...Терпение тогда только выдерживает искушение, когда воздерживается от наслаждения, предоставленного вашей свободе (свт. Григорий Нисский , 25, 248). Источник. ...Много пользы от искушений, и никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали, хотя нам это и не так представляется (свт. Иоанн Златоуст , 44, 184). Источник. Мы терпим искушения в наказание за грехи... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 199). Источник. Разве Он не может отвратить искушения? Но Он попустил для того, чтобы ты сделался опытнее. Но вот, говоришь ты, я падаю и гибну. – Не от свойства искушения, а от собственной твоей беспечности (свт. Иоанн Златоуст , 44, 821). ...Святые больше всего нуждаются в , потому что ничто так не влечет к гордости, как сознание заслуг и дерзновенная душа. Чтобы они не потерпели ничего подобного, Бог и попустил быть искушениям и скорбям, которые могли бы смирять их и побуждать во всем соблюдать меру (свт. Иоанн Златоуст , 45, 15). Не будь искушения, не было бы и венца... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 58). Источник. Не будем же роптать и малодушествовать, если случится что-нибудь неожиданное, но предоставим Знающему это с точностью очищать нашу душу, доколе Он хочет, потому что Он делает это с пользою и ко благу искушаемых (свт. Иоанн Златоуст , 46, 36). Источник. ...Не будем смущаться и падать духом, когда постигают нас искушения. Если художник золотых вещей знает, сколько времени нужно держать золото в печи и когда вынимать его оттуда, и не допускает оставаться ему в огне до того, чтобы оно испортилось и перегорело, – тем более знает это Бог, и когда Он видит, что мы сделались более чистыми, то избавляет от искушений, чтобы от избытка бедствий мы не преткнулись и не пали (свт. Иоанн Златоуст , 46, 36). Источник. Подлинно, хотя бы мы были тысячекратно любомудрыми, хотя бы были крепче и сильнее всех, но если не будет содействия, мы не в состоянии будем переносить даже малого искушения (свт. Иоанн Златоуст , 46, 37). ...Не только ... не посылает искушения сверх силы, но и при искушении по силе присутствует, поддерживая нас и укрепляя, если мы сами наперед привнесем должное с нашей стороны: готовность, надежду на Него, благодарность, твердость и терпение... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если любовь войдет в вашу душу и возжжет блестящий пламень, то, хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь тернистое или каменистое, сухое и бесчувственное, она одно уничтожит, а другое размягчит и сделает нашу душу некоторою широкою и тучною пашнею, способною к принятию божественных семян (свт. Иоанн Златоуст , 46, 310). Такова любовь по Боге: она не пресекается ничем человеческим, имея корни и воздаяния горе на Небесах (свт. Иоанн Златоуст , 46, 323). Любящему свойственно не требовать отчета во грехах, но прощать беззакония и прегрешения (свт. Иоанн Златоуст , 46, 420). Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 426). Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 47, 781). Источник. Любовь обыкновенно возбуждают в нас следующие три предмета: или телесная красота, или великое благодеяние, или любовь к нам другого (свт. Иоанн Златоуст , 48, 155). ...Как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там все в жизни безопасно и вполне надежно (свт. Иоанн Златоуст , 48, 427). Источник. Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным (свт. Иоанн Златоуст , 48, 817). Источник. Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастья, как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святаго Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 578). ...Как струны лиры, хотя многочисленные, но настроенные согласно, производят приятнейшие звуки, так и объединенные единодушием издают благозвучный глас любви (свт. Иоанн Златоуст , 49, 578–579). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

46.12. Qui admonitus secretim corrigi de peccato neglegit, publice arguendus est, ut uulnus, quod occulte sanari nescit, manifeste debeat emendari. 46.13. Manifesta peccata non sunt occulta correctione purganda; palam enim sunt arguendi qui palam nocent, ut, dum aperta obiurgatione sanantur, hii qui eos imitando deliquerant, corrigantur. 46.14. Dum unus corripitur, plurimi emendantur. Necesse est enim ut pro multorum saluatione unus condemnetur, quam per unius licentiam multi periclitentur. 46.15. Ita erga delinquentem sermo est proferendus, sicut eius qui corripitur expostulat salus. Quod si opus est aliquam medicamenti salutem uerbo increpationis aspargere, lenitatem tamen corde opus est retinere. 46.16. Doctores nonnumquam duris feriunt increpationibus subditos; qui tamen a caritate eorum quos corripiunt non recedunt. 46.17. Saepe ecclesiae censura arrogantibus uidetur esse superbia, et quod a bonis pie fit, crudeliter fieri putatur a prauis, quia non discernunt recto oculo quod a bonis recto fit animo. 46.18–20a. Notandum ab omni pontifice uehementer ut tanto cautius erga commissos agat, quanto durius a Christo iudicari formidat; nam sicut scriptum est: In qua mensura mensi fueritis, in ipsa remetietur uobis. ­ Cotidie namque omnes delinquimus, et in multis erroribus labimur. ­ Qui enim in nostris delictis clementes sumus, in alieno peccato rigorem tenere nequaquam debemus. 46.20b. Multi aliorum uitia cernunt, sua non aspiciunt et cum ipsi maximis criminibus obnoxii teneantur, minora peccata fratribus non dimittunt. 46.21. Hypocritae trabem in oculo suo consistentem non sentiunt, et haerentem festucam in lumine fratris intendunt. 46.22. Facilius reprehendimus uitia aliena quam nostra. Namsaepe quae peruersa in aliis iudicamus, in nobis nocibilia esse minus sentimus, et quod in aliis reprehendimus, agere ipsi non erubescimus. 46.23. Facilius uitia uniuscuiusque quam uirtutes intendimus, nec quid boni quisque gesserit agnoscere, sed quidmaliegerit, perscrutamur. XLVII. De subditis.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

4 (25). «Против блудников» (см. выше, CPG 3172). 5 (26). «Против отлагающих крещение» (Πρς τος βραδνοντας ες τ βπτισμα, De iis qui Baptismum differunt, CPG 3147; PG. 46. Col. 416–432 ; GNO. X.2. P. 357–370). В этой проповеди, произнесенной в Кесарии 7 января 381 г., свт. Григорий Нисский рассматривает актуальную для его времени тему – о том, в каком возрасте следует принимать крещение. Он советует оглашенным не откладывать крещение, чтобы не умереть во грехе. Свт. Григорий Нисский часто упоминает о крещении Господа Иисуса Христа в Иордане – теме праздника Богоявления, во время которого на Востоке оглашенные принимали крещение; поэтому время произнесения этой проповеди также тесно связано с этим праздником. 6 (27). «Против тяготящихся церковными наказаниями» (Πρς τος χθομνους τας πιτιμσεσι, Adversus eos qui castigationes aegre ferunt, CPG 3190; PG. 46. Col. 308–316 ; GNO. X.2. P. 323–332). Этот самый краткий из аскетических трактатов свт. Григория Нисского имеет форму проповеди; он адресован тем членам его паствы, которые были недовольны чрезмерной, на их взгляд, строгостью своего наставника и отошли от Церкви. 7 (28). «Слово об усопших» (Λγος ες τος κοιμηθντας, De mortuis non esse dolendum, CPG 3168; PG. 46. Col. 497–537 ; GNO. IX. 1. P. 28–68; Lozza. 1991). B этом слове свт. Григорий Нисский противопоставляет настоящую временную жизнь человека будущей вечной и говорит о том, что христиане, в отличие от язычников, не должны чрезмерно горевать о смерти родных. 8 (29). «На сретенье Господа» (Ες τν παπντην το Κυρου, De occursu Domini, CPGS 3195; PG. 46. Col. 1152–1181 ). Эта проповедь была произнесена свт. Григорием Нисским в праздник Сретенья Господня и посвящена истолкованию этого события Евангельской истории. Проповедь важна и в догматическом отношении: свт. Григорий Нисский говорит здесь о домостроительстве воплощения Господа как „Божественным чудотворении“ ( θεα θαυματουργα), а О Пресв. Деве как Богородице ( Θεοτκος, Col. 1157BC). Сохранилось также несколько фрагментов из недошедших до нас проповедей свт. Григория Нисского : «Похвальное слово святому мученику Василиску» (Panegyricum in sanctum martyrem Basiliscum, CPGS 3198; См. Nicephori patriarchae Constantinopolitani Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815//CCSG, 33. Turnhout-Leuven, 1997. P. 183. Cap. 103), «Слово о святом Романе» (Sermo in s. Romanum, CPG 3200; См. Joann. Damasc. Sacra Parallela//PG. 96. Col. 476–477 ), «Слово о Марии и Иосифе» (Sermo in Mariam et Ioseph, CPG 3202; PG. 46. Col. 1112 ), «Проповедь на слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный ( Мф.3:17 )» (Sermo in illud: Hic est Filius meus dilectus, CPG 3203; Joann. Damasc. Sacra Parallela//PG. 96. Col. 509–512 =PG. 46. Col. 1109–1112 ). 5. Письма

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

В Деяниях Собора в Халкидоне, сохранивших ход и последовательность его заседаний, имеется важное свидетельство того, что свт. Лев разделял учение свт. Кирилла. 41 После прочтения двух важных посланий святителя Александрийского епископы собора единодушно заявили: «Все так веруем! Папа Лев так верует! Анафема тому, кто разделяет, и тому, кто сливает! Эта вера архиепископа Льва; Лев так верует; Лев и Анатолий так веруют; все так веруем; как Кирилл, так веруем. Вечная память Кириллу ». 42 И после прочтения Томоса свт. Льва епископы, как об этом свидетельствуют церковные историки и Mansi восклицали, что «устами Льва вещает сам апостол Петр», «анафема тому, кто не так верует; это через Льва изрек Петр; этому учили Апостолы...Лев и Кирилл учат согласно; это вера истинная; православные так думают; это вера отеческая». 43 То, что свт. Лев мыслил о Боговоплощении, как и свт. Кирилл Александрийский , доказывается им же самим в письме к епископу Юлиану Косскому. Но не только это. Как доказывает профессор И. Романидис, на соборе все епископы были сторонниками учения свт. Кирилла и поэтому в течение пяти дней тщательно сверяли текст Томоса свт. Льва Великого с Третьим посланием свт. Кирилла к Несторию и 12-ю анафематизмами. 44 И именно это и дало право всем епископам утверждать о верности, православности и точности Томоса свт. Льва Великого . Церковная память также хранит повествование о написании свт. Львом этого послания к свт. Флавиану против ереси Евтихия. Свт. Софроний патриарх Иерусалимский в своем знаменитом «Луге духовном» помещает достойный самого пристального внимания рассказ о том, как свт. Лев после написания текста послания положил его на гроб апостола Петра. В течение сорока дней Римский святитель постился и молитвенно просил Апостола исправить все вкравшиеся в текст неточности. После чего ему явился сам апостол Петр и возвестил о том, что им исправлены все ошибки его собственной рукой. 45 Церковный историк Евагрий Схоластик Томос свт. Льва характеризует такими словами: «Ибо это послание согласно с исповеданием великого Петра, и есть как бы столп против людей зломыслящих». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Свт. Григорий Богослов. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Творения. Изд. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 173. 894 Свт. Ипполит Римский. Увещание к эллинам//ΒΕΠΕΣ. Т. 6, 227–228. 895 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 88. 896 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филип, беседа 3, 3//PG. 62, 203. 897 Афинагор. Прошение о христианах. Гл. 31//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 445. 898 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα εις τ κατ Λουκν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 648. 899 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Евангелие от Иоанна, 19, 30//PG. 74, 669. 900 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 870 С. 901 П. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 646–647. 902 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 32//ΒΕΠΕΣ. 35, 108–109. 903 М. Κριτοπουλου. μολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικα και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 904 Ориген. О молитве. Кн. XI, 2//ΒΕΠΕΣ 10, 250 (15–20). 905 Поскольку слово «свидетель» (по–гречески — μρτυρας) традиционно переводится как «мученик», Η. Василиадис вынужден сделать свое пояснение. 906 Ориген. Указ. соч. С. 249–250. 907 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 122–123. 908 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος κκλησιολογα. Αθναι, 1973. Σ. 797. 909 Ерма. Пастырь. Видение 1–е//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198. 910 [Мученичество свт. Игнатия Антиохийского]//ΒΕΠΕΣ. 2, 341 (11–20). 911 Ориген. Похвала мученичеству. Гл. 38//ΒΕΠΕΣ. 9, 59 (18–21). 912 В славянском месяцеслове — Потомия (пам. 7 авг.). 913 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. VI. Гл. 5. Ст. 3–7. М., 1993. С. 204. 914 Свт. Василий Великий. Послание 360. К Юлиану Отступнику//PG. 32. 1100 В. 915 Он же. Слово на свв. 40 мучеников. 8//PG. 31. 521С–524 А. С. 916 Свт. Григорий Нисский. На вмч. Феодора//PG. 46, 746 Д–748 С. 917 Свт. Григорий Богослов. Послание 223, Фекле//PG. 37, 368А. 918 Он же. Слово 24, в похвалу св. сщмч. Киприана//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 357. 919

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Вотчинные хозяйственные книги XVI века: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70–80-х гг. Вып. 1. М.; Л.: Институт истории СССР, 1980. С. 88. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 407–410. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 407–408. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 409. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 409. ГИМ. Отдел рукописей и старопечатных книг. Синодальное (Патриаршее) собрание Славянских рукописей. 829. Л. 1–2; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Университетская типография, 1903. С. 115–116; Иосиф/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 575. Вотчинные хозяйственные книги XVI века: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70–80-х гг. Вып. 1. М.; Л.: Институт истории СССР, 1980. С. 91. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 95. Вотчинные хозяйственные книги XVI века: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70–80-х гг. Вып. 1. М.; Л.: Институт истории СССР, 1980. С. 104. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 372. С. 415–416. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 373. С. 416–418. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 113. Собрание рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря. 564; Иосиф/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 575. Иосиф/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 575.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Г абсбурги, династия европейских правителей – 564 Ганжа Иван, уманский полковник – 574 Гедиминовичи, древний княжеский род – 575 Геннади Г.Н., исследователь – 624 Георгий, св. мученик – 73, 74, 76, 189, 191, 294, 315, 316, 318, 519, 520, 584, 594, 595 Георгий Дука, молдавский господарь – 575 Георгий Куропалат, грузинский царь – 596 Гиппократ, греческий врач и философ – 615 Гоголь Н.В., писатель – 438 Голицын В.В., государственный деятель петровского времени – 618 Голицын Д.М., князь, русский дипломат – 24, 144, 262, 410, 575 Головей Христофор, инженер – 609 Головин А., государственный деятель петровского времени – 616 Головин Ф.А., глава Посольского приказа – 375, 382, 383, 617 Головлев П.Т., добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Головлев Тихон, добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Голубев И.Ф., историк и археограф – 486, 625 Голубев СТ., историк церкви – 484, 624 Гордон П., государственный деятель петровского времени – 616 Григорий, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 176, 301, 397, 443, 453, 544 Григорий Михеич, упоминается в рукописи – 496 Григорович-Барский Василий, писатель-путешественник – 396 Григорьев Матвей, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396, 554 Григорьев Яков, старообрядец – 408 Гулиц A.A., киевский губернатор – 618 Гурьянова Н. С., исследователь – 415 Гюльнюш Эметтулах султан, мать турецких султанов Мустафы II и Ахмеда III – 616 Д авид (Давыд), израильско-иудейский царь, библ. – 103, 105, 106, 220, 222, 223, 344, 347, 348, 459, 552, 595, 596, 599, 602, 606, 607, 611–613 Давыд Стефанович (Степанович), калужский купец – 16, 123, 136, 241, 253, 372, 524, 556 Далтабан Мустафа-паша, турецкий визирь-616 Даль В.И., писатель и исследователь – 525, 566, 569, 619 Даниил, игумен, писатель-путешественник – 462, 463, 477, 501, 614, 618 Даниил, пророк, библ. – 7, 471, 562 Данилов Иван, греческий купец – 39, 157, 277 Данциг Б.М., историк – 409, 485, 625 Дашкевич Евстафий, казачий атаман – 573 Дашков П.И., помещик – 387, 389 Девлет-Гирей II, крымский хан – 563, 584

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранились данные о путешествии, предпринятом в X веке восемью двоюродными братьями по прозвищу ал-Магру-рун («авантюристы»). Они отправились из Лиссабона в «Море мрака» (Атлантический океан) с целью узнать, что в нём находится и где оно кончается 42 . Рассказы о подобных путешествиях пользовались большой популярностью, и сообщения о них можно найти в произведениях многих арабских авторов. При этом с каждым новым путешествием, приносившим новые данные об окружающем мире, границы непознанного отодвигались всё дальше и дальше. Никто, по словам знаменитого географа ал-Идриси, не знает, есть ли какая-нибудь обитаемая земля за «Вечными» островами («Вечные», «Острова счастливых» – арабские названия Канарского архипелага). Никому не известно, что находится за пределами населённой земли на востоке или «за морем мрака» на западе. При этом ал-Идриси неоднократно выражает сомнение в том, что это знание может быть получено в принципе. По словам географа, «вряд ли можно узнать, что находится за «морем мрака». Из-за множества трудностей, поджидающих мореплавателей в этих краях: густого мрака, высоких волн, частых бурь, свирепых ветров и морских чудовищ, обитающих в его водах» 43 . Впрочем, это лишь версии, которых предостаточно вокруг любого средневекового литературного памятника. Более реальная история такова: монастырь в Клонферте был, согласно документам, основан в 558-м году. Брендан навещает свою сестру Бригу в Тубриде (Tubrid) для приготовления места своего будущего погребения. Подразумевая именно исторического Брендана и полагая, что его кончина приходится на период 575–583 годов, Вудинг замечает: «Упокоение Брендана из Клонферта записано во всех важнейших ирландских анналах за годом 575, либо в отчетах, которые приходятся на этот год... Запись 575 года может считаться отправной для нашего свидетельства о начале почитания реального человека, а не о формировании культа легендарного героя» 44 . Самый первый, хотя и не главный, вопрос у читателя «Плавания» (VII-VIII веков) и «Путешествия» (XII века), как правило, таков: Куда плавал Мернок с Баринтусом и куда впоследствии отправился святой Брендан? Отвечать на него придётся на протяжении всего рассказа об удивительной Бренданиане, но несколько важных предварительных замечаний следует высказать заранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010