Милосердие к ближним и смирение перед ними, выражаемые наружными делами и питаемые в душе, в совокупности с чистотой сердца, преимущественно от блудных помыслов и ощущений, составляют основание и силу молитвы. 149 Они как бы «крылья» ( Пс. 54, 7 ) ее, которыми она взлетает к небу. Без них молитва не может подняться от земли, то есть возникнуть из плотского мудрования: она удерживается им, как сетью или силком, она возмущается, оскверняется, уничтожается им. Душа молитвы – внимание. 150 Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе. Произноси слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы 151 . Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной, но путь этот приводит ко вниманию. Кто вкусит великое благо внимания, тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем ко блаженному вниманию. Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. 152 Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию, последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое. Собственное внимание обуревается помыслами и мечтаниями, колеблется от них, благодатное – преисполнено твердости. Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силой веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Слова молитвы, одушевляемые вниманием, проникают глубоко в душу, убодают, пронзают, так сказать, сердце, и производят в нем умиление. Слова молитвы, совершаемой с рассеянностью, касаются как бы только поверхности души, не производя на нее никакого впечатления. Внимание и умиление признаются Даром Святого Духа... Достигший постоянного внимания и умиления в молитвах своих достиг состояния блаженств, называемых в Евангелии нищетою духа и плачем. Он разорвал уже многие цепи страстей, уже обонял воню свободы духовной, уже носит в недрах своих залог спасения. Не оставь теснин истинного молитвенного пути – и достигнешь священного покоя, таинственной субботы: в субботу не совершается никакого земного дела, устраняются борьба и подвиг; в блаженном бесстрастии, вне рассеянности душа чистой молитвой предстоит Богу и упокоевается в Нем верой в бесконечную благость Его, преданностью Его всесвятой воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Прежде всего узнав из ней, что 4-го ноября 1862 г. Ваше Преосвященство получили хиротонию от незабвенного и вечной памяти достойного Первосвятителя приснопамятного Митрополита Филарета, считаю долгом приветствовать Ваше Преосвященство с совершившимся семнадцатилетием епископского служения и сердечно пожелать, чтобы это служение для пользы церкви и для блага вверяемых Вашему Преосвященству Епархий продолжалось по меньшей мере до лет хиротонисавшего Ваше Преосвященство Первосвятителя. Далее Ваши «Воспоминания» возбудили во мне много приятных воспоминаний о лицах, мне дорогих и известных, если не лично, то по их литературным трудам или особенной деятельности в том или другом роде. Мне весьма приятно было вспомнить Преосвященного Евфимия 146 , В. Н. Карпова 147 , А. Н. Муравьеева 148 , преосвящ. Игнатия (Брянчанинова) 149 , Высокопреосв Никандра 150 , А. В. Горского. Особенно дороги воспоминания о Высокопреосвящ. Филарете, к которому я питал благоговейное почтение по семинарии. Наконец, личный предмет книги – Высокопреосвящ. Леонид – какая это живая, симпатичная, светлая, умная, энергичная истинно-монашеская искренно-благочестивая; так увлекавшая светских, неустанно работавшая личность! С каким удовольствием читаются его, как и Вашего Преосвященства письма! С какою отрадой останавливаешься на его откровенных отзывах о нынешних реформах напр., в быте духовенства! Как жаль что не кончено драгоценное «приложение» к книге! Признаюсь, эта книга значительно рассеивает тот туман, который нагоняет современная наша светская литература, мечтающая перестроить все, не исключая неизменных учреждений Церкви. Мне особенно было приятно читать те страницы, на которых Высокопреосв. Леонид говорит о посещении им Лавры по случаю погребения А. В. Горского потом – Гефсиманского Скита и Вифании. И знаете, Ваше Преосвященство, почему? – потому что в минувшее лето мне Бог судил побывать в Москве и видеть эти святые места. Да, благодарение Богу, я наконец был в Белокаменной; посетил Соборы Кремля – Успенский, Архангельский, Благовещенский Чудов монастырь; стоял раннюю обедню в церкви 12 апостолов; бегло осмотрел Патриаршую ризницу, Синодальную библиотеку, Грановитую и Оружейную Палату, дворец; был на колокольне Ивана Великого и полюбовался прелестным видом Москвы; посетил Заиконоспасский и Богоявленский монастыри; осматривал Храм Спасителя, съездил в Новый Иерусалим, в Троице-Сергиеву Лавру, где стоял обедню, слушал молебен при мощах препод. и богоносного Сергия, панихиду на могиле незабвенного Первосвятителя Филарета; виделся там с о. ректором академии С. К. Смирновым, который показал мне академию и в ректорских покоях, между прочим, портрет Вашего Преосвященства, – потом с Н.И. Субботиным 151 ; отсюда ездил в Гефсиманский скит, был в кельях приснопамятного Филарета и подивился необычайной их простоте поклонился Чудотворной иконе Черниговской Божией Матери; посетил также Вифанию и осмотрел ее святыни и замечательности – в покоях Митр. Платона 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Нельзя не заметить, что современные иноки крайне немощны. С большим трудом сейчас можно найти среди них такого, кто во времена Отцов был бы достоин назваться послушником. Несмотря на это, воздадим глубокое уважение тем, кто, зная свои немощи, видя свое недостоинство, неспособность в полной мере исполнить монашеские обеты, понимая, что его ждут неминуемые скорби, тем не менее, решается за послушание вступить в обитель и принять постриг. 148.   Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. С. 5 149.   Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. С. 143. 150 .Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. О жительстве в послушании у старца. С. 72. 151 . Один из духовно близких святителю Игнатию современных ему подвижников, живший в Николо-Бабаевском монастыре. См. Собрание писем свт. Игнатия (Брянчанинова). М.-СПб. 1995. Письмо иг. Череменецкому Антонию (Бочкову). 50. С. 116. 152. Нам оставлено покаяние.М.1997.письмо 57 153. Избранное. Петрозаводск. 1992. Белое иночество. С. 121 154 .  Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. С. 66. Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. I. С. 308. II. НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ВСТУПАЮЩЕМУ В ОБИТЕЛЬ Что же теперь делать,— спросят боголюбивые юноши и девушки, которые все же, несмотря ни на какие препятствия, пожелают проводить монашескую жизнь? Хотя мы и сами не знаем удовлетворительного ответа, однако попробуем поделиться некоторыми соображениями. Изучение по творениям Отцов того, что такое монашество Прежде всего нужно обратиться к Святоотеческим писаниям и по ним изучить, что такое монашество в представлении об этом Святых Отцов Православной Церкви. Должно приобрести спасительный навык постоянного чтения Святых Отцов, постоянного обращения к их творениям, поверки ими своих чувств, мыслей, представлений о духовной жизни. Читая Святых Отцов, увидишь удивительную, чудную их связь со Священным Писанием. Как плодоносное дерево вырастает из корня, а полноводная река вытекает из источника, учение Отцов вытекает из Священного Писания и разъясняет Священное Писание. Бог многократно и многообразно издревле говоривший отцам в пророка х (Евр. 1; 1), ныне говорит с нами через Святых Отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

619 писем (1828–1867 гг.). 149. Письма о подвижнической жизни (555 писем)/Сост. и предисл. игум. Марка Лозинского; Подгот. к изд. А. Мосин; Крутиц. Патриаршее подворье; Bibliotheque Slave de Paris. — Μ.; Paris, 1996. — 429c: портр. 150. Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Η. Η. Муравьеву-Карскому; К истории рода Брянчаниновых/Предисл. и публ. О. И. Шафрановой. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. — 140 с., 1 л. портр., 3 л. табл. 151. О невозможности спасения иноверцев и еретиков: [отрывки из писем]/Успен. подворье Оптиной Пустыни. — СПб., 1999. — 29 с.: портр. 152. Собрание писем/Саввино-Сторожев. ставропиг. муж. монастырь. — М.: Правило веры, 2000. — 878 с., 1 л. портр. 153. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия/Публ. и примеч. О. И. Шафрановой. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. — 256 с. Публикации в сборниках и периодических изданиях 154. Валаамский монастырь//Библиотека для чтения. — 1847. — Т. 82. Науки и художества. — С. 66–90. — Подпись: И. И. И. 155. Воспоминание о Бородинском монастыре//Библиотека для чтения. — 1847. — Т. 85. Науки и художества. — С. 121–122. — Подпись: И. 156. Иосиф: Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия/Предисл. авт.//Библиотека для чтения. — 1849. — Т. 96. Рус. словесность. — С. 115–156. — Подпись: И. 157. Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года//Христиан. чтение. — 1857. — 4.2. Июль-дек. — С. 346–348. 158. [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина]//Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. — СПб., 1861. — С. 499–510. 159. Евангельские блаженства//Домаш. беседа. — 1862. — Вып. 45. — С. 377–378; Вып. 46. — С. 401–403. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Книга св. Исаака «Словеса подвижнические» была одной из любимейших в Оптиной Пустыни. Она была издана обителью на славянском языке с примечаниями старца Макария в 1854 г. Память 12 апреля, – 15, 27, 29, 30, 33, 50, 64, 89, 116, 117, 120, 122, 126, 143, 147, 148, 149, 150, 151, 153, 160, 162, 163, 165, 166, 172, 207, 208, 209, 216, 267, 311, 312, 313, 315, 316, 320, 322. Исаакий – схиархимандрит, настоятель Оптиной Пустыни. 31 мая 1810 † 22 августа 1894. В мире Иван Иванович Антимонов. Из богатого купеческого рода, родился в Курске, в строгой благочестивой семье. Начал подвизаться с юности. В 1847 г. поступил в скит Оптиной Пустыни к старцу Макарию. Нес послушания на пасеке, в хлебопекарне, в поварне; обладал необычайной физической силой и хорошим голосом. В число братства определен 26 апреля 1851 г., в этом же году пострижен в рясофор, 5 октября 1854 г. в мантию, 19 июня 1855 г. рукоположен в иеродиакона, 8 июля 1858 г. в иеромонаха. 19 июля 1862 г. назначен настоятелем, управлял обителью 32 года. 8 октября 1864 г. возведен в сан игумена. При о. Исаакии были уплачены большие долги обители, достроен храм во имя Всех святых на новом кладбище, украшены внутри Введенский и Казанский соборы, выстроена больница с церковью во имя св. Илариона Великого, воздвигнуто много новых строений. Как настоятеля о. Исаакия отличали строгость, простота, большое попечение о братии и крайнее смирение. О. Исаакий всецело подчинил свою волю старческому руководству: старцами его были оо. Макарий и Амвросий. 6 апреля 1885 г. возведен в сан архимандрита (ему предлагали это в 1870-е годы, но он по смирению отказался). Последние годы его настоятельства омрачены тяжкими скорбями, связанными с отъездом в Шамордино старца Амвросия, болезнью и мнением епархиального начальства, что он не способен по старости управлять обителью. В 1890 г. келейно пострижен в схиму. Погребен в Казанском соборе Оптиной Пустыни. – 102, 114, 129, 130, 188, 305, 306. Исаия – преподобный, авва, именуется также отшельником. Возможно † 370. Существуют две версии датировки его жизни. По сообщению «Отечника» св. Игнатия Брянчанинова , он жил в эпоху после IV Вселенского Собора, был современником Александрийского Патриарха св. Евлогия и пользовался наставлениями преп. Пимена Великого . Согласно другой точки зрения, изложенной в Добротолюбии, преподобный был сыном бедных и незнатных родителей и подвизался в Скиту во второй половине IV в. Имел двух учеников – Петра и Елисея, последний злословил его во время своих искушений. Известен своим смирением, имел дар глубокого плача, его наставлениями руководствовались многие монахи. В последние годы жил один в отдаленной местности, где и преставился. О жизни св. Исаии знал Александрийский Патриарх. Был ближайшим преемником препп. Антония Великого и Макария Египетского . Ему принадлежат 29 слов и некоторые правила для новоначальных иноков, извлечения из которых включены в русское Добротолюбие. Память в субботу Сырной седмицы. – 104, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

147 . Письма о подвижнической жизни (555 писем)/Сост. и предисл. игум. Марка Лозинского ; Крутиц. Патриаршее подворье; Bibliotheque Slave de Paris. – Μ.; Paris, 1995. – 391 с.: портр. 148 . Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский) ; Предисл. игум. Андроника (Трубачева) и игум. Марка (Лозинского); Центр изучения охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского. – М.; СПб., 1995. – 846 с., 2 л. портр. – Библиогр.: с. 12–13:619 писем (1828–1867 гг.). 149 . Письма о подвижнической жизни (555 писем)/Сост. и предисл. игум. Марка Лозинского ; Подгот. к изд. А. Мосин; Крутиц. Патриаршее подворье; Bibliotheque Slave de Paris. – Μ.; Paris, 1996. – 429 c: портр. 150 . Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Η. Η. Муравьеву-Карскому; К истории рода Брянчаниновых/Предисл. и публ. О. И. Шафрановой. – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. – 140 с., 1 л. портр., 3 л. табл. 151 . О невозможности спасения иноверцев и еретиков: [отрывки из писем]/Успен. подворье Оптиной Пустыни. – СПб., 1999. – 29 с.: портр. 152 . Собрание писем/Саввино-Сторожев. ставропиг. муж. монастырь. – М.: Правило веры, 2000. – 878 с., 1 л. портр. 153 . Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия/Публ. и примеч. О. И. Шафрановой. – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. – 256 с. Публикации в сборниках и периодических изданиях 154 . Валаамский монастырь//Библиотека для чтения. – 1847. – Т. 82. Науки и художества. – С. 66–90. – Подпись: И. И. И. 155 . Воспоминание о Бородинском монастыре//Библиотека для чтения. – 1847. – Т. 85. Науки и художества. – С. 121–122. – Подпись: И. 156 . Иосиф: Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия/Предисл. авт.//Библиотека для чтения. – 1849. – Т. 96. Рус. словесность. – С. 115–156. – Подпись: И. 157 . Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года//Христиан. чтение. – 1857. – Ч. 2. Июль-дек. – С. 346–348:158. [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина]//Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. – СПб., 1861. – С. 499–510:159. Евангельские блаженства//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 45. – С. 377–378; Вып. 46. – С. 401–403. – Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Нельзя не заметить, что современные иноки крайне немощны. С большим трудом сейчас можно найти среди них такого, кто во времена Отцов был бы достоин назваться послушником. Несмотря на это, воздадим глубокое уважение тем, кто, зная свои немощи, видя свое недостоинство, неспособность в полной мере исполнить монашеские обеты, понимая, что его ждут неминуемые скорби, тем не менее, решается за послушание вступить в обитель и принять постриг. 148. Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. С. 5 149. Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. С. 143. 150 .Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. О жительстве в послушании у старца. С. 72. 151 . Один из духовно близких святителю Игнатию современных ему подвижников, живший в Николо-Бабаевском монастыре. См. Собрание писем свт. Игнатия (Брянчанинова). М.-СПб. 1995. Письмо иг. Череменецкому Антонию (Бочкову). 50. С. 116. 152. Нам оставлено покаяние.М.1997.письмо 57 153. Избранное. Петрозаводск. 1992. Белое иночество. С. 121 154 . Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. С. 66. Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. I. С. 308. II. НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ВСТУПАЮЩЕМУ В ОБИТЕЛЬ Что же теперь делать, - спросят боголюбивые юноши и девушки, которые все же, несмотря ни на какие препятствия, пожелают проводить монашескую жизнь? Хотя мы и сами не знаем удовлетворительного ответа, однако попробуем поделиться некоторыми соображениями. Изучение по творениям Отцов того, что такое монашество Прежде всего нужно обратиться к Святоотеческим писаниям и по ним изучить, что такое монашество в представлении об этом Святых Отцов Православной Церкви. Должно приобрести спасительный навык постоянного чтения Святых Отцов, постоянного обращения к их творениям, поверки ими своих чувств, мыслей, представлений о духовной жизни. Читая Святых Отцов, увидишь удивительную, чудную их связь со Священным Писанием. Как плодоносное дерево вырастает из корня, а полноводная река вытекает из источника, учение Отцов вытекает из Священного Писания и разъясняет Священное Писание. Бог многократно и многообразно издревле говоривший отцам в пророках (Евр. 1; 1), ныне говорит с нами через Святых Отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

126 – 132. Богдан Кашкин руку приложил. 127 – 130. Федор Опраксин руку приложил. 128 – 139. Матвей Сомов руку пр[иложил]. 129 – 142. [С]емейко [Зеленой]. 130 – 134. Дмитреи Радцов [руку п]риложил. 131 – 133. Василей К[оробь]ин руку приложил. 132 – 145. Ондрей Вареев. 133 – 148. Бул[гак Милованов]. 134 – 106. Федор Пушкин руку приложил. 135 – 113. В Григорьева места Образцова Иван Кондыре 136 – 136. Олексей Витофтов руку приложил. 137 – 147. Иван Шевырев. 138 – 140. Ондрей Степанов руку приложил. 139 –      . Максим Титов руку [приложил]. 140 – 146. [ Александр Иванов ]. 141 – 144. [Иван Васильев]. 142 – 138. [Исак Спешнев руку приложил]. 143 – 141. [Богдан Хомутов руку приложил]. 144 – 143. [Иван Антонов]. 145 – 116. Патрекеи Насонов. 146 – 123. [Иван Козлов]. 147 – 118. [Соловой Протасьев руку приложил]. 148 – 125. [Осип Грязной руку приложил и во князь Андреево места] Далгаруко[ва]. 149149. [Юрьи Редриков во князя Мироново место Шоховского руку приложил]. 150150. [Федор Семенов сын Пушкин руку при]ложил. 151 – 115. Иван Бутурлин [руку приложил]. 152 – 151. [Федор Янов]. 153 – 152. [Иван Чичерин]. 154 – 153. Федор Красново 355 . 155 – 154. Никифор Греков. 156 – 155. Григорей Еуфимьев 356 . 157 – 157. Иван Кондырев руку приложил. 158 – 158. Ис Калуги Иван Бегичев руку приложил. 159 –    . Иван Селонской. 160 – 159. Из Кашина Колязина мо[на]стыря келар.[. стар... Порфирей руку приложил] 357 . 161 – 164. С Тулы выборнай дворинин Иван Матвеев сын Вельяминов в Тулин выборных дворян места в Семеново 358 места Ушькова, и в Кавылина места Ивашкина, да в Неупакоева места Писемьского, в Андреева места Маслова, в Юрьева места Иевлева, в 359 Ефимова места Есипова и в свое места руку приложил. 162 – 165. Туленин Фендрик Федоров сын Дьяков в Тулен выборных дворян, и посацких и у[е]здных всяких людей места руку приложил. 163 – 166. Бря[н]чане выбороноя дворян[е Соф]рон Мелентьев [сын Тютчев, В]оин Иванов сын Ба[лтин]. 164 – 167. [Стариче]нин 360 Семен Ондреев сын Безобразов в б[рата св]оево в Брянчанина в Ыванова м[еста] Семенова сына Безобр[азова руку пр]иложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

124. 1 Кор. 3. 19. 125. Рим. 8. 7. 126. Земля и вся дела на ней сгорят (2 Пет. 3. 10). 127. Житие Пахомия. Patrologiae Tomus. 73, cap. 44. 128. Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4. 3–4). 129. 2 Тим. 3. 13. 130. Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу», кн. I, гл. 3; кн. III, гл. 2. 131. Выше сказано, что так назван святыми Отцами известный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название. 132. Вера от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим. 10. 17). 133. Слово Твое есть истина (Ин. 17. 17). 134. Все заповеди Твои истина (Пс. 118. 86). 135. Всякий человек ложь (Пс. 15. 2). 136. Ин. 8. 31; ср. Ин. 16. 13. 137. Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес (Ин. 4. 48). 138. Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес… никто не может творить, если не будет с ними Бог (Ин. 3. 2). 139. Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6. 68–69). 140. Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин 8. 31–32). 141. Лк. 24. 49. 142. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16. 13). 143. Будете, как боги… (Быт. 3. 5). 144. Мф. 9. 17. 145. Лк. 18. 7. 146. 1 Кор. 3. 2. 147. Мф. 8, зач. 25. 148. Говори ты с нами… но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх. 20 19). 149. О подражании Иисусу Христу, кн. III, гл. 2. 150. О подражании Иисусу Христу, кн. III, гл. 1. 151. Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его (Пс. 88. 8). 152. Ис. 6. 153. Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?.. Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим. 10. 14, 17). 154. Мф. 22. 40. 155. 1 Ин. 156. Мф. 26. 33, 35, 74. 157. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невесту со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф. 10. 34–36).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

мою книгу «О нашем поражении. Христианство на пределе истории» (М., 2003). 91 Дудаков С. История одного мифа. М., 1993, с. 69. 92 Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. М., 2002, с. 324. 93 Там же, с. 335. 94 Подробнее — в главе «Попытка быть оптимистом» в моей книге «О нашем поражении. Христианство на пределе истории» (М, 2003). 95 Тут ситуация в чем-то похожая на евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Ныне появился новый тип: мытарь, гордый тем, что он не фарисей. 96 «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию» — передает преп. Иоанн Дамаскин учение этой ереси (88-й в его каталоге еретиков). См. О ста ересях, 88//Творения преп. Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002, сс. 148–149. А также: Послание 48. К Афанасию//преп. Феодор Студит. Послания. кн. 1. М., 2003, с. 160. 97 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб., 1911, с. 568. 98 Творения св. Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Второе послание к коринфянам. М., 1998, с. 353. 99 Там же, сс. 353–354. 100 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». 101 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 159. 102 Примечание 2003 года: сейчас уже 1200. 103 «Один брат, приняв иноческий образ, тотчас заключился в келлии, говоря: я отшельник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010