Таким образом, мы вновь стоим перед начатками раскрытия темы ипостасного единства природ. Свт. Григорий Богослов h11 Терминология апофатичного троичного богословия Свт. Григорий, рассуждая о терминах, употребляемых в описании Троичной тайны, говорит, что благочестиво исповедовать в Троице единую сущность и славу, или «светлость» (μοοσια, μδοξα), соответственно одной природе Божества (τν φσιν δηλο τς θετητος), и три бесконечные, равночестные ипостаси, или три лица (πρσωπον), притом каждое – со своими свойствами (τν τριν διτητας) 306 . При этом ипостасные свойства, или идиомы, остаются неподвижными, не переходящими от одной ипостаси к другой при тождестве общей сущности 307 . Можно сказать, что свт. Григорий Богослов выстраивает равновесие между единством и троичностью, «разделяя» ипостаси по свойствам и «соединяя» по Божеству, одновременно в одно не смешивая Трех и Единого не деля на три 308 . Он отмечает, что латинский язык не позволяет различить термины «сущность» и «ипостась», и потому прибегает к термину «πρσωπον» для обозначения лиц. Однако Савеллий, например, тоже учил о трех лицах (πρσωπον) в Боге, при этом нечестиво смешивая три ипостаси в одну, а ариане искажали учение о трех ипостасях, говоря о них как о трех сущностях. Т. е. фактически возможно превратное применение любого из терминов, ведущее или к «злому соединению», или к «лукавому делению» единого трех-ипостасного Божества, к отступлению от «среднего и царского пути» 309 . Ибо Бог , как апофатически выражается свт. Григорий, «разделяется нераздельно» и «соединяется, пребывая разделенным», а Св. Писание одновременно «различает ипостаси» и «сводит воедино» 310 . Поэтому мысль человека вынуждена обращаться от единства ипостасей по сущности к различию их по свойствам и вновь возвращаться к их природному единству 311 . Монархия Отца как принцип равновесия троичности ипостасей и единства сущности Единство Божества при исповедании троичности ипостасей соблюдается, по мнению свт. Григория Богослова , благодаря причинности, или монархии (единоначалию), Отца 312 , понимаемой вневременно и бестелесно. При единстве такой Причины, или Начала, постулируются одновременно единство и троичность; монархия Отца и единосущие трех ипостасей предполагают и дополняют друг друга 313 . Ипостаси Сына и Духа «от Отца» имеют бытие от Него (ξ, κ το, παρ το Πατρς), равные Отцу по сущности 314 , почему Отец и называется «основанием» (ατα) Божества, созерцаемого в Сыне и Духе 315 . Но одновременно Сын и Дух – «иные», отличные в самом акте происхождения своего. «Мы чтим монархию», говорит свт. Григорий, но не монархию, описываемую как «единство лица», а состоящую в «равночестии природы» ипостасей 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Поэтому свт. Григорий Нисский руководствуется прежде всего Свящ. Писанием и Св. Преданием в своих попытках проникнуть разумом в тайны христианской веры. Он полагает, что в отличие от философов, которые полностью свободны в своих исследованиях и могут утверждать все, что захотят, христианские богословы ограничены в своих изысканиях, поскольку они «пользуются Свящ. Писанием как мерилом и законом всякого догмата (καννι παντς δγματος κα νμ) и, сообразуясь с ним, необходимо признают лишь то, что согласуется с намерением Писаний» 308 . В богословии «надежный критерий истинности всякого догмата (κριτριον σφαλς τς ληθεας π παντς δγματος) есть богодухновенное свидетельство», то есть свидетельство Свящ. Писания 309 , которое есть «закон (νμος) для читающих его» 310 . Наш разум и рассуждение ( λγος) должны руководствоваться Свящ. Писанием (δι τς γας γραφς δηγομενος) 311 . В свою очередь, догматы , открытые в Свящ. Писании, богослов должен «созерцать верой» (θεωρεν δι πστεως) 312 , и сделать благочестивую веру руководителей своей жизни (γεμνα το βου τν εσεβ πστιν) 313 . По мнению свт. Григория Нисского , к Богу можно приблизиться только при посредстве веры (πστεως μεσιτευοσης), которая соединяет исследующий разум (τν πιζητοντα νον) с непознаваемый Естеством. Бог вменяет людям в праведность не знание, а веру, поскольку знание носит эмпирический характер и соотносится только с тем, что познаваемо; христианская же вера не такова, ибо она есть основание (πστασις) не того, что познается, а того, на что надеются 314 . Вера делает нашим то, что ускользает от нашего постижения (τ διαφεγον τν κατανησιν μν), своей собственной крепостью поручаясь за невидимое (τ μ φαινμενον) 315 . То, что недоступно нашему постижению, мы должны «познавать верою» (πστει νοομεν) 316 . Свт. Григорий Нисский полагает, что вера необходима даже в процессе естественного познания: ведь всякое рассуждение, отправляясь от ясного и известного всем, прилагает веру к спорным предметам; и что-либо из сокрытого может быть постигнуто только в том случае, если то, с чем мы соглашаемся (τ μολογομενα, то есть принимаем на веру), будет руководить нами на пути к познанию неизведанного 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Demoen K. Some Remarks on the Life and Poems of Gregory Nazianzen//OCP 63. 1997. P. 171–179. Dubedout E. De divi Gregorii Nazianzeni carminibus. Paris, 1901. Fernandez M. N. Observaciones sobre los Himnos de Gregorio Nacianceno//Emerita 36. 1968. P. 231–245. Frangeskou V. A. Gregory Nazianzen’s usage of the Homeric simile//Hellenica 36. 1985. P. 12–26. Ghedini G. La Poesia di S. Gregorio Nazianzeno//Scuola Cattolica. 1932. P. 256–260. Gilber P. L. Person and Nature in the Theological Poems of St. Gregory of Nazianzus: Diss. Washington, 1994. Grenier A. La Vie et les poésies de S. Grégoire de Nazianze. Clermont Ferrand, 1858. Kalamakis D. Echoes of Pindar in Gregory the Theologian//Athena 79. 1983–1984. P. 73–79. Kambylis A. Gregor von Nazianz und Kallimachos//Hermes 90. 1982. P. 120–122. Keydell R. Ein dogmatisches Lehrgedicht Gregors von Nazianz//BZ 44. 1951. S. 315–321. Keydell R. Die literarhistorische Stellung der Gedichte Gregors von Nazianz//Atti dello 80 Congr. Ist. di Studi Bizantini. II, SBN Vol. 7. Rome, 1953. P. 134–143. Koster W. J. W. Sappho apud Gregorium Nazianzenum//Mnemosyne 17. 1964. P. 374. Koster W. J. W. Sappho apud Gregorium bis detecta//Mnemosyne 18. 1965. P. 75. Musurillo H. The Poetry of Gregory of Nazianzus//Thought 45. 1970. P. 45–55. Pellegrino M. La Poesia di S. Gregorio Nazianzeno//Pubbl. della Univ. Cattol. del Sacro Cuore, Vita e Pensiero. 1932. No 13. Sajdak J. De Gregorio Nazianzeno poetarum Christianorum fonte//Eos 18. 1912. P. 1–30 (Commentarii societatis philologiae Polonorum). Sykes D. A. The Bible and Greek Classics in Gregory Nazianzen’s Verse//Studies in Patrology. Oxford, 1982. No 17.3. P. 1127–1130. Sykes D. A. Gregory Nazianzen as Didactic Poet//SP 16.2. Berlin, 1985. P. 433–437. Trypanis C. A. Greek Poetry From Homer to Seferis. London, 1981. Читать далее Источник: Григорий Богослов, свт. Избранные стихотворения. (Перевод, вступ. статья и прим. В.Н. Генке)//Богословский вестник. 2008–2009. 8–9. С. 17-67. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

о., в рус. традиции до сер. XVII в. сохранялась греч. практика 1-й пол. XV в. и была неизвестна последующая, что объясняется исторической ситуацией (разрывом отношений между Русской и К-польской Церквами в сер. XV в.). Не входя в Минеи, ноябрьская служба Г. П. регулярно выписывалась в сборниках служб рус. святым и праздникам - или под 14 (напр., рукописи РГБ. Троиц. осн. 617, XV в.; 619 и 628, 2-я пол. XVI в.; 626, XVII в.; ГИМ. Син. 315 и 317, XVI в.), или под 5 (напр., рукописи ГИМ. Син. 677 и 891, XVI в.) нояб. Присутствие службы Г. П. в составе сборников служб рус. святым указывает на то, что она была переведена на слав. язык отдельно от основного корпуса минейных служб - вероятно, в XV в. Неопределенность даты празднования Г. П.- то 5, то 14 нояб.- сохраняется и в старопечатных московских изданиях богослужебных книг. В первопечатном Типиконе 1610 г. (Л. 306 об.- 307) память Г. П. указана под 5 нояб., но с предписанием петь ее в др. (по усмотрению экклесиарха) день, поскольку 5 нояб.- память свт. Ионы Новгородского; в изданной в том же году ноябрьской Минее память Г. П. указана под 14 нояб. (Л. 147), но вместо текста службы - отсылка на «Книгу новых чюдотворцев», т. е. сборник служб рус. святым. В Типиконе 1633 г., в к-ром по сравнению с Типиконом 1610 г. опущено большинство указаний на особенности рус. богослужебной практики, память Г. П. отсутствует; в Типиконе 1641 г. (последнем из печатных дониконовских) память Г. П. отмечена 14 нояб., без указания богослужебного последования. Текст ноябрьской службы среди старопечатных московских изданий был опубликован в дополнительной части (соответствует рукописным сборникам служб рус. святым) Трефология 1637 г., а также в дополненных службами рус. святым (помещены «за числом», т. е. вслед за обычными службами) изданиях Минеи 1645 и 1666 гг. (Минеи ноябрь и сентябрь-ноябрь соответственно). Открывающая текст службы рубрика допускает совершение, при желании настоятеля, всенощного бдения - хотя последование (включающее в себя все элементы для совершения полиелейной службы) не имеет обычных для бденной службы комплектов стихир на стиховне малой вечерни и на литии (в греч.

http://pravenc.ru/text/168057.html

(31 окт.; CPG, N 9402; Secretarium V//ACO II. Vol. 1. P. 247-403). Самое пространное деяние, отмеченное особенно продуманной «архитектурой» ( Conte. 1989. P. 64), в богословском отношении является «центром тяжести» Л. С. При его открытии папа св. Мартин объявил о готовности представить святоотеческие сочинения, но прежде по предложению Леонтия, еп. Неаполя, зачитали постановление V Вселенского Собора (3-е деяние) о необходимости следовать учению Вселенских Соборов и св. отцов с перечислением 12 избранных отцов. Далее перешли к чтению обширного святоотеческого флорилегия (ACO II. Vol. 1. P. 258-315), включающего цитаты свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского, свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова , свт. Кирилла Александрийского, свт. Льва Великого, свт. Афанасия I Великого , свт. Иоанна Златоуста, Феофила I Александрийского, свт. Епифания Кипрского, Севериана Габальского, свт. Илария Пиктавийского, «Ареопагитик» , Псевдо-Иустина, Псевдо-Кирилла Иерусалимского, свт. Ефрема Антиохийского, Иоанна Скифопольского и свт. Анастасия I Синаита , патриарха Антиохийского. Флорилегий разделен на неск. тематических частей. В первых 2 отделах, озаглавленных «О природных действиях» (34 цитаты) и «О природных волях» (10 цитат), показано, что для св. отцов тождество природы или сущности предполагает тождество действия и воли, а различие природ - различие действий и воль; воля является «сопутствующей» (σνδρομος) по отношению к природе. Следующий отдел, «О природных волях Христа Бога нашего» (44 цитаты), показывает, что св. отцы признавали наличие во Христе воли Божественной и воли человеческой; как человек, Он добровольно принимал на Себя страдания, повинуясь воле Божией. Последний отдел флорилегия, «О природных действиях Христа Бога нашего» (35 цитат), показывает веру св. отцов в два Его природных действия. «Святой Собор» резюмировал это чтение указанием на то, что из него хорошо видно противоречие Кира, Сергия, Пирра и Павла св.

http://pravenc.ru/text/2463157.html

Григорий Богослов, свт. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя. Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 528//Григорий Богослов, свт. О суетности и неверности жизни, и об общем всем конце. Творения. Т. 2. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 77-78. Григорий Богослов, свт. Слово 21, похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому. Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 320//Григорий Богослов, свт. Слово 10, о человеческой природе. Творения. Т. 2. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 42 См.: Григорий Богослов, свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию . Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 174. См. подробнее о свт. Григории Нисском: Житие св. отца нашего Григория Нисского. Жития святых. Книга пятая. Январь. М. 1904. С. 292-298. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. 2. С. 87-88.//Ср. также: Православная богословская энциклопедия. С П б., 1903. Т. 4, С. 638.//The Oxford Dictionary of the Christian Faith edited by F. L. Cross, D. D. Oxford University Press, 1983. P. 599-600. Григорий Нисский, свт.. Большое огласительное слово (глава 37). Творения. Часть 4. М., 1862. С. 96. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. М.: Паломник, 1999. С. 258.//Несмелов В. Учение св. Григория Нисского о человеке. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000, С. 374. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Творения. Указ. соч. С. 315.//О составе человеческой природы до и после грехопадения см.: Феофан Затворник. свт. Толкование первого послания к Солунянам в сборнике: Толкование посланий св. апостола Павла к Филиппийцам и Солунянам. М., 1895. С. 418 - 419.//Феофан Затворник. свт. Толкование первых восьми глав послания к Римлянам. М., 1890. С. 421 – 422. Григорий Нисский, свт. Слово на святую Пасху о воскресении. Творения. Часть 8. М., 1866. С. 79//Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Творения. Часть 4. М., 1862. С. 29-30. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 31. Там же. С. 29.//Ср. так же: Симеон Новый Богослов, прп. Слово первое. Слова. М., 1892, т. 1. С. 22-23, 46.

http://bogoslov.ru/article/2698699

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Триадология (Учение о Св. Троице) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы КОНГАР Ив (монашеское имя Мари Жозеф) (13.04.1904 - 22.06.1995), кардинал, католический богослов и историк богословия ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа

http://pravenc.ru/rubrics/122416.html

в ЖМП//Митр. Никодим и Всеправославное единство/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2008. С. 12-79; Власть и Церковь в Вост. Европе (1944-1953): Док-ты рос. архивов. М., 2009. 2 т.; Ιστορα της Ορθοδοξας. Αθνα, 2009. Τ. 7: Οι Ορθδοξες Εκκλησες τον 20ο αινα/Επιμ. Ι. Πτρου, Χρ. Σταμολης, Ι. Κουρεμπλες; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты/Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. 2 т.; Μμαλος Γ.-Σ. Το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως κατ την περοδο 1918-1972: Διεθνς πολιτικ και οικουμενικς προσανατολισμς. Αθνα, 2011; Μελτων (Καρς), μητρ. Η Ιερ Πορεα Αγπης, Ερνης κα Εντητος το Οκουμενικο Πατριρχου Δημητρου. Θεσσαλονκη, 2012. 3 τ. Прот. Николай Балашов, свящ. Михаил Асмус, С. А. Монахов Список патриархов Епископы Византия (До свт. Митрофана все даты условные)Св. ап. Андрей Первозванный; ап. Стахий (38-54); Онисим (54-68); Поликарп I (71-89); Плутарх (89-105); Седекион (105-114); Диоген (114-129); Елевферий (129-136); Феликс (136-141); Поликарп II (141-144); Афинодор (Афиноген; 144-148); Евзоий (148-154); Лаврентий (154-166); Алипий (Олимпий; 166-169); Пертинакс (169-187); Олимпиан (187-198); Марк (198-211); Филадельф (ок. 211 - ок. 217); Кириак (Кириллиан; 217-230); Кастин (Константин; 230-237); Евгений (Тит; 240-265); Дометий (272); Руфин (284-293); Пров (303-315); свт. Митрофан (ок. 306/307 - 4.06.313/314). Архиепископы Константинополя Свт. Александр (313/314 - 08.337); свт. Павел Исповедник (08.337 - 338/339, кон. 341 - нач. 342, 346/348 - кон. 351); Евсевий Никомедийский (338/339 - кон. 341; арианин); Македоний I (нач. 342-346/348, кон. 351 - 27.01.360; арианин); Евдоксий (27.01.360 - апр. 370; арианин); Пимений (кон. 360-х; арианин); Флорентий (кон. 360-х, арианин); Демофил (апр. 370 - 26.11.380; арианин); Евагрий (ок. 370); свт. Григорий I Богослов (ок. 379 - 06.381); Максим Киник (380); свт. Нектарий (06.381 - 26.09.397); свт. Иоанн I Златоуст (26.02.398 - 20.06.404); свт. Арсакий (24.06.404 - 11.11.405); свт. Аттик (03.406 - 10.10.425); Сисиний I (28.02.426 - 24.12.427); Несторий (10.04.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Пахомия. С другой стороны, в уставе св. Пахомия не встречается одного наказания, которое предписывается уставом Василия Великого, а именно не давать благословения согрешившему до тех пор, пока он не раскается 122 . Устанавливая общий взгляд на устав Василия Великого, мы должны сказать, что этот устав есть как бы развитие и переработка устава св. Пахомия. В главных и существенных чертах оба эти устава сходны между собою, но в частностях между ними замечается, как мы сказали выше, немалое различие. Одни из предписаний Пахомия Василий Великий отменил, другие переиначил, а некоторые дополнил или сократил. Кроме того, нельзя не заметить в правилах Василия Великого некоторой мягкости и кротости — свойств, которые обыкновенно проявляются в отношениях отца к своим детям. Но в то же время Василий Великий не оставляет без внимания ни одного проступка со стороны иноков и не обходится без того, чтобы не сделать наставления, как нужно исправлять согрешивших и какие налагать на них наказания. Этим и объясняется то, что еще при жизни Василия Великого его устав распространился далеко за пределы Малой Азии, а с течением времени вошел во всеобщее употребление на Востоке. Примечания: 1. Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 149. 2. Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные//Там же. С. 223–224. 3. См.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 302//Там же. С. 315. 4. См.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 292//Там же. С. 312. 5. См.: Руфин Аквилейский . Церковная история II, 9. Это свидетельство и дальнейшие заимствованы нами отчасти из: Прибавления к Творениям святых отцов. М., 1852. Кн. 3. С. 18, примечание под буквой «в»; отчасти у архим. Агапита (Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его пастырская деятельность. СПб., 1871. С. 128). 6. См.: «Житие св. Феодосия» (Vita Theodosii)//Acta Sanctorum. 11 Jannuar. P. 693. 7. Свт. Григорий Богослов. Письмо 6. К Василию Великому//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 421. 8. См.: Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его пастырская деятельность. С. 60. 9. Свт. Василий Великий. Письмо 223. Против Евстафия Севастийского//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 791–792.

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

Далее наряду со словами икона и образ мы будем употреблять термин иконообраз, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть внутреннее единство и взаимосвязь двух понятий, с другой, — приблизить наше словоупотребление к грекоязычной терминологии эпохи иконоборческих споров. 11 В первом приближении иконообраз — это явленное двуединство Первообраза и образа, Божественного и человеческого, невидимого и видимого. 12 В следующих главах мы будем постепенно раскрывать и уточнять смысл, вкладываемый в это понятие. Примечания: 1 Мы не обращаемся к древнееврейскому оригиналу Ветхого Завета, поскольку в этом случае нужно было бы затронуть несколько важных вопросов, не имеющих прямого отношения к теме книги. Византийское и вообще раннехристианское грекоязычное богословие при истолковании библейского текста нередко придавало важное значение таким оттенкам мысли, которые различимы лишь в греческом переводе и поскольку именно он лег в основу богословия иконы, мы оставляем в стороне вопрос о соответствии цитируемых стихов древнееврейскому тексту. 2 В глубоких и точных комментариях к своим новым переводам прп. Максима Исповедника А. И. Сидоров отмечает: «Что касается Первообраза, то это понятие следует соотносить с Богом Отцом» (Максим 1993:1,304). Там же приводятся цитаты из Св. Отцов, которые, на наш взгляд, эту мысль не подтверждают, во всяком случае не подтверждают убедительно. 3 Выражение «Образ Первообраза» несколько раз употребляет свт. Григорий Богослов . Стоит обратить внимание на то, что во всех трех случаях за этими словами следуют такие: «Естество,равное Родителю, Естество, равное Отчему» (Григорий 1994:2, 20,51,66), т.е. свт. Григорий хочет подчеркнуть равенство, единородность Сына Отцу, предвечное рождение Сына как Света от Света, Бога истинна от Бога истинна. Но вместе с тем свт. Григорий называет Сына «Образом бессмертного Отца» (Григорий 1994:2, 97), а в тех случаях, когда говорит о восхождении образа к Первообразу, под Первообразом разумеет Христа (см. Григорий 1994:1, 402). 4 Климент Александрийский , свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский , свт. Ириней Лионский , свт. Григорий Нисский , прп. Максим Исповедник , прп. Иоанн Дамаскин и др. (Анастасий 1990:315).

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010