150 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 161:22–162:4. «Итак, он сказал, что “они стремятся повсюду обнаруживать две существующие природы”, очевидно, природы обособлен­ные» (Jo. Caes. Apol. conc. chalc. 1:1:388–393). 152 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:18. Ср.: Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268a:31– 35:276b:16–19. 154 Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268b:9–33:276b:16–35:277a:6–35; Le- ont. Hier. Contra Monoph. PG 86/2:1853A:13-C:6; Max. Conf. Ep. 12. PG 91:481B:10–484C( Максим Исповедник , прп. Письма. С. 141–143); Doctr. patr. 151:7–21. 155 Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 228:248b:24–249a:3; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 157 Just. Contra Monoph. 156:2–158:2; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:259a:13– 27; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:269a:16–270b:40:277b:5–17. 159 Ep. 45:7. ACO I, 1:6. P. 154:3–8; Ep. 46:3. ACO I, 1:6. P. 160:2–6; Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:4–10. 169 «Если мы станем отрицать, что единый и единственный Христос – из двух, и притом различных, природ, будучи неразрывен после единения, тогда противники правых догматов спросят нас: “коль скоро все в Нем – одна природа, как же Он тогда вочеловечился и какую плоть сделал Своею собственною?”» (Ep. 45:6. ACO I, 1:6. P. 154:8–11); Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:273a:16–29:276a:22–24:281a:21–23. 183 Защитниками Халкидона было показано, что нет ни одного фрагмента Халкидонского ороса, которому нельзя было бы найти точное соответствие в творениях свт. Ки­рилла Александрийского. См.: Flor. Cyr. 108:12–111:16; Doctr. patr. 168:5–173:15. 186 Just. Contra Monoph. 153:3–6:167:7–11; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:260a:18–260b:9; Anast. Sin. Viae dux 7:2:27–31:7, 2:120–135. 192 Наименование это выглядит не вполне адекватным, поскольку может подать ложную мысль о каком-то отличии учения отцов Халкидонского Собора от богословия его последующих защитников. 194 По словам свт. Евлогия Александрийского, «Собор [Халкидонский] пусть не на словах, а в мысли, провозгласил “одну природу Слова воплощенную”» (Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:271a:19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

159-160 ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) 160-162 ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) 162-168 169-170 ИПОДИАКОН в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей 171-173 173-174 174-175 ИПОПСАЛМЫ в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма 175-176 176-180 180-193 193-195 ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 195-196 196-201 201-202 223-224 202-222 ИППОС [Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон], античный город у восточного берега Тивериадского оз. 224-229 ИППЭН ТИСИН (1239-1289), япон. буддийский монах-проповедник, основатель амидаистской школы времени (дзи-сю), «странствующий святой» (юге сенин) 229-230 ИПРАРИ (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 230-231 ИПСИСТАРИАНЕ (ипсистарии, ипсистиане), синкретическая религ. секта, существовавшая в первые века по Р. Х. в вост. регионах Римской империи, а также в Византии до IX в. 231-232 ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 232-233 233-234 ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 234-235 235-268 ИРАКЛ [Иракла], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248) 269-271 271-275 275-276 ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. 277-279 279-280 280-292 292-297 ИРАКЛИЙ ВОИН мч. (пам. 22 окт.) - см. в ст. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

Рец. на кн.: Игнатий (Брянчанинов) . Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Н. Н. Муравьеву-Карскому; К истории рода Брянчаниновых/Предисл. и публ. О. И. Шафрановой. – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 1998:775. Беловолов Г. «Поэтические опыты» аскета: Проза свт. Игнатия Кавказского// Игнатий (Брянчанинов) . Странник. – М.; СПб., 1998. – С. 5–14. Предисловие к сборнику прозаических и стихотворных сочинений свт. Игнатия. 776 . Беседы о молитве Иисусовой: Что такое молитва Иисусова по преданию Православ. Церкви: Беседа инока-старца с мирским иереем, вызв. «Сборником о молитве Иисусовой». – изд.] – М.: Елеон, 1998. – 509 с. О свт. Игнатии как наставнике и делателе Иисусовой молитвы – с. 33–35, 39–40, 46–49, 59–60, 62, 64, 68, 321–322, 334–335, 336–338, 339, 396–425, 498:777. Игнатия (Петровская) . Старчество на Руси/Публ., предисл. и примеч. А. Беглова//Альфа и Омега. – 1998. – 3. – С. 118–151; 4. – С. 147–177. О свт. Игнатии – с. 127–129, 137–145, 159, 165, 175, 176–177. 778 . [ Марк (Лозинский) ]. Любовь к Богу и страх пред Богом: По трудам свт. Игнатия (Брянчанинова) //О страхе Божием. – М., 1998. – С. 4–6:779. Серафим (Роуз) . Приношение православного американца: Пер. с англ./Братство прп. Германа Аляскинского; Рос. отд-ние Валаам, о-ва Америки. – Платина; М., 1998. – 608 с. – Из содерж.: Прил. IV. Письмо о. Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном учения епископа Игнатия [от 7/20 дек. 1980 г.]. – С. 237–244. О свт. Игнатии см. также – с. 46, 65–69, 93–95, 96–105, 111, 144, 175, 213, 225, 229, 230, 231, 232, 351, 352, 353, 378–380, 383, 395–397:780. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. – СПб.: Алетейя, 1998. – 245 с. – Из содерж.: Прил.: Программа спецкурса и библиогр. списки источников по проблеме исповеди и исповедал. слова: свт. Игнатий. – С. 228:781. Чемус Р. Сердечная молитва у Игнатия Брянчанинова /Пер. с итал. С. Файн//Страницы: Журн. Библейско-богослов. ин-та св. ап. Андрея. – М., 1998. – [Т. 3], 4. – С. 510–518:782. Галкин Д. Пояснения к таинствам исповеди и Святого Причастия. – СПб.: Сатисъ, 1999. – 56 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 270-297. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 270. Там же. С. 271. Максим Исповедник, прп . Творения, пер. А.И. Сидорова. Главы о любви. 2.46. М.: Мартис, 1993. С. 106. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 1. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 402-403. Там же. С. 403. Максим Исповедник, прп . Творения, пер. А.И. Сидорова. Главы о любви. 1. 96; 99, 100. М.: Мартис, 1993. С. 113. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 403-404. Максим Исповедник. прп . Вопросы и недоумения. Пер. Д.А. Черноглазова. Вопросоответ 161. М.; Святая гора Афон, Изд-во «Никея». 2010. С. 174. См. Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 3. Издательский отдел МП. М., 1993. С. 395. См . Максим Исповедник, прп . Трудности к Иоанну .10 (amb. 10: PG 91, 1004B−C). Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2, Гл. 29/Пер. с греч. и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сарагды, Н.И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Изд-во Индрик, 2002. С. 229-230. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 1. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 404. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 271. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 272. Иоанн Тобольский, свт . Илиотропион/Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 127-128. Иоанн Тобольский, свт . Илиотропион/Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 150-151. Max. Ep . 1: PG 91, 368D, цит. по: Максим Исповедник, прп. Письма, пер. Г.Н. Начинкина. Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2007. С. 77. См. Max. QD. 21, ed. Declerck, где говорится об «уступании Богу (τ θε παραχωρσωμεν) самовластного воления». Рус. пер. А.М. Шуфрина, цит. по изд.: Максим Исповедник, прп. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом . Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2007. С. 251. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6166589

Однако сам Севир принимал учение свт. Кирилла безоговорочно, для него Александрийский святитель, несомненно, был высшим патристическим авторитетом 229 , и самого себя он «осознавал законным наследником Кирилла Александрийского » 230 . Такое отношение к христологии свт. Кирилла усматривают в сочинениях Севира и его современные последователи. П.Т. Фаррингтон, например, полагает, что достаточно самого поверхностный взгляда на сочинения Севира, чтобы убедиться, что его образ мысли зависит от учения свт. Кирилла 231 . П.Т. Фаррингтон убежден, что христология Севира находится в согласии с учением свт. Кирилла во всех отношениях 232 . По мнению британского нехалкидонита, благодаря Севиру христология нехалкидонитского сообщества является «всецело Кирилловой» 233 , а, по словам митр. Бишоя, Севир был последовательным защитником кирилловой христологии 234 . Таким образом, можно говорить о трех основных богословских принципах, на которых строится христологическая система Севира Антиохийского: 1) идеологический, состоящий в формальном исповедании одной природы во Христе и в убежденности в том, что только богословский язык «единой природы» пригоден для изложения православного христологического учения 235 ; 2) сотериологический, заключающийся в безусловном признании принципа «двойного единосущия» Христа; 3) патристический, обнаруживающийся в декларируемой верности учению свт. Кирилла как единственному образцу здравого учения. 1.2. Основные христологические термины эпохи Вселенских Соборов, их значение в севирианской системе Севир был исключительно плодовитым писателем, однако из его сочинений почти ничего не сохранилось в цельном виде на языке оригинала 236 . Поэтому, говоря о терминологии Севира невозможно не задаться вопросом: как вообще возможно анализировать его терминологию, если Севир писал только по-гречески, а его тексты сохранились преимущественно в переводах на сирийский? Ж. Лебон не находит в этом обстоятельстве никакой проблемы и полагает, что оно не препятствует исследовать терминологию Севира на греческом языке. Сравнение текстов, сохранившихся на языке оринигала, с сирийскими переводами, по утверждению Ж. Лебона, убедительно показывает, что древние переводчики стремились к единообразной передаче технических терминов 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Согласно свт. Кириллу, в Крещении происходит участие в смерти и воскресении Христа; кроме того, оно укрепляет христианина для борьбы с грехом. Обе эти темы будут впоследствии развиваться святыми отцами. Крещение есть смерть и воскресение, что изображается погружением в воду. Но спасение, как указывает свт. Кирилл, подается реально, а не образно 229 . Эта тема звучит с еще большей ясностью и глубиной в «Тайноводственных поучениях» 230 , где христианское Крещение, так же как и крещение Иоанна Предтечи, подает отпущение грехов. Более того, оно подает божественное сыновство при условии участия в страданиях Христа 231 . Христос страдал и умер реально, а не образно, в то время как смерть христианина в Крещении есть смерть образная, но доставляющая реальное спасение. Крещение знаменует собой начало борьбы с силами зла по образу Христа, постившегося сорок дней в пустыне, и дарует реальное укрепление для этой борьбы 232 . У других авторов мы тоже встречаем тему Крещения как укрепления для борьбы. В то же время «Тайноводственные поучения» не связывают эту тему с предкрещальным помазанием, усваивая ему действие изгнания бесов 233 . Относительно Миропомазания формулировки, употребляемые в «Огласительных поучениях», не позволяют точно установить, знал ли свт. Кирилл о традиции послекрещального помазания или же этот чин появился лишь в последующую эпоху. «Огласительные поучения» упоминают «печать», но этот термин, тесно связанный с крещальной водой, может также относиться и к Крещению в целом. При этом само Миропомазание как отдельный чин, возможно, еще не существовало. Следуя свт. Кириллу, излияние Святого Духа происходит при погружении крещаемого в купель 234 . Что же касается послекрещального помазания, ему посвящено 3-е из «Тайноводственных поучений», описывающее весь чин помазания целиком. Отмеченные здесь различия позволяют выдвинуть предположение о постепенном смещении акцента и о постепенном развитии богословского выражения учения о восприятии Святого Духа в Крещении. Святой Дух явился на Христе во время Крещения во Иордане, и в то же время Он по природе почивает на Нем в вечности. Но во время Крещения христианин получает дар Святого Духа по усыновлению, а не по природе, о чем пишет свт. Кирилл, сравнивая Крещение Христа и христиан 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Филарет (Дроздов), свт. Письма преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: в 3 т. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. С. 207, 232, 259 и др. Филарет (Дроздов), свт. Слово на обновление древнего храма Успения Пресвятой Богородицы 1844 г.//Его же. Творения. Слова и речи: в 5 т. Т. IV. М., 1882. С. 317. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: в 5 т. Т. IV. СПб., 1886. С. 573–576; Т. V, ч. 1. СПб., 1886. С. 354–355. Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах (1814)//Там же. Т. I. СПб., 1885. С. 124. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о духовных школах/публ., вступ. ст. и прим. Н. Ю. Суховой//Филаретовский альманах. Вып. 6. М., 2010. С. 83–84. Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия 1822 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. II. М., 1874. С. 116. Там же. С. 116, 119. Там же. С. 117. Слова и речи, во время управления московской пастой говоренные, и житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца, из достоверных источников почерпнутое, синодальным членом Филаретом, митрополитом Московским. М., 1835. С. 517–518. Там же. С. 500, 502. Там же. С. 507. Слова и речи, во время управления московской пастой говоренные, и житие преподобного Сергия… С. 496. Письма преподобному Антонию… Т. 1. С. 233, 259, 338 и др. Беседа к братству Николаевского Угрешского общежительного монастыря 1853 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. V. М., 1885. С. 229–230. Там же. С. 231. Речь к произнесшему обеты монашества, священнику, студенту Московской духовной академии высшего отделения, октября 1 дня 1848 г.//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. 1848. Ч. VII, кн. 1. С. 109. Там же. С 110. Речь по случаю совершившегося пятидесятилетия Московской духовной академии. 1 октября 1864 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. V. С. 563.

http://bogoslov.ru/article/6176226

795. Постовалова В. И. Этическая оценка другого в православной духовной традиции (на материале эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова)//Логический анализ языка: Языки этики/Рос. акад. наук. Ин-т языкознания. — М., 2000. — С. 406–416. 796. Серафим (Роуз). Приношение православного американца: Пер. с англ./Братство прп. Германа Аляскинского. Рос. отд-ние Валаам, о-ва Америки. — 3-е изд. — Платина; М., 2001. — 608 с. — Из содерж.: Прил. IV. Письмо о. Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном учения епископа Игнатия [от 7/20 дек. 1980 г.]. — С. 237–244. О свт. Игнатии см. также — с. 46, 65–69, 93–95, 96–105, 111, 144, 175, 213, 225, 229, 230, 231, 232, 351, 352, 353, 378–380, 383, 395–397. Святитель Игнатий и русские писатели XIX века 797. Герцен А. И. Во Христе сапер Игнатий//Колокол. — 1859. — 15 авг. — С. 409–410. Др. изд.: Богосл. вестн. 1913. Февр. С. 198–207; ПСС. Пг., 1915–1925. Т. Х. С. 70–78; Собр. соч.: в 30 т. М., 1958. Т. 14. С. 140–141; Коммент. С. 507; Литература и история/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб., 1997. Вып. 2. С. 363–364. 798. Герцен А. И. Ископаемый епископ [Тихон Задонский]//Колокол. — 1861. — 15 авг. Упоминание о свт. Игнатии. 799. Гоголь Н. В. Письмо П. А. Плетневу от 9 мая 1847//Полн. собр. соч.: В 14 т./АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л., 1952. — Т. 13: Письма, 1846–1847. — С. 302–305. Мнение Гоголя об отзыве-письме свт. Игнатия на кн. «Выбранные места из переписки с друзьями». 800. Герцен А. И. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ//Полн. собр. соч. — М., 1958. — Т. 15. — С. 133–138. Сатирическое выступление по поводу открытия мощей еп. Тихона Задонского. О свт. Игнатии — с. 133–134. 801. Десяткина Л. П., Фридлендер Г. М. Библиотека Достоевского: (Новые материалы)//Достоевский: Материалы и исслед./АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л., 1980. — Т. 4. — С. 253–271. О наличии в библиотеке писателя трех изданий книги свт. Игнатия «Слово о смерти» (СПб., 1862, 1863, 1881) — с. 260.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Это и есть та задача, служа которой прямо и косвенно, —228— христианская наука и искусство приобретут могущественное влияние на духовную жизнь христианского общества, – служение которой, в частности, сообщит характер особой жизненности и действенности христианской апологетике 237 . К. Сильченков Зверев С.Е., свящ. Духовное завещание свт. Митрофана, епископа Воронежского//Богословский вестник 1897. Т. 1. 2. С. 229–250 (3-я пагин.) —229— Св. Митрофану, епископу Воронежскому (1682–1703 гг.), приписывается обыкновенно три творения: 1) Слово к пастырям, печатаемое в житиях сего святителя 238 и отдельно, 239 2) Синодик города Воронежа соборной церкви, издаваемый в настоящее время на страницах Воронежских Епархиальных Ведомостей, как „Синодик Святителя Митрофана“ 240 и 3) Духовное завещание, ещё неизвестное в печати в полном своём виде, „оригиналом хранимое в Московской патриаршей библиотеке“. „Слово к пастырям“, печатаемое с именем св. Митрофана, дошло до нас в рукописи XVII века в одном сборнике с духовным завещанием св. Митрофана 241 . Быть может, это обстоятельство и было причиной того, что первый составитель жития св. Митрофана иеромонах Аникита (в мире – князь С.А. Ширинский-Шихматов 242 —230— отнёс это „Слово“ к трудам Святителя 243 ; но оно в рукописи имеет общее заглавие „Слово от архиереа, во епархию свою пришедша, ко священником“ и по своему высокому слогу резко отличается от „простых поучений“ св. Митрофана, память о которых хранилась в Воронежском крае довольно долго, по преставлении святителя 244 . Мало общего, по содержанию своему и языку, имеет это произведение неизвестного автора и с „поучением священному чину“ св. Митрофана в его духовном завещании 245 , что было бы совершенно непонятно, если бы „Слово к пастырям“ составлено было нашим святителем. Что касается другого творения – „Синодика“, то, как известно, подобного рода поминальные книги были весьма распространены у нас на Руси, в особенности в XVII веке 246 . Сличение содержания статей Воронежского соборного синодика, составляющих его предисловие, с соответственными статьями в предисловии других синодиков 247 , обнаруживает их буквальное сходство. В виду этого, о принадлежности св. Митрофану предисловия в Воронежском соборном синодике не может быть и речи. Воронежский синодик и при св. Митрофане 248 и в более позднее время 249 всегда назывался „соборным синодиком“ 250 , или просто „синодиком“ 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

229 Ср. замечание о грешниках у свт. Феофана: «Смерть не уничтожает их дел или не делает того, что люди сии – перешли на тот свет, а дела их здесь остались. Нет, вслед за ними пойдут и дела их и там вызовут праведный об них суд» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий апостола Павла. Пастырские Послания. М., 1995. С. 405). 230 Римский император в 361–363 годах, который «с полным убеждением в правоте и успехе своего дела задумал во второй половине IV века возродить и оживить язычество и поставить его в основу жизни государства» ( Васильев А. А. История византийской империи. Время крестовых походов (до 1081 г.). С. 123). 231 Преп. Антоний Великий в своем Слове, включенном свт. Афанасием в его Житие, говорит, что бесы, имея «тело тончайшее, забегают вперед» и предсказывают события, которые еще не дошли до кого-нибудь. Например, видя кого-либо, вступившего на путь, они устремляются вперед и сообщают о его прибытии. «Они ничего не знают сами собою, но, как тати, что видят у других, то и разглашают и более угадывают, нежели знают по предведению. Посему, если предсказывают правду, никто да не дивится им в этом» (Свт. Афанасий Великий . Жизнь св. Антония. 32//Святитель Афанасии Великий. Творения. Т. III. М., 1994. С. 205–206). 233 Ср. опять у преп. Антония Великого : «Так, иногда велеречиво объявляют они о воде в реке Ниле, увидев, что много было дождей в странах эфиопских, и зная, что от них бывает наводнение в реке; прежде нежели вода придет в Египет, прибегают туда и предсказывают» (Свт. Афанасий Великий . Жизнь св. Антония. 32//Святитель Афанасии Великий. Творения. T. III. С. 206). 235 Согласно мусульманскому учению, «шайтаны категория злых духов. Только в отношении самого главного из них, Иблиса, не совсем твердое мнение. Некоторые мусульманские богословы считают, что он также был джинном, а другие считают, что он был ангелом. Если так, то в исламе он еднинственный ангел, который отпал. Иблис отпал, по кораническому сказанию, в тот момент, когда Аллах велел ангелам поклониться перед, человеком, им созданным. Все ангелы, повинуясь Богу, поклонились, только Иблис не поклонился и был изгнан и осужден как богопротивник, но при этом он выторговал право строить козни людям и мешать им прийти к Богу» (Максимов Ю., Сколяр К. Православное религиоведение: ислам , буддизм, иудаизм. М., 2005. С. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010