Что труд одного человека сделал на пользу другого, того никто не смеет разрушать из каприза или из высокомерия; считать такое поведение даже выражением особого образа жизни – это признак величайшего развращения нравов. А как часто виновны мы в такой бессмысленной расточительности! Всем нам спасительно глубже принимать к сердцу слова Евангелия о чуде насыщения: «соберите оставшиеся куски, чтобы ничто не пропало» 490 . Небережливость часто встречается у бедных людей. Идет женщина, и не оберегает подол своего единственного платья, а имеющая их десять ходит с оглядкой. Девушка, не имеющая крепкой обуви и рубашки, покупает веер, перчатки, брошку и часы, на починку которых вновь требуются деньги. Русским людям особенно свойственно мотовство из ложного стыда. Немецкие и французские зажиточные барыни сами готовят кушанье и убирают комнаты, богатый американец чистит себе сапоги. А русская гимназистка, дочь бедных и простых родителей, считает постыдным исполнять необходимые домашние работы, убирать постель, подметать комнату и т. п. § 118. Бедность С точки зрения учения о нравственности не следует делить людей на богатых и бедных, но на преданных и непреданных корыстолюбию. «Не только тот корыстолюбец, который на самом деле всяким образом богатство собирает и хранит у себя, не уделяя требующим, но и тот, кто хотя не собирает и не имеет, но ненасытно желает его. Нищий хотя бы ничего у себя не имел, но имея к богатству любовь, истинный сребролюбец. И не всякий богатый есть сребролюбец, но кто любит серебро, кто сердцем к серебру приложился, кто к богатству прилагает сердце, по выражению псалмопевца. Многие были, как и ныне имеются, богатые и славные, но Богу угодили и потому сребролюбцы не были» 491 . Вообще, бедность не может рассматриваться, как состояние, исключительно благоприятное для нравственного совершенствования. Если опасно для многих богатство, то не свободна от опасностей и чрезмерная невольная бедность. Еще ветхозаветный мудрец молился: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся от Тебя и не сказал: «Кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:8,9 ) 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Чудесное воскрешение мертвых, – по словам Штрауса 492 и его сото­варищей, – есть такое действие, которое своим необычайным, сверхъестественным характером превосходит все другие чудесные действия, приписываемые Христу; а воскрешение Лазаря, который уже четыре дня находился в гробе, есть действие „чудеснейшее из всех чудес“ („unter allen Wundern wunderbarste“) 493 ; оно должно было всегда и для всех служить наилучшим доказательством Божественного посольства Иисуса; а такого действия евангелисты не могли бы пройти молчанием в своих повествованиях. Так думает отри­цательная критика. Но разделять ее мнение не вполне возможно. Действительно, когда речь идет о произведениях науки или искус­ства, там возможно различать одно произведение от другого по их внутреннему достоинству: одно произведение может быть хитрее или искуснее совершено, чем другое, и в этом случае одно можно ставить выше другого. В действиях же Божественных или сверхъестественных такого различия допустить нельзя; всякое „чудесное“ действие есть в то же время для нашего разсудка и действие „чу­деснейшее“; для Божественного всемогущества также все чудеса со­вершенно одинаковы. „Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, – говорит Спаситель, – и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас“ ( Мф. 17: 20 ). Это вполне сознает и отрицательная критика. В дан­ном случае она воскрешение Лазаря называет чудом „чудеснейшим из всех чудес“, а в других местах она то же самое говорит и о других чудесах 494 . Если же все чудеса одинаковы для всемогущества Божьего то, очевидно, все они имеют и одинако­вую силу доказательства Божественного посольства Иисуса. И следо­вательно вопрос о том, почему три первые евангелиста не повествуют о воскрешении Лазаря, должен получить такой же точно ответ, как и вопрос о том, почему евангелисты ничего не рассказывают нам о тех многих знамениях и чудесах, о которых не повествует, а только напоминает нам евангелист Иоанн (20: 30; ср. 21: 25), и о которых, по мнению евангелиста, если-бы писать подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Это предположение до некоторой степени подтверждается сопоставлением пророчества Исаии о Кире с содержанием его указа об освобождении евреев. Пророчество Исаии о Кире таково: Так говорит Господь: Я – Господь..., Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен» и храму: «ты будешь основан». Так говорит Господ помазаннику Своему Киру: я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы и т. д. (44, 24. 28; 45, 1). В указе Кира об освобождении евреев из плена читаем: так говорит Кир, царь Персидский», все царства земли дал мне Господ Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее (1 Ездр., 1,2). Содержание указа Кира достаточно ясно напоминает пророчество Исаии, которое могло сделаться известным Киру через евреев, служивших при царском дворе (Нипт I, 40–49). Иосиф Флавий свидетельствует, что Кир, по завоевании Вавилона, был ознакомлен с пророчествами о нем Исаии (Antt. XI, 1, 2). Отношение исследователей к этому свидетельству не одинаково: одни относятся к нему совсем отрицательно; другие не признают его вполне достоверным и основательным, но и не отвергают его вероятности; некоторые же считают его вполне правдоподобным. Указывают определенно на пр. Даниила, побудившего будто бы Кира отпустить евреев, считая также по большей части его влияние на Кира в указанном отношении вероятным, но не точно установленным фактом 29; Филар., стр. 491–492: Попов, 22 и 33; иер. Иосиф, стр. 174 и пр. 1; Благонр., 199–201 и 208; Хр. Чт. 1896, II, стр. 282–284; В. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин). По Грэтцу, факт освобождения евреев представляется в таком виде: занимавшие высшие должности при вавилонском Дворе евреи, в особенности происходившие из царского рода, по завоевании Вавилона Киром, сделались приближенными и нового повелителя Вавилона и ходатайствовали пред ним за пленников; в число этих лиц включается и Зоровавель (Благонр., с. 205). Существуют и другие подобные предположения. Во всяком случае, вывод из сопоставление этих предположений может быть таков: вполне допустимо, что евреи, воодушевленные пророческими предвещаниями о конце плена и о своем избавителе, нашли средство обратить внимание Кира на пророчество о нем Исаии; а для победителя было весьма важно, чтобы укрепить за собою авторитет божественного посланничества, поступить с евреями так, как писали пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

497. Фрибелиус, Иохим — каретные мастера. Давыдов, Сорохтин — вероятно, студенты, поклонники Натальи Николаевны. 18 февраля 1831 г. в приходе Вознесения была свадьба Пушкина. Петушков — персонаж из «Евгения Онегина». Буянов — герой поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Окулова — одна из дочерей камергера А. М. Окулова. Дела мои — см. примеч. 496. Катерина Ивановна — Загряжская (см. примеч. 343). Ипполит — слуга Пушкина. 498. Пушкин — родственник Натальи Николаевны, Ф. М. Мусин-Пушкин. Дела — см. примеч. 496. Безобразов — С. Д., флигель-адъютант. Александров — П. К., побочный сын вел. кн. Константина Павловича. Бобринская — А. В., графиня (1769–1846). Профессор Давыдов — И. И., математик, философ и словесник, занимал кафедру в Моск. университете. Денис — Д. В. Давыдов. 499. Пушкин — Ф. М. (см. примеч. 498). Идалия — И. Г. Полетика (ум. 1889). Кокю — рогоносец. Баратынский — Е. А.; его жена — А. Л., урожденная Энгельгардт. Газета Пушкина — «Дневник» (см. примеч. 492). Каченовский — см. примеч. 24. Соллогуб — Н. Л., двоюродная сестра писателя В. А. Соллогуба. Пушкин — гр. B. А. Мусин-Пушкин. Аврора — А. К. Шернваль, дочь выборгского губернатора. Ее сестра — Э. К. Шернваль. Урусова — Н. А. Княжна. Соллогуб тетка — гр. C. И. Соллогуб (1791–1854). Яр — московский ресторан. Роман — «Дубровский». Газета — см. примеч. 492. Отрыжков — Н. И. Тарасенко-Отрешков, привлеченный к предполагавшемуся изданию газеты «Дневник». 500. Пакет Бенкендорфа — возможно, по поводу газеты Пушкина (см. примеч. 492). Нащокинское положение — речь идет о раздорах Нащокина с цыганкой Ольгой Андреевной (см. примеч. 496). Неоконченное дело — см. примеч. 498. Дмитрий Николаевич — брат Натальи Николаевны. Отец — сумасшедший Н. А. Гончаров. Наталья Ивановна — мать Натальи Николаевны; Катерина Ивановна — Загряжская, ее тетка. Горсткина — С. Н. (ум. 1858). Щербатов — П. А. (род. 1811), корнет. Безобразов — см. примеч. 534. Урусов — один из сыновей кн. А. М. Урусова. Маша Вяземская — дочь П. А. Вяземского (1813–1849). Другой Урусов — кн. Н. А. (1808–1843), женился на А. Н. Бороздиной.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Остаётся ещё одна существенная просьба: высылать мне ежемесячно подробный отчёт о расходах и об успехе работ, что необходимо для контроля Министерства Двора. Пожелав Вам полнейшего успеха в начинаемом важном деле, прошу Вас не оставить Вашими молитвами и благословением глубоко Вас уважающего и искренно преданного. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 53–54. 144. Выписка из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 7 мая 1886 г. Копия. В Гефсимании нашей идёт дружная и спешная работа. Всех рабочих рук наберётся человек 70. За лето энергичный архитектор обещает довести дело до половины, а будущим летом и покончить всю постройку. Соответственно спешному ходу работ требуется и поспешная значительными количествами расплата за неё. Придётся, по слову архитектора, уплачивать одним каменотёсам по 100 золотых в неделю. А потому благоволите, Ваше Превосходительство, не замедлить распорядиться высылкой сюда достаточного запаса денег. Я, со своей стороны, поставлю в обязанность себе поставлять Вам помесячные отчёты в расходовании доверяемых мне сумм, а равно и фотографические снимки возводимых частей здания. Обещанные Вами упрощённые чертежи фасадов церкви ещё не получены. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 75–75 об. 145. Выписка из письма консула в Иерусалиме Д. Н. Бухарова секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 28 мая 1886 г. Копия. Вчера получил телеграмму о высылке денег на храм в Гефсимании. Спасибо Вам за это; работы идут превосходно и теперь, имея средства, пойдут ещё лучше. На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России. Каждый месяц будете получать графический отчёт о ходе работ. Католики раздирают на себе ризы от досады. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 76. 146. Выписка из письма консула в Иерусалиме Д. Н. Бухарова секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 2 июля 1886 г. Копия. Посылаю также сегодня графического отчёта Гефсиманской церкви с обозначением хода работ к 20 июня. К осени окончим, может, всё здание вчерне. Работа, во всяком случае, кончится, и мы сделаем всё возможное к приезду Великого Князя. Ради Бога, поддержите его намерение посетить Палестину. Это необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Хр.) и сумму разделить на 15; остаток и будет означать номер индикта; если не будет остатка, то это означает индикт 15-й 340 . Напр. упомянутый выше 14-й индикт Феофана, когда умер Зенон, отвечает, как показано, 491-му году Дионисиевой или нашей эры; руководясь формулой Дионисия, этот индикт можно было бы отыскать, если бы он и не был означен у Феофана: 491 + 3=494 : 15=остаток 14. Начало индикта было вместе и началом года – 1-е сентября. В таком виде индикты известны из обозначения их византийскими императорами и всеми авторами, составляющими Corpus Scriptorum historiae Byzantinae 341 , почему хронологи называют такие индикты греческими в отличие, напр., от так называемых папских и пр. И Феофан знает только такого рода индикты. Само собою понятно затем, что приведенная формула Дионисия пригодна не только для отыскания индикта, когда известен год, но и для отыскания года, когда известен индикт. Правда, в последнем случае приложение этой формулы ограничено: так как индикты чрез 15 лет повторяются снова, то, чтобы определить год посредством индикта, нужно знать, по крайней мере, десятилетие столетия, к которому приурочивается 15-ти летний круг индиктов. Тем не менее, приложение это очень важно: допустим, напр., что в науке идет спор о том, к какому году приурочить смерть императора Зенона: к 492-му или 491-му? Если основания для принятия того и другого года одинаковы, то указание на 14-й индикт непременно покажет истинность одной даты и явную ложность другой. В нашем примере 492-й год нужно было бы отвергнуть, потому что 492 + 3 : 15=остаток – индикт 15-й, а не 14-й. В видах разъяснения таких странностей в науке явилась гипотеза, что в эпоху Исаврийской династии у греков был особый способ летосчисления. Творцы этой гипотезы – ученые юристы Цахариэ и Геймбах. Случай, натолкнувший их на эту гипотезу, был следующий 344 . Один законодательный памятник эпохи Исаврийской династии, именно эклога (κλογ) – Льва Исаврянина и Константина Копронима, датирован 6248-м годом от сотворения месяцем мартом 9-го индикта 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

3 Кареев Н. Указ. соч. С. 194. В Римской истории из Понтиев известны еще Понтий Аквила, участник убийства Юлия Цезаря в 44 году до Р. Хр., Понтий Телезин, самнитский вождь и др. ( Лопухин А. П. Библейская история Нового Завета. СПб.: Репринт, 1895. С. 492). 5 Лопухин. А. П. Указ. соч. С. 491–492. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предполагает, что Понтий назывался Pilatus, возможно, потому что он «начальствовал когда- нибудь над воинами, вооруженными pilis, которых называли пилатами, или потому, что он за какое-либо отличие награжден был таким оружием, каковая награда была в обыкновении у римлян» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Иисус Христос на суде у Пилата. Сочинения. Т. 6. СПб., б. г. С. 348). А. П. Лопухин отмечает, что на чрезвычайно доходное место прокуратора Пилат попал, благодаря протекции свирепого и до ненасытности честолюбивого временщика Сеяна, влиятельнейшей фигуры при императоре Тиверии (14–37 гг). Можно думать, что такой исключительной протекции он был обязан тем своим качествам, которые делали из него в миниатюре второго Сеяна . ( Лопухин А. П. Указ. соч. С.100:492). «Обстановка, в которой жили римские принцепсы (принцепс – первый из сенаторов – титул императора Рима.– В. Б.) была поистине тяжелой и кровавой. Лучший из первых четырех приемников Августа – Тиверий, и без того озлобленный и подавленный холодно-враждебным к нему отношением Августа, после его смерти сразу очутился в необычайно сложном и трудном положении. Рядом с ним стояла властная фигура вдовы Августа Ливии, которой он был обязан властью. Масса окружавших его деятелей эпохи Августа, вся аристократия Рима были ему враждебны. Они не любили его за его гордость, сдержанность и холодность и не признавали за ним права на власть. Зная его нежелание передать власть усыновленному им против его воли Германику в ущерб правам его сына Друза, оппозиция возвеличила этого обаятельного человека и создала ему славу чуть ли не героя. Совершенно невыносимой стала жизнь при дворе, когда Германик, посланный управлять Востоком, умер. Смерть его, вероятно, была естественной, но в естественные смерти молодых людей в это время никто не верил. И жена Германика – Агриппина, и его дети, и население Рима были уверены, что Германик пал жертвой преступления, нити которого были в руках Тиверия и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

485. Вексель Пушкина был перекуплен Кистером. 487. Жалованье Пушкину, зачисленному в коллегию иностранных дел, было назначено 5 000 р. в год. 488. Алымов — П. М., опочецкий предводитель дворянства. Его мать — Е. Н. Вревская, урожденная Вульф. Крестины — см. примеч. 456. 489. Девица Кюхельбекер — младшая сестра В. К. Кюхельбекера, Юлия. Служба — в Коллегии иностранных дел. На обе просьбы Пушкина разрешение не было дано. 490. Батюшков — сошел с ума в 1822 г. «Моя жена имела неловкость…» — ср. примеч. 456. 491. Статуя Ekamepuhы II (см. примеч. 326) казной куплена не была. 492. «Запрещение Вашего журнала... Донос... из тучи…» — см. примеч. 482. Брат ваш — П. В. Киреевский. Языков — Н. М. «Мне разрешили…» — речь идет о газете «Дневник»; разрешение было впоследствии отменено (ср. Деловые бумаги 8, 9, 10). 493. Комиссия Ваша — переговоры с книгопродавцем Смирдиным о продаже ему издания не имевшей успеха трагедии Погодина «Марфа Посадница». «Петр» — трагедия Погодина. Политическая газета — «Дневник» (см. примеч. 492). Подписку на свою еще не написанную «Историю…» собирал Н. А. Полевой. Надеждин — Н. И., напечатал рецензию на VIII главу «Евгения Онегина» («Телескоп», 1832 г., Шишков — А. А., послал Пушкину издание своих переводов «Избранный немецкий театр». «не отвечал…» — на письмо от 6 октября 1831 г. «Фортунат» — переведенная Шишковым драматическая сказка Л. Тика. 494. Прелестный ... подарок — присланное Хвостовым стихотворение его «Соловей в Таврическом саду», восхваляющее Пушкина. «два раза почтили…» — в 1831 г. Хвостов написал послание «А. С. Пушкину…» 495. Программа — задуманной Пушкиным газеты «Дневник» (ср. примеч. 492), к участию в которой Пушкин хотел привлечь Погодина. Уничтожить монополию — «Северной Пчелы» Булгарина. Косичкин — см. примеч. 444. Ваш клиент Годунов — Погодин писал драму из жизни Бориса Годунова. 496. Иосиф — намек на библейское предание. Сара — цыганка Ольга Андреевна (см. примеч. 406), препятствовавшая новому браку Нащокина. Кокю — рогоносец. Обер — Л. Н., содержатель гостиницы. Великая княгиня — Елена Павловна. «Дела мои» — перезалог имения (Кистенева) в Опекунском совете (не состоялся). Петр — повар Пушкина. Маша — Мария Александровна, дочь Пушкиных (1832–1919). Спасский — И. Т., домашний врач Пушкиных.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. IV, 38. Бог, будучи жизнь, само- жизнь, пролил из себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение в нем саможизни – Бога. IV, 118. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении на суд Божий. IV, 133. «Беседа о богаче и нищем». См. IV, 225–237. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества: они истекают от благословения Божия. IV, 263. Только тот, кто проводит земную жизнь, как странник, по образу мыслей, по сердечному ощущению, по истекающей из них деятельности, может непрестанно славословить и благодарить Бога. IV, 288. Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий! Утешение поддерживает на пути Божием, а искушение преумудряет. IV, 454. Земля – страна плача, небо – страна веселия. Небесное веселие вырастает от семян, посеваемых на земле. Эти семена: молитва и слезы. IV, 457. Здешняя жизнь – точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей... люди – точно делатели: один способен, водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб... иной лишь исторгать терние. Каждый да трудится в том участке добродетелей, к которому он способен, к которым призван Богом, являющим призвание Свое разумному созданию теми способностями душевными... которые Он даровал этому созданию. IV, 458. Земля – изгнание наше, потому- то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на небо. IV, 492. Темная страна – земля! Она – страна изгнания преступников, осквернивших рай грехом, виновных в преслушании Богу, презревших общение с Ним, променявших это общение на общение с диаволом. IV, 492. На земле все враждебно человеку, и сам он – в непрестанной борьбе с собою. IV, 492. Свирепы волны житейского моря; на нем господствуют мрак и мгла; непрестанно воздвигаются на нем бури лютыми ветрами – духами отверженными; корабли лишены кормчих; благонадежные гавани превратились в водовороты, в гибельные пучины. V, – IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

13 Вместо положительных традиционных законов (νμος), софисты провозглашают закон природы (ψσις). Plat. Prolag. 337, C–D; Gorg. 482, E; 483, A. 14 Theet. (Plat.) 151, Е–168, С; 184, В–195, В–195, В; ср. Eutid. (Plat.) 284, А–286, С; 295, А–296, Е; Sext. Emp. Pyrrh. Hyp. I, 216–219; Math. VII, 59–64; Diog. L. IX, 51; Cic. Academ. II, 46 и др. 18 Софисты, напр., отстаивают свое определение понятия о справедливости (как праве сильного), в противоположность традиционным воззрениям (Plat. Gorg. 483, A и lp.) и т. т. Софисты, далее, часто трактовали об изучаемости добродетели (Plat. Prothag. 318, А: 323, С–328, D.), что, само собой, предполагает с их стороны признание возможности преуспеяния в области познания. 20 Plat. Gorg. 401, В–492, D; 494, С; 499 А. и др. Rep. 338, С–Д ; 340, С–377, Е. Protag. 337, Е; 357, С; ср. Leg. IV, 714, C–D. Да и, вообще, конечной целью всех стремлений человека софисты считали личное, индивидуальное счастье каждого человека, его личное удовольствие (Plat. Gorg. 486, С–492 D и. др.). 22 Софисты, правда, неоднократно заявляли, что задачей своей деятельности они ставят воспитание благоразумных и добрых граждан (Plat. Prothag. 318, А–319, А); но после всего нами сказанного о гносеологических особенностях учения софистов, это заявление софистов не может не представляться совершенно беспочвенным. 28 Само собой разумеется, что при скептическом и даже отрицательном отношении софистов к бытию Бога, не может быть у них и речи о божественном происхождении нравственного закона. 32 Боги Гомера в нравственном отношении часто являются не только не лучше людей, а даже хуже многих из них. 33 Чувство стыда (ασχνη и αθς) перед тем, что скажут о нас другие лица, особенно выше нас стоящие, по взгляду античного человека, должно быть главным мотивом всей нашей деятельности (см. об этом подробно у Шмидта “Die Ethik d. Griechen” I ч. главу о мотивах нравственной деятельности человека). 37 Хеп. Mem. IV, 5. 12; 1. 6, 1; ср. Plat. Apolog. 22, В; Men. 70, A; Prädr. 262, В; Arist. Meth. I, 6, 987, b. 1; XIII, 4. 1078, b. 17. 27; XIII. 9. 1086, b. 3 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010