Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

    Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж, 1976. (Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. С. 132—170).     Четвериков С., протоиерей. Оптинский старец Амвросий. Платина, Калифорния, 1980. (Наставления святого старца Амвросия: О молитве Иисусовой. С. 23—27. О крестном знамении. С. 27). ВРЕМЯ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, УПОМИНАЕМЫХ В РАБОТЕ    Августин Иппонский, блаж. († 430).    Алексий, митрополит Московский свт. († 1378).    Афанасий Великий, свт. († 373).    Варсонофий Великий, прп. (VI в.).    Василий Великий, свт. († 379).    Виссарион, чудотворец Египетский, прп. (IV-Vbb.)    Геннадий, Патриарх Цареградский, св. († 471).    Григорий Богослов, свт. († 389).    Григорий Двоеслов, свт. († 604).    Григорий Неокесарийский, свт. († ок. 266—270).    Григорий Нисский, свт. († после 394).    Григорий Палама, свт. († ок. 1360).    Григорий Синаит, прп. (XIV в.).    Диадох, епископ Фотики, блаж. (V в.).    Димитрий Ростовский, свт. († 1709).    Дорофей, авва, прп. (VI-VII вв.).    Ерм, св. (II в.).    Ефрем Сирин, прп. († 373—379).    Зинон Синайский, прп. (V в.).    Иаков Низибийский, свт. († 350).    Игнатий (Брянчанинов), свт. († 1867).    Игнатий (Ксанфопул), прп. (XIV в.).    Иоанн Златоуст, свт. († 407).    Иоанн Кассиан, прп. († 435).    Иоанн Лествичник, прп. († 649).    Иоанн Пророк, прп. (VI в.).    Иосиф Панефосский, прп. (V в.).    Исаак Сирин, прп. (VII в.).    Исихий, пресвитер Иерусалимский, прп. († ок. 433).    Иулиан Пустынник, прп. († 262).    Иустин Философ, св. († 166).    Каллист (Ксанфопул), свт. (XIV в.).    Киприан Карфагенский, свт. († 258).    Кирилл Иерусалимский, свт. († 386).    Климент Римский, свт. († 101).    Макарий Египетский, прп. († 390—391).    Максим Исповедник, прп. († 662).    Марк Подвижник, прп. (V в.).    Никифор Уединенник, прп. († ок. 1340).    Нил Синайский, прп. (V в.).    Серафим Саровский, прп. († 1833).    Сергий Радонежский, прп. († 1392).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Источники 1 . Августин Гиппонский, свт. De Praedestinatione Sanctorum ad Prosperum et Hilarium. PL 44. 2 . Августин Гиппонский, свт. Contra Duas Epistolas Pelagianorum, S. Augustini Lib. 1 Cap. 3. PL 44. 3 . Афанасий Великий , свт. Слово на язычников// Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 тт. М., 1994 (Репринт: б/м, б/г.). Т. 1. 4 . Григорий Богослов , свт. Песнопения таинственные. Слово 9// Григорий Богослов , свт. Собрание творений в 2 тт. Сергиев Посад, 1994 (Репринт: СПб., б/г.). Т. 2. 5 . Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 6 . Григорий Палама , свт. Défense des saints hésychastes/Introd., texte crit., trad. et notes: J. Meyendorff. Louvain, 1973. 7 . Дионисий Ареопагит , свт. О церковной иерархии// Дионисий Ареопагит , свт. О церковной иерархии. Послания. СПб.: Алетейя, 2001. 8 . Ириней Лионский , свт. Против ересей// Ириней Лионский , свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди . СПб., 2008. 9 . Макарий Египетский , прп. Творения. М.: Паломник, 2002. 10 . Максим Исповедник , прп. Opuscula theologica et polemica. PG 91. 11 . Николай Кавасила , св. Семь слов о жизни во Христе. Слово 4 1 Онтологически первично здесь, конечно, богословие нетварных божественных энергий, развитое еще Отцами Каппадокийцами в их гносеологической полемике с Евномием и доведенное до полноты свт. Григорием Паламой в рамках той же темы познания Бога. 3 Ибо энергия есть относящееся к природе, и есть проявление природы, тогда как образ энергии есть относящееся к ипостаси и проявление ипостасного бытия. 5 Zizioulas Jh., metr.The Being of God and the Being of Man. Synaxis Antology. Alexander Press, Montreal, 2006.V. I. P. 111. Нетварные действия, призванные восстановить человеческое бытие, «проистекают из Божественного сущностного Единства посредством Божественных Ипостасей» (Bamford N. Using Gregory Palamas’ Energetic Theology to Address John Zizioulas’ Existentialism. Paper presented at the XVI-th International Conference on Patristic Studies. Oxford, 8–12 th August. 2011).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

– Ч. 8. – С. 1–25. Commentarium in Canticum Canticorum//PG 44, 756–1120. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Изъяснение Песни песней Соломона. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. Oratio catechetica magna//PG 45, 9–106. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. – Киев: Пролог, 2003. Greg. Pal. Decalog. Ep. ad Paul. Asen. Hom. Triad. Gregorius Palamas Δεκλογος τς κατ Хριστν νομοθεσας//Συγγρμματα/πιμλεια Παν. К. Хρστου. – Θεσσαλονκη: εκδοτικς οκος Кυρομνος, 1992. – Т. 5. – Σ. 251–260; PG 150, 1089–1102. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Десятословие по христианскому законоположению//Доброто- любие: в 5 т. – Т. 5. – С. 305–313. πιστολ πρς Пαλον σνην//Ibid. – Т. 5. – Σ. 245–250. – Пер. заглавия: Григорий Палама , свт. Послание к Павлу Асеню. Homiliae//PG 151, 9–550. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Омилии: в 2 т. – М.: Приход храма Св. Духа сошествия, 2008. πρ τν ερς συχαζντων//Συγγρμματα. – Т. 1. – Σ. 359–694. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон+, 2003. Greg. II Papa Ep. Germ. Const. Greg . presb. Vita Greg. Theologi Gregorius presbyter Vita patris nostri Gregorii Theologi//PG 35, 243–304. – Пер. заглавия: Григорий, пресвитер. Жизнь отца нашего Григория Богослова . Greg. Sin. Capita acrostich. Capita alia Gregorius Sinaita Capita valde utilia per acrostichidem disposita//PG 150, 1239–1300. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Весьма полезные главы иже во святых отца нашего Григория Синаита , расположенные акростихами//Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – С. 6–78. Capita alia//PG 150, 1300–1304. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Его же другие главы//Там же. – С. 79–83. Greg. Thaum. In Annunt. Hieronym . Stridon . Contra Lucifer. Ep. In Is. Praefatio in Daniel. Praefatio in Paralip. Hieronymos Stridoni Dialogus contra Luciferianos//PL 23, 135–182. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Разговор против луцифериан//Творения: в 17 ч. – Киев, 1903. – Ч. 4. – С. 57–93. Epistulae//PL 22. – Рус. пер.: Иероним Стридонский , блж. Письма//Там же. – Киев, 1893, 1894, 1903. – Ч. 1–3; см. также: Иероним, блж. Избранные письма//Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М.: Канон+, Реабилитация, 2002. – С. 119–372. Commentariorum in Isaiam prophetam libri 1–18//PL 24, 17–678. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Восемнадцать книг толкований на прор. Исаию//Там же. – Киев, 1882, 1883. – Ч. 7–9. Praefatio in Danielem prophetam//PL 28, 1291–1294. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге пророка Даниила. Praefatio in librum Paralipomenon//PL 28, 1323–1328. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Успенский Ф.И . История Византийской империи: В 5 т. Т. 5. М., 2002. С. 284-286. Киприан (Керн), архимандрит . Антропология св. Григория Паламы. С. 390. Чичерин Б.Н . История политических учений: В 5 т. Т. 1. М., 1869. С. 170. Кущ Т. На закате Империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург, 2013. С. 346-349. Поляковская М.А . Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998. С. 214. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. С. 152, 154, 160. Кущ Т. На закате Империи: интеллектуальная среда поздней Византии. С. 72, 73. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания//Соловьев В.С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 6. СПб., б/г. С. 353. Мейендорф Иоанн, протопресвитер . Григорий Палама, Богослов Исихазма//Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. С. 289. Мейендорф Иоанн, протопресвитер . Исихастские споры//Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Пасхальная тайна. Статьи по богословию. С. 485. Асмус Валентин, протоиерей . Церковные полномочия императоров в поздней Византии. Иерофей (Влахос), митрополит . Святитель Григорий Палама как святогорец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 240, 245, 246. Рансимен Стивен. Сицилийская вечеря: история Средиземноморья в XIII веке. СПб., 2007. С. 36, 37. Серафим (Соболев), архиепископ . Русская идеология//Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. М., 2000. С. 122. «Плач о Константинополе»//Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006. С. 158. Мейендорф Иоанн, протопресвитер . Исихастские споры. С. 482. Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб., 2009. С. 76-79. Киприан (Керн), архимандрит . Антропология св. Григория Паламы. С. 403, 404. Там же. С. 375, 376. Там же. С. 423. Асмус Валентин, протоиерей . Церковные полномочия императоров в поздней Византии. Иерофей (Влахос), митрополит . Святитель Григорий Палама как святогорец. С. 224, 225, 230. Мейендорф Иоанн, протопресвитер . Григорий Палама, Богослов Исихазма//Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 332.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/27/...

Но религиозные и политические партии не совпадали. Иоанн Кантакузин поддерживал паламитов, но так же поступал его противник Апокавк, в то время как и Анна Савойская оставалась дружественной к Паламе. Никифор Григора и Димитрий Кидонис поддерживали Кантакузина и оба были активными антипаламитами. Кантакузин стремился достичь взаимопонимания с Римом, Кидонис перешел в лоно Римской церкви, Григора оставался латинофобом; и, как мы видели, только логические доводы Павла Смирнского и его нелюбовь к Паламе привели паламитов в антилатинский лагерь.  224  Сам Палама никогда не считал себя новатором. Он только старался защищать то, что он считал православной традицией; и он защищал это письменно, потому что его обвиняли тоже в письменном виде. Характерно то, что он озаглавил свою работу «Защита». Если кажется, что в своих позднейших работах он развивает свое учение, то это происходит только потому, что он сталкивался с дальнейшими нападками. 225 Первое обвинение Варлаама было против методов молитвы исихастов. Палама в своем ответе, прежде всего, подчеркивал важность молитвы. Здесь он держался в русле древней восточной традиции. Григорий Нисский называет молитву «ведущей в сонме добродетелей». 226 Согласно Исааку Ниневийскому , который оказал большое влияние на Синайскую школу, молитва является «разговором с Богом, который совершается втайне». 227  «Сила молитвы, – писал Палама, – совершает таинство нашего единения с Богом». 228  В этом совершении достигается совершенство. Но сначала должно иметь место покаяние, затем – очищение. Необходимость «дара слез» была полностью принята в Православии. Очищение – это более трудный процесс. Он включает в себя отказ от земных страстей и рассеяния, но не от тела как такового. Когда мы говорим о человеке, пишет Палама, мы имеем в виду тело, так же как и душу. Когда мы говорим о Воплощении, мы подразумеваем, что Бог Сын стал человеком. Было бы уклонением в манихейство утверждать, что, очищая самих себя, мы должны пытаться убежать от тела. Согласно Священному Писанию , человек создан Богом по Своему образу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66 " κατ τν ες αυτν συνλιξιν τε κα πιστροφν το νο«, §42: PS 1, p. 249, II.16–17. Данный отрывок повторяется в VII Антирретике против Акиндина (7,9, 27: PS 3, р.481, II. 20–21). 67 « συστρφειν τν νον ες αυτν», Tr. I, 2, 8; » τς ο ν καθ αυτν νεργεας γενμενος νος τις στιν πρς αυτν στροφ κα τησις», Tr. I, 3, 45; » πστρφυσι τν νον ες αυτν», Tr. II, 1, 31; " περ τ νδον στρεφομνων μν», Tr. II, 2, 5. Приведем также примеры употребления других терминов: Tr.. I, 2, 3 ( τν νον […] μν […] συναγαγντες πρς τ ντς παναγαγμεν), Tr. I, 2, 4 ( ντς το τε σματος κα αυτν τν νον παναγαγεν νγκη ), Tr. I, 2,8 ( τν δναμιν το νο τς καρδας εσω πμψει) etc. 72 В настоящем издании лигатуры сокращений расставлены не в том порядке, какой был предложен в издании П. Христу, а хронологически. Тем не менее, данная последовательность также является некоторой условностью, так как все рукописи нуждаются в уточнении датировок. 74 Палама представляет Петра читателю настоящим атлетом Духа. Такое сравнение характерно для святоотеческой гомилетики и уходит корнями в литературу эллинизма и классической древности. В славянских переводах слово «состязание» обычно переводится как «подвиг». 76 Хотя напрямую Палама пользовался только текстом Николая Монаха (см. ниже наст, изд.), за другим «предшественником» скрывается свт. Мефодий, текст которого воспроизводит Николай Монах. 77 Данная фраза является, с одной стороны, риторическим топосом, так как нигде далее Палама не добавляет ничего к тексту Николая Монаха, а с другой, намеком на скудную фактическую базу последнего. 78 Вероятно, Палама сравнивает «добычу информации» о прп. Петре с вложением денег на сооружение какого-нибудь здания (собственно, сама «тема» и есть такое «здание», см. ниже по тексту). 79 То есть дадут «скидку» при «взносе» (см. выше). Палама подразумевает не только внесение новой информации, но и скудость собственных знаний относительно жизни и деяний прп. Петра. 80 Это выражение («священное собрание») свидетельствует о том, что слово произносилось перед аудиторией. По-видимому, речь идет о монашеской аудитории Афона. Впрочем, это также может быть риторическим топосом или заимствованием из текста Николая Монаха (I.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   См.: Там же. С. 254.    Там же. С. 257.    См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 406.    См.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 338—339.     Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158—159.     Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 51.    Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 182.    Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 195.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 38.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.     Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. С. 318.    Там же. С. 320.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.    См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 45.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.    См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 72.     Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления С. 685.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 73, 74.    Там же. С. 73.    См.: Там же. С. 71.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 761, 783.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.    Там же.     Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 60—61.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 213.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 476—477.     Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 49.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 605—606.    Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 187; ср.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 14. С. 168.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 8.    «Plures efficimur quoties metimur a vobis, semen est sanguis Christianorum» (Quintus Septimius Florens Tertullianus. Apologeticus. Cap. 50//Opera… omnia. Parisiis, 1616. T. 1. P. 81). В переводе с латинского языка: «Нас становится больше по мере того, как вы уничтожаете нас: кровь христиан есть семя».— Примеч. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 – ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 –15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. – ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 –1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. – ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. – 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 – в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 – 21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 – 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн) рукоположен 28.03.1165 – 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий) избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187, прибыл в Новгород 31.05.1187 – 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 – 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 – 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, † 8.10.1232. Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской кафедры) 1219–1225 Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит) упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 – 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 – 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156–1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II † 1239. Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 – 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г. – 1183/1184. Николай Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

М. Митреа на С. 78 (строки 19–20) снова замечает, что последние штрихи в житие свт. Григорию Паламе могли быть внесены во 2 период патриаршества свт. Филофея. Далее автор монографии упоминает, что Синодальный томос 1368 г. сообщает о том, что патриархи Каллист и Филофей оба занимались поиском свидетельств чудес по молитвам свт. Григория Паламы . Патриарх Каллист, например, писал викарным епископам и церковным чиновникам в Фессалонике, запрашивая письменные свидетельства чудес свт. Григория Паламы . Этот поиск был осуществлен по указу вдовствующей императрицы Анны Савойской, находившейся в то время в Фессалонике, а результаты были направлены патриарху Каллисту. Подобным образом свт. Филофей запрашивал информацию о чудесах свт. Григория у великого эконома Фессалоникской митрополии, который прислал святителю клятвенные свидетельства от тех, кто получил чудесную помощь от свт. Григория Паламы . Выборочно свт. Филофей включил эти свидетельства в текст жития свт. Григория. С. 79–84 – Этот раздел монографии посвящен последним годам жизни свт. Филофея (Коккина), его прославлению и церковному почитанию. Ë (С.79–84) Второй период патриаршества свт. Филофея продлился почти 12 лет. В середине августа 1376 г. имп. Иоанн V был вынужден отречься от престола в результате переворота, который совершил его сын Андроник IV. Андронику удавалось удерживать власть до июля 1379 г., когда его отец также сверг его с императорского престола. После переворота Андроника IV в 1376 г. свт. Филофей (Коккин) был смещен с патриаршего престола по причине, вероятно, своего отказа короновать узурпатора, и удалился в Константинопольский монастырь (вероятно, Акаталипт). Новым патриархом был назначен Макарий ок. июня 1377 г. Здесь М. Митреа не поддерживает точку зрения некоторых исследователей, что свт. Филофей сам ушел в отставку по причине преклонных лет и слабого здоровья (см. прим. 307 на С. 79). Точная дата смерти свт. Филофея (Коккина) не установлена. Автор монографии склоняется больше к версии, что святитель умер в промежутке между 1377 и 1378 гг. (см. прим. 310 на С. 79–80). Это мнение основывается на тексте жития митрополита Петра, составленного в 1381–1382 гг. близким соратником свт. Филофея Киприаном. В этом тексте Киприан сообщает, что после своего прибытия в Константинополь в июне 1378 г. он застал на престоле уже Макария, а свт. Филофей был заключен в монастыре, где умер год спустя. Но из текста не ясно, с какого момента времени Киприан отсчитывает этот год: с момента смещения свт. Филофея или с момента прибытия Киприана в Константинополь. Последование же службы свт. Филофею упоминает только день его смерти, который и считает в тексте датой его памяти, – 22 число, но какого месяца, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010