...Только содевающему все без исключения заповеди возможно устоять против врага (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 162). Источник. Угроза небрегущему о исполнении Евангельских заповедей заключается в предречении ему бесплодия, отчуждения от Бога, погибели (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 33). Источник. ...Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 33). Источник. Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 43). Источник. Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 117). Источник. Между Евангельскими заповедями и крестом – чудное сродство! Делание заповедей привлекает на рамена делателя крест, а крест усовершает, утончает нашу деятельность по закону Христову... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 134). Источник. Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 277). Источник. Что с миром нельзя Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки – измена Господу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 202). В Антиохии жил вельможа по имени Архела. Однажды лицо его покрыла проказа. Долгое время пребывал он в таком положении и, несмотря ни на какие усилия, не мог избавиться от болезни. Тяжело было ему. Ближние смотрели на него с отвращением, и он был вынужден скрываться. Один из ближайших друзей сжалился над ним и предложил помощь. «Неподалеку от нас есть монастырь, – сказал он, – в нем живет инок по имени Иоанн. Много я слышу о нем доброго, и много к нему христиан обращается за помощью; сходим к нему и попросим его молитв». Архела согласился, и они оба, придя в монастырь, где жил Иоанн, пали к его ногам и молили об исцелении. Иоанн сказал Археле: «Сначала дай обет Богу впредь поступать по Его заповедям, потом наполни руки бедных от своего имения и, наконец, веруй, что Бог может исцелить тебя». Архела отвечал: «Что ты мне повелеваешь, все исполню и, если что у кого взял неправедно, отдам с избытком, только исцели меня, отче преподобный». Иоанн после этого приказал братиям омыть Архелу священной водой, и тот совершенно выздоровел (112, 163–164).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СПб., 1890; Пред могилою царя-миротворца//ЦВед. 1894. 49. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 2054; Ф. 834. Оп. 4. Д. 817. Л. 123-127, 823, 841, 842; Ф. 1183. Оп. 32. Д. 32. Ист.: Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Черноморский. Собр. писем/Сост.: игум. Марк (Лозинский). М.; СПб., 1995; он же. Полное собр. творений в 8 т. М., 2007. Т. 7. С. 390-406. Лит.: Яковлев П. Н. Исторический очерк 1-кл. Троицко-Сергиевой Приморской пуст. С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. С. 8, 10-15, 17-20; Жизнеописание архим. Игнатия (Малышева), бывш. настоятеля Троицкой Сергиевой пуст. СПб., 1899; Чудо Божие для слабоумных и припадочных детей: История возникновения приюта и братства во имя Царицы Небесной в С.-Петербурге. СПб., 1903; Соколов Л. А. Еп. Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. К., 1915. Т. 1. С. 14, 120-122, 132, 162, 163, 192, 202, 365, 368, 379; Т. 3. С. 144, 153, 155, 242, 243, 246, 267, 268 (переизд. в 1 т.: М., 2003); Трубинов Ю. В. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). СПб., 1997. С. 17-28; Владимир [Котляров], митр. С.-Петербургский и Ладожский. Троице-Сергиева пуст. Петроградской епархии// Он же. Жизнь и труды. СПб., 1999. С. 278-301, 367; он же. Обитель Северной столицы: Св.-Троицкая Сергиева пуст. СПб., 2002; «Ты мой Бог, я Твой раб»: Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архим. Игнатия (Малышева). СПб., 2000; Полное жизнеописание свт. Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 9, 95-97, 109, 113, 160, 163, 203, 482; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 29-33. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/293461.html

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья II//Творения. Т. 1. С. 162-163. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 40//Творения. Т. 2. МС. 168. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 143. Вообще, по мнению прот. П. Хондзинского, «святитель Феофан антропологические характеристики философии нового времени ( я, сознание, самосознание ) представляет как внутренние характеристики описанного святыми отцами древности на языке античной метафизики извне понятия разумной ипостаси ( лица ), тем самым синтезируя фундамент для построения единой христианской антропологии» ( Хондзинский Павел, прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 20. – Курсив оригинальный). Диак. П. Каледа также убежден, что в своих персоналистических построениях «свт. Феофан сумел преодолеть разрыв со святоотеческой аскетической традицией» ( Каледа Павел, диак. Свт. Феофан Затворник и антропология киевской духовной школы//Вестник ЕДС. 2019. 4 (28). С. 120). Ср.: « Достижение цели неизменно должно быть делом свободы человека» ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 92. – Курсив оригинальный). Точнее: непрестанно отдавать ее, онтологически и потенциально ее сохраняя, но актуально отвергая. Ср.: «Человеку даны в духе сознание и свобода, но не затем, чтоб он зазнался и своевольничал, а затем, чтоб, сознав, что все имеет от Бога и для того, чтоб жить в Боге, все свободно и сознательно направлял к сей единой цели. Когда он так бывает настроен, то в Боге пребывает и Бог в нем пребывает» ( Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 20. Клин: Христианская жизнь, 2004. С. 75). См.: Там же. С. 77. Очевидно, что эти мысли святителя нужно понимать не в буддистском или неоплатоническом ключе (т.

http://bogoslov.ru/article/6177850

406. Письма преосвященного Игнатия Брянчанинова, епископа Черноморского, и Антония, игумена Череменецкого/Предисл. А. Г.; Сообщ. Пимен (Благово)//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. — 1875. — Кн. 2. — С. 55–102. 24 письма (1843–1867 гг.). Отд. отт.: Μ., 1875. 407. Письмо епископа Игнатия (Брянчанинова)//Краткие жизнеописания русских святых/Сост. Игнатий (Малышев): [В 2 т.]. — СПб., 1875. — [Т. 1]. — С. III—X. Без указания адресата и даты. 408. [Письмо преосв. Савве (Тихомирову) от 1 июля 1865 г.]//Савва (Тихомиров). Воспоминания о высокопреосвященнейшем Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. — Харьков, 1877. — С. 63 2-й паг. 409. [Письмо имп. Александру II от 24 июля 1861 г. с прошением об увольнении от епархиальных дел и предоставлении в управление Николо-Бабаевского монастыря]//Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. — СПб., 1886. — С. 64. 410. Письма аскета: Из переписки архим. Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым/Вступ. ст., публ. С. Г. Рункевича//Христ. чтение. — 1895. — Май/июнь. — С. 553–595. Письма и отрывки из писем (1834–1849 гг.) Отд. отт.: СПб., 1895. 411. [Письмо свт. Игнатия М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»]//Душеполез. чтение. — 1898. — Янв. — С. 157–160. Без указания автора и адресата. 412. Письмо архимандрита Игнатия К. П. Брюллову от 27 апр. 1847 г./Публ. И. А. Кубасова//Рус. старина. — 1900. — Т. 103. — Сент. — С. 162–163 (Прил.); Архив Брюлловых/Ред. и примеч. И. А. Кубасова. — СПб., 1900. — С. 162–163. 413. [Письмо преосв. Савве (Тихомирову) от 30 марта 1866 г.]//Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. высокопреосв. Саввы, архиеп. Твер. и Кашин. — Т. 3 (1862–1867 гг.). — Сергиев Посад, 1901. — С. 358. 414. [Письмо свт. Игнатия М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»]//Ист. вестн. — 1910. — С. 332–333. Без указания автора и адресата. 415. Дар слова. Как и что писать для «Русского инока?»: (По письмам епископа Игнатия Брянчанинова к игумену А.)/Публ. инока [Константина]//Рус. инок. — 1911. — С. 11–13.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Елизавета Федоровна, вел. Княгиня 399 Елисеев А. 326 Елисей Плетенецкий, архим. 246 Епифаний, митроп. 235 Епифаний Славенецкий,иером.156, 187, 188, 201, 220, 222, 225, 226, 228, 255 Епифаний, епископ 305 Епифаний, «епископ» 348 Еразм, чернец 99 Ермак Тимофей 234 Еропкин, губернатор Ефрем, митроп. 35, 87, 127, 170, 171, 172 Ефрем II, митроп. 35 Ефрем Новоторжский, преп. 121 Ефрем Печерский, монах 127 Ефрем Потемкин, старец 205 Ефрем Сирии 115,183, 200 Еврем, преп. 98, 117, 119 Жако 296 Жарский, епископ 360 Железняков 400 Жидята Лука, еп. 35, 118, 127 Жижиленко М. 496 Жиров Софроний 351 Жолкевский, гетман 167, 168 Жужгов Н. 398 Журавлев Андрей, прот. 349 Жураковский Анатолий , свящ. 434 Заозерский А., прот. 410, 411, 425 Зарудный 295 Заруцкий, атаман 165 Захаров А. 293 Зерников Адам 251 Зиновий Отенский , преп. 120, 124 Златоуст Иоанн, свят. 9, 12 Знаменский П. В., проф. 5, 251, 280, 314,316,321 Зноско-Боровский Митрофан, протопресвитер, ныне епископ 494 Зонара Иоанн 44 Зосима, митроп. 68, 69, 85, 123 Зосима, монах 83 Зюзин Никита, боярин 189, 190 Иаков Блоницкий, иером. Иаков Вечерков, архиеп. 281 Иаков Железноборовский, преп. 106 Иаков Мних 12, 13, 97, 116 Иаков Святослав, болг. Иаков Черноризец 17 Иаков, свят. 128 Иаков, архиеп. 381 Иаков, архим. 380 Ивак, хан 68 Иван Данилович, князь 48 Иван Данилович Калита 49 Иван Наседка 178, 179 Иван Неронов, протопоп 182,183 Иван Федоров 148 Иванов Феодор, диакон 198, 203, 205 Иванов Фома 262 Иванов Ф. 299 Иваецов-Платонов А., проф.-прот. 317 Игнатий, патриарх 161, 161, 162, 164, 169, 172 Игнатий Смола, митроп. 269, 272 Игнатий, митроп. 234 Игнатий Брянчанинов , епископ 317 Игнатий, епископ 44, 88,128, 129, 263 Игнатий Иовлевич, архим. 187 Игнатий Корсаков, архим. 212 Игнатьев Иаков, протопоп 262 Игорь Константинович, князь 399 Игорь Рюрикович, князь 9 Игорь Черниговский, князь 87 Иевлев Клементий 205 Иеремия, патриарх 144, 153, 154, 155, 156, 237, 238, 241 Иеремия III, патриарх 265, 267 Иеремия, митроп. 163 Иеремия, епископ 246

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве; тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно» (Т. 2. С. 163). «Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму» (Там же). «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом» ( Исаак Сирин ). «Хотя бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, – сказал св. Иоанн Лествичник , – они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния» (Т. 2. С. 162). «Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся» ( Григорий Синаит ). «Приноси Господу в молитвах твоих младенческое лепетание, простую младенческую мысль – не красноречие, не разум. Аще не обратитеся – из вашей сложности и двуличности – и будете, – сказал Господь, – яко дети, не внидете в Царствие Небесное» (Т. 2. С. 163). «Для новоначальных полезнее краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени» (Т. 2. С. 167). Чтобы сделаться способным к непрестанной молитве, надо приучиться к частой молитве. Частая молитва в свое время сама собою перейдет в непрестанную молитву. Свт. Игнатий устанавливает следующий порядок для домашнего обучения Иисусовой молитве: «Первоначально положи себе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешностью. Впоследствии, если увидишь, что можешь произнести больше, присовокупи другие сто. С течением времени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв. На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и еще в более продолжительном времени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другой, делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произношение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно – этот прием охраняет от рассеянности. Окончив моление молитвою Иисусовою, не вдавайся в помышления и мечтания пустые, обольстительные и обманчивые, но по направлению, полученному в молитвенном подвиге, проведи время до сна. Склоняясь ко сну, повторяй молитву, засыпай с нею. Приучи себя так, чтобы, проснувшись от сна, первою твоею мыслию, первым словом и делом была молитва Иисусова... Во время церковных служб полезно упражняться молитвою Иисусовою: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. Постарайся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтобы она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей и для чего неудобны продолжительные молитвы» (Т. 5. С. 110–111).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

161 Восприемником Димитрия Брянчанинова от св. Евангелия был тогдашний Ректор Вологодской семинарии, архимандрит Евтихиан. 162 Руководителем иеродиакона Игнатия в обучении диаконскому служению был знаменитый среди Вологжан в свое время и доселе своей праведной жизнью, юродством и прозорливостью Петропавловский диакон Александр Воскресенский, предсказавший иеродиакону Игнатию, еще ранее монашества, епископство. О Петропавловском диаконе сообщаются достаточные сведения в «Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», октябрь, стр. 706–723. 163 Вологодская епархия учреждена в 1383 году под названием Пермской; кафедра была первоначально открыта в Устьвыми Яренского уезда, потом в 1492 году перенесена в Вологду. Когда в. Москве 1589 году на место Всероссийской Митрополии собором установлено Патриаршество, тогда тем же собором «в Вологде архиепископии быти учреждено», и Архиепископы Вологодские поставлены степенно первыми между всеми Россйскими Архиепископами. Тогда же во Архиепископа на Вологду рукоположен Московским Патриархом Иовом Иона, бывший Архимандрит Владимиро-Рождественского монастыря; в 1603 г. переведен на Ростовскую митрополию. 164 В брошюре «Описание Вологодского Кафедрального Собора» на стр. 98 значится: «пятнадцатым по счету протоиереем Собора был Виктор Иоаннович Венский с 1822–1841 г., а с 1841 года Василий Иоаннович Нордов. 169 Одно время он был, келейником митрополита Евгения, в те годы, когда этот последний находился в Вологде. 171 Обстоятельства перехода Димитрия Брянчанинова из Семигородной пустыни в Дионисиево-Глушицкий монастырь, а равно и служение иеромонаха Игнатия в должности Строителя Григорие-Пельшемского монастыря при документальном выяснении встречаются некоторые затруднения в виду того, что архив дел Вологодской Духовной Консистории имеет опись начиная лишь с 1839 года, а до этого времени делопроизводство Консистории неупорядочено и почти нет возможности разыскать требуемые дела. 172 Послужной список бывшего настоятеля Лопотова монастыря игумена Игнатия (из бумаг Николо-Бабаевского монастыря). Формул. список о службе Епископа Игнатия за 1856 г. в делах Троице-Сергиевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

357. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 6, 535. 358. См. любое издание «Православного Молитвослова» (Последование ко св. Причащению и Молитвы по св. Причащении). 359. И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213. 360. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 98. 361. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 94, 924. 362. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143. 363. Плотин. Эннеады 1, 2, 6. 364. A Greek-English Lexicon. Ed. H. G. Liddell, R. Scott. Oxford, 1989. Рр. 365-366. 365. Молитвы по святом Причащении. 366. Гимн 9, 1-51 [SOURCES CHRETIENNES. 154, 224-228]. 367. Гимн 16, 21-33 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 12]. 368. Гимн 28, 136-166 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 304-308]. 369. Гимн 19, 107-147 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 104-106]. 370. Слово 6, 7-27 [Беседы, послание и слова. Сс. 423-436]. 371. Слово огласительное 17, 1-108 [SOURCES CHRETIENNES. 104, 254-262]. 372. Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 13-14. 373. Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912. 374. Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. 36-37. 375. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 3, с. 69. 376. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905.. С. 70. 377. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. Сс. 16-19. 378. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 153-156. 379. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 156. 380. См., в частности: Суд за гробом, или Мытарства преподобной Феодоры. М., 1907. Сс. 20-36. 381. Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джорданвилль, 1963. Сс. 119-121. 382. Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202. 383. Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357-358. 384. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162-163.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Таким образом мало помалу кичится сердце его, и он мнит, что все, совершаемое им, есть плод божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтобы всегда сподобил его пребыть в этом делании. Это признак прелести» 162 . «Прелесть» Святой Игнатий Брянчанинов предостерегает, что такой метод молитвы ведет к « прелести » [от слова прельщать]. Человек, искусственно вызвав в себе некие психические переживания, приписывает их благодатно-благородным происхождением и почитает себя Боговидцем. Разница православия и католичества – это различное проведение границы между душевным и духовным: у нас она пролегает в разных сферах. То, что в православии считается воображаемым или бесовским состоянием, в католической мистике воспринимается как благодатное. Западная картина и восточная икона зримо показывают эту разницу. Лосев проявление этих внутренних различий видит в том, как «отличается вселенско-ликующее умозрение колокольного звона от сдавленно-субъективного торжества универсально-личностной самоутвержденности органа, как простота и умная наивность византийского купола от мистических капризов готики, как умиленное видение иконного лика от нескромного осязания и зрительной стимуляции статуи» 163 . И в богословии, и в мистике, и в музыке 164 многое из того, что Запад представляет как «духовно-благодатное», Восток оценивает как «душевное» и сентиментальное. Это есть состояние «мнения» или прелести . Не только святой Игнатий Брянчанинов и святой Феофан Затворник чувствуют привкус прелести в высших проявлениях западной мистики, но и тот же Лосев пишет о «явной и принципиальной прельщенности католического опыта» 165 . Характерно при этом, что зримое и эмоционально окрашенное представление предмета религиозного опыта приводит некоторых западных подвижников к таким состояниям, которые заставляют усомниться в целомудрии их переживаний. Приводим ниже несколько примеров. Вот характерный случай с Терезой Авильской. «Часто Христос мне говорит: Отныне Я – твой и ты – Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

77 Пневма (греч. πνεμα – дыхание, дуновение, дух) – термин греческой философии, используемый для именования Святого Духа (A= γιο Πνεμα) в христианском богословии. В античной мысли, прежде всего у стоиков, где это понятие достигло предельной глубины, пневма означала всеобъемлющее жизнетворящее и космосозидающее начало, представляющее «огненный эфир» (Diog. L. VII 137; 139), свойственный всему миру и особенно психическим процессам. Ее можно охарактеризовать как субстрат – носитель всех вещей и особенно живой души. Ее «напряжением» ( τνος) образовывались все вещи, являющие различные состояния пнев- мы. От элементарных физических понятий пневма отличалась тем, что могла «чувствовать» и «ощущать», представляла «мировую душу», «сочувствующую» мирозданию (Sext. Adv. М. IX 79; SVF 11 411; 792; 912), то есть чувствующую мир и формирующую его в своих ощущениях. Универсальность пневмы, а также ее способность к ощущениям, свойственным личности, раскрывали перспективу для христианской рецепции. Христианская рецепция понятия пневмы означала ее совершенную имматериа- лизацию и персонализацию. Пневма стала подлинным Духом – личным и невещественным. О рецепции пневмы в христианстве см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Т. VIII. Кн. I, II. § Пневма в античном христианстве. М., 1992, 1994. 78 Учение о чувстве Божием в отечественном православном догматическом богословии наиболее разработано епископом Сильвестром (Малеванским) : «Откровение приписывает Богу сердце с его отправлениями, то есть чувствованиями»; «Само собой понятно, что судя о чувствованиях Божиих по чувствованиям нашего конечного духа, мы должны рассуждать о них богоприлично, исключая из них всё то, что несвойственно бесконечному и совершенному Духу, хотя в то же время должны остерегаться, чтобы не впасть в пуристические представления о Боге, которые лишают Его живых и определенных чувствований». См.: Епископ Каневский Сильвестр (Малеванский) . Опыт православного догматического богословия. В 5 т. Киев, 1885. Т. 2. § 76. Чувство или чувствование Божие. С. 162, 163. Это учение также содержится в догматике Иустина (Поповича) . См.: § 20. [Духовное] Божие чувство. Отдел первый. Бог в сущности. Часть первая. Бог в самом себе//Догматика Православной Церкви. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) . Т. II. М., 2006. Учение о Святом Духе как чувстве и ощущении Божием представлено в православной аскетической литературе. Например, епископ Игнатий (Брянчанинов) развивал это представление исходя из теоморфной аналогии Троицы и человека, усматривая в духовных ощущениях и чувствах человеческой души, отличающихся от физиологически обусловленных чувств животных, образ Духа Божиего. См.: Святитель Игнатий Брянчанинов . Аскетические опыты. Т. 2. О образе и подобии Божиих в человеке. М., 1998. С. 128–136.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010