C. 133–53. 288. Беда Досточтимый. Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии/Пер. с лат., предисл.: М. Р. Ненарокова//АиО. 1998. 4(18). С. 247–254. 289. Василий Великий , свт . Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. с греч., коммент.: А. Р. Фокин//БСб. 2000. 5. С. 104–117. См. также 3102. 290. Григорий Палама , свт. Святогорский томос: В защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 3(6). С. 69–76. 291. Григорий Палама , свт. Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: Ю. А. Казачков//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 101–103. О монашестве и схиме. 292. Григорий Палама , свт. Десятисловие христианского законоположения/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1998. 2(16). С. 70–77. «Декалог»: Толкование на Десять заповедей Божиих. 293. Григорий Палама , свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. с греч., предисл., примеч.: К. Б. Михайлов//АиО. 2000. 4(26). С. 45–78. 294. Григорий Синаит , прп. Духовные опыты монашествующих//ВРЗЕПЭ. 1957. С. 111–126; С. 161–185; 28. С. 246–256; 29. С. 60–75. 295. Григорий Турский , свт. Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших/Пер. с лат.: М. А. Тимофеев//АиО. 1998. 3(17). С. 175–180. 296. Григорий Турский , свт. Книга о чудесах блж. ап. Андрея/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев; Предисл.: А. Ю. Виноградов//АиО. 1999. 3(21). С. 214–242. Дионисий Ареопагит , сщмч. – см. 3103. 297. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Печать и знамя Христовы: (Из писем еп. Игнатия)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 24–26. 298. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О христианском совершенстве: (Из писем к С. Д. Нечаеву)/Еп. Игнатий//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 100–102. 299. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Неизданные сочинения: Молитва о умершем; Добавление к ст. «Сад во время зимы»; Предисл. к повести «Иосиф»; Стихотворение «Совет душе моей»//БТ. 1971. Сб. 6. С. 232–234. 300. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Слово о человеке/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 284–320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Philostorgius. Fragmenta II-III//PG. 65. Col. 461; Евсевий. Жизнь Константина. II 64, 69; III 62; Афанасий Великий, свт. Апология против ариан. 6, 59, 75; Феодорит. Церк. ист. I 2, 9, 14, 26; Сократ. Церк. ист. I 6, 9. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4; Loechke G. Zur Chronologie der beiden grossen anti-arianischen Schreiben des Alexander von Alexandrien//ZKG. 1910. Bd. 31. S. 584-586; Janin R. Alexandre (21)//DHGE. T. 2. Col. 182-183; Успенский. История. Т. 1. С. 66-67; Карташев. Соборы. С. 20-44; Schneemelcher W. Der Sermo «de anima et corpore»//Festschrift für G. Dehn. Neukirchen, 1957. S. 119-143; История Византии. Т. 1. С. 168-169; Bellini E. Alessandro e Ario: Un esempio di conflitto tra fede e ideologia. Mil., 1974; Θεδας Β. Αλξανδρος Αλεξανδρεας κα α δο γκκλιοι πιστολα ατο//Αντδωρον πνευματικν. Τιμητικς τμος Γ. Ι. Κονιδρη. Αθναι, 1981. Σ. 518-542; Χρηστο Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 439-445, 463. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 381-382; Detzel. Bd. 2. S. 52. Fig. 35; Minoz A. Il restauro del tempio della Fortuna Virile. R., 1925. 41. Tav. XXVI; Millet, Frolov. T. 3. Tab. 78, 3; Schutz L.//LCI. Bd. 5. Sp. 84. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая)

http://pravenc.ru/text/64056.html

Блажен, кто внимательно испытывал самого себя, замечал в себе многочисленные, едва приметные недостатки, ограждал себя от греха, чтобы умилосердился к нему Бог на нелицеприятном Своем суде (прп. Ефрем Сирин , 33, 476). Источник. Смотри, чтобы из-за видимости не ускользнула у тебя действительность (свт. Григорий Богослов , 16, 210). Источник. Если же ежедневно будем грешить и ранить нашу душу, никогда не вникая в это, то подобно тому как получающие непрерывные раны, а потом нерадеющие о них приобретают себе лихорадки и навлекают невыносимую смерть; так, конечно, и мы вследствие этого непрерывного бесчувствия навлекаем на себя неминуемое наказание... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 708). Источник. ...Будем ежедневно исследовать силу ее (души), и не перестанем испытывать самих себя; будем требовать у себя отчета и в том, что в нас входит, и в том, что выходит, – что мы сказали полезного и какое произнесли слово праздное, а также что полезного ввели в душу через слух и что внесли в нее могущее повредить ей (свт. Иоанн Златоуст , 47, 29). ...Будем бдительны и не станем безрассудно следовать обычаю других, но каждый день будем испытывать свою жизнь и смотреть, в чем мы согрешили и что сделали доброго, и таким образом исправлять свои согрешения, дабы нам стяжать и вышнюю милость, и быть угодными Богу... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 225). Не будем оставлять без внимания даже грехов, почитаемых малыми; но каждый день будем требовать от самих себя отчета и в словах, и во взглядах и подвергать себя наказанию, дабы избавиться наказания в будущем веке (свт. Иоанн Златоуст , 47, 650). ...Не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершенных тобою в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 25). Имей книгу в своей совести и записывай в ней ежедневные грехи. Например, так: когда ты ложишься в свою постель и тебя никто больше не развлекает, то прежде чем предаться сну, возьми эту книгу и подумай о своих грехах, рассуждая сам с собой: не согрешил ли я сегодня словом ли, или делом? (свт. Иоанн Златоуст , 48, 656).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вопросы: 1. Объясните, почему богословие является даром. 2. Объясните выражение «верующее мышление». 3. В каком смысле богословие есть тайна? Обязательно к прочтению: Григорий Палама , свт. Духовное ведение. Гл. 21–29//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 36–55. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. Рекомендуемая литература: 1. Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Понятие о богословии//Догматическое богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 7–16. 2. Богослов//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 514–515. 3. Богословие//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 520. 4. Григорий Палама , свт. Естественные человеческие способности. Гл. 15–20//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 30–36. 5. Григорий Палама , свт. Духовное ведение. Гл. 21–29//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 36–55. 6. Давыденков О. , свящ. Введение//Догматическое богословие. М., 2005. С. 3–14. 7. Диодор (Ларионов), монах. Богословие как монашеское делание//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/4226984.html 8. Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие?//Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html 9. Иларион (Алфеев) , митр. Откровение личного Бога. Богословие и богопознание//Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 367–375. 10. Лосский В. Н. Божественный мрак//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 20–36. 11. Лосский В.Н. Два «монотеизма»//Догматическое богословие. М., 1991. С. 200–203. 12. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLVI. Каково различие зеркала и гадания ( 1Кор. 13:12 )?//Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 138. 13. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. 12 Каллист (Уэр), митр. Святая Троица – парадигма человеческой личности//Материалы международной

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

26 Премудрость и благость Божия – Петроград, 1916 — С. 75—76 27 Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, сказанное в 1822 году//Митрополит Филарет (Дроздов). Сочинения. Слова и речи. Т. 2: 1821—1826 гг.— С. 64—65. 28 Св. Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу//ЖМП. – 1972, 1. — С. 36—37. 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. 30 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – Париж. – С. 142. 31 Бронзов А. Примечание//Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Кн. 2. – СПб, 1894. — С. 68. 32 Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие Ч. 1. — М., 1867. – С. 21. 33 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 147. 34 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 353. 35 Епископ Сильвестр. Опыт Православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 258. 36 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 355. 37 Митрополит Николай (Ярушевич). Слово «Душа»//Слова речи послания: 1941—1946. – С. 47—48. 38 Свт Ириней Лионский. Против ересей Кн. 5 С. 2. 39 Блж. Феодорит. Вопросы к Книге Бытия. С. 20. 40 Архимандрит Киприан (Керн) Антропология святителя Григория Паламы – С. 355. 41 Комментарий на книгу Екклезиаста//Толковая Библия ? 5 – Петербург, 1908 – С 29. 42 Свт Иоанн Златоуст Беседа на Бытие – Гл. 14 С. 5. 43 Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2. 44 Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 12. 45 Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию или О вере, надежде и любви – Гл. 45 46 Малиновский ?. Православное догматическое богословие. Ч. 2. Ставрополь-Губернский. 1903 – С. 314. 47 Епископ Гурий. Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни//Богословские труды. Вып. 12. – М.: издание Московской Патриархии. С. 21. См. также: Епископ Гурий. Выход богозданного человека из идеальных условий жизни//Богозданный человек//Богословские труды. Вып. 12. — С. 16—27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Большое место среди материалов «Б. т.» занимают публикации святоотеческих творений: святителей Афанасия I Великого («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», 11), Григория Паламы («Письмо своей Церкви», сб. МДА), блж. Августина («Об обучении оглашаемых», 15; «Исповедь», 19; «О Троице» (кн. 1), 29); священномучеников Ипполита Римского («Апостольское предание», 5), Киприана Карфагенского («Письма», 26), Мефодия Патарского (6 сочинений, 2-3); преподобных Романа Сладкопевца («О десяти девах (кондак)», 4) и Аммона (Аммонаса) («Семь посланий», «Наставления», «Фрагменты», 33), а также Тертуллиана («Апология», 25; «О покаянии», 26) и Минуция Феликса («Октавий», 22). Рус. святоотеческая лит-ра представлена «Толкованием второго псалма» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) (сб. ЛДА) и рядом изданных впервые работ свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Слово о человеке» 29), «Слово о Ангелах» 30) и др. Сопровождающие публикации святоотеческих трудов предисловия и послесловия часто представляют собой патрологические исследования, напр. статья прот. Петра Бубуруза о сщмч. Ипполите Римском и его «Апостольском предании» 5, 13), цикл статей архиеп. Михаила (Чуба) о сщмч. Мефодии («Святой священномученик Мефодий и его богословие», 10, 11; «К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия», 13; «Предание Церкви в богословии св. Мефодия» и «Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия», 14), статья А. И. Сидорова о личности и творениях св. Аммона 33) и др. Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных в «Б. т.», наибольший интерес представляют работы И. В. Попова «Святой Иларий, епископ Пиктавийский» 4-7), «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» 9; статья Скурата о самом Попове представлена в 30). Ряд статей о творчестве свт. Феофана Затворника опубликованы архим. Георгием (Тертышниковым) : «Богословское наследие епископа Феофана Затворника» 16), «Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни» 31), «Божественная благодать и свобода человека (по творениям святителя Феофана Затворника)» 32). Автореферат магист. дис. игум. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» опубликован в 6.

http://pravenc.ru/text/149565.html

Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) ( Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30). Антифонное пение очень скоро стало важной частью богослужения монашества IV и последующих веков, внося разнообразие в пение псалмов, особенно во время ночных бдений. Однако термин «А.», по-видимому, не всегда был жестко связан с типом псалмодии. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин , описывая практику мон-рей Египта (см. также в ст. «Александрийское богослужение» ), Палестины и Месопотамии, говорит о пении псалмов (в Египте и Фиваиде - 12, см. Двенадцати псалмов чин пения ) антифонным способом и о завершении на Востоке каждого такого псалма пением «Слава» (т. е. слов «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу») (De inst. coenob. II 2, 4, 8-12; III 8). Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим , утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50). В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену , распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (δς ντιφνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζμενοι κατ τν τν ντιφνων τρπον). А. в правосл. литургической традиции

http://pravenc.ru/text/115824.html

Впрочем, приоритет тринитаризма над представлением о божественном единстве не был предметом философского убеждения. Он не определялся исключительно интеллектуальной позицией, но основывался, скорее, на таком прочтении Нового Завета, которое полагало первым признаком и содержанием христианской керигмы встречу с Богом как с Троицей. По сути, темой споров с арианами являлась личность Иисуса Христа: никейская вера отстаивала Его божественную природу и Его «единосущность» с Отцом, поскольку истинным Спасителем может быть только Бог. Сила и действенность Его слов и деяний определяется именно этим определением: лишь Бог может сообщить тварному человеческому существу божественную жизнь. Таким образом, подлинным краеугольным камнем христианской веры является ответ св. Петра на вопрос Христа: а вы за кого почитаете Меня?: Ты-Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:15–16 ). Божественность Лица Святого Духа доказывается в богословии святителей Афанасия и Василия с помощью той же логики. Поскольку Дух неотделим от Сына в крещальной формуле, поскольку Иисус открывается как Христос Его действием и присутствие Его в мире чрез Него становится действенным, поскольку вместе с Отцом и Сыном Он является источником одного из трех даров, перечисленных во Втором послании к Коринфянам (Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа…/– 2Кор. 13:13 ), Он поистине является Лицом, или ипостасью, божественной Троицы. Он Сам говорит Филиппу (см.: Деян. 8:29 ), Петру (см.: Деян. 10:19; 11:12 ), Антиохийской церкви (см.: Деян. 13:2 ) и Апостольскому собору в Иерусалиме (Ибо угодно Святому Духу и нам…/– Деян. 15:28 ). Никео-Константинопольский Символ веры очень ясно отображает этот тринитарный персонализм, который довольно успешно отстаивался партией т. н. неоникейцев, возглавлявшейся отцами-Каппадокийцами. Дух «спокланяем и славим» с Отцом и Сыном. Однако текст Символа веры по некоторой причине избегает употребления слова «Бог» по отношению к Духу. Конечно же, Дух «спокланяем» с Богом Отцом Вседержителем и с Сыном, «Богом истинным от Бога истинного», однако именуется Он только «Господом, Животворящим». Здесь, конечно же, уместно вспомнить о том, что та же осторожность (та же икономия, οικονομα) явственно видна и в книге свт. Василия о Святом Духе. Святой Василий воздерживается от использования слова «Бог» в отношении Святого Духа; его друг, свт. Григорий Назианзин , даже корит его за названное опущение. Каковы бы ни были исторические причины этого, все же составители Символа веры полагали, что божественность Духа с достаточной ясностью подтверждается простой цитатой из Евангелия от Иоанна: Который от Отца исходит ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

С XIX в. состав братии мон-ря был стабильным - настоятель, ок. 4 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и неск. послушников. После учреждения общежития в 1823 г. произошли изменения. Кроме настоятеля в К. м. назначались казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 8 монахов. В 1869 г. кашинской купчихой 1-й гильдии А. В. Ванчаковой в пользу К. м. был пожертвован капитал - 63 тыс. р. серебром с условием, что настоятель мон-ря получит сан архимандрита. По представлению архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) об указанном вкладе в обитель в Синоде было вынесено определение: уважая древность и святость К. м. и принимая во внимание пожертвованный Ванчаковой капитал, Синод разрешал учредить в мон-ре архимандритию. 2 нояб. 1869 г. строитель мон-ря игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита. В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. значились: настоятель-архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 послушника и 7 чел., живущих на испытании. Среди выдающихся насельников К. м. были прп. Макарий Калязинский и, возможно, его современник прп. Ефрем , основатель Перекомского мон-ря Новгородской епархии, а также схим. Сергий Клобуковский (Ансимов). В К. м. проживал почитаемый пастырь иером. Дионисий (Богословский; 1814-1896), служивший духовником кашинского Сретенского жен. мон-ря. Храмы и другие постройки. Наиболее ранние сведения о соборном храме во имя свт. Николая Чудотворца сохранились в писцовой книге 1628/29 г. Прокофия Бестужева и подьячего Данилы Баранцева: «Монастырь Николая Чудотворца Клобуков, что в Кашине, у посаду на реке Кашинке, а на монастыре храм во имя Николы Чудотворца» ( Архангелов. 1909. С. 11). Из текста следует, что на то время и, вероятно, ранее в К. м. действовала одна церковь. Постепенно ветшавший деревянный собор просуществовал до 2-й пол. XVII в. и был скорее всего разобран в связи с началом строительства в 1664 г. каменной церкви (неизвестны источники даты, указанной С. А. Архангеловым) на средства вкладчиков, землевладельцев Кашинского у. Стефана Евстафьева Ансимова (в монашестве Стефан, в схиме Сергий; † 18 авг. 1669) и его «посестреницы» (названой сестры) Матроны Григорьевой (в монашестве и схиме Марфа; † 29 дек. 1699) (см.: Там же. С. 16). Сомнительно утверждение историков, что строительство храма было закончено к 1670 г. Позже на средства неизвестных благотворителей рядом с Никольской ц. была построена более вместительная Троицкая. В результате Никольская ц. стала придельной при одноглавом Троицком храме.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

В наиболее густо населенном неокружниками Свияжском у. было зарегистрировано всего 2 общины. Н. были среди беглопоповцев . На нижегородском съезде беглопоповцев 15-19 мая 1908 г., проводившемся при деятельном участии и на средства нижегородского промышленника-старообрядца Н. А. Бугрова , мнения относительно регистрации общин разделились. Противники регистрации считали, что можно иметь общину духовную, но не гражданскую. Защитники указа об общинах полагали, что регистрация общин сплотит разъединенную старообрядческую церковь. По результатам голосования победило общинное движение. Попытки прекратить раздор среди беглопоповцев неоднократно предпринимались на всероссийских съездах согласия, многое делал в этом направлении совет братства во имя свт. Николы. В мае 1912 г. на съезде в Вольске Саратовской губ. было решено: «Противообщинников считать сынами нашей церкви... Открытие общин оставить на усмотрение каждого прихода; священников же и мирян, созывающих собрание против общин, съездов и совета братства и вносящих разделение в нашей церкви, признавать раздорниками». Примирение сторонников общин с Н. состоялось на 5-м всероссийском съезде беглопоповцев, прошедшем 16-18 июля 1917 г. в Москве; из Н. на съезде присутствовал свящ. И. Ястребов с прихожанами. Беглопоповцы-Н. имели храм в честь Казанской иконы Богородицы в доме Е. К. Лубковой в Москве (Лужнецкая ул. (ныне ул. Бахрушина), д. 25) и храм в с. Коломенском (ныне в черте Москвы). В нач. 30-х гг. XX в. оба храма были закрыты (1-м в февр. 1930 закрыли Казанский храм в Москве), после чего Н. стали проводить нелегальные богослужения. В нач. 50-х гг. XX в. богослужения совершали Сергей Ермолаев в доме на Серпуховском шоссе и наставник Григорий Лыков в Коломенском. Обе нелегальные моленные были закрыты к 1955 г. после жалоб главы беглопоповцев Иоанна (Калинина). В кон. ХХ в. беглопоповцы-Н. жили в Вольске. Большинство урало-сибирских часовенных (см. ст. Часовенное согласие ) были Н. 29-30 янв. 1912 г. на съезде (соборе) часовенных, ежегодно проходившем в дер.

http://pravenc.ru/text/2564918.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010