Вопросы: 1. Объясните, почему богословие является даром. 2. Объясните выражение «верующее мышление». 3. В каком смысле богословие есть тайна? Обязательно к прочтению: Григорий Палама , свт. Духовное ведение. Гл. 21–29//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 36–55. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. Рекомендуемая литература: 1. Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Понятие о богословии//Догматическое богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 7–16. 2. Богослов//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 514–515. 3. Богословие//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 520. 4. Григорий Палама , свт. Естественные человеческие способности. Гл. 15–20//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 30–36. 5. Григорий Палама , свт. Духовное ведение. Гл. 21–29//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 36–55. 6. Давыденков О. , свящ. Введение//Догматическое богословие. М., 2005. С. 3–14. 7. Диодор (Ларионов), монах. Богословие как монашеское делание//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/4226984.html 8. Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие?//Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html 9. Иларион (Алфеев) , митр. Откровение личного Бога. Богословие и богопознание//Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 367–375. 10. Лосский В. Н. Божественный мрак//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 20–36. 11. Лосский В.Н. Два «монотеизма»//Догматическое богословие. М., 1991. С. 200–203. 12. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLVI. Каково различие зеркала и гадания ( 1Кор. 13:12 )?//Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 138. 13. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. 12 Каллист (Уэр), митр. Святая Троица – парадигма человеческой личности//Материалы международной

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

С целью нормализации сложившегося положения 29 апреля 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл принял решение о передаче полномочий по редактированию и одобрению к печати акафистов из ведения Синодальной комиссии по богослужению в ведение новосозданного структурного подразделения Издательского Совета – рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества 649 , в состав которой вошли в том числе и авторы этих строк. Первое заседание рабочей группы состоялось 16 июня 2011 г. Согласно резолюции Его Святейшества, перед рабочей группой поставлена задача подготавливать к печати акафисты, передаваемые на рассмотрение в Секретариат научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета, включая редактирование этих гимнов, для избежания тиражирования в Церкви паралитургических гимнов. Издательскому Совету были даны полномочия разрешать издание отредактированных рабочей группой акафистов, не привлекая для их предварительного рассмотрения членов Синодальной богослужебной комиссии. Перед рабочей группой стоит непростая задача – выявить в огромном массиве неседальных гимнов, имеющих сегодня хождение в Русской Православной Церкви, те тексты, которые достойны того, чтобы стать словесным выражением горячего молитвенного чувства. В числе тех гимнов, которые никогда не оценивались и не рецензировались сгответствующими церковными инстанциями, встречаются тексты самого разного качества – от откровенно еретических опусов до высококачественных, выверенных молитвенных последований, и на сегодняшний день создаются все новые и новые акафисты. 26 декабря 2012 г. Священным Синодом были одобрены первые акафисты, подготовленные группой (журнал 131 650 ). Это восемь текстов: 1) акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица», а также гимны святым: 2) ап. Фоме, 3) вмч. Меркурию Кесарийскому, 4) прп. Герасиму Иорданскому, 5) прп. Симеону Новому Богослову , 6) свт. Григорию Паламе , 7) прп. Никодиму Святогорцу , 8) свт. Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Акафисты свт. Григорию Паламе , прп. Симеону Новому Богослову и прп. Никодиму Святогорцу переведены с греческого языка членом рабочей группы О. А. Родионовым, прп. Герасиму Иорданскому – также с греческого – М. А. Харитоновой. Акафист свт. Иоанну Шанхайскому представляет собой творение иером. Серафима (Роуза) (он изначально был написан по-английски, однако церковнославянская версия текста считается авторизованной). Акафисты вмч. Меркурию, ап. Фоме и Богородице в честь иконы «Всецарица» появились в последнюю четверть века. Акафист в честь иконы «Всецарица» был написан прот. Артемием Владимировым, акафист ап. Фоме – прот. Павлом Хондзинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

29 Ср.: Там же. 10. С.37. «Только от Отца» всегда считалось на Востоке подлинным выражением учения Церкви об исхождении Святого Духа. Лишь в конце прошлого столетия русский историк Болотов в переговорах со старокатоликами развил теорию, по которой «от единого Отца» и Филиокве – не более как теологумены, соответственно, Восточной и Западной Церкви и как таковые не могут считаться решающим препятствием (impedimentum dirimens) к единению Церквей. Его установка, похожая на установку Варлаама, высказанную перед папой Венедиктом XII, вызвала живую реакцию со стороны многих других богословов, которая продолжается и до наших дней. См. об этом: Thesen uber das Filioque (von einem russischen Theologen)//Revue internationale de theologie. VII. Bern, 1898 [Тезисы о Filioque (одного русского богослова)//Международное богословское обозрение. Т.6 (октябрь-декабрь). Берн, 1898]. С.681–712; Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.68. 33 [ Григорий Палама , свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.39. Ср.: Он же. 1 к Варлааму 14//Соч. Т.1. С.232. Надо заметить, что не случайно первое столкновение св. Григория с Варлаамом произошло именно по поводу толкования этих слов св. Григория Богослова . Толкование Варлаама в первой рецензии его полемических сочинений против латинян снова всплывает в его проекте единения и является как бы зародышем всего его богословствования. Он с самого начала оказывается не в состоянии видеть различие между богословием и домостроительством, то есть между общим началом творения и единым началом внутри-троичного бытия. Таким образом, он стоит на позиции латинского богословия. Это не могло не обратить на себя внимания св. Григория Паламы , и он не мог не увидеть опасности, которую таит в себе подобное неразличение. Поэтому его толкование слов св. Григория Богослова полагает основание всему его дальнейшему богословскому видению. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.38, сноска; Giannelli С. Un progetto di Barlaam per l " unione delle chiese//Miscellanea G. Mercati III. Citta del Vaticano, 1946; Джанелли К. Варлаамов проект церковного единства//Смесь [т.е. Сборник, посвященный] Дж. Меркати, III. Ватикан, 1946; [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину I,2//Соч. Т.1. С.204; К Варлааму I,14,16 и далее. С.232–235; 20. С.235–236; См. также: Христу П. Введение// Григорий Палама , свт. Соч. Т.1. С.18; Там же. С.183. См.: Schiro. Barlaam Calabro. Epistole grehce. Epist.I. Palermo, 1954. C.77 [Скиро. Варлаам Калабрийский. Греческие письма. Письмо I. Палермо, 1954. С.77].

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1066. См.: Василий Кесарийский. Письма 58–60. 1067. См.: Он же, Письма 225, 233. 1068. См.: Он же, Письма 237, 239. 1069. См.: Григорий Нисский. Письмо 6.6–11. 1070. См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 15; Письмо 19. 1071. См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 16. 1072. См.: Он же, Письмо 19.11. 1073. См.: Он же, Письмо 19.5. 1074. См.: Он же, Письма 5, 18, 19.16—18, 22.1—2. 1075. См.: Кодекс Феодосия 16.1.3; Созомен. Церковная история 7.9.6. 1076. 1 См.: Григорий Нисский. Письмо 2.12—13. 1077. См.: Он же, Письмо 3. 1078. См.: Он же, Письмо 2.16—18. 1079. См.: Он же, Письма 6.10, 18.5, 21.2. 1080. Большое огласительное слово 5. 1081. Там же. 1082. Там же. 1083. Об устроении человека 2. 1084. Там же 3. 1085. Об устроении человека 8. 1086. Там же. 1087. Ср.: «…Поскольку, согласно этой последовательности, из принявших жизнь через плоть чувственное может быть само по себе без умной природы, но словесное не иначе возникает в теле, как только срастворившись с чувственным, то последним после произрастающего и пасущегося был устроен человек, ведь природа известным образом шла вперед к совершенству. Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, совершает восхождение от самого малого к (Там же, рус. пер. В. М. Лурье, цит. по изл.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека/Пер., послесл. н прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Сс. 32–34). 1088. Об устроении человека 16. См. также: О надписании псалмов 1.3. 1089. Об устроении человека 16. 1090. О душе и воскресении: PG 46, 41 С. 1091. О смерти 41–42 (GNO); О душе и воскресении: PG 46, 40. 1092. Такое использование понятие «подобие» см., например, в трактате «О душе н воскресении» (PG 46, 89С-92А). 1093. Об устроенни человека 16, см. также: Там же 22, 29. 1094. Там же 20–29. 1095. PG 45, 120С; см. также т. н. 38 письмо свт. Василия Великого, принадлежащее, как считают современные исследователи, свт. Григорию Нисскому (HubnerK Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verstandnis der ousia bei den kappadokischen Briidern//Epektasis: Melanges patrisdques offerts au cardinal Jean Danielou/Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. Pp. 478–481; Fednick P. Commentary of Gregor) " of Nvssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia christiana. periodica " 44:1,1978. Pp. 31–51).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Тихон Амафунтский, свт. Описания иконы Тихон Амафунтский, свт. - житие Святитель Тихон, епископ Амафунтский, родился в городе Амафунте на острове Кипр. Родители воспитали сына в христианском благочестии, обучили чтению Священных книг. Сохранились известия, что дар чудотворения проявился у святого Тихона еще в юношеском возрасте. Его отец был владельцем хлебопекарни и посылал сына продавать хлебы. Святой отрок беднякам раздавал хлебы даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что " дающий Богу сторицею приимет " . " Я же, - говорил юноша, - даю Богу хлебы взаймы " и предложил отцу пойти туда, где хранились запасы зерна. Отец с изумлением увидел, что хранилище, бывшее пустым, переполнено пшеницей. С тех пор отец не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб. Один садовник выбросил из виноградника обрезанные сухие ветви. Святой Тихон собрал их, посадил в своем саду и попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели о[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 16 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10466.jpg:   Размер: 386x1200, 0.46 MPix, 89 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (122) , (1) . Описание: [Афон. XV.] Свт. Тихон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10468.jpg:   Размер: 471x1200, 0.57 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (119) , (1) . Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий-Июнь (свт. Тихон и прп. Ипатий). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 10470.jpg:   Размер: 460x378, 0.17 MPix, 35 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (161) , (5) . Описание: «Святой Тихон Амафунтский», Петербург, конец XVIII в. оклад – Москва, 1804 г.,мастер оклада – И. Виталиев; дерево, масло, позолота, серебро 84, чеканка; 37х30х3 Файл 14546.jpg:   Размер: 531x650, 0.35 MPix, 84 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (194) , 1 (5) . Описание: Икона «Святой Тихон Амафунтский Чудотворец в молении Спасителю», дерево, масло, золочение, XIX век, 36,5 х 29,5 см. Частное собрание. Файл 29943.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 154 Kb. Дата: 2017-09-30, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (100) , (2) .

http://pravicon.com/icon-3002

В МДА состоялась богословская конференция Москва, 30 ноября 2007 г. 29 ноября в Московской духовной академии состоялась III Богословская научная конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», посвященная 1600-летию со дня преставления свт. Иоанна Златоуста. Среди участников конференции — члены профессорско-преподавательской корпорации МДАиС, представители региональных семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного уиниверситета, МГУ, ЦНЦ «Православная энциклопедия», сотрудники РАН, заграничные гости. В рамках конференции были представлены  доклады, посвященные различным аспектам жизни и творчества свт. Иоанна Златоуста, а также специальным вопросам экзегетики и герменевтики Священного Писания. Открывая конференцию, ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений обратился к участникам собрания с приветственным словом, в котором отметил, что решением Ученого Совета МДА организаторами ежегодных богословских конференций МДА поочередно станут все академические кафедры, сообщает Патриархия.ru. Обращаясь к тематике нынешней конференции, владыка обратил внимание собравшихся на то, что, по словам свщмч. Илариона Верейского, «Истина не достигается одним рассудочным разумением Писания. Разумение Писания является проявлением Духа Святого, живущего в Церкви, и поэтому разумение Писания вне Церкви невозможно». На конференции были прочитаны доклады: Ю. Казачкова (ЦНЦ «Православная энциклопедия») «Иоанн Златоуст и церковно-политическая ситуация в Византии IV–V веков»; А. Балаховской (ИМЛИ РАН) «„Житие святителя Иоанна Златоуста“ Георгия Патриарха Александрийского и его место в агиографии святителя»; игумена Дионисия (Шленова) (МДА) «Экзегетическая аргументация свт. Иоанна Златоуста в богословском наследии свт. Григория Паламы»; И. Хлыновой (ПСТГУ) «Элементы стоической философии в гомилиях святителя Иоанна Златоуста о статуях»; И. Максутова (Философский факультет МГУ) «Сирийские традиции в экзегезе святителя Иоанна Златоуста: Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин»; священник Марко Скарпа (Италия) «Экзегеза святителя Григория Паламы»; C. Степанцов (МГУ, МДА, ИМЛИ РАН) «Символическое понимание крови в Пс. 50:16 у блаженного Августина» 30 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25069.html

837. То есть Сын как Вторая Ипостась будет иметь другого Сына в качестве Своей энергии. 838. То есть с Отцом. 839. Прп. Максим Исповедник. О двух волях единого Христа Бога нашего//PG 91, 200 A. 840. Если Сын есть нетварная энергия Отца и при этом Сам имеет нетварную энергию (а если не имеет, см. рассуждение в конце абзаца), то эти энергии необходимо разные, иначе Сын будет Своей собственной энергией. 841. Если у Отца и Сына разные энергии, а энергии суть характеристики природы, то у Отца и Сына разные природы. 842. Ср.: Пс. 72, 8. 843. Ср., напр.: Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 772 C. 844. См. гл. 4, 9 этого слова. 845. Имеется в виду трактат О Божественных именах (18 мест, где имеются оба слова вместе в разных числах, не считая употребления этих слов п отдельности; при этом чаще встречается единственное число). 846. Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, I, 1. 5; II, 4//Vol. 1, p. 108: 9, 117: 5, 126: 14 Such la; PG 3, 588 A, 593 C, 641 A. 847. Ср.: прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, III, 17//Cap 61, vol. 2, p. 156: 16–18, 20–21 Kotter; PG 94, 1069 В. 848. Большая часть этого абзаца дословно изложена в трактате свт. Григория Паламы О божественных энергиях, 7//ΓΠΣ 2, 101–102. 849. Шестой Вселенский. 850. Митрофан. Канон Троичен: Октоих, глас 2, в неделю на полунощнице, песнь 5, слава. Слав. пер.: «… естественную… славу»//Октоих. Гласы 1–4. М., 1981. С. 207 (Изд., Пер.); прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, 19//Cap. 92, vol. 2, p. 219: 39 Kott er; PG 94, 1193 B; Он же. Об иконах, III, 29//Vol. 3, p. 136 Kott er; PG 94, 1349 A; свт. Василий Великий. О Святом Духе, XVIII, 46//SC 17, p. 196 Pruch e; PG 32, 152 C (Пер.). 851. Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 12//Vol. 5, p. 449: 4–5 Kott er; PG 96, 564 B. 852. Седален второй по полиелее на утрени 6 августа (ныне не употребляется в богослужении) (Изд.). Греческий текст, отсутствующий в современных греческих изданиях, цитируется свт. Григорием Паламой в Триадах (III, 1, 20//ΓΠΣ 1, 632: 26). В славянской Минее седален сохранился до сих пор: «Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и божественного благолепия на святей показал еси горе, Благодетелю, просияв сущим с Тобою учеником, и, разумевшие нестерпимую сущую славу Твою, – свят еси, – возопиша, яко, неприступен сей, виден был еси плоти мирови, едине Человеколюбче» (Минея. Т. 12: Август. Ч. 1. М., 1989. С. 162–163). Ср. примеч. 235 (Пер.).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Итак, перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие книги Ветхого Завета является каноническими, а какие нет. Для начала необходимо указать источники, которыми руководствуется Церковь при отборе священных текстов. Это ряд святых канонов. А именно – 85-ое правило св. Апостолов, 60-ое правило Лаодикийского Собора, 33-ее правило Карфагенского Собора, 39-ое праздничное послание свт. Афанасия Великого , стихи свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского . Кроме этого, канон Писания излагает весьма авторитетные для православных тексты – «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского , «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , «Пространный катехизис» свт. Филарета Московского и «Декрет Дамаса», т.е. постановление Римского Собора 382 года. Для начала составим список книг, признаваемых каноническими всеми авторитетами. Это пять книг, написанных св. боговидцем Моисеем: 1 . Бытие. 2 . Исход. 3 . Левит. 4 . Числа. 5 . Второзаконие. Далее следуют исторические книги. 6 . Книга Иисуса Навина. 7 . Судей. 8 . Руфь (последние две книги традиционно приписываются св. прор. Самуилу). 9 . Четыре книги Царств (первые две приписываются Самуилу, 3 и 4 написаны пророками, а приведены в единообразный вид прор. Иеремией). 10 . Две книги Паралепоменон (основаны на летописях пророков, последняя их редакция принадлежит св. Ездре). 11 . 1 книга Ездры. 12 . Книга Неемии (в канонах часто называется 2 книгой Ездры). Далее следуют книги учительные: 13 . Иов (древнейшая книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном). 14 . Псалтирь св. царя Давида. 15 . Притчи Соломона. 16 . Екклесиаст Соломона. 17 . Песнь песней Соломона. Далее завершают Ветхозаветный Канон пророческие книги: 18 . Книга прор. Исаии. 19 . Иеремии. 20 . Иезекииля. 21 . Даниила. 22 . Осии. 23 . Иоиля. 24 . Амоса. 25 . Авдия. 26 . Ионы. 27 . Михея. 28 . Наума. 29 . Аввакума. 30 . Софонии. 31 . Аггея. 32 . Захарии. 33 . Малахии. Авторитет этих священных книг признан всеми каноническими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

После смерти свт. Василия Г. продолжил его церковную политику и литературно-богословскую полемику с арианами и очень скоро стал одной из самых авторитетных фигур в Вост. Церкви. В 379 г. он участвовал в Антиохийском Соборе ( Greg. Nyss. De vita Macr. 15; Mansi. T. 3. P. 501-516; см. ст. Антиохийские Соборы ). Возвращаясь с Собора, он получил известие о болезни сестры прп. Макрины ( Greg. Nyss. De vita Macr. 15). Прибыв в Аннису, где его сестра была настоятельницей жен. обители, он застал ее уже при смерти (Ibid. 16). Смерть прп. Макрины последовала на следующий день, и святитель сам приготовил тело к погребению, а затем вместе с Араксием, еп. Иворским, и клиром похоронил ее в семейной усыпальнице (Ibid. 29-35). Возвратившись в Ниссу, Г. вынужден был предпринять немало усилий для восстановления церковного порядка, нарушенного пришедшими в его епархию из соседней Галатии христианами, распространявшими ересь евномианства ( Idem. Ep. 19. 11; Idem. Contr. Eun. I 128). Вероятно, в марте 380 г. Г. посетил Ивору, где принял участие в выборах кандидата на место находившегося при смерти еп. Араксия ( Greg. Nyss. Ep. 19. 12; Mansi. T. 3. P. 572). Затем, в апреле того же года, он получил приглашение прибыть в Севастию для участия в выборах нового епископа этой митрополии, во главе к-рой долгое время стояли противники никейской и новоникейской партий (см. ст. Вселенский II Собор ), в т. ч. Евстафий Севастийский. При этом неожиданно и против своей воли он был избран митрополитом Севастийским ( Greg. Nyss. Ep. 19. 13-15; Maraval. 1971. P. 63; Idem. 1990. P. 30), что привело к беспорядкам и столкновениям между православными, арианами и савеллианами (см. ст. Савеллий ). Эти события задержали Г. в Севастии на 2 или 3 месяца. В это время он претерпел немало неприятностей от своих противников, настроивших против него представителей гос. власти ( Greg. Nyss. Ep. 5; 19. 16-18; 22. 1-2). Только после новых выборов, на к-рых епископом Севастийским был избран некий Петр, возможно брат Г. ( Idem. Ep. 1. 5; Theodoret. Hist. eccl. V 8. 4) или представитель партии пневматомахов (см. Духоборцы ) ( Maraval. 1990. P. 31), Г. смог вернуться в Ниссу, где продолжил начатую свт. Василием полемику с ересью Евномия. Именно в этот период были написаны 2 первые книги его трактата «Против Евномия» ( Greg. Nyss. Ep. 29. 2). 1 янв. 381 г. он отправился в Кесарию Каппадокийскую, где произнес похвальное слово в память свт. Василия Великого ( Idem. In Basil. fratr.; Daniélou . 1955. P. 352-353). II Вселенский Собор и последние годы жизни

http://pravenc.ru/text/166529.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010