если не сказать и всех древних, которых так восхваляют за целомудрие), ибо совместила с браком добродетель девства и показала всем что девство, само по себе, не соединяет человека с Богом также и брак, сам по себе, не связывает человека с миром тем самым разлучая его с Богом. Поэтому, с одной стороны брака лучше совершенно избегать, а девство, с другой стороны, восхвалять. Но именно ум добре управляет браком и девством: он либо соединяет человека с Богом, либо привязывает его к миру и разлучает с Богом, но присноблаженная не разлучилась с Богом ни тем, что вышла замуж, ни тем, что главой ее был муж. Она не много служила миру и естеству по закону плоти, который установил Бог, всю же себя посвятила Богу. Прекраснейшим и честнейшим ее подвигом было то, что и мужа своего она привела в добрый нрав. И был он ей не господин, но добрый советник в богоугодных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf 15. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Вселенские святители (Мф. 5:14–19) «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Всего лишь два дня назад, братия и сестры, святая Церковь чтила и прославляла святителя Иоанна Златоуста , а пять дней назад чтила и прославляла святителя Григория Богослова и не так давно и святителя Василия Великого (14/1). И вот вслед за празднованием их порознь святая Церковь установила и соборное их празднование. Чем это вызвано? Братия и сестры! У нас, грешных, одни оценки людей, а у Бога – другие. Мы всегда склонны или преувеличивать, или наоборот преуменьшать достоинства и недостатки людей. И эта разница в оценках особенно часто бывает, когда мы сравниваем не одного, а несколько людей, плохо зная каждого из них и питая пристрастие к кому-либо из них. Тут, признавая достоинство одного, мы невольно оставляем в тени достоинства другого и тем принижаем его, ставим ниже этого другого. Многие из вас, братия и сестры, вероятно, интересуются «житием» вселенских учителей. О жизни святителя Иоанна Златоуста , хотя и немного, но было сказано, о житии святителя Василия Великого в день его памяти, совпадающей с праздником Обрезания Господня. Остаётся коснуться жития святителя Григория Богослова . Кратко рассмотрим это житие в связи с житием святителя Василия Великого . Оба они родились в первой четверти 4 века и оба от благочестивых родителей. На воспитание святителя Василия оказала благотворное влияние благочестивая бабка Макрина, на воспитание святителя Григория такая же благочестивая мать Нонна. Оба вместе начали, учиться в городе Кесарии, а закончили образование в знаменитых Афинах. Учились прилежно, весьма успешно и жили дружно. Вспоминая совместное учение в Афинах, святитель Григорий говорил: «Нам известны были только две дороги: одна – в школу, а другая – в храм». Науки изучали для того, чтобы «служить ими Богу». Дружба юношей сохранилась и по окончании образования в Афинах. Оба решили пренебречь ожидавшей их светской славой и посвятить себя на служение Богу и Церкви. Чтобы подготовить себя к этому служению, они отправились изучать подвижническую жизнь в монастырях сирийских и египетских, а затем и сами в пустыне стали предаваться аскетическим, подвигам, обрекая себя на лишения и невзгоды пустынного жития. Когда святитель Григорий возвратился в отчий дом, святитель Василий остался пустынножителем, основав свой монастырь и написав для монахов правила иноческой жизни, впоследствии принятые всеми монастырями Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

-А давно ли появился этот обычай у христиан - осенять себя крестом? -Крестное знамение сопровождает христиан с глубокой древности. Иоанн Богослов, как мы знаем из жития, написанного его учеником Прохором, крестным знамением исцелил лежащего у дороги больного; благочестивый Ир по наставлению апостола Филиппа так же вылечил недужного Аристарха. Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, будучи тяжелобольной, во сне увидела, как ее сын перекрестил хлеб, которым она исцелилась. Святая мученица Фекла, ученица апостола Павла, когда был разожжен для нее костер, крестным знамением осенила дрова, и огонь не принес ей вреда. Мученики Колизея крестом останавливали голодных зверей. Крест действует на всю тварь, он есть «хранитель всея Вселенныя и красота Церкви» - так поет Церковь на Воздвижение Креста. -Противники христианства спрашивают: если крест - это всего лишь одно из возможных орудий казни, почему он стал сакральным предметом? «А если бы Христос был усечен мечом, как Иоанн Креститель, вы бы носили на шее меч?» - приходится такое слышать. -У Бога ничего не происходит «просто так». Распятие на кресте было одной из самых жестоких казней древнего мира. Это был своего рода шедевр человеческой жестокости. Именно там, где жестокость торжествовала, любовь страданиями вывела человека из плена греха. Она именно в самую сердцевину жестокости вошла, в сердцевину нелюбви. Именно таким образом Агнец Божий взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 4), и Крест это символизирует. Крестное знамение - свидетельство того, что Христос с нами везде и всегда, во всех наших страданиях. -Не потому ли мы крестимся - подчас даже безотчетно - когда нам тяжело, больно, страшно... -Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5-8). Как он - ничтожество, которое не может жить и не живет,- мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему - через грех. Вот почему он называется князем мира сего - мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В общем, Каппадокия… Место, где родились отцы наши святые Василий Великий , брат его Григорий Нисский , друг его лучший, Григорий Богослов , и двоюродный брат Григория Амфилохий Иконийский . Родились они около 330 года; Григорий Богослов немножко старше – родился может, в 329-м. Василий Великий родился от отца Василия и матери Емилии (что значит «мелодичная»). В семье было десять детей, один умер в раннем возрасте. Старшей была святая Макрина. Очень интересная эта семья. Святая Макрина была подвижница и лучше святого Василия знала Священное Писание . Она никак не хотела жить отдельно от матери. Мать даже говорила: «Всех детей я отогнала, но Макрину не смогла». А Макрина затем привлекла в монашество и мать свою. У Григория Богослова отец был тоже Григорий, и был он из ищущей Истинного Бога группы, можно сказать даже секты, ипсистариев, которые были язычниками, многобожниками, но все же как-то нашли Вышнего Бога. И Нонна, мать святого Григория Богослова , выйдя за него замуж, хотя он был старше ее, подготовила его ко крещению, которое состоялось в 325 году, когда отцы Никейского Собора возвращались домой, – было много епископов на его крещении. И Григорий Старший скоро сам был рукоположен во епископа и долго управлял своею паствою в Назианзе – городе на западе Каппадокии. Василий родом был из Неокесарии в Понтии, где протекает река Ирис. Там большие дожди. Сейчас турки называют этот город Кайзара, еще видны сохранившиеся храмы, потому что греки жили там до 1923 года. И сейчас известно место Василиада, где был монастырь, устроенный святым Василием, где он собрал много монахов. Будущие святые отцы учились сначала в Неокесарии (тогда это был очень крупный город), а затем – в Кесарии Палестинской. Потом Григорий пошел в Александрию, а Василий отправился в Афины, но Григорий раньше пошел в Александрию и, окончив обучение там, также отправился в Афины, где встретился с Василием. До нас дошла такая история. Студенты из восточных провинций – Малой Азии, Каппадокии – имели свои как бы кружки, и был у них обычай особенным чином принимать новых студентов (такое бывает и сейчас). Но Григорий знал, что Василий слишком серьезный, он рано остался без отца и был старшим (пусть и не по годам, но как мужчина) в семье. И его уже тогда называли великим, то есть самым старшим. У него было четыре брата и пять сестер. И вот когда приехал Василий, то Григорий сказал студентам: не прибегайте к своему чину, а то он рассердится и уйдет, он не любит такие шутки, он всегда серьезный.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

При возвращении Марии Магдалины в Иерусалим от гроба, Иисус Христос в другой раз явился ей вместе с прочими женами мироносицами и сказал им: радуйтеся! – Оне с благоговением поклонились Ему и с радостию пришли в Иерусалим и возвестили о воскресшем Христе. С этого времени о жизни Марии Магдалины в Евангелии сведений нет; предание же свидетельствует, что она потрудилась для проповедывания о Христе; путешествовала в Рим (Рим. XIII, 6); лично сообщила императору Тиверию о незаконном суде над Иисусом, причем поднесла ему красное яйцо, как символ воскресения. – Скончалась Мария Магдалина в Ефесе. II. а) История святой церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святыхь жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче жизнию благотворно действовавших на мужей и детей, на своих и чужих, на ближних и дальних, на семьи и целыя общества. Святая равноапостольная «царица Елена» расположила своего сына Константина к принятию преследуемого прежде христианства; «св. Нина» распространяла веру христианскую в Грузии; у нас на Руси «св. Ольга» является зарею, предвещающею восход солнца – введение христианства при князе Владимире, предрасположенном к этому княгинею Ольгою. По свидетельству св. Григория Богослова , мать его – «святая Нонна» не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света: «я блуждал в такой слепоте, говорит он сам о себе, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее для того, чтобы за честность не прослыть у них безчестным человеком; с удовольствием ходил я по улицам Вавилона и услаждался нечистотами, как будто это был драгоценный бальзам». Но настойчивость любви нежной матери его – «Моники», кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячия молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светила и столпы православия – богомудрые отцы и учители церкви не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блудодействуя, скопила она огромные богатства. Проходя однажды мимо церкви святого мученика Иулиана, в которой проповедовал епископ Нонн, она зашла внутрь и услышала слово о Страшном Суде и наказании грешников. Это слово настолько потрясло ее и изменило, что она тотчас возгнушалась собой, устрашилась Бога, покаялась во всех своих скверных грехах и припала к святому Нонну с мольбой о крещении. «Смилуйся надо мной, грешной, отче святый, – просила она, – крести меня и научи покаянию; я – море беззакония, бездна погибели, сеть и орудие диавольское». Так сия кающаяся грешника со слезами умоляла Христова архиерея. И он крестил ее. Восприемницей при ее крещении была блаженная Романа, диаконисса той церкви, которая затем как ее духовная мать крепко утвердила Пелагию в христианской вере. Однако та не удовольствовалась одним крещением. Ощущая гнет своих многочисленных грехов и угрызения совести, она решилась на великий подвиг. Свои несметные богатства, собранные грехом, она оставила бедным людям и тайно ушла в Иерусалим, где под мужским именем как монах Пелагий затворилась в келью на Елеонской горе и начала проходить трудный подвиг поста, молитвы и бдения. Спустя три года ее посетил Иаков, диакон святого Нонна, застав [ее] еще живой. Но когда снова навестил он ее через несколько дней, то нашел ее тело мертвым и с честью его похоронил. Упокоилась святая Пелагия около 461 года [по другим источникам – в 457 году. – Пер.]. Так сия бывшая великая грешница покаянием и трудом умилостивила Бога – и были ей отпущены грехи и дарована святость. И ее очищенная и освященная душа удостоилась Божия Царствия. Пелагия грешница во мраке погрязала, Но покаялась – и веру правую познала. соблазнов не желает свою жертву отпускать, Всячески пытается ей поперек дороги стать; Но не внемлет Пелагия его сладким чарам, Приняла крещенье, получив прощенье даром. Пробудилась совесть в ней и сердце озарилось, В келии монашеской она затворилась. Сколько тягостных трудов на себя подъяла, Чтобы тело грешное паки светлым стало! Плоть гниет и тлеет – нет к ней сожаленья! Пусть душа очистится, обретет спасенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святитель Григорий Богослов говорит о своей матери святой Нонне, которая была великой христианкой, что она с таким успехом вела семейные дела, как будто вовсе не занималась духовным деланием, и была так благочестива, что казалось, будто хозяйство её совершенно не касалось. Это как раз то, что нам никогда не удаётся совместить. Святая Нонна достигла этого потому, что свои домашние дела она совершала как дело Христово. В жизни всё состоит из мелочей, но занимаясь ими, она не становилась мелочной, но основой своей жизни полагала молитву. Она была великой молитвенницей, и за это Господь удостоил её блаженной кончины – она умерла в храме во время молитвы. Поэтому сын её в одной из своих духовных поэм справедливо причислил её к ныне празднуемым жёнам-мироносицам, говоря, что она «ничем не уступала жёнам прежде бывшим, которые принимали у себя Христа или видели Его, воскресшего из гроба» 335 . Кроме святых жён-мироносиц, нам следует вспомнить сегодня ещё один образ женской души, девственной и устремлённой к Небесному Жениху – Христу, который Господь даёт в притчах о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Из них пять было мудрых и пять юродивых. Все они со светильниками в руках ожидали прихода Жениха, чтобы войти с Ним на брачный пир, но не все смогли войти, не все смогли принять участие в Его празднике. Разве мог быть праздник для юродивых дев в тот час, когда, купив елей и возвратившись к чертогу Жениха, они нашли двери чертога запертыми и услышали глас Жениха: Не вем вас! И, конечно, есть праздник для всех тех, кто хотя бы в последний, единадесятый час входит со Христом в открытые двери Его брачного чертога; для всех, кто подобно мудрым девам идут духовным путём и борются за духовную жизнь. Помните, что каждый из нас получил от Бога тело и душу, созданную по образу и подобию Божию, и первая наша задача состоит в том, чтобы неповреждённым сохранить этот образ. Святые отцы учат нас не искажать этого образа, ни на лицо, ни на одежду не накладывать образа чуждого и не совлекаться образа Божия. Не забывайте, что настанет день, когда придёт Господь и спросит каждого из нас: «Где Мой образ?» Нужно помнить, что сохранение в себе образа Божия начинается с хранения языка. Не злословьте! Помните, что каждое произносимое вами слово недаром произносится. Оно сеется, чтобы принести плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010