Содержание его известно уже из 2-й статьи. Замечательно, что не все из него внесено в статью Челобитной о крестном знамении, а иное и опущено. Не писано а) о Св. Мелетии, б) о книге Кормчей, в) о Никоне Черногорце, г) Арсении Суханове и д) письме Святогорских старцев. Мы не оставим сказать и о том, почему челобитчики не поместили у себя таких сказании. Сперва о том, что поместили они. 1) Слова Петра Дамаскина : «два перста и едина рука» находятся в Сборнике; но речение два, упомянутое в выписке до трех раз, написано везде по подчищенному, другою рукою и другими чернилами. Следственно в самых списках Петра Дамаскина было, видно, не так. Впрочем, такие слова «два перста и едина рука» и проч., хотя бы они и были так, в пользу двуперстного знамения ничего ясного не говорят, так как не известно, о которых двух перстах речь здесь, о 2-м ли и 3-м, кои протягиваются по-старообрядчески, или о 4-м и 5-м, кои по-Православному пригибаются к руке? Последнее ближе к сказанию вместе – и об одной руке. 96 2) В Сборнике находятся, мопеду прочим, следующие слова Максима Грека : «Совокуплением бо трех перстов, спречь пальца, и еже от среднего и малого тайну проповедуем Богоначальных трех Ипостасей». Но речения: «и еже от, и малого» написаны по подчищенному весьма много, и другою рукою, и другими чернилами. Творения Максима вообще были переписываемы и потом печатаны теми же самыми людьми, которые изменяли и Церковные книги: следственно могли быть испорчены так же, как и последние. 3) Из Стоглава в Сборнике выписано о перстах так: «Также бы Священные Протопопы и Священницы и Диаконы на себя воображали крестное знамение Креста образно и по чину, и благословляли бы Протопопы и Священники, Православных Христиан Креста образно же яко же предаша Святые Отцы. Так же бы и детей своих и всех Православных Христиан, поучали и наказывали, чтобы себя, огражали крестным знамением по чину и знаменалися крестообразно. И правую бы руку, сиречь десницу, уставливали ко крестному воображению. Большой палец да два нижние перста 97 во едино совокупив. А верхний перст, со средним совокупив простерт, и мало средний нагнув, тако благословити Святителем и на себя крестное знамение возлагати рукою двема персты, яко же предаша Святии Отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сиречь на сердце: и потом на правое плечо, таже на левое. То есть истинное воображение крестного знамения. Такоже подобает и всем Православным Християном руку уставливати, двема 98 персты крестное знамение, на лицы своем воображати и поклонятися яко же предрехом, аще ли кто двема персты не благославляет, яко же и Христос: или не воображает двема 99 персты крестного знамения, да будет проклят Святые Отцы рекоша».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Проще всего заподозрить сталинского «сидельца» в заискивающем выполнении постановлений власти. Но в его призывах к миротворчеству нет заискивания, как нет и страха — в них ощущается подлинное соответствие евангельским идеалам. Прочитав все его распоряжения по этому поводу, а также письма о родных для него угличских местах, ощущаешь неподдельную любовь к Родине, ее храмам, пульсу ее жизни, ее историческому пути. Он был патриотом своей Родины. В его распоряжении к отцам настоятелям по случаю 40-летнего юбилея Победы советского народа в Великой отечественной войне он пишет: «Благославляется Вам незамедлительно представить мне одну из произнесенных Вами проповедей, в которых бы были отражены не только поучительные нравственно-православные назидания, но и патриотически-миротворческие (выделено в оригинале) напоминания… когда наше миролюбивое Отечество будет праздновать 40-ю годовщину Победы» . Он нелицемерно любил свою Отчизну и ее печали были его болью, ее радости – его радостями. Его невозможно было заподозрить в слепом выполнении указаний «сверху». В своем обращении к благочинным он обращается с просьбой предоставить характеристики на священников, и в первую очередь просит описать их пастырскую деятельность: «…в докладе, кроме общих сведений, сообщите характеристику каждого священнослужителя, его проповедническую деятельность в приходе, взаимоотношения с исполнительным органом и прихожанами, а так же участие в миротворческой деятельности Церкви» . Такое большое и место, и значение в пастырском служении он уделял проповеди. Сам, будучи тружеником проповеди, он и от подчиненного духовенства требовал неленостного благовестия. Каждый настоятель и священник был обязан раз в полгода предоставить на рассмотрение владыки одну из своих проповедей. Сам, в возрасте 53 лет поступивший для продолжения образования в Ленинградскую Духовную Семинарию и Академию для пополнения богословского и научного багажа, он требовал равного и от других. Он требовал образования и ценил образованных людей потому, что видел в пастырстве служение высокое и ответственное.

http://bogoslov.ru/article/3779857

Патриарх Илия II: Невозможно представить человека без книг Тбилиси, 16 сентября 2014 г. Человека без книг представить невозможно. Радио, телевидения и других средств недостаточно. Глубокие знания вы должны получать из книг», - сказал Предстоятель Грузинской Церкви, благославляя студентов на начало нового учебного года.      В кафедральном Сионском соборе прошла служба , на которой в связи с началом учебного года благословили молодежь. Службу возглавил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. За службой студенты семинарии и академии, учителя и прихожане молились о том, что бы молодым были даны мудрость и благоразумие, сообщает Грузия Online. Святейший Патриарх обратился к собравшимся в храме с проповедью и вспомнил период своего обучения в семинарии. «Вспоминаю слова одного из наших профессоров, - даже если окончите десять семинарий и академий, ничего не выйдет, если не будете работать над собой индивидуально. Он советовал нам создать собственную библиотеку. У нас была стипендия и она шла в основном на покупку книг. Профессора читали нам лекции и некоторые студенты довольствовались этим. Была и другая часть студентов, которые работали в библиотеке», - отметил Патриарх. По его словам, их учебный день начинался в 7 часов молитвой, в 9 часов начинались лекции, в три - обед, а потом они шли в библиотеку и читали книги по богословию, философии, антропологии и истории. По словам Патриарха, это принесло хороший результат. «Чтение книг было началом моего успеха в семинарии и академии на протяжении 8 лет. Я читал книги и был первым. Человека без книг представить невозможно. Радио, телевидения и других средств недостаточно. Глубокие знания вы должны получать из книг. Мы попросим Всевышнего отворить наш разум, сердца», - отметил Католикос-Патриарх. Святейший благословил молодежь и пожелал им сил и мудрости от Бога. После службы Католикос-Патриарх отметил, что сегодня были благословлены все учащиеся, вузы, госуниверситет, духовная семинария, студенты семинарии. 15 сентября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73625.html

Был епископ Стефан сведущ в книгах. Будучи украшен этой добродетелью, делом и словом мог он противостоять идолослужителям и обличать спорящих с ним. Был он и большим знатоком книг, и все, что кажется трудным и остается непонятным в Священном Писании, мог легко разъяснить и хорошо растолковать. Этот дар имел он от Святого Духа, так что изумлялись многие люди и удивлялись такой Божьей благодати, данной ему. Среди и между неверующих был он один в наши годы выдающийся толкователь, один дидаскал слов апостольских и пророческих и хорошо толковал речи пророков и предсказания. Только одного его из многих помнят. И милостыню любил подавать, устраивать угощение странникам, нищим и гостям. Сколько раз, привозя многократно ладьями зерно из Вологды в Пермь, все это расходовал не на что-то иное такое, что себе самому на пользу, — а лишь для надобностей странников и приходящих, и всех прочих нуждающихся. И как прежде Иосиф в Египте был пшеницедателем и людей прокормил, и насытил их в дни голода, так и этот, насытивший людей, был новым хлебодателем. Но он здесь и более Иосифа Прекрасного был. Ведь Иосиф кормил людей одним только зерном, и не даром еще, а за плату каждому продавал. Этот же, должным образом все устроив, без платы отдавал и каждому даром отдавал. Как пророк Исайя сказал: «Те, кто не имеет хлеба, пойдите купите и ешьте без серебра и без платы — почему продаете хлеб ваш?» Иосиф только тела одни насытил, этот же не только тела накормил, но и души их насытил — учением, говорю, Божественного Писания, двойной пищей: тела — едой из плодов земных, душам же учение, которое есть плод уст. И так двояко кормил людей и насытил их в голод. Голод же, говорю, не только когда нет хлеба, но когда и другой голод настает, не меньший первого — когда совсем не слышно слова Божия. И так была та земля в те дни двояким голодом охвачена, двойную и пищу получила. «Не хлебом ведь, — сказано, — единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». И еще: «Готовьте не пищу тленную, а пищу, пребывающую в жизни вечной». Вот почему предлагалась не только видимая осязаемая трапеза, но и духовная предоставлялась: всегда Божественное поучение, и до еды, и во время еды, и после еды произносился псалом, и после питья — песнопение. Часто он устраивал большое угощение многим странникам и гостям, и пришельцам, приплывающим и отплывающим, и не давал им уйти просто так, как случалось, но всякий пришедший прежде у него бывал и у него благославлялся, и у него ел и пил, и от него принимал наставление и учение, и угощение, и поддержку, и от него принимал молитву, и, благословения удостоившись, с тем отправлялся в предстоящую дорогу, а Бог наставлял Стефана на спасение многим душам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2836...

Нравственный смысл этого действия ясен: по отношению к себе – практически взойди на высшую ступень возможную для тебя степень смирения; по отношению к обидчику – своим непостижимым смирением приведи его к совестным покаянным переживаниям. Но сверхприродность заповеди, невозможность выполнить ее по природе (в лучшем случае – по романтически окрашенному безволию) дает возможность понять, что императивность здесь – лишь форма, содержание же ее обращено к существу вышечеловеческой природы. Формальная жесткость любой императивно выраженной мысли бессмысленна по отношению к существу, не имеющему средств, необходимых для ее реализации. Рожденный ползать – летать не может. Бессмысленно заставлять младенца поднимать – даже не гору, а мешок муки; или слепого – рисовать закат солнца. Но Бог не призывает к бессмысленности; даже если рассматривать заповедь не в жестко императивной заданности, а лишь как совет, то и неопределенная чувствительность совета бессмысленна в ситуации невозможности исполнения. Это значит, что закон содержит описание иных норм бытия, можно сказать, райских норм бытия. Разумеется, в раю некому будет подставлять левую щеку, потому что никто не будет бить по правой; равно как не нужно будет любить врагов, благославлять проклинающих и молиться за обижающих, потому что там не будет врагов, проклинающих и обижающих. Евангельский закон в этом отношении представляет собой некий перечень указаний, исполняя которые в земных условиях, личность готовится к райскому, с нравственных позиций, совершенству и полноте: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный ( Мф. 5, 48 ). Но все нравственные евангельские указания, как бы они ни были обильны и детализированы, даже и принимая во внимание дальнейшие разработки у апостолов и святых Отцов, разумеется, не могут исчерпать всей полноты жизни. Да Христос и не ставит такой задачи. Так, рассмотренные выше заповеди о чистоте, раскрывают лишь некоторые типы целомудренных отношений между мужчиной и женщиной и соответствующего нравственного устроения, но не покрывают собою всей полноты этой области, что и невозможно. Евангельский закон лишь намекает и намечает пути; эти намеки и наметки дают возможность личности, используя свою свободу и рассуждение, раскрыть свой райский нравственный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

ORTODOX 29 сентября 2012, 19:57 Вот elena пишет: " а не хотим ли мы раскаяться... " . К сожалению эта фантазия, чуждая православию о коллективном покаянии, крепко сидит в головах некоторых наших братьев и сестёр. Фантазия абсолютно чуждая православному вероисповеданию. Каждый сам, лично будет отвечать за свои дела перед Богом. И нынешние щелкопёры ответят за свои писания и возбуждение в " тёмных массах " , как они о нас думают " прогрессивных " идей церковного обновленчества. Да они активны и находят для этого бесовского дела " специальных " пастырей овец православных, которые устраивают в Великии наши праздники крестины левозачатных детей и при этом не пускают в храм прихожан пришедших встречать Христа идущего на добровольную Жертву за нас грешных. Тревожит не то что леваки активны в своём большевистском меньшинстве, а то что нет активного сопротивления со стороны реального, но пассивного, большинства, которое забыло что сказал Господь: " Не мир я принёс вам, но меч " . Говоря другими словами: каждый из членов православной церкви имеет обязанность покаяться в своём грехе непротивления злу насилием сегодня. Никто не говорит об экстремистских, провокаторских акциях некоторых околоцерковных активистов правого толка. Но на каждую выходку церковных перестройщиков - сатанистов должен быть явлен действенный поступок. Вот, к примеру, как обсуждаемая публикация, изобличающая " зону роста ног " у нынешних последователей ребе Лейбы Давидовича Бронштейна Александр 29 сентября 2012, 19:42 А как на счёт соблюдения Христовой заповеди: " Благославляйте врагов ваших, и молитесь за них. и Любите их " А ежели любите только тех, кто любит вас, какова вам награда за это на Небесех? elena 29 сентября 2012, 17:22 а не хотим ли мы раскаятся за учиненное по попустительству наших предков в 17 году? И особенно 17 июля 1918? и тогда никакие Троцкие страшны не будут. Ант 29 сентября 2012, 17:14 Что же делать современным художникам, музыкантам, и вообще деятелям культуры,если даже «воцерковление» светской культуры - это одно из проявлений зла. И вообще этот вопрос где-то обсуждается? Если кто знает, дайте, пожалуйста ссылку.

http://pravoslavie.ru/56391.html

Вячеслав 24 июня 2020, 08:02 инокиня Наталья23 июня 2020, 21:07 Да вы не пугайтесь. Просто войны происходят и из-за того, что у кого-то зашкаливает алчность, жадность, гордыня и нападают на того кто послабее, или кажется что послабее. Тот кто послабее разве был греховней того кто сильнее? Вряд-ли, он просто показался хорошей добычей. Так же и СССР показался хорошей добычей, там же " правят коммунисты, которых ненавидит народ " , да и славяне рабы хорошие, работящие и покорные, главное им грамоты особы не давать и в церквях молиться давать и объяснять кто хозяин здесь. Ольга 23 июня 2020, 23:19 Продолжение. В Священном писании Господь, давая заповеди Моисею, говорит: благославляя, благословлю на тысячи поколений, проклиная, прокляну до 3-4 поколения. В том числе была заповедь о почитании Господа. Тогда почему же не может быть наказания потомков за грехи родителей? И войны как попущение за грехи поколения, жившего в начале 20 века? Была страшная война. Для меня день победы каждый год - со слезами на глазах. Мне 42 года, вспоминаю дни победы детства - как самые дорогие праздники. Я была счастливая - видела столько ветеранов, и не ценила этого. Как бы сейчас обняла каждого из них, погладила бы их шершавые морщинистые руки и просто низко поклонилась бы до земли. СпасиБог! Ольга 23 июня 2020, 23:02 Уважаемая инокиня Наталия, благодарю Вас за рассказ. Что поделились с нами семейными воспоминаниями, такими непростым. Это важно помнить и знать. Тем более сейчас, когда пытаются перевернуть историю с ног на голову - и в России тоже, к сожалению. На Православие.ру комментируют не только верующие Православные,поэтому не надо сильно обращать внимание на некоторые комментарии. 75000 женщин, детей и стариков не по своей воле оказались в голой степи, и цинизм - делать выводы о неизбежность смерти в открытой степи. Это пример переворачивается истории с ног на голову. О пропущении войны за грех Боготсупничества русского народа говорили многие Святые и праведный люди. А им Господь открывает Истину.

http://pravoslavie.ru/132017.html

Но второй и третий брак благославляются Церковью только во избежание больших грехов со стороны овдовевших. Апостол Павел отдает полное преимущество пред такими браками честному вдовству. Посему-то св. отцы положили в своих правилах, чтобы второбрачные не допускались к степеням священства, несли иногда церковное покаяние и самый брак их совершался с меньшею церковною торжественностью. Что касается второго свойства христианского брака – нерасторжимости, то она также определяется из первоначального закона о брачном союзе одного мужа и жены. Впоследствии Сам Иисус Христос ясно указал на нерасторжимость брачного союза, когда сказал: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Когда Ему возразили, что Моисей заповедал отпускать жену и давать ей книгу распустную (разводное письмо), – Господь сказал: Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша изначала же не бысть тако ( Мф.19:8 ). Ученикам Своим по тому же поводу Он говорил, что, если муж или жена оставит свою жену или мужа и вступит в брак с другими, то впадают в прелюбодеяние ( Мк.10:11–12 ). Точно также ясно учили о нерасторжимости брака и апостолы. Оженившимся, пишет ап. Павел, завещаваю не аз, но Господь, жене от мужа не разлучатися Аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем своим: и мужу жены не отпущати ( 1Кор.7:10–11 ; Рим.7:2–3 ). Один только случай указал Спаситель, когда позволяется расторжение брака. Это неверность, измена супружескому союзу кого-либо из супругов: всяк отпущаяй жену свою, говорил Господь, разве словесе любодейнаго (кроме вины любодеяния), творит ю прелюбодействовати ( Мф.5:32;19:9 ). Посему и в правилах соборов и св. отцев указывается на этот случай, как дозволяющей расторжимость браков, хотя вместе с тем замечается, что даже и в этом случае союз супругов может сохраниться в силе чрез их примирение и таким образом оставаться нерасторжимым. По нашим церковным и гражданским законам есть и еще, кроме указанного, случаи расторжения браков, как такие, в которых брачный союз разрывается сам собою, подобно смерти одного из супругов, – это ссылка одного из супругов за преступление (гражданская смерть) и безвестное отсутствие одного из супругов, продолжающееся более пяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В-третьих, играл роль религиозный фактор. Задолго до Великого раскола 1054 года Рим вступал в периодические конфликты с восточными патриархами. Так что походы против язычников, еретиков и схизматиков (к последним на Западе относили православных) были таким же богоугодным делом, как войны с неверными. Но учитывая, что с халифами папы за светскую и духовную власть не боролись, походы против восточных христиан они благославляли даже с большим удовольствием, чем против мусульман. В-четвёртых, земли на Западе были уже поделены. В случае перехода какой-то области от одного государства к другому, местное рыцарство просто приносило вассальную присягу новому сюзерену и оставалось в своих замках. Таким образом, младшие сыновья дворянских семейств, составлявшие основу любой армии, имели очень малые шансы получить земельное владение на Западе. Восток, с его безграничными просторами, в этом плане казался раем. Побеждаешь язычников (или схизматиков), забираешь их земли по праву завоевания, становишься их господином, а они твоими крепостными. Понятно, что в таких условиях европейское рыцарство неудержимо тянуло на Восток. Пока Европа не упёрлась в Россию, её восточная граница была чем-то вроде американского западного фронтира. Она постоянно отодвигалась, предоставляя новым жаждущим улучшить своё благосостояние, новые земли и новых крепостных. Человек пару раз пройдёт одной и той же дорогой и у него вырабатывается привычка. Представьте себе, какая привычка выработалась у европейцев за тысячелетнюю историю. Даже после того, как отправлявшиеся на Восток армии стали навечно пропадать в России, привычка периодически пытать счастье на традиционном направлении экспансии не исчезла. Сложившийся же в последние пятьсот лет европоцентризм эту привычку лишь усилил. Европейцу значительно сложнее поднять руку на европейца, чем на какого-то русского.   Дальше на Восток - «некондиционный товар» Впрочем, и тут есть градация. Самые европейские европейцы, которые «все люди братья» - европейцы западные (французы, немцы, британцы, голландцы, скандинавы). Южные европейцы (итальянцы, испанцы, португальцы) - второй сорт. Восточные европейцы (славяне, венгры, прибалты), греки и балканские славяне - третий сорт. Дальше на Восток лежит некондиционный товар. В последние лет сто они в целом перестали отрицать нашу человеческую сущность - просвещение обязывает, но внутренне продолжают сомневаться в том, что мы такие же люди, как они.

http://radonezh.ru/2021/05/19/rostislav-...

Последуй за Ним на ту вечерю, за которою Он предал ученикам Своим святые тайны (παρδωχεv μυστρια για). Как благоразумный наблюдай, как и ноги омывает Своим ученикам... Всмотрись в это, брат, и, прославляя, покланяйся Его благоволению. Обрати внимание, как благославляя хлеб, преломляет его в образ собственного Своего пречистого тела, и как опять благословляет чашу в образ крови, и Дает Своим ученикам, – и будь сопричастником Его тайн. И изшедши оттуда, войди со своим Владыкою во двор беззаконного Каиафы...., последуй за Ним и на крестное место...; смотри, как кровь и вода истекли из ребра Его, на искупление души твоей, брат. Смотри внимательно, где Его полагают, утреннюй с женами на гробе Его; узри ангелов предстоящих там; слушай, что ангелы говорят женам: возста Господь, якоже рече (Мф. 28:6). Смотри на это, как благоразумный, совершенный, несомненно веруя, что совершившееся – истинно. Ибо если всего этого не созерцаешь ясно очами веры, то не можешь возвыситься с земли на небо и духовно взирать на страдания Христа 6 . Употребленные здесь слова: «обрати внимание, как благословляя хлеб, Он (Христос) преломляет его в образ собственного Своего пречистого тела, и как опять благословляет чашу в образ крови (ν τπ το σματος δου κρντου... ν τ τπ αματος )» не говорят еще с необходимостью против реального присутствия тела и крови Христа в евхаристии. В данном месте оратор, перечисляя по порядку события последних дней в земной жизни Искупителя, обращает внимание верующего на тайную вечерю, за которою было установлено таинство евхаристии. Тело Иисуса Христа еще не было тогда вознесено на крест, но не преломлялось и не раздавалось верующим, кровь Его еще не была излита за спасение Mipa, а потому Спаситель за вечерю мог преломить благословленный хлеб только в образ жертвы, имевшей еще быть принесенною, жертвы собственного Своего пречистого тела и драгоценной крови, подобно тому, как мы теперь приносим свою бескровную жертву в воспоминание и образ раз на всегда совершенной крестной жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kirillo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010