Валы и рвы нужно было «раскопать», а тын «рассечь». 836 Иосия (627–613 до н. э.) – благочестивый царь иудейский, восстановивший почитание истинного Бога. 837 Иоанн Златоуст – византийский церковный писатель и проповедник, один из наиболее почитаемых отцов церкви, константинопольский патриарх в 398–404 гг. 839 Авраам – ветхозаветный патриарх и праведник, родоначальник евреев и арабов. У Мамврийского дуба ему явился Бог в образе трех ангелов, которых он пригласил к себе и принимал как гостеприимный хозяин. 841 Моисей – ветхозаветный пророк, вывел евреев из египетского плена, на горе Синай получил завет от Бога. 842 Радимичи – славянское племя, обитало в бассейне р. Сож. По «Повести временных лет» покорены в 984 г. 843 Вятичи – славянское племя, жили в районе рек Оки и Москвы, было два похода: в 981 и 982 гг. (См. «Повесть временных лет»). 844 Ятвяги – балтское племя, обитавшее на р. Неман, покорены в 983 г. (См. «Повесть временных лет»). 846 Хозары.– Хазарский каганат на Волге и Дону был разгромлен отцом Владимира кн. Святославом в 965 г. Поход Владимира на хазар по другим источникам не известен. 847 Корсунь – др. греч. колония в Крыму Херсонес (окраина совр. Севастополя). В X в. центр Византийской провинции. Согласно византийским хроникам и «Памяти и похвале» Корсунь взят Владимиром в 989 г., а не в 988, как сказано в «Повести временных лет» (см. также коммент. 253 к «Повести временных лет»). Все русские источники сообщают, что свадьба Владимира и Анны состоялась только в Крыму, что подтверждает гипотезу о враждебности русского князя императору из-за нежелания последнего соблюдать условия договора. Иаков мотивирует поход крестившегося Владимира против христианского города стремлением найти учителей веры для своего народа. 848 Климент – Святой Климент умер в ссылке в Крыму, чем и объясняется нахождение его мощей в Херсонесе. Мощи были перенесены в киевскую Десятинную церковь ; культ Климента получил распространение на Руси. См.: Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента Римского и Кирилло-Мефодиевская традиция//Slavia.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Златоуст ещё снисходительно говорит, что по окончании службы можно собраться на могиле мученика для поминальной трапезы («Похвальное слово мученику Юлиану»). Но Августин Блаженный уже рассказывает о Медиоланской Церкви еп. Амвросия следующее: «По обычаю Африканских Церквей мать моя и здесь во дни поминовения святых делала приношения в храмы для общей трапезы из разных яств. Однажды, когда она явилась с таким приношением, ее остановил привратник храма и сказал, что епископ запретил такие приношения».(«Исповедь» 6, 2). Следовательно в самой Карфагенской Церкви агапы были запрещены несколько позже – окончательно только на 3 Карфагенском Соборе 418 г. Дольше всего агапы задержались в Зап. Европе, несмотря на то, что их запретил Оксерский Собор 584 г. Но впоследствии это запрещение подтверждает Литтихский Собор 743 г. Аахенский Собор 846 г. и др. И ещё папа Евгений в 862 г. жалуется на беспорядки при агапах. Да и на Востоке Трулльскому Собору почему-то приходится повторять против агап 74-е правило Лаодикийского Собора. Следовательно, христианское сознание тяжело смирялось с утратой этого апостольского установления. Реликты его в изобилии рассыпаны в различных обрядовых элементах нашей Церкви и сейчас. Это: 1) – православные поминки, 2) – благословление хлебов на вечерне, 3) – чин о панагии, 4) – последование артоса, 5) – и различные мелочи вроде умовения рук священников во время проскомидии (причём архиерей умывает руки перед царскими вратами, т.е. на виду у всех). 1 . Поминки Мало кто знает, что это церковный обряд и что существует специальный «чин над кутьею в память усопших». Вот последование этого чина: свящ.: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш». хор: «Со духи праведных...» и др. тропари. диак: ектения: «Помилуй нас Боже...» свящ.: молитва: «Боже духов...» хор: «Аминь», «Честнейшую херувим...» «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». свящ.: глаголет отпуст и благословляет присутствующих приступить к трапезе. Прежде всего вкушают кутию в память усопшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Круг деятельности Евстафия в указанном направлении не ограничивался пределами Антиохии. Стимулом для Евстафия в данном случае служила его мысль, что «если должно творить молитвы за вселенскую церковь , то тем более должно проявлять и попечение об ней о всей». 840 Поэтому он «повсюду» (т. е., вероятно, в те церкви, куда прости- —60— ралось духовное влияние антиохийской кафедры 841 рассылал людей, которые имели предохранять верующих от заражения арианством. Так Евстафий заботился «не о той одной церкви, которая вручена ему Духом, но и о всей церкви по вселенной». 842 Скудны, но, за полным почти отсутствием сведений по данному предмету, тем драгоценнее для нас эти показания Златоуста относительно антиарианской деятельности Евстафия… Одним из эпизодов борьбы Евстафия с арианством нужно считать и его участие на I-м вселенском соборе, количество присутствовавших на котором епископов он определяет приблизительным числом 270, а не традиционным 318. 843 – Сам по себе этот факт, отмеченный древними, никем из писателей нового времени не оспаривается. – Разногласие в данном случае существует по вопросам о председательстве Евстафия на соборе и произнесении им приветственной речи Константину Великому . Вопроса о том, был или не был Евстафий председателем на Никейском соборе, и не поднималось бы, а, при условии возникновения, решить его не представляло бы никаких трудностей в том случае, когда бы мы имели акты I собора. Но их, если бы они даже вообще существовали, 844 не сохранилось. Нет у нас и определенных свидетельств об этом современников. Отсюда позднейшие догадки на этот счет частью совершенно висят в воздухе, 845 частью покоятся на довольно проблематичных основаниях, частью опираются на свидетельства уже поздние. —61— Гипотеза об Евстафии, как председателе Никейского собора, подходит под первую 846 и последнюю категории. Нужно заметить, что впервые этим именем Евстафий называется только в V веке, не считая бл. Феодорита, который высказывается в данном случае недостаточно определенно, 847 Иоанном антиохийским (429–442), 848 епископом Константинопольским Проклом (433–446), 849 Факундом Гермианским, 850 папой Феликсом III (483–492). 851 Из древних писателей такого же мнения держится Никифор Каллист. 852 – Разделяемое весьма многими, писавшими об Евстафии в новое время, 853 это воззрение, на наш личный взгляд, в силу приведенных выше соображений, по меньшей мере спорно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Расмотрив же вся сия, пресвитеръ, иже уже лице свое от него отвратил, отшелъ былъ в монастырь, сто милъ от Москвы лежащъ, и тамо во мнишестве будуще, нарочитое и чистое свое жителство препровожал. Клеветницы же, слышавше, иже и тамо в чести имют оныя мниси его, сего ради завистию разсдаеми, ово завидяще мужу славы, ово боящися, да не услышит царь о семъ и паки да не возвратит его к собе и да не обличатся ихъ неправды и превращение судов, и многовзимателныя, любимыя издавна обыкновения ихъ, посулы и новоначатые пиянства и нечистоты паки не присекутца от оного святого, – и оттуды похватиша его и завезоша на Соловки, и аже преже рехомъ, идже бы и слухъ ево не обрелся, похваляющися, аки бы то соборне осудиша его, мужа нарочитого и готоваго отвещати на клеветы. Гд таковъ суд слышан под солнцемъ без очевистного вещания? Яко и Златоусты пишет во епистоли своей ко Инокентию, 846 папе римскому, нарекающе на Феофила и на царицу и на все соборище его о неправедном изгнанию своемъ, емуже начало: «Первие, нежели отдани суть епистоли наши, мню, благочестие твое слышавше, яковъ зд мятеж творити дерзнула неправда». И паки и при конце в той же: «И аще противники обрели, иже такъ презрени сотворили, и еще замышляют ложные клеветы, понеже насъ безвинне изгнали, не давше намъ о ни преписей, а ни книжецъ, о ни объявивша клеветниковъ имти и оброняти, и мы сутъ будемъ и покажемъ оных самых, а не нас, быти винными, и что на нас воскладают, понеже неповинны есмя. И сопротив же они сотворили? Сопротивъ всех правилом, сопротивъ всемъ церковнымъ каноном. И что глаголю канономъ церковнымъ? А не в поганских судхъ, а ни в варварскихъ престолхъ таковые когда случилися, а ни скифы, а ни сармацыи, когда судили суть повелти единй стран заочне (...) оклеветанныхъ», и прочие, тмъ подобные, яко в томъ ево посланию лучше, читающе, разсмотрится. Сей соборный царя нашего християнского таковъ суд! Се, декрет 847 знамените произведенъ от вселукаваго сонмища ласкателй, грядущим родом на срамоту вечныя памяти и уничежения рускому языку, понеже у нихъ в земли уродилися таковые лукавые, презлые, ехеднины отроды! Уже у матери свое чрево прогрызли, сирчь земли святоруские, яже породила ихъ и воспитала, воистину на свою беду и спостошенье!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

840 В идентификации этих топонимов есть определенные трудности. Существовало несколько мест с названием Стробил. Известен город Кариуполь в Пелопоннесе. Что касается Ризы и Арменопетры, то, как кажется, они вообще нигде не засвидетельствованы. 843 В этих словах, возможно, воспоминание о Юлиане Отступнике. Л. Риден сближает выражение βλοσυρς νος с именем Ιουλιανς, (Юлиан). См.: Ryden L. Op. cit. P. 340–341. п. 32, 844 Ср. Последнее видение пророка Даниила, 60. Исследователи считают, что три характерные особенности этого царя – то, что он придёт из Эфиопии, из первого рога и будет царствовать 12 лет, – свидетельствуют, что прообразом его послужил Александр Великий, мать которого в византийской историографии называлась эфиопской царевной. См.: Ryden L. Op. cit. P. 349, n. 41. 845 Ср. Псевдо-Мсфодий, 12:6 8; Последнее видение… 61. «Место, где ступали ноги Христа» – это, по-видимому, Елеонская гора, откуда вознесся Христос. У Псевдо-Мефодия в этом случае фигурирует Голгофа. 846 Ср. Последнее видение… 62 65. Историческим соответствием царствования этих трёх юнцов, изначально следовавших за царем Эфиопским (=Александром Великим), вероятно, является эпоха диадохов. 847 Ср. Сив 3:363 364: «Делос невидимым (абеЛос,) станет, а Самос а песок превратится,/Рим руинами будет – исполнятся все предсказанья» (перевод М. и В. Витковских). 851 Ср. Последнее видение… 66 68; Codex Canonicianus, л. 148 об. Исследователи полагают, что основой этого рассказа послужило Сивиллино пророчество о «женщине», овладевшей миром, а также о «вдове», ставшей «царицей мира» (3:75–77), причём в первом случае подразумевается Рим (Roma), а во втором случае – Клеопатра VII. Впоследствии, очевидно, эти два образа слились в один и стали пониматься как пророчество о нечестивой правительнице. См.: Ryden L. Op. cit. P. 352, п. 58. Интересно указание на Понт, откуда должна явиться царица. Напомним, что в Codex Canonicianus (л. 148 об.) она называется «иноплеменной». В позднейших списках «Жития» у этой царицы появляется имя: Μνδιοι (слав.: «жена Модана из Понта»). См.: Ryden, 1995, II. Р. 352, п. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И сотрёт Господь грех с земли, и убелится земля как снег, и расправится как папирус, не имеющая ни пещер, ни гор, ни холмов, ни камней, и станет лице земли от востока до запада [ровным] как стол и белым как снег. И будут выжжены огнём недра земли, и обратятся ко Мне, говоря: целомудренны мы пред Тобой, Господи, и нет в нас греха, как предсказал пророк Давид: окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега ( Пс 50 /51:9). И ещё сказал: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, и станет всякая кривизна прямой и неровные пути гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис. 40:4 ). (16) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда очистится вся земля от греха и исполнится вся благоухания, чтобы Мне [Самому] пребывать на земле. Тогда явится великий и священный скипетр 739 среди тысяч ангелов, предшествующих ему, как предсказано: тогда явится знамение Сына человеческого на небе с силою и славою многой ( Мф. 24:30 ). Тогда увидит его делатель неправды 740 со своими служителями, громко вскрикнет; и все нечистые духи устремятся в бегство. Но невидимая сила удержит их, не давая бежать. И заскрежещут зубами своими, говоря ему: где сила твоя? как ты обманул нас! И убежали [мы], и лишились славы, которую имели через Грядущего судить нас и всю природу человеческую. Горе нам, ибо будем извергнуты во тьму внешнюю! ОТКРОВЕНИЕ ПСЕВДО-МЕФОДИЯ В известном византийском апокалипсисе, так называемом «Откровении Мефодия Патарского », вкратце изложена история мира, разделенная на семь периодов-тысячелетий, начиная от сотворения Адама до конца света. При этом последнему тысячелетию посвящена вся вторая половина текста. Хотя это сочинение приписано раннехристианскому апологету Мефодию Патарскому (ум. 310), оно не принадлежит ему. Не является его автором и Константинопольский патриарх Мефодий Исповедник (ум. 846), как это считалось одно время. По мнению современных исследователей, сочинение это было написано в конце VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Тропарь, гл. 8. Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборнице, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою: темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за Императора Православного, за град же и люди, чтущия достойно святую память твою. Кондак, гл. 3. Православия наставника, и истины провозвестника, златоустого ревнителя, российского светильника, Филиппа премудрого восхвалим, пищею словес своих разумно чада своя питающая той бо языком хваление пояше, устнама же пение вещаше, яко таинник Божия благодати. Парем. (1. . Прем.4:7, 16, 17, 19–20; 5:1–7; 3 . ; ; Утр. Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.; Ап. Евр.13:17–21; 335 зач.; Ев. Ин.10:9–16; 36 зач.). Пр. чудотворца. Он родился в малоазийском г. Тарсе от богатых и благочестивых родителей и был воспитан ими в страхе Божьем. 20 лет он тайно бежал от родителей в Авгаровскую обитель близ г. Прусы в Вифинии (ныне Брусса), где проводил строго подвижническую жизнь. При имп. Льве Армянине он сделался добровольным изгнанником, а по сверти этого императора настоятелем Авгаровской обители. Он скончался 95 лет в IX в., после 846 года. Св. пророка Самеа. Он жил при царе Соломоне и сыне его Ровоаме. Последнему от лица Божьего он воспретил воевать против 10 колен, отделившихся от потомков Давидовых ( 3Цар.12:22–24 ; 2Пар.11:2; 12:5, 15 ). Св. Петра, епископа Севастии Армянской. Младший брат св. Василия Великого (см. 1 янв.) и ученик сестры своей благочестивой Макрины, подражатель ее благочестию и пустынножительству св. Василия, он был посвящен последним в пресвитера. По смерти же св. Василия, он был поставлен епископом Севастии армянской. Он присутствовал на II Вселенском Соборе; скончался в конце IV века. 10 . Г. Иже во святых отца нашего епископа Ниссийского. Младший брат св. Василия Великого , весьма похожий на него наружностью, он получил прекрасное образование. Он был красноречивым проповедником и толкователем Слова Божьего сначала в сане пресвитера, а потом (с 372 года) в сане епископа г. Ниссы в Каппадокии. Он присутствовал на II Вселен. Соборе и ему приписывают дополнение Никейского Символа, относительно учения о Святом Духе. Как «секира, секущая еретиков стремления», и как «огнь, хврастныя ереси попаляющий», он по проискам ариан, против которых он много писал обличений, лишен был сана и провел 8 лет в изгнании. Император Грациан возвратил ему снова епископский сан. «Проповедник истины, основание благочестия, источник догматов высоких, наказаний поток медоточных, цевница боговещанная», св. Григорий отличался пламенной ревностью о правой вере, сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием, прямодушием и редкой почтительности к своим родным. Он скончался после 394 г. От него дошло несколько поучений и книг в защиту православия и в обличение ариан и македониан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В К-поле существовало не менее 36 храмов и мон-рей во имя Иоанна Предтечи, самые известные из которых - мон-ри Студийский, Липса, Петра, церкви в Евдоме и Сфоракии. Агиографические сочинения, посвященные И. П. В честь И. П. было составлено значительное число агиографических сочинений (более 30: BHG, N 831-867m). Среди них большое количество апокрифических Житий (Passio; BHG, N 831-835; 837c - 838d); авторство многих не установлено, однако существуют Жития, приписываемые ап. Иоанну Марку (BHG, N 834) и Евриппу, ученику И. П. (BHG, N 833e). Автором ряда сочинений, посвященных И. П., считается прп. Симеон Метафраст (X в.; BHG, N 835-837e). Самые ранние рукописи, содержащие Житие святого, датируются IX-X вв. Кроме того, к агиографическому циклу в честь И. П. относятся Сказания и Речи об обретении и перенесении мощей: об обретениях главы, приписываемые преподобным Симеону Метафрасту (BHG, N 840), Феодору Студиту (BHG, N 841, 842) и др. (BHG, N 839, 842a, 842d, 848k, 858z, 861u); об обретении десницы авторства Феодора Дафнопата (BHG, N 849). Сохранилось также много Речей в честь праздников, посвященных И. П., похвальных слов и гомилий. Из них более 20 приписывается свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 842v, 843k, 843n, 843t, 843v, 847c, 847i - 848d и др.). Среди др. известных авторов этих сочинений можно назвать Василия , архиеп. Селевкии Исаврийской (V в.; BHG, N 862), свт. Андрея , архиеп. Критского (VII-VIII вв., BHG, N 861, 862m), Иоанна Ксифилина (Младшего) (XI в.; BHG, N 843x), К-польских патриархов Германа II (1223-1240; BHG, N 843y) и Иоанна XIII Глику (1315-1319; BHG, N 847e), Фому Магистра (XIII-XIV вв.; BHG, N 843c), свт. Григория Паламу (ок. 1296-1357; BHG, N 846), имп. Мануила II Палеолога (1391-1425; BHG, N 865v) и др. Кроме того, существуют агиографические сочинения, посвященные И. П., с необычной тематикой, напр. гомилия о сошествии И. П. во ад, приписываемая Евсевию , еп. Александрийскому, или Евсевию , еп. Эмесскому. Помимо агиографических сочинений, непосредственно посвященных И. П., святой и его чудеса часто упоминаются в др. произведениях этого жанра, напр. в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87. Col. 2852-2853). Чудеса совершались как в поствизант. период (напр., спасение мон-ря прп. Дионисия на Афоне от разграбления пиратами или чудо на о-ве Хиос (1740), когда в праздник Собора Иоанна Предтечи обрушившейся крышей были задавлены турки, к-рые хотели превратить в мечеть церковь, посвященную святому), так и в наст. время - одному из соборных старцев Иверского мон-ря, запретившему Паисию Святогорцу построить каливу в овраге близ скита св. Иоанна Предтечи, ночью явился И. П. и избил его, о чем старец поведал братии ( Исаак, иером. Житие Старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 182-183). Праздники в честь И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

127). 18     Муч. Марин старец. Родом из Аназарва киликийского, в гонение Диоклитиана будучи представитель пра- Л- в Тарсь, после исповедания Христа жестоко сечен розгами и в тяжелых оковах брошен в темницу, на другой день повешен на мучилищном древе, резан мечами и ожигаем огнем, наконец усечень вне города мечем Тело его, брошенное на съедение псам под надзором стражей, в одну грозную ночь взято христианами Ксавтием в Саприкием и погребено недалеко от Аназарва. Так говорит месяцеслов Василия. Тоже в Диян. св. (Aug. II. 846). Лисей мучил других в 285 и 286. св. 12 окт. О Домнике, 29 окт. об. Астерие и дружине, 30 ок. об Зиновии.     Пр. Иулиан. В Деяниях св. (Oct. VIII. 346) после обстоятельного исторического исследования помещена жизнь его из Боголюбца Феодоритова. Златоуст говорит об нем в беседе в антиохийцам: знаете и слышали и еще некоторые видели мужа, о котором я буду говорить, Иулиана оного, скажу, удивительного. Человек этот — простой поселянин и в незнатном месте рожденный, не имеющий никакого внешнего образования, но исполненный философии не тщетной. Когда он входил в города, что случалось редко; то бывало такое стечение, какого не бывает во время прихода ритора, софиста или другого кого-либо. Что еще скажу? Не воспевается ли его имя ныне славнее какого-либо из царей. (Montfauc. Opp. XI. 162) 19     Муч. Уар и дружина. В Деяниях св. (Осст. VIII. 423) помещено житие древнейшее Метафрастова, которое сей метафразировал. Издатели Деяний относят сии акты к чистейшим (sincerrima), судя по внутреннему их содержанию. Кончину мучеников полагают ок. 307 г., принесение мощей в Палестину после 312 года, когда кончилось гонение. Место погребения их близ г. Фавора Едра, по другому чтению Сира (δρα, συρα) неизвестно. Уар по латинскому произношению Вар. Метафрастово житие в полном курсе патрологии Миня (Т. 115. 1142).     Пр. Иоанн рыльский. В Деяниях св. (Oct. IX. 683) после историч. исследования помещена жизнь, кратко написанная Евфимием, патриархом терновским, и перевод из славянского пролога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

841 . Состояние церковных дел в греческом королевстве//Христиан, чтение. – 1863. – Ч. 2. 842 . Судьба Православной Церкви на Ионических островах//Христиан, чтение. – 1864. – 4.1. 843 . Физическое происхождение и библейское значение радуги//Странник. – 1865. – Окт. 844 . Храм Св. Софии в Константинополе//Духов, беседа. – 1867. – 26. 845 . Христианин – хозяин//Духов, беседа. – 1859. – 846 . Чудесные солнечные явления при Иисусе Навине и пророке Исайе//Странник. – 1861. – Сент. Переводы, издание 847 . Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. – 2-е изд., испр. – СПб., 1861. – 11. 242 с. То же. – 3-е изд., пер. на рус. яз. – СПб., 1875. 848 . Две беседы Патриарха Фотия по случаю нашествия Россов на Константинополь/Пер.//Христиан, чтение. – 1882. – 4.2. 849 . Илия Минятий , епископ. Камень соблазна, или изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними/Пер. с новогреч. – СПб., 1854. 850 . Патриарха Фотия Тайноводственное слово о Св. Духе//Духов, беседа. – 1866. – 20. 851 . Святой Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви Ш-го века. Полное собрание его творений/Пер. с греч. – СПб., 1877. – XXIII, 259 с. 852 . Св. Роман Сладкопевец . Кондак и икос в честь святых Апостолов/Пер.//Христиан, чтение. – 1876. – Ч. 2. 853 . Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: Вып. 1–5/Пер. профессоров Глориантова Н.И. , Ловягина Е.И. , Троицкого И. Е. //Христиан, чтение. – 1874–1878 (в прил.). 854 . Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе Е.И. Ловягина :  1–2. – СПб.. 1907–1908. 855 . Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе: В 12 т. – СПб., 1896. Примечание: Ловягин Е.И. редактор 1-го тома. 856 . Шикопп, Юлиус. Апологетические беседы о лице Иисуса Христа/Пер. с нем. – СПб., 1870. – 276 с. Литература о жизни и деятельности 857 . Профессор Евграф Иванович Ловягин //Христиан, чтение. – 1910. – Сент. – С. 1147–1162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010