Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии 25 декабря 2011 г. 21:44 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной слободе в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Стефана (Гордеева)  во епископа Алатырского, викария  Чебоксарской епархии . Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии»

http://patriarchia.ru/db/text/1855976.ht...

В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

По мнению Бута, свт. Софроний мог принять Экфесис, поскольку по сравнению с Псифосом в нем было не так уж много добавлено. Но эту «малость» прп. Максим как раз счел (по версии Янковяка не сразу) весьма важной. Среди возражений, которые эта версия встречает у нас, известная история про посланного свт. Софронием c миссией в Рим еп. Стефана Дорского, с которого он взял слово отстаивать строгость православного учения и убедить римлян, что с ересью на Востоке нужно бороться (Mansi X. 896B–C) (об этом пойдет речь ниже). Если бы свт. Софроний принял Экфесис, то такое посольство было бы неуместным. Обычно считалось, что Стефан был послан перед смертью свт. Софрония в 638 г., Бут же полагает, что посольство имело место ранее, по его с Янковяком датировке – около 636–637 гг., а после смерти свт. Софрония, по их гипотезе, Стефан отправился в Рим еще раз. Даже если это и так, возникает вопрос, почему Стефан при жизни и после смерти своего учителя свт. Софрония, якобы принявшего Экфесис, настаивал с риском для себя на необходимости борьбы с ним, причем при жизни свт. Софрония он был послан к папе Гонорию, с легатами которого Иерусалимский патриарх только что подписал на Кипре Экфесис. Бут отвечает на этот вопрос в том духе, что свт. Софроний принял Экфесис под нажимом, желая компромисса, но борьбу продолжил, особенно после арабского завоевания Палестины, осознав пагубность Экфесиса. Но почему, если свт. Софроний осознал ее уже в 637 г., прп. Максим начал полемику с Экфесисом только в 640 г.? Быть может, прп. Максим был отделен от свт. Софрония в условиях арабского нашествия, или сама эта версия не выдерживает критики? Все эти гипотезы необходимо обсудить после того, как они будут опубликованы в окончательном виде. К счастью, вопрос о Кипрском соборе (был он или нет, и если был, то чем завершился) не является решающим для понимания Богословско-полемических сочинений прп. Максима, написанных против монофелитов, начиная с 640 г. Есть, впрочем, несколько неоспоримых фактов, имеющих отношение к Кипру и важных для общего контекста споров вокруг моноэнергизма и монофелитства. Во-первых, то, что император Ираклий еще в повелении 623 г. относительно Павла Одноглазого запретил говорить о двух действиях во Христе, и архиеп. Аркадий Кипрский этот запрет, очевидно, соблюдал 130 . Так что для напряженности в отношениях между свт. Софронием и Аркадием Кипрским (по-разному понимавшими допустимую в отношении еретиков икономию) имелись вполне реальные предпосылки, это известно и по истории с добавлением к Трисвятому. Во-вторых, известно и то, что в конечном счете прп. Максим будет почитать Аркадия Кипрского одним из столпов православия и называть его святым 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАВЛИН [Бравалин] (VIII-IX вв.), кн., упомянут в Житии свт. Стефана , архиеп. Сурожского (пространная рус. редакция представлена списками начиная с 1-й четв. XV в. (древнейший - РГБ. Троиц. 745), вероятно, перевод несохранившегося греч. текста), рукописная традиция рус. редакции недостаточно изучена. В рассказе о 3-м из 4 посмертных чудес свт. Стефана († кон. VIII в.) речь идет о вторжении в крымские земли от Херсона до Керчи войска под предводительством Б.: «Прииде рать велика рускаа из Новаграда». Его дружина после 10-дневной осады захватила г. Сурож (греч. Σουγδαα, совр. Судак). Б. ворвался в храм св. Софии, где покоились мощи свт. Стефана, и принялся разорять гробницу святого. Тотчас князя-язычника поразил недуг: «Обратися лице его назад, и лежа пены точаше». Испытывая тяжкие муки, он рассказал приближенным, что наказан свт. Стефаном за осквернение храма, приказал вернуть церковное имущество и позвать священников, чтобы креститься. После Крещения, к-рое совершил архиеп. Сурожский Филарет, преемник свт. Стефана, Б. исцелился и, освободив пленных христиан, покинул Сурож. Вместе с князем крестились и его приближенные. Кроме пространной рус. редакции существует краткая греч. редакция Жития свт. Стефана Сурожского (в XIX в. обнаружена в качестве приписки к греч. синаксарю XII-XV вв. под 15 дек. в рукописи Chalcenensis N 75, в наст. время хранящейся в б-ке К-польского Патриархата), к-рая не содержит описания нападения Б. на Сурож, и арм. редакция, где есть рассказ о чудесном обращении в христианство языческого военачальника, напавшего на Сурож, однако в испорченном тексте не сохранилось ни имени военачальника, ни его национальности. Упоминание похода Б. встречается в рус. лит-ре кон. XV-XVII в.: в Житии прп. Димитрия Прилуцкого ; в «Степенной книге» , где говорится о походах «руси» на Византию «прежде Рюрикова пришествия в Славенскую землю» (ПСРЛ. Т. 21. С. 63) и в ряде хронографов: «При царе Михаиле, в лето 6360, ходили Русь войною из Киева града, князь именем Бравалин, воевати на Греки, на Царьград, и повоеваша Греческую землю, от Херсона и до Скуруева и до Сурожа... о том писано в Чудесех св. Стефана Сурожскаго» (Демидовский хронограф (XVII в.) ( Попов А. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1866. С. 234)). Очевидно, что источником этих упоминаний послужило Житие свт. Стефана. Согласно рус. редакции, рус. войско появилось под стенами Сурожа, когда «по смерти святаго мало лет мину», т. е. намного раньше похода руси на К-поль в 860 г.; т. о., рассказ о Б. мог бы считаться первым источником, содержащим этноним «русский» и повествующим об обращении «русского» князя в христ. веру.

http://pravenc.ru/text/153303.html

Особую активность процесс прославления серб. национальных святых приобретает в нач. XIV в. Распространение сначала почитания отдельных святых, в частности прп. Симеона (Стефана Немани) и свт. Саввы I, а потом уже их объединенного почитания привело к созданию разнообразных локальных агиографических текстов (Жития св. Саввы, Жития св. Симеона и др.). Появились и местные культы, напр. прп. Петра Коришского (XIII в.). Лит. отражение политического, культурного и церковного развития Сербии нач. XIV в. считается самой сложной частью средневек. серб. лит-ры. В этот период создается т. н. «Данилов сборник» жизнеописаний серб. королей и архиепископов, к-рый получил название по имени своего основного автора, архиеп. Сербского свт. Даниила II († 1337). Основная часть сборника носит агиографический характер, нек-рые тексты довольно кратки и напоминают хроники; более длинные произведения представляют сложную комбинацию жанров ( Данило Други. Животи и архиепископа српских: Служби. Просвета. Српска задруга. Београд, 1988). Над сборником работали по меньшей мере 4 писателя: подавляющая часть жизнеописания создана между 1317 и прибл. 1340 г.; впосл. было сделано 2 добавления (последнее - в 1375). Автором большинства главных биографий сборника (Стефана Уроша I, Стефана Уроша II Милутина, Стефана Драгутина, Елены Анжуйской, свт. Арсения, свт. Евстатия I и, возможно, свт. Иоанникия) является архиеп. Даниил II, более известный как Данило Печский. После прп. Стефана Немани и свт. Саввы II большая часть произведений средневек. серб. лит-ры была посвящена кор. Милутину. Самое раннее произведение - «Aymoбuorpaфuja» (1317), вероятно, была написана свт. Даниилом II. Эта работа служила источником не только для жизнеописания кор. Милутина самого Даниила, но и для службы кор. Милутину, составленной Данилой, еп. Баньским (впосл. архиеп. Печский), и Пролога к Житию кор. Милутина. Общепризнанным является мнение, что свт. Даниил написал свои Жития, дабы поддержать начавшееся почитание новых национальных святых.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Святитель Савва I, архиепископ Сербский, происходил из царского рода, но оставил богатство и суетную славу; на Афоне принял ангельский чин и проводил время в молитве, питаясь лишь хлебом и водой, терпя зной и холод, и при этом не носил обуви. Свт. Савва совершал щедрую милостыню и соорудил церкви во имя Рождества Богородицы, во имя свт. Иоанна Златоуста , Преображения Господня, построил келлии в Ватопеде. Родители его также приняли ангельский чин. Свт. Савва восстановил церковь во имя св. прав. Симеона Богоприимца и благоукрасил Ватопедскую обитель и монастырь Зиг, восстановил Хилендарский монастырь, который был назван Сербским. Большие сокровища свт. Савва раздал святогорским монастырям и пустынникам. Сам же он долгое время предавался подвигам молитвы в уединенной келлии. Святитель выкупал пленников и восстановил монастырь во имя Сорока мучеников. Много трудился свт. Савва на своей родине, просвещая светом Православия сербов. Он укрощал злобу правителей, совершал чудеса, и Матерь Божия помогала ему. Свт. Савва всех призывал к покаянию. Он вразумил венгерского короля, и тот отложил войну, утвердился в Православной вере и стал жить в смирении и любви. Свт. Савва призвал брата своего – царя Стефана к ангельскому житию и сам облек его в иноческий чин с именем Симеон. Бог дал св. Савве великую благодать, и он совершал исцеления и чудеса, и, удостоенный сана архиепископа Сербского, свт. Савва всех утверждал жить в вере, мире и любви. Он отошел ко Господу 12/25 января 1237 года. От мощей угодника Божия совершались многие чудеса, и свт. Савва стал покровителем Святой Горы и земли Сербской. Святитель Савва II, архиепископ Сербский, был племянником свт. Саввы I. Он в юности стал иноком, жил в Иерусалиме, затем подвизался на Афоне. Долгое время будучи первосвятителем Сербской Церкви, свт. Савва отличался кротостью и сиял многими добродетелями. Почил он 8/21 февраля 1267 года. Святитель Иоанникий, архиепископ Сербский. Долго подвизался на Афоне, вместе со свт. Саввой II, в посте и молитве. Был игуменом Хилендарской обители. Любил безмолвие. Будучи поставлен архиепископом Сербским, он поучал народ благочестию и правой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зырянская миссия свт. Стефана была успешной и имела логическое продолжение в деятельности его последователей – святых просветителей Великопермских – епископов Герасима, Питирима и Ионы. По мнению Н. Струве, свт. Стефан стал эталоном для будущих русских миссионеров: «По его примеру русские миссионеры с этого времени проповедовали Евангелие народам, далеким от цивилизации, на их родных языках…» . Таким образом, миссионерские принципы просветителя зырян полностью соответствовали сложившейся византийской традиции православного миссионерства. Основанная исключительно на силе живого проповедничества, а не на грубом насилии, миссия свт. Стефана не преследовала цели этнической и культурной ассимиляции местных народов. Создавая зырянскую Церковь, свт. Стефан стремился сохранить ее самобытный национальный характер. Перевод богослужебных книг и богослужения на зырянский язык, рукоположение туземного священства стали важнейшими факторами, обеспечивающими дальнейшее успешное развитие процесса христианизации на этой территории. В этом отношении свт. Стефан Пермский по праву может быть назван продолжателем дела свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 181. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998. С. 383, 365-366. G. Ostrogorsky. The Byzantine Background of  the Moravian Mission. DOP, vol. 19. (1965), p. 3-4. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа//Троицкий Патерик. Свято – Троице-Сергиева Лавра, 1896. С. Х. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. Ук. соч. С. 75. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. СПб., 1995. С. 14.

http://bogoslov.ru/article/1236057

Плоскости остальных малых четырех барабанов и перекрытий решаются орнаментально в той же технике. Кесонированные треугольные пространства в месте стыка центрального барабана и четверика, составленного из колонн и подпружных арок, образуют своего рода «паруса», которые, следуя традиции, заполняются изображениями четырех Евангелистов (в данном случае - их символическими изображениями). В тимпанах над арками восточной стены три живописных композиции: центральная – «Святая Троица»; правая – «Сошествие во ад»; левая (над жертвенником) – «Крещение». Верхний регистр абсид храма решен как «Деисус». Непосредственно в конхе по центру – «Спаситель на троне с предстоящими Божией Матерью и Св. Иоанном Предтечей». В боковых абсидах: слева – святитель Стефан Пермский, справа – преподобный Сергий Радонежский. Изображение преподобного Сергия Радонежского обусловлено тем, что эти святые являлись современниками и находились в духовном общении, о чем свидетельствует общеизвестный эпизод из жития преподобного Сергия. Нижний регистр абсид храма решен традиционно с изображениями святителей. В центральной конхе: свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, свт. Николай Мирликийский, свт. Спиридон Тримифунтский, свт. Алексий Московский, свт. Петр Московский. В левой абсиде над жертвенником: свт. Гермоген, свт. Филипп, свт. Тихон, св. сщмч. митр. Петр (Полянский). К сожалению, пространство правой абсиды занято лестницой в подвал, что предусмотрено проектом ГУП МНИИТЭП Мастерская и построено в данный момент. Таким образом, невозможны изображения под образом свт. Стефана, и возникает некая ассиметрия, хотя для зрительного восприятия из храма пространства нахождения прихожан это незаметно, так как нижняя часть абсиды зрительно перекрывается иконостасом. Цилиндрические своды боковых сводов украшаются орнаментальными композициями, увенчанными в замковой части изображениями херувимов в медальонах. Иконы в иконостасе деревянные, темперной живописи. Царские врата – Благовещение и Евангелисты. От центра налево: Спаситель, свт.

http://sobory.ru/article/?object=24206

В. Новгородское вече. М., 2018. С. 373). Янин, опираясь прежде всего на сфрагистические данные, предположил, что в 1354 г. одновременно с проведенной в Новгороде реформой светского управления (посадничества) свт. Моисей провел организационную реформу владычного управления и суда, восстановив его прежнюю широкую юрисдикцию (в т. ч. касающуюся имущественных отношений), суженную, по мнению исследователя, при свт. Василии Калике (судя по численности сохранившихся печатей) (Актовые печати. Т. 1. С. 60). С сер. XIV в. все более обостряются отношения Новгорода с митрополичьей кафедрой, что стало отражением нарастающего военно-политического противостояния Новгорода и Москвы (резиденциями Киевских митрополитов к этому времени становятся Владимир-на-Клязьме, а затем Москва). Свт. Моисей жаловался на притеснения новопоставленного митр. Киевского свт. Алексия в К-поль (1353), непростые отношения сложились у Новгородского свт. Алексия и Московского свт. Алексия (конфликт в связи с присвоением первым из них права ношения полиставрия, рассматривавшийся по инициативе митрополита К-польским патриархом в 1370). Согласно Вычегодско-Вымской (или Коми-Вымской) летописи кон. XVI в., Новгородский свт. Алексий был недоволен тем, что в 1384 г. митр. Пимен организовал миссионерскую Пермскую епископию во главе со свт. Стефаном Пермским , выделив ее территорию из Новгородской епархии. Архиепископ «послал дружинники воевати Пермскую епархию», но устюжане разбили новгородскую рать. В 1386 г. свт. Стефан прибыл в Новгород и заключил мирное соглашение со свт. Алексием (Документы по истории Коми//Ист.-филол. сб. Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 260). Как показал Флоря, в указанной летописи нашли отражение летописные записи, ведшиеся с кон. XIV в. при Усть-Вымской кафедре ( Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны: Памяти акад. М. Н. Тихомирова. М., 1967. С. 227-231). Кульминацией противостояния с митрополией стало принятое при Новгородском свт. Алексии и митр.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер.- 2-я пол. XVI в.), агиограф, автор житий севернорусских святых, игум. Данилова мон-ря (В. О. Ключевский писал о невозможности указать, игуменом какого мон-ря был И.: Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского или переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы ). Имя И. как автора приведено во 2-й редакции Жития свт. Никиты, еп. Новгородского, в которой описаны обретение мощей святителя и 25 чудес. Описание было составлено И. по повелению Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) , по-видимому, вскоре после 1558 г., когда по повелению архиерея были обретены мощи свт. Никиты . В Житие вошло Похвальное слово святителю, в к-ром говорится, что обретением мощей свт. Никиты «разгнася мгла ереси лукаваго Феодосия Косаго» (см. Феодосий Косой ). По-видимому, почти одновременно И. создал 2 произведения, посвященные прп. Стефану Махрищскому и его ученикам - священномученикам Григорию и Кассиану Авнежским. После 1560 г. И. по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. св. Варлаам (см. Варлаам , свт., еп. Суздальский и Тарусский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. Игум. Варлаам, как позднее и И., воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана. И. доработал труд игум. Варлаама и создал Житие прп. Стефана (списки датируются XVI-XVII вв.). Ключевский отметил зависимость Жития прп. Стефана от житий преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. На основании рассказов игум. Варлаама, который по повелению царя Иоанна IV Васильевича в 1560 г. возобновил основанный святыми Григорием и Кассианом Авнежскими и прп. Стефаном Махрищским Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь и собрал сведения о чудесах Авнежских святых, И. написал Сказание об обретении мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских с чудесами (известно в списках начиная с XVII в.). Сказание было составлено немного раньше Жития прп. Стефана, судя по словам автора в Житии: «...мне же, смиренному, преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». Приведенные И. сведения о священномучениках Григории и Кассиане не вполне точны (в частности, агиограф сообщает, что святые были убиты в 1392, во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край, но в 1392 Вологодская земля не подвергалась разорению). В созданном И. Житии прп. Стефана также содержатся сведения о жизни и кончине Авнежских священномучеников. В нек-рых рукописях Сказания о священномучениках Григории и Кассиане Авнежских (напр.: РГБ. Троиц. 635. Л. 39-110 об.) перед повествованием об обретении мощей святых и о чудесах помещен рассказ об Авнежских святых, дословно заимствованный из Жития прп. Стефана.

http://pravenc.ru/text/578070.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010