126 – 132. Богдан Кашкин руку приложил. 127 – 130. Федор Опраксин руку приложил. 128 – 139. Матвей Сомов руку пр[иложил]. 129 – 142. [С]емейко [Зеленой]. 130 – 134. Дмитреи Радцов [руку п]риложил. 131 – 133. Василей К[оробь]ин руку приложил. 132 – 145. Ондрей Вареев. 133 – 148. Бул[гак Милованов]. 134 – 106. Федор Пушкин руку приложил. 135 – 113. В Григорьева места Образцова Иван Кондыре 136 – 136. Олексей Витофтов руку приложил. 137 – 147. Иван Шевырев. 138 – 140. Ондрей Степанов руку приложил. 139 –      . Максим Титов руку [приложил]. 140 – 146. [ Александр Иванов ]. 141 – 144. [Иван Васильев]. 142 – 138. [Исак Спешнев руку приложил]. 143 – 141. [Богдан Хомутов руку приложил]. 144 – 143. [Иван Антонов]. 145 – 116. Патрекеи Насонов. 146 – 123. [Иван Козлов]. 147 – 118. [Соловой Протасьев руку приложил]. 148 – 125. [Осип Грязной руку приложил и во князь Андреево места] Далгаруко[ва]. 149 – 149. [Юрьи Редриков во князя Мироново место Шоховского руку приложил]. 150 – 150. [Федор Семенов сын Пушкин руку при]ложил. 151 – 115. Иван Бутурлин [руку приложил]. 152 – 151. [Федор Янов]. 153 – 152. [Иван Чичерин]. 154 – 153. Федор Красново 355 . 155 – 154. Никифор Греков. 156 – 155. Григорей Еуфимьев 356 . 157 – 157. Иван Кондырев руку приложил. 158 – 158. Ис Калуги Иван Бегичев руку приложил. 159 –    . Иван Селонской. 160 – 159. Из Кашина Колязина мо[на]стыря келар.[. стар... Порфирей руку приложил] 357 . 161 – 164. С Тулы выборнай дворинин Иван Матвеев сын Вельяминов в Тулин выборных дворян места в Семеново 358 места Ушькова, и в Кавылина места Ивашкина, да в Неупакоева места Писемьского, в Андреева места Маслова, в Юрьева места Иевлева, в 359 Ефимова места Есипова и в свое места руку приложил. 162 – 165. Туленин Фендрик Федоров сын Дьяков в Тулен выборных дворян, и посацких и у[е]здных всяких людей места руку приложил. 163 – 166. Бря[н]чане выбороноя дворян[е Соф]рон Мелентьев [сын Тютчев, В]оин Иванов сын Ба[лтин]. 164 – 167. [Стариче]нин 360 Семен Ондреев сын Безобразов в б[рата св]оево в Брянчанина в Ыванова м[еста] Семенова сына Безобр[азова руку пр]иложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

158. Лествица. Слово 15, гл. 3. 159. Слово 3, гл. 16. 160. 2 Цар. 13. 15. 161. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему (Притч. 11. 1). 162. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27). 163. Лк. 24. 49. 164. Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14). 165. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф 16. 24). 166. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино (Ин. 17. 21). 167. Пс. 33. 15. 168. Так как вы сделали это единому из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40). 169. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец… И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4. 20–21). 170. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3. 14). 171. 1 Ин. 4. 16. 172. Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15. 22). 173. Алфавитный патерик. Изречение преподобного Пимена Великого. 174. Ин. 14. 23-24. 175. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу (Пс. 118. 127 128). 176. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 177. Ин. 3. 6. 178. Ин. 3. 6. 179. Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 180. Лествица. Слово 3 и Слово 15. 181. Евр. 12. 28–29. 182. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 183. Лк. 6. 25. 184. Ср.: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих… чаша моя преисполнена (Пс. 22. 5). 185. Слово 1, гл. 4. 186. Стучите, и отворят вам (Мф. 7. 7). 187. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13. 2–3). 188. Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении. 189. Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

...Переселяясь в гроб, ты оставляешь этот свет, но тебе открывается новый свет в превосходнейшей красоте, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания. Ты сбрасываешь с себя тело, но какое? изнуренное старостью, истерзанное болезнями, обезображенное смертью, но облечешься в него снова – уже украшенное и излучающее свет, ярче солнечного. Платон, митрополит Московский ( 105, 163–165 ). Если тело способно к ощущениям духовным, если оно может вместе с душой участвовать в утешении благодатном... то как же ему не воскреснуть для Жизни Вечной, по учению Писания? ( 108, 305 ). Человек, облеченный в тело, способен был жить в раю, в котором ныне способны пребывать одни святые и одними душами своими, в который взойдут и тела святых по Воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах плотскую тяжесть свою, усвоившуюся им после падения; тогда они сделаются духовными... явят в себе те свойства, которые им были даны при сотворении... Тогда люди снова вступят в разряд святых духов и в открытое общение с ними. Образец тела... тело и дух... видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его Воскресении. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 8 ). «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес... тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 13–14 ) «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15, 12–14, 19 ). Если нет Воскресения, то ради чего стараются и мудрствуют люди, пренебрегающие удовольствиями чрева, любящие воздержание, позволяющие себе только кратковременный сон, вступающие в борьбу с холодом и зноем? Скажем им словами Павла: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( 1Кор. 15, 32 ). Если нет Воскресения, то смерть есть предел жизни, и тогда оставь обвинения и порицания. Предоставь полную свободу человекоубийце: пусть прелюбодей разрушает брак; пусть любостяжатель роскошествует за счет своих противников; никто пусть не останавливает ругающегося; пусть клятвопреступник постоянно клянется, ибо смерть ожидает и того, кто соблюдает клятвы; пусть иной лжет сколько желает, потому что нет никакого плода от истины; пусть никто не помогает бедным, ибо милосердие останется без награды. Такие рассуждения производят в душе беспорядок хуже потопа, они изгоняют всякую целомудренную мысль и поощряют всякий безумный и разбойничий замысел. Ибо если нет Воскресения, нет и Суда; если же отвергается Суд, вместе с ним отвергается страх Божий. А где не уцеломудривает страх, там ликует диавол. Святитель Григорий Нисский ( 24, 80 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого (см. приложение 1). Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла. Господь, введши первозданных в рай, заповедовал Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16,17 ). Эта заповедь объясняет многое. Очевидно, что плоды дерев райских... гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое древо – древом познания добра и зла. Познание этого хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, – для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно. Такое суждение заимствуем из опытного учения великих иноков. Они завещают новоначальным подвижникам немедленно отвергать всякую злую мысль, только что она явится уму, потому что ум новоначального еще слаб и неопытен, еще не разрушил вражды со грехом и, вступив в беседу с ним, непременно увлекается и низлагается им. Напротив того, отцы завещают преуспевшим подвижникам не тотчас отвергать злую мысль, нужно сперва рассмотреть, истязать, обличить и тогда уже отринуть ее: подобным образом действия доставляется особенная опытность в невидимой борьбе с духами злобы, изучаются их лукавство, их козни, сила веры, смирения и молитвы» (32: 163, 164 со ссылкой на «Достопамятные сказания», об авве Иосифе Панефосском, гл. 3). В дальнейшем людям неоднократно давались заповеди (заветы, уставы, законы, определения, постановления, повеления), в которых определялось: что надо делать и что нельзя; что ожидает людей, если они будут выполнять постановления Божии (волю Божию) (см., например, Исх. 15: 26 ; Лев. 25: 18; 26: 3–12 ; ; Мф. 7: 21; 19: 17 ; 1Ин. 2: 17 ) и что ожидает, если не будут (см., например, Лев. 26: 14–41 ; ). Заповедь, аналогичная по структуре заповеди, данной Адаму, приведена, например, во Втор. 30: 15–19 . В ней, в частности, говорится: «... жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» О наказании смертью за невыполнение заповедей Божьих сказано, например, во Втор. 8: 20; 30: 15, 17–19 . Глава 3. Грехопадение прародителей в раю (первородный грех)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Источник. Без умерщвления для мира невозможно стяжать плач и слезы: стяжаваем их по мере умерщвления миру (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 196). Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 228). Источник. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 292). Источник. Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 521). Источник. Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 163). Источник. Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 219). Источник. Полезен плач, растворенный упованием на Бога: утешает душу, смягчает сердце, отверзает его ко всем святым, духовным впечатлениям (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 463). Источник. ...Плачьте почаще; это очень умягчает сердце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 54). Сказывали также, что во все время своей жизни авва Арсений, сидя за рукоделием, имел платок на груди, по причине слез, падавших из его очей. Авва Пимен, когда услышал, что он почил, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там». Итак, необходимо плакать либо здесь – добровольно, либо там – от мучений (97, 26). Поведали об авве Диоскоре следующее. Он, безмолвствуя в келье, оплакивал себя. Ученик его жил в другой келье. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: «Отец! О чем ты плачешь?» Старец отвечал: «Плачу о грехах моих». Ученик возражал: «Ты не имеешь грехов». Старец отвечал: «Будь уверен, сын мой, если б я видел все мои грехи, то мой собственный плач оказался бы недостаточным, я нуждался бы во многих помощниках, чтоб оплакать их, как должно» (106, 106).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если же учесть, что Странник « с легкостью окончил двенадцать тысяч молитв в ранний вечер », то можно представить, какова была скорость произнесения им молитвы и реальность сохранения главнейших и безусловных ее требований: неспешности, внимания и сокрушения духа. Совершенно очевидно, что молодой человек думал лишь об одном - о количестве молитв. А старец не только не сдерживал его неразумных порывов, но и прямо способствовал им. Свт. Игнатий предупреждал ревностных искателей непрестанной молитвы Иисусовой: « Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве... Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму » (2,163). « Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто » « Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы , - пишет свт. Игнатий, - весьма неспешное произнесение слов молитвы » (5, 98).   Некоторые следствия и выводы Истинность духовного опыта Странника в сравнении с учением свт. Игнатия (Брянчанинова) вызывает, по меньшей мере, серьезные сомнения. Странник, как можно было видеть, в своей молитвенной практике нарушает многие основные законы духовной жизни. На пространстве всех рассказов у него, практически, ничего не говорится о видении своей духовной поврежденности, недостоинстве предстояния перед Богом и, тем более, недостоинстве получения каких-либо благодатных даров, нет сокрушения о грехах и плача сердечного, не просматривается никакой борьбы со страстями. Самое большее - редкие слова типа: « один я грешник » (65), которые, как кажется, произносятся, скорее, потому, что так положено чувствовать себя христианину, нежели по причине действительного в и дения им себя таковым. У него все идет удивительно легко. Трудности длятся день-два, самое большее - неделю, но не трудности борьбы с своим ветхим человеком, о котором он, судя по его «откровениям», не имеет никакого представления, а трудности исполнения огромного числа молитв, возлагаемых на него духовником.

http://bogoslov.ru/article/421396

163–169 Запис ): о самых важных показаниях, дававших делу совершенно иной вид, она молчала, будто о несуществовавших (л. 23–26. – 186 Запис ); а взамен отстраняемого ею повсюду «переследования», вызываемого и обстоятельствами и объяснениями обвиняемого священника, закрывала ему последние пути к доказанию несправедливости обвинений странною полемикою председательствовавшего (л. 70–76 Зап ). – С другой стороны, все, что относилось в деле до Страхова, было рассматриваемо и обсуждаемо как непреложное свидетельство его невинности и безукоризненности его поступков. В этом убедит прочтение любопытных сведений (и вывода из них Комиссии) об обращении его с крестьянами, к которым, – по ее заключению, решительно противоречащему фактам, – он был более слаб, нежели строг (л. 143–147. – Запис ); – об обременении их работами и оброками, где выводы ее столь же поверхностны, сколь неверны (л. 135–143. Запис ); о насильных браках, которым, в угождение Страхову, содействовала воинская команда и начальник ее, находившиеся в его имении (л. 147–157. Запис ); о блудных его связях и о насиловании им девок, где розыск ее так же странен, как странно принятие его голословия и упорного запирательства, будто бы за формальное опровержение многочисленных улик (л. 157–163 Запис ). Нужно прочитать вполне второй и третий отделы Записки, на некоторые статьи которой здесь представлены только летучие указания. Таков характер этих необыкновенных исследований. – Сколько ни затемнялись факты, не вполне в них собранные, сколько ни были они односторонне рассматриваемы, изменяемы в значении, – все же они остались в делопроизводстве как факты и, несмотря на неразъяснение их, сами собою разъясняют дело с такою очевидностию, что, отстраняя необходимость всякого переследования, ведут к заключениям, как в общем, так и в частностях, решительно противоположным тем, которые выводятся из личных мнений о них Комиссий. Записка эта, хранившаяся в Директорской комнате, по приказанию Его Превосходительства Михаила Абрамовича приобщена к делу 16 июня 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но святитель Игнатий предупреждает ревностных искателей непрестанной молитвы Иисусовой: " Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве... Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму " (II,163). " Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто " " Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы " (V,98). Некоторые следствия и выводы Молитвенная практика Странника в сравнении с учением святителя Игнатия (Брянчанинова) вызывает, по меньшей мере, серьезные недоумения. Как можно было видеть, она противоречит всем основным законам духовной жизни. Странник, можно сказать, молниеносно приобретает непрестанную молитву. Трудности длятся день-два, самое большее - неделю, но опять-таки трудности не борьбы с своим ветхим человеком, о котором он, судя по его " откровениям " , не имеет никакого представления, а трудности, проистекающие от простой усталости, вызванной огромным количеством молитв, возлагаемых на него духовником. Особенно противоречащими учению Отеческому выглядят следствия его молитвы, о которых Странник говорит везде и постоянно. На пространстве его рассказов, по существу, нет упоминания о самом главном в правильном молитвенном подвиге: покаянии, о видении своей духовной поврежденности, о недостоинстве предстояния перед Богом и, тем более, недостоинстве получения каких-либо благодатных даров, нет ни видения своих грехов, ни плача и сокрушения сердечного, не просматривается никакой борьбы со страстями. Зато повсюду и непрестанно: сладость сердечная, восторги, радость и т.д. По святителю Игнатию, это очень опасное состояние, ибо " все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы " (I,233). Еще одна яркая иллюстрация. Странник говорит о молитве: " Я многих видал, которые просто, без всякого просветительского наставления, и не зная, что есть внимание (подчеркнуто нами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

—160— рых случаях как будто он понимает рассудок в том смысле, что падший разум и есть рассудок. Но тогда, почему же в других случаях он сам различает их и говорит всегда о рассудке, да и мы привыкли различать их; во всяком случае, автор должен был пояснить своё определение и понимание рассудка. Глава 1-я у автора по преимуществу говорит о рассудке и о формах суждений. Здесь как будто рассудок противопоставляется разуму: «то, что рассудочно, говорит автор, то неразумно, – несообразно мере разума; разум противен рассудку, как и этот последний первому» (стр. 25). Заметим, что пред этим автор не делал ни каких замечаний о разуме, как он его понимает и как устанавливать нужно его отношение к рассудку, о котором он всё же более или менее даёт возможность составить понятие на основании предшествующих страниц (1–24). Совсем иное о разуме говорит автор на 26 стр.; понимая под ним деятельность рассудка: «обращаюсь теперь к суждению опосредствованному, т.е. к дискурсии, ибо здесь разум discurrit – перебегает к суждению какому-то другому»: «разум переходит к суждению обосновывающему». И таких мест, где вперемежку, без достаточных объяснений употребляются термины: рассудочность, разумность, разум и рассудок можно указать в книге почти на каждой странице (снеси, напр. стр. 37, 38, 43, 47, 54, 55 особен.), 59, 60, 63, 64, 68, 69, 153, 132, 163 и т.д.). Впрочем, указанный по нашему мнению пробел в ходе суждений автора приложим не только к этому пункту, главному в сочинении, о рассудке, а характерен, пожалуй, вообще для книги автора. Глубоко переживая христианство и понимая всё, что относится к области богословской терминологии, он как бы забывает, что пишет для малопонимающих, оглашенных, и пользуется этими терминами как-то неожиданно, предполагая их понятными, напр. говорит о «духовной жизни» (70), «об умном мысленном свете» (91 стр.), о «духовном опыте» и «подвиге» и прочем, как о вещах совершенно понятных, не раскрывая их. Это первое, что хочется заметить автору по поводу его суждений и анализа человеческого рассудка. Далее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Были и такие в числе братства, которые никак не могли привиться к своему отцу, и это большею частью те, которые получили начальное воспитание в других монастырях; они-то и составляли противную партию, не желая жить по правилам отеческим, и враждовали против тех, которые ходили на исповедь и откровение помыслов. В последующее время много пострадал за это от противной партии старец схимонах Макарий, к которому также новоначальные ходили на исповедь и откровение, между тем как сказано у Аввы Дорофея , что все живущие без назидания падают, как листвие, и погибают. Авва Исаия говорит: «Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему и облегчится брань твоя. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие, так и лукавые» (гл. 163). Ученики о. архимандрита Игнатия, в союзе любви между собою, ревновали о деле Божием: бывало, кто из богомольцев попросит отслужить молебен или панихиду, все стремятся без очереди исполнить, как можно лучше, так что сами монашествующие, проходя мимо, остановятся и слушают с наслаждением. Есть и ныне подобные сыны обители, иначе и не мог бы удержаться чин священнослужения в порядке. Архимандрит Игнатий был широкой, возвышенной натуры, пылкий, восприимчивый, всему хорошему радовался, как младенец, и эта радость обыкновенно выражалась быстрым хождением, почти беганьем по залу и потиранием затылка. Когда в это время входили ученики, он не замечал их, продолжая бегать и непритворно радоваться. В таких же формах выражались у него и скорби, с тою разницею, что тогда потирал он не затылок, а лоб. Ученики в это время не смели входить, а смотрели в дверные щелки. Много приходилось о. архимандриту переносить оскорблений, тогда как сам он был необыкновенно добр и благожелателен к ближним. Он глубоко сочувствовал всякому доброму делу, а его грубо, невежественно оскорбляли, кто несправедливыми притязаниями по службе, кто дерзкими и лживыми порицаниями, – и все это делалось по бесовской зависти, незаслуженно. Тогда, взволнованный скорбию, он обвинял антихриста и его сотрудников; но вскоре успокаивался и, если оскорбление было велико, то удалялся в спальню, спускал густые занавеси на окнах, делал из кельи темницу и запирался на неделю и на две, объявляя себя больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010