Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным). Апофатический и катафатический методы не только не отрицают друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет: «Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога» 156 . «Пространный Катихизис» перечисляет следующие свойства Божии: онтологические: вечность, вездесущие, неизменяемость; духовные: благость, праведность, всемогущество, всеблаженство или вседоволъство 157 . 2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии 2.3.3.1. ВЕЧНОСТЬ Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени изменения для Бога не существуют, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени. «От века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89:3 ). «Ты, Господи, пребываешь, во веки» ( Плач. 5:19 ). «Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр. 4:8 ). Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено по повелению вечного Бога ( Рим. 14:25 ). 2.3.3.2. ВЕЗДЕСУЩИЕ (ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ) Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» ( Пс. 138:7–10 ) Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь; Его не проникает ничто. Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Все отстоит от Бога не местом, а природой» 158 . «Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1613 Филарет, митроп. Московский. Слова и речи. Ч. III. С. 279—281. 1614 Из жития преп. Иоанна Лествичника, 30 марта. 1615 Преп. Исаак Сирин. Слово 91. С. 433. 1616 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. IV. Тр.-Серг. Лавра, 1892. С. 383—384. 1617 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 212. С. 124. 1618 Иером. Алексий Шепелев. Свет Печерский, 1918, 23. С. 364. 1619 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. III. 1620 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 383. 1621 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII. М., 1854, п. 260. С. 263. 1622 А. Д. Троицкий. Евангельские блаженства. Изд. 2-е. Киев, 1916. С. 107—108. 1623 Под благочестием обычно понимается истинное богопочитание, набожность, богобоязненность, благоговейное почитание и исполнение заповедей Божиих. 1624 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 154, 123, 108. 1625 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VII. С. 523. 1626 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 342. С. 75. Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. 3, п. 291. С. 393. 1627 Свт. Иоанн Златоуст. Там же, стр. 156. 1628 А.Д. Троицкий. Там же. С. 110—111, 113—114. 1629 Преп. Нил Синайский. Там же, п. 20. С. 8—9. 1630 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 302. 1631 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 156—157. 1632 Он же. Творения. Т. III. С. 300. 1633 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 20. 1634 Преп. Исаак Сирин. Слово 56. 1635 См.: Троицкие листки. T. V. С. 94. 1636 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V, п. 118. С. 141—143. 1637 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 3 на Деян. 1638 Четьи-Минеи, 20 дек. 1639 А.Д. Троицкий. Там же. С. 116—128. 1640 Мученики — (греч.) — святые, которые открыто и безбоязненно исповедали веру во Христа и мужественно засвидетельствовали истину христианской веры своими страданиями и смертью. Исповедники — (греч.) — те святой жизни христиане, которые открыто исповедали Христа перед гонителями и даже подверглись великим и тяжким мучениям за веру Христову, но не умерли во время пыток, а скончались естественной смертью. 1641 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII, п. 195. С. 57.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

383 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Слово 75. С. 375—376. 384 Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II. С. 233. 385 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, §§ 17—18. 386 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 5. 387 Он же. Слово 14, § 27. 388 Преп. авва Исаия. Слово 7, § 9//Добротолюбие. Т. I. С. 318; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 257. С. 166. 389 Древний Патерик. Гл. 21, § 10. С. 413, еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 98. С. 135. 390 Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. Ч. 1, §§ 104—105; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II, IV, VI, VII, IX, XI, XII. Ср. Слово свт. Иоанна Златоуста о пьянстве//Собрание поучений, избранных из творений свт. Иоанна Златоуста Стефаном Деребиным. Оптина Пустынь, 1881. T. I. С. 196. 391 Свящ. Ф. Богородский. Три врага нашего спасения. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. С. 54; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 851; II, 11—12, 33; IV, 74, 301, 827; VII, 591, 822; XI, 157—158. 392 Свящ. Ф. Богородский. Три врага нашего спасения. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 54—55. Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Слово о пьянстве//Душеполезный собеседник. 1890. С. 232—235; 1897. С. 199—201. 393 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. Ч. 1, §§ 106—108. 394 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Матф. Беседа 58-я. 395 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 4. Беседа 14. Ср.: Св. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 2 (Наставления христианского учителя относительно питья); Учение о вере и жизни. Ч. 2. С. 278—282. Кормчий. 1902. 35. С. 542; прот. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1900. С. 255—271. См. также: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. Слово о пресыщении и пьянстве. С. 366—572. 396 Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 500. 397 См. В. С. Соловьев. Проблема продления жизни. М., 1953. Гл. VII, §§ 1—8. С. 46—78. Ср.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. С. 391. 398 Наставления игум. Вонифатия из Феофании. См. старческие советы некоторых отеч. подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913. С. 562.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих – это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит печаль, яже по Бозе ( 2Кор. 7, 10 ). Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом – занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это – мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От этого и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже. Источник. Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов... (свт. Василий Великий , 5, 156–157). Источник. ...Книга Притчей есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности (свт. Василий Великий , 8, 166). Источник. ... Екклесиаста касается естествословия и открывает нам суету того, что в этом мире, чтобы не почитали мы для себя вожделенным преходящего и душевных забот не тратили на суетное (свт. Василий Великий , 8, 166). Как путнику во время жара дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу (прп. Ефрем Сирин , 30, 137). Источник. Что сладкий мед устам человека, то словеса Божии душе боящихся Господа (прп. Ефрем Сирин , 30, 210). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В «Великой борьбе» она говорит об этом уже осторожнее: даже после 1844 г. «Христос продолжает ходатайствовать за человека», но смысл этого ходатайства все-таки сводится к тому, чтобы ищущим был дан «свет истины» ( Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. С. 3380–381), т. е. опять-таки суббота. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Римлянам, 15, 3// Его же. Творения. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 682. И там же: «Когда Он Сам есть жизнь, источник всех благ, имеет равную с Отцом власть, воскрешает мертвых и животворит, и все прочее делает, то как Он может нуждаться в ходатайстве для оказания нам помощи?.. Тот, после совершения всего этого и после возведения естества нашего на царский престол, нуждался ли в ходатайстве о том, что более легко?» При этом он сравнивает подобное место из 2 Кор. 5:20, где Сам Бог увещевает нас о примирении. Конечно, такое увещание не унизительно для Божества, но лишь показывает Его любовь. Григорий Богослов, свт. Слово о Богословии четвертое, 14// Его же.Творения: в 2-х тт. Т. 1. М., 2010. С. 371. Впрочем, о ходатайстве можно говорить лишь в отношении человека Христа, но как Бог Он уже не просит, а подает вместе с Отцом ( Феодорит Кирский, блж. Толкование на Послание к Римлянам 8:34// Его же. Творения. М., 2003. С. 157–158).   Василий Великий, свт. О Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Инокийскому, 16, 37// Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 127. Подчеркивая многократно засвидетельствованное в Писании Его полновластие, свт. Василий Великий даже в ходатайстве Святого Духа усваивает Ему равную с Отцом и Сыном власть, славу и честь (Там же, 19, 50. С. 140). Никанор (Каменский), еп. Экзегетико-критическое исследование послания святого апостола Павла к Евреям. Казань, 1903. С. 128–130. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям// Его же. Творения. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 138–139. Уайт Е. Христианские опыты и видения//Ранние произведения Е. Уайт. Калининград, б.г. С. 66. Ср. в том же издании первый том «Духовных даров» (с.

http://bogoslov.ru/article/5350843

Но дьявольское «лицетворение» есть всегда отпетое лицедейство, лукавый театр, никогда не имеющий ничего общего ни со смиренным истощанием, предпринятым ради другого, ни со стремлением наделить кого-то не имеющимися у него высшими качествами, ни попыткой возводить человека к подвигу преодоления своей гордости. Это всегда гордое выпячивание своего «я», не гнушающееся для этого никакими средствами. Подлинное же, божественное «лице-деяние», всегда направлено на благо иных личностей, на их честь и славу, на их торжество в подлинном бытии. Использованная литература: 1 . Василий Великий , свт. Беседа 12. На начало Книги Притчей ( Притч 1. 1–5 )//Он же. Творения. Т. 1. С. 971–989. 2 . Василий Великий , свт. Толкование на пророка Исаию//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. С. 611–864. 3 . Гурьев В., прот., Пролог в поучениях на каждый день. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. 4 . Дмитрий Ростовский , свт. Житие 815, святого Петра, прежде бывшего мытарем//Он же. Жития святых (Четьи минеи). В 4-х т. Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 1764 (Издательство Аксион Эстин, 2009). Т. 1. Л. 110 об. –112. 5 . Игнатий (Брянчанинов) , еп. Отечник//Он же. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М.: Издательство Паломник, 2001–2007. Т. 6. 2004. 6 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры //Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . В 12-ти т. СПб.: Издание СПб. Духовной Академии, 1913. Т. 1. С. 157–345. 7 . Иоанн (Маслов) , схиарх. Глинский патерик. М.: Издательство Самшит, 1997. 8 . Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология//Он же. Собрание творений: в 4-х т./Пер. с серб. С. П. Фонова. М.: Издательство Паломник, 2004–2007. Т. III. 9 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 1998. 10 . Иустин (Попович) , преп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Литература: 1 . Амвросий Медиоланский , свт. Изъяснение 118 псалма//Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. М.: Дар, 2011. С. 157. 2 . Афониада – школа на Святой Горе. URL: обращения 08. 01. 2018). 3 . Баришанская M. M. Монастырские школы//Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. Г. Панова. В 2-х т. М: Большая Российская Энциклопедия, 1993–1999. Т. 2. С. 588. 4 . Варнава (Беляев) , еп. Дар ученичества. М.: Руссико, 1993. 5 . Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223. 6 . Василий Кинешемский , сщмч. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Духовное преображение, 2016. 7 . Вишняков С., свящ. О благотворном влиянии древняго православного монашества на общество//Душеполезное чтение. Ч. 1–2. Июнь 1860. С. 138–166; Июль. 1860. Ч. 2. С. 245–284. 8 . Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания//Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52. 9 . Восторгов И. , прот. Подвижничество и монашество//О монашестве. В 2-х т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 405–418, здесь: с. 411. 10 . Восторгов И. , прот. Поучение о том, что такое монастырь для монахов и мирян//Там же. С. 440–455. 11 . В святогорском училище «Афониада» торжественно отметили начало учебного года. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (дата обращения 08. 01. 2018). 12 . Во всей красе блистающего солнца. Преподобный Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей. М.: Издательство сестричества во имя свт. Игнатия (Брянчанинова) , 2007. 13 . Габидзашвили Э., Крашенинникова Н. Н. Георгий Святогорец (1009–1065)//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2006. Т. 11. С. 75–78. 14 . Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. И. Багров и др. 5-е изд., испр. и доп. М. и др.: Российское Отделение Валаамского общества Америки, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Заключение Так существуют ли пределы молитвы христиан за других людей? Церковное Предание прямо не ограничивает наше молитвенное дерзновение, не полагает ему строгих границ, не говорит о том, что молитва за какого бы то ни было человека может вмениться во грех. В то же время святые отцы предупреждают нас о некоторой степени бесплодности молитвы о спасении людей, противящихся Богу, сознательно сделавших свой выбор в пользу зла. При этом остаётся возможность молитвы и о таких людях. В случае с живыми людьми — об их обращении от порочной жизни к Жизни Благой, в случае с усопшими — о некотором снисхождении по отношению к таковым, о некотором Божественном утешении для них.   Михаил Помазанский, протопресв. Догматическое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2015. С. 295-296. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое послание к Коринфянам, 30//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского, в русском переводе. Т. 10. Кн. 1. С. 297. Климент Римский, сщмч . Первое послание к Коринфянам, 34//Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 157. Интересно, как такое раннехристианское восприятие единства отразилось в Литургии свт. Иоанна Златоуста: Служебник. 8-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. С. 139. Служебник. С. 154. Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам, 4 //Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 333. Там же. С. 333. См. также: Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам, 1 //Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 341. Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам, 7 . С. 343. Там же. С. 343. Климент Римский, сщмч . Второе послание к коринфянам, 12. С. 188. Василий Великий, свт. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской//Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.: Изд. типографии П.П. Сойкина, 1912. Т. 1. С. 616. Филарет Московский, свт . Избранные творения. 2-е изд. М.: Изд. храма Святой мученицы Татианы, 2004. С. 320.

http://bogoslov.ru/article/6175158

139 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С.339. 140 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988.С.478–479. 141 Св. Ириней Лионский . Творения. М.1996. С.495 142 Цит. по Архиеп. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. T.l M.1993. С.418. 143 Святый Мефодий епископ и мученик. Полное собрание его творений. СПб.1905. С. 278–279. 144 Жития святых. Составлены свт. Филаретом Черниговским . Ноябрь-Декабрь. М. 2000. С. 8. 145 Св. Афанасий Великий . Творения T.II. M.1994. С.287, 325. Заметим к слову, что Великий Афанасий отвергает мнение эволюционистов о возможности изменения природ. 146 Преп. Ефрем Сирин . Творения Т.б. М.1995. С. 210–211 147 Преп. Ефрем Сирин . Творения Т.б. М.1995. С.214. 148 Слова огласительные святаго Кирилла архиепископа Иерусалимского. М. 1855. С. 230–231. 149 Св. Василий Великий . Творения Т.1 М.1845. С.37. 150 Творения святаго Григория Нисскаго. Ч.1 М.1861. С. 19–20. 151 Свт. Григорий Богослов , «Слова», 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта.//Творения, Т. 1. Троице-Сергиева Лавра. 1994. С. 656–657. 152 Амвросий Медиоланский , свят. Шестоднев.//Божественное Откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М. «Паломникъ». 2001. С. 46. 153 Цит. По Отец Серафим ((Роуз). Православное понимание книги Бытия. М. 1998.С. 56, 72. 154 Цит. По Сотворение мира. Сб. 1й. Новозыбков. 2001. С. 349–350. 155 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб.1898. С.17. 156 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СП6.1898. С.28. 157 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб.1898. С.45. 158 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб. 1898. С.82. 159 Блаж. Августин Иппонский. О книге Бытия. М. «Паломник». 1998. С.115. 160 Памятники средневековой латинской литературы IU-UII веков. М.1998. С.276. 161 Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского. М. 1997. С.687. 162 Деяния Вселенских Соборов. Спб. 1993. T.III. С.518, 536. 163 Творения Преподобного Максима Исповедника . Книга 2. «Мартис» 1993. С.104. 164 Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. M.1993. C.78.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Ибо неблагоприлично, чтобы, по собственному произволению, отложившая уже всякую приятность житейскую, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в оной непреклонными мыслями, и тако к монастырю приступившая, чрез таковое тленное и исчезающее украшение, возвратилась к воспоминанию о том, что уже предала забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, и возмутилась в душе, по подобию волн потопляющих, туда и сюда вращающих, так что, иногда и проливая слезы, не являет она тем сердечнаго сокрушения; но аще, якоже свойственно есть, и упадет малая некая слеза, то и сия видящим возомнится происходящею не толико от усердия к подвигу монашескому, колико от разлучения с миром, и с тем, что в мире» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1624–1658). 67 Но монастыри и дары получали и вступали в наследство. Апофт. 148, 2: в общежитие аввы Геласия «оставлено неким старцем, который был также монахом, келья и поле рядом с ней». 68 Апофтегма 245, 8. 69 Свт. Василий. Пространные правила 16 (PG 31, 960:34–35). 70 Свт. Василий. Краткие правила 265 (PG 31, 1264:7–9). 71 Прп. Феодор Студит. Большой аскетикон (349:1–5) μοκτημοσνη, μλλον δτ μηδν χειν κα πντακατχειν, γαπητικ π πσι διθεσις, τν σαρκικν γονων δελφν τεκα συγγενν πντων παλλοτρωσις.. 72 IV Вселенский Собор, 2. См. также VII Вселенский Собор, 5. (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:462–467). 73 IV Вселенский Собор, 3: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал ( πραγμτων πεισγειν αυτν κοσμικας διοικσεσι ); разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступить сие определение: таковый да будет подвергнут церковному наказанию» (ACO, Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 157:20–159:9 (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:457–471). 74 VII Вселенский Собор, 13 (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:660–679). 75 Сам Юстиниан после того как в 535 и 538 гг. издал 5 и 76 новеллы в 546 г. нормы, содержащиеся в 5 новелле, восполнил также в новелле 123. Гл. 38 разрешала, чтобы после принятых обетов монах распоряжался об имении в пользу своих сыновей, если таковых имел, так чтобы они получили ¼ часть, а остальное монастырь.

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010