Слово 29, 5, PG 36, 80А (р. п.: Т. 1. С. 416). 178 1 Тим. 3:16. 179 Тит. 2:11. 180 Рим. 4:14. 181 Евр. 12:1. 182 Мф. 13:25. 183 Мф. 10:27, Лк. 12:3. 184 Символ веры. 185 Малая доксология. 186 Иер. 28:9 (по славянской Библии — 51:9). 187 «Благочестие» (εσβεια) в святоотеческой письменности обыкновенно выступает синонимом ортодоксии, а не ортопраксии, как это слово чаще всего понимается в современной речи. Поэтому «символ благочестия» здесь — Символ веры. 188 Необходимо заметить, что в древности «Священными Писаниями» называли не только книги Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всякое писание святых. Поэтому и здесь речь может идти также о разных местах у отцов. 189 1 Петр. 5:6. 190 1 Кор. 15:28. 191 1 Кор. 15:25. 192 Ин. 14:28. 193 Сирах. 1:4. 194 Такого стиха в Библии не обретается, но издатель греческого текста дает здесь ссылку на Сирах. 23:20 (по славянской Библии — 23:29): прежде неже создана быша вся уведена Ему, хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого–то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом. 195 Ин. 5:19, 30. 196 Ин. 6:38. 197 Лк. 6:12. 198 Евр. 5:8. 199 Лк. 2:52. 200 Ин. 3:14 и др. 201 Ин. 7:39. 202 Лк. 13:32; Евр. 5:9; Ин. 19:28, 30. 203 Ин. 1:1. 204 Там же. 205 Притч. 8:25. 206 Пс. 71:17. 207 Варух 3:36. 208 Ин. 10:30. 209 Ин. 10:30. 210 Ин. 14:10. 211 Ин. 14:9. 212 Пс. 109:3. 213 См. Пс. 71:7–8. 214 Фил. 2:10. 215 Пс. 144:13. 216 Ср. Дан. 2:44. 217 2 Кор. 3:6. 218 Ср. 1 Кор. 2:14. 219 «τον περ αυτος οχλον» — буквально: «окружающую их толпу». 220 Ин. 20:22. 221 Ин. 20:23. 222 Иоанн Златоуст, Омилия 86 на Евангелие от Иоанна, 3, PG 59, 471 (р. п.: Т. 8. (2). С. 589). 223 В оригинале игра слов: «φαντασα, κατ την φαντασαν τν κεφλων». Слово «φαντασα» по–гречески означает как «фантазию», так и «привидение», «призрак». 224 «Акефалами» — буквально: «безголовыми» — называлась секта радикальных монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса, как принявшего в 482 г. Энотикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона, и таким образом оставшаяся без иерархического возглавления. Во главе их стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Св. Иоанн Златоуст о посольстве Иоанна Предтечи, отправленном из темницы к Иисусу Христу, говорит: «Не сказал (Иоанн): Ты ли еси пришедший (ибо Иисус Христос пришел уже на землю); но: «ты ли еси грядый (т.е. во ад), или иного чаем?» Ибо Иоанн так думал, сам с собою: не хочет ли Он послать во ад, для совершения дела, уполномоченнаго ангела? Или, может быть, Он хочет воскресить всех одним словом, подобно тому, как Он воскресил Лазаря? Посему-то он, не будучи в состоянии судить о намерениях Господа, спрашивает Его: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» во аде " 191 . В ответе Иисуса Христа замечательно свидетельство Его об Иоанне: «из рожденных женами не было больше Иоанна Крестителя; но меньший в царствии небесном больше его». «Подлинно, – говорит св. Макарий Египетский , – из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя; потому что он полнота всех пророков. Все пророчествовали о Господе, издали показывая Его пришествие; но Иоанн, пророчествуя о Спасителе, представил Его пред очи всех, взывая и говоря: «Се Агнец Божий!» ( Ин.1:29 ). Как сладостен и прекрасен глас того, кто прямо указует на проповедуемаго им! Никто не больше Иоанна Крестителя из рожденных женами: «мний же во царствии небеснем болий его есть» ( Мф.11:11 ). Это свыше рожденные от Бога апостолы, приявшие начаток Духа Утешителя; ибо они сподобились быть судиями и сопрестольниками Христовыми, соделавшись избавителями человеков. А найдешь также, что они разделяют море лукавых сил, и преводят верныя души; найдешь, что они делатели, возделывающие душевный виноград; найдешь, что они други жениховы, обручающие Христу души; ибо сказано: «обручих вас единому мужу» ( 2Кор.11:2 ); найдешь, что они дают жизнь человекам; одним словом, найдешь, что они многочастно и многообразно служат Духу. Сей-то «мний болий есть» Иоанна Крестителя» 192 . А св. Исидор Пелусиот говорит: «мний в царствии небеснем болий Иоанна есть, значит: совершенный в законе менее того, который крестился в смерть Христову. Ибо в том состоит царство небесное, чтобы быть погребенным со Христом, который сошел во гроб для разрушения смерти, и, победив ее, даровал воскресение. Посему, хотя Иоанн был более всех рожденных женами, но был усекнут прежде наступления царства небеснаго, и хотя был безукоризнен по правде законной, но был ниже усовершенных Духом жизни о Христе, прежде их отшедши из сей жизни. Итак, всякий, меньший в царствии небеснем, то есть, в жизни о Христе, более совершеннаго по закону; ибо закон не давал совершенства» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, т.3. с. 284. 190 Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. – М., 1993, кн. 1, с. 318. 191 Прп. Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997, с. 224. 192 Там же, с. 126. 193 Единственный древнехристианский автор, признающий реальность магии, – это Ориген (о его отношении к магии см. главу «Магия и экзорцизмы» в книге: M. Fedou.Christianisme ет religion paiennes dans le Contre Celse d " Origene. – Paris,1988). Но и он настаивает: «Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу Всяческих чрез Иисуса, и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: „Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их“ (Пс. 33, 8) от всякого зла» (Против Цельса VI, 41). 194 Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. Об образе и подобии Божии. М., 1855, сс. 271-274: «Священник Иосиф, обличая раскольщиков о чаровавших их, приведе сотворившееся иногда от жидов в королевстве Польском дивное волшебное дело, выписаное из книги глаголемой Зерцало Короны Польския, из артикула пятаго, яко жиды некоей от жен христианских великую цену дали, дабы продала им млека христианскаго; жена же оная возвести о сем мужу своему, и по его научению продаде им млека кравияго вместо человеческаго христианскаго. Жиды же с радостию то млеко прияше, напоиша некоего человека, и идоша с ним к висильнице, на нейже злодей повешен бысть, и совершивше там своя над млеком волшебная чарования, повелеша наятому человеку, да млеко то обволхвованное ими влиет в ухо висящему злодею, и приклонит свое ухо к уху мертваго злодея. Он же егда то сотвори, вопросиша его жидове, что слышит? Тойже отвеща: рычание скотов слышу. Жиды же опечалившеся, идоша к жене оной христианстей, и лаяша ю яко обманувшую их. Потом бысть во всем королевстве Польском велий мор на скот; имел же бы той мор быти на христиан, аще бы жена оная христианская человеческого христианского млека продала им». 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Глава девятая. О седьмом прошении: Но избави нас от лукаваго Слова сего прошения Молитвы Господней, по учения Св. Отцов Церкви, имеют троякое значение: Моление о избавлении от наветов духа злобы Мы молимся здесь к Отцу Небесному о том, чтобы Сам Он, как Всемогущий, Всеведущий и Всеблагий, благоволил оградить, защитить и избавить нас немощных от главного врага душ наших диавола 190 . Ему-то преимущественнее должно приписать и название: лукаваго, нареченное здесь Спасителем 191 ; так как он в самом деле есть лукавее, то есть, злее и коварнее всех врагов христианина. На сем основании Св. Апостолы в своих посланиях многократно сим же именем называли духа злобы 192 . А Св. Иоанн Златоустый , изъясняя сие прошение, прямо говорит, что «Лукавым здесь Иисус Христос называет Диавола, заповедуя нам вести против него всегда непримиримую брань. Именуется же он преимущественно лукавым, продолжает Златоуст, по причине величайшей его злобы; ибо хотя он ничем не бывает обижаем от нас, но никогда не престает враждовать против нас» 193 . Сверх того Златоуст замечает, что здесь сказано: избави нас от лукаваго, а не от лукавых, с тою целью, чтобы мы отнюдь никогда не враждовали против ближних наших, сколько бы они ни делали нам зла, и ни коварствовали против нас: но всегда бы нанесенное нам зло вменяли одному диаволу, который в самом деле есть главная причина всех человеческих зол 194 . Диавол есть самый опасный враг спасающихся Надобно заметить, что словом: лукаваго, отличительно приписываемым диаволу, и имеющим особенную выразительность, напоминается еще нам о особенной скрытности и опасности наветов сего злобнейшего и хтирейшего врага нашего. А сим самым тем сильнее внушается всякому непрестанно иметь относительно его духовное бдение и вооружаться против него молитвою. К таковым предосторожностям, бдительности и молитве, должны располагать нас и приписываемые сему врагу, в Св. Писании, качества. В нем a) представляется диавол особенно страшным для верующих; потому что чрез хитрое свое обольщение он нечаянно может низвергнуть их в бездну погибели 195 , как поступил в раю с Прародительницею нашею; по сей причине Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Впрочем, приводя изречение св. Златоуста (в Маргарите), вы, как видно, ко временам сего святого отца относите совершенное проповедание Евангелия под небесем, после чего, согласно вашему мнению, и должно было последовать запустение и оскудение благочестия в церкви. Но возможно ли так думать о бывших после св. Златоуста временах? Разве не в сии времена были составлены третий и прочее четыре вселенские соборы, утвердившее правое учение веры? Возможно ли утверждать и то, будто во времена св. Златоуста проповедь Евангелия озарила уже всю вселенную, когда многие страны и народы просвещены Христовым учением спустя много веков по кончине сего вселенского учителя? Не стану говорить, сколько народов на Западе просвещены христианством, начиная с шестого века по Рождестве Христовом: укажу для примера только наше российское соборное крещение при св. Владимире, также сербов, волохов, Перми, Сибири. Или, по-вашему, все сии крещения уже неистинны, как совершившиеся после Златоуста, т.е., по-вашему, во время отступления? И самые соборы вселенские, в сие время бывшие, быть может, по-вашему, уже не достойны к приятию? Но если силу слов святого Златоуста, вами указанных, вы не простираете на те времена, когда соборы вселенские происходили и когда просвещены крещением благочестивые предки наши, то и к нынешнему времени прилагать слова св. Златоуста никакого основами не имеете. И если бы вы правильно поняли слова вселенского учителя, то никак не дерзнули бы приводить оные в подтверждение якобы существующего ныне отступления. Здесь св. Златоуст имеет в виду не определить время, когда именно последует отступление, а только заверяет, что предсказание Спасителя о имеющем быть отступлении исполнится. Он приводит два предсказания Христова: одно, что прежде должно проповедаться Евангелие по всей вселенной; другое, что затем должен придти сын погибели. В быстром распространении христианства между известными тогда народами он представляет очевидное доказательство, что первое предсказание Спасителя исполняется; а в исполнении этого первого предсказания видит доказательство, что в свое время исполнится и второе. Таков точный смысл в словах св. Златоуста. О том же, что скоро наступит отступление и вообще, когда именно, он совсем не говорит. Наипаче же непростительно в сих словах Златоуста находить свидетельство о прекращении жертвы и священства во время отступления, каково, по мнению вашему, нынешнее время. Ибо здесь же в Маргарите, в 3 слове на Иудея (лист. 192–193), св. Златоуст словом Христовым заручается о первопрестольстве церковном, яко не прекратится, и врата адова церкви не одолеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

На божественном вдохновении основывается вечно-жизненное значение св. Писаний, как первоисточников религиозных истин для человечества. В этом смысле св. Иоанн Златоуст часто говорит о значении боговдохновенных писаний Нового Завета. Св. апостолы, например, превзошли царей и властителей. Царские законы отменяются иногда ещё при жизни царей. Законы же апостолов-рыбарей, несмотря на то, что бесчисленные силы врагов старались их уничтожить, пребывают твёрдыми, непоколебимыми доселе 190 . Из посланий ап. Павла обильно и часто черпали множество писателей, учителей и толкователей с того времени, как жил составитель их. Однако не истощили, и не могли истощить всего содержащегося в них богатства. Сколь многие после нас и после этих последних опять другие будут говорить о павловых посланиях. Но не оскудеет этот богатый источник. Будучи духовным, он не для того возник, чтобы когда-либо истощиться 191 . Своими писаниями апостол языков принёс пользу не только верным его века, равно как и жившим доныне, но будет приносить пользу всем, имеющим существовать до последнего пришествия Христа. Подобно стене из адаманта, писания ап. Павла будут ограждать церкви вселенной в будущие века 192 . Как излияние бесконечно совершенного Духа Божия, как слово Духа Святого 193 , св. Писание, по учению Иоанна Златоуста , заключает в себе беспредельное море мыслей, несказанно-богатое сокровище любомудрия. А потому для своего уразумения требует большого труда, тщательного исследования. Говоря об этом последнем свойстве слова Божия, Златоуст, по своему обыкновению, пользуется образами. В естественном и общедоступном пути есть места ровные и удобные. Но есть трудные, неудобные. В божественных Писаниях также встречаются места, удобопонятные сами по себе для всех. Но другие места нуждаются в прилежном, внимательном изучении 194 . Когда человек идёт по пути ровному и удобному, тогда нет нужды в большой осторожности. Но если дорога идёт по местности наклонной, узкой, простирающейся до самой вершины горы, ограниченной с обеих сторон пропастями, тогда нужна душа бодрая, осторожная 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

191 Говорит св. Златоуст: «Как образ раба ( Фил. 2:7 ) означает не что иное, как совершенного человека, так и образ Бога означает не что иное, как Бога» ... «Если образ Бога есть совершенный Бог, то и образ раба есть совершенный раб (человек)». (Омилия 2, 2 на Послание к Евреям и Омилия 7, 3 на Послание к. Филиппийцам (63, 22; 62, 232). Характерное замечание делает известный новозаветник, проф. Н. Глубоковский : «Всегда будет неизменным принцип экзегетики, что “образ Божий” по действию равнозначен “образу раба” и по своему содержанию не может быть беднее. Другое выражение характеризует истинное человечество Христа, следовательно, и первое подтверждает Его совершенное Божество. Если кто-то отрицает или умаляет это (Божество), неизбежно впадает в докетическое отрицание тела Христова, тем самым уничтожая объективность благодатного спасения» (там, т. 2, 330). 192 См. и Послание к Римлянам (9:5): от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Выражение в 1 Послании к Тимофею (2:5): человек Христос Иисус должно связать с предшествующим: Посредник между Богом и человеками. «А Посредник, – как замечает Златоуст, – должен быть в общении с обоими» (Омилия 7,2 на 1 Послание к Тимофею (62, 536). Выражение Посредник здесь означает Богочеловек). 193 Святые Отцы позже станут подчёркивать «диофизитство» в христологии, в противовес еретическому «монофизитству» (см. Орос – исповедание веры Четвёртого и Шестого Вселенских Соборов). 194 Омилия 31, 2 на Евангелие от Иоанна (59, 177); ср. и Омилия 80, 2 на Евангелие от Иоанна (59, 435): «Если Сын Божий не есть истинный Бог... как Он нас делает богами и сынами, если Сам не есть истинный (Бог)?» В другом месте тот же святой Отец говорит: «Удалось диаволу уверить некоторых несчастных и неразумных людей отрицать принцип Икономии ( τς οκονομας τν Λγον ­ истинный смысл Воплощения) и дерзать говорить, что не принял (Господь на Себя) плоть, и так отвергают саму основу человеколюбия (Божия)» (О непостижимости 7, 3 (48, 759). Хотя у нас здесь нет цели доказать правильность богословия и христологии св. Иоанна Златоуста , эти фрагменты, и многие другие, показывают его как глубокого богослова православной апостольско-святоотеческой веры (поэтому его и цитировал св. Кирилл Александрийский в своей христологии, а также Халкидонский Собор).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Преп. Иоанн Кассиан (IV-V век) дал первый такое деление. Преп. Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Ефрем Сирин и др. указывают следующие восемь главнейших страстей, борющих людей: 1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие и 8) гордость (см. Добротолюбие. Т. II). 333 См.: Свт. Григорий Богослов. Слово 39-е на Богоявление; преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 1. Семь смертных грехов насчитывается и в Православном исповедании. 334 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 1; ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 457. 335 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 2. 336 См. Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 238, 245, 247; преп. Нил Синайский. О тщеславии (см.: Добротолюбие. T. II, § 19. С. 261; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 192—193). 337 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 26. 338 Признаки тщеславия излагаются по учению свв. Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского и др. 339 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с духом тщеславия//Добротолюбие. T. II. С. 420. 340 Преп. Иоанн Кассиан. О страсти тщеславия//Добротолюбие. Т. II. С. 74. 341 Там же. 342 Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 75. 343 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 5. 344 Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 79. 345 Архиеп. Антоний. Собрание лекций и статей по пастырскому Богословию. М., 1909. С. 72—79. 346 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 215, 219. 347 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, §§ 2, 3. 348 Преп. Иоанн Лествичник. Слова 22, 28. 349 Он же. Слово 22, § 36. 350 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 37. Преп. Ефрем Сирин говорит: «Кто выдает себя подвижником, за братской трапезой выдает себя постником и воздержным, а наедине и у себя в келлии тайно ест и пресыщается, тот готовит паутинную ткань (т. е. его дело, доброе только по видимости, подобно паутине), и идет он путем человекоугодников, одержим лукавой страстью тщеславия» (Добротолюбие. T. II. § 276. С. 422). 351 Преп. Нил Синайский. О тщеславии. Творения. Ч. I. С. 217//Добротолюбие. T. II, § 16. С. 217.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

По возгласе: «Возлюбим друг друга», иереи так же вместе с клиром произносили слова: «Отца и Сына и св. Духа...» и целовались в уста со словами: «Мир о Христе и иерейству твоему», 192 или только целовались без предварительного произнесения слов: «Отца и Сына и Св. Духа»... 193 Во время возгласа диакона: «Станем добре», священник, целуя престол, говорил: «Святый Боже», во время возгласа: «Станем со страхом», – священник: «Святый крепкий», и т. д. 194 Пред освящением Даров не читалась молитва: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа...». 195 Такую же особенность богослужебного порядка мы встречаем положительно во всех древних греческих списках литургии Златоуста. 196 После возгласа: «Благодатию и щедротами...» пред возношением святых Даров «воздвиг руце», священник произносил слова: «Господи, устне мои отверзеши...». 197 По возгласе «Святая святым», «рекут попове и диакон, приступльше к трапезе: многа лета, отче. Богу святую, и чистую и честную твою молитву нам; на многа лет, честный отче. Он же отвещает: купно с животом вашим; и они рекут: аминь, и отступят на своя места». 198 Этих слов мы не находим ни в одном из известных нам греческих списков рассматриваемой нами литургии. После произнесения их, священник, разламывая тело на четыре части, говорил: «В преломлении хлеба познаста ученики Господа своего...», влагая хлеб в чашу, священник говорил: «Смешение святаго тела и честныя крови Господа нашего Иисуса Христа и исполнение Святого Духа». 199 Все эти слова, исключая последних, которые принадлежат литургии Златоуста, 200 заимствованы из литургии апостола Иакова. 201 За этим непосредственно следовала молитва: «Во множестве грехов моих не отвержи мене, Владыко. Господи Боже мой», та самая, которая полагается в начале греческой литургии апостола Иакова. 202 Влияние теплоты в чашу пред причащением священнослужащих, согласно с практикою церкви Греческой, в рассматриваемое нами время не полагалось. 203 Что касается причащения священнослужащих, то при причащении многих оно происходило следующим образом: младший священник брал часть раздробленного агнца и давал старшему из священнослужащих, с произнесением тех же слов, какие произносятся и теперь при этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В таком же смысле продолжали учить и дальнейшие отцы и пастыри Церкви, как, напр., св. Кирилл Иерусалимский 189 , Василий Великий, Григорий Богослов , Иоанн Златоуст, а, также, св. Амвросий 190 , бл. Августин 191 , Феодор Гераклийский 192 , св. Иоанн Дамаскин и Феофилакт Болгарский 193 . Для примера же, достаточно привести некоторые из мест, принадлежащих трем великим святителям Церкви Вселенской, Василию Великому , Григорию Богослову , Иоанну 3латоусту, а, также, древнецерковному великому догматисту Иоанну Дамаскину . «По отшествии из сей жизни, – пишет св. Василий Великий , – нет уже времени для добрых дел; потому что Бог , по долготерпению своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу 194 ; настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке – праведный суд воздаяния» 195 . «Лучше здесь, пишет, также, Григорий Богослов , подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо, как выше смерти поминаяй здесь Бога…, так, для отшедших отсюда, нет исповедания и исправления во аде ( Пс.6:6 ); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного 196 . Тогда кто поможет, сетующим напрасно? Здесь врачевство для людей, а напоследок все будет заключено» 197 . И Златоуст, неоднократно касавшийся этой, весьма важной, в практическом отношении, истины, по ее поводу писал, между прочим, следующее: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. Ибо сказано: во аде же кто исповестся тебе ( Пс.6:6 )? 198 Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды, а, как отойдем туда – уже не властны будем покаяться и смыть с себя грехи. Посему, должно приготовляться непрестанно к исходу отсюда 199 . Здесь возможно и покаяться, и омыть грехи, и приобресть великое дерзновение, и перемениться 200 . Если же ныне, когда еще находимся на поприще, мы не предпринимаем подвигов добродетели и не будем избегать сетей зла; то, наконец, хотя и станем обвинять самих себя, но уже тщетно, поскольку уже не будет никакой пользы от раскаяния. Ибо, пока мы находимся в настоящей жизни, возможно еще, раскаявшись, получить от того пользу, и, очистив прежние согрешения, удостоиться милосердия от Господа. Если же, опустив настоящее время, будем внезапно от него восхищены: то, хотя и будем тогда каяться, но уже не получим от того никакой пользы» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010