95 См. Lactantius, Divinae institutiones,I.n; V.i; Hieronymus, De vir. ili., 58; Ep.70.5; 60.10; 49.13; Eucherius Lugdunensis, Ep. ad Valerianum, PL 50, 719A. 96 Отправной точкой этой датировки служит 170 г. – дата смерти КорнелияФронтона, речь которого против христиан упоминается в «Октавии» (см. выше). Последней датой (246–248 г.) служит время написания трактатов свт. Киприана Карфагенского Quod idola dii поп sint («О том, что идолы не суть боги») и Ad Donatum («К Донату»), в которых встречаются буквальные заимствованияиз Октавия (гл. 18–23). Кроме того, существует множество буквальных совпадений между «Октавием» и «Апологией» (Apologeticum) Тертуллиана , написанной в 197 г. (см. ниже, глава II). Существует множество исследований, посвященных непростому вопросу о том, был ли у Тертуллиана и Минуция Феликса некий общий источник, или один из них пользовался сочинением другого.Однако этот вопрос до сих пор еще не получил удовлетворительного разрешения (см. об этом: Amman Е. Minucius Félix//DTC X, 1796–1797; Архимандрит Киприан (Керн) . Указ. соч. C. 153–154). Кроме параллелей между «Октавием» и «Апологией», существует немало параллелей с другими трактатами Тертуллиана –Ad nationes («К язычникам»), De testimonio animae («О свидетельстведуши»), De corona militis («О венке воина», о всех этих сочинениях см. ниже, глава II). Вот основные из них: Apologeticum, 7 Octavius, 28 Apologeticum, 9 Octavius, 30–31 Apologeticum, 17 Octavius, 18 Apologeticum, 22–24 Octavius, 26–27 Apologeticum, 48 Octavius, 34–35 Ad nationes, II.2 Octavius, 13,19 De testimonio animae, 2 Octavius, 18 De corona militis, 10 Octavius, 38 97 «Arnobii disputationes adversus gentes libri octo». Ed. F Sabaeus. Roma, 1543.То же: Sigismundus Gelenius. Basel, 1546. 102 Впрочем, о Самом Христе как Боге речь идет в гл. 28: Nam quod religioni nostrae hominem nexium, et crucem ejus adscribitis, longe de vicinia veritatiserratis, qui putatis Deum credi, aut meruisse noxium, aut potuisse terrenum. 103 Это сходство христианства и отдельных положений языческой философии (sapientes vestros in aliquam modum nobiscum consonare, Octav., 34) Минуций Феликс объясняет по-разному. Во-первых, он пользуется излюбленной у греческих апологетов теорией заимствования, согласно которой философы заимствовали некоторую тень истины из божественных предсказаний пророков, правда, в искаженном виде (de divinis praedicationibus Prophetarum, umbram interpolatae ventatis imitati sint, 34; 35). Во-вторых, он не отвергает и возможность непосредственного Божественного откровения философам (a Deo traditum, 19). В-третьих, он говорит и об указаниях демонов (daemonum indicia), служивших источником языческих оракулов и культов (35).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

10 Лучшим представляется последний перевод: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. М., 1880. 11 MacariiAnecdota. Seven Unpublished Homilies of Ma-carius «Ed. by G. L. Marriot. Cambridge, 1918» 12 Ibid. Р. 7—13. Впрочем, вопрос об отношении этих произведений друг к другу, т. е. вопрос о хронологическом приоритете (Г. Марриот предполагает зависимость 54-й «Беседы» от «Лавсаика»), требует более детального исследования. 13 Русский перевод данного «Слова» см.: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы. С. 451—472. Ср. характеристику всех семи «Слов» у архимандрита Киприана: «Это очень поздние византийские вариации на темы из преп. Макария» (Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995. С. 153). 14 Русский перевод свт. Феофана: Добротолюбие. Т. 1. Сергиев Посад, 1992. С. 153—276. 15 См.: Jaeger W. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P. 233—301. 16 Именно с такого испорченного греческого текста и сделан был в свое время русский перевод трактата. См.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865. С. 263—287. 17 См.: Jaeger W. Op. cit. Р. 143—230. 18 См.: GribomontJ. Le De instituto christiano et le Mes-salianisme de Gregoire Nysse//Studia Patristica, v. V, 3, 1962. Р. 312—322; Staats R. Der Traktat Gregors von Nyssa De instituto christiano und der Grosse Brief Symeons//Studia Theologica, v. 17. 1963. S. 120128; Baker A. The Great Letter of Ps. - Macarius and Gregory von Nyssa//Studia Monastica, v. 6. 1964. P. 381—387; Idem. Pseudo-Macarius and Gregory of Nyssa//Vigiliae Christianae, v. 20. 1966. P. 227—234; Davids A. J. M. Der Grosse Brief des Makarios. Analyse einer griechischer Kontroversschift//Heuresis. Festschrift fur A. Rohracher. Salzburg, 1969. S. 78—90. 19 См. предисловие к изданию: Makarios/Symeon. Epistola Magna. Eine messalianische Monchregel und ihre Umschrift in Gregors von Nyssa «De instituto christiano». Gottingen, 1984. S. 26—28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

861 Et quia passionis ejus mentionem in sacrificiis omnibus facimus (passio estenim Domini sacrificium quod offerimus), nihil aliud quam quod ille fecit facere debemus. 863 sanguis Christi non aqua est utique, sed vinum. Nec potest videri sanguis ejus, quo redempti et vivificati sumus, esse in calice quando vinum desit calici, quo Christi sanguis ostenditur. 864 Nam, quia nos omnes portabat Christus, qui et peccata nostra portabat, videmus in aqua populum intelligi, in vino vero ostendi sanguinem Christi. Quando autem in calice vino aqua miscetur, Christo populus adunatur, et credentium plebs ei in quem credidit copulatur et conjungitur. Quae copulatio et conjunction aquae et vini sic miscetur in calice Domini ut commixtio illa non possit ab invicem separari. Unde et Ecclesiam, id est plebem in Ecclesia constitutam, fideliter et firmiter in eo quod credidit perseverantem, nulla res separare poterit a Christo... Sic vero calix Domini non est aqua sola aut vinum solum, nisi utrumque sibi misceatur, quomodo nec corpus Domini potest esse farina sola aut aqua sola, nisi utrumque adunatum fuerit et copulatum et panis unius compage solidatum. Quo et ipso sacramento populus noster ostenditur adunatus; ut, quemadmodum grana multa in unum collecta et commolita et commixta panem unum faciunt, sic in Christo, qui est panis caelestis, unum sciamus esse corpus, cui conjunctus sit noster numerus et adunatus. 866 Eucharistiam quotidie ad cibum salutis accipimus. Впрочем, причащение в то время могло быть и келейным (см. выше, глава II § 8.2.3). 868 Sacrificia pro eis semper, ut meministis, offerimus quoties martyrum passiones et dies anniversaria commemoratione celebramus. 869 На учение Киприана о конце мира повлияли представления стоиков (хотя у него нет излюбленного апологетами стоического учения об κπρωσις) и эпикурейцев (Лукреция). См. Daniélou. Op. cit. P. 207–212. 871 Следует отметить, что свт. Киприан видит прямую параллель между учением о семи днях творения и семи тысячах лет мировой истории (primi in dispositione divina septem dies annorum septem millia continentes. De exhort. martyr., 11, PL 4, 668A). Если он говорит, что кончается шестая тысяча лет, с которой закончится и мировая история, значит, седьмая тысяча должна приходиться на будущее Царство Христа. Впрочем, учение о семи тысячах лет не играет сколь-нибудь важной роли в его исторической концепции. См. Daniélou. Op. cit. P. 212; Schwarte K. H. Die Vorgeschichte der Augustinishen Weltalterlehre. Diss. Bonn, 1966. P. 159–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

781 Ecclesia, quae catholica et una est, scissa non sit neque divisa, sed sit utique connexa et cohaerentium sibi invicem sacerdotum glutino copulata. 784 ut Ecclesia super episcopos constituatur et omnis actus Ecclesiae per eosdem praepositos gubernetur. 786 Как видно из этого места, свт. Киприан относит слова из Мф.16:18–19 не лично к ап. Петру, но ко всему епископату, разные члены которого, соединенные друг с другом союзом любви и согласия (Ер. 54.1; 68.5), управляют вселенской Церковью. См. Quasten. Op. cit. Vol. II. P. 375. 787 Deus unus est et Christus unus, et una Ecclesia, et Cathedra una super petram Domini voce fundata. 788 et baptisma unum sit, et Spiritus sanctus unus, et una Ecclesia a Christo Domino super Petrum origine unitatis et ratione fundata. 789 Ввиду того, что эта «глава о примате» сохранилась в двух вариантах, мы приводим их полный текст: Текст из PL 4 (версия с добавлениями/первоначальная версия) Текст из CCSL 3 (первоначальная/окончательная версия) Quae si quis consideret et examinet, tractatu longo atque argumentis opus non est. Probatio est ad fidem facilis compendio veritatis. Loquitur Dominus ad Petrum: Ego tibi dico, inquit, quia tu es Petrus, et super hanc petram aedificabo Ecclesiam meam, et portae inferorum non vincent eam. Et tibi dabo claves regni caelorum: et quae ligaveris super terram, erunt ligata et in caelis; et quaecumque solveris super terram, erunt soluta et in caelis (Matth. XVI, 18:19). Et iterum eidem post resur rectionem suam dicit: Pasce oves meas(Joan. XXI, 15). Super illum unum aedificat Ecclesiam suam, et illi pascendas mandat oves suas. Et quamvis Apostolis omnibus post resurrectionem suam parem potestatem tribuat et dicat, Sicut misit me Pater, et ego mitto vos: accipite Spiritum sanctum; si cujus remiseritis peccata, remittentur illi, si cujus tenueritis, tenebuntur (Joan. XX, 21–23),tamen, ut unitatem manifestaret, unam cathedram constituit, unitatis ejusdem originem ab uno incipientem sua auctoritate disposuit. Hoc erant utique et caeteri Apostoli quod fuit Petrus, pari consortio praediti et honoris et potestatis, sed exordium ab unitate proficiscitur, et primatus Petro datur, ut una Christi Ecclesia et cathedra una monstretur. Et pastores sunt omnes, et grex unus ostenditur, qui ab Apostolis omnibus unanimi consensione pascatur, ut Ecclesia Christi una monstretur. Quam unam Ecclesiam etiam in Cantico canticorum Spiritus sanctus ex persona Domini designat et dicit: Una est Columba mea, perfecta mea, una est matri suae, electa genitrici suae (Cant. VI, 9). Hanc Ecclesiae unitiatem qui non tenet, tenere se fidem credit? Qui Ecclesiae renititur et resistit, qui cathedram Petri, super quem fundata est Ecclesia, deserit, in Ecclesia se esse confidit? quando et beatus apostolus Paulus hoc idem doceat et sacramentum unitatis ostendat dicens: Unum corpus et unus spiritus, una spes vocationis vestrae, unus Dominus, una fides, unum baptisma, unus Deus (Ephes. IV, 4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Феофана. Сам по себе этот капитальнейший труд святителя имеет высочайшее и непреходящее значение, но он является одним из позднейших плодов многовековой исихастской традиции. В нём, безусловно, сохранены многие драгоценнейшие жемчужины духовного опыта её, но и многие утеряны или обрели иной вид по сравнению с более ранними формами этой традиции (особенно, учитывая тот известный факт, что свт. Феофан не столько переводит, сколько свободно пересказывает греческое «Добротолюбие»). Поэтому возводить здание словаря всей исихастской антропологии на столь узком основании, значит заранее обрекать данное здание на хрупкость и ненадёжность конструкции. Если автор не знаком с греческими подлинниками творений древних отцов-подвижников, то он мог, по крайней мере, воспользоваться фундаментальным трудом С. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому умению», о котором он даже не упоминает. В целом же работу С. С. Хоружего можно оценить как попытку современной русской философии пойти навстречу православному богословию. Не сомневаясь в искренности и безупречности намерений автора, хотелось бы только сказать, что дистанция этого движения очень ограничена. Если путь прямо ведёт к цели, а не сбивается на бесчисленные окольные тропы, по которым можно бесконечно блуждать в бесплодном кружении помыслов, то очень скоро он упирается в свой предел. И предел сей – подвиг веры, переступив через который философия преображается в богословие и, подобно бабочке, сбросившей ненужную уже шелуху личины, воспаряет в светлую высь Богомыслия. Наконец, третья позиция – своего рода «полюс анти-Православия», сближающийся во многом с глухой и замкнуто-враждебной позицией некоторых католических богословов, – отразилась в статье В. В. Бибихина «Материалы к исихастским спорам». Если его послесловие, о котором говорилось выше, вызывает ряд недоумений, то они почти все рассеиваются после прочтения данной статьи. Правда, автор её в одном месте обозначает свою точку зрения таким казалось бы разумным образом: «Наша задача не суд и оценка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Заключение Итоги развития латинскогобогословия в доникейский период Подведем краткие итоги развития латинской христианской письменности и богословия в доникейский период. Мы проследили, как возникла и достигла своего расцвета латинская христианская письменность в Италии, Северной Африке иПаннонии. Начавшись с апологетики – Октавия Минуция Феликса , К язычникам и Апологии Тертуллиана , – очень скоро она достигла больших успехов в этой области. Юристы Минуций Феликс и Тертуллиан указали на нарушение норм судопроизводства в процессах над христианами и сформулировали основные ответы на ложные обвинения христиан в безнравственности, безбожии и непочтении к императору. Последующие апологеты – Арнобий и Лактанций , – в свою очередь, дали достойный христианский ответ на вызов со стороны языческого общества, культуры и философии, показав неизмеримое духовное превосходство христианства над язычеством. Лактанций в своей книге О смерти гонителей, впервые описал историю гонений на христиан, страшную смерть их гонителей и долгожданное признание римскими властями христианства в качестве законной религии. Наряду с апологетикой быстрыми темпами развивалась полемика. Более всех в данной области сделал Тертуллиан , написав специальные полемические трактаты против Маркиона, Валентиниан, Апеллеса, Праксея, Гермогена и еретиков в целом (Скорпиак и О прескрипции против еретиков). В последнем трактате он сформулировал основные принципы истинности Церковного учения – древность и апостольское преемство. Свт. Киприан Карфагенский продолжил дело Тертуллиана в другой области – полемике с церковными расколами Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме. Попутно он сформулировал основные принципы церковного единства.В ходе полемики с ересями и расколами постепенно развивалась и христианская догматика, включая как теологию, таки икономию. Тертуллиан , которого по справедливости следует назвать «отцом латинского догматического богословия», установил основные источники христианского вероучения, определил место веры и разума в богопознании, указал основные разновидности последнего – богопознание естественное и откровенное. Эту тему продолжил Лактанций , выяснивший отношения между христианской религией и мудростью, которые подобны двум рекам, проистекающим из одного Божественного источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Илария Пиктавийского и свт. Амвросия Медиоланского. И хотя сам З. не принимал непосредственного участия в главных богословских спорах своего времени - тринитарном и христологическом,- он неплохо разбирался в этих сложных догматических вопросах ( Simonetti. 1986. P. 129; Sgreva. 1989. P. 3). Его проповеди являются важным свидетельством того, что на Западе в эпоху патристики богословская проблематика была самым тесным образом связана с литургической жизнью и церковной гомилетикой, отражавшей не только духовные потребности христиан, но и насущные богословские вопросы своего времени (см.: Sgreva. 1989. P. 3). В последние 50-60 лет личность и богословско-лит. наследие З. стали объектом пристального внимания и изучения со стороны мн. западноевроп. и амер. ученых. Помимо упомянутого выше критического изд. проповедей З. ( L ö fstedt, ed. 1971) появилось немало работ, посвященных самым различным аспектам его творчества: особенностям языка и лит. техники ( L ö fstedt. 1969; Idem, ed. 1971. S. Palanca. 1970; 1972; Malunowicz. 1973), гомилетике ( D ö lger. 1940; L ö fstedt, Packard. 1975; Truzzi. 1980; 1985), катехетике и крещальной литургии ( Pesci. 1948; De Paoli. 1969; Jeanes. 1989; Idem, ed. 1995), экзегетике ( Duval. 1966; Boccardi. 1983; Sgreva. 1984), нравственному ( Vicentini. 1982) и богословскому учению ( Stepanich. 1948; Rosini. 1963; De Paoli. 1967; Padovese. 1979; 1981; Sgreva. 1989). В России до наст. времени изучение и переводы богословско-лит. наследия З. отсутствовали. Учение Богословское учение З., гомилетическое по своей форме и ориентированное на широкие слои христиан и катехуменов, развивалось, с одной стороны, в тесной связи с борьбой против ересей 2-й пол. IV в.: арианства (Serm. II 3. 10; см.: Sgreva. 1989. P. 408), докетизма и фотинианства (см.: Bigelmair. 1904. S. 46), с др. стороны, в полемике с язычеством и его предрассудками (см.: L ö fstedt, ed. 1971. S. Сам З. под влиянием североафрикан. богословской традиции (Тертуллиан, сщмч. Киприан Карфагенский) предпочитал богословским диспутам простую веру, или «простоту веры» (simplicitas), под к-рой он понимал опытное и личное отношение верующего с Богом (fides privata), совершенное доверие Ему (credulitas - Serm.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИПРИАН (Манько Косма; 1811- 1874), иером., подвижник Святогорский, Харьковский, прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИПРИАН (Янковский Лев Николаевич; 31.10.1897 - 26.05.1938), архим., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края) КИПРИАН прмч. Валаамский (пам. 20 февр.) - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН (Кирин, Киприн, Кирилл), мч. (пам. 10 мая) - см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_52.html

1800 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48. С. 219. 1801 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 129. 1802 Там же. Творения. T. IV. С. 625. 1803 Там же. Творения. T. III. С. 642. 1804 Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев, 1875. Кн. 11. Гл. 4—5. С. 114. 1805 Фаррар. Указ. соч. С. 134. 1806 Четьи-Минеи, 7 июня и 7 мая. 1807 Евсевий Памфил Кесарийский. Церковная история. Кн. V. Гл. 5, 6. 1808 Свт. Амвросий Медиоланский. Указ. соч. С. 94. 1809 Свт. Иоанн Златоуст. Похвальное слово свв. мученикам. 1810 Там же. 1811 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 37. С. 365—366. 1812 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 8. С. 40. 1813 Там же. С. 354—355, 225. 1814 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 734. 1815 Св. Иустин Философ. Сочинения. Отд. II. М., 1864. С. 17—18. 1816 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48. С. 217—219. 1817 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 26. С. 95—96. 1818 Фаррар. Первые дни христианства. С. 93. 1819 Фаррар. Первые дни христианства. С. 106. 1820 Там же. 1821 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 300, 302. 1822 Тертуллиан. Апология. Гл. 9; Минуций Феликс. Октавий. Гл. 30; свт. Климент Александрийский. Педагог. Кн. III, 8. 1823 Тертуллиан. Апология. Гл. 31, 35; Минуций Феликс. Октавий. Гл. 18. 1824 Фаррар. Указ. соч. С. 107—108. 1825 Совсем Церковь не запрещала государственной и военной службы. «Позволительно заниматься государством», — пишет свт. Климент Александрийский. Хотя и не одобрялось, например, в египетской церкви, когда кто добровольно нанимался в солдаты. Взгляд древних на начальственную и военную службу — см.: Тертуллиан. О идолах. Гл. 17, 18 и 19; Апология. Гл. 38. 1826 Фаррар. Указ. соч. С. 108—109. 1827 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 301. 1828 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. М., 1849. С. 129, 130. 1829 Тертуллиан. Послание к Скапуле. Гл. 4. 1830 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 231—232, 237—238. 1831 Евсевий. Церковная история. Кн. V. Гл. 2. 1832 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I. С. 72—73.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

КАССИАН († после 1573), Муезерский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых) КИПРИАН (XVII в.?), Христа ради юродивый, Карачевский, блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_29.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010