Игнатий Брянчанинов , 42, 138). Источник. ...Монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком характере оно возникнет (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 322). Источник. Жизнь инока есть не что иное, как деятельное и непрестанное покаяние... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 466). ...Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 366). Источник. Монастырь – общество борющихся с собою Царствия ради Небесного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 199). Источник. Можно... без монастыря вести жизнь монашескую и без монашеской одежды (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 86). Источник. В миру свои искушения, в монастыре – свои; и последние, верно, будут покруче (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 175). Источник. Один Бог да душа – вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 213). Схима – не подтверждение обетов крещения, а на них новых наложение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 107). Источник. Цель трудов монаха – стяжание подвижнических добродетелей, и внешних и внутренних, и телесных и духовных... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 110). Источник. Келья – могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо... и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 119). Источник. ...Монастыри-то закроют? Монашество не связано с монастырями, как душа с телом. Другим способом начнут монашить (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 88). Источник. Не стали чтить монастыри от того, что монахов не стали чтить; а монахов не стали чтить ради того, что мы, монахи, стали никуда негожи (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 88). Источник. ...Монашество есть жизнь, противоборственная страстям, страстеистребительная, сердцеочистительная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 108). Источник. ...Монашество есть прямой путь к чистоте сердечной (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

отцами. Далее заслушали исповедания веры Вселенских Соборов 84 : Никейский Символ веры , Никео-Константинопольский Символ веры , 12 анафематизмов свт. Кирилла Александрийского (названные в латинском тексте актов «символом 200 отцов в Эфесе»), Халкидонский орос и 14 анафематизмов Вселенского V Собора. Завершилось заседание пространной речью Максима Аквилейского 85 , который заявил, что учение Кира, Сергия, Пирра и Павла имплицитно осуждено в анафемах против Ария, Аполлинария, Феодора Мопсуестийского и Нестория, также учивших об одной воле и об одном действии Христа. Они приходят к отрицанию во Христе совершенных божества и человечества и отвержению Халкидонского Собора, и хотя ссылаются на слова «Томоса» папы св. Льва I Великого: «Та и другая природа (μορφ, natura) действует в общении с другой так, как ей свойственно», но придают им произвольное и ложное значение, поскольку эти слова указывают на два природных действия Христа в их «неслитном и нераздельном единстве». 5 деяние 86 Самое пространное деяние, отмеченное особенно продуманной «архитектурой» 87 , в богословском отношении является «центром тяжести» Л.С. При его открытии папа св. Мартин объявил о готовности представить святоотеческие сочинения, но прежде по предложению Леонтия, еп. Неаполя, зачитали постановление V Вселенского Собора (3-е деяние) о необходимости следовать учению Вселенских Соборов и св. отцов с перечислением 12 избранных отцов. Далее перешли к чтению обширного святоотеческого флорилегия 88 , включающего цитаты свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского, свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова, свт. Кирилла Александрийского , свт. Льва Великого , свт. Афанасия I Великого, свт. Иоанна Златоуста , Феофила I Александрийского, свт. Епифания Кипрского , Севериана Габальского, свт. Илария Пиктавийского, «Ареопагитик», Псевдо-Иустина, Псевдо- Кирилла Иерусалимского , свт. Ефрема Антиохийского, Иоанна Скифопольского и свт. Анастасия I Синаита, патриарха Антиохийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Следующая работа также посвящена современнику свт. Филофея – это статья Православной энциклопедии С. Я. Гагена и Д. И. Макарова « Иоанн Кантакузин » 2015 г. 195 Краткая характеристика. Личность свт. Филофея упоминяется в контексте жизни и деятельности имп. Иоанна VI Кантакузина. Обзор работы. Статья содержит следующую информацию о свт. Филофее (Коккине): – Заголовок «Единоличное правление И. К. (1347–1354)». Здесь упоминается о том, что имп. Иоанн Кантакузин посылал свт. Филофея к патриарху Каллисту, чтобы уговорить его вернуться на патриарший престол и короновать Матфея, сына Иоанна Кантакузина . Но так как Каллист отказался, то коронацию провел новый патриарх, свт. Филофей (Коккин). Далее сообщается, что после отречения имп. Иоанна Кантакузина от престола в декабре 1354 г. свт. Филофей бежал из столицы. – Заголовок «Богословские сочинения». Говорится, что имп. Иоанн Кантакузин в своем 1 «Опровержении Прохора Кидониса» к защитникам Православия причисляет свт. Григория Паламу и патриархов Константинопольских Каллиста I и Филофея (Коккина). Ниже упоминается, что свт. Филофей давал читать Прохору Кидонису для вразумления трактат «Опровержение» имп. Иоанна Кантакузина . Далее говорится о том моменте, когда решался вопрос созыва Вселенского Собора для объединения западной и восточной Церквей. Когда стороны договорились, что Собор состоится в Константинополе между началом июня 1367 и концом мая 1369 г., патриарх Филофей «тут же разослал приглашения на этот Собор». Но этот собор не состоялся ввиду отрицательного отношения папы Урбана V к идее Собора. В 2009 г. была опубликована статья в Православной энциклопедии, посвященная афонскому монастырю Великая Лавра. Автор работы – иером. Дионисий Шленов . 196 Краткая характеристика. Свт. Филофей (Коккин) упоминается в рамках истории монастыря Великая Лавра. Обзор работы. Статья содержит следующую информацию о свт. Филофее: – Заголовок «Византийский период». Здесь свт. Филофей упоминается при описании событий 1339 г., когда свт. Григорий Палама прибыл на Афон для подписания Святогорского Томоса. Этот томос, кроме прочих, был подписан свт. Филофеем (Коккиным), тогда «лаврским иеромонахом». Далее указывается, что впоследствии свт. Филофей был избран игуменом Великой Лавры и служил на этом поприще в 1344–1347 гг. (что неточно, см. Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 54–55), а затем Патриархом Константинопольским в 1353–1354 гг. и 1364–1376 гг. (1 срок патриаршества также указан неточно, см. прим. 293 ). Ниже есть указание, что в 1367 г. патриарх Филофей завещал Великой Лавре подворье вмч. Димитрия недалеко от ворот Платея в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В Деяниях Собора в Халкидоне, сохранивших ход и последовательность его заседаний, имеется важное свидетельство того, что свт. Лев разделял учение свт. Кирилла. 41 После прочтения двух важных посланий святителя Александрийского епископы собора единодушно заявили: «Все так веруем! Папа Лев так верует! Анафема тому, кто разделяет, и тому, кто сливает! Эта вера архиепископа Льва; Лев так верует; Лев и Анатолий так веруют; все так веруем; как Кирилл, так веруем. Вечная память Кириллу ». 42 И после прочтения Томоса свт. Льва епископы, как об этом свидетельствуют церковные историки и Mansi восклицали, что «устами Льва вещает сам апостол Петр», «анафема тому, кто не так верует; это через Льва изрек Петр; этому учили Апостолы...Лев и Кирилл учат согласно; это вера истинная; православные так думают; это вера отеческая». 43 То, что свт. Лев мыслил о Боговоплощении, как и свт. Кирилл Александрийский , доказывается им же самим в письме к епископу Юлиану Косскому. Но не только это. Как доказывает профессор И. Романидис, на соборе все епископы были сторонниками учения свт. Кирилла и поэтому в течение пяти дней тщательно сверяли текст Томоса свт. Льва Великого с Третьим посланием свт. Кирилла к Несторию и 12-ю анафематизмами. 44 И именно это и дало право всем епископам утверждать о верности, православности и точности Томоса свт. Льва Великого . Церковная память также хранит повествование о написании свт. Львом этого послания к свт. Флавиану против ереси Евтихия. Свт. Софроний патриарх Иерусалимский в своем знаменитом «Луге духовном» помещает достойный самого пристального внимания рассказ о том, как свт. Лев после написания текста послания положил его на гроб апостола Петра. В течение сорока дней Римский святитель постился и молитвенно просил Апостола исправить все вкравшиеся в текст неточности. После чего ему явился сам апостол Петр и возвестил о том, что им исправлены все ошибки его собственной рукой. 45 Церковный историк Евагрий Схоластик Томос свт. Льва характеризует такими словами: «Ибо это послание согласно с исповеданием великого Петра, и есть как бы столп против людей зломыслящих». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Однако после их взаимного низложения произошли следующие события: был убит Варда; коварно был убит Михаил, на императорский престол взошел Василий Македонянин. Свт. Фотий обличил Василия в убийстве императора Михаила и отказался преподать ему Божественное Причастие. Василий пришел в ярость и созвал Поместный Собор, который низвел свт. Фотия с патриаршего престола и возвел на его место свт. Игнатия. Умер Римский Папа Николай, а вместо него был избран Адриан II. Император пригласил представителей Римского Папы Адриана и восточных патриархов и составил против свт. Фотия так называемый Собор 869 года, который предал свт. Фотия анафеме. Однако высокомерное поведение римлян на Соборе и их притязания на власть над болгарами привели императора в гнев. Затем умер Папа Адриан II, на его престол взошел Иоанн VIII. Умер также Патриарх свт. Игнатий, а на патриарший престол снова был возведен свт. Фотий. При свт. Фотии, в 879 г., состоялся еще один церковный Собор. Собору против свт. Фотия предшествовало десятилетнее правление святителя; хотя он был созван как Вселенский и латиняне называют его «Восьмым Вселенским Собором», но восточные патриархаты расценили его как Разбойничий из-за его неканонических решений и исключили из числа православных Соборов 182 . «Все, совершенное на нем, не получило признания, и даже вышло определение отвергнуть его, публично осудить и вообще не называть Собором и к Соборам не причислять», – пишет прп. Никодим Святогорец 183 . А собор при свт. Фотии не только был созван как Вселенский, но и полностью удовлетворяет всем требованиям православного Собора. На этом Соборе в который раз проявилась гордость римской кафедры и Римских Пап, стремившихся добиться преимущества власти над Церквами Востока. Папа Николай I, как было сказано, не признал извержения свт. Игнатия, наложенное на него Собором 861 г. Его отказ признать решение Собора был логическим и законным действием, однако его последующее решение низложить свт. Фотия в одностороннем порядке, то есть соборным постановлением одной своей (западной) иерархии, было неразумным и нарушало церковные правила. Церковный обычай требовал в таких случаях созыва Вселенского Собора и рассмотрения на нем соборного решения определенной Поместной Церкви. В данном случае, нестроения в Константинопольской Церкви были ее внутренней проблемой. Путь ее решения определил свт. Фотий, отправив патриархам Востока и Запада послания с просьбой о созыве Вселенского Собора. Этот путь был законным и каноническим. Тщеславный Папа Николай низложил свт. Фотия в одностороннем порядке, вопреки церковным канонам, и это действие Досифей Иерусалимский характеризует как святотатство, заключающееся в присвоении себе власти Вселенского Собора 184 :

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

«Послание Никыфора, митрополита Кыевскаго, к великому князю Володимеру, сыну Всеволожю, сына Ярославля» (в лит-ре вслед за митр. Макарием (Булгаковым) принято название «Послание о посте и воздержании чувств» (нач.: «Благословен Бог и благословено святое имя славы Его, благословене и прославлене, мои княже...»)) не имеет датирующих признаков. Скорее всего оно написано уже во время пребывания кн. Владимира Всеволодовича на киевском столе и в таком случае датируется 1114-1121 гг. Как отметил И. С. Чичуров , Пасха в 1113 г. пришлась на 6 апр., а Владимир Мономах стал киевским правителем 20 апр., поэтому логично отнести время написания послания к периоду не ранее Великого поста 1114 г. (Пасха - 29 марта) ( Чичуров. 1990. С. 141). Митрополит обращается с наставлениями к князю в связи с приближающимися днями Великого поста. Адам пал из-за нарушения поста, поэтому Сам Христос постился, «да преслушание роздрушить»; «преступлениа убо ради праотца вси языци пост творять». Поскольку князь отличается благочестием, «то не потребно есть к такому много о посте беседовати». Поэтому Н. «ина некая» собирается предложить князю, он излагает учение о душе: «...душа от триих части есть, рекше, силы имать - словесное, и яростьное, и желанное» ( Понырко. 1992. С. 67). Это послание носит более философский характер по сравнению с др. известными сочинениями Н. Высказывания Н. о тричастности души свидетельствуют о его знакомстве с творениями Платона (см.: Вальденберг. 1916, 2006; Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 347-349), свт. Григория Нисского ( Голубинский. История РЦ. С. 858) и, вероятно, с сочинением кон. XI в. современника Н.- Филиппа пустынника (см.: «Диоптра» Филиппа Монотропа: Антропологическая энцикл. правосл. средневековья. М., 2008. С. 110, 157; Прохоров Г. М. Устройство древнерусской души: «словесное», «яростное» и «похотное»//Искусство и история: Актуальные проблемы теории и истории культуры. СПб., 2002. С. 11-16). По Н., высшее начало в человеке - «словесное» (т.

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Исх.25:22: «И познанъ буду тебе оттуду, и возглаголю тебе съ верху очистилища между двема херувимы, иже суть надъ кивотомъ cbuдehiя...» (ц.-сл.); «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым» ( синод. пер. ). Никифор, свт. Опровержение третье, 56. Указ. соч. С. 216–217. Перевод исправлен по греч. оригиналу: PG 100, 481 B. Никифор, свт. Опровержение третье, 28. Указ. соч. С. 167. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение первое, 24. Указ. соч. С. 1–96. С. 44. PG 100, Col. 261 B–C. Никифор, свт. Опровержение третье, 26. Указ. соч. С. 164–165. δνμις – сила, мощь; могущество, власть; чудотворная сила (Н.З.) (см.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991). Никифор, свт. Опровержение первое, 22. Указ. соч. С. 36. Никифор, свт. Опровержение первое, 41. Указ. соч. С. 76. PG 100, Col. 304 B, C. Никифор, свт. Опровержение первое, 48. Указ. соч. С. 93–94. PG 100, 324C–325B. Перевод исправлен нами по греч. оригиналу: δυνμει переведено как «возможность» (а не «сила», как в указанном издании) в соответствии с философским значением термина – «возможность, потенция» (см.: Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1/Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). О божественной и тварной силе свт. Никифор рассуждает в следующем 49-м параграфе. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение первое, 49. Указ. соч. С. 94. PG 100, Col. 325 C, D. Никифор, свт. Опровержение третье, 61. Указ. соч. С. 220. Никифор, свт . Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам, 23//Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского: В 2 ч. Ч. 1. – Св.-Троицкая Сергиева Лавра: собств. тип. – 1904. – 442 с. – С. 138–378 с. (Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 65). С. 183. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт . Слово в защиту непорочной, чистой и истинной…, 66. С. 318.

http://bogoslov.ru/article/6193123

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. 110, 2//Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 310–312; его же. Беседы на Посл. к Рим. 10, 3//Творения. Т. 9. С. 597. 267 Свт. Иоанн Златоуст. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим, 1//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 769–770. 268 Бердяев Н. О назначении человека. С. 220. 269 В некоторых рукописях эти беседы приписываются святителю Иоанну Златоусту, по этой причине они включены в тот том Миня (т. 56), где содержатся творения этого святого отца. 270 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе, 3. «В следующий день…», 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 298–299. 271 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 2–3//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 299–300. 272 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 4//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 300. 273 Свт. Иоанн Златоуст. Большое огласительное слово, 2, 7. 274 Свт. Григорий Палама. Богословские главы… 53, 54. 275 О том, как телесная смерть стала благодеянием и как человеколюбие Божие обратило ее на пользу человека, см. также: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και Ανθρωπισμς. θηναι, σ. α. Σ. 376–380. 276 Свт. Афанасий Александрийский. О воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Сергиев Посад, 1903. Ч. 1. С. 198–199. 277 Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 9; Слово 38, 13//Собрание творений. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 528–529, 666–667. 278 Свт. Афанасий Александрийский. Указ. соч. С. 200–201. 279 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 16: «Как начало смерти, происшедши в одном, перешло на весь человеческий род; таким же образом и начало воскресения чрез Единого распростирается на все человечество»//Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 49–50. См. также: Опровержение Евномия. Кн. 5, 4: Единородный Сын Божий Своим благоволением «человеческое естество […] опять чрез Себя же привлек к бессмертной жизни чрез человека, в котором вселился, восприяв на себя целую человеческую природу, и Свою животворную силу примешал к смертному и тленному естеству»//Творения. Ч. 6. М., 1864. С. 24. 280 Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 3. М., 1993. С. 77. 281

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

18 марта 681 г. Прочитан кодекс свидетельств св. отцов, представленный Римской кафедрой: папы Римского св. Льва из послания имп. Льву (Leo Magn. Ep. 165. 8); свт. Амвросия Медиоланского из 2-й книги о вере, к имп. Грациану (Ambros. Mediol. De fide. II 7. 7-37), и из 6-й книги толкований на Евангелие от Луки (Idem. In Luc. 10. 592-595); свт. Иоанна Златоуста из 2-го Слова на тех, к-рые оставили собрание (Ioan. Chrysost. De consubst.), из толкований на Евангелие от Матфея (In Matth.) и из толкований на Евангелие от Иоанна (In Ioan.); свт. Григория Нисского из «Опровержения мнения Аполлинария» (Greg. Nyss. Antirrh. c. Apollin.), из «Устроения человека» (De hom. opif. 4) и из «Опровержения Евномия» (Contr. Eun.); свт. Кирилла Александрийского из 24-й, 32-й глав «Сокровища о Святой и единосущной Троице» (Суг. Alex. Thesaurus), из сочинения против Юлиана (Contr. Jul. III 12), из толкований на Евангелие от Матфея (In Matth.), из толкований на Евангелие от Иоанна (In Ioan.) и из речи к имп. Феодосию о правой вере (Ad Theodosium); свт. Епифания Кипрского из «Панария» против ариоманитов (Epiph. Adv. haer. 69. 61. 2-5); свт. Григория Богослова из 2-го Слова о Боге Сыне (Greg. Nazianz. Or. 30. 12); отрывок из приписываемого свт. Афанасию Великому соч. «Против Аполлинария» (Athanas. Alex. Contr. Apollin. I 15); блж. Августина из 5-й книги против пелагианства Юлиана (Aug. Fragm. contr. Julian.//PL. 45. Col. 1476); папы св. Льва из послания к Флавиану, архиеп. К-польскому, и из 2-го послания к имп. Льву (Leo Magn. Ep. 165. 6); Псевдо-Иустина из изложения веры (Theodoret. Exp. fidei. 12); свт. Иоанна, архиеп. К-польского (псевдо), из Слова на день ап. Фомы, против ариан (In sanct. Thomam); свт. Григория Нисского из «Опровержения Евномия» (Greg. Nyss. Contr. Eun. V 5; XII 1), из послания к Евстафию о Св. Троице (Ad Eustath.); имп. св. Юстиниана из соч. против несториан и акефалов (Adv. nestor. et aceph.//ACO II. Vol. 2 (1). P. 350.9-352.5; ДВС. Т. 4. С. 125-126), из догматического послания к Зоилу, патриарху Александрийскому (Там же. С. 126-127); свт. Ефрема, архиеп. Антиохийского, из «Апологии Халкидонского Собора» (Apol. 56, 64//PG. 86 (2). Col. 2104-2105; ДВС. Т. 4. С. 127-128); свт. Анастасия I Синаита, архиеп. Антиохийского, из апологии в защиту книги папы св. Льва; свт. Иоанна, еп. Скифопольского, из 8-й кн. против Севира (Apologia//ACO II. Vol. 2 (1). P. 362. 18-364. 9; ДВС. Т. 4. С. 130).

http://sedmitza.ru/text/758858.html

Игнатий Брянчанинов , 42, 371). Признайте и исповедуйте Бога правителем мира; благоговейно с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его: из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 85). Источник. Взятие креста своего, т. е. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере; во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (см.: Мф. 17, 24 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когда увидит, что нива его покрывается плевелами: с терпением, постоянством и трудом он исторгает и исторгает их (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 435). Источник. Совершенство терпения – благодушно терпеть, а паче с радостью, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Восставьте веру, что, терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, и радуйтесь тому (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Терпение во всяком деле и во всяком служении требуется, и без него нигде ни в чем успеха не бывает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Источник. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет, – на пять, десять, двадцать. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай перед глазами... за терпение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Что для вас особенно потребно – есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения – в рай (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть... Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа... Он единое имеет в намерении – спасение наше. Принимайте же все как живительное врачевство, хотя и горькое, но полезное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 203). Источник. ...Колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 9). Мирное терпение – могущественное средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 42). Ударение в ланиту не буквально только надо понимать... всякий вообще поступок ближнего, которым, как нам кажется, не отдано нам должного внимания и почета, которым чувствуем себя униженными, от которого страдает... гонор наш (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). ...Если мелочи... не умели мы перетерпеть, куда же потерпеть нам больше? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. ...Надо всякий случай неприятный претерпевать, не пропуская, и претерпевать с радостью, без нарушения мирных отношений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. Первый предмет терпения есть – терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010