380 «Οδαμο γραμματεα, οδαμο συνθκαι.... λλ τ μγιστον κα σφαλς γραμματεον τς κρης τρπος». In Cap. ΧΧΙV Genes, homil. LXVIII, nr. 6, Col. 442 , t. LIV Migne. В русск. перев.: Т. IV. Кн. II, с. 537. 383 Страсть к роскоши делала людей крайне неразборчивыми в отыскании средств для ее удовлетворения. Изнеженные тунеядцы нисколько не стыдились, когда им замечали, что они живут на средства своей жены, и с беззастенчивостью отвечали: «Было бы приятно да сладко, а то пусть хоть умру». – «О диавол, какие поговорки ввел он в мир! – восклицает со скорбью святитель. – Если бы свиньи и нечистые псы могли говорить, сказали ли бы они что-нибудь хуже этого?» Беседа LXXIII на Еванг. Матфея. С. 250–251. 385 Эти воззрения на телесную красоту высказывали и греческие поэты – поклонники красоты. «Красота, – говорит один из них, – никогда еще не давала сил жене удерживать при себе сердце мужа. Добродетель же, напротив, была полезна большинству их. Действительно, всякая добродетельная женщина, раз она связана союзом брака с мужем, остается строгой исполнительницей обязанностей стыдливости». Строматы. Кн. IV, гл. ХХ. 387 См.: Похвала Максиму... С. 232. – Ср.: Беседа ХХ на Посл. к Ефесянам. С. 318. «Телесная красота, не соединенная с душевною добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь. Те же, которые блистают душевной красотой, чем более проходит времени, тем сильнее привязывают к себе своих мужей и более воспламеняют их любовь». 393 «Nec in terris filii sine consensu patrum recte et iure nubunt». См.: Coll. Selecta ss. Ecclesiae Patrum Guillon., t. 5. Paris, MDCCC, XXIX ad. uxor., lib. II, cap. IX, p. 318. 396 Беседа XLIX на Еванг. Матфея. Ч. II, с. 341. – Ср.: Беседа XII на Посл. к Колоссянам. С. 213–214. 399 «Законный брак заключают между собою те римские граждане, которые вступают в сожитие согласно с предписаниями законов, лица мужеского и женского пола, совершеннолетние (masculi puberes, feminae autem viripotentes)». См.: Instit. lib I, tit. Х de nuptiis. – Что касается времени совершеннолетия, то долгое время относительно этого постановления не было. Совершеннолетием для мужчин признавалось, вероятно, время после наступления возмужалости, именно 16 л., а по законам Юстиниана – 14 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

216 «Брак, по Тертуллиану , есть соединение Богом двоих в одну плоть; всякое соединение после какого бы то ни было расторжения брака будет прелюбодеянием». De monogamia, с. IX. Второбрачный «alium habebit in spiritum, alium in carne. Hoc erit adulterium, unius foeminae in duos viros conscientia». De monog., c. X–XI, col. 941–3. 219 См.: Ad uxor., lib. 1, C. IV. – Интересно отметить, что Тертуллиан , сравнивая вдов с девственницами, отдает полное предпочтение первым. Девство легче, ибо легко не желать того, чего не знаешь. Девица может считаться более счастливой, а вдовица более страждущей (laboriosior); та – потому что всегда имела благо, а эта – потому что нашла его. См.: Ad uxor., c. VIII, col. 1287–1288. 225 См.: Advers. Marcion., lib. IV, c. XXXIV. «Illicite enim dimissam pro indimissa ducens, adulter est. Manet enim matrimonium, quod non rite diremptum est. Manente matrimonio nubere adulterium est». Moy и Roskowany это свидетельство не нравится и посему они illicite относят к ducens, так что все выражение изменяется так: «Dimissam pro indimissa illicite ducens, adulter est». – См. также: Moy Е. Op. cet. S. 20, Anmerk. 26; Roskowany А. De matrimonio in ecclesia catholic (Vindelic, 1840) t. II, p. 222–223; Cigoi А., S. 13. 228 См.: Moy Е. Das Eherecht der christen. Regensburg, 1838, S. 18–20. – Однако с таким утверждением не соглашается Launoi, который делает такую ссылку на Maldonat " a: «De Tertulliano Ioan. Maldonatus in c. XIX Matth. sic censet: Legimus nonnulos auctores veteres in ea fuisse sententia, Tertullianum lib. IV contra Marcionem scilicet, ut liceret mareto, dinussa propter adulterium uxore, celiam ducere». Launoi J. Opp. T. I, pars II colon, 1731. p. 826. – См. также: Cigoi А. Op. cet. S. 12. 229 «Unde sufficiam ad enarrandam felicitatem eius matrimonii, quod ecclesia conciliat et confirmat oblatio, et obsignat benedictio, angeli renuntiant, Pater rato habet?» Ad uxor., lib. II, c. IX, col. 1302. 231 Катанский А. Л. К истории литургической стороны Таинства Брака//Христианское чтение, 1880. Январь–февраль. С. 103. – Ср.: цит. иссл. его же: Катанский А. Л. Догматич. учение о семи церковных таинствах. С. 318–319 и прим. 3 (с. 318).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

4174 «Иметь богатство, рассуждает Златоуст, не грешно, грех – не разделять его бедным» 4175 , ибо «не богатство – зло, а любостяжание и сребролюбие». 4176 «Иное дело, замечаете он, достаточный и иное корыстолюбивый». 4177 Ведь «если бы богатство было злом, то мы все не молились бы войти в недра Авраама, который имел 318 рабов, рожденных в его доме». 4178 Слова Златоуста «в одеждах, столе, жилище и всем прочем (хотя и) будем искать, (но) только нужного, а из- —794— лишнего не нужно» 4179 составляют фон или основной тон рисуемой им картины социального строя, ибо «любостяжание, против которого всеми силами борется св. Отец, в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего». 4180 Сюжетом же этой картины будет возвращение человечества к естественному порядку, нарушенному и нарушаемому, по Златоусту, «сребролюбием». 4181 «Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным, и, приведши (людей), не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и туже землю. Каким же поэтому образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли?». 4182 Или еще «Бог для того дал нам руки и ноги, чтобы мы не имели нужды в слугах; и не нужда ввела сословие рабов, – иначе вместе с Адамом был бы сотворен и раб». 4183 Равным образом «слово – это «мое» – проклятое и пагубное; оно привнесено от диавола». 4184 «А сначала не было так». 4185 В этих немногих словах может быть выражена сущность учения Златоуста об естественном состояние людей, которое, с его точки зрения, является идеалом для человечества. Для осуществления этого идеала, для того, чтобы, как выражается Златоуст, сделать «землю небом» 4186 , «передадим имущество свое в руки нуждающихся» 4187 , «разделим, что есть у нас, с бедными» 4188 , «все, что имеем, расточим на них» 4189 , «отдадим богатства бедным». 4190 «Ты имеешь —795— лишний дом, обращается к своему слушателю или читателю Златоуст? Продай его и отдай нуждающимся»… 4191 Бог, если и дозволил нам иметь деньги», то только «для передачи друг другу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

277 См.: Fitzmyer J. A. The Gospel according to Luke (X–XXIV). P. 1100–1101; Hultgren A. J. The Parables of Jesus. P. 150–151. 280 Некоторые комментаторы на основании использования термина κριος в словах И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил делают вывод, что эти слова являются авторским текстом Луки и относятся к Иисусу. См.: Jeremias J. The Parables of Jesus. P. 45–46; Ellis E. E. The Gospel of Luke. P. 199. Такое понимание, однако, не разделяет большинство исследователей. 289 Упомянем, однако, что в самой древней из сохранившихся рукописей Евангелия от Луки – папирусе III в. из Бодмеровской библиотеки (P 75 ) – богач назван именем «Невес» (Νευης), а в коптской версии (сахидский диалект) – Ниневес. 291 Во многих древних рукописях слово «крошки» отсутствует. Соответственно, текст читается: «…и желал напитаться тем, что падало со стола богача». 292 Bultmann R. History of the Synoptic Tradition. P. 196–197; Crossan J. D. In Parables. P. 66–67; Scott B. B. Hear then the Parable. P. 142–146. 312 Jeremias J. The Parables of Jesus. P. 142 (пример из Вавилонского Талмуда); Manson T. W. The Sayings of Jesus. P. 311 (пример из Палестинского Талмуда). Оба примера относятся к V в. 315 Вряд ли Златоуст исходит из того, что фарисей молился вслух; скорее всего, услышав это – риторическая фигура. 318 Тем не менее уже в IV в. эти слова воспринимались как часть канонического текста. См.: Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 64, 3 (PG 58, 612). Рус. пер.: С. 654. 324 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 64, 3–4 (PG 58, 613–614). Рус. пер.: С. 655–656. 328 Исаак Сирин. Слова подвижнические. 6 (De perfectione religiosa. P. 86–87). Рус. пер.: С. 311 (Слово 58). 330 Исаак Сирин. Слова подвижнические. 50 (De perfectione religiosa. P. 357). Рус. пер.: С. 431–432 (Слово 90). 333 Davies W. D., Allison D. C. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to Saint Matthew. Vol. I. P. 70. 334 Матфей – единственный из евангелистов, кто использует это причастие, происходящее от глагола μεταμλομαι («раскаиваться»). Второй раз он употребит его по отношению к Иуде ( Мф. 27:3 ). См.: Nave G. D. The Role and Function of Repentance in Luke–Acts. P. 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Казалось бы, если речь идет всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия? Златоуст поясняет: «Они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти... красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности». В соответствии с этим, 120 лет трактуются как период, на который было отсрочено наказание, а исполины – просто как могучие люди, никакой прямой связи между этими браками и их рождением Златоуст не проводит. Точно такой же точки зрения придерживается и Феодорит Киррский 317 , который излагает ее еще более подробно. Ссылаясь на то, как Аквила переводит Бытие 4 («тогда начали именоваться именем Господа»), он утверждает, что Еноса стали именовать богом, и такое же название перешло к его потомкам. Исполины в его трактовке оказываются не столько могучими, сколько богопротивными людьми. Ефрем Сирин 318 уже достаточно подробно, в стиле иудейского мидраша, рассказывает, как потомки Сифа стали бросать своих прежних жен и устраивать новые браки с потомками Каина, что привело к совершенному хаосу и распутству. Повторяется этот мотив и в гимнах Ефрема 319 . Его толкование стало нормативным у позднейших сирийских авторов 320 . Августин подробно и обстоятельно разбирает этот вопрос. Вот его вердикт: «Существует весьма распространенная молва... что сильваны и фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто являются сладострастникам и стремятся вступать и вступают с ними в связь... Но что касается святых ангелов Божиих, то я никогда не поверю, чтобы они могли в то время так пасть... сыны Божии, которые называются и ангелами Божиими, смешались с дочерьми человеческими, т. е. с дочерьми живущих по человеку; т. е. сыны Сифа с дочерьми Каина... Благодаря Духу Божию они были ангелами Божиими и сынами Божиими; но когда уклонились к худшему, стали называться людьми, именем природы, а не благодати» 321 . Характерно, что, когда к этому вопросу приступил М. Лютер в своих «Лекциях на Книгу Бытия» 322 , он уже не сомневался, что речь идет именно о потомках Сифа. Представление о злых духах он считает полностью иудейским, хотя и отмечает, что наиболее разумные из иудеев его отвергают. Он отнюдь не отрицает реальность инкубов и суккубов (злых духов, вступающих в половую связь с людьми), но считает, что от таких союзов не могло быть никакого потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Иоанн Златоуст. Беседы о Лазаре. С. 193—195 (Беседы к антиохийскому народу. Т. I. Изд. С.-Петерб. Духовн. академии). 312 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346. 313 Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage. 314 Ibid. S. 207. 315 Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I. 316 Св. Киприан Карфагенский. Письма. С. 21—22 (Твор. св. Киприана. Изд. 1-ое Киев. Духовн. академии. Т. I). 317 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 346—347. 318 Правила св. Апостолов, св. соборов и пр. с толкованиями. С. 522—525, 617—618. 319 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. P. 211—212. 320 Евсевий. Жизнь Константина Великого. Кн. 4, гл. 25. 321 Феодорит. Церков. история. Кн. 5, гл. 26. 322 Chastel. Histoire... P. 283, 285. 323 В качестве источников и пособий для нашей статьи будет следующее: 1) Harnack. Tractat De aleatoribus — die alteste lateinische christliche Schrift. Лейпциг, 1888. 2) Свидетельства древних христианских писателей и правила соборов (цитирование будет сделано в тексте статьи). 3) Pauly " " s Real-Encyklo-padie der classischen Alterthumswissenschaft. Bd. I, Artikel: Alea. Stuttgart, 1854. 4) Любкера — Реальный словарь классической древности. Перевод Модестова. Выпуск 5-й, статья: Игры. Петерб., 1887. 324 Впрочем, нужно сказать, что и всякая игра на деньги (например, игра в карты), хотя бы и она не считалась законами азартной, на деле может становиться азартной. Потому что игроки могут играть, что называется, «по большой» (на крупные суммы), вследствие чего даже дозволенная игра может принимать характер азартной игры; притом же почти никогда игра на деньги не обходится без ссоры и часто крупных неприятностей между игроками. Следовательно, каждый человек, играющий на деньги, нуждается в предостережениях и уроках благоразумия. 325 Дальнейшая наша речь будет идти о древних христианах, т.е. о христианах от II до IX в. 326 Большая часть свидетельств, приводимых нами при рассказе о распространении игр между христианами, не цитируются здесь, ибо будут процитированы ниже. 327 Вот некоторые из таких надписей: Victus (это слово употреблено здесь в значении счастливого игрока) leva te, ludere nescis, da lisori iocum (дай место игроку); Domine, frater hilaris semper ludere tabula (брат пусть всегда весело играет на игорной доске). Полный перевод делать неудобно. 328 Ср. Апостольские правила 42-е и 43-е. 329 Предание это, вероятно, возникло по той причине, что различные «ходы» в игре носили имена лиц исторических или мифологических, что является признаком учености. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Малицки, цркве, Београд 1933; I, 98). Спиритисти се «духовним» као што су чинили монтанисти себе «пневматики», а православне «душевним» (психики). Неки спиритисти пост дужи и од црквеног, као и монтанисти и т.д. 268 Пастир, Заповест XII, 13–16, Вивлиотхики Еллинон патерон, изд. Апост. диакониа Атина 1955, Т. III, 64. 283 Мат. гл. 20, 27–28, Вивлиотхики тон Еллинон патерон, изд. Апост. диакониа, Атина 1958, Т. 14, стр. 39. 285 Цркве нема карактер «чистог» То би био «гносис» Цркви Догмати истините Цркве свагда два аспекта: «онтолошки» и «сотириолошки». Она као дом живога Бога, пре свега и изнад свега, живота. човека и зато апстрактна оно чиме се она првенствено бави, него се пак достиже кроз Христових заповести о према Богу и Старац Силуан, Диселдорф 1975:203). Митрополит Храповицки с правом писао да сви, и догмати Православне цркве етичку поставку и захтеве догмата Пресв. Троици», догмата о Св. Духе», догмата Церкви»; Сборник избранних Београд 1935:1–42). У том погледу Св. Златоуст каже: «Као што имати користи ако праве догмате станемо живети немарно, тако и тада, кад добро (исправно), ништа учинити за ако будемо немарни према правим догматима» в русским С. Петербург 1898, Т. IV, 107). А тако вели Св. Богослов : несавршена без праксе (логос апрактос), као и пракса без (праксис алогос)» (Т. Кастанас Аг. Григориу ту Тхеологу, Аполегетикос, Атина 1948:453). 296 Трембелас, н. д. 53. Проф. др на благодатну везу Бога и незнабожаца. На основу Св. Писма и Св. Отаца, он да се грех коснуо брака као Св. у те она сачувана не само код и пре Закона, него и код осталих народа. «Ако у незнабоштву сачувана ова – вели он – «онда не треба сматрати незнабожачки свет као нешто потпуно негативно, као царство «кнеза овог света» ( Иов. 16:11 ). брака била канал кроз се благодат непрестано изливала на грешно човечанство. А пошто цела култура…, по мисли Св. Богослова , има извор у браку, онда остала божанственом ни она, и зато као гвоздене отпатке из привукло из више сродних елемената и узело их као за Цркве” брака, Београд 1934:57). 303 устави еп. Феофаном, Москва 1892, 11; др Светих, Београд 1974, 386. 310 Унион Кретиен, 1862, 83, у Хр. Андруцу, Догматики тис ортходоксу анатоликис еккилисиас, изд. Астир, Атина 1956, 269. Дело овог писца православне Цркве», издато на срп. у два маха: у преводу М. Паренте, Задар 1886, и архим. Н. Београд 1891. 314 Пидалион, Атина 1970, 368, 369. Но канон ушао у опште обавезне зборнике Православне цркве, те га нема у Милашевим Правилима. У Пидалиону и Синтагми наведен под називом Кархидонског сабора, посебно од правила Картагинског. 316 Он вели: су они (Оци) познавали само Цркву и само та Црква обавити може.» (Милаш. Правила, Н. Сад 1895, I, 275). У разговору са дописником «Гласа концила» г. Данило, епископ марчански заступа исти овакав став («Глас концила» бр. 22, од 9. XI 1969, стр. 6). 318 «Ни не од нечестивих нити оно побожних не обезвредните другим» (изд. ВЕПЕС, Атина 1655, Т. II, 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Минь. Т. V. С. 504 Творения Т. V. С. 565, 566 608. Отношение жены к мужу, жена работница и жена, любящая дорогие украшения и наряды Ускори и смеси три меры муки чисты ( Быт. 18:6 ). Трудное поручение, не легкое приказание! И Сарра не сказала: что это? Разве для того я сочеталась с тобою браком, чтобы мне месить и печь хлеб, жене, имеющей такое богатство? У тебя 318 рабов, и ты не хочешь приказать им, а мне поручаешь эту службу? Не сказала она ничего такого и даже не подумала. Она была женою Авраама не только по союзу плотскому, но и по союзу добродетели; потому он и говорит ей: ускори; а она с усердием принимает приказание, потому что знала обильные плоды гостеприимства… А нынешние жены? Принимают ли они подобные приказания, подобные занятия? Покажи мне руку жены, любящей украшения, и ты увидишь, как эта рука снаружи покрыта золотом, а внутри подвергнута осаде. Достояние скольких бедных, скажи мне, носит рука твоя? Протяни ко мне руку твою, покажи ее: чем она отягчена? Любостяжанием. Посмотри на руку Сарры: чем она украшена? Странноприимством, милостыней, любовью, нищелюбием. О, прекрасная рука! Посмотри на ту и другую руку: вид их одинаков, но велико между ними различие. Здесь потоки слез, а там венцы и награды. Говорю это для того, чтобы ни жены не требовали украшений от мужей, ни мужья не слушали жен, требующих этого. Минь. Т. V. С. 507 Творения Т. V. С. 568 609. Золото не украшает души женщины, а губит ее Какая тебе, жена, польза от золота? Чтобы казаться красивою и благообразною? Но это нисколько не придает красоты душе твоей. Будь красива душою, – тогда будешь приятна и по телу. Мудрость человека просветит лице его ( Еккл. 8:1 ). А мудрость есть свойство души. Ничто так не производит расположения и привязанности, как любовь. Если муж любит тебя, то, хотя бы ты была и безобразна, ты кажешься ему приятною; а если он ненавидит тебя, то, хотя бы ты была благообразна, он не захочет смотреть на тебя. Ненависть души не позволяет видеть красоты лица… Все это, жена, ты не только принимай слухом, но пусть изменится и сердце твое. Слова мои суть горькие лекарства, горькие на время, но доставляющие постоянную радость. Я – врач, я очищаю раны, чтобы они, застаревши, не сделали разрез более тяжким… Для чего, скажи мне, ты носишь шелковые одежды, ездишь на златосбруйных конях и украшенных лошаках? Лошак украшается снизу; золото лежит и на покрывале его; бессловесные лошаки носят драгоценности, имея золотую узду; бессловесные лошаки украшаются; а бедный, томимый голодом, сидит при дверях твоих, и Христос мучится голодом. О, крайнее безумие! Какое оправдание, какое прощение получишь ты, когда Христос стоит пред дверьми твоими в виде бедного, а ты нисколько не трогаешься?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

При богатстве своём Олимпиада вела жизнь смиренной рабы Божией. Воспитанная в пышности и неге, она отказалась от всех удовольствий света и вела жизнь простую. Никогда не вкушала она мяса; не принимала ванн, которые так нужны в жарком климате. Ночные бдения обратились ей в привычку и время её посвящалось преимущественно молитве. Обхождение её с другими дышало христианской скромностью и искренностью. «Наружность её открытая, нрав искренний, одежда даже одетым в лохмотья показалась бы ничего не стоящей; кротость её была такова, что превосходила простоту детей, говорит очевидец! 318 . Св. Златоуст , утешая её в скорбях, писал ей из заточения: «ты от природы получила самое нежное и слабое тело; знатная порода доставила тебе все способы роскошно питать его; но ты разными страданиями так истощила его, что оно теперь ничем не лучше мёртвого. Ты добровольно произвела в теле твоём такой род болезней, что их не могут вылечить ни искусство врачей, ни сила лекарств... Тебя не одолевает страсть к плотским удовольствиям и потому нет для тебя труда воздерживаться от них. Ты приучила своё тело столько принимать хлеба и питья, чтобы только не умереть. Скажу несколько слов вот об этой простоте и неизысканности, которую наблюдаешь касательно платья. Кажется, эта добродетель ниже других; но если внимательно рассмотреть её, найдёшь, что она весьма величественна, что она требует для себя души умной, стоящей выше всего житейского, парящей к небу. По сей причине не только в новом, но и в старом завете Бог запрещал страсть к нарядам и говорил: понеже вознесошася дщери Сиона и ходиша высокою выею и помизанием очей и ступанием ног, купно ризы влекущие по долу и ногами купно играющие: и смирит Господь начальныя дщери Сиона... И будет вместо вони смрад, а вместо пояса ужем препояшися ( Ис.3:16–23 )... Павел, обращая речь к светским женщинам, не только отклоняет их от нарядов золотых, но не дозволяет одеваться и в ценные одежды ( 1Тим.2:3 ). Ибо знал он, знал хорошо, что щегольство – тяжкая болезнь души; болезнь, с которой трудно бороться, – самый верный признак испорченного сердца» 319 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Pelikan J., The Shape of Death: Life, Death and Immortality in the Early Fathers, London 1962. Špidlik T., Il mistero délia morte nel pensiero dei cristiani dell’Oriente, in E. Ancilli (ed.), La morte incontro con la vita, Teresianum, Roma 1972, cc. 73–81. Špidlik T., Il problema délia sofferenza nella spiritualità russa, in La Sapienza délia croce oggi. Atti del Congresso internazionale (Roma, 13–18 ottobre 1975), Torino 1976, vol. II, cc. 479–485. Špidlik T., Les «strastoterpsi» dans la spirituatité slave ou la valeur chrétienne de la souffrance, RAM 43 (1967) 453–461. Духовная космология Callahan J. F., Greek philosophy and the Cappadocian cosmology, in Dumbarton Oak Papers 12 (1958) 29–57. Duhem C., Le système du monde, histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic, Paris 1914. Festugière A. J., La révélation d " Hermès Trismégiste,vol. II. Le Dieu cosmique, Paris 1949. Früchtel U., Die kosmologischen Vorstellungen bei Philo von Alexandrien, Leiden 1968. Moeller E. W., Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes, Halle 1860. Monod V., Dieu dans l " univers. Essai sur l " action exercée sur la pensée chrétienne par les grands systèmes cosmologiques depuis Aristote jusqu " à nos jours, Paris 1933. Norris R. A., God and World in early Christian theology. A study in Justin Martyr, Irenaeus, Tertullian and Origen, London 1965. Orbân A. C., Les dénominations du monde chez les premiers auteurs chrétiens, Nijmegen 1970. Pépin J., Théologie cosmique et théologie chrétienne (Ambroise, Exam. 1,1–4), Paris 1964. Scheffczyk L. – Volk H., Création, EF 1, cc. 281–305 (библиогр.). Zissis Th. N., Человек и мир в творении Бога в толковании св. Иоанна Златоуста (на греч. яз.) в сб.: Analecta Vlatadôn 9, Фессалоники, 1971. Флоренский П., Столп и утверждение истины, ор. cit., сс. 260–318. Мир в Библии Beaucamp E., La Bible et le sens religieux de l’univers, Paris 1959. Brox N„ Monde – Étude biblique, EF 3, cc. 105–114 (библиог.р.). Foerster W., κτζω, in Kittel 5 (1969) 1235–1330.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010