Подобно св. Иоанну Златоусту , особенно отметив умилостивительную жертву Ноя, толкует прп. Ефрем Сирин : «И пророчествовал Ламех о сыне своем, говоря: сей упокоит нас жертвою своею, которою умилостивит Бога от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог; потому что Бог, за грехи живущих на земле, в водах гнева истребит построенные нами домы и сады, над которыми трудились руки наши " 318 . 8.2. День окончания потопа. Древние предания 319 Губительные воды потопа смыли с земли род адамитов, первую человеческую цивилизацию. Нечестивые были наказаны. Но не навсегда прогневался Бог. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор... Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли ( Быт. 8:3–5,13 ). Счет месяцев древнего еврейского календаря начинался с месяца афаним (тишри), соответствующего нашему сентябрю. В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на горах Араратских. Кончилось плавание ковчега в бурных губительных водах потопа. Ковчег остановился на твердом камне Араратских гор. Почти полгода – от 17-го Нисана до 1-го числа месяца тишри, первого месяца в году, соответствующего сентябрю, ковчег стоял на горах Араратских, пока обсохла поверхность земли. Вышел же Ной с семейством из ковчега 27 числа второго месяца (Мархешван). Всего Ной пробыл в ковчеге ровно один год. Там, на горе Арарат, было положено начало истории Нового послепотопного человечества. Как некогда Адам, Ной стал новым родоначальником человеческого рода. Сохранилось немало преданий об этом новом начале человечества. Особенно интересны и значимы из них предания армянского народа. Ведь именно на земле Армении это произошло. Едва ли будет ошибочным мнение, что армянский народ – единственный в мире, который никогда и никуда не переселялся. Со дней Ноя армяне живут там, хотя и сменился у них после Вавилонского столпотворения язык. В Армении есть город Нахичеван (Нахичевань). Название города переводится «пристанище Ноя». Предание свидетельствует, что Ной, выйдя из ковчега на горе Араратской, именно в Нахичевани основал свое первое поселение. В таком случае, не считая раскопок допотопной цивилизации (Эриду, Ур, Обеид, Лагаш) 320 , именно Нахичевань следует считать древнейшим городом послепотопного мира. И этот город существует сегодня! Там, недалеко от Нахичевани, в долине реки Аракс, находится гробница второй праматери человечества, жены Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пс.111:6–8 В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя. Еще одно заслуженное достоинство, или высокое свойство души, указывает псалмопевец в лице человека праведного. По своим славным и честным деяниям праведник, говорит он, всегда будет жить в памяти людей. И не только в память вечную будет он у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которой во веки не изгладится, и таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред ангелами, и пред всем сонмом святых, так что не убоится он ни клевет, ни поношений злых людей (от слуха зла не убоится). И что всего важнее, ему не страшно будет и то ужасное изречение праведного Судии: «идите от Меня, проклятии, во огнь вечный» ( Мф.25:41 ). Стих 7, по переводу с еврейского, читается так: «Не боится злого слуха; сердце его твердо, надеется на Господа». По словам св. Иоанна Златоуста , смысл этих слов следующий: «ничто не устрашает и не колеблет его и не привязывает к настоящему, но он весь всецело устремлен к Богу, пребывает в надежде, постоянно утвержден на уповании, и ничем настоящим не расслабляется и не развлекается» с. 318]. Сверх того, высокое преимущество праведника заключается в особом покровительстве Божием, которому он вполне вверяет судьбу свою всегдашним упованием своим на Бога: готово сердце его уповати на Господа, и в этом уповании оно так твердо пребывает (утвердися сердце его), что не представляется опасности отпасть от него: «он не убоится, когда посмотрит на врагов своих» (по переводу с еврейского), – не убоится и тогда, когда увидит их побежденных и поверженных». Поскольку, по словам блж. Феодорита, – сердце праведника утверждено в уповании на Бога, то он не только не боится неприязненных (по Иоанну Златоусту – злых духов), но, по надежде на Бога, ожидает их низложения» с. 547]. Пс.111:9–10 Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

С другой стороны, мы не можем проявить свою любовь к Богу ничем иным, как только преданным исполнением Его воли, потому что Бог ни в чем не нуждается. «Если любите Меня, – говорит Господь, – соблюдите заповеди Мои» 318 . «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» 319 . Заповедь же, данная Спасителем, требует любви к ближнему. Вследствие этого, мы имеем единственный путь угодить Богу и в этом проявить свою любовь к Нему; путь этот – служение нашему ближнему. Мысль эта раскрыта Спасителем в Его беседе о страшном суде, в которой Он относит лично к Себе всякое благодеяние и помощь, оказанные ближнему. Христианская древность, проникнутая этой истиной, воздвигала больницы и богадельни, на фронтонах которых стояла выразительная надпись: Deo in pauperibus. Мысль о соотносительности понятий любви к Богу и ближнему очень часто высказывалась отцами Церкви. В толковании своем на прощальную беседу Господа с учениками св. Иоанн Златоуст говорит: «“сия есть заповедь..., да любите друг друга, как и Я возлюбил вас” ( Ин.15:11 ). Смотри, как любовь Божия сопоставляется с нашею и соединяется с нею, как бы цепью. Поэтому Господь иногда говорит о двух заповедях, а иногда об одной, ибо принимающий одну из них не может не исполнять другой. Иногда говорит: “на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” ( Мф.22:40 ), а иногда – “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” ( Мф.7:12 ). И: “любовь есть исполнение закона” ( Рим.13:10 ). Здесь говорит о том же. Ибо если пребывание (в Боге) вытекает из любви, любовь же из соблюдения заповедей, заповедь же состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то пребывание в Боге рождается от взаимной любви нашей друг к другу» 320 . «Желая возбудить душу к заповеди любви, – говорит св. Василий Великий , – Господь в доказательство, кто Его ученик, потребовал не знамений и необычайных чудес (хотя в Духе Святом даровал силу и на это), но что говорит? “О сем разумеют все, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою” ( Ин.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Святитель Ис идор Пелусиот ( 115, 634 ). «Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 9–10 ). Обрати внимание: прежде, чем Закхей сотворил дела Авраамовы, (Христос) называл его Закхеем. Когда же совершил дела патриарха, отложив неправду и проявив любовь к нищим, тогда сказал: «и он сын Авраама». Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 318 ). Добрыми делами, происходящими от чистого сердца и нелицемерной веры, человек уподобляется Богу, как образ прообразу – святой, любящий, истинный, щедрый, милостивый, благой, кроткий, долготерпеливый... И христианин, когда уподобляется Ему добродетелями, свидетельствует об имеющемся в нем образе Божием, в котором и состоит душевная красота и доброта ( 104, 589 ). Когда тело или его члены страдают, сострадает и голова: так, когда христиане страдают, сострадает им и Христос... Добро или благодеяние делается христианину, это вменяет Себе Христос. Об этом и говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25, 40 ). И дальше: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф. 25, 45 ) ( 104, 590–591 ). От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, – и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение. Всякий от воли и сердца добр или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол ( 104, 591 ). Истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2, 13 ) и «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 593 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf СМЕРТЬ ДУШИ Душа умирает, когда ее оставляет Бог «Ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв» (Апок. 3, 1) Когда ты слышишь: «смерть души», не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение. Поэтому и Христос говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10, 28 ). Погибшее остается только в удалении от лица Того, Кто погубил ( 113, 701 ). Смерть души – нечестие и беззаконная жизнь ( 36, 832 ). Как многие из живых бывают мертвыми, зарыв, как в могилу, свою душу в тело, так многие из скончавшихся живут, блистая правдой ( 46, 318 ). Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения... Другая же смерть – духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения. Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 32 ). Хотя человеческая душа поистине называется бессмертной, и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этой смертью следует ещё смерть, которая в Божественном Писании называется второю. Её Спаситель имел в виду, когда сказал: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10, 28 ). Эта смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения. Блаженный Августин ( 113, 701 ). Душа, уклонившаяся от своего непорочного естества, умирает. Душа, достигшая христианского совершенства, пребывает в этом естестве. Если же она обратится к действиям, противным естеству, то немедленно умирает. Преподобный авва Исаия ( 82, 230–231 ). Без Духа Божия – душа мертва и без Духа не может делать того, что Божие ( 33, 231 ). Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Дух Божий ( 33, 233 ). Истинная смерть – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 130 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

О ВЕРЕ Фр. А7 (=fr. 15 Hall) CPG I, 1093 (15) ВВЕДЕНИЕ В настоящее издание фрагмент включен в двух вариантах: 1) в переводе с древнесирийского 68-го отрывка «Эдесской антологии», надписанного именем Мелитона, и 2) в переводе с древнегреческого по реконструкции M.Richard " a, сделанной на основании нескольких греческих косвенных свидетельств, главным из которых является «Молитва» Пс.-Златоуста (Richard M. Témoins grecs des fragments XIII et XV de Méliton de Sardes. – Le Muséon 85, 1972, 309 –36=Idem, Opera minora I. Turn., 1976 с сохранением пагинации; реконструкция на с. 325 –7, на с. 331 –2 приложен греческий текст начала фрагмента, являющийся чистой реконструкцией без свидетельств других авторов). К греческой реконструкции приложен аппарат разночтений F68 с многочисленными текстами версии, авторство которой приписывается Иринею. ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА Версия «Мелитон» М(елитон)=F68 Rucker (=fr. 15 Otto/Perler/Hall; Syr 3 Jordan) Rucker, F68, с. 55 сир. текст без греч. ретроверсии, паралл. источники указаны на с. 56 – 60. Fol. 75 r – 76 r t , col. 449 –51. Другие издания: Cureton, Spic. Syriacum, p. Pitra, Spie. Soles. II (1855), p. LIX; Idem. Analecta Sacra IV (1883), p. 29 sq. 30); Otto IX, p. 420 sq. Лат. перевод Ренана в Spic. Sol. (надежный), Martin " a в An. Sacra, p. 302 (ненадежный), Otto; исправл. и доп. по версии «Ириней» у Nautin " a, p. 65 –6 и воспроизведен у Perler», р. 240.2.4. Англ. перев. с сир. у Cureton " a, p. 53 и Rambaut (Roberts), Antenicene Church library IX, 1869, 183 ss. Франц., исп. и англ. переводы с лат. в изданиях Perler», Ib. – Mend., Hall " a. Рус. перевод с древнесир. выполнен A.B. Муравьевым по изд. Rucker " а. При переводе греч. реконструкции и составлении критического аппарата к ней учитывался, помимо рус. пер. A.B. Муравьева, также лат. перевод по SC. Версия «Ириней» E «Молитва (Ευχ) св. Иоанна Златоуста ». Рук.: Paris, gr. 1115, fol. 206 r –207 r . Параллели с данным фрагментом Мелитона установлены J.Paramelléeм. Издана Richard " ом, 318 –21. Учтена по Richard " у. Vatop S 1 (syr 1 Jordan) Греч, параллель из антологии, описанной у M.Richard " a, Le florilège du cod. Vatopédi 236 sur le corruptible et l " incorruptible. – Le Muséon 86, 1973, 249 –73 (см. с. 265=Opera Minora I). Сир. аналогии в антол. Тимофея Элура (см. ниже), дважды цитируется Севиром (Oratio a ad Nephalium, CSCO vol. 120, p. 36 28 –31 , trad. Lebon; Apologia Philaletis, ed. R.Hespel, CSCO 318, Louv., 1971, p. 81 текст; CSCO 319, Louv., 1971, p. 68 7 11 перевод). «Апология Филалета (=Правдолюба)» (CPG III, 7031), изданная по Vat syr 140, в части, соответствующей нашему фрагменту, у Jordan " а обозначена syr 1 , напечатана ранее у G.Mösinger " a, Monumenta syriaca II (ed. G.Bickell), Wien, 1878, p. 9 (fr. 3), нем. перев. у Jordan " a, 68 (перевод исправленный по сравн. с лат. переводом Mösinger " a на с. 11). Первые шесть стихов syr 1,2 отсутствуют в syr 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

С еретическим учением Ария и с опровержением его в домонгольской Руси знакомили специальные сочинения: четыре Слова против Ария, переведенные на славянский язык еще в начале X века Константином, еп. Болгарским, по поручению царя Симеона, из слов Златоуста в рукописи так называемой Супрасльской: «Слово о св. Фоме апостоле и против ариан», Кормчая и др. Но ближайшим источником сведений о Никейском соборе для Кирилла Туровского послужило небольшое повествование, помещавшееся в Торжественниках и Златоустах, как особое поучение на шестую неделю по пасхе, под заглавием: «Слово о соборе святых отец 318, сшедшихся в Никии проклинати Ария еретика». Слово это встречается уже в самых древних рукописях, (напр. в Новг.-Соф. 1261 л. 8–10, перг. XIII–XIV в.), постоянно встречается потом в рукописных Златоустниках (см. напр. Новгор.- Coф. XVI в., л. 246 об.), переходит в Печатные (см. Почаевское изд. Златоуста л. 73 об. и сл.) и вносится даже в Толковое Евангелие Кирилла Транквиллиона (л. 177 об. и сл.). В последнем интересно, между прочим, отметить образчик компиляции, представляющей буквальное заимствование из Слова Кирилла Туровского , с расширением и распространением его текста (см. начало), с внесением целиком повествования Златоустников о соборе (л. 178 об.) и с собственными добавлениями составителя Толкового Евангелия. О фактической недостоверности подробностей рассказа о соборе, разумеется, не только при Кирилле Туровском, но и во времена Кирилла Транквиллиона – не могло быть и речи: сообщаемые им сведения принимались за несомненно достоверные. Так, между прочим, в Слове Кирилла Туровского , как и в названном повествовании, число отцов собора, подавшее повод к отысканию в нем таинственно-символического смысла – 318, тогда как их было никак не свыше 300, папа Сильвестр совсем на соборе и не присутствовал, Константин был крещен Евсевием и пр. (Робертсон, Истор. хр. цер. т. I стр. 189,190,198). 346 Поучения – на Пентикостье (Пятидесятницу) и о Самаряныни. – Эти два поучения, обыкновенно, приписываются только Кириллу Т., но не считаются несомненно ему принадлежащими, потому что в древнейших списках встречаются без надписания его имени (хотя и другие его произведения в рукописях также нередко встречаются без его имени) и не подходят по слогу и характеру изложения к подлинным его Словам (хотя, как мы говорили выше, и это доказательство непринадлежности ему этих поучений нельзя считать прочным).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

«Иметь богатство, рассуждает Златоуст, не грешно, грех – не разделять его бедным» 53 , ибо «не богатство – зло, а любостяжание и сребролюбие» 54 . «Иное дело, замечает он, достаточный и иное корыстолюбивый» 55 . Ведь «если бы богатство было злом, то мы все не молились бы войти в недра Авраама, который имел 318 рабов, рожденных в его доме» 56 . Слова Златоуста «в одеждах, столе, жилище и всем прочем (хотя и) будем искать, (но) только нужного, а излишнего не нужно» 57 составляют фон или основной тон, рисуемой им картины, социального строя, ибо «любостяжание, против которого всеми силами борется св. Отец, в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего» 58 . Сюжетом же этой картины будет возвращение человечества к естественному порядку, нарушенному и нарушаемому, по Златоусту, «сребролюбием» 59 . «Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и приведши (людей), не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и туже землю. Каким же, поэтому образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими то и столькими участками, a ближний не имеет ни клочка земли?» 60 . Или еще «Бог для того дал нам руки и ноги, чтобы мы не имели нужды в слугах; и не нужда ввела сословие рабов, – иначе вместе с Адамом был бы сотворен и раб» 61 . Равным образом, «слово – это «мое» – проклятое и пагубное; оно привнесено от дьявола» 62 . «А сначала не было так» 63 . В этих немногих словах может быть выражена сущность учения Златоуста об естественном состоянии людей, которое, с его точки зрения, является идеалом для человечества. Для осуществления этого идеала для того, чтобы, как выражается Златоуст, сделать «землю небом» 64 , «передадим имущество свое в руки нуждающихся» 65 , «разделим, что есть у нас, с бедными» 66 , «все, что имеем, расточим на них» 67 , «отдадим богатства бедным» 68 . «Ты имеешь лишний дом,обращается к своему слушателю или читателю Златоуст? Продай его и отдай нуждающимся» 69 . «Бог, если и дозволил нам иметь деньги», то только «для передачи друг другу» 70 . Нормальный тип богача, по Златоусту, есть тот, который пользуется своей собственностью, как управитель чужого имения 71 . Он должен быть «добрым распорядителем в данном ему от Бога» 72 . «Богач есть, как бы приемщик денег, следующих к раздаче бедным, получивший повеление разделить их нуждающимся из его сослужителей, посему, если он истратит на себя сколько-нибудь сверх необходимой нужды, то подвергнется там жесточайшей ответственности» 73 . «Не уделять из своего имущества есть похищение. Может быть, спрашивает Златоуст, слова мои кажутся вам удивительными, но не удивляйтесь; я представлю вам из божественных писаний ( Мал.3:10 ) свидетельство о том, что не только похищать чужое, но и не уделять из своего другим означает хищение и любостяжание, и отнятие» 74 . Отсюда, «если (мы) отдаем имение нуждающимся, то (лишь) исполняем нашу обязанность».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Во время пения символа веры священник, воздвигая воздух, так же читал символ веры 313 или, если знал наизусть молитву «откровения даров»: «Господи Боже наш, в сем втором алтари яви нам...», 314 то читал её. Этих особенностей в древних Греческих списках литургии Златоуста мы не находим. При освящении даров, как и в XII веке, не произносились слова: «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа...»; 315 при пении же «Отче наш» на клиросе, вполне согласно с практикою церкви Греческой, священнику полагалось воздевать руки и читать эту же молитву в алтаре. 316 Причащение священнослужащих в XIII веке во время литургии Златоуста происходило с некоторыми особенностями сравнительно с веком предшествовавшим. Влияние теплоты в чашу происходило, согласно с практикою церкви Греческой, с произнесением слов: «Снидет, яко дождь на руно и яко капля на землю каплющая». 317 Пред причащением кроме молитвы, читавшейся в предшествовавшем веке, священник читал еще молитву: «Господи, вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши»; за тем, поцеловавшись с диаконом и крестя себя, говорил: «Како стяжу Тя, Господи...». При причащении крови, меньший священник, причащая старейшего, говорил: «Господу помолимся. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», причащающийся же «Чашу спасения»... 318 По причащении в том случае если причащающихся было много, священнослужащие целовались с произнесением слов: «мир о Христе», и читали молитву: «Верую, Господи, и исповедую», а при причащении только одного священника и диакона – диакон по принятии даров говорил: «мир о Христе», а священник отвечал: «и дьяконству твоему», и непосредственно после этого оба они читали две молитвы, из которых одна та же, что читалась по причащении и в XII веке, а другая: «Тело и кровь, юже приях...». 319 Всех этих особенностей причащения священнослужащих в XIII веке, исключая слов: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа», 320 в известных нам древних греческих списках литургии Златоуста мы не находим. После причащения непосредственно, с каждением св. даров, или без него, следовал возглас: «Со страхом Божиим»... Клир отвечал: «К Христу, цареви Богу нашему», а священник, обращаясь с чашей от царских врат к престолу, в это самое время говорил: «Преходя от силы в силу, и мы грешнии восхвалим царствие твое ныне и присно»... 321 Ни в одном из известных нам древних греческих списков литургии Златоуста мы не находим последней особенности, сопровождавшей возглас: «Со страхом Божиим»; но мы находим её в литургии ап. Иакова. 322 Что же касается первой – возгласа священника: «Со страхом Божиим и верою приступите», и ответа на него клира: «Ко Христу цареви Богу нашему», то именно таким образом этот возглас, как мы уже видели, читается у патр. Германа, 323 с тем, впрочем различием, что он в русском служебнике быть может рукою русского же писца, разделен на две части, из которых первую должен был произносить священник, а вторую – клир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

196 «Et numerus VItalis est. In ipso enim VIta, si credamus in passione in nomine Domini Jesu». В данном месте св. Амвросий имеет в виду толкование числа 318 св. ап. Варнавою. Апостол этот приурочивает число 318 к тем рабам, которые были избраны Авраамом и говорит, что буквальное изображение итого числа (τιη) указывает на страдание Спасителя. Полную выдержку из послания Варнавы см. на стр. 212. В кн. И твор. «De Abraham» Св. Амвросий высказывает эту мысль определеннее «Авраам призвал тех только рабов, которых считал достойными быть в числе верных, верующих в страдание Господа нашего Иисуса Христа. Триста обозначает гречес. буква τ», 18 изображается буквами ιη. Итак, Авраам победил верою, а не войском народным. 206 Слову «остаюсь» в греческой Библии соответствует πολομαι отпускаюсь. Смысл греческого слова дает право св. Иоанну Златоусту сказать следующее: «смотри, как еще вдревле любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни «отпущением» πλυσιν. Ибо со тщанием подвизавшиеся в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, по истине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз; для живущих добродетельно смерть есть именно переход от худшего к лучшему, от жизни временной к неперестающей, бессмертной и нескончаемой» Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 314 Бес. 36. 208 «De Abraham» lib. 1, cap. III, 21. срав. lib. II, cap. VIII, 43. Большинство св. отцов слова Спасителя об Аврааме (Иоан. 8:56) ставят в связь с принесением Авраамом Исаака в жертву, о чем будет сказано ниже. 210 Тв. св. Кир. Ал. т. IV, стр. 116; ср. бл. Августина «О граде Божием» кн. XVI, гл. 23; св. Иоан. Злат. Бес. на посл. к Римл. гл. IV. Бес. 8, стр. 155 и далее. Толков, на посл. к Галат. гл. III, стр. 95–121, Москва. 1842 г. 213 Бл. Август. «0 Граде Бож.». кн. XVI, гл. 24. ср. св. Амврос. «De Abraham», lib. II, cap. VIII, 49. 214 Твор. св. Ефр. Сир. ч. VIII, стр. 332. Толк, на кн. Быт. гл. XV. ср. Твор. бл. Феодорита т. I, стр. 65, Толк. на кн. Быт. вопр. 66. 229 «О граде Бож.» кн. XVI г л. 24. В приложении ко второму пришествию Господа и страшному суду толкует некоторые обстоятельства клятвенного завета Бога с Авраамом и св. Амвросий. De Abraham, Lib. II, cap. IX, 66, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010