Граббе Ю. П. 355 Грибовьский В. 304, 359 Григорьев В. В. 301 Губонин М. Е. 308, 353 Д Деникин А. И. 3, 5, 6, 8, 15, 16, 23, 27, 28, 33, 36, 42–44, 46–50, 57, 61, 66, 68, 77, 84–86, 88, 117–119, 121, 155, 165, 172, 233, 241–243, 248, 249, 252, 258, 261, 262, 264, 267, 269, 272–275, 277–279, 288–293, 300, 313, 337, 339, 345, 349, 350, 351, 354, 357 Данцев А. 329, 355 Дестивель И., свящ. 18, 355 Джугашвили (Сталин) И. В. 312 Димитрий (Абашидзе), архиеп. 9–11, 20, 23–26, 28, 31, 34–36, 39, 60–64, 84, 88–90, 92, 95, 97, 99, 100, 102, 110, 112, 117–119, 125, 126, 128, 132, 135–137, 142, 144, 146, 147, 151, 154, 170, 173, 175–178, 180–182, 184, 190, 197, 235, 256, 261, 263, 267, 274, 284–286, 300, 302, 311, 313, 355, 357 Димитрий Донской 118, 207 Димитрий (Любимов), еп. 326 Димитрий (Павлович), митр. 309 Дионисий (Сосновский), еп. 296 Добровольский М. К., прот. 84, 95, 102, 106, 127, 147, 156, 179, 180, 189, 235, 285, 294, 319 Добромыслова М. 217 Добросовестный 230 Долгоруков П. Д., князь 118, 123, 266 Досычев В. 234–236 Драгомиров А. М. 50, 57, 273 Дроздовский М. Г. 288 Дэвидсон Р., архиеп. 162, 299 Е Евлогий (Георгиевский), митр. 28, 119, 172, 299, 322, 327, 354 Евсевий (Рождественский), еп. 314 Евтихий 298 Егоров Н. Д. 308, 354, 358 Елизавета Федоровна, вел. кн., мц. 318 З Завитаев И. М., прот. 84, 95, 102, 125, 147, 150, 153, 156–158, 283, 319 Загорский А. 318, 355 Замысловский Г. Г. 341 Захария (Лобов), архиеп., сщмч. 315, 352 Зилитинкевич И. П. 223 Знатное А. В. 318, 355 И Иванов В., прот. 70, 71, 230 Иванов H., прот. 13, 15 Ивановский А. И. 28, 29, 37, 84, 90, 92, 93, 95, 102, 118, 127–133, 135, 147, 150–153, 157, 158, 172, 184, 185, 188–191, 251, 285, 333 Игнатьев А. П. 340 Иеремия, пророк 160 Иннокентий (Бусыгин), еп. 315 Иннокентий (Солодчин), еп. 317 Иоанн Богослов, апостол 144, 159 Иоанн Златоуст , свт. 144, 305 Иоанн (Левицкий), еп. 9–11, 52, 60, 61, 63, 85, 91, 95, 100, 102, 119, 125, 136, 137, 143, 155, 175, 176, 224, 230, 235, 261, 274, 284, 313, 314, 327, 357

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мать не смотрит на то, хороши ли ее дети, но исполняет закон природы, – так, и даже более, Бог постоянно печется, никогда не оставляет, всегда действует в одной и той же мере (свт. Иоанн Златоуст , 49, 535). ...Никто столько не старается сделать нас совершенными, великими и во всем благопризнательными, как сотворивший нас Бог. Потому-то Он благодетельствует часто и против воли, и еще чаще – без ведома нашего (свт. Иоанн Златоуст , 50, 290). Если же кто скажет: как делает Отец, когда Он в день седьмой почил от всех дел Своих, – тот пусть узнает образ Его делания. Каким же образом Он делает? Промышлением, сохранением всего сотворенного. Когда ты видишь восходящее солнце, бегущую луну, озера, источники, реки, дожди и движение природы – в семенах, в телах наших и в бессловесных животных, – и все прочее, чем держится вселенная, то и познавай в этом непрестающее делание Отца... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 244–245). Он ничего не делает без цели и как случится, хотя сам ты и не постигаешь тайны премудрости (свт. Иоанн Златоуст , 52, 703). В том-то главным образом и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы это не превышало нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиною всего (свт. Иоанн Златоуст , 54, 162). Источник. ...Нужно убедиться только в том, что все устрояется для нас Богом на пользу, а каким образом – об этом не спрашивать, равно как не беспокоиться и не унывать, если мы не знаем этого. Знать это и невозможно, и неполезно; первое – потому что мы смертны, второе – потому что скоро впадаем в гордость (свт. Иоанн Златоуст , 55, 550). Когда мы увидим расстройство и замешательство в делах, не будем обвинять Бога и думать, что течение настоящей жизни не предусмотрено; истинное расстройство и замешательство не в течении дел, а в находящемся в таком состоянии помысле; и для него не будет никакой пользы от благоустройства в делах, хотя бы он пользовался величайшим благоустройством, пока он не уничтожит расстройства и замешательства, находящихся в нем самом... Око нашего ума, пока будет здраво, хотя бы увидело по видимому и неустройство, будет видеть прекрасный порядок, а если будет повреждено, то, хотя бы ты возвел его на самое небо, и там найдет великое неустройство и замешательство (свт. Иоанн Златоуст , 55, 551). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Добродетели возводят нас к той дивной первообразной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию (свт. Иоанн Златоуст , 49, 840). ...Будем остерегаться – хвалить себя за доброе, потому что это делает нас и пред людьми ненавистными, и пред Богом мерзкими (свт. Иоанн Златоуст , 50, 33). ...Глас добродетели громче всякой трубы, и жизнь чистая светлее самого солнца... Если мы будем иметь все... добродетели: если будем кроткими, смиренными, милостивыми, чистыми, миротворцами, не будем отвечать на оскорбления оскорблением, а, напротив, принимать их даже с радостью, то мы всех взирающих на нас привлечем этим не менее, как и чудесами... (свт. Иоанн Златоуст , 50, 162). ...Как скоро хотя немо станем избегать грехов, порок будет нам казаться гнусным и безобразным, а добродетель легкою, удобною и любезною (свт. Иоанн Златоуст , 50, 189). Источник. Пока мы увлекаемся страстями, до тех пор добродетель почитаем трудною, неудобною и неприступною, а порок любезным и приятным (свт. Иоанн Златоуст , 50, 189). Источник. ...Если ты особенно желаешь того, чтобы люди видели твои добродетели, то скрой их ныне, чтобы все с большею честью увидели их тогда, когда Бог сделает их явными, откроет и возвестит пред всеми. Видящие ныне обвинят тебя, пожалуй, и в тщеславии, а когда увидят тебя венчаемого, тогда не только не обвинят тебя, но и все удивятся тебе (свт. Иоанн Златоуст , 50, 218). Источник. ...Ты обижаешь и самую добродетель, когда исполняешь ее не для нее самой, но для (свт. Иоанн Златоуст , 50, 234). ...Добродетели души не земное имеют начало, но суть плод духовный и не подлежат съедению от червей. Эти одежды ткутся на небе, где нет ни моли, ни червей, ни чего-либо подобного (свт. Иоанн Златоуст , 50, 275). Источник. Добродетель так сильна, что и по смерти могущественнее живых (свт. Иоанн Златоуст , 50, 283). Источник. ..Чем более преуспеваем в добродетели, тем больше научаемся познавать, как велико расстояние между Богом и нами (свт. Иоанн Златоуст , 50, 291). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. I. Беседа на Пс.33. С. 161—162.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 103, 152, 200.    Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 181. С. 235—236.    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 53. С. 191.    Еп. Феофан. Указ. соч. Письмо 31.    Еп. Феофан. Указ. соч. Письмо 50.    Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26—27.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 152, 200. T. II. О истинном христианстве. §§ 176—182. С. 232—237.    Молитвы на сон грядущим. Молитва свт. Иоанна Златоуста по числу часов дня и ночи.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. V. Письмо 16-е. С. 329—330.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 228. См.: А. В. Черты деятельного благочестия по учению свв. отцов Православной Церкви. Одесса, 1890. С. 23—56. Размышления из творений преп. Ефрема Сирина, собранные Стефаном Дерябиным. Изд. 10-е. Киев, 1907. Еп. Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. T. V. С. 120—124. T. III. С. 174—186; преп. Иоанн Лествичник. Слово 6. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 31. Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 75—83.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 50.    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 5. С. 17.    Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 325—327.    Там же. С. 325.    Там же. С. 328.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 5, гл. 17.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 247—248.    Там же. С. 248—256.    Свт. Иоанн Златоуст. Поучение на 1Кор. гл. 5, ст. 6.    С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. T. I. Кн. 2. С. 602—603.    Преп. авва Дорофей. Поучение 2.    Лавсаик. § 19. С. 87—88.    Цит. по кн.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 616.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 50. С. 127.    См. молитвы ко причащению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Lazar.//PG. 50. Col. 642). По мнению И. З., иногда Христос «оставлял Свою плоть одинокой без собственного [божественного] действия (ϒυμνν τς οκεας νερϒεας), чтобы, показав ее немощь, внушить уверенность в ее [истинно человеческой] природе, а иногда скрывал эту [немощь], чтобы ты знал, что Он был не простой человек» (Contr. Anom. 7. 6). Свт. Иоанн Златоуст. Фрагмент шитой пелены «Богоматерь Одигитрия (Смоленская), Деисус и избранные святые». Мастерская вел. кнг. Марии Борисовны. 1462–1467 гг. (ГММК) Ясное представление И. З. о двух природных действиях сопровождается учением о взаимном общении свойств (communicatio idiomatum), поскольку «и плоть приобщается возвышенных свойств, так же как и божество - уничиженных» (In Hebr. 2. 3; cp.: In Ioan. 81. 1; см. также: Παπαδπουλος. 1999. Τ. 2. Σ. 162-163; Lawrenz. 1996. P. 118-120). При этом божественное действие всегда остается «доминирующим принципом» активности Христа и как Бога, и как человека (см.: Grillmeier. 1975. P. 420; Hay. 1959. P. 311-313), поскольку Христос как Бог Сам позволял Своей человеческой природе испытывать свойственные ей естественные состояния, напр. голод и жажду: «Почему Он поутру почувствовал голод (Мф 21. 18)?- спрашивает И. З.- Когда Он позволил плоти, тогда и проявляется ее состояние» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 67. 1; cp.: Ibid. 13. 2//PG. 57. Col. 210; In illud: Pater, si possibile. 3). Святитель полагает, что человеческое знание Христа было замещено Его божественным всеведением, и всегда «дает соответствующее объяснение кажущемуся неведению Христа, которое предполагает, что Он никогда не имел недостатка в знании, даже во плоти» ( Lawrenz. 1996. P. 77, 105). Христос заранее знал не только обыденные вещи, такие как: сколько хлебов и рыбы было у учеников в пустынном месте ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 42. 1), поверил ли в Него слепорожденный (Ibid. 59. 1) и т. п., но и мировые события: может ли Отец пронести мимо Него чашу страданий (In illud: Pater, si possibile. 1) и когда настанет день и час Суда, ведь, как замечает И. З., «Тот, Кто сотворил века, сотворил без сомнения и времена; если же Он сотворил и времена, то сотворил и день: как же Ему не знать того дня, который Он сотворил?» (In Matth. 77. 1). Такие богословские взгляды святителя более соответствуют особенностям александрийской христологии, чем антиохийской (см.: Grillmeier. 1975. P. 421).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Тесная связь Н. с историей новгородской святости отражена в программе изображений шитой пелены 50-60-х гг. XVI в., происходящей из архиерейского погребения в вологодском Софийском соборе (ВГИАХМЗ; см.: Силкин. 2004; Он же. Пелена «София Премудрость Божия» из собр. ВГИАХМЗ: К вопросу атрибуции и датировки//VI Грабарёвские чт. М., 2005. С. 65-74). Вокруг средника пелены с композицией «София Премудрость Божия» помещены многочисленные фигуры святых, в т. ч. прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского, а на нижнем поле представлены новгородские святые прп. Варлаам Хутынский, святители Никита и Иоанн (по сторонам свт. Иоанна Златоуста, в публикациях памятника ошибочно названного новгородским еп. Иоакимом), прп. Александр Свирский и Н. («Никола»). Характеристика его облика отклоняется от установившейся традиции: святой имеет относительно короткую округлую бороду, одет не в шубу, а в кафтан с отложным воротником, руки продеты в рукава, а в левой руке - 3 жезла или кочерги. Вероятно, знаменщик пелены, плохо представлявший иконографию Н. или желавший показать суть его юродского подвига, заимствовал эти атрибуты из довольно распространенных изображений более широко почитавшегося рус. блаженного - Прокопия Устюжского ( Силкин. 2004. С. 11). В лит-ре встречается утверждение о том, что Н. представлен в центре нижнего поля иконы «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» 1565 г. (?) из собрания Д. И. Силина, к-рую традиционно связывают с Новгородом (ныне в ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 115. С. 191; Святые Земли Русской. 2010. Кат. 286); по иной версии, это изображение мч. Никиты, но слева от него показан новгородский блж. Феодор или, менее вероятно, Н. ( Туминская. 2012. С. 183-184; Она же. 2013. С. 318; Она же. 2016. С. 162, 286, 334-336). Обе гипотезы, как и новгородская атрибуция памятника, не соответствуют действительности: в центре нижнего поля, занятого фигурами мучеников, в красном плаще и с крестом в руке изображен вмч. Никита, а слева от него в незастегнутом зеленом плаще и также с крестом - вероятно, св. Евстафий или св. Мина. Столь же безоснователен вывод о присутствии фигуры Н. на полях иконы «Положение ризы Пресв. Богородицы» из Христорождественского собора в Каргополе (ВГИАХМЗ) ( Туминская. 2016. С. 161), поскольку на этом образе 1-й пол. XVI в., созданном до прославления Н., из рус. святых представлены только преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 56. С. 356-363).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 35, 2//Слова… Вып. 1. С. 273–274. 190 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 17, 4//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 168. 191 Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 20. С. 67. 192 Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Посл. к Римл. 5, 15. 193 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на начало поста, и о посте//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 948. 194 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. 16, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 131; Там же. С. 140–142. 195 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. IV. Гл. 39, 3. М., 1996. С. 438. Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла, 7. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. 17, 1//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 137–139. 196 В Книге Премудрости Соломона: …Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего… 197 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 490. 198 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога–Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 5//Творения. Ч. 1. С. 197. 199 Блж. Феодорит Кирский. На 50–й псалом, 7: «Если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех […] Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей»//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 27. Ч. 2. С. 243. 200 Свт. Григорий Нисский. О девстве, 12: «Но сам по себе добровольно измыслил противное природе, положив первый опыт зла…»//Творения святых отцов… Т. 44. Ч. 7. С. 343. 201 Свт. Григорий Палама. Богословские главы. Гл. 51. 202 Свт. Василий Великий. Беседа о том, что Бог не виновник зла//Творения. Ч. 4. С. 142–162. 203 Он же. О смиренномудрии//Творения. Репринт Ч. 4. С. 309; его же. О том, что не должно прилепляться к житейскому//Там же. С. 322–323 204 Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна. 20, 25.//ΒΕΠΕΣ., 12, 232 (1–5). 205 Свт. Григорий Неокесарийский. Слово 1//ΒΕΠΕΣ. 17, 351 (16–20). 206 В этой книге мы не анализируем проблему зла в целом; мы касаемся лишь смерти, которая является одним из последствий греха. 207

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Свт. Григорий Богослов. Слово 18, говоренное в похвалу отцу…//Творения: В 2–х т. Репринт. Изд. ТСЛ, 1994. Т. 1. С. 288. 157 Архим. Иустин Попович. Человек и Богочеловек. 158 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о бессилии диавола. (Против возражающих, почему диавол не истреблен…). Беседа 2. Ст. 5: «Все мы находимся в эпитимиях, — однако же не оставлены без (надежды на) помилование, не лишены покаяния, потому что стоим еще на поприще борьбы и находимся в подвигах покаяния».//ПСТ. Т. 2. Ч. 1. С. 294. 159 Он же. Беседа на Евангелие от Иоанна. Беседа 5. Гл. 4//ПСТ. Т. 8. С. 50. 160 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога–Слова, 4//Творения. В 4–х т. Т. 1. С. 190–197. 161 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 20. СПб., 1995. С. 67. 162 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения, Т. 4. Кн. 1. С. 159. 163 В послании к Евреям: И как человекам положено однажды умереть… 164 Триодь Постная. В Неделю сыропустную на литии, глас 6. M., 1975. Ч. 1. Л. 69 об. 165 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ 166 Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 17//Ранние отцы Церкви. С. 483. 167 Прот. Г. Флоровский. Цит. соч. С. 65. 168 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 13, 1//Творения. Т. 9. С. 636; его же. О девстве, 84//Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 372: «Тогда природа человеческая разделилась сама в себе и была непримиримая борьба; рассуждая о ней, Павел так говорит: в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 23). 169 В Псалтири: И человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им. (Пер. П. Юнгерова). 171 В Послании Апостола Павла: «…B членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». 172 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2 Кор. 6, 4//Творения. Т. 10. Кн. 2. С. 530. 173 Он же. Беседа на Посл. к Ефес. 4, 1//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 32. И свт. Василий пишет: «И тело, истлевшее во гробе, восстанет, и душа, та самая, которая отлучена смертию, снова будет жить в теле» (Беседа, говоренная во время голода и засухи//Творения. Репринт. Т. 4. С. 140. См. и беседу «О смиренномудрии»//Там же. С. 309). 174

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Игнатий Брянчанинов , 42, 371). Признайте и исповедуйте Бога правителем мира; благоговейно с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его: из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 85). Источник. Взятие креста своего, т. е. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере; во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (см.: Мф. 17, 24 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когда увидит, что нива его покрывается плевелами: с терпением, постоянством и трудом он исторгает и исторгает их (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 435). Источник. Совершенство терпения – благодушно терпеть, а паче с радостью, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Восставьте веру, что, терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, и радуйтесь тому (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Терпение во всяком деле и во всяком служении требуется, и без него нигде ни в чем успеха не бывает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Источник. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет, – на пять, десять, двадцать. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай перед глазами... за терпение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Что для вас особенно потребно – есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения – в рай (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть... Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа... Он единое имеет в намерении – спасение наше. Принимайте же все как живительное врачевство, хотя и горькое, но полезное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 203). Источник. ...Колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 9). Мирное терпение – могущественное средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 42). Ударение в ланиту не буквально только надо понимать... всякий вообще поступок ближнего, которым, как нам кажется, не отдано нам должного внимания и почета, которым чувствуем себя униженными, от которого страдает... гонор наш (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). ...Если мелочи... не умели мы перетерпеть, куда же потерпеть нам больше? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. ...Надо всякий случай неприятный претерпевать, не пропуская, и претерпевать с радостью, без нарушения мирных отношений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. Первый предмет терпения есть – терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Помимо аскетических подвигов святители занимались в Понтийской пустыне лит. деятельностью; в частности, свт. Григорий помогал свт. Василию в составлении нравственных и аскетических правил. В 115-м письме Г. Б. упоминает сборник фрагментов из сочинений Оригена под названием «Добротолюбие» (Filokal…a); традиционно считается, что он был составлен им вместе со свт. Василием (впрочем, М. Харл, подготовившая этот сборник к изданию (SC; 302), сомневается в общепринятой атрибуции). Через нек-рое время свт. Григорий вернулся домой. Это возвращение было связано не только с его обязанностями по управлению поместьем и чувством долга перед родителями, но и с внутренним колебанием между стремлением к созерцательной жизни и сознанием необходимости приносить общественную пользу. Свт. Григорий искал для себя промежуточный, «средний» путь, идя по к-рому он мог бы сочетать аскетический образ жизни с учеными трудами и, не лишаясь уединения, приносить пользу людям. Но отец, престарелый еп. Назианза, сделал его своим помощником в управлении епископией. В 361/2 г. он настоял на том, чтобы свт. Григорий принял от него пресвитерскую хиротонию. Впосл. свт. Григорий называл этот поступок отца «тиранией», а себя упрекал в малодушии за то, что согласился на пресвитерство (De vita sua//PG. 37. Col. 1053–1054; иную оценку того же поступка отца как «благой тирании»: Or. 1. 1). Дальнейший жизненный путь свт. Григория пролегал между церковным служением и стремлением к уединению («кафедрой» и «пустыней» — см.: Otis. The Throne and Mountain...). Не вынося суеты и шума большого города, он сразу же после рукоположения ушел в Понт к свт. Василию. После мн. усиленных просьб отца ему пришлось вернуться в Назианз и приносить извинения отцу и его пастве за свое бегство. Священство и епископство в Назианзе. Свт. Григорий служил в Назианзе пресвитером ок. 10 лет, помогая отцу в управлении епископией. Летом 362 г. имп. Юлиан Отступник издал эдикт об учителях, запрещавший христианам преподавание в ун-тах и школах. В христ. среде религ. политика императора вызвала негодование. В «Словах против Юлиана», опубликованных после его смерти, свт. Григорий обрушился на бывш. соученика по Афинской академии с резкими обличениями. Император, по свидетельству свт. Григория, послал в Назианз солдат для того, чтобы захватить христ. храмы. Однако свт. Григорий (старший) не только лично противостоял начальнику гарнизона, но и возбудил против него паству до такой степени, что если бы тот притронулся к христ. святыням, то «был бы растоптан ногами» (Or. 18. 32). В кон. 363 г. свт. Григорий (старший) поставил подпись под омиусианским символом веры (вероятно, под формулой Антиохийского Собора 363 г.— Benoit. 1973. P. 182–183; Bernardi. Introduction. 1983. P. 32; Calvet-Sebasti. Introduction. 1995. P. 30–31; нек-рые исследователи предполагают, что свт. Григорий подписался под 4-й Сирмийской формулой (омийской) — Tillemont. Mémoires. T. 9. S. 347; Ullman. S. 58 ff., что менее вероятно).

http://sedmitza.ru/text/413330.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010