На заседании же Собора председательствующий св. патриарх Тарасий прокомментировал слова свт. Афанасия так: «сама сущность вещей научает, что честь изображения относится к первообразу, равным образом и бесчестие» 217 . Из творений свт. Василия Великого в Деяниях Собора были приведены два важнейших фрагмента, которые будут активно использоваться защитниками иконопочитания в послесоборный (второй) период иконоборчества. Из тридцати глав к Амфилохию о Святом Духе было зачитано: «Хотя изображение императора и называется императором, однако же не два императора, потому что ни власть не рассекается, ни сила не делится; ибо как управляющее нами начальство и владычество одно, так и наше славословие одно, а не много их. Потому и честь изображения переходит к первообразу» 218 . Во фрагменте Слова против савеллиан и Ария свт. Василий утверждает, что Сын Божий есть единосущный образ Отца и также же является Богом как царем называется и изображение царя на портрете: «Ибо где одно начало и одно, что из начала, – один первообраз и один образ; там понятие единства не нарушается. Посему Сын, будучи от Отца рожден, и естественно отпечатлевая в Себе Отца, как образ, безразличен с Отцом [т. е. не отличается от Него. – В.Н.]; а как рождение, сохраняет в Себе единосущие с Ним. Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, то есть образ и того, чей образ; и если, указав на написанное на картине скажет: “это царь” не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать признанием образа подтверждает честь воздаваемую царю» 219 . «Представитель восточных архиеереев» на соборе инок Иоанн опроверг обвинения иконоборческого собора: «тот лжесобор пустословил, будто поклоняющийся иконе (Христовой) разделяет Христа надвое, и будто видящий икону и говорящий или надписывающий: “это – Христос”, разделяет Христа, что безумно». Из приведенных слов свт. Василия следует, продолжает инок, что «поклоняющийся изображению Христову и говорящий, что это есть Христос Сын Божий, не грешит. Очевидно, что Христос есть Сын Божий, и сопрестолен Отцу на небесах и находится там вместе со Своею плотию. Но могуществу Его воздается поклонение и прославление посредством видимого изображения, сделанного красками; при помощи его (изображения) мы воспоминаем также о земной жизни Христа. Поэтому отец и показал, что не два поклонения, но одно, относящееся вместе и к изображению, и к первообразу, который изображен на нем» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Святитель Никифор родился в Константинополе в семье нотария – императорского секретаря. Его отец Феодор пострадал за иконопочитание при императоре-иконоборце Константине V Копрониме и умер в изгнании. Сам Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (780–803) и, будучи мирянином, участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора (787 г.), на котором ему было поручено говорить от имени императора (малолетнего Константина VI Порфирородного, регентом при котором была его мать Ирина). В царствование императора Никифора I (802–811), после смерти патриарха Тарасия (784–806), Никифор был возведен на патриарший престол. После воцарения императора-иконоборца Льва Армянина (813–820) Никифор как защитник иконопочитания в 815 г. был сослан в изгнание, где и скончался в 828 г. 1. Искусственный образ К. Шёнборн отмечает, что свт. Никифор первым ввел различие между естественным и искусственным образом. Дело в том, что одним из исходных пунктов полемики с иконоборцами было понятие природного (естественного) образа: Христос как Сын Божий есть икона Бога Отца, «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр. 1:3 ), «образ Бога невидимого» ( Колос. 1:15 ; 2Кор. 4:4 ) (подробнее см. 4.1.1). Соответственно, иконоборцы полагали единственно возможным образом Христа Святые Дары Евхаристии, Его Тело и Кровь, т. е. единоприродные (единосущные) Сыну Божию по двум Его естествам. Иконопочитателям нужно было доказать сакральный статус неединосущного образа Христа, т. е. искусственного, каковым является всякое произведение искусства по отношению к любым первообразам. По мнению К. Шёнборна, прп. Иоанн Дамаскин показал, что образ отличается от первообраза, но при этом не сказал об их отличии по сущности, указав лишь на различие «в постепенном снижении бытийной причастности образов к первообразу». Именно свт. Никифор, ясно указал на то, что «икона, как искусственный образ, должна сущностно отличаться от своего первообраза» 277 . Святитель передает слова императора-иконоборца Константина Копронима (именуемого в тексте «Мамона»), утверждавшего: «Если (изображение) хорошо, то оно является единосущным изображаемому» 278 . Свт. Никифор упрекает оппонента в том, что у него «изображение и образ единосущны первообразу», что тот «отождествляет сущность [т. е. природу. – В.Н.] и искусство, хотя они весьма отличны друг от друга», поскольку «искусство (τχνη) подражает природе, но не одно и то же с нею; оно берет формы природы как образцы и первообразы, выполняет нечто подобное и похожее» 279 . Тем самым иконоборец ошибочно «отождествляет образ с первообразом» 280 . Свт. Никифор предлагает различать «естественный (φυσικς) образ» от «искусственного (τεχνητ), – каковым (естественным образом) мы называем Сына в отношении к Отцу» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Повергая к ногам их, покори злые варварские народы, изрекающие хулу на Тебя и Бога (рожденнаго) Тобою. Во время войны споборствуй воинству, всегда опирающемуся на Твою помощь. Послушный народ утверди в кротком, благочинном повиновении, согласно заповеди Божией. Твой город, имеющий Тебя, как столп и утверждение, венчай победною добычею и, окружив силою, храни. Жилище Божие и благолепие храма навсегда соблюди. Певцов Твоих избави от всякаго обстояния и душевных скорбей. Пленным подай избавление. Странным, лишенным крова и помощи, покажи утешение. Всему миру простри на помощь Твою руку, чтабы мы в радости и веселии светло совершали Твои праздники, вместе с нынешним, во Христе Иисусе Царе всех и истинном Боге нашем, которому слава и держава, вместе со святым и живоначальным Отцом и со вечным, единосущным и сопрестольным Духом, ныне, и всегда, и во веки веков». Тарасий Константинопольский. Слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм Святитель Тарасий Константинопольский (730–806) Еще одна проповедь патриарха-иконопочитателя — на этот раз одного из организаторов Седьмого Вселенского собора в Никее Тарасия Константинопольского . Эта проповедь ценна, поскольку тоже является одной из самых древних, но она явно подражает гомилиям (обеим сразу) патриарха Германа. Тут всего понемножку — и диалогическое повествование (вообще свойственное позднему византийскому богослужению, — таковы и песнопения этого времени, каноны), и небольшие богословские рассуждения, и мини-акафист в окончании проповеди: «…Радуйся, святых высшее украшение! Радуйся, святителей величайшее служение! Радуйся, грешников нерушимое пристанище! Радуйся, плавающих преславный кормчий! Радуйся, болящих врач безмездный! Радуйся, умирающих воскресение надежное! Радуйся, матерей радость непорочная! Радуйся, старцев крепкий посох! Радуйся, юношей Божественная водительнице!..» Свт. Григорий Палама. Беседа (омилия) 54, произнесенная в праздник Введения во храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы Он же.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-sam...

В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен. Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г. Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Что же касается включения в канонический свод правил 10 Поместных Соборов, то для этого имеются следующие основания. Постановления 10 Поместных Соборов имеют статус, к-рый приравнивается к статусу Вселенских; такое значение 8 из них признано Вселенской Церковью и утверждено Трулльским Собором (прав. 2) - это Анкирский Собор 314 г., Неокесарийский Собор, состоявшийся между 314 и 325 гг., Гангрский Собор - ок. 340 г., Антиохийский - в 341 г., Лаодикийский - ок. 343 г., Сардикийский - в 343 г., К-польский - в 394 г., Карфагенский - в 419 г. Правила К-польского Собора 861 г., именуемого также Двукратным Собором, вошли в «Пидалион» (Πηδλιον. Αθναι, 1886. Σ. 280-294), где они помещены непосредственно за правилами Вселенских Соборов, т. е. впереди правил др. Поместных Соборов, в нарушение хронологического порядка. В «Книге Правил» правила этого Собора расположены в разделе Поместных Соборов на правильном по хронологии месте. К-польский Собор 879 г. в греч. традиции нередко именуется VIII Вселенским (каковым он был, напр., по составу); в самих актах Собора он называется «великим и Вселенским Собором». Собор не был официально признан Вселенским, поскольку такое признание делалось на последующем Соборе, но его не было; он имеет статус Поместного. Акты Собора были включены во 2-ю редакцию Номоканона свт. Фотия. Авторитет включенных в канонический свод правосл. Церкви правил св. отцов основывается не на одной только законодательной власти отцов как епископов, ибо эта власть распространяется лишь на пределы одной епархии, и даже не на святости отцов (в канонический свод входят правила Тимофея и Феофила Александрийских, имена к-рых в месяцеслов не включены), а на признании отеческих правил Вселенскими Соборами (Трул. 2; VII Всел. 1). Характерно в этом плане свидетельство свт. Василия Великого, к-рый завершает свое наставление свт. Амфилохию, еп. Иконийскому, относительно перекрещивания еретиков такими словами: «...аще сие угодно будет (т. е. если частное наставление святителя будет сочтено приемлемым для церковной практики.- В. Ц.), то должно собратися множайшим епископам, и тако изложити правило, дабы и действующий был безопасен, и ответствующий на вопрошение о таковых имел достоверное основание ответа» (Васил. 47). Кафолический епископат с согласия церковного народа может выражать свою законодательную власть и помимо Вселенских Соборов - через признание общецерковной обязательности правовых актов, изданных первоначально для одной Поместной Церкви или даже для одной епархии, т. е. через рецепцию. На рецепции - общецерковном признании - основан вселенский авторитет, напр., канонического Послания свт. Тарасия, к-рое было издано сразу после VII Вселенского Собора и присоединено к определениям Собора; свт. Тарасий К-польский настойчиво обращался к имп. власти, призывая к созыву VII Вселенского Собора, положившего конец иконоборчеству ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 42). Статус и применение К.

http://pravenc.ru/text/1470259.html

Свт. Григорий Кипрский. В XIII b. в годы после Лионского собора Константинопольский патриарх Григорий Кипрский, уточняя значение формул свтт. Тарасия и Фотия, провозглашает принцип «извечного явления» или «извечного излучения (воссияния — «экфансис»)» Духа через Сына. В своем трактате «О исхождении Духа Святого» он, в частности, поясняет: «Дух имеет Свое бытие от Отца, Который есть единственная Причина, из Которой Он исходит вместе с Сыном Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем возсиявая — так же, как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него и при нем и даже от него. Ясно, что когда некоторые говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, или от Отца через Сына, или происходит из сущности Обоих, то все это не значит, что они исповедуют, что бытие Духа Святого происходит от Сына так же, как от Отца. Действительно, ведь вода, которую черпают из реки, существует из нее; и свет существует из луча, но ни свет, ни вода не имеют причиной своего бытия луч или реку. Действительно, вода существует от источника, от того первоисточника, от которого она изливается, существуя; а свет существует от солнца, откуда он получает свое сияние, светится вместе с лучом и от него происходит». (Луч — способ прохождения света; причина реки, воды — первоисточник. Вода едина по сущности и в роднике-первоисточнике, и в реке). Между двумя совершенно разделенными святителем Фотием областями бытия Духа свт. Григорий вводит среднюю: извечного излучения или воссияния Духа в Сыне (или через Сына). «Дух получает Свое бытийное существование от Отца, но существует через Сына и даже от Сына». Смысл бытия Духа в явлении Сына. Рождение Сына некое «безусловное условие» исхождения Духа. Интуиции свт. Григория Кипрского развил свт. Григорий Палама , формулируя различие между Божественной сущностью и нетварными энергиями. В «Письме к Акиндину» он пишет, что Святой Дух как Божия Ипостась исходит только от Ипостаси Отца, единственного источника Божества, но деятельность Святого Духа — энергия — исходит и от Отца, и от Сына, и от Него Самого как единое выражение деятельности Божественной сущности. Нетварный свет есть свет Святого Духа; воссияние Его от Сына есть откровение Сына. А к кому в вечности обращено это сияние? К Отцу, — отвечает Григорий Палама. Здесь в православном контексте свт. Григорий Палама повторряет слова Августина, что «Дух Святой есть любовь Отца и Сына, их единящая». Итог — синтез.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ep.38 des Basilius. – В кн.: Epektasis (Festschrift Cardinal Danielou), hrsg. von J. Fontaine und Ch. Kannengiesser. Paris. 1972, cc. 463–490. См.: Шёнборн К. Икона Христа. С. 23. Примечание 34. 46 Второй канон свт. Николаю на утрени, песнь 4-я//Минея праздничная, 6 декабря. – М.: Донской монастырь: Изд-кий отдел Моск. Патриархата: ТОО «Кузнецкий мост», 1993. Лист 129, оборот. 47 Mansi J.D. Sanctorum Conciliorum nova et amplissima collectio. – Florenz, 1759. 13, 101 AC. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 170. Рус. пер. см.: Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. Курсив наш. – В.Н. 55 Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. Подробнее о жизни и деятельности свт. Германа см.: Андреев А.И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с.; Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский//Православие.ру. 25 мая 2020. URL: http://pravoslavie.ru/131293.html. 56 Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с. С. 169. 57 См.: Деяние четвертое//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 462–475. Также см.: Epistole dogmatice//PG 98, col. 156–188. 59 Ср. прекрасные тексты Германа о священных изображениях: Mansi 13, 101 Е; 104 АВ; 130 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.). 69 Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. PG 98, col. 157 C–D. 71 Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 462–463. Курсив наш. – В.Н. 87 Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. 90 ποδεκνυμι, 1) показывать; 2) предъявлять; 3) объявлять; 4) производить на свет, рождать; 5) делать; 6) воздвигать; 7) обнаруживать, доказывать (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Ч. 2. Казань, 1899. С. 414). Одна из новелл св. имп. Юстиниана (B XXVIII, 7, 1 ­­ Nov. 117 c. 8. 9., текст см. в: Basilicorum Libri LX/Ed. H. J. Scheltema et N. Van Der Wal. Groningen-Graven-hage, 1962. P. 1357) устанавливает ограниченное число причин для законного развода. Ссылку на эту новеллу 117 дает патриарх Феодор Вальсамон, когда в комментарии на пятое апостольское правило пишет: «Брак расторгается не иначе как только по причинам, исчисленным в сказанной новелле, которые суть следующие: 1) заговор которого-либо из супругов против царя; 2) прелюбодеяние жены; 3) покушение одного из супругов на жизнь другого; 4) если жена без воли мужа пиршествовала или мылась в бане с посторонними мужчинами; 5) если жена оставалась вне дома своего мужа и притом не у своих родителей; 6) если жена без ведома мужа ходила на конские ристалища; 7) если один из супругов захочет избрать монашескую жизнь» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 21). Тем самым в глазах патриарха Тарасия Константин заключает незаконный брак при живой супруге, за что, согласно святоотеческим правилам, подлежит епитимии прелюбодея. Правило 9 св. Василия Великого гласит: «Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца, поскольку отвлекла к себе чужаго мужа» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 195; также: Свт. Василий Великий . Письмо 188//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 705–706). Его же правило 58: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Таин» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 328; также: Свт. Василий Великий . Письмо 217//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 776). – Ред. 25 ТФС относит это изгнание к 798 г. Французское издание TSGC приводит две датировки первого изгнания: с марта по август 797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГЫРЖАВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. (Гыржавка, Хыржаука) (Кишинёвской епархии), находится рядом с с. Гыржавка (Хыржаука) Каларашского (Кэлэрашского) р-на Республики Молдова. Основан в 1740 г. как скит. По преданию, первыми его насельниками были спасавшиеся от набегов татар старец-мирянин Феодосий и 2 насельника из Нямецкого мон-ря . Один из них, иером. Варсонофий, постриг Феодосия в монашество с именем Феоктист. На средства и на землях жителей близлежащих сел Сипотены и Гиришены, на вершине горы, в дубовом лесу, братия построили деревянную церковь, ниже - неск. келий. Др. местное предание связывает основание В. м. с неким мон. Хыржу, к-рому трижды являлась Пресв. Богородица, повелевавшая устроить обитель. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. В нач. XIX в. из-за труднодоступности скит был переведен с вершины к подножию горы. Стараниями игум. Тарасия здесь был построен новый деревянный храм, а старый в 1821 г. с вершины горы перевезли в с. Гиришены. В 1813 г. скит был преобразован в мон-рь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. По бессарабской переписи 1817 г., в мон-ре проживали 29 насельников. В 1818-1846 гг. настоятелем В. м. был уроженец Черногории архим. Спиридон (Филипович), к-рый благоустроил обитель. При архим. Спиридоне были построены каменные 2-этажный келейный корпус, трапезная, гостиница, зимняя ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского (1836) при настоятельских покоях, а также летний однокупольный крестовый Вознесенский собор с колокольней (1820-1836) в стиле классицизма. Позже рядом с храмом свт. Спиридона построили келейный корпус, соединенный с церковью галереей; к нач. XX в. был возведен каменный храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1845 г. решением Святейшего Синода РПЦ В. м. был приписан к кишинёвскому архиерейскому дому, управлялся наместниками, наиболее деятельными из них были игумены Пантелеимон, Иларион, Серафим. К нач. XX в. в мон-ре находилась богатая б-ка, была открыта приходская школа.

http://pravenc.ru/text/155110.html

В кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. З. трудился над антиуниат. трактатами «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной, также и против апостатов и о их лживой унии» и «Палинодия» (их характеристику см. ниже). После окончания работы над обширным соч. «Палинодия» З., имевший к 1623 г. сан иерея, продолжил активную издательскую деятельность. Книжник составил предисловия к опубликованным Киево-Печерской типографией Беседам свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла (1623), к изданным в 1624 г. Беседам свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов и Номоканону (переиздан в Москве в 1639, 1651 и 1658 в составе Требников, во Львове - в 1646). В 1625 г. З. издал со своим предисловием переведенное Лаврентием Зизанием (см. Зизании ) Толкование на Апокалипсис свт. Андрея Кесарийского вместе с 2 Словами свт. Иоанна Златоуста. В период настоятельства З. в типографии Киево-Печерского мон-ря были напечатаны «Акафист Пречистой Богородице, Иисусу Сладкому и Успению Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии» и «От Отечника скитскаго повесть удивительна о диаволе» (1625), Часослов, Постная Триодь, «от еллинскаго изследованная», «Лексикон славено-российский и имен толкование» Памвы (Берынды) (1627), в 1626-1627 гг. публиковались предназначавшиеся для раздачи богомольцам назидательные листки. Издание Постной Триоди с предисловием З. интересно в том отношении, что синаксари в нем приведены на «простой мове» - западнорусском лит. языке XVII в. (переведены с греч. языка Тарасием (Земкой) ). Целью издателей было, как писал З. в предисловии, сделать эти тексты доступными для людей, «не учившихся словенскаго языка глубокоразумнаго» (цит. по: Там же. С. 399). При З. были подготовлены к изданию «Поучения душеполезна аввы Дорофея», к которым настоятель мон-ря написал предисловие (книга изд. в 1628, после кончины З., без его предисловия, сохранившегося в одном из списков «Поучений...»; см.: Там же. С. 400). Перед смертью архим. Елисей назначил преемником в управлении мон-рем своего духовного сына З. 20 нояб. 1624 г. братией обители и киевской шляхтой при поддержке казачества З. был избран настоятелем Киево-Печерского мон-ря. Сохранилась инструкция послам от казаков на вальный сейм в Варшаве (янв. 1625) с просьбой к королю об утверждении З. 7 февр. король дал утвердительную грамоту. Это было значимой победой правосл. стороны, поскольку избранию З. предшествовало острое противостояние православных и униатов. После убийства 12 нояб. 1623 г. в Витебске Полоцкого униат. архиеп. Иосафата Кунцевича и расправы над горожанами, санкционированной королевской властью, униаты перешли к еще более активному наступлению на Православие. В кон. 1624 г. в Киеве по решению войта Ф. Ходыки были опечатаны некоторые правосл. храмы. В янв. 1625 г. по городу пронесся слух, что король назначил настоятелем мон-ря своего ставленника, к-рый направляется к Киеву, чтобы силой захватить мон-рь. Казаки убили Ходыку и униат. свящ. И. Юзефовича, храмы были распечатаны.

http://pravenc.ru/text/182699.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010