Ранние изображения К. и И. представлены на миниатюрах к Гомилиям свт. Григория Назианзина (к 24-му Слову). Так, в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. gr. 510. Fol. 332v, между 879 и 882 гг.) на листовой миниатюре, разделенной на 2 регистра, каждый из к-рых включает по 2 сцены, проиллюстрирован рассказ об обращении К. в веру юной христианкой И. В верхнем регистре справа язычник К. совершает колдовские действия, привораживая И.: К.- молодой темнобородый мужчина с короткими вьющимися волосами, облачен в голубую тогу, лишь наполовину скрывающую его обнаженный торс, представлен сидящим на престоле с подножием, рядом стоит наполненная купель, в к-рую К. погрузил мужскую и женскую скульптурные фигурки; как философа и мага его характеризируют окружающие предметы - большая сфера на столе слева, свиток в левой руке. В том же регистре слева показано моление И.: дева стоит перед киворием в 3/4-ном повороте с молитвенным жестом поднятых рук, смотрит вверх; облачена в охристый мафорий и платье розовых тонов, изображена с нимбом, вверху в медальоне оплечный образ Иисуса Христа. В верхнем регистре по сторонам по диагонали помещены изображения 2 кивориев как противопоставление христианства и язычества: слева, на переднем плане, показан киворий на золотых колонках с золотым же сводом, который осеняет престол, покрытый красной индитией. Киворий справа отодвинут на задний план, внутри этого сооружения, исполненного в голубых тонах, стоит золотой идол. В нижнем регистре на фоне архитектурных колонок, разделенных горкой, показаны события после уверования К. во Христа (К. везде с нимбом). Справа епископ крестит К. в водах источника (реки), а слева - мучение святого (варят в котле со смолой), к-рый молитвенно воздел руки (орант), рядом - ему отсекают голову, слева замыкает композицию фигура человека в длинном хитоне и плаще с тавлионом, взирающего на подвиг К., вероятно упомянутого в Житии мч. Феоктиста. В рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина из б-ки Амброзианы в Милане (Ambros.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Вообще, у многих христиан новациане пользовались большим уважением, потому что с догматической точки зрения (в триадологиии христологии) они являлись православными, и их главное отличие от вселенской Церкви состояло только в строгости нравов и церковной дисциплины. Ввиду этого многие императоры, издававшие указы о преследовании других еретиков и раскольников, делали для новациан исключение. Последние общины новациан просуществовали вплоть до конца VII века. II. Труд Новациан был одним из самых талантливых западных богослов своего времени. Он был первым римским богословом, писавшим на латыни, поэтому его можно назвать основателем римского латинского богословия 910 . Из христианских авторов на мысль Новациана большое влияние оказал Тертуллиан , а из языческих – стоики. Блаж. Иероним перечисляет девять сочинений Новациана: О Пасхе, О субботе, Об обрезании, О священстве, О молитве, Об иудейской пище, О ревности, Об Аттале, большое сочинение О Троице и многие другие, названий которых он не приводит 911 . Из перечисленных здесь сочинений два сохранились среди трудов Тертуллиана : О Троице и Об иудейской пище. В первой главе трактата Об иудейской пище Новациан сам указывает на два ранее написанных им сочинения, о которых упомянул Иероним: Об обрезании и О субботе. Кроме того, среди сочинений Киприана сохранились еще два трактата Новациана: О зрелищах и О благе целомудрия, которые не упомянул Иероним. Это может объясняться тем, что в 392 г., когда Иероним писал свое сочинение De viris illustribus, имели хождение «многие другие» (multaque alia) сочинения Новациана, которыми Иероним еще не располагал. Наконец, в другом месте Иероним упоминает о письмах Новациана (epistolae Novatiani) 912 , и свт. Киприан также часто говорит о его письмах 913 . Имеется также свидетельство Сократа Схоластика , что Новациан писал всем церквям по всему миру 914 . Однако сохранились только три послания Новациана, входящие в собрание писем Киприана Карфагенского . А. Трактаты 1 . De Trinitate («О Троице» 915 , CPL 71; PL 3, 886–952; CC SL 4, 11–78). Этот главный богословский трактат Новациана был написан, по-видимому, до 250 г. 916 Иероним называет его «как бы конспектом труда Тертуллиана » (quasi επιτομ operis Tertulliani, De vir. ill., 70), скорее всего имея в виду трактат Тертуллиана Adversus Ргахеап 917 . На самом деле трактат Новациана является вполне самостоятельным сочинением, в котором заметно влияние не только Тертуллиана , но и других апологетов – свт. Феофила Антиохийского , Иринея и Ипполита. Хотя в трактате не встречается сам термин Trinitas «Троица», он целиком посвящен тринитарному вопросу. Изучение исследуемого вопроса у Новациана гораздо более систематичное и исчерпывающее, чем все предыдущие попытки, хотя оно и не лишено недостатков. Трактат состоит из 31 главы и имеет структуру, точно отражающую древний римский символ веры (regula veritatis). В нем отчетливо выделяются четыре части:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И. п. использовалось для борьбы с идолопоклонством. Оно оказало значительное влияние на содержание Апологии Аристида из Афин (CPG, N 1062, 1065, 1066), адресованной имп. Адриану (117-138). И. п. цитируют автор Послания к Диогнету (Diogn.//PG. 2. Col. 1169), Тертуллиан ( Tertull. Adv. gnost. 8. Col. 137 - Посл Иер 3-5), свт. Киприан Карфагенский ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 5. Col. 522 - Посл Иер 6) и Лактанций ( Lact. Div. inst. 6. 2. Col. 638 - Посл Иер 18). Фирмик Матерн, сицилийский ритор IV в., приводит почти треть текста И. п. (стихи 5-10, 21-24, 28-31, 50-57 - Firmic. Matern. De Errore Profanarum Religionem 19//PL. 12. Col. 1044-1045). Кассиодор, лат. автор VI в., цитирует И. п. (стихи 7 и 67 - Cassiod. Exp. Ps. 134. Col. 966-967). Лит.: Филарет Московский, свт. Об апокрифических книгах//ЧОЛДП. 1877. 1. С. 270-271; Sch ü rer E. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 19094. Bd. 3; Ball C. J. Epistle of Jeremy//Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English/Ed. R. H. Charles. Oxf., 1913. Vol. 1. P. 596-611; Naumann W. Untersuchungen über den apokryphen Jeremiasbrief: Diss. Halle, 1913; Pfeiffer R. H. History of New Testament Times with an Introduction to the Apocrypha. N. Y., 1949; Metzger B. M. An Introduction to the Apocrypha//The Apocrypha of the Old Testament. N. Y., 1977. P. 95-99; Moore C. A. Daniel, Esther and Jeremiah: The additions. N. Y., 1977. P. 317-358; Послание Иеремии// Лопухин. Толковая Библия. 1987p. Т. 2. С. 168-174; Mendels D. Jeremiah, Epistle of//ABD. 1992. Vol. 3. P. 721-722; Harrington D. J. Invitation to the Apocrypha. Grand Rapids, 1999. P. 103-109; DeSilva D. A. Introducing the Apocrypha. Grand Rapids, 2002. P. 214-221; Юнгеров П. А. История канона ветхозаветных книг// о н же. Введение в Ветхий Завет. М., 2003. Вып. 1: Общее ист.-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги; он же. Пророческие и неканонические книги//Там же. Вып. 2: Частное ист.-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги. Диак. Глеб Курский

http://pravenc.ru/text/293618.html

Esser G. Die Seelenlehre Tertullians. Paderborn, 1893. Stier J. Die Gottes- und Logoslehre Tertullians. Göttingen, 1899. d " Ales A. La théologie de Tertullien. Paris, 1905. Schlossmann S. Tertullian im Lichte der Jurisprudenz//Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 27 (1906). S. 251–275; 407–430. Roberts R E. The Theology o f Tertullian. London, 1924. Lortz J. Tertullian als Apologet. Bd. 1–2. Münster, 1927–1928. Morgan J. The impotance o f Tertullian in the Development o f the Christian Dogma. London, 1928. Berton J. Tertullien le schismatique. Paris, 1928. Brandt Th. Tertullians Ethik. Gütersloh, 1929. Warfield В.В. Studies in Tertullian and Augustine. Oxford, 1930. Shortt de L.C. The Influence o f Philosophy on the Mind of Tertullian. London, 1933. Bardy G. Tertullien//DTC XV, 130–171. Cantalamessa R. La Christologia di Tertulliano. Friburgo. 1962. Grillmeier A. Christ in Christian tradition. London, 1965. Vol. 1. P. 140–157. Moingt J. Théologie trinitaire de Tertullien. T. I–IV. Paris, 1966–1969. Spanneut M. Tertullien et les premiers moralists Africans. Gembloux, 1969. Bames T.D. Tertullian, a historical and literary study. Oxford, 1971. Braun R. Deus Christianorum. Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien. Paris, 1977. Rankin D. Tertullian and the Church. Cambridge, 1995. Osborn E., Tertullian, first theologian o f the West. Cambridge, 1997. Jénmimo L. La antropologia de Tertulliano. Estudio de los tratados polémicos de losanos 207–212 d. C. Roma, 2001. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала егобогословия. Киев, 1880. Штернов Н.В. Тертуллиан , пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности. Курск, 1889. Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1892. Архимандрит Киприан (Керн) . Патрология, 1. Париж; М., 1996. Архиепископ Нафанаил (Львов) . Из истории Карфагенской церкви. Тертуллиан //Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001.С. 188–203. Свт. Киприан Карфагенский Русский перевод: Отцы и учители Церкви 3-го века. Антология. Т. 2. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Влияние Тертуллиана на последующих латинских богословов и церковных писателей очень велико. Свт. Киприан Карфагенский «не проводил ни дня без чтения Тертуллиана » и называл его своим учителем 225 .Блаж. Иероним называл его «человеком яркого и сильного дарования» 226 . «Кто ученее Тертуллиана , – говорил он, – кто его проницательнее? Его Апологетик и книги Против язычников обнимают собой всю мирскую науку» 227 . Преп. Викентий Леринский также восклицал: «Кто ученее этого человека, кто искушеннее в вещах Божественных и человеческих?.. Кто еще так славится своей речью? Она столь насыщена вескими доводами, что и тех, кого не смогла привлечь, просто принуждает к согласию. Сколько в ней слов, столько и мыслей; сколько суждений, столько и побед» 228 . Столь высокую оценку следует дать и богословской мысли Тертуллиана . Он затронул практически все сферы христианской догматики – триадологию, учение отворении, христианскую антропологию, амартологию, сотериологию, христологию, мариологию, экклезиологию, эсхатологию. Он был превосходным апологетом и полемистом, учителем христианской нравственности и проповедником. Он положил начало и латинской экзегетике, хотя его экзегетические трактаты и не дошли до нас. Все это стало бесценным вкладом Тертуллиана в зарождающуюся западную богословскую традицию. Непосредственное влияние Тертуллиан оказал на латинских церковных писателей III века – свт. Киприана Карфагенского , Новациана, Лактанция . Вместе с тем особенности его юридического мышления оставили неизгладимый след на последующем латинском богословии, так что Тертуллиана можно считать основоположником латинского догматического юридизма 229 . Однако уклонение Тертуллиана в монтанизм не позволило ему занять достойное место среди Отцов Церкви. III. Учение 1. Богопознание и его виды. Источники христианского вероучения 1. Общие положения Учение Тертуллиана о христианском знании вообще и о богопознании в частности отличается своим нравственно-практическим и объективным характером. Первый обусловлен тем, что научно-теоретическая деятельность человеческого разума в области христианского вероучения подчиняется вере и спасению как конечной цели всей человеческой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

798 См. Seagraves. Op. cit. P. 60–66; Herrmann E. Ecclesia in Re Publica. Frankfurt am M.–Bern–Cirencesmer, 1980. P. 42–52. 799 Под этим выражением свт. Киприан подразумевает, что Бог непосредственно избирает (eligit) и утверждает (facit, constituit, ordinat) каждого нового епископа в его должности: Dei judicium, qui episcopum fecit (Ep. 52.8–9; cp. Ep. 44.4; 65.1:3; 69.1–2:4:9). Это Божественное решение и избрание затем выражается через посредников – клир и народ, а также епископов соседних епархий. См. об этом Seagraves. Op. cit. P. 53–55, n. 56–60. 800 Термин suffragium populi у Киприана разные исследователи истолковывают по-разному. Одни полагают, что это было действительное избирательное право лаиков (J. Straub); другие видят в нем указание на формальное право провозглашения/назначения (acclamatio/nominatio, С. Andersen); третьи – на полное право назначения (М. Meslin). См. Seagraves. Op. cit. P. 62, n. 94–97. Как отмечает Herrmann (op. cit. P. 48), во времена Киприана suffragium populi «избрание народа» могло играть важную роль в соединении с suffragium cleri «избранием клира» (Ер. 67.2; 68). В целом термин suffragium «избрание», «избирательное право», «голосование» у Киприана означает участие церковной общины в избрании и назначении своего епископа; это участие проявляется, во-первых, в провозглашении общиной того или иного кандидата во епископы (acclamatio) и, во-вторых, в его поддержке и одобрении. См. Seagraves. Op. cit.P. 63–64. 801 Термин testimonium «свидетельство» у Киприана означает положительное свидетельство или поддержку, оказываемую кандидату в епископы, которая может исходить от епископов, клириков или непосредственно от Бога, но никогда – от церковного народа местной общины. Термин consensus «согласие» в связи с выборами епископа является дополнительным и означает признание новоизбранного кандидата в качестве епископа. За этот акт признания отвечает собрание соседних епископов. Такое согласие выражалось в возложении рук, что и означало посвящение нового епископа (ordinatio). См. Seagraves. Op. cit. Р. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

756 de illa sublimitate caelesti ad terrena descendens non aspernatur Dei Filius carnem hominis induere et cum peccator ipse non esset aliena peccata portare. Im mortalitate interim posita, fieri se et mortalem patitur, ut innocens pro nocentium salute perimatur. 757 Cp. De opere et eleem., 2: Delicta... illa Christi sanguine et sanctificatione purgantur. Свт. Киприан учит, что Христос как Первосвященник Бога Отца (summus sacerdos Dei Patris) первый принес Самого Себя в жертву Отцу (sacrificium Patri se ipsum primus obtulit), очевидно, для искупления наших грехов (Ер. 63.14). 759 Hanc gratiam Christus impertit, hoc munus misericordiae suae tribuit, subigendo mortem trophaeo crucis, redimendo credentem pretio sanguinis sui, reconciliando hominem Deo Patri, vivificando mortalem regeneratione caelesti. Hunc, si fieri potest, sequamur omnes, hujus sacramento et signo censeamur. Hic nobis viam vitae aperit, hic ad paradisum reduces facit, hic ad caelorum regna perducit. Cum ipso semper vivemus, facti per ipsum filii Dei; cum ipso semper exultabimus, ipsius cruore reparati. Erimus Christiani cum Christo simul gloriosi, de Deo Patre beati, de perpetua voluptate laetantes semper in conspectu Dei, et agentes Deo gratias semper. Ср. Ер. 56.6: Quam vero gravis causa sit hominis Christiani servum pati nolle, cum prior passus sit Dominus, et pro peccatis nostris nos pati nolle, cum peccatum suum proprium non habens passus sit ille pro nobis? Filius Dei passus est ut nos filios Dei faceret, et filius hominis pati non vult ut esse Dei Filius perseveret! 760 Multa et magna sunt, fratres charissimi beneficia divina quibus in salute nostram Dei Patris et Christi larga et copiosa clementia et operata sit et semper operetur, quod conservandis ac vivificandis nobis Pater Filium misit, ut reparare nos posset, quodque Filius missus esse et hominis filius fieri voluit ut nos Dei filios faceret. Humiliavit se, ut populum qui prius jacebat erigeret: vulneratus est, ut vulnera nostra curaret: servivit, ut ad libertatem servientes extraheret: mori sustinuit, ut immortalitatem mortalibus exhiberet. Cp. Ep. 56.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Насколько актуальным было такое внимание святителя к хронологическим аспектам агио-, био- и историографии показывают летописные тексты, рассказывающие о преставлении митрополита. В большинстве летописей о его кончине читается пространный рассказ (в двух завершающийся текстом Прощальной грамоты святителя. Наиболее ранний вариант первой редакции рассказа читается в Софийской первой летописи, и начинается он с фразы: «М(е) с(я)ца се м(тября) 16 д(е)нь преставися Прес(вя)щенны митрополи т Киевьскыи и всея Руси Киприянъ, а былъ в митрополит х в с(вя)тительств л т30 без полутретия м(е) Эта фраза повторяется и в других летописных памятниках. И только в Московско-Академической летописи (далее – МАк), где вместо подробного рассказа помещено оригинальное известие о преставлении митрополита, говорится, что «Прес(вя)щенныи митрополи т» преставился 15 сентября в «ча с нощи. Пасъ ц(е)рк(о)вь Б(о)жью л т Оно расположено под 6915, а не под 6914, как в большинстве летописей, годом. Тот же 6915 г. читается в Симеоновской летописи. М. Н. Карамзин писал, что в Троицкой летописи год читался и в самой Прощальной грамоте (в других летописях год опускался, но сохранялся индикт): «В конце Киприанова завещания по древнему Т списку означено сентября 12, индикта 15, лто Понятно, что в Троицкой летописи, в основе которой лежал летописный источник, близкий и Киприанову своду, заключительная фраза грамоты содержала указание на 6915 г. Но большинство летописцев, еще не перейдя на сентябрьский год, помещали известие о смерти пастыря под 6914 мартовский, а противоречащее ему указание на год (6915) в тексте самой грамоты опускали, оставив лишь данные о дне, месяце и индикте написания духовного завещания. Индикт же указывал на 6915 г. Есть и другое хронологическое отличие известия МАк. Хотя здесь, как и в других летописях, речь идет о 30 годах святительства митрополита, в этом сообщении нет добавления «без полутретиа месяца», которое появилось в летописных текстах по недоразумению. Сам свт. Киприан в Прощальной грамоте, как было показано выше, тоже говорит о 30 годах святительства, но там это звучит как: «тридесятое лто течеть къ приходящему мсяцю декамврию въ 2 день». Имеется в виду течение тридцатого года, который стремится ко 2 декабря, когда исполнится 31 год, что и подтверждается нашими знаниями о поставлении Киприана на митрополию в декабре 1375 г. До 2 декабря 1406 г. митрополит не дожил, стало быть, был в святительстве полных 30 лет, или 31 год «без полутретиа месяца». Своих собственных подсчетов составитель Пространной повести не производил, да и, возможно, не располагал необходимыми для этого данными, а слова Киприана понял неправильно.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

Бог сотворил мир в шесть дней (Test. adv. Jud., 1.20) из ничего (ex nihilo fecit); так возник и род человеческий (De exhort, martyr., 11; ср. 2 Макк.7:27–29). Тело человека было взято из земли, а дух – с Неба; так что человек одновременно есть земля и небо (De orat. Dom., 16) 739 . Он был создан по образу Божию (hominem ad imaginem Dei factum, De bon. pat., 19; De zel. et liv., 4), однако свт. Киприан не раскрывает содержание этого понятия 740 . Бог создал человека в отличие от остальных животных прямым (rectus), с возвышенным станом и лицом, направленным к небу и к своему Господу 741 ; поэтому само строение человека естественным образом направляет его к поиску и познанию Бога 742 . Но еще выше тела в человеке его дух (animus). Поэтому, чтобы человеку познать Бога, ему следует сначала познать самого себя, увидеть в себе высшее духовное начало и придать своему духу такое направление, которое соответствовало бы положению его лица и тела (Ad Demetr., 16) 743 . В первоначальном состоянии человек обладал не только образом Божиим, но и подобием Божиим (similitudo divina), которое проявлялось в различных добродетелях (in virtutibus, De bon. pat., 5) 744 . Однако человек утратил это подобие через грех (peccato perdiderat, ibid., 5), который он совершил по нетерпению, поскольку не смог удержаться от вкушения смертоносной пищи вопреки Божественной заповеди; так он подвергся смерти 745 и не сохранил полученную от Бога благодать (ibid., 19) 746 . Вследствие первого преступления заповеди (in illa prima transgressione praecepti) телесная крепость человека (firmitas corporis) исчезла вместе с бессмертием, а вместе со смертью возникла телесная немощь (infirmitas, De bon. pat., 17). Впрочем, человек впал в грех не первым: прежде него, в самом начале мира (inter initia mundi), отпал от Бога один из сотворенных духов – диавол (ср. ruina diaboli, Ad Demetr., 16). Украшенный ангельским величием, угодный и любезный Богу, диавол, увидев, что человек создан по образу Божию, возревновал и предался враждебной зависти 747 к человеку; так он погубил и себя, и человека; и сам потерял ангельское величие, и у человека отнял дар бессмертия (De zel. et liv., 4 748 ; De bon. pat., 19) 749 . В результате грехопадения Адама 750 в человеческое бытие вошел грех , так что никто теперь не может быть невинным (inculpatus, innocens nemo sit) и безгрешным (nemo esse sine peccato potest, De op. et eleem., 3; De orat. Dom., 6). Человек по самому своему плотскому происхождению от Адама с самого рождения воспринимает смертную скверну (Ер. 59.5) 751 · Между телом и духом человека возникла непрестанная борьба (inter carnem et spiritum colluctatio), так что мы не делаем того, чего хотим: в то время как дух ищет небесного и Божественного, тело устремляется желанием земного и мирского (De orat. Dom., 16). Дух человека встал пред необходимостью постоянно бороться с телесной немощью и слабостью (De bon. pat., 17) 752 . 4. Сотериология и христология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

898 Ibid., VI.43.2. Подробнее о расколе Новациана и Корнилия см. Болотов. Указ. соч. T. II. С. 380–383. 900 Socrates, Hist. Eccl., IV.28.44–46. Следует иметь в виду, что сам Сократ симпатизировал новацианам, и его свидетельство имеет сомнительную достоверность. 902 Pacianus, Ер. Ad Sympronianum, 2.7 (PL 13, 1062В). Впрочем, сам Пациан оспаривает это утверждение. 904 См. Frutaz A.P. Novatiano, Cimitero ditlo di//EC VIII, 1974–1976; DeSimone. Op. cit. P. 7, n. 34. 905 См. Daniélou J., Marrou H. The Christian Centuries: the First Six Hundred Years. I. N. Y., 1964. P. 198–199. Подробнее о расколе Ипполита и Каллиста см. Болотов. Указ. соч. T. II. С. 368–374. 911 Scripsit autem de Pascha, de Sabbato, de Circumcisione, de Sacerdote, de Oratione, de Cibis Judaicis, de Instantia, de Attalo multaque alia, et de Trinitate grande volumen, quasi πιτομν operis Tertulliani faciens, quod plerique nescientes, Cypriani existimant (De vir. ill., 70). 916 В трактате нет никаких признаков того, что он написан после разрыва Новациана с Церковью. В своем трактате De unitate Ecclesiae свт. Киприан Карфагенский показывает свое знакомство с этим трактатом Новациана. Таким образом, время написания этого трактата следует отнести до гонения Декия.См. Quasten. Op. cil. Vol. II. P. 219. 924 CPL 73; PL 4, 290–298; CSEL 3.2, 557–571; CCSL 4, 227–234. Соответствие нумерации PL и других изданий см. в Приложении 3. 927 Regula exigit veritatis ut primo omnium credamus in Deum Patrem et Dominum omnipotentem, id est, rerum omnium perfectissimum conditorem, qui caelum alta sublimitate suspenderit, terram dejecta mole solidaverit, maria solute liquore diffuderit, et haec omnia propriis et condignis instrumentis et ornata etplena digesserit. 929 Est enim simplex, et sine ulla corporea concretione, quidquid illud est totus, quod se solus scit esse; quandoquidem Spiritus sit dictus. Cp. ibid., 6: Quod enim immortale est, quidquid est, illud ipsum unum et simplex et semper est. Et ideo quia unum est, dissolvi non potest; quoniam quidquid est illud ipsum extra jus dissolutionis positum, legibus est mortis solutum. Нельзя не заметить, что, по сравнению со стоическим учением Тертуллиана , учение Новациана о бестелесности и духовности Бога представляет собой явный прогресс.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010