искушениях диавола. Согласно Писанию и по своему опыту, он и во всяком грехе видит участие врага. И в акафисте святителю Николаю мы читаем: “Уже бесстыдно бесом летающим и корабли погрузити хотящим, запретив, отгнал еси их” (кондак 5). И больше этого говорить даже не хочется. Остался ещё один вопрос: для чего же оставлена власть бесам искушать и нас, христиан? Ответ на это – не новый. Прежде всего, у “князя мира” отнята теперь власть над теми, кто живёт под благодатным покровом Божиим. Затем, и самые искушения от бесов не бесполезны нам, ибо этим они побуждают нас быть и осторожнее и смиреннее. Далее – и даже особенно – их искушения толкают нас к вере во Христа Спасителя и на постоянную молитву к Богу и к благодати Святого Духа. И вообще – к победе во имя Христово над ними, что и являлось главной целью пришествия Христова: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир!” (Ин. 16, 33). Св. Феодор, епископ Едесский, даже дерзнул сказать: “Если бы не было бесов, то не было бы и святых”. Поэтому и апостол Павел говорит: “Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть (сравнение!), ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо Сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 7-10). И для грешников сатана может быть полезен. В Коринфе был такой грех: “некто вместо жены имел жену отца своего”. Апостол вместе с Коринфскою Церковью, даже в отсутствии своём, “силою Господа нашего Иисуса Христа”, определил предать его “сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа” ( 1 Кор. 5, 1-5). А когда христиане сделались строже к членам общины своей и когда тот “некто” раскаялся, смирился,

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими, ибо Ты сказал: “Навек будет основана милость”, – на небесах утвердится истина Твоя. “Завещал Я завет избранным Моим, поклялся Давиду, рабу Моему: До века утвержу семя твоё и устрою в род и род престол твой”. Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою – в собрании святых. Ибо кто в облаках сравняется с Господом, уподобится Господу среди сынов Божиих? Бог, прославляемый в сонме святых, велик и страшен для всех, кто вокруг Него. Господи, Боже сил, кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя вокруг Тебя. Ты властвуешь над мощью моря, и возмущение волн его Ты укрощаешь. Ты смирил, как раненого, гордого, сильной мышцею Твоей рассеял врагов Твоих. Твои – небеса, и Твоя – земля, вселенную и что наполняет её Ты основал. Север и море Ты сотворил, Фавор и Ермон о имени Твоём возрадуются. Твоя мышца – с силою; да укрепится рука Твоя и да возвысится десница Твоя! Правда и суд – основание престола Твоего, милость и истина пойдут пред лицом Твоим. Блажен народ, знающий победный клич; Господи, во свете лица Твоего они пойдут, и о имени Твоём будут радоваться весь день, и правдою Твоею возвысятся. Ибо Ты – похвала силы их, и во благоволении Твоём вознесется рог наш. Пс 88: 2–18 Таже диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву Господи Вседержителю Боже отец наших, в Троице Святей славимый и покланяемый, Егоже ни ум постигнути может, ни слово сказати возмогает, Егоже никтоже от человек нигдеже виде, точию якоже от святых писаний научихомся, сице веруем и сице Тебе, Бога Отца безначальнаго, и Сына Твоего Единосущнаго, и Духа Твоего Сопрестольнаго быти исповедуем. Иже в Ветсем Завете, в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Триех Ангел, на последок же дней по воплощении Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном вознесении на Елеоне, явивыйся, образ Пресвятыя Троицы нам показал еси; еще же и нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа чудодейственне Им на убрусе изображенный, и Едесскому князю Авгарю посланный, и тем того и ины многи болящия разными недуги исцеливый, нас же чтити сей научивый; такожде и образы и подобия святых Твоих угодников не отметаяй, но приемляй.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/chin-b...

Но вот открылась миру велия благочестия тайна, – Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): Единородный Сын Божий, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек ( Флп.2:6, 7 ). Сколько блаженства и радости было для людей, сподобившихся чувственными очами взирать на этот живой Божественный первообраз Христов и покланяться Ему! Сам Господь Иисус Христос ублажал за это апостолов Своих, когда говорил им: блаженны очи видящие то, что вы видите, ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели ( Лк.10:23–24 ). Не одно только видение чудных дел милосердия и человеколюбия, которые Христос Спаситель творил непрестанно пред глазами учеников своих, делало их столь блаженными (ибо и древле в народе иудейском находились великие чудотворцы, совершавшие силою Божиею дивные дела): нет, апостолы Христовы удостоились видеть самое лице Богочеловека, Который, по пророческому слову св. Псалмопевца, прекраснее сынов человеческих ( Пс.44:3 ), и в Котором, по выражению св. Апостола, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). После того как Сын Божий, совершив дело спасения земнородных, возшел на небо ко Отцу Своему, чтобы в дому Его уготовить обители для верующих и навеки неразлучно соединиться там с ними видимым образом, уже не многие избранники сподоблялись видеть Его в здешней жизни; таковы, напр., св. Апостол Павел, св. первомученик Стефан ( Деян.7:55, 56, 9:7 ) и некоторые другие мученики и пустынножители. Но любвеобильный Господь не оставил и нас без сладчайшего утешения, какое только возможно для нашего времени. Он самоописует Богомужный свой образ на убрусе, и первообразное убо вознес от горы Елеонския, на престоле спосаждает Отчи поклонятися от безтелесных ангел; подобию же первообразнаго нам дарова покланятися (Икос Нерукотвор. образу). Известно, каким образом мы прияли сей бесценный дар. Едесский князь Авгарь, страдавший проказою, уверовал в Господа Иисуса Христа и послал к нему в Иерусалим живописца своего Ананию с письмом, прося Христа Спасителя прийти в нему и исцелить его от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но ничто не могло оправдать того, чтобы дом Отца не­бесного, бывший домом молитвы для всех народов, обращен был в место – более всего похожее на те грязные и мрачные вертепы, где разбойники делят злоприобретенную добычу. Свою обычную проповедь Он начал не раньше, как по приведении храма в состояние приличия и тишины. Труд этот был теперь несомненно легче, потому что он уже раз совершался. Когда прекратилась безобразная торговая суетня, храм опять принял свой обычный вид. Страждущие приходили к Христу и Он исцелял их. Слушатели сотнями теснились к Нему, дивились Его учению, жадно ловили каждое слово из Его уст. Между другими слушателями обращали на себя внимание греки, которые, заинтересовавшись беседою и рассказами о необычайном проповеднике, хотели даже лично переговорить с Ним, о чем и докладывали чрез ап. Андрея. По преданию, это были посланные от Авгаря V, царя Едесскаго, который услышав о необычайных делах Христа и вместе грозящей Ему опасности от вождей иудейского народа, предлагал Ему убежище в своих владениях. Появление этих чужеземцев показало, что настал час прославления Сына человеческого в народах, и Он воскликнул: «Отче, прославь имя Твое!» И в ответ на это раздался голос с неба: «И прославил, и еще прославлю». Голос этот не для всех слышен был одинаково. Для многих он показался простым раскатом грома, но другие говорили, что это «ангел говорил Ему», и только немногие слышали его раздельно. Между тем слух о новом изгнании торжников из Хра­ма дошел до синедриона, и члены его, оправившись немного от смущения, явились в храм с целью потребовать от проповедника ответа на вопросы «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть!» Вопросами этими имелось в виду очевидно вызвать Его на какое-либо такое заявление, ко­торое, как бывало и прежде, дало бы им основание обвинить его в богохульстве и побить камнями. Но коварство это обру­шилось на их собственную голову. Провидя их злую мысль, Христос с божественною мудростью сказал им, что Он ответит им, если только они сами предварительно ответят на Его вопрос, именно: «Крещение Иоанна откуда было – с небес, или от человеков?» Вопрос этот сразу смутил совопросников, и водворилась мгновенная тишина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Об идеальном совершенстве Своего внешнего вида засвидетельствовал и Сам Христос. Он Сам сказал о Себе, что Он есть образ Бога Отца, отражение Его вечной славы и всех Божественных совершенств, которые в своей совокупности представляют неизреченную Божественную красоту. На просьбу Филиппа – «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», – Иисус кротко, с нежным укором, сказал ему: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» ( Ин. 14:8–10 ). И если Сам Христос сказал о Себе – «видевший Меня видел Отца», то этим ясно указал, что совершенства Бога Отца отражались чрез плоть Христа во всем Его внешнем виде в идеальной Его красоте. Слова Христа поясняет нам и ап. Павел. Об Иисусе он говорит так: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр. 1:3 ). И в другом месте он говорит тоже о Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( Флп. 2:6 ). Значит, Он был не фиктивным, но реальным отражением славы Бога Отца, Он был «Бог во плоти» ( 1Тим. 3:16 ), а потому Он представлял Собою и по телу идеальное совершенство. И эта-то идеальнейшая Божественная красота Его внешнего вида была так ужасно попрана людьми и превращена в страшное безображие, так что все от ужаса отвращали лицо своего от Него, когда Он, обнаженный, стоял на Голгофе пред лицом всего Еврейского народа и человеческого рода! Божественная красота лика Христа Спасителя неизобразима человеческим искусством и неописуема творческим пером художника-поэта. Есть предание, которое ясно и определенно говорит об этом. Едесский царь Авгарь V был болен страшною болезнию синей проказы, ломотою в костях и расслаблением всех членов. Он слышал о необыкновенной доброте Христа и Его дивных делах милосердия. Он узнал, что Христос никому не отказывает из несчастных в их просьбе, – всем помогает, всех исцеляет. Веря в такую доброту и чудодейственную силу Христа, он желал видеть этого Великого Чудотворца и получить от Него исцеление. Но так как ему самому нельзя было отправиться в Иудею и, с другой стороны, он не надеялся, чтобы Иисус пришел к нему, то он послал искусного живописца Ананию и приказал ему снять портрет с Иисуса, чтобы видеть ему, по крайней мере, изображение лица Спасителя и облегчать свои страдания, взирая на него. Анания, исполняя приказание царя, уловил удобный момент, чтобы снять на полотно подобие лица Иисуса. «Он встал на камень и, смортя пристально на лицо Спасителя, старался изобразить Его на полотне. Но задача оказалась невыполнимою. Лишь только Анания переносил на полотно подобие Спасителя и снова взглядывал на Него Самого, то лицо Спасителя изменялось, и Анания должен был начинать снова; но снова происходило то же изменение Божественного лица, так что Анания, долго трудившись, не мог изобразить Его лица» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Поэтому, если слово Божие учит нас, что вечная жизнь есть Богопознание, что вечное блаженство состоит в Богоподобии, то мы должны помнить, что это внутреннее переживание в себе жизни Божией необходимо предполагает и внешнее, личное общение с Богом, или лучше сказать, неизбежно идет бок-о-бок с этим последним. (Сотворшие благая), по словам св. Григория Богослова , наследуют неизреченный свет и созерцание святой и царственной Троицы, которая будет тогда озарять яснее и чище и всецло соединится со всецелым умом, в чем едином (т. е., только в этом всецелом соединении души с царственной Троицей) и поставляю особенно царствие небесное» 197 . „Будем стремиться, говорить св. Григорий Нисский , чтобы постигнуть. Что же постигаемое? Какая почесть? Какой венец? – Что ни представишь себе из уповаемого тобою, все это, кажется мне, не иное что есть, как Сам Господь. Ибо Сам Он и подвигоположник подвизающихся, и венец побеждающих. Он разделяет жребий; – Он же и жребий благий. Он благая часть; – Он же и дарует благую часть» 198 . Как в здешней жизни мы Богом „живем и движемся, и есмы», так и за гробом Он же будет нашим блаженством и нашей жизнью. „Цель нашей жизни, говорить Феодор, епископ Едесский, есть блаженство или, что все равно, царство небесное или царство Божие, которое состоит не только в том, что мы будем зреть царственную, так сказать, Троицу, но и в том, что будем получать Божественное влияние и как бы принимать обожение и в сем влиянии находить пополнение и совершение всех недостатков и несовершенств. В сем-то и состоит пища умных сил (ангелов небожителей), т.е. в восполнении недостатков посредством Божественного оного влияния 199 . „И я, Иоанн, читаем мы в Апокалипсисе (XXI, 2–4), увидел святой город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с небес, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом и Сам Бог с ними будет Богом их». Не будет там нужды ни в храме, ни в солнце, ни в луне, ни в светильнике, ни в чем, потому что все это заменит для праведников Сам Господь, Который Один будет содержанием их жизни (21:22 – 23; 22:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Св. апостол Фаддей был родом еврей и происходил из города Едеса. Придя в Иерусалим на поклонение, он услышал проповедь св. Иоанна Крестителя, был поражен его ангельскою жизнью и крестился от него. Потом, увидав Господа Иисуса Христа и чудеса Его и услышав Его учение, он последовал за Ним и причтен был Им к лику семидесяти меньших апостолов. После вознесения Господа на небо и сошествия Св. Духа, Фаддей был послан проповедовать Евангелие в Едес. Здесь он остановился у некоего Товии и начал силою Божиею исцелять всякую болезнь и всякое расслабление. Владетельный князь Едеса – Авгарь или Абгарь, услышав о св. апостоле Фаддее и о совершаемых им силою Иисуса Христа чудесах, понял, что он – тот самый, о котором писал ему Христос: «когда вознесусь, то пошлю к тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни». Призвав к себе Товию, князь сказал: «я слышал, что некий муж, пришедший из Иерусалима, живет в твоем доме и совершает много исцелений во имя Иисуса. Приведи его ко мне». Товия, пришедши домой, передал ап. Фаддею волю князя. «Пойду, отвечал Фаддей, ибо к нему-то собственно я и послан». На другой день утром Товия взял с собою Фаддея и пришел к Авгарю, который в это время был окружен вельможами. С первой минуты вступления Фаддея во дворец на лице его показалось великое сияние, увидев которое, князь поклонился апостолу. Все бывшие при этом изумились, не замечая в Фаддее ничего особенного. Между тем Авгарь спросил Фаддея: «ты ли ученик Иисуса, Сына Божия, Который письмом обещал прислать ко мне одного из Своих учеников, чтобы исцелить меня и даровать мне жизнь вечную?» – «Так как ты показал веру в пославшего меня Господа Иисуса, отвечал апостол, то я и отправлен к тебе. Если еще более уверуешь в Него, то исполнятся все желания твоего сердца». Авгарь сказал: «я так уверовал в Него, что хотел-было идти с войском и истребить распявших Его иудеев, если бы от этого предприятия не отклонило меня опасение со стороны Римской империи». Апостол отвечал: «Господь наш Иисус Христос во время Своего страдания от иудеев не требовал помощи человеческой, – Он мог представить себе легионы ангелов; но, исполняя волю Отца Своего, пострадал за весь мир, а потом вознесся со славою на небеса». После этого ап. Фаддей возложил руку на Авгаря во имя Иисуса Христа, и Авгарь тотчас же исцелился от болезни. Исцелил также от злой болезни Абдиу, сына Абда– вельможи и человека, известного при царском дворе. На другой день князь велел собраться всем гражданам, которым св. апостол благовествовал об Иисусе Христе. Многие уверовали и приняли от него св. крещение. Устроив клир и вообще едесскую церковь , ап. Фаддей взял учеников и отправился в Армению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Феодор был епископом в сирийском городе Едессе. Потеряв родителей в молодых летах и раздав их наследство нищим, он удалился в обитель св. Саввы, в Иерусалиме, и подвизался здесь, пробыв 24 года в затворе. Со смертью епископа, против желания, поставили его на епископскую кафедру. Это было в средине IX столетия, когда греческая Церковь страдала от еретиков и магометан, и потому много труда предоставляло Феодору правление едесской Церковью. В жизни св. Феодора был следующий весьма поучительный случай. Начал он отшельническую жизнь вместе с братом своим Иоанном. Живя в отдельных пещерах, они питались пустынными плодами и кореньями. Однажды, собирая в пустыне травы, Феодор увидел брата, занимавшегося тем же. Но вот Иоанн остановился, постоял немного в раздумье и потом, перекрестившись, перескочил место, где останавливался, и поспешил к своей пещере. Тогда подошел к этому месту Феодор, и что же увидел? Груду золота. Помолившись, собрал золото и принес в пещеру. Наутро, не сказавшись брату, отправился в город и там устроил целую обитель и при ней больницу и странноприимный дом. Устроив все это, весьма довольным возвращался он в свою пещеру и дорогой начал в уме своем возвышать себя и унижать брата за то, что тот не сумел воспользоваться золотом, – сделать так, как сделал он. Подойдя к своей пещере, Феодор увидел ангела, который обратился к нему с укоризной: «Зачем ты тщеславишься и унижаешь своего брата? Поистине говорю тебе, что, перескочив груду золота, он перескочил ту бездну, которая находится между убогим Лазарем и гордым богачом, и лоно Авраамово ждет его. Ты же теперь недостоин видеть брата, но постарайся умилостивить Бога». 49 лет подвизался Феодор после того на столпе, скорбя о своем грехе. В 50-й год снова явился ему ангел и сказал: «За гордость твою и за то, что ты унижал брата в своих мыслях, я отступил от очей твоих, но совсем я не оставлял тебя, а был при тебе и охранял тебя. Ныне же Господь простил тебя и послал меня к тебе. Но с братом ты увидишься уже в будущей жизни». В бытность епископом св. Феодор крестил калифа Моавии. Перед смертью снова уединился в пещеру, где и скончался. Он оставил составленные им 100 глав или правил аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010