Что говоришь ты, малодушный и жалкий человек? Тебе надлежит сделать нечто угодное Богу, а ты стоишь с заботою о награде? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. Разве ты не знаешь, что награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. ...Когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас же требовать воздаяния, но также будем полагаться на Его волю, потому что если Он откладывает, то после делает большее воздаяние (свт. Иоанн Златоуст , 48, 533). Награды назначены не просто за дела, но за расположение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 548). ...Кто ищет от Бога воздаяния за труды свои здесь и делает добро для настоящего, тот уменьшает свою награду; а кто всех венцов ожидает там, , тот гораздо более достоин воздаяния... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 198). ...Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения (свт. Иоанн Златоуст , 53, 443). ...Крайне постыдно домогаться здешних благ, тогда как нам предложено небо и блага вышенебесные (свт. Иоанн Златоуст , 53, 444). Источник. ...Как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле (свт. Иоанн Златоуст , 53, 806). ...Дела большею частию оцениваются по начинаниям, а не по совершению; и венец соплетается за решимость, а не за конец дела (прп. Исидор Пелусиот , 61, 380). ...Если и нам желательно, чтобы провозгласили нас победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя; никакая смертная и житейская страсть да не найдет в нас места, но, расставшись со всем, будем говорить и делать только достойное небес (прп. Исидор Пелусиот , 62, 94). Источник. Знай... что если окажешься благоискусным во всем, то неполучение здесь наград послужит тебе не к тому, чтобы вовсе не получать их, но к тому, чтобы получить блистательнейшие. Ибо один получаст нечто блистательное здесь, а другой, не получив здесь ничего, приимет там блистательнейший венец. Посему, что может доставить тебе радость, то да не будет для тебя причиною к малодушию. Ибо получившему здесь справедливо умаляется тамошняя награда, а не получившему, очевидно, соблюдается там полная (прп. Исидор Пелусиот , 62, 189 – 190). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. ...Святые, пламенея любовью ко Господу и вознося священные песни, даже не чувствовали своих скорбен, но всецело предавались молитве... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 162). У святых не одни только слова, наставления и увещания, но и весь вообще образ жизни бывает для внимательных достаточным уроком любомудрия (свт. Иоанн Златоуст , 47, 185). Источник. ...Воспоминание о святых обыкновенно избавляет от смятения в душе, происходящего от злых и нечистых духов и непристойных помыслов (свт. Иоанн Златоуст , 47, 243). Источник. Таков обычай святых: если они сделают что-нибудь худое, то торжественно это показывают, каждый день стонут и делают открытым для всех; если же что-нибудь благородное и великое, то скрывают это и предают забвению (свт. Иоанн Златоуст , 47, 313). Источник. Многое могут сделать ноги святых, входя в дом, они освящают самый помост, вносят сокровище бесчисленных благ, исправляют расслабленную природу, утоляют голод, приносят многий достаток (свт. Иоанн Златоуст , 47, 344). Благодать святых мужей не исчезает с их смертью , не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю (свт. Иоанн Златоуст , 47, 863). Источник. Чествуются мученики, пострадавшие за Христа – воздается поклонение Христу, Который пострадал за всех (свт. Иоанн Златоуст , 47, 896). Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых... чтобы, узнав, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, мы не ленились подвизаться в ней (свт. Иоанн Златоуст , 48, 89). Таковы души святых: они восстают прежде, чем упадут, и прежде, чем дойдут до греха, удерживают себя, потому что трезвенны и непрестанно бодрствуют (свт. Иоанн Златоуст , 48, 841). Источник. Души святых таковы, что они и страждущим сочувствуют и счастливым не завидуют, но радуются, веселятся, утешаются, видя получающих благодеяния... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 498). Праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать – поставлены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2 (18). «Защитительное [Слово] о Шестодневе» (πολογητικος περ τς ξαημρου, Apologia in Hexaemeron, CPG 3153; PG. 44. Col. 61–124 ; Forbes. T. I. P. 1–95). Этот трактат был написан свт. Григорием Нисским вскоре после предыдущею, на который он ссылается в заключении (Col. 124A), и также адресован брату Петру. Целью трактата было устранить неправильное понимание некоторых мест из «Шестоднева» свт. Василия Великого , опровергнуть обвинения в неполноте и противоречиях и разъяснить некоторые вопросы, опущенные свт. Василием из-за малой доступности их пониманию его слушателей. Поскольку свт. Василий в своем «Шестодневе» интересовался главным образом буквальным смыслом библейского текста и избегал аллегоризма (См. Basil. Magn. Hexaem. 9.1), свт. Григорий Нисский вслед за братом также стремится избежать крайностей аллегорического метода и не искажать буквального смысла Свящ. Писания аллегориями, но согласовывать с ним «естественное созерцание» природы (τν φυσικν θεωραν, Col. 121D; 124B). Вместе с тем, некоторые исследователи усматривают в этом трактате свт. Григория Нисского определенную натурфилософскую полемику с «Шестодневом» свт. Василия (См. Corsini. 1957. P. 94–103). 3 (19). «О жизни Моисея Законодателя, или о совершенстве в добродетели» (Περ το βου Μωσεως το νομοθετου περ τς κατ ρετν τελειτητος, De vita Moysis, CPG 3159; PG. 44. Col. 297–430 ; GNO. VII. 1; SC. 1 bis; Simonetti. 1984). Этот трактат, написанный свт. Григорием Нисским ок. 392 г. (См. Daniélou. 1987. P. 15; Canévet. P. 975) по просьбе его друга монаха Кесария (См. II.319), посвящен не только экзегетике, но и нравственно-аскетическому и мистико-созерцательному богословию. Трактат состоит из двух частей, которые соответствуют двум различным способам толкования Свящ. Писания. В небольшой 1-й части, состоящей из 77 параграфов, свт. Григорий Нисский основываясь на буквальной, или историческом (στορα) понимании библейского текста, подробно излагает историю Моисея по книгам Исход и Числа. Во 2-й части, состоящей из 321 параграфа, дается мистико–аллегорическое, или созерцательное (θεωρα) толкование описанных событий. Вслед за Филоном Александрийским свт. Григорий Нисский рассматривает жизнь ветхозаветного пророка и боговидца, в особенности его восхождение на гору Синай для встречи с Богом, как символ постепенного восхождения человека по пути молитвенной жизни к вершинам созерцания и соединения с Богом. Свт. Григорий Нисский сравнивает все, даже самые незначительные события из жизни Моисея с различными обстоятельствами жизни христианина и отыскивает здесь многочисленные нравственные правила. Беседа Моисея с Богом в облаке на Синае рассматривается как молитвенное исступление, в котором душа, отрешившись от всяких чувственных и умственных представлений, познает Бога в «светозарном мраке» «неведения» (ν τ λαμπρ γνφ, ν τ μ δεν, 11.162–163). Трактат оказал значительное влияние на последующую христианскую мистическую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

155. Той повеле, и создашася. Сборник. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. 156. Толкования Св. Отцов на мессианские места Библии. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 157. Толковая псалтирь. Киев, 1882. 158. Требник. Ч. 1. М.: ИМП, 1991. 159. Триодь постная. Ч. 1, 2. М.: ИМП, 1992. 160. Триодь цветная. М.: ИМП, 1992. 161. Феодорит Киррский, блаж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997. 162. Феофан Затворник , свт. Мудрые советы. М.: Правило веры, 1998. 163. Феофан Затворник , свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. Мн.: Лучи Софии, 2000. 164. Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Выпуск 2. Творения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. 165. Феофан Затворник , свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры, 1998. 166. Феофан Затворник , свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к римлянам. М.: Сретенский монастырь, 1996. 167. Феофил, епископ Антиохийский, свт. Послания к Автолику. М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. 168. Феофил, епископ Антиохийский, свт. К Автолику. Книга II//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. 169. Феофилакт Болгарский , архиеп., блаж. Толкование на деяния святых апостолов. М.: Скит, 1993. 170. Феофилакт Болгарский , архиеп., блаж. Толкования на послания святого апостола Павла. М.: Скит, 1993. 171. Феофилакт Болгарский , архиеп., блаж. Толкование на святое Евангелие. Ч. 1, 2. М.: Скит, 1993. 172. Филарет Московский (Дроздов) , митр., свт. Записки на книгу Бытия. М., 1867. 173. Филарет Московский (Дроздов) , митр., свт. Слова и речи//Сочинения. Т. 2. М., 1878. 174. Филарет Московский (Дроздов) , митр., свт. Христианский катихизис. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1995. 175. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. 176. Флоровский Георгий , прот. Понятие Творения у святителя Афанасия//Догмат и история. М., 1998. 177. Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии//Альфа и Омега, 1998. 1 (15).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В памятниках рус. искусства изображения Г. со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом отражают пласт народного почитания великомученика, наибольшее количество этих икон происходит из Новгорода. Одним из ранних примеров изображения Г. и свт. Власия является новгородская икона 2-й пол. XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ), связанная с широким местным почитанием свт. Власия как покровителя скота, а Г. как покровителя земледелия и скотоводства. К тому же времени относится новгородская двусторонняя костяная иконка с поясными образами Г. (мученик с крестом) и свт. Власия (посл. треть XIII в.; из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода). Об устойчивости этой традиции, получившей развитие как в Новгороде, так и на Русском Севере свидетельствуют памятники XVI в., в их числе - деревянный резной деисусный чин XVI в. из собрания С. Т. Большакова (ГММК), где в паре с Г. изображен свт. Власий, не соответствующий ему по чину святости, а не вмч. Димитрий, как обычно. На иконе «Чудо вмч. Георгия о змии» (2-я пол. XVI в., ПИАМ) поясные фигуры свт. Власия, Флора и Лавра включены в композицию средника; подобная икона XVI в. происходит из ц. Покрова пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (ГТГ), но среди 3 святых вместо свт. Власия изображен прп. Зосима Палестинский. Народное почитание Г. как покровителя земледелия объединило его с одним из наиболее почитаемых на Руси святых - свт. Николаем, что отразилось во мн. лит. и изобразительных памятниках искусства. На это сближение повлияло календарное соседство весеннего «Егорьева дня» и «вешнего Николы» (23 апр.- мученическая кончина Г., 9 мая - перенесение мощей свт. Николая), отразившееся даже в рус. фольклоре («Егорий с теплом, Никола с кормом», «Егорий с водой, Никола с травой» и т. д.). Парные изображения Г. и свт. Николая были распространены в новгородской и московской мелкой каменной пластике - на двусторонних иконках. На более ранних памятниках помещалась полуфигура Г.-воина с копьем и щитом в руках (кон. XIII - нач. XIV в., Новгород, из собрания И. С. Остроухова, ГТГ), сменившаяся позднее образом Г., поражающего змея (XIV в., Москва, из собрания ТСЛ, СПГИАХМЗ; нач. XVI в., Новгород, ГИМ). Из Гуслицкого мон-ря происходит икона кон. XIV - нач. XV в., представляющая святых в рост (свт. Николай в епископском облачении с Евангелием в руке, Г.-воин с копьем в правой руке перед грудью, левой опирается на меч). В числе избранных святых устойчивостью отличаются изображения Г., вмч. Димитрия, свт. Николая (напр., «Свт. Николай Мирликийский, с Деисусом и избранными святыми» (1-я четв. XVI в., ЦАК МДА) - на поле, в среднем ряду, в паре с вмч. Димитрием; «Никола, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ) - на поле, справа от средника, в паре с вмч. Димитрием).

http://pravenc.ru/text/162188.html

всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие...». Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите...») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите...». По 3-й песни – кондак и икос свт. Алексия, глас 8-й; седален свт. Алексия (по выбору). «Слава» – седален Триоди (отцов), глас 8-й: «Узы разрешше...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В тимении углебох...». По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Алексия: «Благодать Святаго Духа...». «Слава» – светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися...», «И ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: свт. Алексия, глас 8-й – 3, и Триоди (отцов), глас тот же – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается). «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Алексия (по выбору). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...» . На часах – тропарь свт. Алексия. «Слава» – тропарь Триоди (отцов). Кондаки свт. Алексия и Триоди (отцов) читаются попеременно. На Литургии блаженны свт. Алексия, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Триоди (отцов), песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь свт. Алексия, тропарь Триоди (отцов); кондак храма, кондак свт. Алексия. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Алексия, тропарь Триоди (отцов); кондак свт. Алексия. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь свт. Алексия, тропарь Триоди (отцов), тропарь храма; кондак свт. Алексия, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

П. Ахматову/прот. Петр Гнедич. Гл.I, 1/митр. Филарет (Дроздов). Собрание мнений и отзывов. СПб., 1887. Т. 5. С. 358. Хомяков А.С. По поводу брошюры г. Лоранси. свщм. Иларион Троицкий. Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков. свт. Василий Великий. Беседа на псалом 48; свт. Григорий Богослов. Слово 41; Песнопения таинственные. Слово 2 (о Сыне); свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. §25; свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение XIII; свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Римлянам. Беседа X; и др. митр. Вениамин (Федченков). Дневники 1926-1948. М.: «Правило веры», 2008. С. 91-107. прот. Петр Гнедич. Гл.VII, 2. свт. Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. свт. Димитрий Ростовский. Зерцало православного исповедания. Ч.2. свт. Димитрий Ростовский. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания. Таинство святого покаяния. блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл.1. Там же. Там же. Гл.17. свт. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии. Гл.1, 11. свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа 1, §4. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные. Слово второе, 5; О покаянии. Беседа 8. свт. Григорий Богослов. Слово 45. свт. Афанасий Великий. Десятое праздничное (пасхальное) послание. §10. Ср.: «Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления, — ничего не принесет он равного тому, как если представит Ему самого себя, разумеющего силу таинства и соделавшегося всем для Христа, как Он для нас». «Он продается, и за самую низкую цену — за тридцать сребреников, но искупает мир, и высокой ценой — собственной Своею кровью». «…Сын именуется Искуплением (1 Кор 1:30), как освобождающий нас содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за Вселенную». «…Бог снисшел с небесного престола, истощив Свою славу в смертной утробе, вступил в общение с человеками воедино сочетанный Бог и человек, в великую цену искупления предал на страдания Свое тело и для избавления нас от греха излиял Божественную кровь» ( свт.

http://pravoslavie.ru/73158.html

(С. кон.72–76) В десятилетний период между 1 и 2 сроками патриаршества свт. Филофей активно продвигал исихазм в своей литературной деятельности. Свт. Григорий Палама после своей смерти 14 ноября 1357/1359 г. стал почитаться как святой. Он был похоронен в соборе Св. Софии в Фессалонике, а его почитание распространилось как в самой Фессалонике, так и в Великой Лавре на Афоне, в Кастории, Веррии и Константинополе в монастыре Акаталипту (Христа Непостижимого), где свт. Филофей проживал между 1355 и 1364 гг. А в 1368 г. свт. Филофей, будучи патриархом во 2 срок, официально утвердил святость и богословие свт. Григория синодальным Томосом, что послужило более широкому распространению почитания данного святого. В начале 1360-х гг. свт. Филофеем (Коккиным) в честь свт. Григория были написаны каноны, гимны и последование службы. Кроме того, по-видимому, святитель собрал корпус сочинений свт. Григория (см. прим. 271 на С. 73). Житие, посвященное свт. Григорию Паламе , является последним и самым длинным из житийных сочинений свт. Филофея. Что касается времени написания данного жития, то М. Митреа относит его к периоду между 1357 г. (год смерти свт. Григория) и 1368 г. (год официального прославления свт. Григория), причем, скорее всего, большая часть этого жития написана до 1363 г. Теперь отметим написанные между 1355 и 1364 гг. экзегетические произведения, принадлежащие перу свт. Филофея (Коккина). Сюда относятся 3 проповеди (слова) о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ), которые были посвящены святителем имп. Елене Кантакузине Палеологине, жене Иоанна V Палеолога и дочери Иоанна VI Кантакузина. На основании анализа содержания М. Митреа относит время написания этих проповедей к концу 1350-х гг., после 1357 г., а поводом к написанию он считает, вероятно, являлся запрос самой императрицы. Далее М. Митреа предлагает читателю краткий текстуальный анализ этих проповедей на С. 75 (посл. абзац) – 76, обращая внимание на сложность построения и смысловое богатство текста, что, как считает автор монографии, обосновывает предположение об адресате и говорит в пользу высокой богословской заинтересованности имп. Елены. Посвящение этих проповедей имп. Елене могло быть актом признательности со стороны свт. Филофея за ее поддержку исихазма и стимулом к дальнейшему имперскому патронажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В 1340 г. свт. Григорий Палама написал 3-ю Триаду, опровергающую сочинения Варлаама «Против Мессалиан», а также написал текст Святогорского томоса. Год спустя он принял участие в ряде Константинопольских соборов, которые осудили Варлаама и Акиндина. В ходе событий гражданской войны и церковного хаоса свт. Григорий в 1343 г. был заключен в тюрьму по обвинению в ереси и в 1344 г. отлучен от Церкви патриархом Иоанном XIV Калекой. Но в конце гражданской войны Синод 1347 г. его оправдал, а патриарха Иоанна низложил и отлучил от Церкви Акиндина. Когда патриархом стал Исидор (Вухир), свт. Григорий был назначен им митрополитом Фессалоники, но смог попасть на свою кафедру только в 1350 г. из-за противостояния зилотов. Свт. Григорий продолжил защищать исихазм против Григоры, а богословие святителя было одобрено на Константинопольском соборе 1351 г. В марте 1354 г. святитель в Малой Азии попал в плен к османам, но год спустя был выкуплен оттуда. В 1355 г. он вернулся к своей пастве в Фессалонику, где оставался до своей смерти в 1357/1359 г. Вскоре после смерти свт. Григорий стал почитаться как святой и был канонизирован свт. Филофеем (Коккиным) в 1368 г. Память свт. Григория Паламы сегодня празднуется 14 ноября и во 2 Неделю Великого поста. С . 129–131 – Глава 3.6 – Connections between Kokkinos and his heroes ( Связи свт . Филофея (Коккина) со своими героями). В данной главе автор монографии описывает личные связи свт. Филофея со святыми, жития которым он написал. Так М. Митреа пишет, что среди 5 указанных выше святых только прп. Никодим не был лично знаком со свт. Филофеем, т.к. последнему на момент смерти преподобного было не более 10 лет. Остальные святые (прпп. Савва и Герман, свтт. Исидор и Григорий) были либо духовными наставниками свт. Филофея (Коккина), либо его друзьями и соратниками в исихастских спорах (к последним автор монографии относит свтт. Григория и Исидора). Связь свт. Филофей с прп. Германом определяется их ранним знакомством и дружбой с семьей Марулисов, а знакомство и дружба со свт. Григорием берет начало в монашеской жизни свт. Филофея на Афоне, где их отношения стали укрепляться в ходе борьбы за исихазм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010