Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

130 . Греческая и латинская эпиграмма о медицине и здоровье: Пер. с древнегреч. и лат. – М.: Медгиз, 1960. – 112 с. 131 . Греческая эпиграмма: Пер. с древнегреч./Под. ред. Ф. А. Петровского . – М.: Гослитиздат, 1960. – 487 с. 132 . Греческие народные песни/Сост., пер., коммент. и послеслов. В. Нейштадт. – М.: Гослитиздат, 1957. – 303 с. 133 . Греческие предания о св. апостоле Андрее. Т. 1. Жития/Изд. А. Ю. Виноградова. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2005. – 352 с. 134 . Греческие эпиграммы (VII век до н. э. – IX век н. э.): Пер., ст., прим. Л. В. Блуменау/Ред. Ф. А. Петровского . – М; Л.: Academia, 1935. – 315 с. 135 . Греческий роман/Пер. с древнегреч. Сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1988. – 526 с. 136 . Григорий Богослов . О себе самом и епископах// Церковь и время. – 2003. – 1. 137 . Григорий Богослов . О человеческом естестве/Пер. и прим. Л. Лутковского//ЖМП. – 1989. – 11. – С. 67–71. 138 . Григорий Богослов . Пять слов о богословии. – М., 2000. 139 . Григорий Богослов , свт. Собрание творений. – Сергиев Посад, 1994. – Т. 1–2. 140 . Григорий Двоеслов . Собеседование о жизни италийских отцов. – Казань, 1858. 141 . Григорий. Житие преподобного Ромина. – СПб., 1900. – XXXIII, 54 с. (Памятники древней письменности. – Т. 136). 142 . Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолствующих. – М., 1995. 143 . Григория Нисского Слово о нищелюбии и благотворительности//Христианское чтение. – 1835. – Ч. 2. – С. 231–254. 144 . Григория Нисского Слово против Ростовщиков//Христианское чтение. – 1838. – Ч. 4. – С. 170–193. 145 . Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. с древнеарм. и коммент. М. О. Дарбинян-Меликян, Л. А. Ханларян. Вступ. ст. С. С. Аверинцева . – М., 1988. 146 . Григорович В. Исторические намеки о значении Херсона и его церкви в VIII, IX и X столетиях//Прибавление к Херсонским Епархиальным Ведомостям. – 1864. – Ч. 13. – С. 998–1009 [два письма патриарха Николая Мистика в Херсон, 918–920 гг]. 147 . Грузинские источники по истории Византии/Сост. С. Г Каухчишвили. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. – Т. 1. – 171 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2274 Commentarii in Lucam (in catenis) 72. 628. 4; 72. 625. 49–50; Commentarii in Matthaeum (in catenis). Fragment 168. 6 и др. 2275 Epistulae paschales sive Homiliae paschales (epist. 1–6). Homily 1. 1. 59–60; Commentarii in Matthaeum (in catenis). Fragment 314. 7–8. 2279 «ς μρη το κσμου, κα καθπερ νς μλη σματος», Expositio… in Ioannis Evangelium I. PG 73. 145 С. 2280 Единственный пример такого употребления термина от лица самого автора содержится в сочинении Lectanea (Собрание чтений из Ветхого Завета), но оно считается неаутентичным, S. Cyrillus Alexandrinus. Collectio Dictorum veteris Testamenti. PG 77. 1281 В. 2282 PG 70. 89 В С; 417 В; 660 D; 676 С; 844 D; 992 А, 993 D; PG 71. 325 А; 477 В; 496 В С; 1048 А В. 2301 «Δεδημιοργηται μν γρ ν ρχ τ ζον πλαστουργοντος ατ το Θεο, κα τετιμηκτος οονε κα ατοχειρ», De Sancta Trinitate dialogi I–VII. 638. 30–31. 2303 Fragmenta in sancti Pauli epistulam i ad Corinthios 315. 17–18; «Ποα δ σαρκς δναμις, τς οτως σθενος κα ποκειμνης τ φθορ», Commentarius in Isaiam prophetam 70. 696. 55–56. 2305 S. Cyrillus Alexandrinus. A Commentary Upon the Gospel according to s. Luke, by S. Cyril, Patriarch of Alexandria. Translated into English from an ancient Syriac Version By r. Payne Smith, Part II. Oxford: M. DCCC. LIX, P. 666. 2308 Glaphyra in Genesim. PG 69. 20 В; также. см.: Exspositio… in Ioannis Evangelium. PG 73. 160 B. 2314 «Σνθετν τι ζον», Commentarii in Joannem 2. 64. 12; 1. 138. 19; 1. 219. 15; Expositio sive commentarius in Ioannis Evangelium. PG 73. 160 А. 2316 Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна//Он же. Творения. Т. 2. С. 564; Англоязычный перевод точнее передает текст оригинала через термин «His formation». См.: Cyril of Alexandria. Commentary on John. LFC 43, 48 (1874/1885). Book 2. P. 130–284/Translated by P. E. Pusey. URL: (дата обращения 28. 03. 2014). 2323 Ibidem. I. 10 («О том, что человеческая душа ни предсуществует телу, ни воплощается (в теле) вследствие раннейших грехов, как думают некоторые»), PG 73. 124 C –– 176 C.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

XII. Р. М. Конь. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника Изучение противосектантских трудов святителя Феофана в академической литературе. В академических патрологических исследованиях наследия русских отцов после 1917 года изучение сектантства занимало незначительное место. Перечень названий кандидатских сочинений МДА до середины 1990-х годов свидетельствует об интересе главным образом к темам, раскрывающим их учение не в полемическом преломлении. Во многом такое отношение к сектантской тематике вызвано, по-видимому, довольно широко распространенным мнением о нем как явлении малоинтересном и представляющем собою набор бредовых идей. С другой стороны, интерес к сектантству сдерживался небольшим объемом материала по нему. В целом изучение этой проблемы не соответствовало масштабам деятельности сект, которых в России, по образному выражению свт. Феофана, было «что червей в падалище» 313 . Такой подход характерен и для исследований, посвященных наследию свт. Феофана Затворника . В них, как правило, обращали на тему сектантства лишь незначительное внимание, и то не все авторы 314 , останавливаясь на других текстах святителя, где подробно раскрывались его богословско-аскетические взгляды. Противосектантские сочинения святителя Феофана, их специфика и предмет Свт. Феофан известен своими экзегетическими и переводческими трудами, и в ряду его сочинений полемические тексты занимают незначительный объем. К ним относятся письма, в которых в разной мере рассматриваются деятельность и учение евангелизма 315 (в полемической литературе его времени известного как редстокизм, пашковщина), толстовства 316 , молоканства 317 , новоапостольской общины (ирвингиан) 318 , хлыстовства, скопчества, а также спиритизма 319 и магнетизма 320 . Кроме того, в ряде писем просто упоминается о какой-либо секте. В целом, во всех письмах затрагивается в разной мере весь спектр сектоведческой тематики, а именно: вопросы возникновения, распространения и вероучения сект, методологии полемики с ними, дается оценка критических публикаций и обзор организации борьбы с сектантством 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Но молитва есть не только пища, она же и своего рода ответная жертва (хвалы: Пс. 49:14 ) человека на жертву премудрости (или Христову, т.к. основа догматов – учение о боговоплощении, распятии и воскресении). Не только молитва угодна Богу как жертва, но еще борьба со страстями, нечистыми духами, борьба совести (ежедневное мученичество, τ καθημραν καινν τς συνειδσεως κστου μαρτριον) и страдания вообще, потому как все это есть распятие плоти и подражание жертве Христовой. Также милостыня и каждая добродетель есть, по мнению святителя, жертва Богу, «священнодействуемая божественной Премудростью в душе каждого» (τ κστου ψυχ π τς θεας ερουργουμνην σοφας) 312 . Эсхатологически такая двоякая (извне и внутри) жертвенная трапеза премудрости в нынешнем веке является основой и залогом участия в брачной трапезе в вечности со Христом. Вино Премудрости свт. Филофей еще толкует как растворенные человеческими словами и мыслями божественные созерцания (τ θεαι θεωρματα 313 ). Деление на твердую и жидкую пищу в трапезе премудрости говорит, по свт. Филофею, о приспособлении к духовному состоянию каждого человека: единообразная твердая пища – «нечто совершительное» (τελειοποις) для совершенных, а жидкая многообразная пища, растворенная множеством слов и образов, подстраивается под возможности (понимания, усвоения) каждого, чтобы всех привести к истинному богопознанию ( ληθς το Θεο γνσις) 314 , т.е. премудрости. Философия же ставит жесткие требования (пусть даже при различных течениях философской мысли), если человек им не соответствует, то отстраняется от пути мудрости. Описывая саму чашу, свт. Филофей углубляется в догматическое богословие. Он выделяет 4 символические характеристики чаши: открытость, круглость, устойчивость и неподвижность. По мнению святителя, они говорят о «безначальной и нескончаемой промыслительности обо всем» ( ναρχος κα τελετητος τν λων πρνοια), доступности чаши (τ εχερς τε κα διον), о промыслительности (т.е. премудрости) как свойстве самодостаточного, неизменного, бесконечного, вечного Божества, Самого в Себе (μνει ν αυτ κα στηκεν ν κιντ ταττη τι κα παντελς νεκφοιττ αυτς δρυμνη μονμως κα ραρτως.) 315 . Перемену же мяса на хлеб в Притч. 9:5 . святитель обосновывает гораздо проще, тем, что (как и в случае с вином) это есть приспособление к состоянию каждого, а также, чтобы речь о жертве, мясе и крови не поразила (ξενισθσι) приглашаемых к трапезе, т.к. они означают умерщвление для мира, для греха, подвиги до крови и смерти. Для новоначальных же пока доступен только «хлеб усердной деятельности в слезах и поте лица своего» (τν τς σπουδαας πρξεως ρτος ν δκρυσι κα δρτι το προσπου). Т.е. мясо и кровь означают приобщение премудрости на деле, существенно, испытывая при этом блаженство (τ μακριον πθος) 316 , а хлеб – это как бы теоретическая подготовка к вышеназванному.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ученые занятия Памфила и его окружения были прерваны начавшимися гонениями имп. Диоклетиана (303). Положение Е. во время гонений остается неясным. Позднее его упрекали в том, что он избегал мученичества ( Epiph. Adv. haer. 68. 8). Известно, что он покинул Кесарию, когда его братья по вере жестоко пострадали, однако тот факт, что впосл. Е. был избран епископом Кесарии, свидетельствует, что он сохранил верность Церкви. Памфил был брошен в темницу в кон. 307 г.; Е. находился рядом с учителем и в соавторстве с ним продолжил работу над составлением 5-томной «Апологии Оригена», к-рую он позже дополнил 6-й книгой ( Phot. Bibl. Cod. 118). После смерти Памфила Е. ушел из Кесарии, и о его жизни в этот период (311-313) известно очень мало. Во время скитаний по Палестине он стал свидетелем мученичества христиан, которое вместе с мученичеством Памфила описал в 8-й кн. «Церковной истории» и в соч. «О палестинских мучениках». Отдельно Памфилу Е. посвятил 3-томный труд «Жизнь Памфила», написанный примерно в то же время. Тогда же им было составлено «Собрание древних мученических актов». Из Палестины он отправился в Тир, а затем в Египет. После окончания гонения имп. Максимина Дайи (313) и подписания Миланского эдикта Е. был поставлен епископом Кесарии Палестинской после смерти еп. Агапия. В это время он продолжал работать над главным трудом своей жизни - «Церковной историей», писать к-рую начал еще до гонений (предположительно на момент окончания гонений Е. написал 8 книг). Тогда же он много занимался апологетикой: к этому периоду относятся трактаты «Против Порфирия», «Против Иерокла» и начало работы над 2-томной апологией, состоявшей из «Евангельского приготовления» в 15 книгах и «Евангельского доказательства» в 20 книгах. Церковно-адм. заслуги и богословские труды Е. постепенно делали его заметной фигурой в церковной жизни. По случаю освящения базилики в Тире (315-316) он произнес торжественную речь, обращенную к еп. Павлину, к епископам, собравшимся на освящение, к клиру и к народу, к-рая вошла в 10-ю кн. «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. X 4). В этой речи Е. говорил об окончании гонений и о положительном отношении к христианству самих правителей империи (Ibid. 16). Активное участие Е. принял и в арианских спорах. Он написал ряд писем свт. Александру , еп. Александрийскому (а также еп. Евфрасию Баланейскому), стремясь примирить его с Арием, к-рого знал лично. Е. не разделял богословскую позицию Ария, однако и свт. Александр, по его мнению, не желал дать свободу богословской мысли и в своих взглядах возрождал монархианство.

http://pravenc.ru/text/187357.html

299 На эти темы говорит J. Breck в своих кратких «Reflections on the Problem of Chalcedonian Christology»//St. Vladimir’s Theological Quarterly 33 (1989). P. 147–157; они развиты в моей книге «Christ in Eastern Christian Thought» (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1975). 301 Platonisme et théologie mystique: Essai sur la doctrine spirituelle de saint Gregoire de Nysse. Paris, 1944. P. 54. 303 Cp., напр., Nellas P. Deification in Christ: The Nature of the Human Person. Crestwood, NY, 1987. P. 21–42; Meyendorff J. Catholicity and the Church (Ibid., 1983). P. 21–26. 307 Об этом см. Florovsky G. The Concept of Creation in St. Athanasius//Studia Patristica 6, part. 4 (TU 81; Berlin, 1962). Р. 36–67; ср. также Meyendorff J. Creation in the History of Orthodox Theology//St. Vladimir’s Theological Quarterly 27 (1983). P. 27–37. 308 Если кто-либо не исповедует, что Слово Божие пострадало во плоти, было распято во плоти и вкусило смерти во плоти... да будет анафема». Третье послание к Несторию//Alberigo et al., eds., Conciliorum oecumenicorum decreta. 3rd ed., Basel, 1962. P. 61. 311 Bulgakov S. Anthology. Р. 152. Для Булгакова и других учеников Владимира Соловьева, таких как П. Флоренский , «изначальное Богочеловечество» есть, конечно, София, Премудрость Божия, как в своем нетварном, так и в тварном аспекте. 315 Эта богословская тема блестяще развита румынским богословом Думитру Станилое в «Trinitarian Relations and the Life of the Church»//Theology and the Church. Crestwood, NY, 1980. P. 11–44. 316 Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1968. P. 119. 318 Латинский перевод φ ’ πντες μαρτον в Посл. к Римлянам 5, 12: in quo omnes peccaverunt. Мужской род quo должен относиться к «единому человеку», ранее упомянутому во фразе: «Все согрешили во Адаме». Греческий язык не допускает такого значения, а допускает две грамматические возможности: а) если φ среднего рода и означает «из-за», то фраза определяет смерть как кару за отдельные грехи любого человека (а не «первородный» грех); б) если здесь мужской род, то это относится к смерти ( θνατος), так что смерть – космическая, персонализированная реальность – становится причиной отдельных человеческих грехов. В таком смысле текст этот и был прочтен Феодоритом и Феодором так же, как и многими другими греческими авторами, включая Златоуста, свт. Кирилла Александрийского , преп. Максима Исповедника и более поздних византийских богословов. По этому вопросу см. Meyendorff J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. 3rd ed.; New York, 1987. P. 143–146. Явственное различие между греческой и августиновской традициями «первородного греха» общепризнано историками. Ср., напр., Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1958. P. 348–352.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Т. 2. С. 220-222. Его необходимо, поэтому, отличать от обыкновенного, чисто психологического спокойствия. Там же. С. 228-229. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 316, 318-319. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319-320, 316. В таком воссоздании свт. Игнатий усматривает параллель с первым творением Адама, внезапно ощутившего себя живым (см.: Там же. С. 319-320). Властное действие Божие в человеке святитель описывает ещё и так: «Ты – Сильный – входишь в дом, связываешь крепкого, расхищаешь сосуды дома, расхищаешь не в погибель – во спасение! И дом и сосуды были прежде Твоими, Ты их устроил, устроил для Себя, они сами отдались в горестный плен хищнику. И были они доселе – ум мой, душа моя, тело мое – под властию лютого властелина, действовали под его влиянием. Ты приходишь: они отныне поступают в Твое распоряжение, начинают действовать под Твоим влиянием, святым, блаженным» (Там же. С. 314-315). См.: Там же. С. 316-317, 319. Ср.: «Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 29//Творения. Т. 2. С. 166). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319. Там же. С. 315. Там же. С. 316. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 317. Возможно, что этот образ выражения – огонь не опаляет, но орошает – навеян свт. Игнатию словами седальна из канона Пятидесятницы: «языцы бо рассеяшеся, видими яко огнь; и сих не опали, но паче ороси» (Канон в неделю Пятидесятницы, седален по 3-й песни//Пентикостарион. Л. 242 об.). В любом случае, причиной сходства выражений – тождество опыта. Свой личный опыт владыка Игнатий воспринимает как однородный с опытом Апостолов. – Ср. рассуждения Прудникова: «Обновление это – личная Пятидесятница . Она и является главным ориентиром в богословствовании владыки Игнатия.

http://bogoslov.ru/article/6176871

Из Писания мы знаем, что до момента схождения Св. Духа на апостолов, они сами мало что понимали из слов Учителя. По этой причине можно сказать, что интенция святителя на Пятидесятницу оправдана» ( Прудников А. С. Познание и спасение в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). С. 13-14). Имеется в виду опыт прор. Илии (3 Цар. 19:12). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 316. Свт. Игнатий ссылается на прп. Максима Капсокаливи, цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 25//Творения. Т. 2. С. 164. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 315. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. С. 283. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 29//Творения. Т. 2. С. 166. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 28//Творения. Т. 2. С. 166. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 151-152. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 317. Аллегорическое понятие субботы в подобном значении впервые вводится в Евр. 4:9-10. Ср. развитие идеи у прп. Исаака Сирина ( Исаак Сирин, прп. Слово 19//Слова подвижнические. С. 77-78). Прп. Исаак, впрочем, настаивает, что в земной жизни подвижники достигают лишь несовершенной («в притче») субботы, настоящая же суббота, полное упокоение от борьбы и страданий, есть гроб. Свт. Игнатий, конечно, не противоречит великому наставнику монашествующих (как сам он его называет), ибо, говоря о мистической субботе, вовсе не настаивает на возможности абсолютного совершенства её в пределах сей жизни. В частности, он пишет: «Не оставь теснин истинного молитвенного пути – и достигнешь священного покоя, таинственной субботы: в субботу не совершается никакого земного дела, устраняются борьба и подвиг; в блаженном бесстрастии, вне рассеянности, душа чистою молитвою предстоит Богу, и упокоевается в Нем верою в бесконечную благость Его, преданностию Его всесвятой воле» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С.

http://bogoslov.ru/article/6176871

(пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) ПАТРИКИЙ [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.)

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010