55 В разных своих трудах св. Григорий приписывает эту цитату то преп. Максиму, то свт. Афанасию Великому; а в трактате «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами» весьма похожий пассаж приведен как принадлежащий свт. Кириллу Александрийскому. Однако дословно она не обретается в творениях этих святых. Впрочем, похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» св. Максима (PG 90, 884ВС). 56 Хотя основное значение слова « αιν » — «век», «вечность», но, в отличие от « τ αδιον », означающего вечность как вневременную категорию, его нередко следует понимать скорее как большой или неопределенный временной отрезок. Поэтому мы и перевели « ν ανι » не как «в вечности», но «во времени». 57 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 96А. 58 Григорий Нисский, К Евномию, 2, 1, 678, W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461АВ. 59 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, с. 264—266. 60 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D. 61 Василий Великий, Против Евномия, 2, 29, PG 29, 640С. 62 Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317D — 320А; Слово 45, 3, PG 36, 628В. 63 См.: Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 680В. 64 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 65 Дионисий Ареопагит, Послание 2, с. 768—770. 66 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 67 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16, PG 90, 644D. 68 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13, PG 96, 564D. 69 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141AB. 70 Григорий Богослов, Слово 41, 11, PG 36, 444В. 71 См.: Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 44: 2—3, PG 55, 186. 72 См.: Επιστολ προς Αθανασιον Κυζικου , 24—25, П. Χρστου , т. В , σ . 434—436. 73 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762.c 74 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А. 75 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» ( αθυπστατος ), как у Паламы, но «воипостасная» ( νυπστατος ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Вот погибли наши нивы, потому что не стало земледельцев; плачут виноградники и луга, служившие пажитью скоту. Заключи, Господи, двери шеолу, загради зев смерти, запечатай уста гробам, в которых яростно зияет смерть. Запустение царствует в домах, пустота – на торжищах; смрадны стали жилища от болезней и струпов, полны зловония торжища от мертвых тел. И вне, и внутри, и там, и здесь, повсюду царствует воня тления. Смерть поставила у нас точило, о котором молва ходит по целой вселенной, и в это точило ввергла она все земные народы и истоптала их, как грозды. Не предадим, братия, забвению того, какой праздник составила себе у нас смерть. Если бы и каменное было у нас сердце, и тогда должны бы мы были почувствовать, что постигло нас. Да не будет с нами того, чтобы во время гнева нам плакать, а как скоро освободились от наказания, заставлять плакать сирот. Не сегодня только будем милостивыми, а наутро закоснелыми ненавистниками; напротив того, все, и во всякое время, с чистым сердцем будем умолять Бога, чтобы удалил от нас губительную язву и, по милосердию Своему, удержал гнев Свой и чтобы, когда при конце придет Он во славе, с Ним вместе и мы вошли в чертог (прп. Ефрем Сирин , 33, 495–498). ...К чему клонится каждое событие в мире, почему у одного жизнь продолжается до отдаленной старости, а другой столько времени пользуется жизнью, чтобы вздохнуть раз воздухом и тотчас перестать жить. Ежели ничего нет в мире без Бога, все же зависит от Божиего произволения, а Божество премудро и промыслительно: то, конечно, и сему есть разумная причина, заключающая в себе признаки Божией премудрости и вместе промыслительной попечительности (свт. Григорий Нисский , 21, 333). Источник. Смерть не стесняется условиями возраста, она не боится находящихся в цвете лет; не над стариками только имеет власть (свт. Григорий Нисский , 24, 436). Источник. ...Когда увидишь, что кто-либо из ближних отошел отсюда, не ропщи, но умились сердцем, войди в самого себя, испытай совесть, помысли, что и тебя немного после ожидает такой же конец (свт. Иоанн Златоуст , 44, 841). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Посему от него и для прочих возник повод к утрате благ, что и последовало с естеством человеческим (свт. Григорий Нисский , 20, 48). ...Виновник зла, нашедши кого-либо не всецело отдавшим душу Богу и не вполне отверзшим ее для любви к Нему, овладевает им, удобно обольщая лукавыми помыслами, то представляя трудными заповеди Писания и тягостным служение братиям, то посредством самого служения... надмевая высокомерием и гордостью, как бы (внушая) искать славы у людей и требовать чести от братий, и таким образом поступать и действовать подобно неверным (свт. Григорий Нисский , 24, 276–277). Источник. Для любящих... Бога труд (исполнения) заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый, всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять в пшеницу свои плевелы: разумею злословие, гордость, тщеславие, желание почести и прочие произведения зла. Итак, нужно бодрствовать и отовсюду наблюдать за врагом, дабы, если по своему бесстыдству и устроит какой-либо ков, сокрушить его, прежде чем коснется души (свт. Григорий Нисский , 24, 277–278). ...И ночью и днем блуждая по воздуху, они суть делатели и слуги злобы, и тщательно строят против нас козни. Они истаивают от зависти и ненависти, которых хорошо избегать, если мы, люди, хотим быть своими Богу, тогда как они ниспали из содружества с добром (свт. Григорий Нисский , 24, 397). Источник. Бегите диавола, как жестокого стража темничного, питающегося несчастием грешных и извлекающего из того выгоду. Ибо как Бог утешается правдами нашими, так виновник греха радуется падениям нашим (свт. Григорий Нисский , 24, 436). Источник. ...Диавол, после (получения нами) достоинства усыновления , сильнее злоумышляет против нас, бросая завистливые взоры, когда видит красоту новорожденного человека, спешащего к небесному жительству, откуда он ниспал, и возбуждает на нас огненные искушения, стараясь отнять и второе украшение, как отнял первое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1183 См.: Creg. Naz. Orat. 28 (De theol.) 4:1–5. TLG 2022/8. θεν νοσαι μν χαλεπν· φρσαι δ δνατον, ς τις τν παρ’ λλησι θεολγων φιλοσφησεν... λλ φρσαι μν δνατον, ς μς λγος, νοσαι δ δυναττερον. Ср. рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. ТСЛ, 1994. С. 393. 1184 Greg. Nyss. Contra Eun. 3, 2, 24:5–6. TLG 2017/30. (PG 45, 625C) ... λλο θεολογας στ μυστριον κα λλη τν ευστν σωμτων φυσιολογα. Ср. рус. пер.: «...иное дело – богословское таинство, и иное – естествословие бренных тел» (Свт. Григорий Нисский . Творения. Т. 5. Опровержение Евномия. Кн. 4. Глава 1. М., 1863. С. 443). 1186 Creg. Nyss. Contra Eun. 3, 2, 24:10–11. (PG 45, 625C–D) πς δι τν παθν το σματος τεχνολογες τ σματον; Ср. рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 4. Глава 1. С. 443–444. 1187 Creg. Nyss. Contra Eun. 3, 6, 43:7. Рус. пер.: Творения. Т. 6. Опровержение Евномия. Кн. 8. Глава 4. М., 1864. С. 120. 1188 Creg. Nyss. 3, 2, 8:1–2 (PG 45, 620С). Рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 4. Глава 1. С. 436. Ср.: Creg. Nyss. Contra Eun. 1, 1, 1, 250:2–4. ... τρας τινς ποστσεως πρεσβυτρας το μονογενος προαναπλασθεσης π το καινο θεολγου... Рус. пер.: «...этим новым богословом примышлена другая некая ипостась, которая старше Единородного...» (Творения. Т. 5. Кн. 1. Глава 20. С. 103). 1189 Diad. Phot. Sermo asc. 67//Греч, текст и рус. пер. см.: Блаженный Диадох, епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Т. 1. Творения бл. Диадоха /Пер. К. Попова. Киев, 1903. С. 354–359. Ср. более архаичный рус. пер.: «Все дары Бога нашего добры вельми и всеблагоподательны; но ни один из них так не воспламеняет и не подвигает сердца к возлюблению Его благости, как богословствование. Ибо оно, будучи первейшим порождением благости Божией, первейшие и дары подаёт душе...» (Блаженного Диадоха, епископа Фотики , что в древнем Эпире Иллирийском, подвижническое слово//Добротолюбие в русском переводе. Т. 3. М., 1900. С. 44–45). 1193 Creg. Naz. Orat. 20 (De dogm. et constit. epics.). PG 35, 1080:15–19. TLG 2022/33. Δι πολιτεας, νελθε· δι καθρσεως, κτσαι т καθαρν. Βολει θεολγος γανσθαι πоτ, κα τς θετητος ξιος; τς ντολς φλασσε· δι τν προσταγμτων δαισον· πρξις γρ πβασις θεωρας... Ср. рус. пер.: Творения. Т. 1. С. 305.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни песней Соломона. Творения. Часть 3. М., 1862. С. 371. Григорий Нисский, свт. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). Творения. Часть 7. М. 1865. С. 124. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Указ. соч. С. 254.//Макарий (Оксиюк), митр. Указ. соч. С. 299-300. О Филоне Александрийском см. подробнее: Die Bibel und ihre Welt. Eine Enzyklopaedie zur Heiligen Schrift in zwei Baenden, herausgegeben von G. Cornfeld und G. J. Botterweck. Manfred Pawlak Verlagsgesellschaft. Herrsching, 1991. S. 628. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 29//Ср.: Игнатий (Брянчанинов), ств. Слово о смерти. Аскетические опыты. Т. 3. Джорданвиль, 1983. С. 74//О свт. Игнатии см.: Аскетические опыты. Т. 1. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Джорданвиль, 1983. С. 7-80//Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М., -С П б., 1985. С 27-38. Григорий Нисский, свт. Надгробное слово Пульхерии. Творения, часть 8. М., 1866. С. 405//О Пульхерии и Плакилле см. подробнее: Величко А. Св. Феодосий 1 Великий//История Византийских императоров. Т. 1. М.: Фив, 2009. С. 250-251//Григорий Нисский, свт. Надгробное слово императрице Плакилле. Творения. Часть 8. М., 1866. С. 392, 411. Там же. С. 405.//Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставльшихся от настоящей жизни к вечной. Творения. Часть 7. М., 1865. С. 502.//См. так же: Несмелов В. Указ. соч., с. 387-388, 389.//Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Указ. соч. С. 267.//Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 91- 92.//Киприан (Керн), архимандрит. Святотеческое учение о человеке: св. Григорий Нисский. Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник, 1996. С. 165. См. подробнее: Макарий (Оксиюк), митр. Указ. соч. С. 286-290.//Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставльшихся от настоящей жизни к вечной. Указ. соч. С. 522, 523, 525.//Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 49.//Ср.: Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. С П б, 1893, т. 2, с. 445-446.

http://bogoslov.ru/article/2698699

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в 382–386 гг. свт. Григорий Нисский играл немаловажную роль в церковных делах в Малой Азии. Так, на Пасху 383 г. он направил епископу Литойю, преемнику Отрия Мелитинского по кафедре, каноническое послание, касавшееся различных вопросов покаянной дисциплины (Epistula canonica ad Letoium). Однако, начиная с 386 г., влияние свт. Григория Нисского в церковных делах также начало постепенно падать. Он стал объектом различных нападок. Так, в 386 г. свт. Григорий Нисский был вынужден писать епископу Феофилу Александрийскому, оправдываясь от обвинений в склонности к антиохийской христологии. В 386–387 гг. свт. Григорий Нисский написал несколько малых трактатов, оправдываясь от обвинений в тритеизме. Кроме того, начиная уже с 381 г., у свт. Григория Нисского не сложились отношения со своим митрополитом Элладием Кесарийским. Помимо того факта, что они оба в равной мере были назначены хранителями Православия в Понте, что могло ущемлять честолюбие митрополита, этого властного и богатого церковного вельможи, кто-то оклеветал свт. Григория Нисского перед Элладием, который стал относиться к свт. Григорию Нисскому очень недоброжелательно. Злые языки поговаривали, что свт. Григорий Нисский был для него причиной каких-то „великих зол“ (τν μεγστων κακν) 113 и „многих обид“ (π πολλος δικμασιν) 114 , скорее всего связанных с присвоением свт. Григорию Нисскому его прерогатив, что может подтверждаться фактом сопротивления свт. Григория Нисского избранию Геронтия – кандидата, выдвинутого Элладием на замещение должности епископа Никомедийского 115 . Не дожидаясь реакции митрополита, свт. Григорий Нисский решил сам поехать к Элладию, чтобы уладить разногласия. Возвращаясь из Севастии после первого поминовения год назад 116 умершего брата Петра, епископа Севастийского, свт. Григорий Нисский заехал в Кесарию Каппадокийскую. Под палящим солнцем свт. Григорий Нисский долго дожидался аудиенции, но Элладий отнесся к нему очень холодно, не стал слушать его объяснений и, даже не предложив отдохнуть, отослал ни с чем в обратный путь под проливным дождем 117 . Впрочем, все эти испытания не прервали неутомимой деятельности свт. Григория Нисского , но лишь придали ей новое направление. Отойдя от церковной политики и догматических споров, свт. Григорий Нисский полностью обратился к духовной жизни. В Ниссе он устроил монастырь 118 , а в своих сочинениях этого времени попытался придать малоазийскому монашеству, уже получившему внешнюю организацию трудами его брата свт. Василия, внутреннее мистическое содержание, которого ему недоставало 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Жизнь Нарекаци почти целиком протекала в тиши монастыря в молитве и в духовных размышлениях, в преподавании и в поэтическом творчестве. Многочисленные Славословия Богородице и святым и некоторые места из Книги скорбных песнопений (где, в частности, он упоминает св. миро) говорят не только о его полной правоверности, но и о приверженности формам народного благочестия, поставленным под сомнение тондракийцами. Еще при жизни Григор пользовался известностью не только как святой, но и как необыкновенно одаренный поэт. По преданию, двор Васпуракана поручил ему составить толкование на Песнь Песней 46 . Книге скорбных песнопений Григор Нарекаци посвятил последние годы своей жизни. Это сочинение состоит из 95 бан (песен, речей, диалогов). Сюжет поэмы – трагический конфликт между стремлением человека к Богу и сознанием собственной греховности. Вдохновляясь поэтическими образами Библии (в особенности книг Иова, Притчей, Экклезиаста, Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломоновой, Псалтири и Песни Песней, а также некоторыми Книгами пророков), Нарекаци адресует Богу вопль души, свою любовь, свою тоску, восхищается творениями, трудами и милосердием Всевышнего и одновременно сокрушается о своих грехах. К первой половине XI в. относится деятельность одного из величайших интеллектуалов Средневековья, знатока греческой культуры, арабского и сирийского языков Григора Магистроса (990–1058), происходившего из знатного рода Пахлавуни. После него на протяжении почти столетия (XII в.) все армянские католикосы были из семьи Пахлавуни и, являясь потомками Магистроса, отличались высочайшей образованностью, открытостью и склонностью к диалогу с Константинопольской и Римской церквами. После взятия сельджуками Ани (1064 г.), столицы и резиденции католикоса, католикосом стал сын Григора Магистроса Григор II Мартирофил (1065–1105). Византия дала согласие на его избрание лишь благодаря явно грекофильским настроениям, господствовавшим в роде Пахлавуни. Несмотря на то, что пребывание Григора II на патриаршем престоле пришлось на сложный период византийской и сельджукской оккупации, когда армянский католикос не имел даже постоянного местопребывания, ему удалось организовать жизнь Армянской церкви в тех поселениях, где находились национальные общины. Известно, что Григор Мартирофил обменялся несколькими письмами с папой Римским Григорием VII. Григор добровольно отказался от своего высокого сана, чтобы посвятить себя собиранию и переводу житий святых и мучеников, из-за чего и получил прозвище Мартирофил. 4. Армяно-византийские отношения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 (26). Две беседы на Первое послание Коринфянам. В первой беседе, известной также под названием «Против блудников» (Contra fornicarios, CPG 3172; PG. 46. Col. 489–496 (=PG. 64. Col. 465–473 ); GNO. IX.1. P. 211–217), свт. Григорий Нисский рассматривает слова ап. Павла в 1Кор.6:18 : Блудник грешит против собственного тела. Во второй беседе на 1Кор.15:28 : Тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему (In illud: Tunc et ipse Filius, CPG 3151; PG. 44. Col. 1304–1325 ; GNO. III.2. P. 3–28), свт. Григорий Нисский , основываясь на словах апостола, доказывает Божество Сына, поэтому она может быть отнесена к догматическим сочинениям. 3. Нравственно-аскетические В этой группе сочинений свт. Григорий Нисский предстает не только как учитель христианской нравственности, но и как опытный подвижник и глубокий мистик. 1 (27). «О девстве» (Περ παρθενας, De virginitate, CPG 3165; PG. 46. Col. 317–416 ; GNO. VIII. 1. P. 248–343; SC. 119). Этот трактат, написанный свт. Григорием Нисским в 371 г. по просьбе его брата свт. Василия и адресованный юношам (Prooem. 2.17–20; Cap. 2.3.16; 3.1.9; 23.2.34; Aubineau. P. 82; 145), является не только самым ранним нравственно-аскетическим сочинением свт. Григория Нисского , но и вообще первым его сочинением. Он состоит из 23 глав и имеет целью пробудить в читателях стремление к добродетельной жизни (προτροπ ες τν κατ ρετν βον; πιθυμα τς κατ ρετν ζως, Prooem. 1.1–2), а также написать «похвалу девству» (τ τς παρθενας γκμιον, Prooem. 1.15; 2.5) как «двери и входу к святой жизни» (Prooem. 1.5–6) и «основанию добродетельной жизни» (Cap. 18.1.27–28). По мнению свт. Григория Нисского , девство является прежде всего собственным совершенством Божественной и бестелесной природы. В свете девства свт. Григорий Нисский рассматривает все Божественное домостроительство, всю цепь нашего спасения, которая связала Бога с человеком и человека с Богом (Cap. 2.2–3). В качестве примера целомудренной жизни свт. Григорий Нисский приводит «святую Деву» Марию, которая сохранила девство и в рождестве (Cap. 19.1.39–45). Многие идеи трактата восходят к Оригену и свт. Мефодию Олимпийскому , а частое и сознательное использование свт. Григорием Нисским философского языка говорит о том, что в девстве он видел исполнение античного идеала созерцательной жизни (vita contemplativa, Quasten. P. 272). Свт. Григорий Нисский продолжая делать добавления к своему трактату даже после того, как он был издан, в результате чего вскоре появилась его новая версия, несколько отличающаяся от первоначальной (в главах 1; 21–23; См. SC. 119. P. 258–260, 508, 514–516, 546–548). Возможно, к этой поздней версии также относятся предисловие-послание, оглавление в начале трактата и второе, пространное название трактата (Cavarnos//GNO. VIII. 1. P. 237; Quasten. P. 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010