14 Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл.12. С. 363. 15 August. De bono conjugali, c. 23 § 29//M. T. 6. Col. 393. Ср.: «Постановления Апостольские» (кн. VI, § 28; русск. пер. С. 206–207): «брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого». 16 Особенно г. Розанов настаивает на том, что «церковь двоится при этой точке зрения (то есть при точке зрения церковной на брак и девство, как на состояния законно-нравственные) и что под покровом одной, в темных и белых ризах духовенства… мы имеем два и притом противоположные упования, спайку двух церквей: «белого поклонения», «светлому Лику» и «темного поклонения» «темному Лику» (Примечание г. Розанова к статье прот. Уст-ского: «Брак и девство» — в книге Шарапова: «Сущность брака», 1901. С. 124, пр. 1). 17 Aug. De gratis Christi, c. 26.//M. T. 10. Col. 374; De civ. Dei 14, 7//M. T. 7. Col. 414. 18 Aug. De nupt. et concup. 2, 35//M. T. 10. Col. 471; De civ. Dei 14, 23//M. T. 7. Col. 430. 19 Свт. Григорий Богослов. Советы девственникам. Т. 5. С. 88): «девство — врачевство и пособие против страстей». 20 Там же. Определения слегка начертанные. С. 342. 21 Свт. Иоанн Златоуст . О девстве, § 14//Полн. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1895. С. 303. 22 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 24. С. 263. — Доказательство девственности прародителей Иоанн Дамаскин видит в том факте, что Адам и Ева «оба были наги и не стыдились» (там же). 23 Aug. De nupt. et concup. 1. 1, c. 1//M. T. 10. Col. 414. 24 Aug. De bono conjug., c. 2//M. T. 6. Col. 374. 25 Aug. De civ. Dei XIV, 23, 26//V. T. 7. Col. 430, 434; Opus imperf. III, 198//M. T. 10. Col. 1332. 26 Название заимствовано у Виргилия Aeneid. VIII, v. 406. 27 Aug. De civ. Dei XIV, 23//V. T. 7. Col. 434. Блж. Августин допускает, что при сохранении первобытно-чистого нравственно-духовного и физического состояния человек стал бы «обсеменять родовое поле (arvum genitale), — этот сотворенный для рождения орган, — точно так же, как в настоящее время обсеменяет землю рука землепашца» (De civ. Dei XIV, 23//V. T. 7. Col. 431), тогда «м уж стал бы сеять потомство, а жена воспринимать своими детородными членами, приводимыми в движение, когда нужно и насколько нужно, посредством воли, без всякого возбуждения похоти» (De civ. Dei XIB, 24//V. T. 7. Col. 433). По Августину половое общение было необходимостью природы первобытного человека, потому что и самые тела первых людей были еще только «душевными» (animalia), а не «духовными» (spiritualia), каких они могли бы достигнуть только в конечном периоде своего нравственно-религиозного развития, когда и самая смерть перестала бы угрожать человечеству и последнее перешло бы в состояние «способности не умирать» (posse non mori) — (De bono conjugali, c. 2//M. T. 6. Col. 374).

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Дайте возможные варианты перевода этих терминов. Объясните смысл триады: логос бытия – логос благобытия – логос приснобытия. Объясните смысл триады: логос естества – логос промысла – логос суда. Объясните, как относятся логосы тварного мира к Божественному Логосу. Объясните, что собой представляет иерархичность тварного мира. Объясните, на какие трудные вопросы помогает ответить учение о логосах. Объясните, используя учение о логосах, как происходит причастие человека Божественным энергиям. Объясните отличие православного учения о логосах от платоновского учения о мире идей. Как прп. Максим Исповедник определяет, что такое зло? Какие цитаты из Священного Писания указывают на троякую деятельность по отношению к миру Божественного Логоса? Растолкуйте эти тексты Священного Писания. Как соотносятся между собой логосы? Объясните выражение «ипостасное состояние». Обязательно к прочтению: Григорий Палама , свт. Мир не вечен. Гл. 1–2//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16. Глущенко А., диак. Учение о логосах//Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88. Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви//Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс]/URL: Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского //Догмат и история. М., 1998. С. 80–107. Рекомендуемая литература: Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Творение//Догматическое богословие: курс лекций. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 158–232. Беневич Г. И. Апперцепция полемики Прокла Диадоха с Плотином о материи в Corpus Areopagiticum//ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. СПб., 2014. Т. 3. (5/6). С. 309–335. Брэдшоу Дэвид. Преп. Максим Исповедник о времени, вечности и божественном знании//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/5007487/index.html Буфеев К., прот.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В то же время религ. О. присущи характер обетования и возможность как свободного принятия или отвержения, так и творческого развития его понимания личностью. Поскольку О. может проявляться и передаваться под различными внешними формами (Gestalten) - в первую очередь в слышимом и видимом слове, возможное использование их лжепророками и лукавыми духами требует усилий к чуткому трезвенному распознаванию. Элементы подлинного О. возможны и вне христианства, однако глубина их содержания должна измеряться в свете домостроительства Иисуса Христа как нормы и масштаба спасительного Богоявления ( H ä rle. 2012. S. 81-88, 94-96, 101-102). Прот. Вадим Леонов, Е. А. Пилипенко Лит: Никольский Т. Ф., свящ. О богопознании и богопочитании. СПб., 1822; Макарий (Булгаков), архим. [впосл. митр.]. Введение в православное богословие. М., 1847; Несмелов В. И. Догматическая система св. Григория Нисского. Каз., 1887. СПб., 2000р. С. 122-154; Глаголев С. С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Х., 1900; Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания. Вышний Волочек, 1902; он же. Искание Бога. М., 1913; Bultmann R. Der Begriff der Offenbarung im Neuen Testament. Tüb., 1929; Флоровский Г. В., прот. Богословские отрывки//Путь. П., 1931. 31. С. 3-29; он же. Откровение и истолкование// Он же. Догмат и история. М., 1998. С. 19-38; Scott E. F. The New Testament Idea of Revelation. N. Y.; L., 1935; Guardini R. Die Offenbarung: Ihr Wesen und ihre Formen. Würzburg, 1940; Robinson H. W. Inspiration and Revelation in the Old Testament. Oxf., 1946; Barth K. Das christliche Verständnis der Offenbarung. Münch., 1948; Сарычев В. Д. Святоотеческое учение о богопознании//БТ. 1964. Сб. 3. С. 34-63; Dulles A. Revelation Theology: A History. L.; N. Y., 1969; idem. Revelation, Theology of//NCE. 20032. Vol. 12. P. 193-198; Offenbarung als Geschichte/Hrsg. W. Pannenberg. Gött., 19825; Ward K. Religion and Revelation: A Theology of Revelation in the World " s Religions. Oxf., 1994; Лосский В. Н. Боговидение// Он же. Богословие и Боговидение. М., 2000. С. 112-272; Letter P., de. Revelations, private//NCE. 20032. Vol. 12. P. 200-203; Андреев И. М. Православная апологетика. М., 2006; Филарет Московский, свт. Катехизис. 2006п. С. 16-21; Waldenfels H. Einführung in die Theologie der Offenbarung. Darmstadt, 2007; H ä rle W. Dogmatik. B.; Boston, 20124. S. 81-110; Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М., 2016. Прот. Вадим Леонов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2581707.html

по его значению для Церкви к Вселенским Соборам 117 . Двукратный Собор издал 17, а Собор в храме Святой Софии – 3 правила. 7.8. Правила святых отцов. Помимо канонов святых отцов доникейской эпохи в канонический свод вошли правила еще 9 отцов, упомянутых во 2-м правиле Трулльского Собора: свв. Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Амфилохия Иконийского , Кирилла Александрийского , Геннадия Константинопольского , а также Тимофея и Феофила Александрийских, и Каноническое послание св. Тарасия Константинопольского , жившего уже после Трулльского Собора. Св. Афанасий Великий († 372), борец за Никейскую веру, названный отцом Православия, – автор целого ряда догматических, апологетических и полемических творений. В канонический свод вошли три его послания: к Аммуну монаху о невольно осквернившихся (356), к епископу Руфиниану о присоединении к Церкви отпавших ранее в ереси (370) и «Праздничное послание» (367), в котором дается перечень Священных книг. Особую важность для церковного права имеют правила свт. Василия Великого († 379). Св. Василий вырос в христианской семье, образование получил в Афинах. После паломничества по монастырям Египта, Сирии, Палестины и Месопотамии святой уединился вместе со своим другом св. Григорием Назианзином в пустынном месте, откуда в 370 г. был призван на епископское служение в Кесарию Каппадокийскую. Св. Василий возглавил православных епископов Понтийского диоцеза и всего Востока в борьбе против арианской и полуарианской ересей. Догматические творения Василия Великого , как и творения свтт. Афанасия и Григория Богослова , послужили основой православного тринитарного богословия. В канонический свод вошло 92 правила св. Василия. 16 первых правил составляют его Первое каноническое послание к св. Амфилохию Иконийскому ; 17–85 правила – Второе, а 86-е правило – Третье послание к св. Амфилохию. 87-й канон – это послание к епископу Тарсскому Диодору, 88-й канон – это послание к Григорию пресвитеру, 89-й – к хорепископам, 90-й – к подчиненным ему епископам Каппадокийской митрополии, наконец, 91-й и 92-й каноны взяты из сочинения Василия Великого «О Святом Духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762. 88 Ин. 4:24. 89 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А. 90 1 Кор. 6:15. 91 Ср.: 2 Петр. 1: 4. 92 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» (αθυπστατος), как у Паламы, но «воипостасная» (νυπστατος). 93 Т. е. Савеллий говорил, что в Боге есть лишь сущность, которая в разных случаях называется Отцом, Сыном и Святым Духом. 94 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141А. 95 См.: Григорий Богослов, Επιστολ 101, PG 37, 192В 96 2 Петр. 2:10, 2:14. 97 Т. е. древнегреческому. 98 Анагирис — зловонный кустарник Anagyris foetida из семейства мотыльковых, запах листьев и вкус плодов которого вызывает сильную тошноту. От этого произошла античная поговорка: «не шевели анагирис». 99 Константинополя. 100 См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 58, 3, PG 58, 562. 101 2 Кор. 6:16. 102 Аэтий (ум. в 367 г.) — еретик; был последовательно рабом, странствующим слесарем, золотых дел мастером, врачом, сапожником, богословом и, наконец, учителем новой церкви. Был представителем наиболее распространенной фракции внутри арианской партии; учил, что Сын не подобен Отцу — ανμοιος, иной сущности — ξ τρας ουσας, сотворен из ничего — ξ ουκ ντων, вследствие чего его приверженцев называли аномианами, этерусианами или эксуконтианами. Они назывались также евномианами, по имени Евномия, ученика и друга Аэтия. 103 Евтихий — основатель христологической ереси евтихиан. По его учению, во Христе все человеческое было полностью поглощено божественным, и потому Христос имел лишь кажущуюся плоть. Эта ересь была осуждена Константинопольским «домашним» собором 448 г. под председательством Флавиана, патриарха Константинопольского, а Евтихий, бывший архимандритом одного из монастырей, низложен. 104 Диоскор — патриарх Александрийский, преемник по кафедре свт. Кирилла, поддержавший Евтихия. Председательствовал на Эфесском «разбойничьем» соборе 449 г., оправдавшем Евтихия и осудившем св. Флавиана. На Четвертом Вселенском соборе в Халкидоне, в 451 г. Диоскор был осужден — формально только лишь за насилие, примененное им во время «разбойничьего» собора в Эфесе в отношении православных оппонентов. Затем он был сослан в Пафлагонию, в Гангры, где и умер в 464 г. 105

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Появление престола с посвящением во имя М., как правило, было связано с небесным покровительством ктитора: ц. во имя М. в муж. Успенском Бахчисарайском скальном мон-ре (1879), часовня в с. Дуэ на о-ве Сахалин (1876, утрачена). Ист.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 87, 88. Лит.: София Киевская: Гос. архит.-ист. музей-заповедник/Сост.: Г. Н. Логвин. К., 1971. Ил. 33-34, 53, 67; Попова О. С. Рус. книжная миниатюра XI-XV вв.//ДРИ. М., 1983. Рукописная книга. Сб. 3. С. 9-74; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 77, 79. С. 321-326, 328. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Согласно свидетельству свт. Афанасия Великого, ариане использовали Иоил 2. 25 LXX, где саранча именуется δναμς μου μεγλη («моя великая сила»; в МТ - «моя огромная армия»), против божественности Христа, Который сравнивался еретиками с одной из божественных сил и не мог быть даже «истинной силой Божества» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 5; II 37. 40; ср. также: Суг. Alex. Thesaurus. 16). Согласно Дидиму Александрийскому, пневматомахи использовали этот стих против божества Св. Духа ( Did. Alex. De Trinit. II 3. 23). 2. Увещевание священников и призыв к покаянию (Иоил 1. 13-15; 2. 12-17). Эти стихи часто цитируются в связи с темами обращения и покаяния ( Theodoret. in Joel. 2. 13; Greg. Nazianz. Or. 16. 13; Суг. Alex. Hom. pasch. I 2). Для свт. Киприана Карфагенского стихи Иоил 2. 12 указывают на милость Божию и являются важным доказательством того, что оплакиваемые прегрешения могут быть прощены ( Cypr. Carth. De lapsis. 29. 36; Idem. Ep. 55. 22). Слова И., обращенные к священникам (Иоил 1. 13; 2. 15-16), по мысли свт. Григория Богослова, должны призывать пастырей Церкви к отказу от роскоши во времена бедствий народа и к строгому посту с плачем и покаянием ( Greg. Nazianz. Or. 2. 59). Стихи Иоил 2. 12-15 служат указаниями для проведения богоугодного и священного поста ( Theodoret. in Joel. 2. 14-15; Athanas. Alex. Ep. pasch. 1. 4; Ioan. Chrysost. De virg. 30. 2; Idem. Ad popul. Antioch. 3. 4; Greg. Magn. In Evang. 1. 16). На Западе слова «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил 2. 12) c V в. начинают использоваться в качестве введения к проповедям во время Великого поста, что указывает на литургическое употребление этого стиха ( Leo Magn. Serm. 88. 1; Caes. Arel. Serm. 198. 1). Прор. Иоиль. Витраж кафедрального собора в Орвьето, Италия. Мастер Джованни ди Бонино. 1325–1334 гг. Прор. Иоиль. Витраж кафедрального собора в Орвьето, Италия. Мастер Джованни ди Бонино. 1325–1334 гг. Прор. Иоиль. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/578234.html

Brugge, 1948. Vol. 1. P. 165-180; idem. Les chantes en langue grecque dans les liturgies latines: Suppl. 1//Ibid. 1952. Vol. 4. P. 226-238). В отличие от слов Г. Б. его стихотворные произведения не вошли в круг визант. песнопений, несмотря на наличие среди его стихов таких сочинений, как молитвы и песнь ко Христу, молитвы утренняя, вечерняя, «на другое утро», «в болезни», «шествующего в путь» и проч. Вопрос о влиянии текстов стихотворений святителя, а также в целом его опыта по использованию принципов античного стихосложения применительно к сочинению христ. религ. (в т. ч. молитвенных) произведений остается открытым (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы; Θυτρκης Α. Τ ποιητικν ργον Γρηγορου το Ναζιανζηνο//Επετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστιμου Αθηνν. Αθναι, 1968. Τ. 16. Σ. 571-621; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 1. P. 88-89; Frangeskou V. Observations on the Disputed Hymnus ad Deum (Carm. I.1.29 in M. 37, 507.8)//StPatr. 1989. Vol. 18. N 2. P. 9-13; Demoen K. The Paradigmatic Prayer in Gregory Nazianzen//Ibid. 1996. Vol. 32. P. 96-101; Δετορκης Θ. Βυζαντιν Θρησκευτικ ποηση κα μνογραφα. Ρθυμνο, 19972. Σ. 11-15). Диак. Михаил Желтов Толкования Г. Б. был самым цитируемым автором (после авторов библейских книг) в Византии ( Noret. 1983), а на его сочинения - в первую очередь на слова,- было написано множество комментариев разной степени подробности (см.: Sajdak J. Historia critica scholasticorum et commentatorum Gregorii Nazianzeni. Cracow, 1904; Lefherz F. Studien zu Gregor von Nazianz: Mythologie, Überlieferung, Scholasten: Diss. Bonn, 1958; в наст. время работа по изучению этих комментариев ведется в рамках лёвенского проекта по изучению личности и творений Г. Б.). Необходимость в таких комментариях была осознана уже к кон. V в., поскольку присущие сочинениям святителя широкое использование классического наследия, сложность риторического стиля и глубина богословской мысли делала их отнюдь не самым простым чтением. Слово на Пасху. 16 гомилий свт. Григория Богослова с толкованием митр. Никиты Ираклийского. XVI в. (РГБ. Троиц. (осн.) 138. Л. 2) Слово на Пасху. 16 гомилий свт. Григория Богослова с толкованием митр. Никиты Ираклийского. XVI в. (РГБ. Троиц. (осн.) 138. Л. 2)

http://pravenc.ru/text/166811.html

Как повествует один из ранних хадисов , христ. Б. едва не было заимствовано мусульманами: Мухаммад был поставлен перед выбором, использовать ли Б.-накус или евр. рог шофар, но предпочел др. способ созыва на богослужение - голосом: азан (араб.  ). См. также статьи Благовест , Звон . Ист.: Ioan. Climacus. Scala paradisi//PG. 88. Col. 937 (рус. пер.: Иоанн, прп. Лествица. С. 137); Ioan. Moschus. Pratum spirituale//PG. 87. Col. 2860, 2905, 2961 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 18, 67-68, 125, 126); Sophronius Hierosolymitanus. Commentarius liturgicus. 5//PG. 87. Col. 395; Eustathius Thessalonicensis. De Thessalonica urbe a Latinis capta//PG. 136. Col. 121; Symeon Thessalonicens. De sacra precatione. 304//PG. 155. Col. 557 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. Гл. 269. С. 405); Софроний Иерусалимский, свт. Отрывок из слова о Божественном священнодействии//Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. С. 270; Герман, патр. К-польский, св. Последовательное изложение церковных служб и обрядов//там же. С. 358; он же. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств/Пер. Е. М. Ломизе; введ. П. И. Мейендорфа. М., 1995. С. 9, 43; Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae//Kyrillos von Skythopolis/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85-200. (TU; 49. 2); idem. Vita Cyriaci//Ibid. P. 222-235; Theodorus Studites. Jamben auf verschiedene Gegenstände. 10, 16/Hrsg. P. Speck. B., 1968. S. 133, 146. (Suppl. Byzantina; 1); Arranz. Typicon. P. 208, 291, 412, 423, 434; Precepts of our father Pachomius//Pachomian Coinonia. Kalamazoo (Mich.), 1981. Vol. 2: Pachomian Chronicle and Rules. P. 145, 146, 148, 149, 151, 185. (Cistercian Stud.; 45); Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. с древнеарм. М. Дарбинян-Меликян и Л. Ханларян. М., 1988. С. 297; Житие Шенуте, составленное Бесой//Изречения египетских отцов. С. 141, 162; Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина); под ред. иером. Дионисия (Шленова). Серг. П., 2002.

http://pravenc.ru/text/149195.html

Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010