Брань духовная... Брань, ведущая к тому, чтоб всегда в мире глубоком пребывать – и с Богом, и с людьми, и в себе самих мирствовать (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 48–49). Источник. Все время будут житейские заботы. Что заботиться о душе надо, об этом и говорить нечего. Но вы ведь и заботитесь, как я думаю. Если душа недовольна тем, что делаете, прибавьте. И Бог милостив будет. Но что вы сказали: некогда, это неверно. Время всегда остается, только употребляется не так... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 51). Источник. Цель наша – жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 74). Источник. Брать руководство в Слове Божием и в писаниях отеческих (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 109). Источник. Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 127). Источник. Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, – не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренне, т. е. чтобы и мысли и чувства всегда были богоугодны. Что еще, кроме доброй жизни?! Пророк говорит: взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу ( Пс. 26, 8 ). Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностию всем благоугождать Ему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 137). Источник. И вперед законом себе поставь – никогда никому не изъявлять своего неудовольствия (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 185). Источник. Об имени, как тебя назвали родители, не заботься, а попекись, чтобы имя твое написано было в книге животной. Веру храни и добрые дела твори. Греха же бегай (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 201). Источник. Цель – Царствие Небесное, но чтобы достойну быть внития в Царствие, надо очиститься от страстей и от всего худого. Как без сего очищения дверь в Царствие не отворится, то оно должно быть для вас ближайшею целью. К нему и направляйте теперь все... Все сие в двух словах: уклонися от зла и сотвори благо ( Пс. 33, 15 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 204). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения, или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 98). Источник. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 77). Источник. Пред началом молитвословия всегда приуготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Молитва то тихенькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь недобрый услышит и собьет с дороги или загородит ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 40). ...Не извольте отнекиваться от молитвы грешностью и тем прикрывать свою леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 112). Источник. Желали бы вы научиться молитве... Молитесь чаще и усердней – и научитесь. Иного ничего и не требуется (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 168). Источник. Молитва – дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 162). Источник. Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Извольте более пещись о внутренней молитве, отвлекая внимание от внешнего... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 194). Источник. Большая у нас ошибка – считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84. 28). Источник. Отчего плохо идет молитва? Оттого, что не чувствуется нужда в Боге... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 81). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодренно, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжаешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непресташю будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя (прп. Никодим Святогорец , 70, 23–25). Источник. Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 191). Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 234). Источник. Слабость веры... и скудость упования помилования производятся врагом нашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник. ...Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 152). Источник. Предайте себя в руки Божии... И Он не оставит вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169). Источник. Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 172). Источник. Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 52). Источник. Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 68). А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 72). Источник. Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 120). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Игнатий Брянчанинов , 42, 138). Источник. ...Монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком характере оно возникнет (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 322). Источник. Жизнь инока есть не что иное, как деятельное и непрестанное покаяние... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 466). ...Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 366). Источник. Монастырь – общество борющихся с собою Царствия ради Небесного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 199). Источник. Можно... без монастыря вести жизнь монашескую и без монашеской одежды (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 86). Источник. В миру свои искушения, в монастыре – свои; и последние, верно, будут покруче (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 175). Источник. Один Бог да душа – вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 213). Схима – не подтверждение обетов крещения, а на них новых наложение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 107). Источник. Цель трудов монаха – стяжание подвижнических добродетелей, и внешних и внутренних, и телесных и духовных... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 110). Источник. Келья – могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо... и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 119). Источник. ...Монастыри-то закроют? Монашество не связано с монастырями, как душа с телом. Другим способом начнут монашить (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 88). Источник. Не стали чтить монастыри от того, что монахов не стали чтить; а монахов не стали чтить ради того, что мы, монахи, стали никуда негожи (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 88). Источник. ...Монашество есть жизнь, противоборственная страстям, страстеистребительная, сердцеочистительная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 108). Источник. ...Монашество есть прямой путь к чистоте сердечной (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа... обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник. Падшие духи с ожесточением противодействуют всем Евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 354). Источник. Козни врага обращаются в пользу тщаливому 10 подвижнику: видя непрестанно близ себя убийцу... беспомощный, бессильный, нищий духом инок непрестанно вопиет с плачем к Всесильному Богу о помощи и получает ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 355). ...Враг умеет все обставить красивою благовидностью... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 44). Враг не любит покойных сердец... он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. После хорошего дела – тщеславие, после дурного – нечаяние спасения... Это обычные приражения вражии. Против первого выставляйте на вид свои грехи и погрешности. Против второго – уверенность, что нет греха, побеждающего Божие милосердие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 175). Источник. Бывает, что и враг указывает нечто, кажущееся правым, а он хочет сбить с пути... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 203). Как быть старцу, которому по ночам стужают бесы? – ...Пусть отбросит всякий страх и встречает сие без смущения и робости. Пусть ограждается крестным знамением и молитвою... пусть плюет на них, бранит и в ад посылает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник. Навыкайте молитве Иисусовой: она одна может разгонять все полчища вражеские! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 31). Источник. К душе сильной не могут они подступить, и издали строят страшилища, и шумные воздвигают гласы... чтоб поколебать веру и затмить упование нечаянием... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 127). Как прах развевает их душа, верою и упованием вооруженная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 127).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Питается... тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 173). ...Пребывание души с Господом или посещение Господом души, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу, а бывает, что отходит наказывая, не за внешние дела, а за что-нибудь душою внутри принятое. Когда отходит Господь, пытая душу, то, когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит наказывая, то не скоро, пока не осознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 185). Источник. Душа, дура, все ко Господу спиной оборачивается, то вертится пред Ним бесчинно, внимания на Него не обращая. Ведь это очень невежливо. Возьмите же в руки сию сударыню невежду и приучите ее законам вежливости... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 41). Источник. Перемены в духе – наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращаться, Ему открывайте тяготы души своей, и молитесь, да избавит, аще волит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 140). Источник. ...Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 173). Источник. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел – духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 187). Источник. Мысль, что когда кто живо представится и стоит пред оком ума, то это значит, что он просит помолиться, есть истинная мысль... И так делать хорошо... Есть общение душ, и душа душе весть подает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 76). Источник. Бывает и здесь на земле проявление сочувствия душ, по коему душа душе, по поговорке, весть подает. Подобные сему взаимодействия можно допустить и у живых с умершими, или с отшедшими. В письмах о том, «Что есть духовная жизнь», указывается всемирная стихия – эфир. По ней действия душ одной на другую могут проходить, как электрический ток по телеграфной проволоке. Препарат телеграфный тут есть сердце... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 99). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келье, гласною внимательною молитвою, произнося слова ее неспешно с умилением (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 186). Источник. Когда явятся тебе помысл и мечтание греховные, нисколько не обращай внимания на них. Лишь увидишь их умом твоим, тем усиленнее затвори ум в слова молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 355). Источник. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 119). Источник. Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие или сласть, как только покажется, – подавлять надо всеми силами... Тут главный пункт внутренней брани... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 119–120). Источник. Борьба с помыслами конца не имеет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 181). Источник. ...Помыслы – не вменяются, когда не приемлются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 247). Источник. ...Когда мысли лезут сами, душа же их не хочет и противится им, тут нет греха, а борьба добрая (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 85–86). Источник. Иногда мысль пролетит сквозь голову – недобрая... Это вражья стрела. Пускает ее враг, когда внимание желает отвлечь от молитвы и занять чем-либо небожеским (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 116). Источник. Если, заметив страстный помысл, вы остановитесь на нем произвольно вниманием, вы виновны, зачем занялись тем, о ком знаете, что он враг Божий и вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 207). ...Если сразу прогоните страстный помысл, то всей борьбе положите конец (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 208). Откровение помыслов ...Для демонов нет большей радости, как когда человек скрывает свои помыслы, лукавые ли они, или благие (прп. авва Исаия , 59, 28). Не открывай своих помыслов перед всеми, дабы это не послужило ближнему претыканием (прп. авва Исаия , 59, 64). ...Открывай помыслы свои отцам твоим, чтобы благодать Божия покрыла тебя (прп. авва Исаия , 89, 331).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник. Теплота и сладость хороши в деле духовном, но не ими надо определять цену деланий духовных (свт. Феофан, Затв. Вышенский. 83, 176). Главное – страх Божий и дух сокрушен... Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определить цену деланий духовных (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 176). Источник. Храните намять Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха – внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего – трезвенная благоговейная жизнь. От сей – страстей подавление. От сего – чистота. От чистоты – с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 178–179). Источник. Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50, 19 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Память о Боге со страхом Божиим, любовь к Богу с упованием и преданность в волю Богу составляют внутреннюю религиозную жизнь... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 56). Источник. Спрашиваете: «Что надо делать, когда внутри раздвоение». – Во-первых, ведайте, что это не худое что, а обычный оборот духовной жизни. Когда дух наш по действию благодати пробуждается, тогда он устремляется к Богу, и все туда устремляет. Эгоистический же нрав и после сего все еще остается и выставляет нрава свои, влеча по старому обычаю к себе и чувство и волю. Оттого все испытывают как и Апостол: хотящу ми твворити доброе, вижу, что мне злое прилежит. – Вот и раздвоение. – Что тут сделать? Всегда принимать сторону духа, а требования эгоистического плотского человека отгонять, подавлять. В сем духовная брань. Она коротка... Как только заметите движение внутри противное духу... отвергайте сердцем, некоею неприязнию поразите сие движение, – и туг же к Господу обращайтесь молитвенно, и Он поможет. Искреннее отвержение; недоброго и искренняя молитва к Господу всегда побеждают; и раздвоение внутреннее пресекают... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 58–59). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 113). Источник. Болезнь всех смиряет... а иных против Бога роптать учит... Блюдитесь... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122). Источник. Потрудились над больными? Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: болен бех и посетисте Мене ( Мф. 25, 36 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник. Весело смотрите в глаза болезни... Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 113–114). Источник. ...Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, – и когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Есть болезни, на излечение Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 167). Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели» (117, 79). Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня» (107, 495). Источник. В горе Нитрийской был один чудный муж по имени Вениамин. Его добродетельная жизнь длилась восемьдесят лет. За восемь месяцев до своего успения он заболел водянкой. Тело его распухло так, что по страданиям он был другим Иовом в наши времена. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, послал епископа Палладия с блаженным Евагрием посмотреть на нового Иова, который при такой болезни сохраняет необыкновенное благодушие. Пришедши, они взглянули на его тело: оно так опухло, что кистями обеих рук нельзя было обхватить его мизинца. Не в силах будучи смотреть на такую страшную болезнь, братья отвратили от него глаза свои. Тогда блаженный Вениамин сказал нам: «Помолитесь, чада, чтобы мой внутренний человек был здоров». В те восемь месяцев он постоянно сидел на стуле огромного размера, потому что лечь не мог. И в таком неисцельном недуге он еще врачевал других от различных болезней (102, 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывал его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 526). Источник. Неувлекающийся какою-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 527). Источник. Мало изучить страсти с их многоплетеными отраслями в чтении книг отеческих, надо прочитать их в живой книге душевной и стяжать знание о них опытное (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 217). Источник. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 126). Ужасна буря страстей, ужаснее она всех наружных бедствий. Бедствие внутреннее опаснее внешнего... помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов, во время бури сердечной... Единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 186). С какою страстью прежде бороться?.. Борись с той, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 176). Источник. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Пока не умерщвлены вконец страсти, дурные мысли, чувства, движения и замышления не прекратятся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 30). Источник. Потрудитесь довести свою решимость до того, чтобы хоть бы резану на части быть предлежало, не поддаваться страсти... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 107). Источник. Против страсти похотной – пост и молитва, и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 186–187). Источник. Однажды испытав дурное от чего-либо впечатление, не надо произвольно позволять себе встречаться опять с предметами, произведшими его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 223). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010