Глава XXII Мф.22:1–2 .  Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. Фарисеи понимая, что Он относительно них говорит притчи, искали случая схватить и подвергнуть Его смерти. Господь, зная такое их желание, нисколько не запрещает им их раздражения, но не поддается и влиянию страха, чтобы с неменьшей силой обличать их. Этот царь, устраивающий брачный пир сыну своему, есть Бог всемогущий. Он устраивает брачный союз Иисуса Христа и Церкви, которая собрана как из иудеев, так и из язычников. Мф.22:3 .  И послал раба своего призвать приглашенных на брак, но они не хотели придти. 490 . Несомненно, что это Моисей, через которого Он дал закон приглашенным. Если же мы прочитаем: «рабов», как это содержится во многих списках, то это место должно быть отнесено к пророкам, потому что призываемые ими отвергли [призвание] с презрением. Мф.22:4–5 . 491   Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то. В посланных во второй раз рабах гораздо лучше понимать 492 пророков, чем апостолов; это однако в том случае, [если] здесь написано, как выше, «раба», а если там ты прочитаешь «рабов», то здесь под вторыми рабами ты должен будешь понимать 493 апостолов. Под приготовленным пиршеством и быками, и откормленными убитыми животными необходимо понимать или, – в переносном смысле, – изображение царского богатства, по плотскому судя о духовном, или же, может быть, величие догматов и учение Божественное, вполне соответствующее закону. Мф.22:6 .[окончание 5-го]   Пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Между теми, кто не принимает Евангельской истины, есть большое различие. В самом деле, те, которые не хотели придти вследствие того, что были заняты другими делами, менее виновны, чем те, которые превратили человеческое чувство в жестокость и, подвергнув пыткам рабов царя и обесчестив их, убили их. В этой притче нет указания на убиение рабами жениха: презрение к брачному пиру царя высказалось только через умерщвление его рабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 12 :3. И разумные будут сиять светом 473 тверди и многие праведные-как звезды 474 , во веки навсегда 475 . Дан. 12 :4. А ты, Даниил, сокрой 476 слова и запечатай книгу 477 до последнего времени 478 , пока многие научатся и умножится ведение“. Дан. 12 :5. И видел я, Даниил, и вот стоят двое других: один по эту сторону устья 479 реки, а другой – по ту сторону устья реки 480 . Дан. 12 :6. И (один) 481 сказал мужу, одетому в льняную одежду 482 , который стоял над водами реки: „когда (будет) конец чудес, о котором ты сказалъ“? Дан. 12 :7. И услышал я от мужа, одетого в льняную одежду, который стоял над водами реки, и поднял он правую и левую руку свою к небу и клялся Живущим во веки, что (будет это): „во время и во времена, и в полувремя 483 , когда окончится разсеяние силы 484 народа освященного, (тогда) и узнают все это“. Дан. 12 :8. И я услышал, но не понял и сказал: „господин! чтоже после сего будет? Дан. 12 :9. И он сказал: „иди 485 , Даниил, ибо сокрыты слова и даже запечатаны до конца времени. Дан. 12 :10. Будут избранные, и убелятся, и как бы 486 огнем испытаны будут 487 , и освятятся многие, а беззаконники будут совершать беззаконие, и все нечестивые не уразумеют 488 , а разумные поймут. Дан. 12 :11. И от времени прекращения всегдашней жертвы 489 и поставления мерзости запустения (пройдет) 490 тысяча двести девяносто дней. Дан. 12 :12. Блажен, кто претерпит и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней. Дан. 12 :13. А ты иди и почивай, ибо еще (пройдут) дни и часы до полного конца, и успокоишься 491 и возстанешь для (получения) жребия твоего в конце 492 дней“ 493 . Глава 13 494 Дан. 13 :1. В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. Дан. 13 :2. И взял он жену, по имени Сосанну 495 , она была дочь Хелкия, очень красива и богобоязненна. Дан. 13 :3. Родители ея были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. Дан. 13 :4. Иоаким был очень богат, и был у него сад близ двора 496 его, и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. Дан. 13 :5. И были избраны два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал 497 , что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

День Иеговы есть прежде всего Его суд над избранным народом. «Только вас избрал Я из всех племен земли, – потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» 470 . Ассур, Египет, Навуходоносор – это жезлы гнева Иеговы, орудия Его негодования на Израиля. Суд Иеговы над Израилем производится «пред глазами язычников» 471 . Израиль развеивается между народами и, как мякина, рассеивается по их странам 472 , рассыпается между всеми народами, как рассыпаются зерна в решете 473 , как бы щелочью очищается 474 , расплавляется как серебро в горниле 475 , вымолачивается как зерновой хлеб 476 , истребляется до незначительного остатка 477 . Но затем это есть суд Иеговы над всеми народами, которые отягощали Израиля без сожаления, владычествовали над ним надменно, не хотели признать себя орудием Иеговы. Собираются все народы и над ними производится суд за их высокомерие, за то, что они величались и ругались над народом Иеговы 478 , за то, что воздали Израилю вдвое за грехи его 479 . Народы земли не поняли, что Иегова собрал их как снопы на гумно 480 ; поднимая Иерусалим, как тяжелый камень, они надорвали силы свои 481 , возмездие их обратилось на головы их 482 . Иегова мстит за Израиля 483 ; опустошение народов и развалины их городов – это жертва Иеговы, которую Он заколает для сынов Израилевых, от которой они жиру наедаются досыта и крови напиваются допьяна 484 . Этот суд над народами есть спасение Израиля – его небольшого остатка 485 и явление славы Божией пред всем миром 486 . Иегова Сам, как некогда из Египта, спасает Своего Израиля 487 , утешает его 488 , выкупает его ценою всех народов 489 , дает ему владычество над, всеми народами – в лице восстановленной скинии Давидовой, Отрасли праведной 490 . Великий день Иеговы, начинаясь плачем и рыданием, кончается ликованием и торжеством Иерусалима 491 , светом и радостью 492 , песнью и сердечным веселием 493 , потому что владычество потомков Давида умножится беспредельно 494 и царь Сиона придет праведный и победоносный 495 . Сама природа примет участие в торжестве Израиля: в «тот день» горы будут источать мед и с холмов потечет молоко 496 , – тогда будут новое небо и новая земля, на которой воцарится вечное веселие 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Десять заповедей Божиих сокращенно читаются так: Согласно тексту Библии (Исход 20, 1–17): Согласно традиции некоторых христинских церквей: 1. «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве мене. 1. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будуть тебе бози инии кроме мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишеся им, ни послужиши им. 2. Не призывай имя Господа Бога твоего надаремно. 3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 3. Памятай абысь день недельный святил. 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 4. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и долголетен будешь на земли. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и да долголетен будеши на земли. 5. Не убий. 6. Не убий. 6. Не чужоложь. 7. Не прелюбы сотвори. 7. Не укради. 8. Не укради. 8. Не будь сведком фальшивым против ближняго твоего. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не пожадай жену ближняго твоего. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 10. Не пожадай ни жадной вещи ближняго твоего». С виду здесь как будто имеется разница, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором. Мы в дальнейшем будем толковать заповеди Божии в том порядке, как мы их находим в Библии . 492. Какие из десяти заповедей Божиих говорят о любви к Богу и какие о любви к ближнему? О любви к Богу говорят первые четыре из десяти заповедей Божиих, а о любви к ближнему говорят остальные шесть. Пояснение: То, что для спасения безусловно необходимо придерживаться десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы приобрести жизнь вечную? Ответ гласил: «Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Иисус Христос под этим подразумевал десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них ( Матф. 19, 16–19 ). Первая заповедь Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма тринадцатая 1 490 Псалом, песнь, в день субботний, 91. 2 Благо мне – прославлять Тебя, Господи, воспевать имя Твое, Всевышний; 3 Возвещать поутру милость Твою, истину Твою – всякой ночью, 4 491 С песней, на десятиструнной псалтири и на гуслях! 5 Ибо возвеселил Ты меня, Господи, всем творением Твоим, и о делах рук Твоих я возрадуюсь. 6 Ибо исполнены величия дела Твои, Господи, глубоки помышления Твои. 7 Муж безумный не познает их, неразумный не уразумеет. 8 Хотя грешники растут, как трава, и умножились делающие беззакония, они будут истреблены навеки. 9 А Ты, Всевышний, Господи, вовеки живешь! 10 Ибо все враги Твои, Господи, все враги Твои погибнут, и рассеются делающие беззакония! 11 492 И вознесется, словно рог единорога, достоинство мое, и в старости моей буду помазан елеем; 12 И воззрит око мое на врагов моих, и о гибели коварных, восставших на меня, услышит ухо мое. 13 493 Праведники, как финиковая пальма, цвести будут; будто кедры ливанские, умножатся. 14 494 Те, что укоренились в доме Господнем, во дворах Бога нашего, цвести будут; 15 И много их будет, достигших старости маститой и благоденствующих. 16 495 Да возвестят они людям величие правды Господа Бога нашего, и что нет неправды в Нем! В день перед субботой, когда населилась земля, хвалебная песнь Давида, 92. 496 1 497 Господь воцарился, красотою облекся; облекся Господь силою и препоясался; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она. 2 От начала уготован Престол Твой, вечен Ты. 3 Восшумели реки, Господи, возвысили реки голос свой; 4 498 Вздымают реки волны свои, слышен голос вод многих. 5 Дивны высокие волны морские; дивен в высях Небесных Господь. 6 Откровения Твои воистину верны. Дому Твоему присуща святость, Господи, на бесконечные дни. Псалом Давида, в четвертый день недели, 93. 499 1 Бог воздаяний, Господь, Бог воздаяний открылся нам. 2 500 Восстань, Судия земли, соверши возмездие гордым! 3 Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? 4 Говорить будут и разглашать неправду, говорить будут творящие беззакония?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– здесь ангел смерти ближайшим образом управлял мечом божественного гнева. Сами египтяне, не исключая и фараона, должны были признать эту казнь и действительно признали, как это видно из дальнейших распоряжений фараона о выходе израильтян и поведения египтян по отношению к своим рабам-евреям, за страшное дело Божественного суда 491 . И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы и пойдите, и совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы. И мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите, и благословите меня ( Исх.12:31–32 ). В этих словах слышится невольно вырвавшийся из груди плачевный вопль человека, пораженного в самое сердце тяжкой, невознаградимой утратой, – вопль человека, униженного разразившимся над его головой несчастьем, свергнутого с того высокого пьедестала, на который он был поставлен собственным самообольщением и лестью окружающих его, сознавшего, наконец, хотя на время, собственное свое ничтожество и бессилие пред высшими, управляющими человеческой жизнью и судьбой народов силами; спала, наконец, завеса с ослепленных глаз и открылось до нового страшного, приведшего к окончательной гибели ослепления, безумие упорства и близорукость политики, губящей свой народ и лишающей его благосостояния ради удержания в своей власти порабощенного племени: фараон теперь ясно требует или позволяет, чтобы евреи вышли из числа его подданных, – не только из земли моей, но и из среды народа моего 492 . Так совершил Господь суд над Египтом и над всеми богами его 493 ; и так совершилось избавление от египетского рабства еврейского народа, не прибегавшего для своего освобождения ни к каким мерам насилия, не пользовавшегося бедственным положением Египта для произведения возмущения и кровопролития. Сами египтяне в ужасе ускоряли немедленный выход евреев из Египта; «и не замедлило порабощенное множество. Призванный в самый момент пасхального праздника перед рассветом 15 числа месяца Авива каждый отец семейства спешил при свете полной апрельской луны со своей женой и детьми к назначенному сборному пункту для соединения со своим коленом; его дети и больные были в корзинах на ослах; скот его гнался впереди; квашни с невскисшим хлебом, завернутые в платья, висели на его плечах 494 . Как снежная лавина растет по мере своего движения вперед, так разливалась волна еврейского движения по мере того, как евреи переходили из города в город и к ним присоединялись свежие толпы не только из их собственной расы, но и из среды военнопленных семитов, различных пастушеских племен, ведущие с собой новые стада» 495 . И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шести сот тысяч пеших мужчин, кроме детей ( Исх.12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

И было, когда молился Мефусалом, – сотрясся алтарь, и поднялся нож с алтаря, и вскочил нож в руки Мефусалому перед лицом всех людей. И объял всех людей трепет, и прославили Господа. И был почитаем Мефусалом в глазах Господа и в глазах всех людей с того дня. И взял Мефусалом (нож), и совершил заклание всех (жертв), принесенных людьми. И возрадовались люди, и возвеселились перед лицом Господа и перед лицом Мефусалома в тот день, и после этого разошлись по домам своим. И стоял Мефусалом во главе алтаря и во главе всех людей с того дня 492 (года). Наследовав всю землю, разыскал он всех, веровавших в Господа, а отвратившихся (от Господа) наказал и обратил (вновь), и не было человека, отвращающегося от Господа, во все дни, которые прожил Мефусалом. И благословил Господь Мефусалома и в жертвах, и в дарах его, и во всей службе, которую совершал он перед Господом. И когда приближались к концу дни Мефусалома, явился ему Господь в видении ночном и сказал ему: «Услышь, Мефусалом, я Бог отца твоего Еноха. Знай же волю (мою), ибо кончились дни жизни твоей, и приблизился день отдохновения твоего. Призови Нира, второго сына Ламеха, сына твоего, и облеки (его) в одежды свои священные, и поставь у алтаря моего, и скажи ему все, что будет с ним во дни его. Ибо приближаются погибельные времена для всей земли, и всякого человека, и всего движущегося по земле, ибо в дни его будет беспорядок огромный на земле. Поскольку возненавидит человек ближнего своего, и люди на людей нападут, и народ против народа поднимет войско, и наполнится земля кровью и пагубным беспорядком. И тогда оставят Творца своего, и будут поклоняться утвержденным на небе (светилам), и ходящим по земле, и волнам морским. И возвеличится противник, и порадуется делам их. И к негодованию моему, вся земля воспримет перемену устройства своего, и всякий плод, и всякая трава изменят пору свою, ибо начнут предчувствовать время погибельное. И все народы изменятся на земле, к огорчению моему. Тогда я повелю бездне низринуться на землю, и запасы вод небесных устремятся на землю. (...) И погибнет все составляющее землю, и сотрясется вся земля, и лишится крепости своей с того дня. Тогда я сохраню Ноя, первенца сына твоего Ламеха, и воссоздам от семени его иной мир, и семя его пребудет во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...и не ешьте квасного ...И когда введет тебя Господь... в землю Хананеев... то совершай сие служение в сем месяце; пресный хлеб должно есть семь дней... ( Исх. 13:3–8 ). С какой целью Господь повторяет здесь закон о пасхальных опресноках и издает новый закон о первенцах? С той, без сомнения, чтобы, поставив в связи оба эти закона и притом дав им одинаковое историческое значение 488 , сообщить им одинаковую обязательность и важность для Евреев. А с другой стороны, здесь Господь нечто дополняет к своему закону о Пасхе и об опресноках, имея собственно в виду предстоящее 40-летнее странствование Евреев в пустыне. Именно Он говорит, что закон об опресноках (точно также и о первенцах) 489 свою полную силу и обязательность должна возыметь уже тогда, когда удобно можно будет Евреям исполнять его, т.е. когда они уже войдут в землю Ханаанскую 490 . И взял Моисей с собою кости Иосифа... ( Исх. 13:19 ). Одного ли Иосифа кости вынесены были Моисеем? Нет, весьма вероятно, что кости и других патриархов, братьев Иосифа, тоже были вынесены 491 , ибо в Деяниях Апостольских говорится, что все они перенесены в Палестину и погребены в Сихеме 492 ; но ниоткуда не известно, чтобы это произошло когда-нибудь в другое время, а не при исходе из Египта. Упоминается о костях одного только Иосифа, конечно, потому что он заклял своих братьев вынести его кости при общем выходе из Египта. Гл. XIV, 11–32. Переход через Чермное Mope И сказали Израильтяне Моисею... что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? ( Исх. 14:11 ). Страх от сильного войска египетского чем еще усиливался для Евреев? Совершенной безвыходностью их положения. Впереди их (на востоке) шумели волны морские, на юге расстилались песчаные пустыни Египта. С запада преграждали им путь непроходимые горы, а с севера мчались на них страшные колесницы египетские. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко мне... ( Исх. 14:15 ). Не упрек ли здесь Моисею за его вопли? Не упрек, ибо из предыдущих стихов видно, что Моисей вполне был уверен в помощи Божией 493 , но ободрение Господне и успокоительный ответ на его пламенную внутреннюю молитву о скорейшей помощи. Такое именно значение имеет весьма часто вопросительная форма в еврейской речи. Так Господь говорит своей матери: что мне и тебе жено? Так Египтяне говорят Иосифу: для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? 494 Так и Господь при другом случае говорит Моисею: что это в руке у тебя? 495

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И низведут тебя, и умрешь смертью болезненной в сердце морей. Скажешь ли тогда пред убивающим тебя: «я бог»? Ты же человек, а не Бог. Среди множества необрезанных умрешь от руки иноземцев; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог (28:2–10). (19) Итак, мы указали эти изречения. Посмотрим [теперь], что говорится в видениях Даниила. Говоря вслед за видениями о будущих царствах, он показывает применительно к последним временам как пришествие Антихриста, так и конец всего мира. Объясняя видение Навуходоносора, он говорит: ты, царь, видел сие: и вот, большой истукан стоял пред лицем твоим. Голова его из чистого золота, руки и плечи его серебренные, чрево и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. [Ты] видел, доколе камень не оторвался без [содействия] рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их вконец. Тогда сотряслось все вместе: глина, железо, медь, серебро и золото, и сделались как прах на летних гумнах; унес их сильный ветер, и места не нашлось им. Камень же, поразивший истукана, стал как гора великая и наполнил всю землю (2:31–35). (20) Присоединив к этому также видения [самого] Даниила, мы представим одно общее толкование их обоих, чтобы показать, как они между собою согласны и истинны. Он говорит так: я, Даниил, видел: и вот, четыре ветра небесных налегли на море великое, и четыре больших зверя вышли из моря, различные между собою. Первый – как львица, крылья же его как у орла; я смотрел, доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли, и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему. И вот, зверь второй, подобный медведице, стоял с одной стороны, и три ребра было в устах его. Видел: и вот, другой зверь, как барс; над ним четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. После сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когти его медные 492 ; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов у него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Интерпретация близости рассматриваемого фрагмента «Поучения» к «Завету Иуды», предложенная И.Н. Данилевским, достаточно убедительна и в отличие от некоторых других его построений никем не оспаривалась. В то же время к описанию «ловов» Владимира Мономаха можно привести и другие литературные параллели. Прежде всего следует заметить, что общая для обоих этих фрагментов параллель имеется в каноническом тексте Библии (1 Царств 17:34–36), на что обращал внимание и сам историк: «И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой» с. 296]. Эта параллель любопытна, с одной стороны, потому что в первой части «Поучения» Мономах, судя по текстологическим совпадениям с Псалмами Давида, ассоциировал себя прежде всего с ним с. 154; 11, с. 491–492], а с другой – «именно Давиду принадлежит пророчество об Иуде; к тому же пресвятая Дева Мария, согласно новозаветной традиции, происходила из царского рода Давидова через Нафана» с. 296]. Другую любопытную параллель предложил Б. А. Успенский . Он обратил внимание на сходство рассказа Мономаха о своих охотничьих подвигах с фрагментом из Второго послания к Коринфянам апостола Павла, где тот описывал страдания, которые ему пришлось претерпеть ( 2Кор.11:23–27 ): «От Июдей пять краты и четыри десяте разве единоя прияхъ. Три краты палицами бьенъ быхъ, единою каменьемъ побиша мя; три краты лодия испровьрже ся съ мъною, нощь и день въ глоубине сътворихъ. Поутьмь шьмтвьа мъножицею, беды в рекахъ, беды от разбойникъ, беды от рожениа, беды от языкъ, беды в граде, беды въ поустыни, беды в мори, беды в лъжибратии. Въ троуде и въ подвижении, въ забъдении мъножицею, въ алчи и жажи, въ пощениихъ мъножицею, въ зиме и наготе» с. 44]. Сравнивая оба текста, Б. А. Успенский отмечал, что «в обоих случаях мы имеем перечисление событий – своего рода реестр – с точным указанием того, сколько раз случалось то или иное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010