См.:  Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36. С. 99.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 37. С. 99–100.   Григорий Палама,  святитель. Гомилия 34 на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным. С. 89.  По мысли святителя Григория, в Будущем веке достойные «будут сопребывать в вечности, осияваемые и соиссияющие при этом Сверхсияющему чудеснейшим образом». –  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 55. С. 195.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 37. С. 99.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36. С. 99.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 1, 6. С. 91–92.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 3, 9. С. 337. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии наталья 28 марта 2019, 21:43 Благодарю Вас за возможность прочитать эту статью.Какая то малая частичка от Преображения на Фаворе коснулась моей души!Спаси Господи.Мир Вам. Александр 23 августа 2017, 13:46 Отличная апологетическая статья против известных мнений, пытающихся опровергнуть богословие св. Григорий Паламы о нетварных энергиях. Действительно, весьма важно в данном случае показать для сомневающихся единомыслие св. Григория с другими святыми отцами по данному вопросу. Анна 20 августа 2017, 20:17 Спаси Господь! С удовольствием прочла! Игорь 20 августа 2017, 13:00 Мне статья понравилась. Спасибо автору. Читаю сейчас преподобного Симеона Нового Богослова который тоже много пишет о необходимости ищущим спасения увидить, не самим собой, а исключительно по Милости Божией, некий свет подаренный нам ещё в крещении. В общем эта статья, как мне скудоумному кажется, помогает понять, то о чем пишет преподобный Семеон. Дальше буду стараться читать преподобного сквозь " призму " данной статьи. Ещё раз, спасибо автору.

http://pravoslavie.ru/105813.html

  Григорий Палама,  святитель. Апология пространнейшая… О Божественных энергиях и их причастии. 37. С. 72.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 13. С. 108. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). LXXVIII (XVI). С. 229.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 15. С. 110. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). II. С. 73–74.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 55. С. 194.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 10, 33. С. 348.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 16, 76. С. 163–164. Ср.:  Григорий Нисский,  святитель. Похвала первомученику Стефану//PG. 46. 717B.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 54. С. 193.  Святитель Григорий пишет: «“Воздвижеся солнце, – говорит Аввакум, – и луна ста в чине своем” (Авв. 3: 11), то есть взошло Солнце правды (Мал. 4: 12), Христос, и христовидные [христиане] стали полносветлыми (ττλησιφαες), будучи осиянными свыше. Итак, солнце имеет свет распростертым вокруг по всей небесной сфере, посылая сияние своих лучей со всех своих сторон на всю сию [сферу], коего являясь малейшей частью, диск луны приемлет и соответствующий себе освещающий его луч, будучи в состоянии больше, чем весь видимый мир, претендовать на этот луч, но не сделавшись причастным сущности, которой этот луч является светлостью. И приняв в качестве светотворного дара солнце – то есть солнечный луч от солнца, – [луна] делается меньшим светилом. Итак, является светотворным даром этот луч, проходящий через тело луны и уступающий сиянию вокруг солнечного диска, и светом не отличным от оного [сияния]. Ибо луна, по своей природе, ни преизбыток солнечной светлости целиком не может вместить, ни другой [светлостью] не обладает кроме этой. На ее примере, как с помощью смутного изображения, можно понять, как праведницы просветятся яко солнце (Мф. 13: 43) по [запечатленному] в Евангелиях неукоснительному обетованию Спасителя и как осиявший Павла свет, бывший кратким сиянием великого света, и на Фаворе избранных из учеников облиставшая светлость, называемая божественностью и ставшим в Боге и благодаря Богу Бога видящим – или скорее, говоря словами пророка, во свете Божием зрящим свет (Пс. 35: 10), – неизреченным образом видимая Божественность, как смутный, но природный безначальный луч незримой Божественности, не отменяет того, что Триипостасная Божественность есть единая и простая. Ибо, будучи умножаема боготворным и светотворным общением с достойными и благолепным причастием, она по сверхсущностной силе твердо держится свойственной ей по самой себе неделимой простоты». –  Григорий Палама,  святитель Антирретики против Акиндина. VII, 11, 38. С. 352–353.

http://pravoslavie.ru/105813.html

Не мало он отказывался, по-своему смирению, и от сана митрополита, и принял его только из глубокого повиновения вышней иерархической власти. По окончании же Собора в 1347 году Патриарх Константинопольский Исидор рукоположил св. Григория в Солунского Митрополита 42 . Хотя на трех соборах (на двух в 1341 и одном 1347 годах) св. Григорий оправдан, однако же враги его еще не отчаивались по крайней мере в будущем успехе. Акиндин и его приверженцы, Митрополиты: Ефесский и Газсский, Епископ Тирский, Никифор Григорас, Дексий и другие защитники Варлаама, старались через других представить Императору, что они оскорблены и невинно осуждены, что не они, а Палама повредил Церковные догматы , почему он достоин наказания, домогались четвертого Собора. Собор действительно, по повелению Кантакузена, состоялся 1351 года в месяцах Мае и Июне. Предшествовавшие Соборы убедили врагов Паламы, что трудно состязаться с ним об истинах Веры и благочестия. Поэтому, раздраженные прежними своими неудачами в спорах с св. Паламой, они решились осыпать его на сем Соборе дерзкими клеветами. Так Григорас от лица их на первом заседании собора говорил, между прочим следующее: «Палама неосновательно утверждает, будто Варлаам причиной того лжеучения, которое сам он защищает. Зная, что греки возненавидели Варлаама за Латинскую веру, Палама воспользовался случаем обмануть простой народ. Но он обличен был в своем заблуждении прежде чем Варлаам прибыл в Константинополь; потому что предо мной и многими другими он (Палама) утверждал, что видел Божию природу своими телесными очами. Вскоре по прибытии к нам Варлаама из Калабрии, в народе разнесся слух, что в Солуни найдены им (Варлаамом) еретические письма Паламы... Григорий Палама давно разделяет мнение иконоборцев, утверждавших, будто тело преобразившегося Господа нашего было превращено в свет, непричастный никакому тлению, и даже в несотворенное божество». – С необыкновенным спокойствием духа выслушивал смиренный Палама все, что и как ни говорил против него Григорас от лица своих единомышленников. Хотя, как на первом, так и на последних трех заседаниях обвинения, высказанные Григорасом, были не что иное, как одни клеветы, нестоющие, по-видимому, ответа, однако св. Палама, всегда готовый отвечать всякому вопрошающему о его Вере, отвечал и на оные с свойственным ему благоразумием и основательностью, легко и свободно, и окончательно посрамил врагов своих. Ибо преимущественно на сем Соборе его подвиги в защиту Православия беспристрастно оценены, его учение всесторонне защищено и ограждено церковной анафемой, поразившей Варлаама, Акиндина и всех, кто им последует и будет последовать 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Рейтинг: 9.7 Голосов: 703 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 16. М., 1995. С. 281–282.   Максим Исповедник,  преподобный. Письмо XII кубикуларию Иоанну о правых догматах Церкви Божией и против еретика Севира//  Максим Исповедник,  преподобный. Письма. СПб., 2007. С. 134.   Иоанн Дамаскин,  преподобный. Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту, 80//  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. С. 179.  См., например:  Афанасий Великий,  святитель. На ариан слово третье, 52–53//  Афанасий Великий,  святитель. Творения. Т. 2. М., 1994. С. 433–435.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 2 (заголовок главы)//  Григорий Палама,  архиепископ Фессалоникийский. Полемика с Акиндином. Святая гора Афон, 2009. С. 92. – Русский текст I-ro и II-ro возражений святителя Григория против Акиндина здесь и далее цитируется по этому изданию в переводе А.Г. Дунаева.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 16. С. 281–282.   Григорий Палама , святитель. Антирретики против Акиндина. I, 7, 24//  Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Полемика с Акиндином. С. 47. Ср.: «Плоть… Господня из-за чистейшего соединения со Словом, то есть ипостасного, обогатилась божественными действиями…» и «соединенное с нею Слово через нее обнаруживало Свою силу». –  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Точное изложение православной веры. 3, 17//  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Творения. Источник знания. М., 2002. С. 271.   Григорий Палама , святитель. Антирретики против Акиндина. III, 17, 68//  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. Краснодар, 2010. С. 139. – Русский текст с III-ro по VII-e возражений святителя Григория против Акиндина здесь и далее цитируется по данному изданию в переводе Р.В. Яшунского. Ср.:  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Слово на Преображение. 12//Патристика. Труды отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород, 2007. С. 116.

http://pravoslavie.ru/105813.html

В этом свидетельстве о видимом явлении света нетварной Божественной благодати в замечательном русском подвижнике и о перемене, произошедшей также и со свидетелем этого чуда – Н.А. Мотовиловым, нельзя не заметить поразительного сходства с тем, о чем писал святитель Григорий Палама: чтобы оказаться способным увидеть Фаворский свет, христианину необходимо самому силой этого света измениться и им просиять.   Григорий Палама,  святитель. Письмо к Иоанну Гавре//Цит. по:  Иоанн Мейендорф , протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 240. Ср. например:  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 15. С. 109. У преподобного Максима о единой энергии Бога и святых см.:  Максим Исповедник,  преподобный. К Марину, преподобнейшему пресвитеру (трактат 1)//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. II. М.; СПб., 2009. С. 194.  В подтверждение этого святитель Григорий приводит слова преподобного Максима: душа, по святому Максиму, «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства». –  Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36–37. С. 99–100. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. II, 88. С. 253.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 9, 29. С. 346–347.   Григорий Палама,  святитель. Апология пространнейшая… О Божественных энергиях и их причастии. 30. С. 65.   Григорий Палама,  святитель. Гомилия 34 на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным//  Григорий Палама,  святитель. Беседы. Т. 2. М., 1994. С. 86.

http://pravoslavie.ru/105813.html

Введение (С. 408–409/226–228 116 ) – здесь даются краткие биографические данные о свт. Филофее (Коккине), предлагается оценка его влияния на духовное наследие для Руси, его усилий по защите исихазма в паламитских спорах, описывается вклад в прославление свт. Григория Паламы , в частности составлением последования в его честь. В завершение Введения автор подчеркивает, что «богословие, содержащееся в этой хвалебной песне… становится основным для нашего понимания исихастского наследия на Руси» (С. 409, строки 12–14/228, строки 13–15). Свт. Григорий Палама как Nouissimus Sanctorum (С. 409–410/229–231) – Автор статьи описывает тот образ свт. Григория Паламы , который создает свт. Филофей (Коккин) в своем последовании. В нем свт. Григорий сравнивается с ап. Павлом, свт. Иоанном Златоустом , приравнивается в боговидении к Моисею. В качестве кульминации свт. Григорий образно возводится на гору Фавор, что представляет аллюзию на самого Христа, и тем самым предстает как живой образец обожения. «…святой Григорий представляет для Филофея пример живого богословия» (С. 410, строка 17/231, строки 7–8) и пример того, что «величайшая святость все еще может быть достигнута» (С. 410, строки 23–24/231, строки 15–16). Григорий как Regula Monachorum (С. 410–413/232–238) – в этом разделе статьи объясняется то, как свт. Филофей раскрывает аспект монашеского делания в свт. Григории. Свт. Филофей (Коккин) пишет, что свт. Григорий «усвоил каждую заповедь и каждую добродетель» (С. 410, строка 2 с конца/233, строки 1–2) перед тем, как достиг высот созерцательности. Далее указывается, какие именно труды свт. Григория описывает свт. Филофей. Также автор указывает метафоры, используемые свт. Филофеем по отношению к свт. Григорию: «другое солнце» (С. 411, строка 2 с конца/234, строка 4 с конца), «второй Свет» (С. 412, строка 5/235, строка 3), «зерцало Бога» (С. 412, строка 20/236, строка 1), «жилище сияния Святой Троицы» (С. 413, строка 1/236, строка 3 с конца). Наконец, автор статьи делает вывод к разделу: «…образцом сбалансированной монашеской жизни… был для Коккина, без сомнения, свт. Григорий Палама » (С. 413, строки 13–15/238, строки 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

C. 133–53. 288. Беда Досточтимый. Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии/Пер. с лат., предисл.: М. Р. Ненарокова//АиО. 1998. 4(18). С. 247–254. 289. Василий Великий , свт . Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. с греч., коммент.: А. Р. Фокин//БСб. 2000. 5. С. 104–117. См. также 3102. 290. Григорий Палама , свт. Святогорский томос: В защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 3(6). С. 69–76. 291. Григорий Палама , свт. Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: Ю. А. Казачков//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 101–103. О монашестве и схиме. 292. Григорий Палама , свт. Десятисловие христианского законоположения/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1998. 2(16). С. 70–77. «Декалог»: Толкование на Десять заповедей Божиих. 293. Григорий Палама , свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. с греч., предисл., примеч.: К. Б. Михайлов//АиО. 2000. 4(26). С. 45–78. 294. Григорий Синаит , прп. Духовные опыты монашествующих//ВРЗЕПЭ. 1957. С. 111–126; С. 161–185; 28. С. 246–256; 29. С. 60–75. 295. Григорий Турский , свт. Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших/Пер. с лат.: М. А. Тимофеев//АиО. 1998. 3(17). С. 175–180. 296. Григорий Турский , свт. Книга о чудесах блж. ап. Андрея/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев; Предисл.: А. Ю. Виноградов//АиО. 1999. 3(21). С. 214–242. Дионисий Ареопагит , сщмч. – см. 3103. 297. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Печать и знамя Христовы: (Из писем еп. Игнатия)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 24–26. 298. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О христианском совершенстве: (Из писем к С. Д. Нечаеву)/Еп. Игнатий//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 100–102. 299. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Неизданные сочинения: Молитва о умершем; Добавление к ст. «Сад во время зимы»; Предисл. к повести «Иосиф»; Стихотворение «Совет душе моей»//БТ. 1971. Сб. 6. С. 232–234. 300. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Слово о человеке/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 284–320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й. По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас...» (см. в службе свт. Григория). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником) . «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Правыя веры...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

Вскоре после того как свт. Василий Великий был рукоположен в епископский сан, он вступил в борьбу с епископом Тианы Анфимом за влияние в разделенной имп. Валентом Каппадокии. В связи с этим свт. Василий немного ранее Пасхи 372 г. поставил Григория в епископы небольшого города Ниссы 1064 . По мнению свт. Василия, в начале своего епископского служения свт. Григорий не очень хорошо управлял епархией и показал себя малоспособным к церковной политике 1065 . При императоре Валенте свт. Григорий подвергся гонениям. В конце 375 г. на омийском соборе, собранном в Анкире, некий Филохар обвинил свт. Григория в растрате церковных денег. В связи с этим свт. Григорий был взят под стражу и должен был быть доставлен на церковный суд, однако по дороге он бежал 1066 . Поскольку свт. Григорий не явился на суд, он был заочно низложен собравшимся в Ниссе в начале 376 г. синодом и приговорен к ссылке, а его кафедра была занята другим человеком 1067 . Затем в течение трех лет свт. Григорий вел скитальческую жизнь, пока, после смерти в 378 г. имп. Валента, приговор о ссылке не был отменен имп. Грацианом. После этого свт. Григорий вернулся в Ниссу, где был с ликованием встречен паствой 1068 . В конце 370-х гг. сначала умирает брат свт. Григория, свт. Василий, а затем его сестра, св. Макрина. После смерти свт. Василия свт. Григорий участвовал в соборе 1069 , созванном по инициативе Мелетия Антиохийского , на котором обсуждались вопросы отношений с Западом и был подтвержден Никейский символ веры . Возвращаясь с собора, свт. Григорий решил посетить Аннису, где находилась его сестра свт. Макрина; прибыв в Аннису, он застал ее при смерти 1070 . Свт. Григорий похоронил Макрину, и вскоре им был написан диалог «О душе и воскресении». По возвращении в Ниссу свт. Григорию пришлось бороться с омиями и евномианами, которые проявляли там большую активность 1071 . В апреле 380 г. свт. Григорий отправился в Севастию для участия в выборах тамошнего епископа, где неожиданно для себя оказался избран епископом Севастийским 1072 . Вероятно, свт. Григорий оставался епископом Севастии несколько месяцев, которые были для него весьма тяжелыми из-за борьбы с арианами и савеллианами, а также из-за того, что его оппоненты настроили против него светскую власть 1073 . После новых епископских выборов, в результате которых епископом Севастии стал Петр, возможно, брат свт. Григория,свт. Григорий вернулся в Ниссу, где написал по просьбе брата Петра две первые книги своего сочинения «Против Евномия», а также трактат «Об устроении человека».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Использованная литература: Здесь и далее выделение текста шрифтом, при сохранении исходной орфографии, производится для подчёркивания смысла наиболее важных фрагментов цитат. При такой постановке вопроса невольно и вместе с тем с особой силой обозначается задача правильно разграничить истинно христианские воззрения и воззрения тех людей и сообществ, которые лишь называются христианскими. Ключевые постулаты «классического» эволюционизма: 1) естественный отбор и борьба за существование как движущие силы эволюции, 2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми), 3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая в эволюции, 4) наличие общего предка (или нескольких общих предков) у всех живых существ. «Креационизм (от лат. creare - создавать, форма creatio - создаю) - философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских учёных, утверждающая происхождение Вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога. Своим становлением креационизм обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы» Таковыми святыми отцами являются: сщмч. Дионисий Ареопагит (+96), сщмч. Иустин Философ (+165), свт. Феофил Антиохийский (+183), свт. Ириней Лионский (+202), сщмч. Ипполит Римский (+235), сщмч. Викторин Патавский (+303), свт. Мефодий Олимпийский, еп. Патарский (+312), свт. Афанасий Великий (+373), прп. Ефрем Сирин (+373), свт. Василий Великий (+379), свт. Кирилл Иерусалимский (+386), свт. Григорий Богослов (+390), свт. Григорий Нисский (+394), свт. Амвросий Медиоланский (+397), свт. Епифаний Кипрский (+403), свт. Иоанн Златоуст (+407), блж. Августин Иппонский (+430), свт. Лев Великий, Папа Римский (+461), блж. Феодорит Кирский (+457), св. император Юстиниан (+565), свт. Исидор Севильский (+636), прп. Максим Исповедник (+662), прп. Исаак Сирин Ниневийский (+I пол. VIII в.), прп. Анастасий Синаит (+нач. VIII в.), св. Иоанн Дамаскин (+ок. 753), свт. Фотий Константинопольский (+896), прп. Симеон Новый Богослов (+1022), блж. Феофилакт Болгарский (+нач. XII в.), прп. Евфимий Зигабен (+1122), свт. Григорий Палама (+1357), прп. Епифаний Премудрый (+ок. 1420), прп. Иосиф Волоцкий (+1515), прп. Максим Грек (+1556), свт. Димитрий Ростовский (+1709), свт. Филарет Московский (+1867), свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867), свт. Феофан Затворник (+1894), св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908), сщмч. Владимир Киевский (Богоявленский) (+1918), прп. Иустин (Попович) (+1979) С. 105-121].

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010