Такая «отчаянная» молитва, несомненно, есть дар свыше. Она ставит человека на грань между временем и вечностью. Время – словно забыто, стало где-то позади, и взор духа всецело направлен к вечности. Такое передвижение нашего духа к последним граням времени в молитве открывает наш ум к уразумению многих выражений Священного Писания, которые до того казались парадоксальными. Вот некоторые примеры: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ); «искуплены вы... кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Пет.1:18–20 ); «описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ); «Он избрал нас прежде сложения мира» ( Еф.1:4 ); «мы познали Сущего от начала» ( 1Ин.2:13 ); «и клялся Живущим во веки веков, что времени больше не будет» ( Откр.10:6 ). Какой смысл этих выражений: «последние времена» или «последние века»? Или в Литургии Иоанна Златоустог о: «Царство Твое даровал еси будущее», 128 или в Литургии Василия Великого : «Видехом воскресения Твоего образ, исполнихомся бссконечныя Твотя жизни»? 129 Апостолы, в силу непосредственного общения с Божественной Ипостасью Логоса, пребывая еще на земле, духом пребывали и в вечности. Для них, как и для всякого иного человека, опытом познавшего подобное состояние, время века приходит к концу. Именно отсюда у них эти «странные глаголы» (сравни Ин.6:60 ). Их восприятие времени отлично от представлений о времени Ньютона или Эйнштейна, или философов и гностиков различных типов. Время для них становится подобным некоему «месту», в котором возможны передвижения, на гранях которого возможна первая встреча с Безначальным. Мы видим, что некоторым из людей было дано «увидеть Царствие Божие пришедшее в силе, прежде, чем они вкусили смерть» (ср. Мк.9:1 ). Таковым свойственно особое восприятие времени и мира вообще. Пути Господни таковы: сначала Он ищет человека, открывает ему свое «Лицо», вовлекает его в Свою вечность, делает это без насилия над человеком, после сего Он снова может «возвратить» его в рамки времени. Кажется, нет иного смысла в этом возвращении, как предоставление ему возможности явить в акте земной жизни данное ему познание о Сущем, быть свидетелем Его любви к людям. Сам же тот человек переживает свое возвращение как «удаление от Господа» (ср. 2Кор.5:6 ), как отнятие благодати или оставление, и томится тогда он под бременем тленного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Хор: «Тебе (отдаем себя и Тебе все вручаем) Господи». По окончании ектении, священник громко произносит: Пение «Отче наш» «И удостой нас, Владыко, смело, без осуждения дерзать (позволить себе) призывать Тебя Небесного Бога Отца и говорить»: Хор 128 поет: «Отец наш, сущий на небесах, да святится имя Твое; да приидет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на-сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». После «Отче наш», священник, произносит обычный возглас: «Так как Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа теперь и всегда, и вечно». Хор: «Истинно так». Священник: «мир всем», т. е. «пусть чувствуют в себе все покой совести, мир с Богом». Хор: «И в твоей душе пусть будет мир». Диакон: «Наклоним головы наши пред Господом». Хор: «Тебе (покланяемся), Господи». Священник тихо читает молитву, в которой просит, чтобы Господь был милостив ко всем, наклонившим пред Ним головы и даровал благое и полезное всем и каждому: «Невидимый Царь, – читает он, – благодарим Тебя, все устроившего Своим неизмеримым могуществом, все Воззвавшего из небытия в жизни величием любви и милосердия. Обрати, Владыко, с высоты неба взор Твой на людей, склонивших головы, так как не плоти и крови они воздают поклонение, но Тебе, страшному Богу. Устрой же, Владыко, всем нам все предстоящее во благо, сообразно с нуждой каждого; плавающих сопровождай в плавании, путешествующим сопутствуй на суше, больных, – как врач наших душ и тел, – исцели». Возглас: «(Просим Тебя устроить во благо все это) по благодати, милости и любви Единородного Твоего Сына, с которым мы прославляем Тебя, как и пресвятого, благого, всему дающего жизнь, Твоего Духа, теперь и всегда, и вечно». Хор: «Истинно так». Затем священник тихо читает молитву, обращенную к Господу Иисусу Христу, чтобы он удостоил Своею высокою рукою преподать пречистое Тело и честную Кровь самим священнослужителям, а чрез них и всем людям:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

...Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали врагов в число первых друзей... Он ... повелел молиться за них. Если же ты, хотя и не делаешь зла (врагу), однако отвращаешься от него, смотришь на него с неудовольствием и хранишь в душе рану свою неисцельною, то ты еще не исполнил заповеди, которую дал тебе Христос. (5, С. 128) Послушай... Самого Бога, Который говорит, что Его умилостивляют благоговейные молитвы многих. (24, С. 317) ...мы обручены Жениху [Господу Иисусу Христу – С. М.], Который желает от нас такой любви, чтобы мы для Него отказались, если нужно, не только от малозначительных и ничтожных земных благ, но и от самой души. Итак, если нам должно отправляться туда, отрешимся от этих ничтожных забот; и, переходя из бедного дома в царский чертог, мы не стали бы заботиться о глиняных сосудах, дровах, рухляди и других бедных домашних вещах. Перестанем же теперь заботиться о земном; время уже призывает нас к небу, как и говорил блаженный Павел в Послании к Римлянам: ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился ( Рим.13:11–12 ). (12, С. 240) ...(святые мужи), провождавшие на земле жизнь, равную ангельскому любомудрию, хотя и не делали ничего этого – не приносили жертв, не совершали праздника, не соблюдали... поста, однако так угодили Богу, что стали выше и самой природы, и тем, что случилось с ними, обратили всю вселенную к Богопознанию... Ибо (в Евангелии) сказано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ); а они душу свою положили за Бога. Впрочем, они достойны удивления не поэтому только, и потому еще, что делали это не за какую-либо награду. Потому-то и говорили, что Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем ( Дан.3:17–18 ). Довольно нам, говорят, и той награды, что умираем за Бога. (37, С. 400) ...Христос в... день (Суда) будет давать награды не тем, которые только делали чудеса, но тем, которые исполняли Его заповеди. Приидите, скажет Он, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство уготованное вам от создания мира, не за то, что вы творили чудеса, но за то, что алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). (5, С. 131) Свойства и проявления любви в жизни человека (в том числе к врагам). Возрастание в любви

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это приготовление Домостроительства спасения и облагодатствования в Предвечном Логосе-Христе описывает апостол Павел в гимне, начинающем Послание к Ефесянам, который мы уже приводили 125 . Следовательно, Тайна Божия во Христе, то есть тайна Христова воплощения и вочеловечивания и в Нём нашего спасения и обожения, хотя и была ради спасения падшего Адама, не была случайным событием, ибо Божественное предвечное определение Христова телесного Домостроительства и спасения мира и человека ( Еф. 1:5, 11, 3:11 ; Рим. 3:25 ; Евр. 1:2, 2:10, 10:7 ; 2Тим. 1:9–1 ; Кол. 1:12–22, 26–27 ) 126 предшествовало грехопадению и смерти. Таким образом, человеческая свобода, хотя и не была ограничена, не могла уничтожить Божий план, ибо, скажем так: «оказалась включена в большой план» 127 , который приходит со Христом как «спасительная Икономия» ( σωστικ οκονομα), 128 через Воплощение, Крест, Воскресение и Вознесение Его, то есть через Церковь . Так, Бог остаётся вечно абсолютным в Своей Любви, милости, доброте и в верности Своих обетований 129 . И благодаря именно этой верности является нам, и приходит Христос через превосходящую разум тайну своего Божественного «Кеносиса» (умаления, снисхождения, уничижения) ( Фил. 2:6–11 ). Поэтому говорит святой апостол: Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был да и нет; но в Нём было да, – ибо все обетования Божии в Нём да и в Нём аминь, – в славу Божию, через нас ( 2Кор. 1:19–20 ; ср. Евр. 13:10 ). Итак, очевидно, что тайна воплощения Христа глубже и больше тайны сотворения мира 130 . Поэтому Божественный Павел, «богослов и небесная труба», восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 ) 131 . Единородный Сын Божий, Вторая Ипостась Божественной Троицы, становится Ангелом Великого Совета Божьего 132 . Говорит Златоустый благовестник: «Сын Божий называется Ангелом великого совета, как по причине других (истин), которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

—207— церквей, чтобы скотина не переходила за ограду; а если указ не будет исполнен в точности, то не примутся во внимание «никакие изветы попов» – они будут штрафованы; 7) всем священникам о ношении, хотя бы через пономаря, в притвор мирским людям, кто бы они не были, св. Евангелия и Креста и антидора, учинить от духовных правительств крепкое воспрещение, с дачею копии с сего указа, понеже явление народу в церкви от священника Божественного Евангелия и Креста знаменует Самого Спасителя нашего в образе явления к людям, и благоговейные должны со страхом и смирением приступать к прикосновению их, а не к гордящимся приносити; 8) вместо имеющихся служебников Львовской и других печатей, искаженных от римлян (т. е. католиков) каждому протопопу и духовному управителю в церквах своего ведомства велеть купить священникам новоисправленные Московской или Киевской печати, 2449 а старые прислать в консисторию —208— при доношениях; 2450 9) во время служения литургий Златоустого и Василиевой, в перенесении даров на Херувимской песни звонков отнюдь не употреблять, чтобы простой народ не боготворил и не покланялся богоподобным поклонением еще сущу тогда простому хлебу; 10) впредь (при совершении богослужения) ничего не вымышлять, но действовать по чиноположению, показанному в служебниках. 2451 Б. Гречев (Продолжение будет). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1911 год//Богословский вестник 1911. Т. 3. 9. С. 81–128 (3-я пагин.) —81— Определили: Поручить лицам, заведывающим отдельными частями академического имущества, навести подробные и точные справки по изложенному запросу Академии Наук и о последующем уведомить Комиссию по устройству Выставки «Ломоносов и Елизаветинское время». XI. Отношение Императорского Московского Археологического Общества от 10 февраля за 128: «Императорское Московское Археологическое Общество покорнейше просит Духовную Академию командировать в Новгород к 21 июля текущего года депутатов на XV Всероссийский Археологический Съезд. 21-го июля открывает свои действия Совет Съезда и производятся выборы всего Правления Съезда. Заявления о выборе депутатов покорнейше просят заблаговременно доставить Императорскому Московскому Археологическому Обществу для доставления ему возможности сговориться с Новгородским Отделением Предварительного Комитета насчет помещений».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

104 На такие коллегии служащих и рабов императорского дома сохранилось немало указаний в надписях, например C. I. L. VI, 7458, 8750 (Августа); III, 6077 (Августа), VI 8872 (Кавдия), 8873 (Траяна) и др. Некоторую параллель этим коллегиям составляют самостоятельные собрания христиан из слуг императорского дворца и других знатных господ в Риме (ср. рим. 16:10–11; Флп. 4:22 ). 106 До нас между прочим дошли: 1) устав Дианы и Антиноя (C. I. L. XIV, 2112=Henzen, 6086), составленный в 133 г. по Р.Х. и 2) устав коллегии Эскулапа и Хигии (C. I. L. VI, 10234=Orelli, 2417). 108 Устав Дианы (C. I. L. XIV, 2112=Henzen, 6086), например, принят полным собранием (placuit universis). 113 Patroni, honorati, magister, curator, rector, praetor, aedilis, viamor u дp. См. Liebenam, Zur Geschichte – S. 208–212. 119 C. I. A. (=Corpus incriptionum atticarum), II, 630; III, 23; Mittheilung d. arch. Instituts, athenische Abtheilung, 1894, 257 и д. 122 C. I. A. III, 1280 а ; C. I. A. III, 23, Mitt. Ath. 1894, 257 и д. Bullet de corr. hell. XI, 256, n. 7. 125 По надписям иудейским молитвенные дома евреев находились даже в Крыму. C. I. G. (Boeckh) T. II, p. 1004. Cp. Schu %:rer, Geschichte 2 , II, S. 542. 126 Schu %:rer, Geschichte 2 , II, S. 526; Zeibarth, Das griech Vereinswesen, S. 128. Что иудеи пользовались правом собственного суда в гражданских делах, поскольку в них не затрагивались интересы не принадлежащих к иудейству лиц, видно из письма Антония к начальникам сардийским (I. Флавий Ant. XIV, 10, 17), из сообщения Страбона об александрийских иудеях (Ant. XIV, 7, 2) и из ясных указаний в новозаветных писаниях ( Деян. 9:2, 22:19, 26:11 ; 2Кор. 11:24 ). Это право было сохранено за иудеями и при христианских императорах, однако лишь при условиях согласия обеих сторон искать права иудейским судом (Cod. Theod. II, 1, 10). 128 Превосходную обработку этого эпиграфического материала дал Шюрер в Die Gemeindeverfassung der Iuden in Rom in der Kaiserzeit, 1879. 130 У Шюрера, Gemeindeverfassung 9 и 13. Из позднейшего свидетельства в Homilia in s Ioannis Natalem, приписываемых Иоанну Златоусту , видно, что иудеи выбирали себе архонтов в начале гражданского года – в сентябре (Schu %:rer, Gemeindeverfassung, S. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

CPG 4195, Quomodo animam acceperit Adam. Данный текст, широко распространенный в греческих и славянских рукописях, известный также в древнеармянском переводе, был издан в греческом оригинале только однажды – в пятом томе собрания сочинений Златоуста, подготовленном Генри Савилем 16 . На страницах «Вестника» за 2011 г. мы опубликовали русский перевод этой проповеди . Она принадлежит к циклу гомилий Севериана на Шестоднев (CPG 4194.1–6) и, по всей вероятности, была произнесена между 5-й и 6-й проповедями цикла 17 . CPG 4197, In Genesim sermo 2. Данная проповедь издана в PG 56. Col. 522–526 (см. русский перевод в составе собрания сочинений Златоуста 18 ); она также затрагивает тематику сотворения мира и содержит прямые параллели с гомилиями Севериана CPG 4212 и CPG 4196, что позволило немецкому специалисту по сочинениям Севериана Гансу-Дитриху Альтендорфу 19 установить авторство Гавальского епископа. CPG 4208, De sacrificiis Caini. Проповедь опубликована полностью Карлом-Хайнцом Утеманном 20 в 1994 г. по рукописи Wien, theol. gr. 64; до этого издания текст был известен фрагментарно (PG 62. Col. 719–722, см. русский перевод в составе собрания сочинений Златоуста 21 ). В гомилии проповедник затрагивает библейские события, описанные в Книге Бытие, что, возможно, также связывает ее с циклом великопостных бесед 22 . CPG 4230, De centurione et contra Manichaeos et Apollinaristas. Полемическая проповедь Севериана, сохранившаяся в единственной московской рукописи ГИМ, Синод. греч. 128 (Владимир 159) середины Х-го века и изданная Мишелем Обино 23 в 1983 г. Авторство Севериана устанавливается благодаря множеству параллелей с другими проповедями нашего автора, а также благодаря цитированию отрывков из нее под именем Севериана в сочинениях Севира Антиохийского (Liber contra Grammaticum) и в постановлениях Латеранского Собора 649 г. CPG 4232, In Noe et filios eius, de cherubim et in prophetam Oseam. Проповедь опубликована К.-Х. Утеманном 24 в 1994 г. По наблюдению Вилладсена 25 , она была сказана в течение Великого поста, после цикла о сотворении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Но свою любовь, кротость и долготерпение пастырь не должен доводить до снисходительного отношения ко всем слабостям своих духовных чад, но в случае надобности он должен обличать порок согрешающих с полной властною строгостью. В изъяснении слова Божия, по мысли 3латоуста, одному надо учить, другому приказывать. Уподобляя дело проповеди устроению мирских дел, св. И. Златоуст говорит так: «При устроении человеческих дел иногда требуется наставление, а иногда приказание. Если бы ты (учитель) каждому стал приказывать там, где следует учить, то был бы достоин посмеяния. И наоборот, если бы начал учить там, где нужно приказывать, то случилось бы то же самое. Например, что не должно быть злым, этому следует не учить, а приказывать и запрещать с особенной силою... Если же ты намереваешься говорить о том, что должно раздавать имение, что должно хранить девство, если думаешь беседовать о вере: то в таком случае необходимым становится учение» 124 . И в исправлении жизни пасомых иногда нужно слово кротости, а иногда слово обличения. «Как необдуманно осуждать бывает вредно, так и не наказывать явно согрешивших – значит давать другим дорогу к тому, чтобы и они сие творили и на сие покушались. Обличай не кое-как, но со строгостью, потому что таким образом и другие будут бояться» 125 . Или в другой беседе по тому же вопросу св. И. Златоуст выражается так: «в тех вещах, которые лично его (священника) касаются, пусть он подвергается пренебрежению и пусть переносит сие, ибо таким образом долготерпение содействует успеху учения, а в том, что касается других – нет; потому что это будет уже не кротость, а равнодушие. Когда он мстит за обиды, нанесенные ему, или за злословие, или за навет, тогда справедливо обвиняешь его. Когда же дело касается спасения других, тогда приказывай и распоряжайся с полной властью. Здесь нужна не кротость, дабы сие не сделалось гибельным для общества» 126 . В этих словах ясно выражается та мысль св. И. Златоуста, что обличения пастыря не показатели его суровости, так как он должен быть кроток, но вызываются нравственным состоянием пасомых. «Как врач в интересах больного дает ему горькие лекарства, так и пастырь-проповедник, произносящий горькие слова, очищая душу от порочных помыслов и свергая тяжелое бремя грехов, доставляет слушателю спокойствие совести» 127 . Но и в своих властных словах пастырь никогда не должен забывать духа любви, не должен обличать со страстностью, но умерять обличения духом кротости. Образец подобного совмещения представляет сам И. Златоуст. Стоит прочитать его беседы на послания к Колоссянам (где он обличает страсть сребролюбия) 128 для того, чтобы видеть, с какой осторожностью употребляет он слово власти, какая любовь сквозит чрез каждое суровое, властное его слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Послесловие содержит распоряжение Апостола: о прибытии к нему Тита в Никополь, о Зине законнике и Аполлосе, и заключительные приветствия ( Тит. 3:12–15 ). Места для более обстоятельного объяснения А. Из отдела о качествах пресвитеров ( Тит. 1:6–9 ) 1) Кого можно считать достойным пресвитерского сана по семейным качествам? Того, аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива 128 ( Тит. 1:6 ). Непорочность пресвитерскую надлежит понимать, конечно, не в смысле совершенной и девственной чистоты, например, по тайному обету, хотя она и выражается иногда именем непорочности, а в более общем смысле «безукоризненного и не зазорного поведения, и при том не перед самым только избранием, а и во всю предыдущую жизнь» (Иероним). Единыя жены муж, т. е. не двоеженец. Но неужели всякий одноженец по сему самому лучше двоеженца? «Нет, – отвечает Блаж. Иероним, – но так сказано, чтобы показать, что тому легче склонять к единобрачию и воздержанию, кто при таком уроке учит более собственным своим примером». Св. Златоуст говорит: «для чего Апостол представляет такого человека (т. е. хотя брачного, но одноженца)? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол (осуждение современному католицизму); вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть». Чада имый верна (т. е. верующих христиан, а не язычников, или неверующих безбожников), не в укорении блуда (русск. – не укоряемых в распутстве) или непокорива (т. е. не буйных и непокорных). Хотя вина детей не делает виновными пред Богом невинных родителей, но непотребство священнических детей может стеснять и пресекать свободу слова у их отцов. «Ибо с какой свободой, – рассуждает по сему поводу Блаж. Иеороним, – можем мы обличать чужих сынов и научать их правым путям, когда обличаемый может возразить нам: прежде своих научи!» Все это налагает великую ответственность на детей пресвитерских, и должно побуждать их блюсти себя в чистоте, вере и благопокорности. Но, с другой стороны, и на священнослужителей правило апостольское налагает непременную обязанность воспитывать чад своих в строгих правилах христианского благочетсия. «Кто не радит о своих детях, – примечает св. Златоуст, – тот как может пещись о чужих».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

письменности органически – неразрывно соединялось с этой историей, как безусловно необходимое звено её. Такой связью с божественным Откровением определяется и цель боговдохновенного Писания. „В божественном Писании, – учит Златоуст, – ничего не сказано без цели, так как всё изречено Духом Святым” 115 . Цель эта состоит в исправлении, возрождении, спасении человеческого рода, „цель обоих Заветов одна: исправление людей” 116 . Не для того даны Писания, чтобы мы имели их только в книгах, но чтобы начертывали в своих сердцах 117 . Практическая цель Библии и проявляется в том, что люди, веруя божественному Писанию, хранят в своих душах здравые догматы и вместе с тем ведут правильную жизнь, так что жизнь свидетельствует о догматах и догматы сообщают твёрдость жизни 118 . Св. Писание умудряет душу, заставляет ум наш постоянно обитать в небесах, побуждает с величайшей ревностью стремиться к подвигам добродетели, твёрдо полагаться на обетования Божии и пр. 119 Самые объяснения Писания предлагаются не для того только, чтобы их поняли, но чтобы исправлялись нравы 120 . Нет ни одного недуга: ни душевного, ни телесного из всех, обременяющих человеческую природу, который не получал бы соответствующего врачевства из боговдохновенного Писания. Удручён ли кто печальными обстоятельствами житейскими, обременён ли крайней бедностью, претерпевает ли от других оскорбления и клеветы, унывает ли, считает ли, наконец, самую жизнь невыносимой – все получают в слове Божием достаточное утешение 121 . Именно для нашего наставления изложен в св. Писании ряд сказаний о жизни праведников, как бы некая златая цепь 122 . Цветущий луг представляет взорам различные и разнообразные цветы. Подобным образом в божественном Писании показаны нам добродетели праведных. Но мы не должны только наслаждаться благоуханием этих добродетелей, как благоуханием цветов. Мы должны постоянно собирать с них плоды 123 . Велико, напротив, безрассудство тех, которые, утратив достоинство чистой жизни, не пользуются врачевством св. Писания, презирают его, как излишнее и ненужное 124 . Исправляя и возрождая человеческие души, боговдохновенное Писание существенно содействует высокой цели божественного домостроительства спасения людей. Св. Иоанн Златоуст с решительностью утверждает, что нельзя спастись без постоянного упражнения в духовном чтении 125 . Исследование св. Писаний есть путь к достижению спасения 126 . Каждое обстоятельство, описанное в божественном Писании, предано памяти не для чего-либо другого, как только для пользы и спасения человеческого 127 . Через св. писателей для нашего спасения ниспосланы с неба божественные законы 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010