Где царствует Бог, там нет рабства диаволу, но все служение единому Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 364). Источник. Действование Божие в трудящихся о спасении начинается с первых минут обращения к Богу, и самое обращение оно же совершает. Но оно возрастает по мере того, как трудящийся, отклоняясь от себя, к Богу прилепляется и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию. Когда, наконец, он всего себя предаст Богу, Бог бывает в нем действующим и в указании должного, и в исполнении его. Это – верх христианского совершенства... (прп. Никодим Святогорец , 70, 232). Источник. ...Без воли Божией и тысячи людских помощников не помогут (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 111). Источник. От Бога ничего не утаено... Все Он видит. И молитву всякую слышит, а исполняет ее не по нашему желанию, а как нам спасительно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 116). Источник. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся, и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства... и полным сердцем начнут взывать: Господи, помоги! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 41). Источник. Сознание бессилия – настоящее преддверие к получению помощи Божией! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник. ...Бог не станет делать, пока не увидит болезненного труда собственно нашего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 250). Источник. Помощь Божия будет сопутствовать вам... Но она помощна борющимся, а не поддающемуся первому удару искушения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 97). Источник. Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно, до последнего издыхания, осторожен по отношению к искусителю, которым преследуется. Я молил Бога, чтобы Он показал мне воинство, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками; множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его как зеницу ока, и вот – голос с неба, говорящий: «Не допустите ему покоя, доколе праведный живет в сем мире». Увидев такое ополчение, отовсюду объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: «О Антоний! Все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол: монах нередко падает».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Феофан, Затв. Вышенский, 83, 29). ...Господь спасает всех прибегающих. Только тех не спасает, которые сами себя спасать хотят (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 47). ...В деле нашего спасения извольте различать две стороны: устроение спасения Господом Спасителем, или домостроительство спасения, и потом приложение сего ко спасению каждого, или соделывание спасения каждым (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 4). Источник. Бог не хочет смерти грешника, но и произволения не насилует и только все делает для склонения произволения на добро (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 60). Источник. ... Представление от уверования, а непредуставление от неуверования. Видит Бог наперед жизнь человека в целом... и решает: сему быть в числе верующих и спасенных, а сему не быть (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 60). Источник. Бог все употребляет, чтобы образумить человека: одно не смиряет его, другое делает для него, – другое безуспешно, третье употребляет... так до конца. Кто покоряется, тот спасается; и кто не слушается, начиная с первого вразумления до последнего, тот все более и более ожестевает и, наконец, делается никуда негожим и неисправимым... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 61). Источник. Признаки спасения Смирение же, послушание, любовь, терпение и долготерпение – вот что спасает человека (прп. Ефрем Сирин , 30, 228). ...Никто из имеющих рачительность не останется без возможности спастись... (прп. Макарий Египетский , 67, 343). Источник. ...Никто из нерадивых, беспечных и недеятельных никогда не может спастись... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 578). ...Ни целомудрие одно только без прочих добродетелей, ни попечение о бедных, ни благотворительность, ни иной какой-либо подвиг не может спасать, но требуется, чтобы все вместе стеклось в наши души; молитва же лежит под этим, как корень и основание (свт. Иоанн Златоуст , 45, 835). ...Спасение происходит из благодати, не думай, что оно совершается ненамеренно и безразлично. Но как – из благодати? Если кто делает что-либо, достойное благодати (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывал его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 526). Источник. Неувлекающийся какою-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 527). Источник. Мало изучить страсти с их многоплетеными отраслями в чтении книг отеческих, надо прочитать их в живой книге душевной и стяжать знание о них опытное (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 217). Источник. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 126). Ужасна буря страстей, ужаснее она всех наружных бедствий. Бедствие внутреннее опаснее внешнего... помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов, во время бури сердечной... Единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 186). С какою страстью прежде бороться?.. Борись с той, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 176). Источник. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Пока не умерщвлены вконец страсти, дурные мысли, чувства, движения и замышления не прекратятся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 30). Источник. Потрудитесь довести свою решимость до того, чтобы хоть бы резану на части быть предлежало, не поддаваться страсти... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 107). Источник. Против страсти похотной – пост и молитва, и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 186–187). Источник. Однажды испытав дурное от чего-либо впечатление, не надо произвольно позволять себе встречаться опять с предметами, произведшими его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 223). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Немощи Кто боится немощи тела, тот не достигнет естественного состояния (прп. авва Исаия , 59, 87). Если схватит тебя немощь, когда безмолвствуешь в келье, не малодушествуй, но возблагодари Бога... не лучше ли для тебя эта немощь, чем геенна, в которую имеешь пойти? – и она успокоится в тебе (прп. авва Исаия , 89, 295). Источник. В деле Господнем извиняемся немощью, а для... дел лукавых мы сильны (прп. Ефрем Сирин , 31, 238–239). Когда хочет, – бывает Он огнем, пожигающим всякую негодную и превзошедшую в нас душевную немощь (прп. Макарий Египетский , 67, 29). Так Творец устроил нашу жизнь, ослабляя (через это) стремление тех, которые преданы земному; блеск жизни Он соединил со слабостью, чтобы, когда увлечет тебя красота земных предметов, разрушить ожидаемое счастье (свт. Иоанн Златоуст , 55, 979). Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати... (прп. Нил Синайский , 73, 390). Источник. Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности (прп. Исаак Сирин , 58, 290). Источник. ...Немощь телесную побеждает любовь к Богу и надежда будущих благ (прп. авва Филимон, 91, 363). ...Оставлена человеку надежда помилования теперь, когда он обложен естественною некою немощью, какую восприяло человеческое естество по падении, и по причине коей грешит. Но это не может оправдывать его грехов, а должно лишь к тому побуждать, чтобы с чувством благодарения Богу за дарование места прощению скорее прибегать к Нему и испрашивать у Него прощения и силы, – прощения того, в чем согрешил, потому что, хотя он грешил по человеческой немощи, но ему надлежало противостоять греху до смерти... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 86–87). Немощи нрава Господь иной раз оставляет за нами для смирения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Не будь их , мы тотчас занесемся выше облак и ставим там престол свой. А в этом пагуба (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). ...Бога не забудьте благодарить, что смиряет душу вашу немощами (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 78). Источник. ...Сознание немощей и недостатков не дает парить и выситься душе в самомнении. Помоги вам Господи в сем: ибо самомнение же лишает помощи Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 121). Источник. Самое лучшее врачевство для наших немощей – не иметь праздного времени (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 55). Источник. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 215). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Быть с Господом есть цель нашего бытия... и когда мы с Господом, то не можем не ощущать благобытия, а это естественно держит внимание на себе, и чрез себя на Господе, от Коего исходит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 40). ...Он готов вселиться в вас и навсегда, если позаботитесь очистить внутри себя Ему обиталище (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 109). Бог близ – и в вас, но вы можете быть далеки от Него мыслию и чувствами: приближьтесь к Нему тем и другим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 40). ... сначала приучиться мыслями за келью не выходить, а в келье что?! – молитва, чтение, богомыслие, рукоделие... Потом... не пускай их за пределы тела. занимая себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся... в сердце и сиди там один с Господом, отгоняя всякие мысли, как мух и комаров (свт. Феофан, Затв. 84, 116). Главное – установиться в сердце пред лицем Бога, и стоять так неотступно. Когда это есть, тогда все прочее придет само собою (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 121). Источник. Кто в Боге живет, тот все имеет – и ни в чем не имеет недостатка, или не бывает беспокоим чувствами скудости и лишения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 43). Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал бы мне Свои Небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Я восхищен был в эти обители, только не знаю, с телом или без тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув из глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются души праведных» (112, 506). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Совет, наставление, руководство необходимы для того, кто вознамерился перейти от плотской жизни к жизни благочестивой, из порабощения греху к духовной свободе (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 459). Источник. Обращаться за советами то туда, то сюда не одобрительно. Всем советник, Богом определенный, духовник, которым обычно бывает приходской священник (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 3). Источник. ...Не стыдитесь говорить: не могу сказать, когда не ведаете ясно дела... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 126). Источник. Кто сам в воде и в опасности утонул, тому не следует протягивать руку другому утопающему, а то оба утонут... один другого утопит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 101). Источник. ...Что знаете, то сказывайте... в простоте, а чего не знаете, о том говорите: не знаю (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 184). Источник. Отказать... в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 192). Источник. Однажды некие братия пришли в монастырь аввы Антония, чтобы посоветоваться с ним о привидениях, которые являлись им, и спросить, с десной ли стороны эти видения или от диавола? Братия, отправляясь в путь, взяли с собой осла, который по дороге умер. Когда они пришли к старцу, и прежде, чем успели задать свой вопрос, он спросил их: «Отчего осел ваш умер по дороге?» Они отвечали: «Откуда знаешь это, отец?» Старец сказал: «Демоны поведали мне». «А мы и пришли, – сказали братия, – спросить тебя и посоветоваться с тобой о подобном. Нам являются привидения, которые иногда говорят, по-видимому, правду, но мы боимся быть обманутыми». Тогда старец сделал им увещание, чтобы они нисколько не внимали этим привидениям, потому что они – от диавола (106, 36). Источник. Жил в миру юноша, желавший стать монахом. Он упрашивал отца отпустить его в монастырь, но тот не соглашался. Тогда отца уговорили близкие друзья, и юноша, оставив родительский дом, вступил в монастырь. Постригшись в монашество, он начал исполнять различные послушания и ежедневно поститься.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, – и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются... и томление то умаляется (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 174–175). Источник. То и располагает к покаянию, что действием благодати открывается ясновидение себя, Бога и своей участи (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 255). Источник. И от наказания покаяние освобождает. В разрешении рукописание грехов раздирается. Человек объявляется невинным (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 256). Источник. Кающемуся двери рая отворяются и объятия Отца Небесного простерты к нему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 89–90). Источник. ...После искреннего раскаяния быстро начинает исправляться внутренний строй и добрый нрав (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 110). Источник. Истинность покаяния Сам себя переплавляешь ты, согрешивший, сам себя воскрешаешь из мертвых. Поэтому, если делаешь что вполовину, то сам себе наносишь обиду. Если немного и в малости недоделанное недостаточно и несовершенно, то кольми паче, сделанное вполовину?.. Если не всецело приносишь покаяние, то вполовину делаешься праведным (прп. Ефрем Сирин , 32, 170). Источник. Приносящие покаяние только напоказ, творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить наружное только покаяние. Они издеваются, и гораздо хуже оскорбителей людской чести, потому что отваживаются посмеваться Самому Богу. Таковым не только не отпускается, но прилагается еще грех. Это лицемер, а не служитель благочестия; издевается над благоговением и прилагает нечестие, носит на себе личину добрых нравов и скорее возбудит в зрителях смех (прп. Ефрем Сирин , 32, 175). Источник. ...Есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога. Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния (прп. Ефрем Сирин , 32, 206). Источник. Как, говорят, моющийся, потом опять марающийся в грязи не получает никакой пользы; так и каявшийся в течение трех дней и опять возвратившийся к прежнему не сделал никакого успеха (в добродетели) (свт. Иоанн Златоуст , 45, 55). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чистилище есть пункт веры католической. Это место, на котором неочистившиеся грешники здесь очищаются. Источник. Очищение совершается мучениями, соответственно грехам. В него поступают все, в которых есть какая-либо нечистота греховная. – В Православной Церкви нет такого учения, а есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий восполняют сие молитвами о них Церкви и милостынями за них, и, конечно, своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают, не в муках суть. Это похоже на чистилище, но не то же (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 130). Источник. Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 195). Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела еще лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит... и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: «Ах! мама, как мне хорошо! Бросай скорее землю и переходи ко мне!» Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 134). Источник. На деле же смерть – дверь в отечество для блаженной жизни (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 232). Источник. Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? – Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано – видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение... Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним Судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, – не разгораживаясь пополам умиранием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 25). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Купель слезная дана для очищения грехов, соделанных после омовения в купели крещения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 416). Источник. – это Маргариты духовные... но от показывания они тускнеют... и теряют свой блеск и цену свою (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 159). Слезы во время молитвы и в церкви, и дома благотворны... но показывать их не надо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 159). Источник. ...Лучше дома слезить, а в церкви прятать слезы, оставляя в сердце слезливое настроение... или дух сокрушен и сердце сокрушенное и смиренное. Сие всегда иметь старайтесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 159). Источник. скрывать надо. Ибо тщеславие около них увивается, как пес около сытого корма (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 219). Если после слез ваших бывает движение самодовольства, хоть маленькое, то слезы ваши не на добро (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 233). Источник. Братия спросили одного старца: «Как нам спасаться?» «Мы должны постоянно плакать, – отвечал старец. – Так, одному авве случилось некогда потерять сознание, и, по прошествии многого времени, опять прийти в себя». Братия спросили его: «Что ты видел там, авва?» Он сказал нам со слезами: «Я слышал там плач говорящих непрестанно: «Горе мне! горе мне!» Так и мы должны взывать непрестанно» (98, 42). Авва Арсений, сидя за рукоделием, всегда вешал платок на грудь, из-за слез, падавших из его очей. Авва Пимен, когда услышал, что авва Арсений почил, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там». Итак, необходимо плакать либо здесь – добровольно, либо там – от мучений (97, 26). Авва Диоскор, безмолвствуя в келье, оплакивал себя. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: «Отец! О чем ты плачешь?» Старец отвечал: «Плачу о грехах моих». Ученик возражал: «Ты не имеешь грехов». Старец отвечал: «Будь уверен, сын мой, если б я видел все мои грехи, то мой собственный плач оказался бы недостаточным, я нуждался бы во многих помощниках, чтобы оплакать их, как должно» (106, 106).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Радость не совне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас, христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 106). Хочешь радоваться? – понеси прежде крест. Радость – цель; крест – средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96). Источник. ...Без крестоношения нет истинных радостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96). Источник. Оттого и не стало у человека радости жизни, что стал жить не настоящий человек, а иной греховный человек, которому несвойственно радоваться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 97). ...Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно умертвить в себе сего греховного и пришлого человека (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 98). Источник. Лица иноков обители аввы Аполлония сияли дивным веселием и радостью – неким божественным восторгом, какого не встретишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался омраченным скорбью, авва Аполлоний тотчас спрашивал о причине печали. И часто, при нежелании брата открыть причину скорби, он сам открывал, что таилось у него в душе, как приходилось сознаваться в этом испытавшему на себе прозорливость аввы. Тогда он начинал увещевать его, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царствии Небесном. «Пусть предаются скорби язычники, – говорил он, – пусть плачут иудеи, пусть рыдают грешники – праведным прилична радость! Если уж те, кто любит все земное, радуются тленным ненадежным предметам – нам ли не гореть восторгом, если мы только подлинно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите (ср.: 1Сол. 5, 16–18 )» (99, 50). Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей кельи с радостным лицом, один брат в простоте сердца спросил его о причине радости. Как чадолюбивый отец, преподобный Григорий ответил так: «Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовию к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, никак не может укрыться, ведь и Господь обещал ей, говоря: Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6, 6 ), и опять: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5, 16 ); ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам мудрого: сердцу веселящуся, лице цветет ( Притч. 15, 13 )» (95, 324–325). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010