В посланиях к епископу Фоме и Иоанну свт. Герман высказывает свой христологический довод в пользу иконопочитания еще яснее 108 . Поэтому Г. Острогорский призывал к пересмотру «низкой оценки догматического достоинства посланий Германа о св. иконах», утвердившейся в его время. Доводы свт. Германа, как и 82-е правило Пято-шестого собора с требованием изображать Спасителя в человеческой плоти, а не аллегорически в виде Агнца 109 , «должны рассеять предположения, будто аргументы христологического порядка явились в православной литературе лишь вынужденным ответом на полемические выпады иконоборческого собора 754 года». «Следовательно, соединение вопроса об иконах с христологической догматикой органически свойственно православному сознанию, а не является только простым полемическим приемом схоластической диалектики», – считал Г. Острогорский 110 . С.В. Заплатников замечает: «Рефреном во всех произведениях святителя звучит призыв поклоняться в духе и истине, чего мы не находим в определении Собора и чего ему так остро не хватает» 111 . А в заключение своей статьи утверждает: «…Все богословские идеи, утвержденные в Никее в качестве учения Церкви об иконах, почерпнуты из системы патриарха Германа, где они раскрыты в более глубоких и тонких определениях. К ним относятся: тема света христианства и тьмы идолопоклонства, как двух полярных, непересекающихся миров, принципиальное следование традиции в почитании икон (исполнение Предания), различие нескольких типов поклонения, роль императоров в устроении церковно-практических порядков, важное место иконы в положительном решении вопроса о христологическом учении, равенство икон и Креста в воздаваемом поклонении и, наконец, воспоминание первообразов в процессе молитвенного почитания» 112 . Другой исследователь, Д.Е. Афиногенов, отмечает, что у свт. Германа «появляются в зачаточном виде мотивы, которые впоследствии стали центральными в споре об иконах». Например, «изображение Христа служит для опровержения тех, кто считает, будто Он воплотился лишь призрачно», из чего позднее «развился основной тезис иконопочитателей: тот, кто отвергает возможность изображения Христа на иконе, отрицает реальность Его вочеловечения». Д.Е. Афиногенов также полагает, что, «отстаивая нерушимость церковного Предания», свт. Герман использует аргумент «от непогрешимости». Ведь если церковный обычай иконопочитания является нечестивым, и «никто из отцов или на Соборах не воспрепятствовал этому», значит, Церковь «пребывала в заблуждении, и вера ее не может считаться беспорочной». Тогда и любой догмат веры может быть подвергнут сомнению. Именно поэтому иконопочитатели называли иконоборцев «обвинителями христиан» (χριστιανοκατγοροι)». Кроме того, свт. Герман «первым использует в качестве довода истории о чудотворных иконах».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Клица Григорий Иванович; 3.03.1816, г. Нежин Черниговской губ.- 13.04.1890, Святогорская Успенская пуст. Харьковской губ.), архим., настоятель Святогорской Успенской пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ). Род. в многодетной купеческой семье, дед Г., грек, прибыл в Нежин с о-ва Кефалиния (Кефалония). Крещен в честь свт. Григория Паламы . С детства Г. вместе с матерью посещал нежинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь , насельница к-рого схим. Мария предсказала ему монашество. Окончил Нежинское греч. уч-ще, Нежинский лицей кн. Безбородко, в 1829 г.- Московскую практическую коммерческую академию. В 30-х гг. XIX в. вместе с братьями занимался торговлей мехом в Москве, Киеве, Харькове, Сибири. Посещал театры и увеселительные заведения, «бывали и попойки, и разгул купеческий», вспоминал Г. впосл. В 1836 г., возвращаясь с Ирбитской ярмарки, близ Свияжска провалился под лед Волги. После чудесного спасения раскаялся в греховной жизни, в Чудовом мон-ре дал обет стать монахом. Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) По совету настоятеля Самарского Пустынно-Николаевского муж. мон-ря архим. Авксентия и благословению Харьковского архиеп. Мелетия (Леонтовича) 24 июня 1840 г. Г. поступил в Глинскую пуст. , стал учеником прп. игум. Филарета (Данилевского) . Нес послушание на пасеке, вкушал пищу раз в день, прочитывал престарелому старцу-пасечнику келейное правило, Евангелие, Псалтирь. После кончины игум. Филарета с 1841 г. служил письмоводителем при игум. Евстратии, пел на клиросе. 20 июня 1842 г. пострижен в рясофор. 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой назначен друг Г.- иером. Арсений (Митрофанов) . 8-15 апр. 1844 г. Г. вместе с 12 глинскими насельниками перешел в Святые горы, где участвовал в возобновлении мон-ря по уставу Глинской пуст., стал ближайшим помощником игум. Арсения, нес послушание ризничего. 7 марта 1845 г. игум. Арсением был пострижен в монашество в честь свт. Германа I , патриарха К-польского, 17 марта 1845 г. в Харькове еп. Иннокентием (Борисовым) рукоположен в сан иеродиакона, служил уставщиком, ввел в обители Глинский распев. Из-за конфликта с казначеем иером. Вениамином, а также из-за частых посещений мон-ря ктиторами Потёмкиными, Е. Шабельской, вносившими «мирскую суету», Г. решил оставить мон-рь. В 1846 г. по совету братского духовника иером. Феодосия ушел в отпуск, нек-рое время жил в Киево-Печерской лавре , Мгарском в честь Преображения Господня мон-ре , брянском во имя ап. Петра и Павла мон-ре , Молченской Софрониевой и Глинской пустынях.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Осецкий Александр Косьмич; 19.02.1828, с. Богородское Любимского у. Ярославской губ.- 18.12.1895, Александро-Невская лавра), еп. Кавказский и Екатеринодарский. Род. в семье священника. В 1847 г. окончил Ярославскую ДС, в 1851 г.- СПбДА со степенью магистра богословия за соч. «Преподобный Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования». 10 сент. 1849 г. принял монашеский постриг, 11 сент. того же года рукоположен во диакона, 24 июля 1851 г.- во иерея, в 1854 г. возведен в сан игумена. С 1851 г. профессор и помощник ректора СПбДС, с 1853 г. помощник инспектора, с 28 окт. того же года инспектор Новгородской ДС. Привел в порядок новгородскую Софийскую б-ку и составил ее описание. Герман (Осецкий) еп. Кавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Герман (Осецкий) еп. Кавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) 2 нояб. 1857 г. назначен ректором Кавказской ДС, 21 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. Добился отмены преподавания татар. и осет. языков в духовных уч-щах и в семинарии Кавказской епархии, что стало предметом конфликта с Кавказским еп. свт. Игнатием (Брянчаниновым) . Святитель направил в Святейший Синод неск. рапортов, указывая на своеволие Г. и его подчинение влиянию неблаговидных священнослужителей. 22 авг. 1859 г. Г. был перемещен на должность ректора Самарской ДС, открытой в 1858 г. 16 окт. 1862 г. назначен членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета, 7 авг. 1863 г.- наместником Александро-Невской лавры , 3 марта 1866 г.- настоятелем Юрьева новгородского муж. мон-ря . 8 янв. 1867 г. Г. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, стал первым епископом учрежденного в 1866 г. Сумского вик-ства. 24 июня 1872 г. переведен на самостоятельную Кавказскую и Екатеринодарскую кафедру. С именем Г. связано интенсивное развитие и упорядочение церковной жизни на Сев. Кавказе. 1 окт. 1875 г. было открыто Кавказское епархиальное жен. уч-ще, в 1885-1887 гг. для него было построено отдельное здание. В 1883 г. была закончена постройка здания ДС преимущественно за счет епархии. В память об этом событии было постановлено ежегодно 13 нояб., в день открытия здания ДС, совершать в семинарском храме торжественное богослужение. Г. обратил внимание на 3 церкви IX-XI вв. близ р. Б. Зеленчук, просил начальника Кубанской обл. Н. Н. Кармалина позаботиться об их сохранности.

http://pravenc.ru/text/164773.html

Митрополит всея Америки и Канады Герман возглавил делегацию, сопровождающую Тихвинскую икону Божией Матери 24 июня 2004 г. Митрополита Владимира встречали архиепископ Чикагский и Среднего Запада Иов (в центре) и епископ Оттавский и Канадский Серафим (справа) Митрополит всея Америки и Канады Герман возглавил делегацию Православной Церкви в Америке, которая возвращает Тихвинскую икону Божией Матери в Русскую Православную Церковь. С Митрополитом Германом в Москву также прибыли: архиепископ Чикагский и Среднего Запада Иов, епископ Оттавский и Канадский Серафим и епископ Ситкинский и Аляскинский Николай. Пресс-конференция в офисе крупнейшей газеты штата Кливленд «The Plain Dealer» Процесс возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в Россию начался с приезда 15 июня в Чикаго митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Его встречали архиепископ Чикагский и Среднего Запада Иов и епископ Оттавский и Канадский Серафим. В Чикаго, в офисе крупнейшей газеты штата Кливленд «The Plain Dealer», состоялась пресс-конференция, на которой митрополит Владимир выразил «сердечную благодарность за теплый прием делегации из Санкт-Петербурга во время ее визита в США», который предваряет возвращение чудотворной Тихвинской иконы в Россию. Церковь св. Иосифа 16 июня состоялась встреча митрополита Владимира с клириками и верующими штата Кливленд. После чего он посетил несколько храмов штата. 17 июня митрополит Владимир прибыл в Чикаго, штат Иллинойс, для участия в торжественном богослужении перед возвращением Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. В этот день состоялась его официальная встреча с архиепископом Иовом Чикагским и Среднего Запада. 18 июня митрополит Владимир посетил несколько храмов штата Иллинойс. Среди них была церковь святого Иосифа, которая была построена в 1999 году в честь 200-летия со дня рождения свт. Иннокентия (Вени После молебна митрополит Владимир подарил предстоятелю Православной Церкви в Америке панагию и крест с украшениями. В этом храме состоялся молебен перед чудотворной иконой Всех Святых в Северной Америке просиявших, перед которым в храм прибыл предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Герман всея Америки и Канады. После молебна митрополит Владимир подарил предстоятелю Православной Церкви в Америке панагию и крест с украшениями.

http://pravoslavie.ru/40674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН (1-я пол. XVI в., близ Осташковской слободы, ныне г. Осташков Тверской обл.- 22.02.1614, Нилова Столобенская пуст.), прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Столобенский, устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни на о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер (совр. Осташковский р-н Тверской обл.). Сведения о Г. содержатся в написанном святым предисловии к Житию прп. Нила Столобенского (кон. XVI в.). Житие прп. Нила, автором к-рого был инок вологодской Свято-Троицкой Герасимовой пуст. Филофей (Пирогов), основано на записях Г. о прп. Ниле. (Ранее в историографии господствовало не имеющее достаточного обоснования мнение о том, что Филофей был монахом Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря - Ключевский. С. 313-314; Будовниц. С. 349; Лихачёв. С. 473.) Прп. Герман благословляет иконописцев монахов Иова и Нифонта. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Прп. Герман благословляет иконописцев монахов Иова и Нифонта. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Ок. 1580 г. (датировка В. О. Ключевского) Г. поступил в Рожковский мон-рь во имя свт. Николая, находившийся в 2 км от о-ва Столобное и являвшийся вотчинным мон-рем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . После кончины прп. Нила († 1554/55) мн. иноки из разных мон-рей приходили на место его подвигов и оставались там для молитвы. Г., с детства много слышавший о подвижничестве прп. Нила, также часто посещал о-в Столобное, молился в часовне над могилой преподобного и в конце концов принял решение там поселиться. 3 года он жил на острове вместе с Антонием, игум. одного из новгородских мон-рей. Иноки возобновили часовню над могилой прп. Нила, устроили гробницу и покров на нее. Затем Г. покинул пустынь для странствий по св. местам, ок. 1590 г. (датировка Ключевского) вернулся. В 1591-1594 гг. Г. с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников построил на острове деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блж. Василия Московского и колокольней. Вокруг храма возникла монашеская община из паломников, пришедших на остров для молитвы у гробницы прп. Нила и оставшихся здесь. От патриарха Московского и всея Руси св. Иова Г. в 1594 г. получил грамоту, благословляющую на открытие муж. пустыни с общежительным уставом, настоятелем со званием строителя был определен Г. (грамота не сохр.).

http://pravenc.ru/text/164713.html

Во главе двух центральных монастырей свт. Гурий ставит архимандритов Варсонофия в Спасо-Преображенском монастыре в Казани и Германа в Успенском в Свияжске. Эти монастыри стали миссионерскими центрами, а на пропитание монастырям государь дал вотчины. Старцам Зилантова монастыря свт. Гурий поручил обучение православной вере детей. Вот отрывок из письма Иоанна Грозного свт. Гурию: «Ты устрояешь в данной тебе Богом и нами пастве монастырь (Зилантов), начатый мною, и хочешь строить другие. Доброе дело — да поможет тебе Бог!.. Блага твоя речь, чтобы старцам обучать детей и обращать неверных к вере — это и есть долг всех вас… Чернецы должны уподобиться апостолам, которых Господь наш послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других. О, как счастлива была бы земля Русская, если бы все владыки были таковы, как преосвященный Макарий, ты и Дионисий, и столько об этом пеклися!..» С. 191]. Видя добрую жизнь и добрые дела монахов, их постоянную милостыню, татары во множестве стали креститься. Блаженный Гермоген писал о свт. Гурии: «Живяше преподобный нищие кормя, неимущия всеми потребами наделяя, и бедные, и вдовицы, и сироты заступая и от бед изымая» С. 72]. Здоровье свт. Гурия, и до того слабое, сильно пошатнулось. Последние три года он так сильно болел, что не мог даже совершать богослужение. Он приказывал носить себя к Божественной литургии в Благовещенский кафедральный храм. Он сидел и даже лежал на богослужении, но постоянно проповедовал и трудился, даже в таком состоянии. Перед кончиной он призвал к себе архим. Варсонофия и принял от него схиму. Скончался великий подвижник и апостол Казанского края 4 декабря 1563 г. и был погребен за алтарем храма Спасо-Преображенской обители. Ближайшими помощниками святителя были архимандриты Герман и Варсонофий. Оба они, как и владыка Гурий, впоследствии были причислены к лику святых. Св. Герман († 1567) (в миру Григорий) происходил из боярской фамилии Садыревых-Полевых. Григорий был пострижен в монашество с именем Герман в Иосифо-Волоцком монастыре во время игуменства там свт. Гурия. Будучи еще молодым монахом, он отличался смирением и охотно исполнял все возлагавшиеся на него послушания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С. 114–115 – М. Митреа обобщает информацию о сохранившихся рукописях перечисленных выше житий, распределяя их в хронологическом порядке, чтобы показать степень распространения того или иного жития как в XIV в., так и в поздние исторические эпохи. Глава 2.6 – The “ author ’ s edition ” codex Marcianus graecus 582 («Авторское издание» кодекса Marcianus graecus 582). С. 116–124 – В этой главе М. Митреа говорит о том, что кодекс Marcianus graecus 582 является, возможно, одним из самых важных свидетельств житийных трудов свт. Филофея, посвященных подвигу современных ему святых. Далее автор монографии описывает интересную судьбу этой рукописи, краткий кодикологический и палеографический анализ, в котором подчеркивает активную роль свт. Филофея в процессе создания рукописи. Также М. Митреа в данной главе приводит доводы в пользу того, что рукописи Marcianus graecus 582 и Paris. gr. 421 были частью «издательского проекта» свт. Филофея по сбору и изданию своих собственных сочинений. Раздел 3 – Biographical Sketches of Kokkinos ’ Heroes (Биографические очерки героев житий свт. Филофея (Коккина)). С. 125 – Биографическим очеркам святых современников свт. Филофея, которые представлены в данном разделе, предшествует краткая справка о годах их жизни. Данная информация представлена автором монографии, как в текстовом варианте, так и в виде диаграммы, причем М. Митреа также добавляет годы жизни самого свт. Филофея (Коккина). Итак, приведем данную информацию в хронологическом порядке, согласно диаграмме (Fig. 3. на С. 125): ¤ Прп. Герман (Марулис) – ок. 1252-ок. 1336 гг.; ¤ Прп. Никодим Новый – ок. 1267–1307 гг.; ¤ Прп. Савва (Дзискос; Σβα Τζσκος 165 ) – ок. 1283-ок. 1348 гг.; ¤ Свт. Григорий Палама – 1296–1357/1359 гг.; ¤ Свт. Исидор (Вухир) – ок. 1300–1350 гг.; ¤ Свт. Филофей (Коккин) – ок. 1297/1300-ок. 1378 гг. Описание глав 3 раздела, которое будет представлено ниже, является близким к оригинальному тексту монографии переложением на русский язык. Это обусловлено краткостью самих очерков, а также значимостью в них сведений для понимания мотивов, побудивших свт. Филофея выбрать в качестве героев своих житий именно перечисленных выше святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В статье указаны немногочисленные факты о свт. Филофее (Коккине): o в 1347 – 1353 гг. свт. Филофей возглавлял кафедру Ираклии (или Ираклеи); o в октябре – ноябре 1351 г. Ираклея была захвачена генуэзцами (известна точная дата захвата – 25 октября 1351 г., см.: Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 63). Также небольшая по объему информация указана в следующей статье Православной энциклопедии. Это работа О. В. Лосевой и А. В. Крюкова об афонском Ватопедском монастыре 2009 г. 201 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Заголовок «Византийский период» : говорится, что в Ватопеде в разное время жили «деятели движения исихазма», среди которых свт. Филофей (Коккин) в 30-х гг. XIV в. (не соответствует данным современной науки, см. Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 50–51). Кратко упоминается о свт. Филофее в статье Православной энциклопедии «Герман Марулис», опубликованной в 2011 г. 202 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Здесь встречаем следующее упоминание: «Житие Германа Марулиса, написанное между 1341 и 1344 гг. Филофеем Коккином.., не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени». Указанная датировка обсуждается в науке: как мы отмечали выше, М. Митреа склоняется к более позднему сроку написания данного жития, к кон. 1350-х – нач. 1360-х гг. (см. Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 57). Следующая статья Православной энциклопедии также о современнике свт. Филофея (Коккина), патриархе Каллисте I. Это работа О. А. Родионова, опубликованная в 2014 г. 203 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Заголовок «Жизнь» : упоминается эпизод из жизни патриарха Каллиста, когда он был низложен с патриаршего престола, и был избран патриарх свт. Филофей (Коккин), который вскоре короновал Матфея Кантакузина. Также указываются годы служения свт. Филофея на патриаршем престоле: 1353–1354 и 1365–1376 гг. (начало 2 срока указано неточно, согласно монографии М. Митреа – 11.10.1364, см.: Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 77, n. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор. Е. Е. Голубинский пишет об этих святителях как о таких, время прославления которых остается неизвестным, и определял дату установления их общего празднования периодом от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода ( Е. Е. Голубинский . История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 157). В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988–1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035–1060; † 15 октября 1060 г.); святитель Герман, епископ (1078–1096); святитель Аркадий, епископ (1157–1162; память 18 сентября/1 октября); святитель Григорий, архиепископ (1187–1193; † †24 мая 1193 г.); святитель Мартирий, архиепископ (1193–1199; † 24 августа 1199 г.); святитель Антоний, архиепископ (1212–1220; 1226–1228; † 8 октября 1231 г.); святитель Василий Калика, архиепископ (1331–1352; † 3 июля 1352 г.); святитель Симеон, архиепископ (1416–1421; † 15 июня 1421 г.); святитель Геннадий, архиепископ (1484–1504; память 4/17 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553–1571); Афоний, митрополит (1635–1648; † 6 апреля 1653 г.). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме свт. Германа, свт. Геннадия и свт. Пимена, почему в некоторых источниках и не назначены их имена в числе Собора). 4 октября празднование было установлено совместно с памятью святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского († 1052), а 10 февраля Собор святителей празднуется совместно со святой благоверной княгиней Анной Новгородской († 1056). Кроме поименованных, из святителей Новгородских отдельные памяти имеют: свт. Никита Затворник, епископ († 1108; память 31 января/13 февраля); свт. Нифонт, епископ († 1156; память 8/21 апреля); свт. Иоанн, архиепископ († 1186; память 7/20 сентября); свт. Феоктист, архиепископ († 1310; память 23 декабря/5 января); свт. Моисей, архиепископ († 1362; память 25 января/7 февраля); свт. Евфимий, архиепископ († 1458; память 11/24 марта); свт. Иона, архиепископ († 1470; память 5/18 ноября); святитель Серапион, архиепископ († 1516; память 16/29 марта). Лонгин Коряжемский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Лит.: Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. Т. 1: Со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). Вкл.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 84. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/text/164697.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010