35 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 38. 36 См.: Там же. С. 178—179. 37 См.: Там же. С. 29, 46, 86, 119, 149 и т. д. 38 См.: Там же. С. 124, 179, 187 и т. д. 39 См.: Там же. С. 103. 40 См.: Там же. С. 129. 41 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 42 Настоящий текст представляет собой отрывок беседы А-41 (7 августа 1990 г.) согласно нумерации М mI , в которой отец Софроний обращается ко священнослужителям из Ливана, подвергшимся гонениям за Христа. 43 См.: Сет. Игнатий Брянчанинов. Крест свой и крест Христов//Аскетические опыты. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Нью-Йорк, 1957. С. 233. 44 В-3 (10 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 45 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 23 и др. 46 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 47 См.: Там же. С. 144. 48 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 65//Там же. Т. 2. С. 133. Ср.: Слово 80//Там же. С. 330. 49 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 50 В-7 (26 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 51 См.: Свт. Игнатий Брянчанинов. Чаша Христова//Там же. С. 387—388. 52 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху Триодь Цветная. М., 1847. С. 8. 53 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 204. 54 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 183. 55 В-10 (8 октября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 56 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 57 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 58 В-15 (5 ноября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 59 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс-М., 2000. С. 100. 60 Там же. 61 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100. 62 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100—101. 63 См.: Архим. Софроний. Письма в Россию. М., 1997. С. 9. 64 В-20 (23 января 1991 г.) согласно нумерации М mI . 65 Архим Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 61. 66 См.: Наст. изд. 67 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 111.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

...Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности – безрассудной и душевредной (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 275). Источник. ...Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 278). Источник. Пока есть ревность, присуща и благодать Святаго Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 24–25). Источник. ...Есть ревность по Богу? Значит, есть жизнь Христова в вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 24). Бывает вследствие излишнего напряжения душевных сил, бывает и вследствие упадка сил телесных или нездоровья (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 149). Авва Лот пришел к авве Иосифу и говорит ему: «Авва! По силе моей держу себя нескверным от помыслов; итак, что мне еще делать?» Старец же, вставши, простер руки свои к небу, – и десять пальцев его были, как десять огненных свечей. И сказал ему: «Если хочешь, то будь весь огнем» (98, 39). Источник. Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво прийти из пустыни в Александрию. Придя в город, авва увидал там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили: «Отчего ты заплакал?» «Две вещи тронули меня, – отвечал старец. – Во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что у меня нет столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям» (97, 227). Блаженный Иоанн Колов оставил мир в юном возрасте и с родным братом Даниилом удалился в скит, где оба приняли монашество. Они поместились на жительство в одной келье и подвизались в посте и молитве. Через некоторое время Иоанн сказал брату: «Я решил нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищи и пития, приготовленных на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному ангелу». Сказав это, он тотчас снял бывшую на нем одежду и нагой вышел из кельи в пустыню. В эту ночь случился сильный мороз. Не стерпев его, Иоанн возвратился в келью к брату своему и начал стучаться в дверь. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса. Потом сотворил молитву и сказал: «Кто там стучится так настойчиво в мою дверь?» Иоанн отвечал: «Это я, брат твой Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе». Даниил отвечал на это: «Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты мой брат? Разве не знаешь, что брат мой – ангел, что он небрежет о теле, не нуждается в пище? Уйди от меня!» Тогда Иоанн сотворил молитву и сказал: «Я брат твой, Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть». Когда он покаялся, брат отворил дверь и принял его в келью и при этом сказал ему: «Брат, на тебе плоть. Для нее ты должен трудиться, доставляя пищу и питие» (106, 285–286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения ими... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 146). Источник. Диавол любит злодействовать тайно; любит быть непримеченным... будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 149–150). Источник. ...Бог, предоставя на произвол падшим ангелам вожделенное им пребывание во зле... не перестает пребывать их верховным, полновластным Владыкою: они... могут совершать только то, что Богом попущено будет совершить им (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 320). Источник. ...Князь тьмы... приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 322). Источник. Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его... Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 334). Источник. С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению благодетельствующего нам Бога, вступают духи в борьбу открытую (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 335). Источник. Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 335–336). Источник. Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

От... растворения и побеждения, от переходов от одних к другим человек более и более познает свою немощь, – постепенно возвеличивается пред ним Бог и, наконец, соделывается для него всем, предметом всей любви его, надежды, веры (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 539). Источник. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 146). Источник. Если не будешь поблажать страстям – узришь умерщвление их. Если же будешь поблажать им, беседовать с ними, питать их в себе и услаждаться ими – то они умертвят тебя (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 149). Источник. Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущении, называемого на монашеском языке бранию, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 149). Источник. Для того, чтобы противостать духам злобы, и победить их благодатию Божиею, надо знать с тонкостию, кто они, надо знать с точностию образ борьбы с ними, знать условия победы и побеждения (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 319). Источник. Чтоб противостать падшим духам, надо видеть их... Нам, невидящим падших духов телесными очами, надобно научиться видению их душевными очами (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 331). Источник. С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению благодетельствующего нам Бога, вступают духи в борьбу открытую (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 335). Источник. При правильной борьбе с духами является от этой борьбы обильная душевная польза, и инок приходит в особенное преуспеяние (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 336). Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 335–336). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека (прп. авва Моисей, 56, 194). Источник. ...Ничто столько не вредит монахам и ничто столько не радует бесов, как утаивание своих помыслов от духовных отцов (прп. авва Моисей, 56, 195). Знай, что кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом, или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т. е. подает помыслу силу более бороть и мучить его (прп. авва Дорофей , 29, 187). Источник. ...Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных (прп. авва Дорофей , 29, 257). Источник. ...Обременение ума помыслами врачуется доверчивым исповеданием их (прп. Феодор Студит , 92, 582). Если вознерадим мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти и затем, стыдясь открыть их, впадем в ров нечаяния (старец Симеон Благоговейный , 93, 76). Источник. Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 149). Источник. Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не усиливающиеся усвояться в душе, не нуждаются в немедленной исповеди (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 150). Источник. Помыслы хульные Не только перед скончанием мира диавол возглаголет словеса на Вышнего, как говорит Даниил (ср.: Дан. 7, 25 ), но и ныне бывает, что он через наши помыслы воссылает тяжкие хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит и создания Его и Святые Христовы Таинства. Мы же, твердо стоящие на камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости этого нечестивца, но верою и теплейшею молитвою вооружась и вышнего сподобясь пособия, смело отвещать врагу (прп. Иоанн Карпафский , 91, 82). ...От злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие, т. е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду: ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в дереве (прп. Иоанн Лествичник , 57, 154).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние рождает молитву, и в сугубом количестве рождается от дщери своей (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 149). Источник. ...Чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 74). Источник. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле; зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 127). Источник. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней дьявола: бежит дьявол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 162–163). Источник. При крещении мы рождаемся водою и Духом; при покаянии возрождаемся слезами и Духом (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 395). Источник. ...Спасемся мы от гнева покаянием, которое исправляет все проступки наши, поддерживает нас во все время земного странствования нашего, извлекает нас из всякой греховной пропасти, как бы она ни была глубока (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 65). Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстановляет разрушенное святилище Божие (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 412). Источник. Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие, соделывается достоверным залогом на получение вечных благ (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 440). Кающемуся и дается благодать, которая образует в нем решимость угождать Господу, не щадя живота (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 227). Источник. ...Когда они обращаются к Нему с покаянием и желанием исправиться и обещанием, и приступают к сему, тогда Господь оставляет всех праведных и обращается к грешникам... и милует их (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 111).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ср. оригинальный греческий текст правила 76 святых апостолов и комментарий Зонары: 149, II, с. 97-98; правило 32 Карфагенского собора: 149, 111, с. 386-387. 149, III, с. 165-166. Числа 16, 1-50. 149, И, с. 37; ср. Деян. 8. 21. 149, И, с. 37 (греч. текст имеет два варианта). 149, II, с. 32. Комментарии Зонары к 30 правилу святых апостолов (149, II, с. 37-38). Оба текста взяты из «Тома Единства» (920): 149, V, с. 10. Киприан цитирует здесь синопсис канона 34 святых апостолов, написанный Аристином (149, II, с. 47; ср. полный текст: 149, II, с. 45; правило 9 Антиохийского собора: 149, III, с. 140-141). Киприан подразумевает, что Алексий не мог - даже если бы хотел - назначить Митяя своим преемником против воли других русских епископов, в частности, Дионисия Суздальского. Киприан, ссылаясь на «первовторой» собор в Константинополе (859-861), имеет в виду «великий собор в Св. Софии» (879-880). Цитирует он правило 3 последнего собора (149, II, с. 710). Славянский текст см.: 249, декабрь, 21, стлб. 1942-1946; ср. более короткий вариант: 233, с. 214-215. В оригинале - «Григория», но необходимость поправки очевидна: речь идет о трактатах Филофея против Григоры, см. 109, с. 405. Андроник IV умер в июне 1385 гола, после второго вооруженного конфликта со своим дедом Иоанном V. В краткой редакции «Энкомиона» нет ссылки на смерть императора, говорится только, что «он разорил империю», - возможное указание на события 1376-1379 гг. (см. 233, с. 215). Два соборных определения, 1380 и 1389 гг., представляют две противоположные точки зрения Константинополя на русские церковные дела и в черновой форме сохранились в патриаршем реестре, опубликованном в 102, (ср. 27, с. 253-254, 373, 380). Мы даем отрывки, наиболее существенные для понимания двух пространных постановлений. 102, II, с. 12-18; 236, прил., стлб. 165-183. Начало документа утрачено, и перевод передает только общий смысл отрывка. Лакуна в тексте. Можно предположить, что в документ было включено подлинное завещание Алексия, упомянутое в письме Киприана к Сергию.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Славянский текст см.: 234. 1860, с. 85–102, 448–462; 236, стлб. 173–186, 233. с. 195–201. 810 Ср. оригинальный греческий текст правила 76 святых апостолов и комментарий Зонары: 149, II, с. 97–98; правило 32 Карфагенского собора: 149, 111, с. 386–387. 811 149, III, с. 165–166. 812 Числа 16, 1–50. 813 149, И, с. 37; ср. Деян. 8. 21. 814 149, И, с. 37 (греч. текст имеет два варианта). 815 149, II, с. 32. 816 Комментарии Зонары к 30 правилу святых апостолов (149, II, с. 37–38). 817 Оба текста взяты из «Тома Единства» (920): 149, V, с. 10. 818 Киприан цитирует здесь синопсис канона 34 святых апостолов, написанный Аристином (149, II, с. 47; ср. полный текст: 149, II, с. 45; правило 9 Антиохийского собора: 149, III, с. 140–141). Киприан подразумевает, что Алексий не мог — даже если бы хотел — назначить Митяя своим преемником против воли других русских епископов, в частности, Дионисия Суздальского. 819 Киприан, ссылаясь на «первовторой» собор в Константинополе (859–861), имеет в виду «великий собор в Св. Софии» (879–880). Цитирует он правило 3 последнего собора (149, II, с. 710). 820 Славянский текст см.: 249, декабрь, 21, стлб. 1942–1946; ср. более короткий вариант: 233, с. 214–215. 821 В оригинале — «Григория», но необходимость поправки очевидна: речь идет о трактатах Филофея против Григоры, см. 109, с. 405. 822 Андроник IV умер в июне 1385 гола, после второго вооруженного конфликта со своим дедом Иоанном V. В краткой редакции «Энкомиона» нет ссылки на смерть императора, говорится только, что «он разорил империю», — возможное указание на события 1376–1379 гг. (см. 233, с. 215). 823 Два соборных определения, 1380 и 1389 гг., представляют две противоположные точки зрения Константинополя на русские церковные дела и в черновой форме сохранились в патриаршем реестре, опубликованном в 102, (ср. 27, с. 253–254, 373, 380). Мы даем отрывки, наиболее существенные для понимания двух пространных постановлений. 824 102, II, с. 12–18; 236, прил., стлб. 165–183. 825 Начало документа утрачено, и перевод передает только общий смысл отрывка. 826

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

(свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 148). Источник. Подвиг всякого инока – сверхъестествен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося по падении принадлежностью каждого человека (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346). Источник. Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть тоже мученичество в сущности своей... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346). Источник. ...Инок – истинная вдовица, для которой мир должен быть мертвым (см.: 1Тим. 5, 5–6 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 46). Источник. ...Все виды монашеской жизни, разнообразные только по наружности, имеют одну цель, она заключается в том, чтоб устранить немощь нашу от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и вечной жизни, употребить первую для получения второй (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 361). ...Монастырь есть нравственная врачебница (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 7). Источник. Инок, чувствующий влечение к частым выходам из монастыря в мир, ранен стрелою диавола (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 22). Источник. Монашеское жительство есть жительство по Евангельским заповедям (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 37). Источник. Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 82). Источник. Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 88). Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех человеков (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 103). Источник. ...Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божиим, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет промыслу Всевышнего попустить рабу Своему во время его земного странствования (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 124). Источник. Главнейшая причина, по которой скорби особенно тягостны для современного монашества, заключается в нем гамом и состоит преимущественно в недостатке духовного назидания (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

См., в частности, 109. с. 249–256. 251 Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173). 252 149, II, с. 281. 253 Ср. 101, с. 97–153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138–299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим. 254 149, II, с. 237. 258–259. 255 Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь. 256 149, II, с. 240. 257 См. библиографию в: 14, с. 487. 258 24, с. 222–224. 259 Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389. 260 149, II, с. 224. 261 Ср. 112. с. 1–20 и 24. с. 42–88. 262 О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482–486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255–1259, 1260–1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315–1319 гг.) и Иоанн Калека (1334–1347 гг.). 263 Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34). 264 О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова. 265 См. выше, гл. 4. 266 88, с. 136. 267 Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6. 268 Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45–49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728–794. 269 Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292. 270 Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126–130 271

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010