Два юноши, услышавши такое назиданье, Вострепетали сердцем и, подойдя к иконе, Узрели Господа на пренебесном троне; Сердца свои раскрыли пред священником честным, А души их наполнились вдруг светом неземным. Наставил их священник в заповедях Божьих, Умы их просветил, опутанные ложью. Они возненавидели языков беснование, Впитав Завета Нового благое упование. Два знатных гражданина римских приняли крещение; Печаль оставив, радость ощутили воскресения. 4. Св. Нонна . Мать святителя Григория Богослова . Как христианка обладала сильной и чудотворной молитвой. Так, усердной молитвой обратила она своего супруга из языческого безумия в веру христианскую. В дальнейшем ее супруг Григорий был епископом в городе Назианз. Своей молитвой святая Нонна спасла от бури и своего сына, [святого] Григория Богослова . Мирно преставилась как диаконисса в 374 году. Рассуждение «Кто может веровать, если не даст Бог ? Кто способен пойти на подвиг, если не поможет Господь? Кто силен принять венец (мученичества), если не дарует Христос?» – так начинает Валерий житие своего друга Понтия. Всё может Бог и всего хочет Бог, что для людей спасительно, если только люди Ему молятся. Молитвой святая Нонна обратила в христианство своего супруга Григория и своего сына, [будущего] святителя Григория Богослова . Молитвой [праведная] Моника вызволила блаженного Августина из беспутной жизни, [наставив его] на путь добродетели и веры. Молитвой св[ятитель] Василий привел ко Христу своего учителя Еввула. Молитвой царь Езекия продлил себе жизнь на 15 лет. Молитвой преподобный Симеон Столпник отвратил нашествие персов и скифов, уже подготовивших армию для вторжения в греческую землю. Одним словом, – легче пересчитать звезды на небе, нежели все чудеса, сотворенные молитвой в сем. Созерцание Да созерцаю чудесную силу Сампсона (Суд. гл. 14–15), а именно: 1) как почивал на нем Дух Господень, так что растерзал он своими руками льва и порвал веревки, которыми был связан, и перебил многих филистимлян; 2) как отступил от него Дух Господень, когда раскрыл он тайну своей силы женщине-язычнице, и [как] нашел он свою смерть. Проповедь о том, как Бог убеляет покаявшихся грешников

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

884 Святитель Григорий Двоеслов , папа Римский, поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы). Девочке явилась Пресвятая Богородица в сопровождении множества отроковиц столь же юного возраста. Богоматерь спросила Музу: «Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?» На это Муза отвечала согласием. Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев. С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной. При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией, отроковица тяжело заболела. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидала Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц, и стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица отвечала Ей: «Иду, Госпожа моя, иду!» С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и вселилась в обителях вечных с прочими девами (свт. Димитрий Ростовский ). 885 Тайный угодник Божий, блаженный Никита (называемый хартуларий – письмоводитель), происходил из благородной семьи и жил в Цареграде. Тайно служа Богу, он настолько угодил Ему, что и церковные двери сами отверзались, когда он в полночь приходил на молитву, и светильник, зажженный не человеческими руками, освещал его, и был он в состоянии показать диакону Созонту умершего священника, как живого, о чем существует такое сказание. 886 Святая Нонна родилась в конце III века в христианской семье. Она вышла замуж за Григория, градоначальника и богатого владельца земель в Каппадокийской области Малой Азии. Муж ее сначала был язычником. У Нонны родились дочь Горгония и сыновья Григорий (Богослов) и Кесарий. Она воспитала их в христианском духе и молилась, чтобы и муж обратился к истине. Господь услышал ее молитвы: муж крестился и всецело посвятил себя Церкви. Около 325 года он стал пресвитером, а затем епископом города Назианза в Каппадокии. Тогда и праведная Нонна была посвящена в диакониссы, после чего она усердно занялась благотворительностью. Под конец своей жизни святая Нонна много потрудилась для Церкви. Ее праведная кончина наступила в 374 г. О благочестии святой Нонны можно судить по тому, что пятеро человек из ее семьи (включая и ее) причислены Церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В орудие спасения для грешницы Пелагии Господь избрал праведного епископа Нонна. Он известен был высокими добродетелями еще в Тавеннисиотском монастыре, основанном преподобным Пахомием в Египте. В 448 году он был приглашен на Едесскую кафедру на место низложенного Ивы; когда же в 451 году Халкидонский Собор возвратил Иве Едесскую кафедру, то Нонн по повелению Антиохийского патриарха занял кафедру в Илиополе. Здесь деятельность его была чудная: им обращено было к святой вере до тридцати тысяч арабов. По смерти Ивы святой Нонн в 457 году опять занял Едесскую кафедру и пробыл на ней до своей кончины, последовавшей в 471 году. Мы приведем повествование очевидца, диакона святого Нонна – Иакова, об обращении грешницы святым Нонном и об участии в ее судьбе диакониссы Романы 164 . «Святейший епископ Антиохии собрал к себе по одному делу восемь епископов; среди них был святой Божий человек, мой епископ Нонн… Епископ Антиохии повелел собравшимся епископам быть во храме святого мученика Юлиана. Мы вошли; вошли и все прочие епископы; сели перед входом храма мученического. Когда сидели епископы, владыку моего Нонна просили сказать поучение. Святой епископ тотчас изустно стал говорить в наставление всех. Все дивились святому поучению его. И вот проходит директриса плясуний и пантомимисток Антиохии: сидя на осле, ехала она с великой пышностью, разнаряженная так, что на ней видны были только золото, жемчуг и дорогие каменья. Ноги ее покрыты были золотом и жемчугом, с ней был пышный кортеж молодых людей и девиц, одетых в дорогие одежды. На ее шее была цепь. Одни ехали впереди нее, другие сзади. Светская молодежь не могла наглядеться на красоту ее. Когда она проезжала мимо нас, воздух наполнился мускусом и другими ароматами. Когда епископы увидели ее, проезжавшую без покрывала и так бесстыдно, то вздыхали от души и отворачивались от лица ее как от греха. Блаженнейший же Нонн пристально и долго смотрел на нее, так что оглядывался на нее, когда и проехала она. Затем, обратясь к епископам, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матушка, да ведь у вас муж есть, вот его вам и надо слушать. И тут же послушницу перекашивает… Батюшка – он в полумраке храма, борода окладистая, у него подрясник, он духоносный, его прямо хочется слушать. А муж… этот в растянутой майке который? Который крышкой унитаза гремит? Который утреннее молитвенное правило в сокращенном виде читает?! Я одолжение ему делаю, что вообще это ничтожество терплю в своей квартире! Да что б я хоть в чем-то с ним согласилась?! Обойдется. Послушная жена, наставница своего мужа Все мы разные, ситуации у нас в жизни бескрайне разные. И все же – вот реальный рассказ верующей, «воцерковленной» женщины. Говорит: муж у меня дурной, бездуховный, очень тяжко мне с ним, думаю развестись, чтобы не мешал жить по-настоящему православной жизнью. Выясняется – муж не атеист, крещеный, но в храм не ходит. При этом детей не просто любит – и сам гуляет, и спать укладывает, и уроки с детьми делает, и сами дети его безумно любят; мало того, этот неверующий муж так нежно любит свою жену, что безропотно терпит все ее «религиозные прихоти», по воскресеньям на машине отвозит жену и детей в храм, сидит в машине всю службу и потом всех домой везет. Так вот, заповедь послушания жены мужу – про то, что негоже вот этой конкретной христианской жене превозноситься над своим бездуховным мужем своей высокой духовностью, негоже презирать его. Она призвана и такого мужа уважать – не как своего духовного наставника, но, собственно, как мужа. Святая Нонна была образцовой послушной женой, но это ничуть не помешало ей стать руководительницей своего супруга в духовной жизни Интересно при этом, что послушание жены мужу не только не означает безгласности жены, но внутри послушания запросто укладывается ситуация, где жена – самая настоящая наставница своего мужа. Не раз приводила в пример историю святой семьи, вырастившей трех святых детей, в том числе великого вселенского учителя и святителя Григория Богослова. Святитель Григорий сам описывает отношения между своими родителями, рассказывает, как его юная мать Нонна обратила к Богу его отца, Григория-старшего. В описанной ситуации девушка, «издревле и от предков боголюбивая и христолюбивая», оказалась замужем за неверующим человеком. Подробно эта история – здесь . Сейчас вот на что обратим внимание: то, что Нонна была образцовой послушной женой, ничуть не помешало ей стать руководительницей своего супруга в духовной жизни. Роль подчиненной и начальницы в этом случае органично вписалась в согласные отношения между супругами, которые их сын называл совершенными:

http://pravoslavie.ru/150639.html

Когда девочке исполнилось 12 лет, родители ее вновь переселились в Иерусалим, где раздали нищим все сбережения от продажи имущества. А вскоре, взяв благословение у Иерусалимского архиепископа, Завулон простился с женой, напутствовал дочь на путь служения Богу и ушел к отшельникам. Точное место молитвенного подвига святого Завулона известно только Богу. Сосанна же с дочерью остались в Иерусалиме. Святую Сосанну Патриарх благословил на служение немощным и нищим; она была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня. Воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Точное время кончины святых супругов Завулона и Сосанны неизвестно. Святитель Григорий Назианзен-старший и его супруга праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова О супружеской паре – святых Григории Назианзене -старшем и Нонне – известно в основном как о родителях великого святогосвятителя Григория Богослова . В формировании личности Григория-младшего они сыграли огромную роль. Для него они всегда оставались образцом истинно-христианской семьи, построенной на равенстве прав обоих супругов и на их духовной общности. Святитель так писал о матери с отцом: «Их супружество единочестно, единомысленно, единодушно: это скорее союз добродетели и близости к Богу, чем плотский союз. Как долготой жизни и сединами, так и мудростью и светлым (характером) соперничают они друг с другом и превосходят прочих. Мало связанные плотью, они духом переселились отсюда еще прежде разлучения (с телом). Один мир – не для них, другой – для них: первый – презираемый, второй – предпочитаемый... Хорошо и справедливо, что они принадлежат к обоим полам, так что один стал украшением для мужчин, а другая – женщин, и не только украшением, но и образцом в добродетели». Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Родители воспитали ее в христианском благочестии. Она состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский изначально был язычником, последователем секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна сильно переживала и много молилась, чтобы обратить супруга к истинной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Когда мощи святой основательницы были торжественно перенесены в ее обитель, она явилась в сонном видении, по словам Сергии, одной из сестер и сказала ей: «Ну вот, после стольких лет я пришла поселиться с вами и уже впредь вас не оставлю…». Затем игумения Сергия говорит о благодатных исцелениях от мощей святой Олимпиады, которые получали многие недужные, с верой приходившие в обитель ее. Отдельных случаев исцелений игумения Сергия не называет, говоря, что блаженны невидевшие, но уверовавшие (ср.: Ин. 20, 29 ), и прибавляет, что, если бы она «пожелала в малой мере перечислить все деяния святой», у нее «не хватило бы времени для повествования о них» 122 . Ни Церковь , ни история не захотели разлучить и после смерти святую Олимпиаду и ее духовного руководителя и отца. Они соединили ее память с памятью святого Иоанна Златоуста . И святая Олимпиада вслед за учителем своим была сопричислена к лику святых, и имя ее вписано в диптихи Святой Православной Вселенской Церкви как имя исповедницы, бескровной мученицы, подвижницы и великой праведницы, которая своей жизнью оставила нам пример христианского самоотвержения, доведенного ею до высших степеней возможного на земле совершенства. Глава 6. Святые и благочестивые жены-диакониссы от I до VIII века. Их жизнеописания и деятельность 123 I век. Святая Фива, Грапта – диакониссы. – II век. Святые Татиана, Дионисия – диакониссы. – III век. Святая Платонида-диако-нисса. – IV и V век. Святые и благочестивые диакониссы: святая Публия, святая Нонна, святая Макрина, Лампадия-девица, святая Феозевия, Ариста, Сальвина, Пентадия, Ампрукла (Прокла), Сабиниана (Савиниана), Палладия, Мартирия, Елисандия, святая Кандида, святая игумения Феодула, святые Мавра и Домника. – V век. Святые Ксения-Евсевия, Романа – диакониссы, – VIII век. Евфимия-диаконисса, – Несколько слов о диакониссах от V до VIII века, – Заключение Кроме святой Олимпиады, мы встречаемся на протяжении первых пяти веков еще со многими выдающимися личностями, известными в истории Церкви под именованием диаконисе. Здесь мы приведем краткие сведения о двадцати пяти известных нам женах-диакониссах 124 . Святые и праведные жены-диакониссы I века

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий отец и учитель Церкви святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Каппадокии, близ города Назианза. Отец будущего святителя, по имени тоже Григорий, происходил из христианской семьи, однако в зрелом возрасте вступил в секту «озаренных теистов», которые поклонялись Богу в образе света и огня. Учение этой секты представляло собой смешение иудейских и персидских верований. Жена Григория старшего – святая Нонна – была ревностной христианкой. Она убеждала мужа оставить его заблуждение и войти в лоно Святой Церкви. Под влиянием супруги отец будущего святителя покинул секту и в 325 году принял крещение. Сначала он стал пресвитером, а позже и епископом города Назианза. Святитель Григорий Богослов был первенцем у своих родителей. Он появился на свет после долгих лет их бездетной жизни. Святая Нонна приложила все свои силы к тому, чтобы дать Григорию истинно христианское воспитание. Отец же стремился дать ему сколь возможно лучшее богословское образование. Будущий святитель начал учебу в родном Назианзе, затем продолжил ее в школах Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и, наконец, завершил свое образование в Афинах. В древней столице греческой образованности Григорий прожил около 10 лет. За это время он основательно изучил античную литературу и философию, в совершенстве овладел ораторским искусством. Еще в Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с другим светильником Церкви – святым Василием Великим . Их дружба окрепла во время совместной учебы в Афинах и сохранилась на всю жизнь. Окончив учебу, святой Григорий около 357 года вернулся в родной Назианз, надеясь проводить здесь уединенную жизнь в созерцании. Однако его выдающиеся дарования не могли остаться незамеченными. Жители Назианза настойчиво предлагали ему стать пресвитером. Несмотря на то, что Григорий отказывался, в 359 году в один из больших праздников, вероятно, в Рождество Христово, отец против воли посвятил его в священный сан. Смущенный этим Григорий бежал из Назианза в Понт, в монастырь своего друга Василия. Только по настойчивому требованию отца он возвратился к месту своего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Но владыку Иоанна не все любили, не все уважали. Дамочки в шляпочках, например. Он ведь внешне был неопрятный, ходил босяком, совершенно не смотрел за собой – ему был безразличен его внешний вид. Но духовные люди понимали, как его молитвы сильны. И они его очень уважали и очень любили. Даже один священник-католик говорил о владыке Иоанне своим прихожанам: «Благодарите небо и святых за то, что у нас по улицам ходит один из них». «Лампадка зажглась!» На Святую Землю я попала как будто бы случайно. Но ведь не бывает ничего случайного. В 1974 году я хотела поехать в Россию, но мне отказали в визе. А наш батюшка, отец Димитрий Хвостов, как раз организовывал паломничество в Святую Землю, и его дочка предложила поехать и мне, чтобы помогать батюшке. Я согласилась. Я и не думала тогда, что потом еще раз приеду на Святую Землю и останусь здесь, что Святая Земля – это для меня. Для меня все здесь было так свято, так далеко, так высоко!.. И с первого дня я влюбилась в Святую Землю. Гефсиманский монастырь. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Мы приехали ночью, а утром пошли в Гефсиманию, к Марии Магдалине. Я тогда не обратила внимания, какой это был день… А это был канун Преображения, когда празднуется святая Нонна. Потом, когда при постриге в рясофор меня нарекли именем Нонна, я вспомнила про этот день: это было как своего рода откровение. В тот приезд в монастыре мы были на литургии и на всенощной, а потом поехали на Фавор. Фавор, Галилея – все это сразу вошло в душу, произвело такое впечатление! И нас везде тогда так радушно принимали. В те времена ведь мало паломников было. И когда мы, паломники, подходили к какому-нибудь православному месту, нас встречали звоном колоколов, провожали тоже с колоколами… Кувуклия. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Я вернулась на Святую Землю в следующем году, на Пасху. Матушка Варвара (Цветкова) тогда лежала в больнице… (Она уже старенькая была. Это был такой интересный человек! Она знала отца Иоанна Кронштадтского – она, маленькая, сиживала у него на коленках, когда он приходил к ним домой; она знала Елисавету Феодоровну; она знала царскую семью… Ее духовником был старец Аристоклий, которого сейчас прославили , и он ей предсказал – ей было 17 лет тогда, – что она будет игуменией на таком месте! Ее духовниками были и владыка Арсений (Жадановский), и владыка Серафим (Звездинский).

http://pravoslavie.ru/59063.html

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными " . Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией. В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. " Мать моя, - писал ее сын, - всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове.

http://patriarchia.ru/db/text/908114.htm...

Святая София старалась посеять и посеяла в сердцах своих юных дочерей семена истинной веры Христовой: они и доказали твердость и неизменность своей веры, претерпев ужасные муки за имя Христово... Напрасно бессердечные мучители склоняли их к измене христианской вере: они отдали жизнь за ту веру, которую благочестивая мать их, святая София, вселила в сердце их.    У святой Эмилии по смерти мужа осталось девять детей. Всех их она воспитала в глубокой вере и благочестии. Трое из них впоследствии стали епископами и великими учителями Церкви: Василий Великий Кесарийский, Григорий Нисский и Петр Севастийский.    Благочестивая христианка Нонна, мать святителя Григория Богослова, обратила в христианство своего супруга Григория, который был впоследствии епископом каппадокийского города Назианза. Праведная Нонна молила Господа дать ей сына и обещала посвятить его на служение Ему. Господь исполнил ее усердную молитву: у нее родился сын и назван был Григорием. Благочестивая мать старалась внушить сыну еще с отроческих лет веру в Бога, любовь к Нему и правила христианского благочестия. Будучи воспитан в вере и благочестии, Григорий стал епископом Константинограда, был великим учителем и прозван Богословом.    И благочестивая Анфуса, мать святителя Иоанна Златоустого, овдовев на двадцатом году своей жизни, не захотела вступить во второй брак, а занялась воспитанием своего сына и особенно старалась, чтобы он изучил Божественное Писание. И ничто потом не могло изгладить из души ее сына этого христиански благочестивого воспитания: ни дурные примеры товарищей, ни языческие учителя.    Пример Моники, матери блаженного Августина, особенно ясно показывает, что может сделать мать-христианка для своих детей. Блаженный Августин получил от своей матери первое наставление в вере и благочестии. Но, не успев укрепиться в истинах святой веры, живя в кругу развратных товарищей, он увлекся их примером, стал вести беспорядочную жизнь и даже впал в ересь; однако, благодаря попечениям и горячим молитвам матери, снова был направлен на истинный путь и возвращен к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010